Научная статья на тему 'Этапы становления и развития системы социального обеспечения в Китае'

Этапы становления и развития системы социального обеспечения в Китае Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1763
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ПУТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В КИТАЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы становления и развития системы социального обеспечения в Китае»

принятие гражданских норм; ситуативные срывы и неудовлетворенность трудностями; отношения с сокурсникамивыборочные, участвует в проведении мероприятий, но не проявляет инициативы,в отдельных ситуациях общественной жизни проявляет заинтересованность; ситуативность самовоспитания гражданской ответственности.

Низкий - плохая осведомлённость, избирательный интерес к вопросам правового характера, несформированное правовое сознание, возможно наличие уважения к законам, но в неисполнение их в жизни, слабоосознанная сущность понятий, отсутствие личностной значимости, индифферентное отношение к гражданским нормам. Проявление равнодушия и оправдание противоправных действий других, возникают постоянные эмоциональные срывы, связанные с трудностями обучения, трудности во взаимоотношениях с однокурсниками и преподавателями, конфликты, в мероприятиях участвует по необходимости, бывают нарушения дисциплины, не выражены признаки самовоспитания гражданской ответственности.

Низкий уровень развития гражданской ответственности как правило имеют учащиеся с противоправным поведением. Соответственно, правовой нигилизм в среде молодёжи следует рассматривать именно с этого ракурса - изучая детей с противоправным, девиантным поведением. Учёт данных компонентов и уровней развития гражданской ответственности студентов педагогического колледжадолжен способствовать укреплению законности, повышению уровня обеспечения прав, свобод и безопасности граждан, улучшению криминогенной обстановки в регионах Российской Федерации.

Литература

1. Ивин Александр. Философия. Энциклопедический словарь Гардарики. 2006. 1072 с.

2. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. -200 с.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / РАН. Институт русского языка В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944с.

4. Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002. - 368с.

Лай Юньцзян

этапы становления и развития системы социального обеспечения в китае

Ключевые слова: социальное обеспечение, система социального обеспечения, пути развития системы социального обеспечения в Китае.

Современный Китай переживает новый этап развития реформ, направленных на всестороннее строительство среднезажиточного общества (сяокан). Для решения насущных задач китайское правительство создало и совершенствует систему социального

© Лай Юньцзян, 2013.

обеспечения, направленную на повышение жизненного уровня населения, прежде всего на слабо обеспеченные слои.

Профессор Пекинского университета Чэнь Лянцзинь указывает, что в Китае социальное обеспечение действует как система социально-экономических мероприятий по обеспечению и обслуживанию лиц, нуждающихся в помощи, и тем самым государство гарантирует конституционное право граждан на материальное и социальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом [14, а5]. К 2008 году в КНР в основном сформированы институциональные рамки системы социального обеспечения, охватывающей как городское, так и сельское население.

Новый курс реформ и открытости, проводимый с 1978 года в Китае, который соответствует насущным проблемам общества, предполагал, прежде всего, обеспечение питанием, одеждой и теплом всего населения страны. Сейчас реформа социального обеспечения ориентируется на достижение среднего уровнязажиточностивсего населения, что отражает основные положения в концепции «сяокан», которая интерпретируется как «достижение средней зажиточности» или «среднего достатка». Система социального обеспечения должна соответствовать уровню социально-экономического развития страны и тем самым является важным гарантом стабильности развития общества.

Формированию системы, структуры и механизма социального обеспечения предшествовал период научно-теоретического осмысления потребностей и возможностей страны в формировании системы социальной защиты населения. В процессе дискуссий, проводимых в КНР, были выделены следующие факторы.

Государство не является единственным работодателем, вследствие чего оно не может обеспечить социально-экономические потребности всего населения. Данные вопросы сегодня решаются и другими участниками социально-экономического пространства страны: государством, крупным, средним и мелким бизнесом, иностранными инвесторами.

Система социального обеспечения в настоящее время включает три направления. Первое направление решает проблемы социального обеспечения всего населения, как работающего, так и не работающего. Оно включает в себя решение вопросов жилищного обеспечения граждан, социальную помощь людям, чей доход ниже прожиточного минимума, определенного для каждой местности, повышение социального благосостояния сельских жителей, обслуживание по месту жительства лиц, находящихся на иждивении (детей до 18 лет, инвалидов, людей преклонного возраста).

Второе направление концентрируется на решении вопросов исключительно работающего населения и затрагивает проблемы социального страхования, аккумулирующего ресурсы, как за счет государства, так и коммерческой сферы: пенсионное страхование, пособие по безработице, медицинское страхование, страхование по производственному травматизму, страхование по рождению детей и др.

Третье направление институционализирует индивидуальную инициативу граждан по аккумуляции ресурсов для решения проблем, возникающих вследствие социальных, производственных и экономических рисков. Данное направление включает вопросы добровольного коммерческого страхования. Это направление формирует систему защиты гражданами своего материального благополучия за счет личного добровольного страхования, страховых взносов предприятий и взаимного страхования граждан. Государство берет на себя ответственность в основном за реализацию социального обеспечения и социального страхования, где роль администрации заключается не

только в гарантиях решения данных вопросов, не только в регулировании, но и прямом перераспределении экономических ресурсов (как коммерческих, так и государственных) во благо всего общества.

