Научная статья на тему 'ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНДУСТРИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ МОДЫ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНДУСТРИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ МОДЫ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
350
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДА / ИНДУСТРИЯ МОДЫ / ЭТАПЫ / ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ / ПЕРИОДИЗАЦИЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лелякова А.С., Тимохович А.Н.

В статье приведены результаты аналитического исследования этапов становления и развития западноевропейской модной индустрии. Авторами определены временные рамки возникновения социального феномена моды и соответствующей индустрии. В хронологической последовательности с опорой на исторические источники рассмотрены основные изменения в обществе, которые привели к становлению индустрии моды: совершенствование орудий труда, рост товарного ремесленного производства, формирование цехов, развитие городской культуры, мануфактурного производства, технический переворот, возникновение высокой моды, выпуск глянцевых журналов, формирование легкой промышленности, интенсификация производства. Основными выводами исследования являются следующие: во-первых, модная индустрия формируется как западноевропейский феномен; во-вторых, исторически выделяют два основных типа товаров модной индустрии - предназначенные для представителей элиты, высшего общества и массовые изделия, ориентированные на потребителей среднего и низшего классов; в-третьих, частью промышленного производства модная индустрия становится в ХХ в., подчиняясь требованиям массового производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STAGES OF WEST EUROPEAN FASHION INDUSTRY FORMATION: А HISTORICAL ANALYSIS

The article presents the results of the analytical study of the stages of formation and development of West European fashion industry. The authors define the time frame for the emergence of the social phenomenon of fashion and the corresponding industry. In the chronological sequence with reference to historical sources the main changes in society that led to the formation of the fashion industry are considered: the improvement of tools of labor, the growth of commodity handicraft production, the formation of workshops, the development of urban culture, manufactory production, technical revolution, the emergence of high fashion, the issue of glossy magazines, the formation of light industry, the intensification of production. The main conclusions of the study are the following: firstly, the fashion industry is formed as a Western European phenomenon; secondly, historically, there are two main types of goods of the fashion industry - designed for the elite, high society and mass products oriented to consumers of the middle and lower classes; thirdly, the fashion industry becomes part of industrial production in the XX century, obeying the requirements of mass production.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНДУСТРИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ МОДЫ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

Общество: философия, история, культура. 2023. № 8. C. 146-151 Society: Philosophy, History, Culture. 2023. No. 8. P. 146-151

Научная статья УДК 930.24

https://doi.org/10.24158/fik.2023.8.21

Этапы становления индустрии западноевропейской моды: исторический анализ

Агата Сергеевна Лелякова1, Александра Николаевна Тимохович2

''Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, agatafil2008@rambler.ru, https://orcid.org/0009-0005-7655-9278 2Государственный университет управления, Москва, Россия, 3178720@list.ru, https://orcid.org/0000-0001-5326-5975

Аннотация. В статье приведены результаты аналитического исследования этапов становления и развития западноевропейской модной индустрии. Авторами определены временные рамки возникновения социального феномена моды и соответствующей индустрии. В хронологической последовательности с опорой на исторические источники рассмотрены основные изменения в обществе, которые привели к становлению индустрии моды: совершенствование орудий труда, рост товарного ремесленного производства, формирование цехов, развитие городской культуры, мануфактурного производства, технический переворот, возникновение высокой моды, выпуск глянцевых журналов, формирование легкой промышленности, интенсификация производства. Основными выводами исследования являются следующие: во-первых, модная индустрия формируется как западноевропейский феномен; во-вторых, исторически выделяют два основных типа товаров модной индустрии - предназначенные для представителей элиты, высшего общества и массовые изделия, ориентированные на потребителей среднего и низшего классов; в-третьих, частью промышленного производства модная индустрия становится в ХХ в., подчиняясь требованиям массового производства.

Ключевые слова: мода, индустрия моды, этапы, история становления, периодизация, исследование, исторический анализ

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Лелякова А.С., Тимохович А.Н. Этапы становления индустрии западноевропейской моды: исторический анализ // Общество: философия, история, культура. 2023. № 8. С. 146-151. https://doi.org/10.24158/fik.2023.8.21.

