Научная статья на тему 'Этические кодексы как форма институтов социальной ответственности бизнеса'

Этические кодексы как форма институтов социальной ответственности бизнеса Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
509
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этические кодексы как форма институтов социальной ответственности бизнеса»

Е. СОКОЛОВСКАЯ, кандидат экономических наук, научный сотрудник Института экономики РАН

ЭТИЧЕСКИЕ КОДЕКСЫ КАК ФОРМА ИНСТИТУТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА

В последние годы наблюдается все более активный и явный отход от чисто экономической мотивации человеческой деятельности. Обращает на себя внимание тенденция, когда современные высококвалифицированные работники традиционным экономическим стимулам предпочитают возможность повышать свой интеллектуальный и культурный уровень и стремятся воплотить в ходе производственного процесса свою индивидуальность, обогатить свои способности и качества. При этом взгляд на понятие «эффективность» деятельности предприятия существенно изменился. Наряду с традиционным термином «экономическая эффективность» появилось понятие «социальная эффективность». Если экономическая эффективность означает реализацию персоналом целей организации (производительность труда, рентабельность, высокая гибкость и адаптивность к непрерывно меняющейся среде) за счет экономичного использования ограниченных ресурсов, то социальная эффективность проявляется в степени достижения индивидуальных целей работников и характеризует удовлетворение в процессе руководства ожиданий, желаний, потребностей и интересов сотрудников (оплата и содержание труда, возможность личностной самореализации, удовлетворенность общением в коллективе)1.

Современные условия предполагают качественно иные отношения предпринимателя с наемными работниками, которые становятся все более активными и творческими участниками производственного процесса. Все это означает, что успех бизнеса в решающей степени зависит от характера трудовых отношений, способного в полной мере реализовать интеллектуальный и творческий потенциал работников и получить преимущества в жесткой конкурентной борьбе.

Мотивация предпринимателя, как известно, отнюдь не сводится к достижению коммерческого успеха. Она выступает не как самоцель, а как форма общественного признания. Гордость за достигнутое, способность выиграть в жесткой конкуренции, умение утвердить честь и доброе имя своей фирмы - это мощные мотивы предпринимательской активности 2. Это, в свою очередь, свидетельствует о расширении «поля

1 См. Интернет-сайт http://www.staff-control.ru/materials/teach.

2 Экономическая трансформация и эволюционная теория Й. Шумпетера. - М.: ИЭ РАН, 2004. С214.

деятельности» социальной ответственности корпораций, равно как и том, что на нее оказывает влияние все большее число факторов.

В связи с этим необходимо иметь четкое представление об институциональной среде, в которой развивается предпринимательство, то есть

0 совокупности законов, общественных норм, условий и факторов, которые влияют на формирование бизнеса и обеспечивают реализацию предпринимательской деятельности. В целом предпринимательскую среду принято подразделять на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя среда, или макросреда создает общие условия функционирования, семь элементов которой выделяет английский экономист А. Хос-кинг: 1) экономическая обстановка; 2) политическая ситуация; 3) правовая среда; 4) социально-культурная среда; 5) технологическая среда; 6) физическая или географическая среда; 7) институциональная среда1.

В отечественной экономической литературе факторы внешней среды подразделяются на две группы: 1) прямого воздействия; 2) косвенного воздействия.

Факторы прямого воздействия оказывают непосредственное влияние на предпринимательскую деятельность, к их числу относятся: изменения в законодательстве, регулирующие предпринимательскую деятельность; действия органов государственного и местного самоуправления; налоговая система; взаимоотношения с хозяйствующими партнерами; конкуренция предпринимателей; коррупция и рэкет.

Факторы косвенного воздействия влияют на экономическую среду предпринимательства опосредованно. В эту группу включаются: 1) политическая обстановка в мире; 2) экономическое положение в стране; 3) экономическое положение отрасли деятельности; 4) текущие международные события; 5) стихийные бедствия2.

