ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БИОМЕДИЦИНСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ОТ
АВИЦЕННЫ ДО СОВРЕМЕННОСТИ
Хумора Худойберген кизи
студентка 201 группы Научный руководитель Замира Мухамеджановна Мухамедова д.ф.н., профессор кафедры социогуманитарных наук с курсом биоэтики Ташкентского государственного стоматологического института
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрена актуальность этических и гуманистических идей Авиценны в медицине и данные ориентиры в современных биомедицинских достижениях.
Ключевые слова: этические параметры медико-биологического знания, правовое регулирование, формирование специальных биоэтических комитетов, разработка этических норм и принципов, биоэтическая модель, традиционные нормы медицинской этики.
ABSTRACT
The article examines the relevance of Avicenna's ethical and humanistic ideas in medicine and these guidelines in modern biomedical achievements.
Keywords: ethical parameters of medical and biological knowledge, legal regulation, formation of special bioethical committees, development of ethical norms and principles, bioethical model, traditional norms of medical ethics.
Идеи Авиценны, о важности дополнения научного поиска культурно этическими параметрами и гуманистическими ориентирами очень важны в современной медицине. Морально-этическая рефлексия является неотъемлемой частью современного медицинского знания. Особую значимость сегодня имеет исследование этических параметров медико-биологического знания, так как новые возможности медицины и биологии позволяют не только лечить людей, но и управлять человеческой жизнью, ее важнейшими процессами (рождением, смертью, старением и т. д.). Теория и практика этических оценок в сфере медико-биологических достижений, в практике возросших технологических возможностей биомедицины часто подчиняются прагматичным интересам, поэтому требует неуклонного развития. На сегодняшний день сложились два исторически
132
сформировавшихся образа биомедицинской этики. Одна представлена как традиционная (западная), т. к. в данном виде биоэтика возникла и трактуется в Европе и Америке - представляет собой институционально организованную социально-политическую технологию, в рамках которой обеспечивается соблюдение прав и свобод в биомедицинской сфере. Основной целью такой биоэтики является защита прав граждан от негативных последствий применения современных медицинских и биологических технологий, влияющих на жизнь и здоровье человека. В качестве инструментов такой защиты выступают разработанные этические кодексы, законы и документы. Этические механизмы контроля над действиями врачей дополняются развитой системой правового регулирования, формированием специальных биоэтических комитетов, движением широких кругов населения, проявляющих интерес к данной проблематике.
На постсоветском пространстве, в том числе в Узбекистане, функционирует несколько иная форма биоэтики, в которой осуществляется анализ нравственных проблем человеческого бытия, морального отношения ко всем формам живого и природы в целом, а также разработка этических норм и принципов, ограничивающих взаимоотношения «право-наука-человек». Она включает создание морально-правовых критериев социальной практики проведения медико-биологических экспериментов (расширение юридических норм, биобезопасности).[1 ]
Развитие современной биомедицины ставит новые и крайне сложные моральные проблемы перед философией. Поскольку человек выступает как единство его естественных и социальных качеств, то есть как уникальная данность, его исследование основывается на гуманитарных подходах и методах, положенных в основу биоэтической модели. Они нередко переносятся и на проблему жизни в целом, которая как объект биоэтического исследования включена в специфику человеческих отношений и оценок.
Такие проблемы, как отношения врача и пациента, проблема определения смерти и необходимо связанные с нею моральные противоречия, новые технологии деторождения и биомедицинский эксперимент, включающий необходимость рассмотрения пределов его допустимости, этические проблемы генной инженерии, трансплантологии и психиатрии, - являются фокусом биоэтической рефлексии. Актуальным остается вопрос выработки таких социально-этических принципов, при которых признается уникальность и свобода индивида,
The role of medical humanistics in quality training of a doctor
обеспечиваемая моральными и законодательными нормами и действиями со стороны общества в целом в русле конструктивного развития научной деятельности при условии соблюдения соответствующих этических норм познания и практики.
