Научная статья на тему 'ЭТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА ПО РЕКЛАМЕ'

ЭТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА ПО РЕКЛАМЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
159
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этика / ФГОС / профессиональные компетенции / этический кодекс / PR / реклама / ethics / GEF / professional standard / code of ethics / PR / advertising

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Н.А. Ларина, Д.А. Мичурина

В статье обосновывается необходимость формирования профессиональных этических компетенций у специалистов сферы рекламы и PR. Авторы подчеркивают, что владение нормами этического профессионального поведения положительно влияет на качество рекламных текстов. В статье акцентируется внимание на необходимости исследования этической составляющей профессиональных стандартов специалистов сферы PR и рекламы и ключевых универсальных компетенций, отраженных в ФГОС 42.03.01. Изучая вопросы сопряжения профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов, авторы концентрируются на осмыслении новых подходов в подготовке специалистов рекламной отрасли. В статье указывается на негативные последствия нарушения этических кодексов и стандартов при создании рекламного контента, обосновывается целесообразность модернизации программ подготовки специалистов сферы PR и рекламы в соответствии с новыми условиями реализации профессиональной деятельности. В статье предлагается взглянуть на обучение специалистов рекламной отрасли в вузе с точки зрения необходимости формирования у студентов этического мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Н.А. Ларина, Д.А. Мичурина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHICAL COMPONENT OF PROFESSIONAL COMMUNICATION OF ADVERTISING SPECIALIST

The article substantiates the need for the formation of professional ethical competencies among specialists in the field of advertising and PR. The authors emphasize that the knowledge of the norms of ethical professional behavior has a positive effect on the quality of advertising texts. The article focuses on the need to study the ethical component of the professional standards of PR and advertising specialists and the key universal competencies reflected in the Federal State Educational Standard 42.03.01. Studying the issues of conjugation of professional standards and federal state educational standards, the authors concentrate on understanding new approaches in the training of advertising industry specialists. The authors note that the foundations of professional ethics are laid down in ethical codes, which are the basis for voluntary regulation of the industry. The authors point out the negative consequences of violations of ethical codes and standards when creating advertising content, and justify the feasibility of modernizing training programs for specialists in the field of PR and advertising in accordance with the new conditions for the implementation of professional activities. The article proposes to look at the training of specialists in the advertising industry at a university from the point of view of the need to form an ethical worldview among students.

Текст научной работы на тему «ЭТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА ПО РЕКЛАМЕ»

In the remote observation there are also some advantages and disadvantages need to be mentioned.

Advantages:

• Time saving. Time is not wasted on the road, for example.

• Rational use of time (not possible with online broadcasting). If the event is recorded on video and posted on the network, the observer has the right to distribute his time himself, when it is more convenient for him to watch it. He can also divide his revising into several parts.

• Lack of contact with a large number of people (for introverts). For people who do not like to be in crowded places and have direct contact with them, so-called «introverts», the opportunity to attend an event online without leaving their home is a great advantage, since they do not need to violate their comfortable lifestyle.

• Re-view. The opportunity to further consider some points and details, provided that an event is not broadcast live, but pre-recorded.

Disadvantages:

• Lack of contact with a large number of people (for extroverts). Many people find it easier to work interacting with participants of the event. They may be uncomfortable in the absence of this communication.

• Uncomprehensive coverage. During recording, not all moments can «get into the frame». A journalist cannot notice any important details, which lead to a distortion of the meaning of the material.

The last aim was to show how the new dichotomies work in the military correspondents' practice. As an example of the work of these dichotomies, we consider the activities of war correspondents. They use many methods of collecting information in their work and the observation method is among them, as one can see in the Table 4.

Библиографический список

Conclusion

Digitalization covers all areas of the media, including war journalism. Any photo or video recording is an irrefutable evidence base for the journalistic material. That is why it is very important for the war correspondents.

More often a military commander makes informed observation, roughly representing, what awaits him at the scene, how to act and what details he must pay attention to. However, a war correspondent sometimes has to become an unwitting eyewitness to various military operations. In this case, he must use all his knowledge and technical equipment in order to clearly and correctly convey information.

It should be noted that war correspondents more often work in the real conditions, thus conducting field observation. In this regard, field observations and recordings if it necessary complement each other and produce an evidence base. It is impossible to speak about the objectivity of coverage of any event without the correspondent's direct participation.