Внутренняя среда, или микросреда - это среда ближайшего окружения, которую можно подразделить на четыре сферы деятельности: 1) производственную; 2) управленческую; 3) инновационную; 4) социальную.

Макро- и микросреда оказывают неодинаковое воздействие на предпринимательскую деятельность.

Макросреда включает те условия и факторы, которые предприниматель, как правило, не в состоянии изменить, а должен к ним адаптироваться. Макросреда, с одной стороны, создает общие условия, в которых функционирует предприятие, а с другой - определяет для него рамки экономического, правового и социального поведения, границы допустимого и недопустимого в процессе предпринимательской деятельности.

1 Хоскинг А. Курс предпринимательства; практическое пособие. Пер. с англ. - М.: МО, 1993. С.22-25.

2 Лапуста М.Г., Шаршукова Л.Г. Риски в предпринимательской деятельности. - М.: Ин-фра, 1998. С.81-82.

Микросреда представлена факторами, которые не только воздействуют на предприятие, но и могут управляться последним. Из вышеизложенного следует, что если на уровне макросреды предприниматель приспосабливается к действию ее факторов, то на уровне микросреды он занимается активным их преобразованием.

Макросреда для стран с переходной экономикой, в том числе и России, формируется при достаточно активном участии государства. Государство определяет внешнюю и внутреннюю политику; вводит налоги; устанавливает процентные ставки; устанавливает систему налогов; активно занимается выработкой законодательных актов, формируя тем самым экономические, политические, правовые условия, определяющие функционирование предприятия.

В соответствии с институциональной теорией, взаимодействие между параметрами внешней и внутренней среды ведет к возникновению разнообразных институтов - как неформальных, так и приобретающих в дальнейшем нормативную основу. Социальная ответственность - это попытка компании идентифицировать экономические, социальные и экологические риски во взаимоотношениях со всеми заинтересованными лицами и минимизировать эти риски.

В развитом обществе, как правило, имеется несколько разновидностей институтов, в которых воплощается эта проблема. Во-первых, это институты правового регулирования: законы, указы, постановления, рекомендации муниципальных и местных органов управления, а также органы, обеспечивающие их использование. Но законодательные акты не регулируют и не могут регулировать поведение участников корпоративных отношений во всех случаях. В силу имеющихся системных барьеров законодательные акты обладают ограниченным регулирующим воздействием, поэтому в любой сложной системе принципиально очень трудно жестко регламентировать поведение участников. К тому же следует учитывать постоянные изменения среды, что при жестком регулировании требовало бы постоянного изменения закона. Вследствие этого в обществе получили развитие этические регуляторы - мораль, этика, различные нормы профессионального и иного группового поведения, формируемые деловыми сообществами. Такие регуляторы определяют поведение людей в тех областях, где жесткие правовые институты не обеспечивают регулирования.

Вторая разновидность институционализации социальной ответственности бизнеса связана с налоговой системой. Например, в промышленно развитых странах защитники окружающей среды, давно уже ставшие активной и влиятельной частью общественной и политической жизни, успешно добиваются от своих парламентариев принятия зако-

нов о дополнительном налогообложении техногенных загрязнений с целью предотвращения их дальнейшего распространения.

К третьей разновидности институционализации социальной ответственности бизнеса относятся институты гражданского права. Ответственность по гражданскому праву берет начало со средних веков и является исключительно действенным инструментом, так как нарушитель может стать ответчиком в суде и понести соответствующее наказание.

