В. И. Петрова
Этические беседы с дошкольниками
Этическое развитие дошкольника связано с развитием его морального сознания. Область морального сознания является традиционной сферой интересов отечественных и зарубежных авторов (С. Г. Якобсон, Е. В. Субботский, Ж. Пиаже, Л. Кольберг и др.). В дошкольной педагогике одной из форм целенаправленной работы педагога по развитию морального сознания детей выступает этическая беседа.
Конечная цель, к которой стремится воспитатель в ходе этической беседы - формирование гуманной личности, таких фундаментальных качеств, как чувство справедливости, ответственности, доброты, готовности оказать помощь тому, кто в ней нуждается и др. Это длительный процесс, требующий решения ряда задач:
• научить детей выявлять смысл воспринимаемых событий;
• дать представление о моральной стороне человеческих отношений, опираясь на жизненные образцы, образы художественной литературы и других видов искусства;
• способствовать накоплению и обобщению эмоционально-положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам;
• формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения принятых моральных норм (можно - нельзя, хорошо - плохо);
• учить соблюдать правила поведения.
Этическая беседа является одной из форм
ознакомления детей с моральными нормами. Дети узнают, что отношения людей друг к другу проявляются в различных действиях, которые с точки зрения моральных норм оцениваются как хорошие и плохие, правильные и неправильные. Мысль о необходимости подчиняться правилам общежития, помогающим жить в согласии с окружающими и самим собой, осваивается детьми с помощью различных образов и примеров, которые в сознании ребенка постепенно обобщаются в правило: надо помогать другим, когда они в этом нуждаются; тот, кто помогает, поступает хорошо, совершает добрый поступок. Сделать такое обобщение помогает педагог, направляя высказывания детей.
Этическая беседа является одной из форм ознакомления детей с моральными нормами. Дети узнают, что отношения людей друг к другу проявляются в различных действиях, которые с точки зрения моральных норм оцениваются как хорошие и плохие, правильные и неправильные.
В отечественной педагогике и психологии деятельность рассматривается в качестве инструмента воспитания и развития детей. В дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность. Именно она позволяет передать ребенку необходимые для жизни и развития знания, умения, навыки. В игре ребенок усваивает опыт морального поведения на основе знаний о правилах.
Этические беседы можно начинать проводить с четырехлетнего возраста. В этот период у ребенка развивается наглядно-образное мышление, появляются представления, с помощью которых дошкольник удерживает смысл событий, которые он наблюдал ранее без опоры на непосредственно воспринимаемые предметы и явления. К этому возрасту дети достигают необходимого для развернутого общения уровня речевого развития. Развивается произвольность, которая проявляется в готовности следовать словесным инструкциям педагога. Кроме того, ребенок уже освоил содержание многих сказок, стихов, рассказов, по поводу которых он может отвечать на вопросы воспитателя, выражать
свое отношение к героям произведения. Также у дошкольников появляется собственный опыт отношений с окружающими.
Учитывая сказанное, можно определить основные педагогические условия морального воспитания дошкольников:
• четкая постановка задач морального обучения и воспитания;
• гуманное отношение взрослых к детям;
• организация активной практической и интеллектуальной деятельности детей, формирующей гуманные взаимоотношения.
Материалом для этических бесед могут служить конкретные факты из жизни детей, произведения художественной литературы. В ходе беседы дети не только осваивают моральные нормы, но и расширяют свой словарь, знакомясь с этическими понятиями. Объем понятия сначала ограничен конкретными представлениями, образами. Но постепенно оно наполняется все новым и новым содержанием.
Первоначально, при ознакомлении с художественными произведениями, детей не удовлетворяет неопределенная ситуация, когда трудно сказать, какой персонаж плохой, а какой хороший. Дети стремятся выделить положительных героев. Эмоционально положительное отношение к этим героям вызывает резко отрицательную реакцию на действия тех персонажей, которые им чем-либо мешают. Именно развитие способности к сопереживанию и содействию определяет переход от немотивированной оценки к ее обоснованию. Симпатия, положительное эмоциональное отношение к товарищу, литературному герою играют большую роль в возникновении и развитии моральных чувств (сочувствия, справедливости и т. д.).
В процессе беседы обсуждаемым фактам, событиям дается оценка. Положительная оценка закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная - призвана тормозить нежелательные поступки. Дошкольники охотно подражают тому, что одобряется. Положительный образ становится ориентиром для ребенка в выборе поступка.