Практическое применение в здравоохранении научных достижений является условием всестороннего рассмотрения традиционных норм медицинской этики. Например, серьезные моральные трудности возникают в связи с пересадкой органов: 1) трансплантации органов и тканей от живых лиц и трупов (гомотрансплантация); 2) в случае пересадки клеток, тканей или органов между особями различных биологических видов, например, трансплантация сердечных клапанов свиньи человеку (ксенотрансплантация); 3) возможность пересадки органов от человека к человеку (аллотрансплантация); 4) при использовании электронно-вычислительных машин в клинической медицине; 5) в работе медико-генетических консультаций и так далее .Профессиональная этика врача состоит в том, чтобы реализовать в своей деятельности специфические нравственные требования и нормы поведения во взаимоотношениях с пациентами. Современные биомедицинские исследования человека, расшифровка его генома, исследования эмбрионов человека, генные исследования и технологии в своей совокупности по-новому проблематизируют такие понятия, как «человеческое достоинство», «право человека», «личность», «свобода выбора», «ответственность».
Сегодня мы видим как духовно физическая стратегия заботы об удовольствии и о полезности расщепляется медикализацией потребления. Современный человек может избегать физических нагрузок, но потреблять средства для расщепления жиров, похудения, использовать биоактивные добавки и т. д. Ибн Сина выступал за соблюдение меры и здоровый образ жизни. Авиценна считал самым главным в своей жизни научиться сохранять здоровье и открыть загадку того, как стать долгожителем. Залогом долгожительства, согласно Авиценне, выступало предохранение от порчи, влаги, содержащейся внутри организма. По мнению Авиценны, до наступления естественной смерти сохранение влаги в организме было средством сохранения человеческого тела, а также единственно верным способом стать долгожителем. Две силы в организме обеспечивают
сохранение влаги от порчи: естественная сила (обеспечивающая замену того, что исчезает из тела) и
November 23, 2024
животная сила - заставляющая биться пульс. Сохранение от порчи влаги в организме достигается соблюдением трех режимов, правильное взаимодействие которых и является залогом долголетия: - заменой исчезающей из тела влаги; -предотвращением причин, вызывающих и ускоряющих высыхание тела; -предохранением имеющейся в организме влаги от загнивания. Согласно Авиценне, главное в искусстве сохранения здоровья и продления жизни - уметь соотносить семь факторов: гармонию, движение, питание, очищение, вес, дыхание, одежду. [2 ]
Идея о том, что вода в организме - основа жизни и долголетия, подтверждается многочисленными исследованиями. При старении происходят процессы дегидратации: значительно снижается концентрация воды в костной ткани и коже. Для сохранения и укрепления здоровья, поддержания молодости и достижения долголетия важно соблюдать здоровый образ жизни. И эта идея не нова, именно о ней говорил Авиценна, считая, что охрана здоровья равнозначна искусству жизни. Авиценна также особо отмечает важность закаливания и физических упражнений в соблюдении здорового образа жизни, говорит о своеобразных упражнениях для каждой части тела и о пользе движения для людей разных возрастов. Таким образом, Авиценна создает основы теории физического воспитания, кодекс основ физической культуры, свод законов физических упражнений для поддержания здорового духа и тела, и достижения долголетия. Физические упражнения, необходимость использования массажа, воздействие бани на тело, также отмечались им как факторы защиты здоровья и достижения долгожительства. Древние идеи великого ученого, философа, врача Авиценны находят свое отражение во всех современных науках о здоровье, представляя собой мощный теоретический фундамент, определяя основу их содержания. Применительно к каждому времени года им разработаны рекомендации к качеству и количеству пищи. В процессе лечения он придавал значение мобилизации внутреннего потенциала больного, защитных сил его организма, исходил, при трактовке состояния больного, из наличия тесной связи причины и следствия [3 ]
Важным фактором сохранения здоровья является рациональное питание. Наряду с его разнообразием, играет роль режим приема пищи в теплое и холодное время года, возраст людей. «Для принятия пищи имеется определенный порядок, которого должен придерживаться каждый берегущий свое здоровье». Целесообразен прием молочной и растительной пищи. Ценными являются
рекомендации рассматривать пищевые продукты как лекарства, и лечиться при помощи определенного режима питания. Выдающиеся врачи Древнего мира оставили такое завещание «пища должна быть лекарством, лекарство - пищей». Столь же пристальное внимание уделялось качеству воды, ее очистке.