Original article

The Stages of West European Fashion Industry Formation: А Historical Analysis

Agata S. Lelyakova1, Alexandra N. Timokhovich2

1Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, agatafil2008@rambler.ru, https://orcid.org/0009-0005-7655-9278 2State University of Management, Moscow, Russia, 3178720@list.ru, https://orcid.org/0000-0001-5326-5975

Abstract. The article presents the results of the analytical study of the stages of formation and development of West European fashion industry. The authors define the time frame for the emergence of the social phenomenon of fashion and the corresponding industry. In the chronological sequence with reference to historical sources the main changes in society that led to the formation of the fashion industry are considered: the improvement of tools of labor, the growth of commodity handicraft production, the formation of workshops, the development of urban culture, manufactory production, technical revolution, the emergence of high fashion, the issue of glossy magazines, the formation of light industry, the intensification of production. The main conclusions of the study are the following: firstly, the fashion industry is formed as a Western European phenomenon; secondly, historically, there are two main types of goods of the fashion industry - designed for the elite, high society and mass products oriented to consumers of the middle and lower classes; thirdly, the fashion industry becomes part of industrial production in the XX century, obeying the requirements of mass production.

Keywords: fashion, fashion industry, stages, history of formation, periodization, research, historical analysis

Funding: Independent work.

For citation: Lelyakova, A.S. & Timokhovich, A.N. (2023) The Stages of West European Fashion Industry Formation: А Historical Analysis. Society: Philosophy, History, Culture. (8), 146-151. Available from: doi: 10.24158/fik.2023.8.21 (In Russian).

© Лелякова А.С., Тимохович А.Н., 2023

Индустрия моды отражает перемены в общественных отношениях и в жизни людей на протяжении многих столетий. С каждым годом появляются новые стили, направления в дизайне одежды; возникают популярные личности, которые продвигают новшества в области фэшн-инду-стрии. Стоит отметить, что мода представляет собой многогранный социокультурный феномен. В ее объектах выражаются идеи творцов, дизайнеров, модельеров. Мода способствует развитию культуры в обществе, с одной стороны, и сама является феноменом культуры - с другой. Развитие ее носит цикличный, поступательный характер. Исторический контекст помогает проследить не только становление и развитие индустрии моды, но и изменения представлений человека о ней.

В настоящей статье приведем анализ основных этапов развития феномена моды и становления ее индустрии с учетом исторического развития.

На первых этапах существования человеческой цивилизации люди изготавливали предметы одежды и обуви вручную, используя природные материалы. Такой способ производства одежды и обуви сохранялся на протяжении многих тысячелетий (Кулишер, 2020).

Издревле основными материалами, из которых люди конструировали одежду, являлись кожа, шерсть, растительное волокно. На основе археологических данных были получены сведения о том, какие природные материалы для производства одежды использовались людьми в разные исторические периоды: так, конопля выращивалась и обрабатывалась скифами для получения ткани с V в. до н. э.; шерсть как материал использовался на территории проживания древних славян предположительно с 3 тысячелетия до н. э.; лен - с начала 2 тысячелетия до н. э.

С древних времен одежду изготавливали в основном женщины. Они занимались сшиванием кож и шкур, ткали, пряли. Исходно ткачество представляло собой занятие женщин. Далее, когда начало развиваться товарное производство, оно стало привилегией мужчин-ремесленников. Разделение труда между работниками было введено в подобных мастерских. Ремесленники в Риме в период империи действовали в составе коллегий. Когда в 476 г. н. э. произошло падение Западной Римской империи, началось формирование новой цивилизации в Европе (Готтенрот, 2009).

По мере совершенствования орудий труда становились более многообразными и сложными формы одежды и обуви, стало развиваться ремесленное производство.

В VNMX вв. в качестве наиболее крупного европейского государства выступала империя Карла Великого. В соответствии с «Капитулярием о поместьях» (другое название - «Городской капитулярий; от латинского «Capitulare de villis»)1 - документом, принятым при правлении Карла Великого ориентировочно в 800 г. - в имении короля обязательным являлось наличие портных, сапожников, ткачих и прядильщиков (Михалева, 2020). Соответственно, в данном временном периоде появляются специалисты данных профессий - сначала при королевском дворе, чуть позднее - в обществе в целом.

