Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ МЕДИЦИНЫ В УРДЖУЗЕ АБУ АЛИ ИБН СИНЫ'

НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ МЕДИЦИНЫ В УРДЖУЗЕ АБУ АЛИ ИБН СИНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

174
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нравственный аспект медицины / Ал-Урджуза фи-т-тибб / идейная основа творчества Авиценны / вопросы этики и морали в деятельности врача. / the moral aspect of medicine / Al-Urjuza fi-t-tibb / the ideological basis of Avicenna's creativity / issues of ethics and morality in the work of a doctor

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бахора Акмаловна Набираева, Замира Мухамеджановна Мухамедова

Данная статья посвящена обзору нравственных аспектов медицины в поэме Абу Али ибн Сины «Ал-Урджуза фи-т-тибб». Авиценна считал, что студентымедики должны получать обучение как в области теории, так и практики. Студенты-медики должны были познакомится, понять и запомнить большое объем информации, чтобы иметь возможность начать свою медицинскую практику. Авиценна написал несколько трактатов в стихах, чтобы помочь студентам. Структура и ритм «Ал-Урджуза фи-т-тибб» помогали процессу передачи и запоминания научных и медицинских знаний, передаваемых от наставника к ученику и остальной части общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the review of the moral aspects of medicine in the poem by Abu Ali ibn Sina "Al-Urjuza fi-t-tibb". Avicenna believed that medical students should receive training in both theory and practice. Medical students had to get acquainted, understand and memorize a large amount of information in order to be able to start their medical practice. Avicenna wrote several treatises in verse to help students. The structure and rhythm of "Al-Urjuza fi-t-tibb" aided the process of transmission and memorization of scientific and medical knowledge passed from master to student and the rest of society

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ МЕДИЦИНЫ В УРДЖУЗЕ АБУ АЛИ ИБН СИНЫ»

НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ МЕДИЦИНЫ В УРДЖУЗЕ АБУ АЛИ ИБН

СИНЫ

Бахора Акмаловна Набираева

магистр второго курса факультета ортопедическая стоматология ТГСИ

Замира Мухамеджановна Мухамедова

Научный руководитель, профессор кафедры социогуманитарных наук с курсом биоэтики, руководитель международной группы «Биоэтика» ВМА при ТГСИ

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена обзору нравственных аспектов медицины в поэме Абу Али ибн Сины «Ал-Урджуза фи-т-тибб». Авиценна считал, что студенты-медики должны получать обучение как в области теории, так и практики. Студенты-медики должны были познакомится, понять и запомнить большое объем информации, чтобы иметь возможность начать свою медицинскую практику. Авиценна написал несколько трактатов в стихах, чтобы помочь студентам. Структура и ритм «Ал-Урджуза фи-т-тибб» помогали процессу передачи и запоминания научных и медицинских знаний, передаваемых от наставника к ученику и остальной части общества.

Ключевые слова: нравственный аспект медицины, Ал-Урджуза фи-т-тибб, идейная основа творчества Авиценны, вопросы этики и морали в деятельности врача.

THE MORAL ASPECT OF MEDICINE IN URJUZ ABU ALI IBN SINA

ABSTRACT

This article is devoted to the review of the moral aspects of medicine in the poem by Abu Ali ibn Sina "Al-Urjuza fi-t-tibb". Avicenna believed that medical students should receive training in both theory and practice. Medical students had to get acquainted, understand and memorize a large amount of information in order to be able to start their medical practice. Avicenna wrote several treatises in verse to help students. The structure and rhythm of "Al-Urjuza fi-t-tibb" aided the process of transmission and memorization of scientific and medical knowledge passed from master to student and the rest of society.

Keywords: the moral aspect of medicine, Al-Urjuza fi-t-tibb, the ideological basis of Avicenna's creativity, issues of ethics and morality in the work of a doctor.

141

Море слов сокровенного смысла полно, Этот смысл я читать научился давно. Но когда размышляю о тайнах Вселенной, Понимаю, что мне их прочесть не дано.

Авиценна (Абу Али ибн Сина)

Введение

Фундаментальной идейной основой творчества Авиценны является принцип «не навреди», который раньше применяли врачи древности. Он выражает гуманистические идеалы исцеления, отношение к жизни пациента как к ценности, проявляется в переживаниях врача сострадание к пациенту и реализуется в актах их помощи, соучастия и помощи. Соблюдение принципа «не навреди» также выражается в моральной ответственности врача, как в отношении отдельного пациента, так и группы пациентов.

В средневековом исламском мире известные ученые, такие как Абу Али ибн Сина, передавали свои учения через поэзию. Структура и ритм стихотворений способствовали процессу передачи и запоминания научных и медицинских знаний, передаваемых от наставника к ученику и остальному обществу. В медицинской поэме Ибн Сины «Ал-Урджуза фи-т-тибб», которое состоит из 1326 тщательно классифицированных стихов и рассматривается как поэтическое резюме его энциклопедической работы «Канон медицины». Его популярность была широко распространена на Востоке, а затем и в Европе благодаря переводу Жерара Кремонского. В результате он стал одним из самых известных медицинских трактатов в Европе, широко используемых в университетах Салерно, Монпелье, Болонья и Париж [1].

