Научная статья на тему 'Этапы заселения Арктики охотничьими племенами и одомашнение волка (собаки)'

Этапы заселения Арктики охотничьими племенами и одомашнение волка (собаки) Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
44
8
Поделиться
Ключевые слова
АРКТИКА / ARCTIC / МАМОНТЫ / MAMMOTHS / ПЕРВОБЫТНЫЕ ОХОТНИКИ / PRIMITIVE HUNTERS / ОДОМАШНЕНИЕ ВОЛКА (ОХОТНИЧЬЕЙ СОБАКИ) / WOLF (HUNTING DOG) DOMESTICATION / ЗАГОННАЯ ОХОТА / DRIVE HUNTING

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Колосов Петр Николаевич

Благодаря присутствию мамонтов, бизонов, диких лошадей и других млекопитающих плейстоцена, умелой загонной охоте на них с одомашненным волком (охотничьей лайкой), первобытные охотники добились того, что выжили в экстремальных климатических условиях арктических районов северо-востока Азии, заложили начало заселения Арктики человеком.Due to the presence of mammoths, bisons, wild horses and other Pleistocene mammals, skillful drive hunting with domesticated wolf (hunting laika), primitive hunters survived in extreme climatic conditions of arctic regions of the north-eastern Asia and laid the foundation of the Arctic settlement by first humans.

Похожие темы научных работ по истории и историческим наукам , автор научной работы — Колосов Петр Николаевич,

Текст научной работы на тему «Этапы заселения Арктики охотничьими племенами и одомашнение волка (собаки)»

43. Саввинов Д.Т. Изображение «висящего» оленя на ритоне: из келермеса // Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология. - Новосибирск: Наука, 1987. - С.115.

44. Полевые материалы автора. - 2005. - Т.1. - С.27.

45. Диосеги В. Головной убор нанайских (гольдских) шаманов. - Будапешт, 1965. - С.3

46. Ксенофонтов Г.В. Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурят и тунгусов. - Иркутск, 1928. -С.37, 57.

47. Полевые материалы автора. - 2013. - Т.1. - С.54.

48. Анабар. Вечные ценности. - Красноярск: Ин-спаер, 2012. - С.34.

49. Frazer, J. ....of the Corn and of the Wild/London, 1913/ II. - P.174, 247, 256, 303-304.

50. Анисимов А.Ф. Шаманские духи по воззрениям эвенков и тотемистические истоки идеологии шаманства // СМАЭ. - 1951. - Т.ХШ. - С. 98, 198.

51. Анисимов А.Ф. К вопросу об аниматизме и антропоморфизме // Крат.сообщ. Ин-та этнографии. Вып. VIII. - 1949. - С.21-22.

52. Василевич Г.М. Русско-эвенкийский (русско-тунгусский) словарь. - М., 1948. - С.138, 143, 319.

Поступила в редакцию 12.08.2014

УДК 551.791+599.742.1:591.612+599.61(98:211-17)

Этапы заселения Арктики охотничьими племенами и одомашнение волка (собаки)

П.Н. Колосов

Благодаря присутствию мамонтов, бизонов, диких лошадей и других млекопитающих плейстоцена, умелой загонной охоте на них с одомашненным волком (охотничьей лайкой), первобытные охотники добились того, что выжили в экстремальных климатических условиях арктических районов северо-востока Азии, заложили начало заселения Арктики человеком.

Ключевые слова: Арктика, мамонты, первобытные охотники, одомашнение волка (охотничьей собаки), загонная охота.

Due to the presence of mammoths, bisons, wild horses and other Pleistocene mammals, skillful drive hunting with domesticated wolf (hunting laika), primitive hunters survived in extreme climatic conditions of arctic regions of the north-eastern Asia and laid the foundation of the Arctic settlement by first humans.

Key words: Arctic, mammoths, primitive hunters, wolf (hunting dog) domestication, drive hunting.