The results of the research are the following. The necessity of the separation this method with two new dichotomies is found after analyzing the literature about using the empirical method of the observation in the journalistic practice because of the infiltration of new technologies in the modern day life. This sphere develops so quickly, that is why we separate the observation on real and remote. The main idea of them is the direct presence or absence during the observation. Moreover, we separate the method on conscious and unconscious. The essence of these points of the observation is happenstance. Furthermore, we projected the work of these dichotomies on the activity of the military (war) correspondents and found that they used the real observation and mostly conscious one. So, we pointed that the digitalization made a great influence on the work of this sphere.

1. Колесниченко А.В. Настольная книга журналиста. Москва: Аспект Пресс, 2013.

2. Andreski S. Social sciences as sorcery. Deutsch, London, 1974.

3. Агзамов Ф.И. Журналистское исследование активности личности: учебное пособие. Казань: Издательство Казанского университета, 1989.

4. Акопов А.И. Некоторые вопросы журналистики: история, теория, практика (публикации разных лет). Ростов-на-Дону: ООО «Терра», НПК «Гефест», 2002.

5. Бергер Н.В. Теория и практика журналистского расследования. Санкт-Петербург: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2006.

6. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: учебное пособие. Москва: КДУ 2010.

7. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: учебник. Москва: ИНФРА-М, 2011.

8. Журналистика: исследования - методология - практика: сборник статей. Санкт-Петербург: Роза мира, 2004.

9. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. Санкт-Петербург: Издательство Михайлова В.А., 2004.

10. Ким М.Н. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для вузов. Санкт-Петербург: Питер, 2011.

11. Lawrence Neuman W. Social research methods: Qualitative a. quantitative approaches. Boston, 1991.

12. Малышева Е.Г., Рогалева О.С. Методология и методы медиаисследований: учебное пособие. Омск: Издательство Омского государственного ун-иверситета, 2017.

13. Мельник ГС., Ким М.Н. Методы журналистики: учебное пособие для студентов факультета журналистики. Санкт-Петербург: Издательство Михайлова В.А., 2006.

14. Свитич Л.Г. Социология журналистики: учебник для академического бакалавриата. Москва: Издательство «Юрайт», 2017.

15. Тертычный А.А. Социальное познание в журналистике (методология, методы, методика): монография. Москва: Факультет журналистики МГУ 2009. References

1. Kolesnichenko A.V. Nastol'naya kniga zhurnalista. Moskva: Aspekt Press, 2013.

2. Andreski S. Social sciences as sorcery. Deutsch, London, 1974.

3. Agzamov F.I. Zhurnalistskoe issledovanie aktivnostilichnosti: uchebnoe posobie. Kazan': Izdatel'stvo Kazanskogo universiteta, 1989.

4. Akopov A.I. Nekotorye voprosy zhurnalistiki: istoriya, teoriya, praktika (publikaciiraznyh let). Rostov-na-Donu: OOO «Terra», NPK «Gefest», 2002.

5. Berger N.V. Teoriya ipraktika zhurnalistskogo rassledovaniya. Sankt-Peterburg: Izdatel'skij dom Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2006.

6. Devyatko I.F. Metody sociologicheskogo issledovaniya: uchebnoe posobie. Moskva: KDU, 2010.

7. Dobren'kov V.I., Kravchenko A.I. Metody sociologicheskogo issledovaniya: uchebnik. Moskva: INFRA-M, 2011.

8. Zhurnalistika: issledovaniya - metodologiya - praktika: sbornik statej. Sankt-Peterburg: Roza mira, 2004.

9. Kim M.N. Zhurnalistika: metodologiya professional'nogo tvorchestva. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Mihajlova V.A., 2004.

10. Kim M.N. Osnovy tvorcheskojdeyatel'nostizhurnalista: uchebnik dlya vuzov. Sankt-Peterburg: Piter, 2011.

11. Lawrence Neuman W. Social research methods: Qualitative a. quantitative approaches. Boston, 1991.

12. Malysheva E.G., Rogaleva O.S. Metodologiya imetody mediaissledovanij: uchebnoe posobie. Omsk: Izdatel'stvo Omskogo gosudarstvennogo un-iversiteta, 2017.