Рост городов начался в Х веке. Они являлись центрами товарного ремесленного производства. Роль городов в период классического Средневековья - в XIII в. - стала ведущей. Получили распространение гильдии ремесленников, цеха, что способствовало развитию ремесел.

В законах цехов предусматривались правила, подлежащие обязательному исполнению мастерами. В отношении количества, качества изделий осуществлялся контроль. При этом изготовление одежды проводилось на основе заказов. В ряде городов в уставах для членов цехов предусматривалась необходимость носить платье определенных цветов.

В XI—XII вв. произошло формирование цехов портных, ткачей.

В XII в. в Западной Европе в городах мода оформилась как новый социальный феномен. Она обеспечивала возможность обозначения социального положения с помощью более подвижных и более гибких средств в сопоставлении с правом и обычаем.

Возникновение социального феномена моды соотносится с развитием городской культуры. В средневековый период основными объектами для подражания в феодальном обществе являлись придворные и купцы, рыцари и странники.

В XIV-XV в. появились первые своды правил о том, как носить одежду разным сословиям. Например, они обязывали представителей той или иной профессии привязывать на пояс знаки своего ремесла или орудия труда. Для того, чтобы четко разделять сословия, были выпущены указы о том, что третьему сословию нельзя носить дорогую одежду, также там было прописано, какая должна быть длина шлейфа, особенности ткани и декора (Дурновцев, 2017). В это время уже проявляется феномен подражания, так как в одежде крестьян прослеживалось стремление к воспроизводству одежды феодала, особенно праздничной.

Середина XV в. ознаменовалась развитием промышленности, мануфактуры сменили цеха. Активно развивалась специализация орудий производства, реализовывалось разделение труда. В результате выпуск тканей существенно возрос.

1 Капитулярий о поместьях (Capitulare De Villis) [Электронный ресурс] // Древлит. Библиотека древних рукописей. URL: https://drevlit.ru/docs/france/IX/800-820/Karl_Gr/Kap_de_Villis/text.php (дата обращения: 17.08.2023).

Общество: философия, история, культура. 2023. № 8. C. 146-151. Society: Philosophy, History, Culture. 2023. No. 8. P. 146-151.

Первые предприятия по производству одежды появились в Италии в XIV в., где происходило развитие шелковых, шерстяных, хлопчатобумажных мануфактур. Однако они были ориентированы на ограниченное производство (Умняков и др., 2021).

Италия занимала ведущие позиции в этой области до XVII в. С XVI в. с ней за первенство в производстве тканей начали бороться Франция, Испания. Такие города, как Гренада, Севилья, Толедо стали местом выделки драгоценной парчи, рытого бархата с серебряными и золотыми нитями, шелковых тканей. Пик моды на испанские наряды пришелся на 1560-1570-е гг., однако они принимались за эталон во многих европейских королевских дворах и в более позднее время (Шапиро, 2021). В Лионе во Франции сформировался наиболее масштабный в европейском регионе центр выработки шелковых тканей. Качество производимого в то время материала являлось достаточно высоким. До сегодняшнего дня такие ткани считаются лучшими - из них отшиваются коллекции высокой моды.

В XVI в. на весьма значительную высоту поднялось искусство изготовления костюма. Ремесло портных являлось весьма уважаемым и носило потомственный характер. В этот период усилилась специализация внутри него: пошив женского, мужского платья, плащей и др. Изготовление всей одежды осуществлялось исключительно на заказ.

В XVII в. стал активно развиваться мануфактурный капитализм. В этот период интенсивно укреплялась абсолютная монархия, централизованная государственная власть. Наглядным проявлением данной тенденции являлась Франция, в которой соответствующую власть установил король Людовик XIV. Рождение новой моды происходило в блестящих королевских дворах. Король представлял собой эталон для подражания. Вкус его имел определяющее значение для подданных.

В более поздний исторический период все, что было связано с Францией, стало рассматриваться как символ элегантности и роскоши.

В столицы других стран с 1642 г. два раза в год из Парижа отправлялись по две куклы, наряд которых соответствовал парижской моде. Парадное платье составляло костюм Большой Пандоры, домашнее платье - костюм Малой Пандоры. Королем был издан особый указ, предполагающий необходимость соблюдать новое требование придворного этикета - менять одежду по сезонам. Данный указ также способствовал развитию французской модной индустрии (Которн, 1998).