Введение

В настоящее время в мире интерес к Арктике огромен. Он связан с энергетическими ресурсами в шельфовой зоне, а также актуальными проблемами климата на Земле. Весьма интересно то, как удалось человеку в позднем палеолите (35-11 тыс. лет назад) поселиться и добывать пропитание в арктических районах северо-востока Азии, характеризующихся весьма суровыми климатическими условиями. Другой не менее интересный вопрос - как произошла охотничья лайка, весьма распространенная в арктических районах.

Примерно 30 тыс. лет назад охотничьи племена достигли арктических широт северо-востока Азии, о чем свидетельствует стоянка па-

КОЛОСОВ Петр Николаевич - д.г.-м.н., г.н.с. ИГАБМ СО РАН, p_kolosov@diamond.ysn.ru.

леолитического человека в устье р. Яны (рисунок), впадающей в море Лаптевых [1]. Не исключено, что указанные племена в регионе появились ещё раньше. По Л. Шермейстер [2] в районе дельты р. Лены 48-33,5 тыс. лет назад климат был близок современному. Первобытные люди охотились на мамонтов, бизонов, шерстистых носорогов, овцебыков, диких древних лошадей и других животных. На этих крупных животных охотились и волки.

Вывод - дольше всего собаки домашними животными являются в Восточной Азии - сделан генетиками США, Швеции и Австралии на основе того, что в генном составе собак этого региона отмечены наибольшие различия, потребовавшие продолжительное время [3]. Подтверждением этого вывода является находка двух черепов собак на р. Рассохе, левом притоке р. Ала-зеи, впадающей в Восточно-Сибирское море (рисунок).

Местоположения: 1 - стоянка человека в устье р. Яны; 2 -Берелехское мамонтово «кладбище» в бассейне р. Индигирки; 3 - местонахождение черепов собак по р. Рассохе

Они залегали в слоях едомной свиты возрастом 25-35 тыс. лет назад [4]. До недавнего времени считалось, что в других странах и регионах домашняя собака появилась позже. Наиболее ранние захоронения радиоуглеродным методом датированы (в тысячах лет): в Сибири, около г. Красноярска - 20,9; Германии - 14; на Камчатке - 11; в Северной Америке - 10,4 [3]. Позже появились сообщения о более раннем времени одомашнения волка (собаки). Так, по найденному черепу в Разбойничьей пещере на Алтае (по авторам он принадлежит домашней собаке: объём мозговой полости равен 140 мл, тогда как у волков из той же пещёры - 148180 мл) приводится календарных 33 тыс. лет назад [5]. Также по черепу домашней собаки из пещеры Гойе (Goyet) в Бельгии ускорительным масс-спектрометрическим методом получена цифра 31700 радиоуглеродных лет (около 36500 календарных лет) [6]. По-видимому, из нескольких популяций волков [7] в разных регионах мира и в разное время происходила доместикация волка [5, 8].

С волка - охотничью собаку

По данным молекулярной генетики однозначно установлено, что все собаки - потомки волка. Не обсуждая дискуссионный вопрос, где и когда впервые в мире появилась домашняя собака, внедрилась в мир человека, остановимся на весьма интересном малоизученном вопросе - на причинах и наиболее приемлемом способе одомашнения волка (собаки). Этих причин и способов могло быть несколько. Человеку соба-

ка нужна была в качестве помощника при охоте на животных и птиц [8-12], источника пищи [13], покровителя мёртвых [9], охранника [14, 15], друга [9], ездовых, оленегонных и т.д. Разведение в Китае собак (волков) в качестве источника пищи, по-видимому, было похоже на содержание в клетках кроликов, лисиц, т.е. это не настоящее одомашнение животного. Волк -хищник, способный охотник. Поэтому в арктических районах, вероятнее всего, приручив, первоначально его можно было приучить к охоте с человеком - вожаком группы охотников, добытчиков мяса. Лишь после, когда из него вырастили домашнюю собаку, приучили быть охранником, другом, ездовой и т.д. [10].

Охотничьи племена арктических районов в течение тысячелетий многократно могли из логова брать (такие примеры имеются и в наши дни) на воспитание еще слепых волчат. Волчонок, подрастая рядом с детьми охотников, мог запомнить запах человека, постепенно подражать его голосу, начинать гавкать, а потом, спустя столетия, став собакой, лаять. Лай собаки - огромное ее преимущество перед волком, который только воет.

