Деловая этика: о чем поведал американский учебник
А. С. Иванов
еловая этика является важным компонентом экономических взаимоотношений предпринимате-' лей, всего комплекса современной деловой культуры. Требования порядочности, умения держать
свое слово, компетентности являются неотъемлемым условием ведения бизнеса. В нынешний период глобализации, инноваций, разнохарактерных сдвигов в роли государства и гражданского общества, появления очагов напряженности, серьезных изменений в структурах свободных и преференциальных рынков, появления на них новых игроков - в экономической сфере возникают новые возможности, требования и ограничения, что налагает на бизнес более высокую ответственность.
На этом фоне в некоторых секторах мировой экономики наблюдаются «точечные» и «зональные» ослабления этических стандартов, возрастает экологическая уязвимость и масштабы наносимого ущерба, который носит не только нравственный, но и ощутимый финансовый характер. Растут транзакционные (по сделкам) издержки, связанные с потерями времени, рисковыми затратами, утратами партнеров (найти новых - в пять раз дороже) и т.д. Поэтому задачу решительного соблюдения норм деловой этики можно рассматривать как очевидный ресурс повышения эффективности развития мировой экономики и, в частности, внешнеэкономических связей.
С целью ознакомления со своим опытом в этой области Министерство торговли США выпустило на русском языке для российских бизнесменов пособие «Деловая этика. Руководство по управлению ответственным предприятием в развивающейся рыночной экономике».*
Публикации предпосланы обращения министров двух стран.1 Недавний министр экономического развития и торговли России Герман Греф подчеркнул, что издаваемое пособие «поможет молодому российскому предпринимательству быстрее овладеть цивилизованными методами ведения бизнеса», поскольку «бизнес развивается не только по законам получения прибыли..., все более востребованными в бизнес практике предпринимателей различных стран становятся социальная ответственность, уважение базовых ценностей, таких как честность, прозрачность, ответственность и самоконтроль».
В предисловии министра торговли США Дональда Эванса подтверждается, что «основным компонентом любой успешно функционирующей рыночной экономики является уважение к главным общечеловеческим ценностям: честности, доверию, справедливости. Необходимо, чтобы эти ценности стали неотъемлемой частью деловой культуры и практики». При этом он подчеркнул значимость «социальной экологии» предприятий и общества в целом.
«Руководство» рассматривает деловую этику в широком контексте современной деловой культуры, т.е. не только во взаимоотношениях деловых партнеров, а во всем комплексе отношений предприятия или предпринимателя - с обществом, государством и правом, а также в решении социальных проблем, соблюдении экологических требований - как на микроуровне (в рамках компании), так и в региональных, национальных или международных масштабах.
* Джонсон К., Абрамов И. « Деловая этика. Руководство по управлению ответственным предприятием в развивающейся рыночной экономике». \ Министерство торговли США. Управление международной торговли. - Washington, D.C., USA,2005, p. 374
Структура «Руководства» отражает его содержание, логику изложения и тематическую направленность. Из пяти разделов пособия первый посвящен характеристике ответственного предприятия в условиях зарождающейся рыночной экономики. Второй и третий разделы касаются выработки программы деловой этики (главного координирующего документа), ее содержания и выстраивания инфраструктуры по ее соблюдению, а также системы ее функционирования (информирования и обратной связи). Части четвертая и пятая затрагивают вопросы внедрения деловой этики в практику, что дополняется прилагаемыми образцами ряда документов фирм (договора о честности, модели принятия этических решений и т.д.).
Обобщая смысл рассматриваемого пособия, можно прийти к следующим заключениям:
1. В качестве инициативного центра, генерирующего усилия по соблюдению деловой этики, считается само ответственное предприятие (корпорация или малый бизнес), которое в рамках корпоративной культуры (подкрепляемой корпоративными кодексами) выстраивает механизм по контролю за соблюдением деловой этики и обязывающим мерам по ее выполнению.
2. Основным механизмом, обеспечивающим соблюдение деловой этики, считаются корпоративные кодексы.
3. Кодексы фактически сближают этическое поле с правовым полем, расширяя таким образом возможности наказывать за нарушение деловой этики в административном и даже судебном порядке (ведь служащие подписывают кодекс как своеобразный договор об условиях найма), особенно, когда нарушения влекут ущерб для компании.