13. Mel'nik G.S., Kim M.N. Metody zhurnalistiki: uchebnoe posobie dlya studentov fakul'teta zhurnalistiki. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Mihajlova V.A., 2006.

14. Svitich L.G. Sociologiya zhurnalistiki: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata. Moskva: Izdatel'stvo «Yurajt», 2017.

15. Tertychnyj A.A. Social'noe poznanie v zhurnalistike (metodologiya, metody metodika): monografiya. Moskva: Fakul'tet zhurnalistiki MGU, 2009.

Статья поступила в редакцию 03.10.22

УДК 659

Larina N.A., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Department of Journalism, Media Communications and Advertising, Moscow University

of A.S. Griboyedov (Moscow, Russia), E-mail: larina-n-a@mail.ru

Michurina D.A., postgraduate, Department of Journalism, Media Communications and Advertising, Moscow University of A.S. Griboyedov

(Moscow, Russia), E-mail: d-mich2007@yandex.ru

ETHICAL COMPONENT OF PROFESSIONAL COMMUNICATION OF ADVERTISING SPECIALIST. The article substantiates the need for the formation of professional ethical competencies among specialists in the field of advertising and PR. The authors emphasize that the knowledge of the norms of ethical professional behavior has a positive effect on the quality of advertising texts. The article focuses on the need to study the ethical component of the professional standards of PR and advertising specialists and the key universal competencies reflected in the Federal State Educational Standard 42.03.01. Studying the issues of conjugation of professional standards and federal state educational standards, the authors concentrate on understanding new approaches in the training of advertising industry specialists. The authors note that the foundations of professional ethics are laid down in ethical codes, which are the basis for voluntary regulation of the industry. The authors point out the negative consequences of violations of ethical codes and standards when creating advertising content, and justify the feasibility of modernizing training programs for specialists in the field of PR and advertising in accordance with the new conditions for the implementation of professional activities. The article proposes to look at the training of specialists in the advertising industry at a university from the point of view of the need to form an ethical worldview among students.

Key words: ethics, GEF, professional standard, code of ethics, PR, advertising.

Н.А. Ларина, д-р филол. наук, доц., проф. каф. журналистики, медиакоммуникаций и рекламы Московского университета имени А.С. Грибоедова,

г. Москва, Е-mail: larina-n-a@mail.ru

Д.А. Мичурина, аспирант, Московский университет имени А.С. Грибоедова, г. Москва, Е-mail: d-mich2007@yandex.ru

ЭТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА ПО РЕКЛАМЕ

В статье обосновывается необходимость формирования профессиональных этических компетенций у специалистов сферы рекламы и PR. Авторы подчеркивают, что владение нормами этического профессионального поведения положительно влияет на качество рекламных текстов. В статье акцентируется внимание на необходимости исследования этической составляющей профессиональных стандартов специалистов сферы PR и рекламы и ключевых универсальных компетенций, отраженных в ФГОС 42.03.01. Изучая вопросы сопряжения профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов, авторы концентрируются на осмыслении новых подходов в подготовке специалистов рекламной отрасли. В статье указывается на негативные последствия нарушения этических кодексов и стандартов при создании рекламного контента, обосновывается целесообразность модернизации программ подготовки специалистов сферы PR и рекламы в соответствии с новыми условиями реализации профессиональной деятельности. В статье предлагается взглянуть на обучение специалистов рекламной отрасли в вузе с точки зрения необходимости формирования у студентов этического мировоззрения.

Ключевые слова: этика, ФГОС, профессиональные компетенции, этический кодекс, PR, реклама.

Реклама пронизывает все сферы жизни современного общества и оказывает большое влияние на сознание людей не только с точки зрения побуждения к приобретению определенных товаров или к определенным действиям (в случае социальной рекламы): по своей природе она способна изменять или укреплять взгляды на что-либо, навязывать идеи, стереотипы, мотивации, направлять поведение людей. Знание основ этики значительно влияет на содержание и качество рекламных сообщений, поэтому наличие в образовательных программах подготовки специалистов соответствующего профиля модуля по изучению этических кодексов и стандартов является сегодня осознанной необходимостью. Все вышесказанное и определяет актуальность нашей работы.