Выросшим в неволе, а затем отпущенным (из-за проблем с кормлением и содержанием) на свободу, по сути уже полудомашним волкам, в экстремальных условиях Арктики трудно было выжить. Они не могли на равных конкурировать с волками, которые в дикой природе очень рано приучаются добывать пищу. Такие полудомашние волки, находясь на свободе, в условиях холодного, голодного края, могли подлаживаться человеку, привыкать к его запаху, постепенно завоевывать доверие. В молодом возрасте, когда наступает переломный этап («критический период»), животное приобретает так называемый ранний опыт, испытывает на себе действие соответствующего средового фактора. Ранний опыт наследственно закрепляется [16]. Это и имеет место у одомашненных волков (собак). От таких волков спустя столетия в составе рода Canis (собаки, волки) могла произойти якутская лайка - одна из пород нового вида Canis fami-liaris (собака домашняя). Чарльз Дарвин считал, что было приручено несколько видов волков. Род Canis (волк) появился в плиоцене (5,3-1,8 млн. лет назад) в Азии и Европе. В его составе много видов, в том числе Canis familiaris Linnaeus, 1758.

Древний охотник мог заметить такие качества волка, как ум, осторожность, наблюдательность, хорошо развитые слух, обоняние и зрение. Волк может устраивать засаду, выжидать удобного момента для нападения на жертву, бегает быстро (до 65 км в час), вынослив, хорошо знает ре-

зультативность групповой (стайной) охоты на крупных животных. Как раз эти качества волка, видимо, привели древнего охотника к мысли использовать прирученного волка на охоте.

Вообще отбор домашних собак человеком велся в основном на морфофункциональном уровне [17]. И это ускорило «процесс морфо-физиологической дифференциации и процесс специализации отдельных пород» [18, с.16]. В итоге домашние собаки стали очень изменчивыми животными [19, с. 200], достигли большого разнообразия пород. «...Привычка и в некоторой степени отбор, вероятно, действовали совместно в воспитании наших собак с помощью наследственности» - писал Чарльз Дарвин в своей замечательной книге «Происхождение видов путем естественного отбора» [20, с. 215]. Большая скорость появления (предположительно менее чем за тысячелетие) огромного количества (по В.И. Машкину (2013 г.) - от 350 до 800) пород собак показывает удивительную их изменчивость и эффективность искусственного отбора [20, 21].

Генетическая компонента, т.е. наследственная предрасположенность волка к охоте при его одомашнении, облегчалась занятием охотой совместно с человеком-охотником. Волк - умный зверь, поэтому он мог довольно быстро усвоить наставления охотника (вожака группы) во время охоты путём загона на обрывы или на неокрепший лёд мамонтов и других представителей мамонтовой фауны. «Изучение генома собак. показало, что у них, так же как и у человека, . быстро эволюционировали гены, контролирующие работу головного мозга. Биологи предполагают, что это может быть связано с жизненной необходимостью - развитие особых способностей к предвидению чужого поведения важно для существования с другими особями, на которое обречены и люди, и собаки» [22]. В предвидении чужого поведения больше всего, должно быть, нуждались охотничьи собаки, преследующие разных зверей. Этим можно объяснить быструю эволюцию генов, контролирующих работу головного мозга собаки. Универсальные охотничьи способности охотничьей лайки - свидетельство того, что она может считаться наиболее близкой волку-хищнику, охотнику, преследующему, нападающему на зверей, животных с разными поведениями, повадками. Вот где требовалось быстрое эволюционирование упомянутых генов. Оно действительно связано с жизненной необходимостью.

Собака улавливает оттенки нашего настроения, реагирует на них. Она в темноте в три-четыре раза видит лучше человека. Поле ее зрения составляет 240-250 градусов, больше, чем у

человека. Собаки на всю жизнь запоминают запах, «обнаруживают любой индивидуальный запах со 100%-ным результатом в смеси от 2 до 11 индивидуальных запахов» [23, с. 284]. Взрослые собаки со временем начинают понимать от 7 до 80 слов хозяина, в среднем 40.