В XVIII в. влияние Франции на моду Европы оставалось на высоком уровне. Французская королева Мария-Антуанетта никогда два раза не надевала одно платье. Мода для женщин в этот период характеризовалась выраженной экстравагантностью.

В XVIII в. Лондон стал еще одной модной столицей. В этот период в стране формировалось буржуазное общество, в среде которого были востребованы новые типы костюма - редингот и фрак. Подобная одежда, являющаяся функциональной и удобной, стала основой классического стиля, ориентированного на ведущих активный образ жизни людей. Для ее пошива использовались шерстяные однотонные ткани местного производства. Она не являлась символом превосходства в социальном отношении.

Изменения в моде произошли после Французской революции конца 80-х гг. XVIII в. Избыточность в костюме стала достоянием прошлого. В женской моде присутствовало подражание античности, в мужской - доминировал английский стиль.

С середины 50-х гг. XVIII в. начались изменения в производстве одежды в связи с тем, что в Англии была создана первая швейная машина (Cole, Deihl, 2015). Далее началось использование швейных машин парижскими модными салонами. С 1857 г. они получили повсеместное распространение.

В сопоставлении с мужской модой частота изменения женской стала более высокой. В XIX в. успешность мужчины в делах демонстрировал наряд его жены. При этом в мужской моде происходило формирование соответствующих образу предпринимателя, банкира универсальных форм костюма.

Считается, что одной из первых отраслей, которая перешла от мануфактурного к фабричному производству, стала легкая промышленность (Конотопов, Сметанин, 2017).

Именно фабричное производство способствовало быстрому росту объемов выпускаемой продукции. Со временем спрос на текстиль стал ниже, чем предложение: то есть фабрики стали выпускать больше изделий, чем требовалось населению (Ткаченко, 2015).

Существенное значение для развития моды имел технический переворот XIX в. Когда возникли ткацкие, прядильные станки, работающие в автоматическом режиме, производительность труда значительно выросла. Произошло заметное сокращение стоимости материалов, тканей. Массовый потребитель получил возможность приобретать модные товары.

Вследствие активного развития модной индустрии в XIX в. возникла высокая мода, получившая название «мода от-кутюр».

В конце XIX - начале XX вв. приобрели популярность фирмы «Сестры Калло», «Дусе», «Пакен» в Париже. Также стали известными модные мастерские Петербурга «Гиндус», «Бризак», «Г-жа Ольга», «А.Т. Иванова» и др.

В Париже функционировало значительное число домов высокой моды. Все европейские страны и США подражали их моделям.

Публикации в глянцевых журналах способствовали распространению моды. В начале прошлого столетия в Париже выпускался журнал «Les Modes». В США ведущими в мире моды являлись журналы «Vogue», «Harper's Bazaar». В данных изданиях наряду со светскими новостями, фотографиями и рисунками моделей модных портных были представлены описания туалетов актрис, светских дам (Филенко, 2020).

Вторая мировая война внесла существенные изменения в функционирование индустрии

моды.

С 1950-х гг. одежда становится более реалистичной, функциональной и социально-ориентированной (Welters et al., 2018). Не утратив женственности и благородства, костюм стал точнее определять облик горожанки, уверенной в себе, склонной к активному образу жизни.

Поиск путей упрощенных форм костюма был обусловлен резко возросшей к концу 1950-х гг. себестоимостью вещей, изготовленных индивидуально. В этот период Ив Сен-Лоран создает новые формы и стилистику костюмов под впечатлением молодежных вкусов студенческих движений. Большое влияние на развитие моды оказало также творчество таких экспериментаторов в области создания новых форм костюма, как Пьер Карден, Пако Рабанн и др.

Следует отметить, что в 1950-1960-е гг. XX в. появляются первые фирмы, которые специализируются на анализе модных тенденций. Возникновение данной системы прогнозирования напрямую связано с расширением и развитием индустрии моды. Изначально сам процесс создания модных вещей (то есть процесс изготовления ткани, перевозка изделий в разные точки мира и поступление готовых изделий на продажу) занимал около трех лет. Массовое производство одежды требовало принятия долгосрочных решений о производстве и о закупках.