Целью данной статьи является обоснование необходимости формирования профессиональных этических компетенций у специалистов по связям с общественностью и рекламе.

Задачи исследования:

- выявление наличия/отсутствия в профессиональных и общеобразовательных стандартах компетенций, формирующих этическое сознание специалиста;

- обозначение направлений совершенствования образовательных программ.

Научная новизна состоит в том, что проникновение рекламы во все сферы жизни современного социума заставляет по-новому взглянуть на проблему подготовки специалистов данной области, требует поиска новых путей и методов решения задач актуализации рабочих программ подготовки студентов, изучающих PR и рекламу.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении и систематизации материалов по теме исследования. Практическая значимость определяется возможностью применения результатов исследования в практической деятельности специалиста по рекламе и PR.

Реклама, с одной стороны, оказывает влияние на формирование ценностей и изменение стиля жизни как конкретного индивида, так и общества в целом. С другой - рекламное сообщение в погоне за эпатажем может оскорбить религиозные чувства, способствовать разжиганию национальных конфликтов, побуждать к совершению преступлений и т. д. В этой связи специалист, занятый в сфере производства рекламной продукции вербального или невербального характера, должен учитывать этические аспекты профессиональной речевой коммуникации, опирающейся на языковую культуру индивида. Не вызывает сомнений тот факт, что специалист по рекламе должен обладать высоким уровнем развития лингвистической и коммуникативной компетенций, иметь представление о «соответствии используемых им в речи языковых единиц нормативному, коммуникативному и этическому аспектам культуры речи» [1, с. 33].

Хорошее владение языком позволит составлять успешные рекламные тексты, в которых «языковые единицы приобретают новый смысл, выполняя новые текстообразующие функции» [2, с. 322], что является залогом их эффективного воздействия на целевую аудиторию.

Нарушения этических аспектов в рекламных объявлениях с точки зрения их содержания можно разделить на несколько групп:

1. Использование ассоциативного ряда с непристойными или оскорбительными выражениями (нецензурная игра слов).

3. Использование эротических образов или выражений.

4. Порочащее использование государственных и национальных символов.

5. Оскорбление: религиозных чувств и других убеждений, чести и достоинства отдельных групп людей физическим данным, возрасту, полу.

6. Дискриминация людей по расовому признаку или социальному положению.

По признаку используемых средств нарушения этических принципов возможно подразделять на вербальные, визуальные или вербальные и визуальные одновременно.

Согласно анализу дел, возбуждаемых Федеральной антимонопольной службы по нарушению законодательства о рекламе, наиболее часто встречаю-

щийся тип отклонения - вербальный, т. е. речь идет об использования слов, вызывающих ассоциации с непристойными, оскорбительными выражениями.

Приведем несколько примеров из решений Федеральной антимонопольной службы.

В 2007 году ФАС оштрафовала ЦУМ за проведение рекламной компании «Скоро в школу». В ходе проведения рекламной компании нарисованные на плакатах дети говорили игрушкам: «Вот я и в школу! Теперь меня интересуют только шмотки. А вы, два старых урода, мне больше не нужны!» и «Кто не в Prada, тот лох!». В слоганах использованы бранные выражения, кроме того, реклама «содержит оскорбления по отношению к детям и их возрастным ценностям и поощряет у несовершеннолетних нездоровый вещизм, формируя комплекс неполноценности у тех, кто не одевается в ЦУМе».

Еще один пример. Речь идет о рекламной компании Банка Тинькофф, проводимой в 2018 году. Объявление гласило: «Молодым платить не по масти». Подписано под изображением тюремной камеры: «Карта в радость, кэшбэк в сладость, господа. Чтобы сделать вашу юность проще, мы отменили плату за обслуживание для всех с 14 до 18 лет. Деньги в пластик, АУЕ! Оформить щас или кекнуть раз».

В тексте содержится не только тюремный жаргон, но и упоминание запрещенной аббревиатуры АУЕ - название и девиз криминальной субкультуры и российского неформального объединения банд, состоящих из несовершеннолетних (подростков, юношей и девушек). За проведение данной рекламной компании банку «Тинькофф» был выписан штраф в размере 100 тысяч рублей.