На основе фактических научных данных логично считать, что в Якутии, крае самого сурового климата в Восточной Азии, около 30 тыс. лет назад охотничьи племена и дикие хищники (полудомашние волки) для выживания нуждались во взаимной помощи больше, чем соответственно люди и звери континентов со сравнительно лучшими для жизни условиями. Первобытный человек-охотник, обитавший здесь, имел много времени (тысячелетия) для воспитания себе помощника на охоте. Возможно, он ранее, чем где-либо на Земле, добился одомашнения (доместикации = приручения) волка (собаки). В суровых климатических условиях северо-востока Азии от волка могла происходить не позднее 25 тыс. лет назад (примерно 30 тыс. лет назад) только охотничья лайка и выжить. Объясняется это тем, что она азартный, универсальный, весьма выносливый и способный лесной охотник и сохранила многие охотничьи качества волка.

Автор неоднократно наблюдал, как в Арктической Якутии волки совершали групповую охоту на северных оленей, а лайки - на зайцев, белок и бурундуков. Первобытный человек-охотник в экстремальных условиях, должно быть, нуждался именно в таком помощнике, когда он и его лайки - единая команда (группа). По аналогии с настоящим временем собаки помогали ему успешнее охотиться: обнаруживали мамонтов, бизонов, других животных; отвлекали их от охотников; быстрее, чем люди окружали жертву или целые стада мамонтов, участвовали в загоне их к обрыву, неокрепшему льду или засаде (в наши дни в тундре лайки пригоняют домашних оленей к пастухам). Практика загонной охоты на крупных животных применялась и при массовом забое диких оленей. Это установлено археологами по материалам памятников культур палеолита на Охотско-Ко-лымском нагорье северо-востока Азии [24]. Лайки - древнейшие породы домашних собак [25]. Среди них якутскую лайку (лесную охотничью собаку), связанную с охотой - наиболее ранним занятием человека арктических районов, по-видимому, следует считать появившейся на Земле не позднее других пород домашних собак [10].

Исходя из изложенного, просторную Якутию можно считать центром или одним из центров происхождения домашней собаки. Весьма жиз-

неспособная северная остроухая охотничья лайка с волчьими трехгранными клыками [26] и торчком стоящими, как у волка, ушами, возможно, одна из самых ранних пород домашней собаки. Название породы «лайка» («лающий волк») кинологами утверждено (закреплено) в конце 19-го века. Несмотря на свою древность, лишь в апреле 2005 г. Российской кинологической федерацией якутская лайка зарегистрирована как самостоятельная порода домашней собаки.

Охота на мамонтов

Первобытный человек в экстремальных условиях Крайнего Севера мог выжить в результате добывания пищи путём охоты на крупных животных, в том числе и на мамонтов. Во времена расцвета мамонтов (примерно 30-15 тыс. лет назад) на северо-востоке Азии ежегодно обитало около 40 тыс. голов [27]. Логично полагать, что ему было весьма сложно успешно охотиться на этих гигантов, не имея эффективных орудий охоты. Первые люди севера Восточной Азии -позднепалеолитические охотники были вооружены каменными орудиями и копьями с кремневыми наконечниками. Мамонты имели длинную шерсть с густым подшерстком, их кожа толстая (1,0-1,5 см), поэтому охота на них путём загона на обрывы и на неокрепший лёд, должно быть, оказалась более результативной, чем упомянутыми орудиями. Охота путём загона животных на обрывы и т.д. в мире известна с давних времён. Не было ясно, как люди могли куда-либо загонять мамонтов. Судя по современным слонам, в случае необходимости мамонты на короткое расстояние могли бегать быстрее, чем люди, разбежаться в разные стороны подальше от опасности (обрыва, льда, засады). С помощью одомашненного волка - собаки путем загонов первобытный человек успешно охотился на мамонтов и других животных, значительно сократил их численность, особенно мамонтов и бизонов (тех и других было огромное количество). Раньше ученые писали, что во времена мамонтов на севере людей было мало, и они не могли повлиять на их исчезновение. Из приведенных логических обсуждений проблем добывания пищи следует, что первобытные охотники из-за куска мяса с помощью собак путём загона на обрывы рек или на лёд глубоких рек, озёр и стариц, по-видимому, уничтожали целые стада (мамонты стадные животные). Так как мясо животных в шкуре тухло, быстро портилось, охотникам часто приходилось добывать свежее мясо тем же способом. Рассуждая так, находим ответ на вопрос о роли человека в сокращении численности мамонтов и

