Научная статья на тему 'Этический аспект философии русского космизма'

Этический аспект философии русского космизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
140
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Братерская-Дронь М. Т.

Интенсифицируя прежде всего интеллектуальную сферу жизнедеятельности человека, НТР сосредоточила внимание человечества на постижении законов внешнего мира, а не внутреннего мира самого человека. Между тем, постоянный разрыв между критическими возможностям разума и иррациональной мотивацией чувств ведет к сдвигам в сфере психики и к формированию особого социально-психологического типа нашего современника. Этот конфликт разума и души достигает в XX в. своего апогея и вызывает кризис антропоценристских воззрений, на смену которым приходят идеи антропокосмизма. Смена парадигмы человеческого сознания нацелена на преодоление дисгармонии материально-технического и духовного прогресса, поскольку именно принципы космического гуманизма, сформулированные русскими учеными-космистами и пришедшие на смену гуманизму этическому, помогут регулировать жизнь человечества в планетарных масштабах, выйти на новый виток космического развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этический аспект философии русского космизма»

УДК 17

Братерская-Дронь М. Т. ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИЛОСОФИИ РУССКОГО КОСМИЗМА

Интенсифицируя прежде всего интеллектуальную сферу жизнедеятельности человека, НТР сосредоточила внимание человечества на постижении законов внешнего мира, а не внутреннего мира самого человека. Между тем, постоянный разрыв между критическими возможностям разума и иррациональной мотивацией чувств ведет к сдвигам в сфере психики и к формированию особого социально-психологического типа нашего современника. Этот конфликт разума и души достигает в XX в. своего апогея и вызывает кризис антропоценристских воззрений, на смену которым приходят идеи . антропокосмизма. Смена парадигмы человеческого сознания нацелена на преодоление дисгармонии материально-технического и духовного прогресса, поскольку именно принципы космического гуманизма, сформулированные русскими учеными -космистами и пришедшие на смену гуманизму этическому, помогут регулировать жизнь человечества в планетарных масштабах, выйти на новый виток космического развития._

XX век вошёл в историю человечества, как век научно-технического прогресса; бурных свершений научно-технической революции. Современную НТР, как правило, связывают с тремя выдающимися знамениями конца второго тысячелетия - открытие ядерной энергии, выходом человека в космос и созданием ЭВМ. Именно эти авангардные открытия науки позволили людям в полной мере осознать возможности своего интеллектуального потенциала и обнадёжили перспективой дальнейших побед на пути проникновения в тайны природы. Разумеется, НТР не ограничивается литпь этими достижениями, кроме того, она породила целый ряд так называемых сопутствующих проблем, приобретений и потерь в различных сферах жизнедеятельности человека. НТР интенсифицировала прежде всего интеллектуальную сферу, увеличила роль управленческого аппарата, изменила структуру общества в пользу научно-технических работников, и самое главное - сосредоточила внимание человечества на постижении законов внешнего мира. Древний принцип "Познай самого себя, и ты познаешь весь мир" был переиначен- "покори окружающую природу, и тебе не надо будет познавать себя". Так человеческий разум и душа в который раз были противопоставлены друг другу. Конфликт этот не нов, однако в конце XX века он достигает своего апогея, обнаруживая разрушительное воздействие материально-технического прогресса на духовную жизнь общества. Именно этот период характеризуется кризисом антропоцентристских воззрений, на смену которым приходят идеи антропокосмизма.

Смена парадигмы человеческого сознания была отмечена многими учёными и философами, работавшими на стыке социологии, психологии и футурологии. Неофрейдисты А.Карданер, К.Хорни и др. анализировали причины невротических реакций, вызванных противоречиями между личностными устремлениями субъекта и детерминированностью социальной жизни общества. Книга американских социологов Э.Монтепо, Ф.Матсона под , красноречивым названием "Дегуманизация человека" обосновывали

"обезжизненностъ" современных людей, разрушение всех человеческих эмоций. Сформировавшийся социально-психологический тип, авторы исследования обозначили как "живой труп", "некрофил". Английский философ и писатель Артур Кёстлер в монографии "Призрак в машине" писал, что постоянный разрыв между критическими возможностями разума и иррациональной мотивацией чувств ведет к существенным сдвигам в сфере психики и окрестил человечество "расой душевнобольных".