4. Предприятие принимает «программу деловой этики», которая предусматривает координирующие структуры и емкую систему мер, в том числе так называемое «консультирование», сбор информации о нарушениях этики и надлежащее реагирование.
5. Сбор информации о нарушениях этики строится на поощряемом «программой» порядке « оповещения», имеющим неоднозначную оценку в различных культурах и, в частности, не совпадающим с распространенными в России этическими трактовками и поведенческими подходами (в народе неодобрительно относятся к «доносительству»).2
Концептуально важным является признание того, что «цель получения прибыли в бизнесе люди больше не принимают как оправдание для игнорирования норм, ценностей и стандартов поведения добропорядочного гражданина»; «от современного бизнеса ожидают, что он станет ответственно использовать общественные ресурсы не столько во благо своих компаний, но и всего общества».
«Руководство» раскрывает постановку этических проблем в рамках корпораций и их «корпоративных кодексов». В качестве примера для предприятий, реализующих политику ответственности, в пособии приводится «Положение об общих деловых принципах» компании «Royal Dutch/Shell», - принятый в 2003 г корпоративный кодекс, включающий этические требования.3 Он распределяет свои базовые принципы по следующим направлениям:
(1) Краткосрочные цели предприятия.
(2) Обязательства перед заинтересованными сторонами (акционерами, клиентами, работниками, обществом в целом, а также по защите окружающей среды). Обязательство перед обществом включают ряд принципов из Глобального договора ООН.
(3) Экономические принципы, предусматривающие прибыльность и финансовую устойчивость компании, как фундамент для выполнения своих обязательств; при этом усиленное внимание уделяется «оценке безопасности инвестиций».
(4) Принцип, имеющий прямое отношение к этике, - говорящий о том, что компания настаивает «на порядочности, честности и справедливости во всех аспектах своего бизнеса и ожидает того же от всех, с кем ведет дела». Конкретно в этом разделе осуждается взяточничество, выдвигается требование объективности при конфликте интересов и добросовестного ведения учетных книг и записей.
(5) Ограничения, налагаемые на компанию и ее работников в плане их участия в политической деятельности; компания, однако, оставляет за собой право иметь публичную позицию по вопросам, затрагивающим ее интересы или интересы ее основных заинтересованных сторон.
(6) Обязательство компании вносить свой вклад в устойчивое развитие и осуществлять «системный подход к вопросам здоровья, безопасности и управления охраной окружающей среды». Компания обязуется «заниматься этими, как и любыми другими жизненно-важными и имеющими отношение к бизнесу вопросами, планировать показатели улучшения, измерять, оценивать и отчитываться о результатах своей работы».
(7) Отношения компании с обществом как самый важный ее вклад. Особо подчеркивается участие компании в делах общества, выходящее за рамки социальной ответственности предприятия, руководствуясь при необходимости принципами макросоциальной ответственности.
(8) Признание конкуренции неотъемлемым признаком свободного предпринимательства.
(9) Обязательство «Royal Dutch/Shell» предоставлять на законных основаниях полную информацию о своей «деятельности всем заинтересованным сторонам, обращая особое внимание на вопросы деловой конфиденциальности и затраты на предоставление информации». «Руководство» отмечает, что рассмотренный документ не содержит некоторые мировые стандарты, на которые ссылаются в последнее время ряд корпораций, в частности, на Всеобщую декларацию прав человека и Трехстороннюю декларацию принципов МОТ.
Соблюдение этических норм конкретизируется в программе деловой этики, которая отражает стремление собственников и менеджеров повысить заинтересованность работников в процветании предприятия, развития у них чувства лояльности и приверженности фирме, уважения общих ценностей и взаимного доверия. Она указывает сотрудникам, как им следует поступать в соответствии с законами и этическими нормами, в частности, как осуществлять сделки, проводить торги и конкурсы, заключать контракты, использовать конфиденциальную информацию, избегать конфликта интересов при работе с клиентами, поставщиками, подрядчиками и конкурентами. Считается, что эти усилия ведут к уменьшению случаев должностных проступков, наносящих вред предприятию и с трудом поддающихся выявлению (один из экспертов назвал этот результат «невидимыми сбережениями»).
Программа одновременно устанавливает процедуры по выявлению и предупреждению возможных нарушений.