объяснение образования мамонтовых «кладбищ» вдоль рек арктических районов северо-востока Азии. В Африке первобытные охотники на крупных животных не привели к значительному сокращению их разнообразия [28]. Кроме мяса они употребляли съедобные растения. В отличие от них, нашим предкам на северо-востоке Азии приходилось довольствоваться в основном мясом животных, так как собирать было нечего (за исключением ягод в весьма короткое лето).

На Берелехском мамонтовом «кладбище», до размыва залегавшем на глубине 2,55 м, т.е. на том уровне, на котором имеется культурный слой, на протяжении 200 м вдоль берега р. Бе-релех - левого притока р. Индигирка, впадающей в Восточно-Сибирское море, в 1970 г. под руководством специалиста по мамонтам профессора Н.К. Верещагина из Зоологического института РАН (Санкт-Петербург) было собрано более десяти тысяч костей не менее 120 мамонтов. На этом месте за весьма продолжительное время погибло 1600-1800 мамонтов [29]. Их кости погребены под дном р. Берелех. Причём, судя по костям, гибли преимущественно самки, молодые особи и мамонтята. Охотники хорошо знали, что мясо взрослых крупных самцов очень жесткое, его трудно жевать. Очевидно, здесь было много корма, и стада мамонтов регулярно сюда подходили и становились добычей. Здесь же найдены и кости волка. Некоторые кости мамонтов и других животных (имеют радиоуглеродные датировки от 10,0-12,0 до 13,7 тыс. лет) оказались погрызанными волками и росомахами, а может и собаками. Вблизи этого места (71 градус северной широты) была обнаружена стоянка первобытного человека. На куске бивня он изобразил фигуру мамонта. По-видимому, частью его запасов является найденная здесь задняя нога (длина 175 см, вес 170 кг) мамонта. Она так хорошо была спрятана в многолетней мерзлоте, что сохранилась отлично. Покрыта кожей и длинной рыжей шерстью.

На северо-востоке Азии, по данным упомянутых выше и других [30] генетических исследований, собаки являются домашними животными дольше, чем в других регионах мира. Здесь просматривается прямая зависимость между стоянкой ранних охотников на представителей мамонтовой фауны, появлением домашней охотничьей собаки, а также образованием мамонтовых «кладбищ» и сокращением численности мамонтов, бизонов и других крупных животных. Кочевые охотники на мамонтовую фауну, заселив северо-восток Азии не позднее 30 тыс. лет назад, спустя примерно 10, или всего несколько тысяч лет, по сухопутному мосту (Бе-

рингия) между Чукоткой и Аляской начали проникать в Америку. В дальнейшем они заселили этот континент [31]. По данным генетики, азиатское происхождение коренных американцев не вызывает сомнений [28, с. 376; 32].

Заключение

Происхождение домашней собаки в арктических районах северо-востока Азии не позднее 25 (примерно 30) тыс. лет назад связано с экстремальными климатическими условиями, трудными для существования как охотничьих племен, так и прародительниц домашней собаки. Первоначально волка-охотника можно было приучить к охоте с человеком-вожаком группы охотников, добытчиков мяса. На северо-востоке Азии просматривается прямая связь между началом заселения человеком Арктики, появлением домашней охотничьей собаки, а также сокращением численности мамонтов, бизонов и других крупных животных в результате загонной охоты (уничтожаются целые стада).

Благодаря присутствию мамонтов, бизонов, шерстистых носорогов и других млекопитающих плейстоцена, умелой загонной охоте на их с одомашненным волком - собакой (лайкой), первобытные охотники добились того, что выжили в экстремальных климатических условиях арктических районов северо-востока Азии, где за последние 60 тыс. лет не было покровных оледенений.

