Научная статья на тему 'Этические и деонтологические аспекты фармацевтической деятельности'

Этические и деонтологические аспекты фармацевтической деятельности Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
8158
732
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ / ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ФАРМАЦЕВТА / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ РАБОТНИКА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ / PHARMACEUTICAL ETHICS AND DEONTOLOGY / CODE OF ETHICS PHARMACY EMPLOYEE / PROFESSIONALISM OF A WORKER IN THE PHARMACEUTICAL INDUSTRY

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Слюсар О.И., Абузарова М.Р., Алексеев К.В., Погабало А.В., Федина Е.А.

Провизоры работают в системе здравоохранения и для успешной деятельности в аптечных и фармацевтических предприятиях важны, прежде всего, профессионализм, умение сотрудничать с посетителями аптек, коллегами, врачами и медицинскими представителями. По данным проведенного опроса установлено, что 90% врачей и 50% провизоров считают медицинских представителей фармацевтических компаний компетентными в области знаний о рекламируемом лекарственном препарате. В то же время 35% опрошенных врачей и 4% фармацевтических работников оценивают их деятельность как мешающую работе. На характерные нарушения этических норм и некорректные сравнения рекламируемых препаратов с аналогами указывают 90% врачей и 99% провизоров. Компетентность в сфере общения одна из главных составляющих специалиста высокого уровня, так как важно не только донести правильную информацию до потребителя, но и проявить хорошие навыки межличностного общения. Приводятся основные требования фармацевтической этики и фармацевтической деонтологии во взаимоотношениях врач -пациент провизор (фармацевт). Рассматриваются важнейшие рекомендации совещаний ВОЗ, МФФ, ВАЗ направленных на повышение роли фармацевтических специалистов в реализации современной стратегии в области лекарственного обеспечения населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Слюсар О.И., Абузарова М.Р., Алексеев К.В., Погабало А.В., Федина Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The pharmacists work in the healthcare system and, for the most part, the professionalism, ability to cooperate with pharmacy visitors, colleagues, doctors and medical representatives are important for the success in pharmacy and pharmaceutical enterprises. According to the survey 90% of doctors and 50% of pharmacists considered the medical representatives of pharmaceutical companies are competent in the field of knowledge about the advertised drugs. At the same time, 35% of the doctors surveyed and 4% of the pharmaceutical workers evaluate their activities as interfering with their work. 90% of doctors and 99% of pharmacists indicate typical violations of ethical norms and incorrect comparisons of advertised drugs with analogues. Competence in the sphere of communication is one of the main components of a high-level specialist, since it is important not only to convey the right information to the consumer, but also to show high interpersonal skills. The basic requirements of pharmaceutical ethics and deontology in the relationship between doctor patient pharmacist (specialist in pharmacy) are presented. The most important recommendations of meetings of WHO, IFF, VAZ are aimed at increasing the role of pharmaceutical specialists in the implementation of a modern strategy in the field of drug provision of the population.

Текст научной работы на тему «Этические и деонтологические аспекты фармацевтической деятельности»

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-12-297-301

УДК: 615.15: 174.4

ЭТИЧЕСКИЕ И ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слюсар О.И., Абузарова М.Р., Алексеев К.В., Погабало А.В., Федина Е.А.

Частное учреждение образовательная организация высшего образования Медицинский университет Реавиз, г. Москва,

Российская Федерация

Аннотация. Провизоры работают в системе здравоохранения и для успешной деятельности в аптечных и фармацевтических предприятиях важны, прежде всего, профессионализм, умение сотрудничать с посетителями аптек, коллегами, врачами и медицинскими представителями. По данным проведенного опроса установлено, что 90% врачей и 50% провизоров считают медицинских представителей фармацевтических компаний компетентными в области знаний о рекламируемом лекарственном препарате. В то же время 35% опрошенных врачей и 4% фармацевтических работников оценивают их деятельность как мешающую работе. На характерные нарушения этических норм и некорректные сравнения рекламируемых препаратов с аналогами указывают 90% врачей и 99% провизоров. Компетентность в сфере общения - одна из главных составляющих специалиста высокого уровня, так как важно не только донести правильную информацию до потребителя, но и проявить хорошие навыки межличностного общения.

Приводятся основные требования фармацевтической этики и фармацевтической деонтологии во взаимоотношениях врач -пациент - провизор (фармацевт). Рассматриваются важнейшие рекомендации совещаний ВОЗ, МФФ, ВАЗ направленных на повышение роли фармацевтических специалистов в реализации современной стратегии в области лекарственного обеспечения населения.