70-е г.г. в футурологии были обозначены особо критическим взглядом на существующие тенденции существующего общества. Ведущая роль здесь принадлежала межнациональной организации, так называемому Римскому клубу, по инициативе которого было развёрнуто широкое моделирование будущего человечества на основе использования ЭВМ. Наиболее яркие работы Дж.Форрестера "Мировая динамика", Д.Медоуса "Пределы роста", М.Месаровича и Э.Пестеля "Человечество на поворотном пункте" и др. хотя и представляли огромный научный материал для обсуждения

и решения глобальных проблем человечества, уделяли прежде всего внимание экологическим, политико-правовым, экономическим и социально-культурным аспектам.

Анализ духовного состояния общества, нравственного и психологического климата, царящего в нём, нашёл своё наиболее глубокое отражение в художественной литературе, прежде всего в жанре антиутопии. Писатели-фантасты К. Абэ, Р. Брэдбери, П. Буль, К. Воннегут, А. Кларк, С. Лем, Э.-Ф. Рассел, бр. Стругацкие, Р. Шекли и др. стремились показать апокалиптическое будущее цивилизации, которая абсолютизирует путь материально-технического прогресса.

Так автор знаменитого романа "Планета обезьян" Пьер Буль в книге "Игры ума" опираясь на социологические идеи Бернхейма и Халмера, моделирует технократическое общество, управляемое "учёными-нобелями". Научной элите удаётся создать процветающее общество материального благополучия для всех жителей планеты. Однако, решение социально-экономических и бытовых проблем не снимает, а наоборот увеличивает морально-психологическое напряжение в обществе. Человечество одержимо "демоном меланхолии", увеличиваются психические заболевания, растёт число самоубийств.

Сегодня становится всё более очевидно, что гармонично соединить материально-технический прогресс и духовный крайне проблематично, и вместе с тем выход искать необходимо. Задача усложняется тем, что новая структура мироотношения должна включать систему этических положений, которые помогут человечеству преодолеть религиозные, расовые, социально-политические предубеждения и выйти на качественно новый этап космического развития.

Путь этот сложный и во многом болезненный, он содержит более вопросов и многоточий, чем утвердительных ответов. Поэтому научные разработки, ведущиеся в этой области, заслуживают самого пристального внимания. В данном аспекте вызывают интерес работы представителей естественнонаучного направления философской школы русского космизма: В. Вернадского, В. Куприевича, А. Манеева, Н. Умова, Н. Холодного, К. Циолковского, Ф. Чижевского. Ими были предприняты последовательные попытки обосновать модель мира, сочетающую новейшие научные данные и лучшее духовное наследие нашей цивилизации.

В основе научно-философской концепции космистов лежит антропокосмическая идея об эволюции человечества как неотъемлемой части Вселенной. Главной динамической силой этого движения является творческий потенциал человеческого разума. Целью революции, по словам Циолковского, является достижение человечеством бессмертия во время бесконечности в пространстве.

Космисты осознавали, что в ходе эволюции должны претерпеть изменения не только социально-политические, экономические условия жизни человека, но и его физиология и психология. Вследствие этого переменится духовный мир людей, нравственно-этические установки и общественная мораль. В беседах с Чижевским Циолковский употреблял по отношению к человеку будущего термин "сверхновый человек" или "сверхчеловек." "Пройдут миллиарды лет, и опять из лучей возникнет материя высшего класса и появится, наконец-то, сверхновый человек, который будет разумом настолько выше нас, насколько мы выше одноклеточного организма. Он уже не будет спрашивать: почему и зачем? Он это будет знать и, исходя из своего знания, будет строить себе мир по тому образцу, который сочтёт более совершенным... [1]".

Конечно, это не сверхчеловек Ф. Ницше, хотя нечто общее роднит эти сущности будущего. По словам Ф. Ницше: "человек - это канат, протянутый между животным и сверхчеловеком, это канат над пропастью". К. Циолковский также подчеркивает, что человеческое состояние есть "полуживотное, переходное, младенческое и занимает незаменимое место в

космосе". Схожих воззрений придерживались В. Вернадский, Р. Умов, Н. Холодный. Далее, рассматривая возможное обустройство общественной жизни в будущем, К. Циолковский пишет о том, что "сознательные существа", составляющие меньшую часть, должны взять на себя труд по "исправлению" человеческой природы. Поэтому , все несовершенное, уклоняющееся ко злу, должно быть оставлено без потомства. Достигнув высокой стадии развития, земляне посетят и изучат все планеты солнечной системы. "Несовершенные миры ликвидируют и заселят собственным населением."