Автор считает наиболее логичными приведенные выше объяснения одомашнивания волка на северо-востоке Азии и начала заселения Арктики человеком. Это один из значительных успехов человека за последние 30-35 тыс. лет. Дальними потомками охотничьих племён позднего палеолита, хорошо адаптировавшихся к условиям Арктики (для охотников широкие просторы и большие возможности), являются малочисленные коренные народы Севера, с жизнедеятельностью которых связано формирование циркумполярной культуры.

Литература и источники

1. Тихонов А., Бурлаков Ю. Причины гибели северных гигантов // Наука в России. - 2008. - № 2. -С. 48-53.

2. Schirrmeisner L., Sigert C., Kuznetsova T. et al. Pa-leoenvironmental and paleoclimatic records from permafrost deposits in the Artic region of Northern Siberia // Quaternary International. - 2002. - V. 89. - P. 97-118.

3. Корабельников В.А., Корабельникова Т.В., Кора-бельников А.В. Легенды и быль о собаках: Первые прирученные человеком. - М.: Просвещение, 1993. - 225 с.

4. Гурьев К.Н., Лазарев П.А., Колосов П.Н. Исполины ледникового периода. - Якутск: ООО «ЦУМОРИ ПРЕСС», 2011. - 144 с.

5. Ovodov N.D., Crockford S.J., Kuzmin Y.V. et al. A 33,000 - year-old incipient dog from the Altai Mountains of Siberia: evidence of the earliest domestication disrupted by the Last Glacial Maximum // Public Library of Science ONE. - 2011. - V.6, № 7. E22821. - P. 1-7.

6. Germonpre V., Sablin M. V., Steven R.E. et al. Fossil dogs and wolves from Palaeolithic sites in Belgium, the Ukraine and Russia: osteometry, ancient DNA and stable isotopes // Journal of Archaeological Science. -2009. - V. 36. - P. 473-490.

7. Wayne K.K., Ostrander E.A. Origin, genetic diversity, and genome structure of the domentic dog // BioEssays. - 1999. - V.21, №3. - P. 247-257.

8. Трут Л.Н. Доместикация животных в историческом процессе и в эксперименте // Вестник ВОГиС. -2007. - Т. 11, №2. - С. 273-289.

9. http://dog-dogi.narod.ru/.

10. Колосов П.Н. Доместикация волка или дикой собаки // Наука и образование. - 2009. - № 2. - С. 86-89.

11. http://www.ohotayakutia.ru/content/.

12. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. - СПб.: Петроглиф; М.: Изд-во МЦНМО, 2011. - 852 с.

13. http://www.membrana.ru/particle/14103.

14. www.allvet.ru/guide/dog.php.

15. Pang J-F., Kluetsch C., Zou X-J. et al. mtDNA data indicate a single origin for dogs south of Yangtze River, less than 16,300 years ago, from numerous wolves // Molecular Biology and Evolution. - 2009. -26. - Р. 2849-2864.

16. Аршавский И.А. Физиологические механизмы образования фенотипа в онтогенезе и проблема доместикации млекопитающих // Проблемы доместикации животных и растений. - М.: Наука, 1972. -С. 27-32.

17. Новиков Е.А. Закономерности развития сельскохозяйственных животных. - М.: Колос, 1971. -224 с.

18. Шварц С.С. Доместикация и эволюция // Проблемы доместикации животных и растений. - М.: Наука, 1972. - С.13-17.

19. Основы палеонтологии. Т. «Млекопитающие». - М.: Наука, 1962. - 421 с.

20. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. 2-е изд., доп. - СПб.: Наука, 2001. -568 с.

21. Докинз Р. Самое грандиозное шоу на Земле: доказательства эволюции / Перевод с англ. Д. Кузьмин. - М.: Астрель: CORPUS, 2012. - 496 с.

22. И ты, друг? // Газ. «Поиск». - 2005. - 16 декабря.

23. Крутова В.И., Зинкевич Э.П. Узнавание собаками индивидуального запаха в смеси запахов многих индивидуумов // Докл. РАН. - 2003. - Т. 388, № 2. - С. 282-285.