В поэме о медицине «Ал-Урджуза фи-т-тибб» в 257-м стихе автор объясняет естественные компоненты и стихии природы, мужской и женский мизадж, возраст («жарко в детстве, в юности, как пламя, он с годами становится холоднее). В своих работах Абу Али ибн Сина очень бережно относится к рецептам лекарств. Авиценна требует, чтобы врач чётко понимал почему он прописывает это, а не другое лекарство («Учитывайте мизадж, цвет кожи и возраст пациента тоже. Важно все: место проживания, природа, цивилизация и время года. Изучите все ... Будьте осторожны при назначении каждого. Болезнь следует мудро различать.»). Авиценна обращал особое внимание на необходимость индивидуального подхода к каждому пациенту, так как «каждый человек

предрасположен к определенному характеру присущий лично ему, рекомендовано индивидуализировать рецепты лекарств пациентам .

Авиценна считал возраст очень важным в лечении пациента. Это одно из фундаментальных требований, которое наложило свой отпечаток на всю систему медицинских знаний Авиценны и сейчас, по прошествии многих веков, сохраняет свое значение в медицине.

Вопросы этики и морали в деятельности врача волновали ученого, они проходят красной линией во всем творчестве Ибн Сины, он посвящает этим вопросам «Трактат об этике». Вклад Авиценны в развитие медицинских проблем, помощь людям и оригинальные методы в излечении болезней и поддержания здоровья. Авиценна первым поднял до уровня теоретического осмысления для врача важные проблемы правильного философского понимания сущности природы. В отличие от других практикующих врачей, он считал это вид знаний имеющим большое значение для медицинской практики. Это философия (метафизика), дающая системные знания о природе, вне которой человек существовать не может, и это нельзя игнорировать в процессе постановки диагноза и назначения методов лечения пациенту.

Доктору достаточно руководствоваться в области философии общепринятыми вещами, то есть положениями, установленными «знатоками

науки ». Что касается медицинских вопросов, методов лечения, то здесь врач обязан добраться до дна правды самостоятельно.

Начиная с XIX века интересы врачей переместились из клиники в лабораторию, а с прогноза и лечения — на диагностику и лечение. Многие историки считают, что это изменило отношения между пациентом и врачом. Многие обвиняли врачей в отчужденности и отрицании своих эмоций, однако эта привязанность, несомненно, необходима для того, чтобы принимать правильные решения за своих пациентов. Они вознаграждают выход своих чувств искусством и поэзией.Исторические исследования показывают, что многие врачи, имеющие опыт в медицинских науках, также талантливы в искусстве, литературе и поэзии.Быть врачом и поэтом одновременно не считалось редким явлением в средневековую эпоху.

Авиценна разделил медицину на теоретическую и практическую. Теоретическая медицина изучает функции и изменения в организме человека, а также важные факторы, которые приводят к заболеваниям или здоровью, и помогает врачам поставить диагноз. Первая основная часть стихотворения в Урджузе вводит в

теоретическую медицину и описывает природу (табият) из элементов (аркан) вплоть до действий разных органов (аф'ал). Влияние звезд и солнца на погоду и шесть необходимых принципов (сеттейезарурие) описаны в практической части. Проблемы из табият (природа) затем описываются, в том числе болезни, причины (сабаб), симптомы (аараз), знаки (далаэль и алаем) и кризисы (бохран) [2].

О назначении медицины

Здоровье сохранять - задача медицины, Болезней суть понять и устранить причины.

Разделы медицины

Теория и практика - основа, В теории есть три заглавных слова. Семь факторов, природой данных, есть, А к ним еще необходимых шесть.

Зависимы три вещи друг от друга: Теченье, проявленье, вид недута. А в практике все так разделено: Хирургом исцеляется одно, Подчинено другое терапевту: Лекарство назначать или диету.

Из содержания стихотворения и того, как оно было классифицировано, видно, что Ибн Сина сумел сократить принципы медицинской теории наряду с медицинской практикой своего времени с помощью простого, но элегантного поэтического стиля. В результате это было особенно полезным средством для медицинского образования и объясняет популярность наряду с широким распространением поэмы, как на востоке, так и на западе, в комментариях, латинских переводах и печатных изданиях.

Вывод

В настоящее время продолжают исследоваться общественные, юридические, экономические аспекты этических вопросов, ключевых проблем биоэтики в области здравоохранения, медицины и биомедицинских технологий в контексте мусульманского вероучения.

Философское учение Ибн Сины отличается яркой гуманистической направленностью, поскольку автор пытался

144

согласовать в нем два противостоящих мировоззренческих начала - разум и веру, науку и религию

Творческое наследие Ибн Сины характеризует его как неутомимого борца за разум, свободомыслие. Его жизнь, настроение, протест против невежества, фанатизма и несправедливости нашли яркое отражение в поэтических произведениях.

REFERENCES

1. Mukhamedova Z. M Bioethics in Uzbekistan : history, issues, prospects «Asian Bioethics Review» . December 2015 Volume 7, Issue 5 501-511; Mukhamedova Z. M The uzbek model of bioethics: history and

modernity MALIM: Jurnal Pengajian Umum Asia Tenggara 21(2020): 68-78https://doi.org/10.17576/malim-2020-2101-06; Мухамедова. З.М Этические принципы Авиценны. В книге «Авиценна. Нравственные основы медицины.» [Авт.- сост.М.Ю.Абросимова, Ф.Т. Нажметдинова, М.Э.Гурылева, З.М.Мухамедова, М.:Вече, 2022.-416с.-(Библиотека биоэтики).С.80-93.

2. Nimroozi M, Salehi A, Mohagheghzadeh A, Kiani H, Imanieh M, Nejabat M. Didactic poem in traditional medicine: the study of Avicenna's poem on medicine. ijme. 2010; 4 (1) :16-24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.