Научная статья на тему 'Этические начала "народных рассказов" Л. Н. Толстого'

Этические начала "народных рассказов" Л. Н. Толстого Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
139
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этические начала "народных рассказов" Л. Н. Толстого»

ЭТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА «НАРОДНЫХ РАССКАЗОВ» Л.Н. ТОЛСТОГО

Фокеев А.Л. ©

Доктор филологических наук, профессор, Саратовский национальный исследовательский университет имени Н.Г. Чернышевского

Герои «народных рассказов» рассказов Л.Н.Толстого - крестьянская масса, отдельные крестьянские типы. Создавая их, писатель подчёркивал основные заповеди жизни крестьянского мира: жить в справедливости, в содружестве, в единстве в делах, поступках друг с другом, в «ладе», в соответствии с нравственными законами и тем самым с крестьянскими заповедями.

Толстой обращается к осмыслению образа крестьянина, к особенностям национального характера. И если в ранних рассказах они только намечены и действуют в обстановке или военного быта, или в субстанционной «роевой» среде» («Казаки»), то в поздних рассказах в поле зрения писателя крестьянский мир в разных его проявлениях, со всеми его светлыми и негативными сторонами, с образами праведников и ненасытных приобретателей, одержимых страстью увеличения своего богатства, а то и просто мир человеческой глупости, приводящей к трагическим последствиям. Всё это находит отражение в «народных рассказах» Толстого 1870-80-х годов. От ранних рассказов, изображающих народный быт с элементами этнографии и фольклора, от размышлений писателя о русском национальном характере протягиваются ощутимые нити к более поздним произведениям. В них, как известно, Толстой опирается на фольклор (народные легенды) и Евангелие, обращение к которым определяет идейно-художественное своеобразие рассказов, в них отражается процесс формирования нового нравственно-эстетического идеала писателя.

«Народные рассказы» - особая форма художественного творчества Толстого. В литературоведении рассматривается тенденция к реалистическому осмыслению жизни в рассказах. Однако, как отмечает Г.Н.Ищук: «особенности реализма народных рассказов определились не только новизной тематики... социально-философская и нравственно-этическая проблематика извлекается теперь из самой жизни народа, так что объектом изображения становится народная философия жизни и смерти, народные представления о моральных категориях» [1, 22 ].

Исследователи подчёркивают, что объектом изображения Толстого являются не столько крестьянская жизнь, сколько народные представления о моральных категориях.

Сам Толстой в «Исповеди» говорил о корнях патриархального крестьянского сознания. По Толстому, «смысл жизни народ черпает из всего вероучения, переданного и передаваемого ему пастырями и преданием, живущим в народе и выражающемся в легендах, пословицах, рассказах» [ 2, 47].

В «народных рассказах» воспроизводится нравственное мировосприятие народа. По-видимому, может быть принято положение Э.С.Афанасьева, что «нравственно-эстетические идеалы «народной литературы», отражённые в фольклоре и древней литературе не изжили себя и возможны в качестве общечеловеческих идеалов. Толстому было важно, что поведение патриархального крестьянства, основывающегося на «вечных» началах крестьянской нравственности подтверждало веру писателя в существование абсолютного нравственного закона, определяющего поведение всех людей» [3, 64]. Как известно, под «народной литературой» Толстой понимал литературу, активно бытовавшую в народной среде, объединяющую в себе фольклорные и средневековые литературные памятники.

Исследователи считают, что поэтика народных рассказов шла от народной литературы, от народной легенды, что существенная особенность эстетики Толстого в этот период состоит в обусловленности её этикой. «Правда должного» у Толстого этическая категория. Христианство понимается им как закон души человеческой. В письме к

© Фокеев А.Л., 2016 г.

В.Г.Черткову Толстой писал: «Мне, главное, хотелось показать, что душа человеческая христианка и что христианство есть не что иное, как закон души человеческой» [ 4, 313 ].

Нравственные Евангельские заповеди осмысливаются Толстым как закономерности нравственного поведения человека, его внутреннего мира, мира его души. Народные рассказы, на наш взгляд, требуют особой классификации, в них явно выявляются две идейно-художественные концепции автора в освещении народной жизни: 1). В одних рассказах воспроизводится конкретная обстановка действия, реалистические черты и этнографические детали жизни русской деревни, живые характеры, человеческие чувства. И, хотя некоторые исследователи отмечают, что степень реальности в изображении народной жизни имеет свой предел в какой-то степени, по-видимому, обусловленный спецификой народной легенды , следует учесть, что даже народная легенда насыщена жизненным содержанием. Действие развёртывается в кругу сельской жизни. В них рисуется крестьянский быт, обычаи, нравы. 2). В то же время можно выделить и рассказы, посвящённые кругу тем и образов, традиционно разрабатываемых в христианской литературе, и выражающих религиозно-нравственные мысли Толстого. Но в целом народные рассказы отражали новые духовно-нравственные идеалы писателя и соотнесённость его религиозного сознания с представлениями народа.

Толстой исследует особенности как самого крестьянского мира в целом: образ мыслей, быт народа, этику, психологию крестьян, так и отдельных народных персонажей, придавая некоторым из них праведнические черты. Известно, что работая над народными рассказами, Толстой одновременно обратился к вопросам крестьянской нравственности, к философским религиозным вопросам (конечного и бесконечного в жизни человека, о вере и безверье, о смысле жизни, о добре и зле, о любви к людям и единении с ними) - всё это соединилось в народных рассказах и нашло отражение в их содержании, сюжетах, оценках действующих лиц автором, их поступках, нравственных принципах добра и зла, божественного и человеческого .