Ключевые слова: фармацевтическая этика и деонтология, этический кодекс фармацевта, профессионализм работника фармацевтической отрасли.

Изменения, происходящие в последние десятилетия в различных сферах: экономике, здравоохранении, фармации, психологии, а также в сфере информационных технологий, привели к радикальным переменам во взаимоотношениях между врачом, пациентом и провизором. Ассортимент лекарственных средств (ЛС), имеющихся в аптечных организациях, значительно расширился, и врач не всегда успевает ознакомиться с информацией обо всех поступающих новых лекарственных препаратах (ЛП). Вместе с тем среди продвигаемых на фармацевтический рынок и представленных на нем ЛС далеко не все достаточно полно и объективно охарактеризованы по критериям эффективности, безопасности, экономической целесообразности и доказательной медицины. В то же время уровень грамотности и требовательности к своему здоровью у определенной части населения повысился, и пациенты очень часто обращаются напрямую к специалисту фармацевтического профиля, минуя врача. В связи со сложившимися обстоятельствами изменилась и сама роль фармацевтического работника.

За последние тридцать лет под эгидой ВОЗ проведены мероприятия, в результате которых была определена новая роль фармацевтического специалиста в системе здравоохранения. В 1988 г. в Мадриде (Испания) состоялось Европейское региональное совещание «Роль фармацевта в розничной и больничной аптеке», участники которого пришли к следующим выводам:

• Врачи и фармацевты должны работать сообща;

• Необходимы общие подходы к выбору ЛС;

• Фармацевтический специалист - это консультант врача, он принимает участие в выборе ЛС и дает рекомендации относительно их рационального использования;

• Фармспециалисты играют ведущую роль в предоставлении информации и рекомендаций пациенту, касающихся применения ЛС; и должны информировать пациентов о возможных побочных эффектах ЛС;

• Фармацевты должны способствовать пропаганде здорового образа жизни.

Так же в 1988 г. в Нью Дели (Индия) прошло совещание Международной Фармацевтической Федерации

(МФФ) «Содержание фармации и функции фармацевтов». Его участники подтвердили выводы Мадридской встречи, касающиеся роли фармацевтического работника в розничной аптеке и аптеке медицинской организации, и сформулировали рекомендации относительно сферы деятельности фармперсонала помимо аптечной сети. На совещании МФФ «Качественные фармацевтические службы - польза для государства и общества» (Токио, 1993 г.) была сформулирована концепция фармацевтической помощи, согласно которой главными в работе фармспециалиста должны быть интересы пациента. Участники совещания предложили осуществлять фармацевтическую помощь, как в отношении каждого пациента, так и всего населения. Это предполагает:

• предоставление пациентам достоверной и объективной информации о ЛП;

• участие фармспециалистов в разработке законопроектов и регламентирующих правил, касающихся обеспечения населения ЛС;

• разработку методических указаний и критериев для составления формуляров;

• разработку систем распределения ЛС.

На 47-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения (ВАЗ) в мае 1994 г. была принята резолюция «Роль фармацевта в поддержке Пересмотренной стратегии ВОЗ в области ЛС» (ВАЗ 47.12), которая содержит важный вывод о том, что «фармацевт может играть ключевую роль в системе общественного здравоохранения». В Резолюции ВАЗ обоснована необходимость участия фармацевтических специалистов в разработке соответствующих постановлений и правил, регулирующих работу в фармацевтической сфере. Странам - членам ВОЗ было предложено определить роль фармспециалистов в реализации Национальной лекарственной политики в рамках стратегии «Здоровье для всех»; в полной мере использовать знания фармацевтических специалистов на всех уровнях системы здравоохранения, в особенности в разработке Национальной политики в области ЛС [1, 2, 4].

В связи со сложившимися обстоятельствами большое значение приобретают вопросы медицинской, фармацевтической этики и деонтологии.

Фармацевтическая этика - это совокупность неформальных норм нравственного поведения фармацевтических работников при выполнении ими своих обязанностей по отношению к обществу, конкретному пациенту, друг другу, контактным группам людей (медицинские работники, контролирующие органы и др.).

Фармацевтическая деонтология - практическая наука, призванная дать специалистам знания, необходимые для выполнения функционально-должностных

обязанностей, и те, которые вытекают из общественной ценности профессии провизора и фармацевта. Категория долга имеет два уровня: объективный и субъективный.