Как видно из приведенных примеров, отсутствие у специалиста по рекламе и связям с общественностью понимания этических аспектов рекламного контента ведет к большим затратам для работодателя. Ведь ответственность за незаконную рекламу несут все лица, задействованные в ее создании, а именно - клиент (работодатель или заказчик), привлеченный исполнитель (рекламное агентство) и даже площадка, на которой размещалась реклама.

Одним из косвенных показателей уровня и масштаба значения проблемы этичности рекламных сообщений является создание в 2017 году при Федеральной антимонопольной службе России (ФАС) экспертного совета по применению законодательства о рекламе и защите от недобросовестной конкуренции. Деятельность Совета направлена на толкование неоднозначных ситуаций при применении законодательства в указанных сферах.

ФАС ежегодно публикует отчеты о соблюдении законодательства о рекламе. В документе содержится, в том числе, информация о различных нарушениях законодательства в этой области и суммам штрафов. В одном из последних отмечается, что было рассмотрено 18 000 заявлений о нарушениях в рекламе, а по результатам рассмотрения возбуждено 4 068 дел.

Исходя из масштаба штрафов, возникает понимание, что наличие представления о профессиональной этике «как совокупности моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу и к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессиональной деятельности, к обществу в целом» [3, с. 3], играет большую роль при формировании рекламного контента.

Основы профессиональной этики заложены в этических кодексах, представляющих собой основу добровольного регулирования отрасли. В этой связи при создании рекламной компании целесообразно ориентироваться на ряд международных (Кодекс профессионального поведения Международной ассоциации по связям с общественностью), региональных (Европейский кодекс профессионального поведения в области PR) и национальных документов.

В нашей стране действует Российский рекламный кодекс, принятый Рекламным советом России в 2001 году [4]. Документ содержит стандарты, регламентирующие принципы и требования к этичному поведению всех участников рекламного процесса.

Основой профессиональной этики выступают этические нормы. Они представляют собой результат внутренних установок человека и не являются частью

законов, поэтому не влекут за санкции. С этой точки зрения этические нормы целесообразно определить как нормы, реализуемые посредством социального принуждения, а также через самосознание или личную ответственность. Другими словами, речь идет о «элементах психологической структуры личности, что обеспечивает возможность превращения этических норм во внутренние регуляторы поведения человека» [5, с. 12].

Помимо лично-социальных ограничений, которые налагаются на рекламиста, его сознание, есть и некоторые законодательные ограничения.

Интересно, что раньше Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе» [6] включал статью 8 «Неэтичная реклама». При внесении изменений в закон она утратила силу и была заменена на понятие «ненадлежащая реклама», в дальнейшем содержание данной статьи сократилось до понятий «недобросовестная» и «недостоверная» реклама.

Итак, в ст. 4 ФЗ «О рекламе» [6] указаны основные характеристики, которыми не должно обладать рекламное сообщение. Во-первых, оно не должно побуждать к совершению противоправных действий. На второе место законодатели поставили отсутствие признаков призыва к насилию и жестокости. Важным фактором при создании визуального ряда является отсутствие сходства с дорожными знаками.

В целом, согласно закону, рекламный контент не должен формировать негативное отношение или обсуждать тех, кто не пользуется рекламируемыми товарами.

Важные с точки зрения этики положения закона отражены в статье 4 и ст. 5 [6]. Так, в ст. 4 содержится положение о том, что в рекламных сообщениях не должна содержаться информация порнографического характера. Более точные требования, что не допускается при создании рекламного контента, указаны в п. 5 и п. 6 статьи 5, согласно которым при описании производства рекламы товаров и услуг нельзя включать указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека.

Если говорить о лексической составляющей, то в тексте рекламных сообщений не допускается, основываясь на п.6 ст. 5, использование бранных слов, непристойных (оскорбительных) сравнений и выражений [6]. Нельзя оскорблять человека на основе его физических характеристик (пол, возраст, раса), социальной категории (профессия, национальность, язык человека и гражданина) из-за его убеждений (вероисповедание).

Отдельные положения п. 6 ст. 5 касаются запрета на осквернение:

- официальных государственных символов, к числу которых относятся флаг, герб, гимн;

- религиозных символов;

- объектов культурного наследия, причем составляющих культурное наследие различных народов нашей страны или включенных в Список всемирного наследия [6].