Четвертую разновидность институтов социальной ответственности бизнеса образуют этические кодексы. Как показывает опыт зарубежных стран, предпринимательство медленно эволюционирует от примитивных к цивилизованным формам, его ответственность перед обществом тем более осознанна, чем более глубоко и надежно оно связано с другими формами социальной жизни. Одновременно с развитием экономических отношений изменяются пропорции юридической и нравственной сфер их регулирования. Законодательных мер оказывается недостаточно, они дополняются культурными нормами, стереотипными ценностями. На первой стадии культура предпринимательства охватывает только бизнес. Сюда входят такие элементы как мотивация, цели, средства их достижения, профессионализм. Со временем число объектов расширяется. Это, прежде всего, деловые партнеры, потребители продукции фирмы из числа различных социальных групп, представители государственной власти. Лишь на зрелой стадии культуры бизнес включает в себя отношение к окружающей среде - экологические проблемы регионов, страны в целом, глобальные проблемы экологии.

В этических кодексах в настоящее время формулируются основные принципы и правила делового поведения. Это могут быть стандарты, по которым живут отдельные фирмы (корпоративные кодексы), или правила, регулирующие отношения внутри целой отрасли (профессиональные кодексы).

Первые корпоративные этические кодексы появились в США в начале XX в. В них выражалось кредо той или иной компании. Инициаторами и авторами их создания были в основном представители высшего управленческого звена. Текст утверждался советом директоров фирмы. Кодексы в основном касались менеджеров, а не всех сотрудников. Наказания предусматривались за следующие нарушения: предложение взятки и согласие ее получить; присвоение дорогих подарков; принятие решений, отвечающих личным интересам; неуступчивость в конфликтных ситуациях; нанесение вреда репутации компании; ведение противозаконной политической деятельности; неоправданное завышение или занижение цены; прямое или косвенное использование конфиденциальной информации в корыстных целях; фальсификация данных о по-

ложении дел на фирме; неэтичное поведение. В индустриальной и финансовой сферах наиболее острой проблемой было взяточничество, в страховых компаниях - конфликт интересов, а в сфере услуг чаще всего сталкивались с вопросами подарков и разного рода уступок*.

Содержание большинства американских этических кодексов можно свести к трем моментам: 1) служащие должны быть лояльны к своей организации, ставить ее благо и процветание выше личных интересов; 2) в частной жизни сотрудники не имеют права предпринимать потенциально опасные для фирмы действия; 3) работники должны вести себя предупредительно и этично по отношению к клиентам.

Хотя корпоративные этические кодексы в США получили широкое распространение, их эффективность в борьбе с нарушениями деловой этики проблематична. С одной стороны, им придается огромное значение, но, с другой стороны, многие кодексы, особенно в крупных корпорациях, потеряли свой смысл, так как были ориентированы только на нужды самой компании. В них большое внимание уделялось вопросу ответственности перед компанией и лояльности к ней служащих, но крайне мало говорилось об обязательствах фирмы перед своими сотрудниками и всем обществом. Как показывают исследования, большинство американских этических кодексов написаны в патерналистском или авторитарном ключе, а это убеждает служащих в том, что критерием истинности являются уровень заработной платы и ранг в управленческой иерархии2.

Эта особенность этических корпоративных кодексов США становится еще более очевидной при сравнении их содержания с положениями аналогичных документов, принимаемых в других странах. В целом западноевропейские кодексы значительно больше обращены к проблемам взаимоотношений со служащими, чем американские. Эта тема встречается во всех европейских и только в 55% кодексов США. Если в Америке к общественным проблемам и вопросам охраны окружающей среды обращаются 42% кодексов, то в Западной Европе - 65%3. На этом основании можно сделать следующий вывод: американская деловая этика больше повернута к клиентам, а европейская - к служащим и обществу в целом.

Наряду с корпоративными этическими кодексами существуют и профессиональные. Часто они не соответствуют антимонопольному законодательству, так как направлены на смягчение конкуренции. Профессиональные кодексы нередко запрещают участвовать в деятельно-

1 Benson Q.C.S. «Business Ethics in America». - N.Y., D.C. Yeath and Company, 1983. Р.43.

2 Greasy Donald H. And Moore A.Ch. Managerial Values and Corporate Codes of Ethics? California Review, - Vol. 25, № 3, 1983. Р. 54.