Объективный - это совокупность обязанностей, вытекающих из профессиональной деятельности специалиста. Субъективный - это отношение фармацевтических работников к выполнению своих обязанностей. На основе этого единства возникает взаимосвязь этики провизора (фармацевта) и фармацевтической деонтологии [3].

Фармацевтическая этика возникла с открытием первых аптек и с появлением первых фармацевтов. В России это произошло в конце XVI в., а спустя два столетия, в 1789 г., был издан Аптекарский устав, вошедший в свод законов Российской империи. К XIX-XX вв. развитие фармацевтической науки и рост народонаселения привели к резкому увеличению количества аптек и номенклатуры лекарственных препаратов. Как следствие, перед обществом в целом и перед фармацевтическим сообществом в частности встала проблема более строгой регламентации фармацевтической деятельности, что и было сделано путем создания и постоянного совершенствования современной законодательной базы в области фармации. В то же время стало очевидно, что для многих профессий, в первую очередь для тех, от представителей которых зависит здоровье, благополучие, а зачастую и жизнь человека, одного законодательного регулирования недостаточно. Фармацевтические сообщества разных стран пришли к пониманию того, что необходимо свести в одном документе все выработанные многолетней практикой правила профессионального поведения и этические нормы, а также заявить о принципах и ценностях, определяющих роль и ответственность фармацевта перед обществом. Так появились первые этические кодексы фармацевта, которые, по сути, представляли собой принятые сообществом объединившихся аптекарей декларативные заявления, состоящие из добровольно взятых на себя профессионально-нравственных обязательств и самоограничений [1,5].

Большинство современных этических кодексов фармацевта отличаются друг от друга не столько содержанием принципов и обязательств, сколько их формулировками. Главный принцип этического кодекса фармацевта, «заповедь №1» - основной обязанностью фармацевта является забота о благе каждого пациента. Обязательствами, вытекающими из этого принципа, согласно этическому кодексу FIP (международная фармацевтическая федерация) являются: быть объективным, ставить здоровье и благополучие человека выше личных или коммерческих интересов (включая финансовые), способствовать праву человека на безопасное и эффективное лечение. «Этический кодекс

российского фармацевта» формулирует «первую заповедь» так: «Главная цель профессиональной деятельности фармацевта - всегда помнить об обязанности сохранять человеческую жизнь» [1,6].

В ходе своей профессиональной деятельности фармспециалист контактирует со следующими группами людей: пациенты и их родственники, врачи (медицинские работники), медицинские представители и коллеги. Деонтология в части взаимоотношений фармацевтических работников и врачей предполагает соблюдение следующих требований:

• Отношения между фармацевтическим специалистом и врачом должны строиться на взаимном уважении;

• Фармацевтический работник не должен допускать бестактных высказываний в адрес врача, как и он не имеет права умалять достоинство фармработника;

• У фармспециалиста и врача общая задача - возвращение здоровья пациенту.

Фармработник, являясь специалистом в области лекарствоведения, обязан:

• Информировать врача о новых профилактических, диагностических и ЛП;

• Требовать от врача строгого соблюдения установленных правил выписывания рецепта. Фармацевтический специалист должен работать в

тесном контакте с врачом. Содружество фармспециалиста и врача, совместный выбор наиболее эффективных, специфических лекарственных средств и их лекарственных форм, дозы препарата, рациональной схемы лечения, способа применения, времени приёма ЛП способствуют эффективному лечению пациента. Фармацевтический работник не должен подменять врача в выборе ЛС, предлагать пациенту ЛП по собственному усмотрению, так как не знает индивидуальные особенности организма больного и течения заболевания. Фармспециалист обязан обеспечить пациентам наличие тех ЛС, которые им выписал врач, а также соответствие их химического состава, дозировки и формы отпуска требованиям, определёнными назначением лечащего врача. Фармацевтический работник должен быть нетерпим к всякого рода ошибкам медицинских работников в вопросах лекарствоведения. Не оставлять без внимания все ошибки и неточности, обсуждать их с медицинскими работниками. Помнить, что даже небольшая неточность врача может перерасти в роковую ошибку в лечении пациента. Практическое назначение фармацевтической деонтологии состоит в том, что аптечные работники должны быть подготовлены к разрешению возникающих конфликтных ситуаций с врачами, больными и их родственниками; которые обычно вызваны как недостаточной информацией последних о работе аптечной организации, сроках действия рецепта, правилах отпуска лекарств из

аптеки и т.д., так и неправильным поведением фармспециалиста.