24. Слободин С.Б. Археологические и палеоэкологические аспекты жизнеобеспечения древних культур Охотско-Колымского нагорья Северо-Востока Азии

// Экология древних и традиционных обществ: сборник докладов конференции. - Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2011. - С. 142-145.

25. Машкин В.И. Основы териологии: учебное пособие. - СПб.: Проспект Науки, 2013. - 336 с.

26. Самар А.П. Собаководство нанайцев в XIX -начале XX века // Этнос и природная среда. - Владивосток: Дальнаука, 1997. - С. 67-80.

27. Верещагин Н. К. Почему вымерли мамонты. -Л.: Наука, 1979. - 196 с.

28. Марков А.В. Эволюция человека. 2 кн. - Кн. 1: Обезьяны, кости и гены. - М.: Астрель: CORPUS, 2011. - 464 с.

29. Верещагин Н.К. Записки палеонтолога. По следам предков. - Л.: Наука, 1981. - 166 с.

30. Salvolainen P., Zhang Y-P. et al. Genetic evidence for a East Asian origin of domestic dogs // Science. -2002. - V. 298. - P. 1610-1613.

31. Goebel T, Waters M.R., ORourke D.H. The Late Pleistocene Dispersal of Modern Humans in the Americas // Science. - 2008. - V. 319. - P. 1497-1502.

32. Захаров И.А. Центрально-азиатское происхождение предков первых американцев // Первые американцы. - 2003. - № 11. - С. 139-144.

Поступила в редакцию 20.02.2014

УДК 394 (=912.157)

Традиционные религиозные воззрения якутов в XVIII-XIX вв.

А.И. Гоголев

Дается общая характеристика дохристианских верований якутского народа: их структурное определение, основа дуалистической концепции религиозно-мифологического мировоззрения этой системы. В связи с этим наличие в ней разделения служителей культа на жрецов и шаманов («белых», «черных»). Высказывается предположение о существовании трех ступеней разновидности внутри «племенных религий».

Ключевые слова: традиционные верования, фетишизм, тотемизм, зоолатрия, дуалистическое мировоззрение, племенные религии, якутские мифы, тюрко-монгольская мифология.

General description ofpre-Christian beliefs of the Yakut people is given: their structural definition, the basis of the dualistic concept of religious and mythological outlook of this system. In this regard there is division of attendants of a cult into priests and shamans («white», «black») in the conception. It is suggested that there are three steps of versions inside in the «tribe religions».

Key words: traditional beliefs, fetishism, totemizm, zoolatry, dualistic outlook, tribe religions, Yakut myths, Turkic-Mongolian mythology.

Религиозные верования народа саха начали привлекать внимание ученых в основном с XIX в., преимущественно ими занимались политические ссыльные [1]. В ХХ в. якутские традиционные верования изучались Г.В. Ксенофон-товым, А.Е. Кулаковским, С.И. Боло, Н.А. Алексеевым, Р.И. Бравиной, Е.Н. Романовой, В.Е. Васильевым и др. При этом определенное значение придавалось и восстановлению мифологической структуры мировоззрения якутов [2].

По принятой религиозной классификации якутские верования и обрядность можно отнести к т.н. племенным религиям, как и в целом религиозные верования тюрко-монгольских народов Сибири. Но тем не менее можно предполо-

ГОГОЛЕВ Анатолий Игнатьевич - д.и.н., проф., вице-президент АН РС(Я), anrsya@mail.ru.

жить о том, что эти религиозные системы, по всей видимости, находились на стадии перехода от племенных к ранним формам национальных религий, в частности, к «дохрамовой» стадии религиозно-мифологических воззрений, присущих населениям первых древневосточных цивилизаций.

Исследователи традиционных верований и обрядности якутов, вслед за Н.А. Алексеевым, делят их на мифологию, ранние верования и культы, верования, связанные с производственной деятельностью, обряды жизненного цикла (родильные, свадебные и похоронные), представления об окружающем мире, о душе, шаманизме [3].

Итак, основа традиционной религии народа саха, представленная материалами XVIII-XIX вв., связана с его этногенезом и предположительно возникла в районах Центральной