В 1970-1980-х гг. ХХ в. в Америке и Европе происходит активное экономическое развитие. Соответственно, в моду входит новый образ преуспевающего человека, оптимиста. Однако конец ХХ в. ознаменовался экономическими и политическими потрясениями, что привело к появлению новых стандартов в моде. Она стала еще более демократичной и либеральной, сама идея моды «вышла из моды». Все труднее стало выявлять общие тенденции сезонной моды. Разнообразие стилей и образов стало почти безграничным, больше не существовало понятий «хорошего» и «плохого» вкуса, «правильной» или «неправильной» манеры одеваться.

С начала XXI в., в связи с появлением новых средств коммуникации и развитием Интернета появилась новая проблема - увеличилась скорость изменения модных тенденций. В связи с развитием цифрового пространства актуальные образы стали доступны широким слоям населения. Созданием модных изделий теперь занимаются не только ведущие, знаменитые дизайнеры и модельеры, но и фирмы-производители, которые продвигают популярные бренды.

На внутреннее расширение модной индустрии влияет разработка модных технологий, социально-экономическая и политическая ситуация в странах. Постепенно возникает географическое расширение модных горизонтов, то есть появляется возможность обмениваться модными тенденциями так же, как и культурными традициями.

На основе проведенного анализа с опорой на историческую основу сформулируем выводы.

Во-первых, модная индустрия, как и многие другие направления культуры и сектора экономики, формировалась как западноевропейский феномен и долгое время таковым являлась. Глобализация в ХХ в. привела не только к распространению европейской моды по всему миру, но и к проникновению в эту индустрию новых элементов. Кроме того, появляются модели неевропейской внешности, в дизайне модных коллекций все чаще задействуются восточные мотивы.

Во-вторых, несмотря на расширение, глобализацию и доступность моды любому человеку, товары соответствующей индустрии продолжали делиться и делятся до настоящего времени на две группы в зависимости от категории потребителей. Первую составляет продукция для представителей элиты - это одежда от «кутюр», эксклюзивные, лимитированные изделия и коллекции; вторую - товары для среднего класса, то есть массовые изделия, которые можно купить в любом магазине и которые доступны для большинства людей.

Стоит выделить основные отличия производства одежды для этих двух основных категорий потребителей. Изделия высокой моды производятся в центрах данной индустрии - крупных городах. Напротив, одежда, которая доступна большинству людей, изготавливается преимущественно в восточных странах и, согласно статистике, не всегда в нормативных условиях. По всему миру очень быстро распространялись и до настоящего времени продолжают распространяться изделия, созданные на китайских и вьетнамских неофициальных производствах. Такие вещи зачастую пред-

Общество: философия, история, культура. 2023. № 8. C. 146-151. Society: Philosophy, History, Culture. 2023. No. 8. P. 146-151.

ставляют собой копии популярных брендов, но гораздо худшего качества: они недолговечны, а самое главное - неэкологичны. В восточных странах производителю предоставляется большое число ресурсов, в том числе и человеческих, причем с минимальными вложениями, что способствует развитию нелегального бизнеса по производству низкокачественной одежды.

В-третьих, в ХХ в. с развитием технологий и культуры в целом оформляется массовое производство модной одежды, что приводит к становлению и развитию нового типа фэшн-индустрии, в том числе ориентированной на защиту окружающей среды.

Список источников:

Готтенрот Ф. Всеобщая история стиля и моды с древнейших времен. М., 2009. 671 с.

Дурновцев В.И. Исторический источник как объект природы и культуры // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. 2017. № 4-2 (10). С. 195-206.

Конотопов М.В., Сметанин С.И. Развитие экономики России в XVI-XX веках. История отечественной текстильной промышленности. М., 2017. 457 с.

Которн Н. История моды в XX веке. М., 1998. 178 с.

Кулишер И.М. История русской торговли и промышленности. М., 2020. 490 с. Михалева К. Мода: предмет, история, социология, экономика. М., 2020. 330 с. Ткаченко В.Д. Советская легкая и пищевая промышленность (1966-1970). М., 2015. 280 с.

Умняков П.Н., Соколов Н.В., Лебедев С.А. Технология швейных изделий. История моды мужских костюмов и особенности процессов индустриального производства. М., 2021. 263 с.