Очевидно, эти и другие высказывания К. Циолковского, а также его известная отстраненность от социально-политической жизни страны, позволили некоторым исследователям обвинять его в научном имморализме [2]. Однако, не следует забывать, что ученый рассуждал о принципах этики будущего, которая могла бы стать нравственным стержнем космической эволюции цивилизации.

В основе этики К. Циолковского лежит известный христианский принцип "делающий добро другим, делает его себе." Он вытекает из концепции монизма Вселенной, согласно которой, все виды материи состоят из бессмертных атомов. После разрушения материи, атомы рассеиваются и через определенное время снова организовываются в более высокую форму. "Мы всегда жили и всегда будем жить, - писал К. Циолковский в работе "космическая философия", - но каждый раз в другой форме и, разумеется, без памяти о прошедшем." Поэтому счастье каждого "атома-духа" непосредственно зависит от счастья во Вселенной.

Однако, этические взгляды К. Циолковского отнюдь не сводятся к принципу "разумного или истинного эгоизма". Он пытается вывести человечество на новый этап духовного развития, когда душевный мир каждого претерпит принципиальные изменения. Подобной точки зрения придерживались и другие ученые -космисты, а также исследователи, разделявшие их убеждения.

Так, Н. Холодный полагал, что прогрессирующее усиление интеллекта должно сопровождаться ослаблением определенных функций центральной нервной системы и прежде всего тех, которые "угнетают деятельность разума и тем самым как бы заставляют человека опускаться до уровня поведения, свойственного представителям более низких ступеней органической лестницы". Таковыми, по мнению ученого являются некоторые эмоции, связанные с инстинктом размножения и чувством собственности. Однако, в будущем человек полностью подчинит воле и разуму половой инстинкт и связанные с ним более примитивные эмоции, которые являются "источником дисгармонии и эксцессов [3]".

К. Циолковский также был глубоко убежден, что человеку необходимо преодолеть "животные наклонности", и тем самым сделать первый шаг к нравственному совершенству. Поэтому сентиментальность и чувствительность (в отсутствии которых часто упрекали самого К. Циолковского) должны будут уступить место пониманию и стремлению оказать помощь нуждающемуся в рамках эволюционного прогресса. В связи с тем, что "сверхновый человек" будет все знать и ничего не желать", изменяется представление о добре и зле которое во многом носит релятивный характер. Так, Мефистофель на вопрос "ты кто ?", блистательно отвечает:"Часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла". Поэтому, добром должно считаться то, что способствует эволюции духа человека, его планеты, и являться он может в различных модификациях, в том числе, в виде нравственных исканий и физических страданий. К. Циолковский отвечал, что на долю Земли выпал "тяжкий жребий". "Роль Земли и подобных немногих планет хотя и страдальческая, но почетная, - писал он. - Земному усовершенствованному потоку жизни и предназначено пополнить убыль регрессирующих пород космоса... Некоторая доля страданий в космосе есть горькая необходимость ввиду возможности обратного развития существ (регресса попятного хода). Но можно сказать, что органическая жизнь Вселенной находится в блестящем

состоянии. Все живущие счастливы, и это счастье даже трудно человеку понять [4]".

Принципы этики будущего виделись учеными -космистами не только в гуманизации процесса научного познания, но и всех сфер жизнедеятельности человека, гуманизации ноосферы. Таким образом мы можем говорить о постепенном переходе от гуманизма этического к его новой форме - гуманизму космическому. Именно принципы космического гуманизма помогут регулировать жизнь человечества в планетарных масштабах, выйти на новый виток спирали космического развития.

Перечень ссылок

1. Чижевский Л. Теория космических эр // Философия и жизнь. -1990. -№2. -С. 53.

2. Замалеее А. Ф. Лекции по истории русской философии. -С-Пб.: Ун-т, 1995. -С. 287.

3. Холодный Н. Мысли натуралиста о природе и человеке / Русский космизм,- М: Педагогика и пресса. -1993. -С. 342-343.

4. Циолковский К. Монизм Вселенной / Там же. -С. 273.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.