«Народные рассказы» являют и новую жанровую художественную форму. Рассказ заключал в себе новые способы художественной выразительности, «образец жанрового лаконизма и простоты» [5, 476 ]. Дидактизм, явный или скрытый, является одной из характерных художественных черт рассказов.

Толстому близок герой - носитель нравственных истин, укоренившийся в национальных традициях, определённых предпочтениях в духовных ценностях. Народный характер лишён экзальтации, в нём естественно выражается внутренне нравственное стремление человека, свойственные его личности черты , такие как человеческая отзывчивость, мудрость, потребность творить добро, ориентируясь на собственные нравственные побуждения и духовные христианские ценности.

Как и в «Записках охотника» И.Тургенева («Живые мощи»), в рассказах П.Якушкина, А.Левитова, в ранних рассказах самого Толстого нравственные ценности, исповедуемые героями-крестьянами, являются для писателя высшей оценкой национального характера. Простота, мудрость, естественность поведения подмечены автором в народе. У героев Толстого своё «Я» растворяется в служении миру.

Сложность взаимоотношения между религиозной философией Толстого и его творчеством проявилась в «народных рассказах». Исследователи не без основания отмечают, что основное внимание сосредоточено в этих рассказах «на показе того, как люди могут жить и живут «по- христиански», «по- божески», т. е. справедливо, не обижая друг друга, помогая несчастному, отказываясь от денег, от войн, всё добывая «мозольным» трудом». Эта проповедь добра, по мнению Л.Д.Громовой, имеет высокий гуманистический смысл, она очень характерна для личности Толстого и всей его деятельности, насквозь пронизанной этическими устремлениями [5, 475]. Этические начала искал Толстой в христианском учении. Многие исследователи подчёркивали, что в народных рассказах религия сводится к этике, к программе «добрых дел», а В.Б.Ремизов называл эти произведения «современными нерелигиозными притчами».

С другой стороны, элементы православной христианской религии где-то в большей степени выражаются, а где-то менее присутствуют в отдельных рассказах. Иногда это проявляется в эпиграфах из Евангелия, призванных раскрыть смысл рассказа, иногда подчёркивается самим названием («Где любовь, там и бог», «Кающийся грешник», «Вражья лепка, божье крепко» и др.), и в самом содержании рассказа в некоторых отдельных эпизодах, и в самом идейном звучании рассказа («Чем люди живы?», «Три старца»). Христианские мотивы и формы наполняются в творчестве Толстого новым, его собственным религиозно-нравственным содержанием, которое на философско-публицистическом уровне выражено в трактате «Так что же нам делать?». Негаснущая свеча (рассказ «Свечка») -символ твёрдой веры героя-крестьянина Петра Михеева, его праведности, признанной не одними людьми, но и Богом. И в этом, по справедливому замечанию А.Б.Тарасова, объективная причастность писателя укоренённой в сознании русских людей православной традиции. Божественное совпадает у Толстого с человеческим. Писатель исходит в народных рассказах из нравственных основ христианства, и, вместе с тем, заповедей крестьянского мира, особенностей русского национального характера, замечая и нравственный стоицизм русского крестьянина, исконные черты русского народа - соотнесённость своих нравственных принципов с божескими заповедями. А.Мень писал: «Пусть религия Толстого объективно не может быть отождествлена с религией Евангелия; остаётся бесспорным вывод, к которому он пришёл, переживая внутренний кризис. Этот вывод гласит: жить без веры нельзя, а вера есть подлинная основа нравственности» [6, 25 ].

Проявление религиозных чувств народа в отдельных рассказах представляется как укоренившаяся традиция. В народном сознании испокон веков закрепляются афористические формулы, без которых народ не живёт и которые бытуют в народном обиходе: «жить - Богу служить», «Бог не в силе, а в правде», «Бог напитал-никто не видал», «даст Бог день, даст Бог и пищу», «человек ходит - Бог водит», «никто не поможет - так Бог поможет», «все мы под Богом ходим», «Бог с тобой» и др. [ 7, 27-33]. Они проливают свет на народный характер, выражаясь в стихии народной речи, создавая обобщённый образ русского крестьянина как деталями внешней выразительности, так и внутренней его сущности.

Так в «народных рассказах», опираясь на крестьянские традиции и фольклорную поэтику в изображении героя, обстоятельств, бытописания, стихию народного языка Толстой воссоздаёт народное сознание, этику и психологию, отражая философско-нравственные тенденции.

Литература

1. Ищук Г.Н. Эстетические проблемы народных рассказов Л.Толстого - Ростов-на Дону, Ростовское книжное издательство, 1966, 320 с.

2. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. М.-Л., «Худож. лит.», 1928-1959. Т. 23.

3. Афанасьев Э.С. Народная легенда и народные рассказы Л.Н.Толстого. // Русский фольклор. - Л., «Наука», 1978, 520 с.

4. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. М.-Л., «Худож. лит.», 1928-1959. Т. 87.

5. Громова Л. Д. Лев Николаевич Толстой // История русской литературы XIX века. 70-90-е гг. М., «Издательство МГУ», 2001, 797 с.

6. Мень А.Богословие Льва Толстого и Христианство // Л.Н.Толстой. Исповедь. В чем моя вера? -Л., «Наука», 1991, 41 с.

7. Даль В.И. Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа.- Спб., Издательство «Литера» и «Виан», 1997, 412 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.