3 Шердаков ВН. Нравственность и предпринимательская деятельность // Нравственные основы предпринимательской деятельности. Межвузовский сборник научных трудов. - Воронеж, 1995. С. 47.

сти, влекущей за собой потерю рабочих мест в отрасли. Если Россия пойдет по уже проторенному американскому пути, то и ей предстоит столкнуться с подобными проблемами. Но пока в России процесс создания профессиональных кодексов только начинается. Широко распространено мнение, что в российских условиях к предпринимательству невозможно подходить не только с позиций подлинной нравственности, но и с критериями западной корпоративной и профессиональной этики. Однако факты свидетельствуют об обратном. Работа по проблеме этических кодексов в бизнесе ведется со стороны ТПП РФ и РСПП РФ. Лидером является Торгово-промышленная палата Российской Федерации, по инициативе которой созданы Комитет по этике и Национальный фонд «Российская деловая культура». Современный опыт предпринимательства вновь привел российскую деловую элиту к необходимости сформулировать некоторые этические нормы и к попыткам договориться о всеобщем их соблюдении. Так появились 12 современных принципов ведения дел в России, предложенных Национальным фондом «Российская деловая культура»:

1. Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли.

2. Уважай участников общего дела - это основа отношений с ними и самоуважения. Уважение и самоуважение даются выполнением принятых деловых обязательств.

3. Воздерживайся от насилия или угрозы применения насилия как способов достижения деловых целей.

4. Всегда веди дело сообразно своим средствам.

5. Оправдывай доверие, в нем - основа предпринимательства и ключ к успеху. Стремись завоевать репутацию честного, компетентного и порядочного партнера. Будь таким, каким ты сам хочешь видеть своего лучшего партнера.

6. Конкурируй достойно. Не доводи деловые разногласия до суда. Самый надежный партнер - тот, который выигрывает от сделки.

7. Соблюдай действующие законы и подчиняйся законной власти.

8. Для законного влияния на власть и законотворчество объединяйся с единомышленниками на основе данных принципов.

9. Твори добро для людей, а не ради корысти и тщеславия. Не требуй за него непременного общественного признания.

10. При создании и ведении дела как минимум не наноси ущерба природе.

11. Найди в себе силы противостоять преступности и коррупции. Способствуй тому, чтобы они стали невыгодными всем.

12. Проявляй терпимость к представителям других культур, веро-

ваний и стран. Они - не хуже и не лучше нас, они - просто другие1.

В ТПП России в рамках Комитета по вопросам социальной политики, создан специальный подкомитет по социальным инициативам предприятий. В задачи подкомитета входит наблюдение за проявлением социальных инициатив предприятий, сбор и анализ информации. Можно говорить уже о некоторых более конкретных результатах работы. При участии специалистов подкомитета был разработан Социальный кодекс компании "Лукойл", который был принят на заседании Совета Директоров компании 21 ноября 2002 г. Это первый документ подобного рода в России. В его содержании нашло свое преломление большинство самых острых тем, связанных с социальной ответственностью крупного бизнеса, которые волнуют сегодня общество: поведение работодателя при массовом высвобождении работников, делокализации производства, предупреждение экологических катастроф. В кодексе также отражены проблемы, свойственные только нашей стране, - передача социальной инфраструктуры предприятий на баланс муниципальных бюджетов, особые условия труда в северных территориях и даже такая острая сегодня проблема, как управление многонациональными и многопрофессиональными человеческими ресурсами, уважение и сохранение национальной и культурной самобытности. В целом в кодексе поднято и "озвучено" много проблем, которые сами по себе не являются новыми, однако редко являются предметом открытого и профессионального обсуждения всех заинтересованных сторон. В этом документе содержится большое количество "находок", интересных предложений, свежий взгляд на многие проблемы.