Поскольку в сознании большинства людей этика ассоциируется с понятием справедливость, «программа деловой этики» способствует подъему морального настроя работников и, как следствие, росту производительности труда и снижению административных и транзакционных (по сделкам) издержек.
«Программы деловой этики» обычно содержат следующие структурные компоненты, отражающие мировые стандарты и образцы лучшей практики ответственного делового поведения, накопленные за последние два десятилетия:4
1. Стандарты и процедуры, обеспечивающие ориентиры для деятельности предприятия и предназначенные для распределения разумных ожиданий заинтересованных сторон.
2. Соответствующие структуры и системы, обеспечивающие распределение полномочий, ответственности, а также ведение бухгалтерского учета и устойчивость.
3. Программа доведения информации о стандартах, процедурах и ожиданиях до сведения сотрудников предприятия.
4. Программы мониторинга и аудита поведения сотрудников.
5. Побуждение сотрудников к получению консультаций и предоставлению информации о проблемах и нарушениях этики.
6. Особое внимание к моральным качествам претендентов при приеме на работу, главным образом на ключевые позиции в сфере управления, финансов, работы с контрактами.
7. Побуждение сотрудников к соблюдению стандартов и процедур.
8. Соответствующая реакция на нарушения стандартов и процедур.
9. Оценка эффективности программы, осуществляемая на постоянной основе.
«Руководство» излагает перечень вопросов, которые должна затрагивать «программа деловой этики»5:
- структура и системы этики и соблюдения законности;
- ответственность менеджеров высшего и среднего звена;
- потребность избегать даже малейшего проявления ненадлежащего поведения;
- осуществление мониторинга и аудита;
- обязанность работников сообщать о случаях нарушений;
- неспособность\невозможность соблюдать стандарты;
- неспособность\невозможность выявлять нарушения;
- методы получения консультаций и предоставления информации о случаях нарушений;
- политика в отношении ложных сообщений;
- реакция предприятия на сообщения;
- политика в отношении клиентов, поставщиков и субподрядчиков;
- политика конфиденциальности и анонимности;
- политика обеспечения безопасности работников, сообщивших о нарушениях;
- политика в отношении ненадлежащего поведения работников;
- политика вознаграждения этичного поведения;
- система хранения информации;
- контакты со средствами массовой информации;
- подотчетность каждого сотрудника;
- обязательство подписывать документ, подтверждающий ознакомление с программой.
Как очевидно, в реализации программы деловой этики политика «пряника» сочетается с политикой «кнута», причем весьма настоятельного. Для обеспечения программы создается действенная инфраструктура, включающая ответственного руководителя (из среды высшего руководства), штатного «уполномоченного по деловой этике» (возможно с группой сотрудников), а также консультативный «Совет по этике».
Уполномоченный по деловой этике является центральной фигурой в этой работе. В соответствии со специальной «программой информирования» он активно собирает информацию о нарушениях законов и этических норм через личные «консультации», телефонную горячую линию, а также «ящик для предложений», гарантируя «защиту от возмездия» (предусмотрено также получение информации от закодированных информаторов6. При этом уполномоченный полагается на инициативных «моральных энтузиастов» и на пассивных «приверженцев моральных норм», ведя вместе с тем разъяснительную работу среди «этически некомпетентных» сотрудников и стремясь обуздать категорию людей составляющих «источник этических проблем»7. Как показали недавние социологические исследования в США, 78% работников готовы сообщать о нарушениях при обеспечении анонимности, в том числе 39% - в открытую8.
Перефразируя известную русскую поговорку, с сожалением можно констатировать, что в американской деловой семье - «не без урода». «Руководство» признает: «об этом неприятно думать, но предприятия часто становятся жертвой злоупотреблений со стороны своих работников и представителей. Присвоение средств предприятия - наиболее распространенный случай. Мошенничество, связанное с учетом рабочего времени или хищением продукции и инструментов». По оценкам, предприятия США ежегодно теряют вследствие должностных преступлений своих сотрудников около 6% своего дохода9. Сюда, видимо, можно полностью или частично отнести издержки, связанные со взятками, «откатами», коррупцией, двойной бухгалтерией, другими формами ненадлежащего поведения.