Деонтология в части взаимоотношений фармацевтических работников и пациентов предполагает соблюдение следующих требований: поведение провизора (фармацевта) должно вызывать доверие, необходимо помнить, что больным свойственны раздражительность и внушаемость, повышенная требовательность и обидчивость. Поэтому при общении с ними следует проявлять максимум чуткости, внимания и такта. Речь должна быть максимально понятна и в меру громкая, пожилым людям можно повторить рекомендации несколько раз. Умение выслушать, посочувствовать, разделить чужую боль является важным деонто-логическим требованием к фармспециалисту.

Выкладка товаров аптечного ассортимента должна быть не только профессиональной, но и корректной с точки зрения профессиональной этики. В частности, нельзя выставлять на обозрение препараты, отпускаемые по рецепту врача. При отпуске ЛС аптечный работник должен подробно объяснить, как его хранить в домашних условиях и подробно проинструктировать о приеме; осторожно, не внушая страха, предупредить о возможных побочных действиях препарата и объяснить, что при этом делать: прекратить прием, обратиться к врачу, уменьшить дозу. Следует также сказать больному о том, что некоторые побочные эффекты, включенные в аннотацию, встречаются крайне редко.

Совершенствование знаний и методов работы -один из главных деонтологических принципов, так как от квалификации фармспециалиста зависит здоровье человека. Это особенно актуально сегодня, когда объем медицинской информации возрос, номенклатура ЛП значительно увеличилась. Часто посетители аптечных учреждений стремятся приобрести широко рекламируемые ЛС, основываясь на знаниях, полученных из СМИ или от знакомых. Задача фармацевтического работника в таком случае состоит в том, чтобы в доступной форме рассказать о показаниях и противопоказаниях к применению ЛП, напомнить о вреде самолечения [2,3].

В настоящее время разработка, производство и реализация фармацевтической продукции, в большей степени представляют собой коммерческие структуры, для которых важной составляющей является получение прибыли. Пытаясь скорее оправдать свои расходы на разработку ЛС или получить прибыль, фирмы оказывают давление на органы, разрешающие препараты к использованию в медицинской практике, регистрацию их, а также на медицинский персонал и население. Естественно, что международные и национальные организации, отвечающие за здоровье населения и отдельных граждан, за здравоохранение в целом обеспо-

коены создавшимся положением и пытаются выработать механизмы, устраняющие причины этих явлений. ВОЗ после нескольких лет работы и нескольких попыток 13 мая 1988 г. на 41-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения приняла Этические критерии продвижения ЛС на рынок.

Нами было проведено исследование деятельности медицинских представителей так как они являются лицом компании и проводниками ее этических норм. Оценить этичность продвижения могут те, кто работает с медицинскими представителями, то есть врачи и фармспециалисты. Проведенный опрос показал, что 90% врачей и 50% провизоров считают медицинских представителей компетентными в области знаний о рекламируемом препарате. Положительную оценку полноты предоставляемой информации о рекламируемом ЛС медицинскими представителями дают 63% провизоров. Вместе с тем деятельность медицинских представителей как мешающая работе оценивается 35% врачей и 4% фармацевтических работников, а 18% врачей в качестве альтернативы предлагают проведение симпозиумов. Характерными нарушениями этических норм в работе медицинских представителей являются: предложение врачам готовых рецептурных бланков (99% врачей); предоставление бесплатных образцов без просьбы врача (73% врачей); предложение поощрения за продвижение рекламируемого препарата (90% врачей); проведение медицинскими представителями некорректных сравнений рекламируемых препаратов с аналогами (90% врачей и 99% провизоров).

Данные исследования показывают, что фармацевтические фирмы мало внимания уделяют этической стороне вопроса, поэтому в настоящее время из-за недостатков законодательного регулирования их деятельности этические нормы выходят на первый план. Если законодательство запаздывает, то этике по силам перенести акцент с неофициального лозунга большинства фирм «прибыль любой ценой» на официальный лозунг - улучшение здоровья граждан благодаря использованию современных высокоэффективных ЛС.