Напомним, что около 10 лет назад Россия встала на путь создания и внедрения единых механизмов интеграции профессиональных и образовательных стандартов рекламной деятельности и деятельности по связям с общественностью с целью формирования компетентных специалистов, которые отвечали бы современным требованиям рынка труда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе реализации реформы образовательного процесса, основываясь на лучших зарубежных практиках, в законодательную основу развития образования были перенесены общепринятые подходы к структуре и содержанию образовательных стандартов, основываясь на которых были разработаны ФГОСы для подготовки бакалавров и магистров.

Формирование законодательной базы для подготовки специалистов в области рекламы и связей с общественностью проходило в несколько этапов:

04 сентября 2014 года Министерством юстиции Российской Федерации зарегистрирован профессиональный стандарт 06.009 «Специалист по продвижению и распространению продукции средств массовой информации» [7].

26 сентября 2014 года Министерством юстиции Российской Федерации зарегистрирован профессиональный стандарт 06.013 «Специалист по информационным ресурсам» [8].

25 августа 2016 года Министерством юстиции Российской Федерации зарегистрирован Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. N 997 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (уровень бакалавриата)» [9].

Таким образом, к 2017 году была сформирована основа для разработки образовательных программ, направленных на подготовку специалистов по рекламе и связям с общественностью, включающая в себя основополагающий ФГОС и профессиональные стандарты.

Отметим, что 29 июня 2017 г Минюст РФ зарегистрировал новый Приказ Министерства образования и науки РФ от 08 июня 2017 г N 512 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью» [10], который вступил в силу с 30 декабря 2017 года, а прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (уровень бакалавриата), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2016 г.

№ 997 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2016 г., регистрационный № 43414), был прекращен с 31 декабря 2018 года.

В качестве ключевых универсальных компетенций будущего специалиста по рекламе и связям с общественностью разработчики ФГОС 42.03.01 указывают, что он:

- должен иметь представление о том, как осуществлять поиск информации, проводить ее критический анализ и синтез;

- уметь при выполнении трудовых функций самостоятельно определять круг задач для достижения целей;

- опираясь на действующие нормы и ограничения и принимая во внимание имеющиеся ресурсы, определять оптимальные способы достижения поставленных целей;

- обладать навыками командной работы;

- осуществлять социальное взаимодействие.

Общие профессиональные компетенции, указанные в ФГОС 42.03.01, затрагивают различные аспекты развития региональных, мировых и национальных медиакоммуникационных систем с точки зрения политического, экономического и правового аспекта (с учетом этических норм регулирования) их функционирования. Вместе с тем, по мнению разработчиков документа, выполняя свои трудовые функции, будущий специалист по рекламе должен обладать навыком оценки предполагаемых эффектов и последствий своей профессиональной деятельности, учитывая такой фактор, как социальная ответственность.

Всего документ содержит 8 универсальных компетенций и 7 общих профессиональных компетенций, которыми должен обладать будущий специалист по рекламе и связям с общественностью.

ФГОС 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» предусматривает, что профессиональные компетенции должны определяться высшим учебным заведением самостоятельно на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников.

Из всех профессиональных компетенций, которыми должен обладать будущий специалист по рекламе и связям с общественностью, согласно профессиональному стандарту 06.013 «Специалист по информационным ресурсам» и профессиональному стандарту 06.009 «Специалист по продвижению и распространению продукции средств массовой информации» только в одном случае учитывается необходимость понимания этических аспектов коммуникации. Речь идет о выполнении трудовой функции «Модерирование обсуждений на сайте, в форуме и социальных сетях». Выполнение указанной трудовой функции предполагает наличие знания специальной терминологии и веб-этикета.

Анализ компетенций, содержащихся в основополагающих документах, которые регламентируют требования к подготовке специалиста по рекламе и связям с общественностью, показывает, что вопросы формирования этических взглядов будущего работника рекламной отрасли затронуты только в одной общекультурной компетенции и двух общепрофессиональных компетенциях. Профессиональные стандарты данного аспекта практически не учитывают.

Такая ситуация привела к появлению целого поколения специалистов, не обладающих навыками анализа рекламных текстов с точки зрения этичности их содержания.

Возможные направления выхода из сложившейся ситуации нам видятся, с одной стороны, в разработке профессиональных стандартов, направленных на формирование обладающего этическим мировоззрением рекламного специалиста как залога создания этичной рекламы, и подготовке высокопрофессиональных специалистов по рекламе, с другой.