Филенко С.С. Исторические аспекты развития fashion-фотографии // Молодежь в науке и творчестве : в 6 ч. Ч. 2. Гжель 2020. С. 173-174.

Шапиро Б.Л. Моду диктует испанская королева: записки секретаря Маргариты Австрийской (1599-1614) // Studia Hu-manitatis. 2021. № 3. С. 1-18.

Cole D.J., Deihl N. The History of Modern Fashion: from 1850. L., 2015. 480 p.

Welters L., Lillethun A., Eicher J. Fashion History: a Global View (Dress, Body, Culture). L., 2018. 248 p.

References:

Cole, D. J. & Deihl, N. (2015) The History of Modern Fashion: from 1850. London. 480 p.

Durnovtsev, V. I. (2017) Historical Source as an Object of Nature and Culture. Vestnik RGGU. Seriya: Politologiya. Istoriya. Mezhdunarodnye otnosheniya. Zarubezhnoe regionovedenie. Vostokovedenie. (4-2 (10)), 195-206. (In Russian)

Filenko, S. S. (2020) Istoricheskie aspekty razvitiya fashion-fotografii [Historical aspects of fashion-photography development]. In: Molodezh' v nauke i tvorchestve. Vol. 2. Gzhel', рр. 173-174. (In Russian)

Gottenrot, F. (2009) Vseobshchaya istoriya stilya i mody s drevneishikh vremen [The general history of style and fashion from ancient times]. Moscow. 671 p. (In Russian)

Konotopov, M. V. & Smetanin, S. I. (2017) Razvitie ekonomiki Rossii vXVI-XX vekakh. Istoriya otechestvennoi tekstil'noi promyshlennosti [Development of the Russian economy in the XVI-XX centuries. History of domestic textile industry]. Moscow. 457 р. (In Russian)

Kotorn, N. (1998) Istoriya mody v XX veke [The history of fashion in the XX century]. Moscow. 178 р. (In Russian) Kulisher, I. M. (2020) Istoriya russkoi torgovli i promyshlennosti [The History of Russian trade and industry]. Moscow. 490 р. (In Russian)

Mikhaleva, K. (2020) Moda: predmet, istoriya, sotsiologiya, ekonomika [Fashion: subject, history, sociology, economics]. Moscow. 330 р. (In Russian)

Shapiro, B. L. (2021) The Spanish Queen Dictates the Fashion: Notes by the Secretary of Margaret of Austria (1599-1614). Studia Humanitatis. (3), 1-18. (In Russian)

Tkachenko, V. D. (2015) Sovetskaya legkaya i pishchevaya promyshlennost' (1966-1970) [Soviet light and food industry (1966-1970)]. Moscow. 280 р. (In Russian)

Umnyakov, P. N., Sokolov, N. V. & Lebedev, S. A. (2021) Tekhnologiya shveinykh izdelii. Istoriya mody muzhskikh kost-yumov i osobennosti protsessov industrial'nogo proizvodstva [Technology of textile products. History of men's suits fashion and features of industrial production process]. Moscow. 263 р. (In Russian)

Welters, L., Lillethun, A. & Eicher, J. (2018) Fashion History: a Global View (Dress, Body, Culture). London. 248 p.

Информация об авторах А.С. Лелякова - специалист факультета архивоведения и документоведения Российского государственного гуманитарного университета, Москва, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1098446

А.Н. Тимохович - кандидат психологических наук, доцент кафедры «Реклама и связи с общественностью» Государственного университета управления, Москва, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=450887

Вклад авторов:

А.С. Лелякова - проведение исследования; написание исходного текста; итоговые выводы. А.Н. Тимохович - разработка методологии исследования; концепция исследования; доработка текста; итоговые выводы.

Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors A.S. Lelyakova - Specialist, Department of Archival and Document Science, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=109S446

A.N. Timokhovich - PhD in Psychology, Associate Professor, Department of Advertising and Public Relations, State University of Management, Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=460SS7

Contribution of the authors: A.S. Lelyakova - conducting the research; source text writing; final conclusions. A.N. Timokhovich - development of research methodology; research concept; revision of the text; final conclusions.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Conflicts of interests:

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 19.07.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 16.0Б.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 22.0Б.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.