«Руководство» отмечает, что одним из проблемных явлений на кросс-культурных перекрестках признается взяточничество. При этом в пособии указывается, что «практически ни одно общество не признает правильным дачу и получение взяток. В странах, где заработная плата рабочего ниже прожиточного уровня «поощрительные выплаты» (известные как взятки) часто становятся не санкционированным, но одобряемым поведением, соответствующим местным обычаям. В таких странах взяточничество настолько распространено, что даже лица, отвечающие за соблюдением законов и норм, дают взятки, чтобы получить свою долж-ность»10.
Более того, «программа деловой этики, - говорится в «Руководстве», - проявляет особую осторожность в том, чтобы не принять культурные, правовые или религиозные различия за нарушения или отсутствие этики. В исламских странах, к примеру, мударба - отражение требования закона Шариата о том, что заимодавец не должен взимать проценты, - нередко принимает форму оплаты, которая неправильно воспринимается теми, кто плохо знаком с данной культурой, как неадекватная или неэтичная (т.е. как «откат»).
Столь же общераспространенным культурным различием является отношение к найму родственников на работу. В некоторых культурах ожидается, что владельцы бизнеса и менеджеры будут нанимать главным образом родственников. В других культурах наем на работу родственников, так называемый непотизм, не только не поощряется, но при определенных обстоятельствах и запрещается.»11. Решать эти вопросы в условиях зарож-
дающейся рыночной экономики «Руководство» рекомендует весьма расплывчато, предлагая предприятию «видеть себя или частью проблемы, или частью ее решения».
Развитые страны заняли в отношении взяточничества весьма категоричную позицию: 34 страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) подписали вошедшую в силу с 1999 года Конвенцию о борьбе с коррупцией, требующую от стран-участниц считать уплату взяток иностранным государственным служащим - уголовным преступлением.12
В целом «Руководство» излагает обширный опыт американского бизнеса по обеспечению этических стандартов, трудности в этих вопросах, характер и масштаб неохваченности этих проблем. Оно содержит многие элементы, полезные для учета в российской практике.
Правда, из-за несовершенства законодательной базы и правоприменительной практики (и некоторого недоверия бизнесу) в России многие нарушения и несоответствия не ставятся в ограничительные рамки. Зачастую нет возможности привлечь к ответственности в виде возмещения убытков топ-менеджеров компаний за их недобросовестные (ненадлежащие) действия. К тому же, по мнению А. Шохина, социальная ответственность бизнеса должна быть четко оговорена законом.13
Вместе с тем нужно отметить значительный позитив: на протяжении полутора десятилетий в нашей стране последовательно велась большая образовательно-консультативная, организационная и внедренческая работа под эгидой «Комитета по деловой этике и предпринимательству в сфере культуры» (ныне - Подкомитет), при поддержке «Фонда деловой культуры», созданных при Торгово-Промышленной палате РФ. В результате этих усилий ряд российских торгово-промышленных ассоциаций и компаний принимают и реализуют корпоративные кодексы с включением в них этических стандартов.14
«Российский союз промышленников и предпринимателей» (РСПП) на своем съезде в 2006 г. в качестве одной из своих главных задач, наряду с экономической свободой, новаторством и социальной ответственностью, провозгласил «развитие корпоративного сектора в целом на основе публичности, саморегулирования и соблюдения принципов деловой этики.» Во исполнение этого, в частности, в системе органов РСПП по разрешению споров функционирует «Объединенная комиссия по альтернативной этике», рассматривающая действия сторон спора на предмет соответствия принципам корпоративной этики.15
Все это говорит о том, что ширится осознание того, что реализация высоких этических стандартов в бизнесе является важным ресурсом роста и повышения эффективности нашей национальной экономики.
Примечания:
1 Джонсон К., Абрамов И. « Деловая этика. Руководство по управлению ответственным предприятием в развивающейся рыночной экономике». \ Министерство торговли США. Управление международной торговли. - Washington, D.C., USA,2005, p. 374
2Там же, сс. 118-120.
3 Проведенный компанией «Ernst & Young» анонимный опрос среди персонала международных компаний (2007 г.) показал, что корпоративные кодексы реально действуют на работе 62% европейских респондентов, а в России только 46% опрошенных подтвердили, что подписывали такой документ; но не знают, работает ли он. Касаясь сообщения начальству о случаях нечестности или нарушении этики, европейцы в 79% случаев выразили готовность к этому, тогда как лишь 34% россиян последовали бы их примеру (в 2,3 раза меньше) - «РБК Daily», 30 мая2007 г
4Джонсон К.,Абрамов И. Указ соч., с. 60.
