Научная статья на тему 'Этапы становления методов активизации обучения'

Этапы становления методов активизации обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
494
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
АКТИВИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перфилова М.А.

Статья посвящена вопросу становления методов активизации обучения. Дан анализ историко-педагогических предпосылок возникновения методов активного обучения и этапов становления методов активизации обучения с древнейших времен до наших дней. Краткий хронологический обзор представлен в виде таблицы. В заключении выделены основные черты методов активного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перфилова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы становления методов активизации обучения»

УДК 378.02

М.А. ПЕРФИЛОВА, кандидат. педагогических наук, доцент, mariaperfilova@land. ru Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет)

M.A. PERFILOVA, PhD in ped. sc., associate professor, mariaperfilova@land.ru Saint Petersburg State Mining Institute (Technical University)

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ МЕТОДОВ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Статья посвящена вопросу становления методов активизации обучения. Дан анализ историко-педагогических предпосылок возникновения методов активного обучения и этапов становления методов активизации обучения с древнейших времен до наших дней. Краткий хронологический обзор представлен в виде таблицы. В заключении выделены основные черты методов активного обучения.

Ключевые слова: активизация обучения, методы активного обучения, познавательная активность, модель образования.

STAGES OF TRAINING ACTIVATION METHODS DEVELOPMENT

The article is dedicated to the problem of developing methods of training activation. Historical and pedagogical background for the development of these methods and distinguishes the stages of training activation methods development from the ancient times till nowadays are analysed. The brief chronological survey is presented tabular. The main features of the methods of active training are pointed out.

Key words, training activation, methods of active training, cognitive activity, education model.

Система методов активизации обучения, разрабатываемая отечественными и зарубежными педагогами, представляет собой сложное, многогранное направление педагогической теории и практики, которое охватывает разнообразные вопросы создания и научно-методического обеспечения новых образовательных моделей. В настоящее время существует большое количество публикаций, посвященных теоретическому осмыслению и практическому использованию методов активного обучения в процессе освоения различных вузовских дисциплин. Теоретические аспекты данной проблемы рассматривались в работах Ю.С.Арутюнова,

A.Я.Ваграменко, А.А.Вербицкого, В.А.Из-возчикова, Д.Н.Кавтарадзе, М.И.Махмутова,

B.ММонахова, Н.Д.Никандрова, В.В.Рубцова,

C.Д.Смирнова, Н.Ф.Талызиной, О.М.Тихомирова и др.

Анализ историко-педагогических предпосылок возникновения методов активного обучения позволил заключить, что их появление и развитие было обусловлено нарастающей информатизацией социально-экономических и производственных процессов. С начала 60-х гг. XX в. в развитых странах обслуживание и производство техники, научные знания развивались так стремительно, что усвоенных в высшей школе знаний, умений и навыков стало недостаточно для осуществления профессиональной деятельности. По значимости в обучении знания стали отходить на второй план по сравнению со способностями и потребностью учиться, стремлением самостоятельно решать теоретические и практические задачи. На первый план вышла проблема формирования личности, ориентирующейся в информационном поле. Исследователи-педагоги начали

активный поиск методов, которые бы развивали не только познавательную активность учащихся, но и их умение учиться. Стремление преодолеть пассивность позиции учащихся в традиционном обучении привело к появлению новых, активных методов обучения.

Поиск способов активизации познавательной деятельности обучаемых имеет многовековую историю. Многие приемы,

решающие эту задачу, встречаются уже в эпоху первобытного общества (обучение посредством игровой имитации) и античные времена («сократическая беседа»). Даже в средние века при господстве догматического обучения выделяется такая форма активного обучения как диспуты на философские и религиозные темы. Основные этапы становления методов активизации обучения представлены в таблице.

Хронология становления методов активизации обучения

Эпоха Этап развития Метод обучения

V в. до н.э. Академия Сократа «Сократическая беседа» - беседа на основе вопросов, требующих поиска ответов на них

ХШ-Х^ вв. Университеты Европы Групповое обсуждение (диспут, дискуссия)

XIV в. Школа и педагогическая философия эпохи Возрождения X.Л.Випес, Ф.Рабле, М.Монтень - непосредственные наблюдения учащихся за природой, физический и химический эксперимент

ХУ1-ХУП вв. Школа Я.А. Коменского Природосообразные, ориентированные на опыт методы обучения

XVII в. Военные учебные заведения Военные учения

XVIII в. Эпоха Просвещения. Педагогическая философия Руссо Опыт свободного действия и анализ последствия

XIX в. Школа П.Г.Песталоцци Практико-ориентированные методы, развитие идеи активизации обучения с помощью наглядных методов обучения, обобщения и самостоятельных выводов

XIX в. Школа Д.К.Ушинского Перемена занятий и разнообразие методов на уроке, объяснительное чтение, звуковой метод обучения чтению

Школа и педагогическая философия Дж.Дьюи Прагматическая педагогика - лабораторный, комплексный, бригадный метод обучения; обучение «путем делания», игры, импровизация, экскурсии, художественная самодеятельность

20-е гг. ХХ в. Советская школа. Декларация о единой трудовой школе (1918) Активные методы обучения: активно-трудовой (П.П.Блон-ский, С.Т.Шацкий и др.), исследовательский, практический, лабораторный (Б.В.Всевятский, Б.В.Игнатьев, Б.Е.Райков, К.П.Ягодовский, В.Ф.Натали и др.), логический (Б.Резник), обучение в процессе производительного труда (А.С.Макаренко)

30 гг. Театральная школа К.С.Станиславского Метод физических действий

Педагогические идеи А.Осборна, М.М.Бирштейна Метод «мозговой атаки» - способ коллективного продуцирования новых идей, деловая игра

Вторая половина ХХ в. Д.Пойя Методы эвристики в обучении

П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Б.Ц.Бадмаев Теория и методы поэтапного формирования умственных действий

В.Оконь, А.М.Матюшкин, Т.В.Кудрявцев, М.И.Махмутов, И.Я.Лернер Теория и методы активного обучения, проблемного обучения, программированного обучения Методы обучения с помощью технических средств Программное обеспечение деловых игр

284 _

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.187

Окончание таблицы

Эпоха Этап развития Метод обучения

80-е гг. Реформа высшего образования в СССР Приоритет активных методов обучения

Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.В.Репкин Теория развивающего обучения

В.В.Сериков, В.К.Дьяченко Метод обучения как взаимодействие преподавателя и обучаемого

М.А.Холодная Обогащающее обучение - обогащение ментального опыта Методы обучения с использованием ЭВМ, Интернет

Систематические основы активного обучения закладываются в 1960-е гг., а начиная с 1980-х гг. реформа высшего образования в СССР потребовала от педагогов шире внедрять активные методы обучения.

Новая национальная доктрина России в области образования ориентирована на развитие методов активного обучения. Среди наиболее важных отличительных черт этих методов можно выделить следующие:

• переход от репродуктивной модели образования, направленной на воспроизводство накопленных знаний к продуктивной, развивающей познавательные способности, мотивацию и умения непрерывного самообразования;

• гуманизацию образовательного процесса, которая предполагает учет потребностей и развитие творческого потенциала обучающегося;

• опережающий характер образования, нацеленность на развитие профессиональных способностей специалиста, его коммуникативных умений, ответственности и самостоятельности.

Таким образом, анализ множества характеристик активных методов обучения позволяет определить их следующим образом: это способы организации учебной деятельности, активизирующие познавательную мотивацию, умения и способности обучаемых самостоятельно решать теоретические и практические задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.