Однако, первый социальный кодекс российской компании - это всего лишь документ, который может остаться декларацией, если не реализовать на практике прописанные в нем шаги, не принимать меры по контролю за их осуществлением, если сразу же не подать пример самого серьезного отношения к социальным обязательствам2.

Практика использования этических кодексов в России показывает, что соответствующие регуляторы употребляются в российском бизнесе довольно давно. В качестве примеров можно привести Кодекс чести банкира (1992 г.), Российский Национальный кодекс деятельности в области информатики и телекоммуникаций (1996 г.), Кодекс чести международных автомобильных перевозчиков России (1996 г.), Кодекс судейской этики (2004г.), Кодекс этики членов Общественной палаты Российской Федерации (2006 г.). Интересно сравнить первые этические кодексы ассоциаций бизнеса, появившиеся в России в середине 1990-х гг., с кодексами начала XXI в. В частности, широко известная Хартия бизнеса России

1 Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании. Принят VIII Всемирным русским народным собором и Межрелигиозным советом России в 2004 г. - М., 2004. С. 66-68.

2 См. Интернет-сайт http://maecenas.ru/main.html

(1996 г.), по сути, сводилась к воздержанию от насилия или угрозы насилия как способа достижения деловых целей. В свою очередь, такие документы, как Декларация ведения добросовестной деловой практики в Санкт-Петербурге (2000 г.), Хартия корпоративной и деловой этики РСПП (2002 г.) и особенно Кодекс чести предпринимателя Санкт-Петербурга (2003 г.), уже претендуют на рациональный учет ожиданий и влияния заинтересованных сторон1.

Если принять во внимание тот факт, что развитие деловой культуры начинается с формирования ценностей в отношении к делу и партнерам и постепенно переходит к более широкому контексту (государство, общество, природа), то можно заключить, что российская культура этических кодексов находится в начале своего пути.

Этический кодекс способен играть роль в обществе и заслуживает своего названия, только если он общепризнан. Однако он не может претендовать на роль заменителя таких институциональных инструментов как органы власти, законодательство, налоги, средства судебной защиты. Этические проблемы бизнеса вытекают из его двойственной природы. С одной стороны - это производство благ и услуг для членов общества, с другой - извлечение прибыли для тех, кто его организовал. Вопрос о пропорциях между этими двумя началами должен решаться с позиций социальной функции предпринимательства в обществе.

Социум поддерживает бизнес не ради его самоцели, а потому что общество испытывает потребность в превращении природных богатств, материальных ресурсов в необходимые ему продукты, а предпринимательство способно выполнить эту задачу. Но тут возникает риторический вопрос, связанный с этической оценкой бизнеса: способствуют ли производимые товары и услуги развитию общества или мешают его процветанию?

В настоящее время, говоря об этических кодексах как о разновидности институтов социальной ответственности предпринимательства, мы, с одной стороны, пока имеем дело с не очень конкретными принципами. Возможно, это связано с влиянием гуманистических идеалов советского и перестроечного периодов. С другой стороны, мы сталкиваемся со скрупулезными, узкоспециализированными этическими кодексами, которые ориентированы на отношения с деловыми партнерами. Государство в этих кодексах представлено проблематикой законности, то есть соответствием законам Российской Федерации и порядком отношений с чиновничеством. Политическая деятельность там не упоминается. Само общество рассматривается как наблюдатель, и игнорируется вопрос о его заинтересованности. Общественность принимается в расчет лишь в минимальной степени, поскольку

1 См. Интернет-сайт http://www.top-manager.ru

от ее мнения зависит профессиональный имидж ассоциации или компании. Структура и содержание существующих в России этических кодексов свидетельствуют о том, что развитие деловой культуры в нашей стране идет по американскому пути и отличается от западноевропейского, с учетом, правда, крайне несовершенного отечественного законодательства и присущих только нам взаимоотношений государства и бизнеса.