Принимая во внимание то факт, что непременным условием формирования профессионально-этических компетенций специалистов в вузе является единство логики, моральной аргументации и поведенческой практики [11, с. 125], повышение уровня этического сознания у будущих бакалавров и магистров по специальности «Реклама и связи с общественностью» может быть достигнуто за счет использования следующих инструментов:

- пересмотра содержания образовательных программ, в частности введения обязательной дисциплины по изучению этики, направленной на «формирование у студентов целостного представления о сущности, роли и содержании этики в профессиональной деятельности, а также механизмах и способах ее функционирования ...; освоения практически-оценочного способа отношения к профессиональной деятельности с точки зрения принципов и норм профессиональной этики» [12, с. 34].

- проведения анализа рекламных текстов.

- изучения профессиональных этических стандартов для рекламистов, прописанных в Российском рекламном кодексе, принятом Рекламным советом России, в 2001 году.

Анализ показал, что еще недавно необходимость наличия той или иной профессиональной компетенции широко обсуждалась при формировании профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов, но последствия отсутствия ряда знаний, умений и навыков у специалистов рекламной отрасли с точки зрения различных последствий для заказчиков, рекламных агентств и иных участников рынка рекламных услуг зачастую не учитывались. Сегодня стремительно меняющиеся законодательные и профессиональные требования заставляют отечественную консервативную систему образования осуществлять корректировку учебных планов и рабочих программ, отвечая на потребности современного социума.

Библиографический список

1. Дубова М.А., Ларина Н.А. Формирование речевой культуры студента путем развития читательской компетенции. Мир образования - образование в мире. 2018; № 4 (72): 32-37.

2. Дубова М.А., Ларина Н.А. Формирование навыков анализа художественного текста. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 4 (77): 322-324.

3. Иванова А.А. Профессиональная этика: учебное пособие. Ижевск: Издательство Института экономики и управления ФГБОУ ВО «УдГУ», 2018.

4. Российский рекламный кодекс. Available at: https://bstudy.net/709873/ekonomika/rossiyskiy_reklamnyy_kodeks

5. Троянская Н.А. Профессиональная этика и этикет. Москва: Издательство «Научная книга», 2009.

6. О рекламе. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/

7. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по продвижению и распространению продукции средств массовой информации. Приказ Минтруда России от 04.08.2014 N 535н. (Зарегистрирован в Минюсте России 04.09.2014 N 33973). Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/06.009.pdf

8. Профессиональный стандарт. Специалист по информационным ресурсам. Available at: https://classinform.ru/profstandarty/06.013-spetcialist-po-informatcionnym-resursam.html

9. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (уровень бакалавриата). Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г N 997. Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvob/420301.pdf

10. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью Приказ Министерства образования и науки РФ от N 512. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-42-03-01-reklama-i-svyazi-s-obschestvennostyu-512/

11. Малютина Е.Л. Государственные служащие: формирование профессионально-этических компетенций. Педагогическое образование и наука. 2018; № 2: 123-126.

12. Малютина Е.Л. Профессионально-этическое образование будущих государственных служащих в вузе. Педагогическое образование и наука. 2014; № 6: 32-34.

References

1. Dubova M.A., Larina N.A. Formirovanie rechevoj kul'tury studenta putem razvitiya chitatel'skoj kompetencii. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2018; № 4 (72): 32-37.

2. Dubova M.A., Larina N.A. Formirovanie navykov analiza hudozhestvennogo teksta. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 4 (77): 322-324.

3. Ivanova A.A. Professional'naya 'etika: uchebnoe posobie. Izhevsk: Izdatel'stvo Instituta 'ekonomiki i upravleniya FGBOU VO «UdGU», 2018.