Ибн Сина высказал предположение в отношении благоприятного воздействия солнца на качество воды. В то время еще не было знания о существовании ультрафиолетовых лучей и их бактерицидном действии. Вместе с тем, «хорошая вода текущих ручьев открыта для солнца, ...течение воды должно быть направлено к солнцу, особенно в летний период». На состояние здоровья оказывает влияние место жительства. «Тому, кто себе выбирает место жительства, следует знать, какова там почва, насколько земля возвышена или низменна, открыта или закрыта, какова там вода.». В сохранении здоровья значимая роль принадлежит физической активности. Ибн Сина ее значимость для здоровья оценил следующим образом «умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек, не нуждается ни в каком лечении, . но упражнения должны быть соответствующими для каждого человека, ... организм поддается воспитанию,...бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений». Это лишь отдельные разделы учения гениального представителя науки своего времени Ибн Сины о профилактике заболеваний. Многие его рекомендации по профилактике заболеваний, сбережению здоровья, через века сохранили свою актуальность, являются ценными для медицинских работников и населения, будут востребованными многими грядущими поколениями. [4 ]
Незадолго до смерти он завершил главный свой труд «Канон врачебной науки», который принес ему мировую славу. В нем обобщены важнейшие достижения по теоретической и клинической медицине, арабо-персидской, греко-римской, александрийской, византийской и других медицинских школ.
Заключение:
1. Этика и мораль в медицине: Авиценна подчеркивал важность этического поведения врачей. Он считал, что врач должен быть честным, сострадательным и преданным своему делу. Эти принципы остаются актуальными и сегодня.
2.Гуманизм и забота о пациенте: Авиценна верил в необходимость гуманного отношения к пациентам. Он утверждал, что врач должен учитывать не только физическое
TSDI & TMA | International Conference | 2024 Tashkent State Dental Institute
Google Scholar indexed Tashkent Medical Academy
^^^^^^^^^^^The^ole^fmedicalhumanisfà
состояние пациента, но и его психологическое и эмоциональное благополучие.
3.Образование и непрерывное обучение: Авиценна считал, что врач должен постоянно совершенствовать свои знания и навыки. Он подчеркивал важность образования и научных исследований в медицине.
4.Интеграция философии и медицины: Авиценна видел неразрывную связь между философией и медициной. Он считал, что глубокое понимание философских принципов помогает врачам лучше понимать природу болезней и методы их лечения.
Эти идеи Авиценны могут быть полезны для современного биомедицинского сообщества, подчеркивая важность этики, гуманизма и непрерывного образования в медицине.
REFERENCES
1. Mukhamedova Z. M. The uzbek model of bioethics: history and Modernity. MALIM: Jurnal Pengajian Umum Asia Tenggara 21(2020): 68-78 https://doi.org/10.17576/malim-2020-2101-06
2.Mukhamedova Z. M. Historical and modern aspects of Islamic philosophical, religious andethical traditions in medicine in Uzbekistan. Eubios Journal of Asian and International BioethicsEJAIB Vol. 30 (1) January 2020 www.eubios.info ISSN 1173-2571 (Print) ISSN 2350-3106 (Online) Official Journal of the Asian Bioethics Association (ABA)
3.Мухамедова З.М Ментальный образ узбекской модели биоэтики. Гуманитарный трактат№93 2020 С.11 -16
4.Кадыров А. А. Возникновение медицины в Средней Азии. Ташкент: Медицина. 1990. 41 с., Кадыров А. А. История медицины Узбекистана. Ташкент: Ибн-Сина, 1994. 233 с.