Однако существуют и факторы, препятствующие этому.

Во-первых, в России не полностью действует главный фундаментальный принцип современного западного общества: принцип неприкосновенности частной собственности. Частная собственность в России не священна. Здесь сомкнулись особенности православной культуры, презирающей поклонение материальным ценностям, и социалистическое презрение к частной собственности.

Во-вторых, российский бизнес действует в условиях неприятия значительной частью общества преуспевания как такового, богатства в любом виде, даже как результата собственного труда.

В-третьих, в современной России сложилось своеобразное отношение к закону и к роли государства. Этический парадокс российского бизнеса состоит в том, что этичность или неэтичность тех или иных поступков часто не определяется ни законом, ни личным выбором, а диктуется прежде всего необходимостью выживания предпринимателя в условиях неопределенности, несовершенства и несоблюдения законов, безразличия, а зачастую и притеснения со стороны государства. Система партнерства бизнеса и государства в современной России жизнеспособна лишь в виде сращивания крупных структур бизнеса с коррумпированным чиновничеством в виде олигархии. Трудно говорить об этичности поведения государства в условиях невыплаты заработанных денег работникам финансируемых непосредственно из бюджета организаций и предприятий, неоплаты государственных заказов и других нарушений действующих законов, правил, обещаний1.

Разрешить этический парадокс российского предпринимательства возможно лишь при условии выполнения государством своих функций и создания цивилизованных условий для бизнеса. При этом станет возможным приход во власть и в бизнес людей, способных изменить себя и адаптироваться к современным условиям, для которых собственное благо вполне реально, но которые, ставя во главу угла заботу о благосостоянии своей семьи, добиваются этого через достижение благосостояния страны.

Истинные этические основы бизнеса в России только предстоит сформировать. После первичной приватизации основной части государственного имущества дальнейшее развитие бизнеса сопровождается усилением

1 См. Интернет-сайт http://www.aur.rU/books/m71/1.

конкуренции как между отдельными предприятиями, так и между бизнесменами как физическими лицами. Следует думать, что речь идет о рынке покупателя, так что только потребительский выбор, в конечном счете, может стать базой успеха бизнеса. В таких условиях нарушение этики бизнеса может обойтись предприятию дороже. В итоге, этичное поведение оказывается более эффективным, чем победа в прямом конкурентном столкновении с использованием неэтичных средств.

Независимый выбор этических норм и степени их соблюдения в бизнесе - личное дело каждого индивидуума. Однако для бизнесмена, руководителя предприятия данный выбор весьма существенно сказывается как на работниках предприятия, так и на бизнесе в целом.

Для успешного решения социальных проблем, возникших на современном этапе развития России, необходима не только активизация действий бизнеса в указанных сферах, но и фундаментальное изменение роли и функций государства. Оно должно ограничиваться функциями, призванными обеспечивать стабильность в обществе, и превратиться в реальный инструмент реализации разноплановых интересов всех социальных групп. Это означает, в частности, что при отборе вариантов экономических и политических решений основными должны стать критерии повышения уровня и качества жизни населения, ликвидация поляризации доходов. Недавние изменения в экономической политике России, направленные на преодоление поляризации доходов населения, снижение уровня бедности и безработицы и обеспечение нормальных условий жизнедеятельности граждан, должны быть подкреплены рациональным сочетанием принципов социальной направленности и экономической эффективности. На наш взгляд, главное внимание в ближайшей перспективе должно уделяться достижению именно социальных целей: повышению качества и продолжительности жизни, защите и улучшению среды обитания людей, социальным гарантиям и социальной справедливости. Все социальные реформы должны быть увязаны между собой и нацелены, наряду с прочим, на рост оплаты труда и величины прожиточного минимума. Очевидно, что от бизнеса потребуется выделение все больших средств на развитие человеческого потенциала и социальной инфраструктуры на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, регионов и всего общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.