4. Rossijskij reklamnyj kodeks. Available at: https://bstudy. net/709873/ekonomika/rossiyskiy_reklamnyy_kodeks

5. Troyanskaya N.A. Professional'naya 'etika i 'etiket. Moskva: Izdatel'stvo «Nauchnaya kniga», 2009.

6. O reklame. Federal'nyj zakon ot 13.03.2006 N 38-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/

7. Ob utverzhdeniiprofessional'nogo standarta «Specialistpo prodvizheniyu i rasprostraneniyu produkcii sredstv massovoj informacii. Prikaz Mintruda Rossii ot 04.08.2014 N 535n. (Zaregistrirovan v Minyuste Rossii 04.09.2014 N 33973). Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/06.009.pdf

8. Professionally] standart. Specialist po informacionnym resursam. Available at: https://classinform.ru/profstandarty/06.013-spetcialist-po-informatcionnym-resursam.html

9. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 42.03.01 Reklama i svyazis obschestvennost'yu (uroven' bakalavriata). Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 11 avgusta 2016 g. N 997. Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/420301.pdf

10. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 42.03.01 Reklama i svyazi s obschestvennost'yu Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot N 512. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-42-03-01-reklama-i-svyazi-s-obschestvennostyu-512/

11. Malyutina E.L. Gosudarstvennye sluzhaschie: formirovanie professional'no-'eticheskih kompetencij. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2018; № 2: 123-126.

12. Malyutina E.L. Professional'no-'eticheskoe obrazovanie buduschih gosudarstvennyh sluzhaschih v vuze. Pedagogicheskoe obrazovanie inauka. 2014; № 6: 32-34.

Статья поступила в редакцию 26.10.22

УДК 811

Bidjieva S.R., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Karachay-Balkar and Nogai Philology, Karachay-Cherkess State University

n.a. U.D. Aliyev (Karachayevsk, Russia), E-mail: sulfruzb@gmail.com

Urtenova E.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Karachay-Balkar and Nogai Philology of Karachay-Cherkess State University

n.a. U.D. Aliyev (Karachayevsk, Russia), E-mail: elza.n.u@mail.ru

WAYS OF ORIGIN AND WAYS OF BORROWING ANTHROPONYMS IN THE KARACHAY-BALKAR LANGUAGE. The authors investigate the main ways of origin and borrowing anthroponyms in the Karachay-Balkar language. Before considering them, it is stated that the anthroponymy of the Karachay-Balkars has been developing for many centuries, and, consequently, contacts with various tribes and nationalities have left their imprint on it. This position is proved by the fact of the existence in the lexical composition of the Karachay-Balkarian anthroponymy of an ancient stratum consisting of Turkic, substrate names, as well as a layer of words borrowed from the languages with which the Karachay and Balkars have not been in contact in recent times. Next, the names' origin problems are studied and their separation is made based on the naming motives. The main Karachay-Balkar anthroponyms formation ways are investigated. On this basis, it is concluded that there is an inextricable connection between the Karachay-Balkar anthroponymy on the one hand and the ancient, self-sufficient and largely preserved Karachay-Balkar culture on the other.

Key words: anthroponymy, lexicology, Karachay-Balkar language, anthroponymy, proper names, common names, borrowings.

С.Р. Биджиева, канд. филол. наук, доц., Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск,

E-mail: sulfruzb@gmail.com

Э.Н. Уртенова, канд. филол. наук, доц., Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск,

E-mail: elza.n.u@mail.ru

ПУТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СПОСОБЫ ЗАИМСТВОВАНИЯ АНТРОПОНИМОВ В КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОМ ЯЗЫКЕ

Авторами исследуются основные пути возникновения и способы заимствования антропонимов в карачаево-балкарском языке. Перед их рассмотрением констатируется, что антропонимия карачаево-балкарцев складывалась в течение многих веков, и, следовательно, на ней оставили отпечаток контакты с различными племенами и народностями. Данное положение доказывается фактом наличия в лексическом составе карачаево-балкарской антропонимии древнего пласта, состоящего из древнетюркских, субстратных названии, а также слоя лексики, заимствованной из языков народов, с которыми в новейшее время карачаевцы и балкарцы не контактировали. Далее изучаются проблемы возникновения собственных имен, и производится их разделение, исходя из мотивов наречения. Исследуются основные способы образования карачаево-балкарских антропонимов. На этом основании делается вывод о неразрывной связи, существующей между карачаево-балкарской антропонимикой, с одной стороны, и древней, самодостаточной и во многом доныне сохранившейся карачаево-балкарской культурой - с другой.

Ключевые слова: антропонимия, лексикология, карачаево-балкарский язык, антропонимика, имена собственные, имена нарицательные, заимствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.