Всемирная организация здравоохранения, подчеркивая важную роль фармацевтического работника в системе здравоохранения как специалиста и помощника врача по содействию рациональному назначению

и использованию ЛС, сформулировала современные требования к фармспециалисту, которые получили название «фармацевт 7 звездочек», а именно:

• фармспециалист - работник системы здравоохранения;

• способен принимать ответственные решения;

• специалист по коммуникациям, так как является посредником между врачом и пациентом;

• готов к лидерству в интересах общества;

• руководитель, способный управлять ресурсами;

• готов учиться всю жизнь;

• учитель, участвует в подготовке будущих поколений фармспециалистов.

Специалист фармацевтического профиля сегодня -не просто продавец, он должен быть носителем знаний об объективной достоверной информации о ЛП, рациональной фармакотерапии и безопасности ее для пациента.

Профессионал - фармацевт должен обладать высокими моральными качествами: уважение ко всем пациентам, открытость и честность действий, приоритет интересов пациента, умение сочувствовать и сопереживать; четко выполнять требования фармацевтической деонтологии в отношении пациента, врача, коллег, реализуя высокую миссию фармацевтического работника - сохранение и укрепление здоровья человека.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Григорян С.Л. Этические кодексы фармацевта: история и современность // Ремедиум. - 2004. - № 6. - С. 46 - 51

[2] Гулимбетова Ж.У. Об этике и деонтологии в практической деятельности фармацевтов и провизоров // Вестник ЮКГМА. - 2010. - № 1. - С. 161-163

[3] Лопатин П.В., Карташова О.В. Биоэтика - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 272 с.

[4] Мешковский А.П. ВОЗ о роли фармацевта / А. Мешков-ский // Аптека. - 2002. - №15(336). - Режим доступа http://www.apteka.ua/article/12892 (дата обращения: 12.11.2017).

[5] Трофимова Е.О. Проблема профессиональной автономии фармацевтов и этический кодекс ШР // Ремедиум. - 2015. - № 7 - 8. - С. 20 - 25

[6] Эльяшевич Е.Г. История фармацевтической этики // Вестник фармации. - 2013. - № 1 (59). - С. 77 - 80

ETHICAL AND DEONTOLOGICAL ASPECTS OF THE PHARMACEUTICAL

ACTIVITY

Slyusar O.I., Abuzarova M.R., Alekseev K. V., Pogabalo A.V., Fedina E.A.

Private educational of higher education Medical university Reaviz, Moscow, Russian Federation

Annotation. The pharmacists work in the healthcare system and, for the most part, the professionalism, ability to cooperate with pharmacy visitors, colleagues, doctors and medical representatives are important for the success in pharmacy and pharmaceutical enterprises. According to the survey 90% of doctors and 50% of pharmacists considered the medical representatives of pharmaceutical

companies are competent in the field of knowledge about the advertised drugs. At the same time, 35% of the doctors surveyed and 4% of the pharmaceutical workers evaluate their activities as interfering with their work. 90% of doctors and 99% of pharmacists indicate typical violations of ethical norms and incorrect comparisons of advertised drugs with analogues. Competence in the sphere of communication is one of the main components of a high-level specialist, since it is important not only to convey the right information to the consumer, but also to show high interpersonal skills.

The basic requirements of pharmaceutical ethics and deontology in the relationship between doctor - patient - pharmacist (specialist in pharmacy) are presented. The most important recommendations of meetings of WHO, IFF, VAZ are aimed at increasing the role of pharmaceutical specialists in the implementation of a modern strategy in the field of drug provision of the population. Key words: pharmaceutical ethics and deontology, Code of Ethics pharmacy employee, professionalism of a worker in the pharmaceutical industry.

REFERENCES

[1] Grigoryan S.L. Ethical codes of the pharmacist: history and modernity // Remedium. - 2004. - №. 6. - P. 46 - 51

[2] Gulimbetova Zh.U. On ethics and deontology in the practical activities of pharmacists and pharmacists // Vestnik YuKGMA. - 2010. - №. 1. - P. 161-163

[3] Lopatin P.V., Kartashova O.V. Bioethics - Moscow: GE-OTAR-Media, 2011. - 272 p.

[4] Meshkovsky A.P. WHO on the role of the pharmacist / A. Meshkovsky // Pharmacy. - 2002. - №. 15 (336). - URL: http://www.apteka.ua/article/12892 (reference date: 12.11.2017)

[5] Trofimova E.O. The problem of the professional autonomy of pharmacists and the ethical code of FIP // Remedium. -2015. - №. 7 - 8. - P. 20 - 25

[6] Elyashevich EG History of Pharmaceutical Ethics // Bulletin of Pharmacy. - 2013. - №. 1 (59). - P. 77 - 80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.