При подготовке беседы педагог должен донести до сознания детей суть нравственной проблемы, облекая ее в понятные и запоминающиеся образы. В процессе беседы он не только задает вопросы для обсуждения, но и ищет то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения, доказывать ее.
Положительное отношение детей к беседе воспитатель поддерживает за счет постановки понятных и практически важных для них вопросов, связанных с их повседневным опытом; постоянным поощрением активности дошкольников, их стремления принять участие в беседе. С этой целью педагог корректирует высказывания дошкольников, помогая адекватно выразить мысль, поддерживает разные суждения, по возможности спорные, требующие аргументов.
Дети очень любят, когда им читают взрослые. Они стремятся к общению с воспитателем, испытывают чувство удовлетворения и даже гордости, отвечая на вопросы и получая одобрение, особенно, если педагог обрисовывает важность обсуждаемых вопросов. Если воспитатель не поддерживает эмоциональное отношение детей к беседе, не говорит о ее важности, появляется опасность формализации данного вида работы.
Одной из причин падения интереса к беседе может быть потеря связи между нравственными установками, приобретаемыми знаниями
и представлениями и реальным поведением детей. В повседневной жизни воспитатель должен опираться на образы, усвоенные детьми, помогающие корректировать их поведение, служащие образцом добрых отношений, способом устранения нежелательных проявлений (недоброжелательности, грубости, упрямства, несправедливости и т. д.).
В соответствующей ситуации воспитатель вместе с детьми может вспомнить сказочных героев, например, из сказки «Золушка»: добрую, трудолюбивую Золушку и ее злых бездельниц сестер. («На кого мы хотим быть похожими? На кого мы не хотим походить? Что для этого мы должны делать, как поступать?»)
Связь бесед с реальной жизнью и деятельностью детей поддерживается практическими заданиями, которые предлагаются дошкольникам в свободное время, если нет времени на занятии. Задания подбираются по прочитанным произведениям. Например, воспитатель может попросить детей придумать новый конец рассказа, сказки (чтобы узнать, как герои жили дальше; изменить плохой конец на хороший и т. д.); нарисовать понравившегося героя. Если дошкольники затрудняются нарисовать рисунок, следует предложить им описать задуманное словами. Потом можно организовать выставку детских рисунков, что даст возможность еще раз вспомнить то или иное правило.
Часто знания дошкольников о правильном поведении и сами поступки не совпадают. Это естественно. Дети еще плохо ориентируются в различных ситуациях, не умеют адекватно оценивать свои намерения и действия. Кроме того, дети не могут совладать со своими желаниями («я хочу»), иногда проявляют упрямство и т. д. Но все эти факты не основание для того, чтобы отрицать значимость «словесного» воспитания.
Приведем пример этической беседы.
С друзьями надо делиться
Воспитатель читает детям рассказ «Урок дружбы» М. Пляцковского.
«Жили два воробья - Чик и Чирик.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.
"Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется", - подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю.
Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.
- Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашел - ты и клюй!
- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья все должны делить пополам. Разве не так?
- Ты, наверное, прав, - ответил Чик.
Не стал он обижать своего приятеля Чи ри ка, взял у него пять зернышек.
И ему стало при этом очень стыдно. Ведь сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка».
Связь бесед с реальной жизнью и деятельностью детей поддерживается практическими заданиями, которые предлагаются дошкольникам в свободное время, если нет времени на занятии.
Воспитатель выясняет, как дети поняли произведение, их отношение к сказке (понравилась или нет, что понравилось, что непонятно и т. д.).
- Что сделал Чик, когда получил посылку от бабушки? (Он сам склевал целый ящик пшена и не угостил друга.)
- Почему он так поступил? (Он боялся, что ему мало достанется.)
- А как поступил Чирик, когда нашел несколько зернышек? (Он поделился с Чиком.)
- Обрадовался ли Чик угощению друга? (Нет, он начал отказываться от угощения.)
- Почему Чик все же склевал зерно? (Он не хотел признаться, что поступил плохо.)
- Что чувствовал Чик? (Ему было стыдно.)
Затем можно предложить детям нарисовать одного из героев произведения или инсценировать сказку.
В беседе по данной теме можно использовать также стихотворение Я. Акима «Яблоко»:
Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою,
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю. ■