5Там же, с. 137.
6Там же, сс. 192-194.
7Там же, с. 168.
8Там же, с. 190.
9Там же, с. 28.
10Там же, с. 8.
“Там же, с. 9.
12Там же, с. 249.
13«Методические и аналитические материалы Комитета ТПП РФ по деловой этике» (под ред. Лебедевой С.М.) - М.: ООО « ТПП- ИН-ФОРМ», 2006, с. 102; а также:
- М. Завада, Ю. Куликов. «Вчера наступило завтра...» : диалоги с Александром Шохиным. / М.: МЦУПК,2007, с.198.
14Шихирев П. Н.,« Этические принципы ведения дел в России.»/ М.: Финансы и статистика, 1999, - сс.5-11,228-232.
15Российский союз промышленников и предпринимателей. / РСПП15, сс. 1,3.
Библиография:
1. Гуссейнов А.А., Апресян Р.Г Этика: Учебник. - М.: Гардарика, 1998. - 472 с.
2. Джонсон К., Абрамов И. «Деловая этика. Руководство по управлению ответственным предприятием в развивающейся рыночной экономике»/ Министерство торговли США. Управление международной торговли. -Washington, DC., USA, 2005.- 374 с.
3. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник./ Под ред. Кибанова А.Я. - М.: ИНФРА-М, 2004, - 368 с.
4. Красникова Е. А. Рекомендации по практическому использованию книги «Деловая этика: Руководство по управлению ответственным предприятием в развивающейся экономике». / В книге «Методические и аналитические материалы Комитета ТПП РФ по деловой этике.» - М.: ООО «ТПП-ИНФОРМ», 2006, - 251 с.; сс. 83-113.
5. Кропоткин П. А. Этика: Избранные труды.- М.: Политиздат, 1991, - 496 с.
6. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса: Учебное пособие. - М.: «Дело», 2001. - 280 с.
7. Рубцова Т.И. Международный деловой протокол и этикет. Учебное пособие. - М.: ВАВТ, 2002, - 180 с.
8. Уткин Э.А. Этика бизнеса. Учебник для вузов. - М.: «Зерцало», 1998. - 256 с.
9. Шихирев П.Н. Этические принципы ведения дел в России./- М.: Финансы и статистика, 1999. - 248 с.
Российский и финский малый бизнес заключили соглашение о сотрудничестве
В декабре 2009 г. в выставочном комплексе «Ленэкспо» открылся VII Форум малого предпринимательства Санкт-Петербурга. В форуме принимают участие представители петербургской власти, союзы и ассоциации, а также более 800 предпринимателей. Во второй день форума состоится церемония награждения лучшего бизнесмена Северной столицы, самой деловой петербурженки, а также молодых предпринимателей. В рамках Форума открылась выставка «Малый бизнес Санкт-Петербурга». Кроме того, проходит день высоких технологий, в ходе которого вузы Санкт-Петербурга представляют инновационно-технологические проекты. В рамках Форума малого бизнеса подписано Соглашение между Первым городским бизнес-инкубатором Санкт-Петербурга и Центром малого бизнеса Хельсинкского университета экономики Смысл этого документа заключается в том, чтобы закрепить рабочее сотрудничество этих двух коллективов, которое сложилось за последний год, отметил заместитель председателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли городской администрации (КЭРППиТ) Анатолий Котов.
Кроме того, подписан протокол о специализации первого бизнес-инкубатора. Теперь преимущество будет отдаваться предприятиям, работающим в сфере энергоэффективности и рессурсосбережения.
Напомним, в Петербурге сейчас работают два городских бизнес-икубатора: в технопарке «Ингрия» и бизнесцентре «Кристалл» на улице Седова - это и есть первый бизнес-инкубатор. Планируется, что бизнес-инкубаторы будут созданы в промзонах «Конная Лахта», «Парнас», «Ржевка», «Обухово», «Красносельская», «Предпортовая-3». Планируется, что бизнес-инкубаторы будут созданы в промзонах «Конная Лахта», «Парнас», «Ржевка», «Обухово», «Красносельская», «Предпортовая-3».
Соб. инф.