Система социального обеспечения в Китае начала формироваться после победы народной революции в 1949 году. В ее развитии можно выделить три основных этапа.

На первом этапе (1949 - 1977 гг.) в период директивно-плановой экономики в Китае были созданы система социального обеспечения, соответствующая тому времени. Основное содержание этого этапа включает в себя формирование системы пенсионного страхования и бесплатного медицинского обеспечения для рабочих государственных предприятий, работников государственных органов и учреждений. Данная система функционировала за счет государственного финансирования. Социальное обеспечение этого этапа сыграло положительную роль в деле защиты жизненных интересов рабочих и служащих, поддержки социальной стабильности общества. Однако с переходом от директивно-плановой экономики к социалистической рыночной модели развития экономики обнаружились недостатки данной системы социального обеспечения: во-первых, узкий слой населения оказался охваченным социальными гарантиями государства; во-вторых, жители села фактически оказались вне поля социального обеспечения.

Второй этап (1978 - 2002 гг.) формирования системы социального обеспечения начался после третьего пленума ЦК КПК 11-го созыва 1978 года, с которого было положено начало нового курса реформ и открытости. В 1993 году на пленуме ЦК КПК 14-го созыва было принято решение «О создании системы социалистической рыночной экономики». В этом Постановлении социальное обеспечение становится одним из пяти звеньев в рамках создания социалистической рыночной экономики. При реализации решений партии на практике был проведен ряд экспериментов по формированию системы социального обеспечения в сельской местности и в городе. В 1993 году профессор Нанкинского университета Мао Юйши начал «деревенский эксперимент». Он на селе основал фонд на свои средства. Цель фонда - оказание помощи сельским бедным. Через 9 лет сумма фонда возросла с 500 юаней до 350 тыс. юаней. Были профинансированы услуги тем, у кого не было средств под залог и были очень низкие доходы [13]. В это же время Шанхайской муниципальной администрацией была внедрена первая в стране система обеспечения, гарантирующая прожиточный минимум для городских жителей. Эксперимент оказался удачным, и в дальнейшем он был реализован в крупных и средних промышленных городах страны, например, в Ханчжоу, Циндао, Нанкине и т.д.

По результатам проведенных экспериментов в 1997 году Госсовет КНР издал Постановление «О создании системы прожиточного минимума для городского населения в стране». Это Постановление предусматривает повышение жизненного уровня горожан с низким уровнем дохода, снижения сложности процедуры получения статуса нуждающихся, увеличение субсидий и т.д. Прожиточный минимум в разных городах был различным. Например, в городе Шэньян прожиточный минимум составлял в 2005 г. 206 юаней в месяц на человека [9, с. 36].

В 1998 году Государственный Совет принял Постановление «О создании системы медицинского страхования для городских рабочих» [12]. В продолжение реформ социального обеспечения для городских жителей 25 декабря 2000 года Государственный Совет издал Постановление о принятии «Программы совершенствования городской системы социального обеспечения» [2]. Целью реализации данной программы было оказание помощи в повышении образовательного уровня населения, в предоставлении

городским жителям возможности получения образования, начиная с дошкольных образовательных учреждений, средних школ и вузов.

Третий этап развития системы социального обеспечения начинается с 2002 года и продолжается до настоящего времени. В 2002 году принято решение Госсовета Китая «О дальнейшем укреплении системы здравоохранения в сельских районах». В результате в деревне стала активно развиваться система медицинского обслуживания населения. Быстрые темпы процесса урбанизации населения в Китае потребовали в дальнейшем обеспечения сельского населения социальными гарантиями по ряду новых направлений, а именно, медицинское страхование, страхование по нетрудоспособности, обеспечение пособиями для детей, пенсионное страхование [3, с. 6].

В принятом в 2003 году Госсоветом Положении «О страховании производственного травматизма» указывалось, что участвующие в системе страхования по производственному травматизму имеют право на медицинское обслуживание с соответствующими затратами на лечение. Расходы на лечение покрываются за счет фондов страхования производственного травматизма по оговоренным государством стандартам [11]. В период лечения в связи с производственной травмой или профессиональным заболеванием зарплата и пособия, получаемые работником из фонда страхования производственного травматизма, остаются неизменными и выплачиваются ежемесячно в течение 12 месяцев. В случае нетрудоспособности работник получает значительную субсидию по нетрудоспособности.

Уже к концу 2005 года до 50% населения сельских районах было охвачено системой медицинской помощи. Завершение формирования системы здравоохранения в сельских районах было запланировано на 2010 год, но уже в 2008 году цели программы развития системы здравоохранения на селе были в основном достигнуты. Количество сельских жителей, охваченных системой медицинского страхования, увеличилось с 10 млн. в 2003 году до 833 миллионов человек в 2008 году [10].

В процессе продолжения реформ социального обеспечения в 2007 году Государственный совет издал Постановление «О повышении прожиточного минимума в деревне». В 2008 году во всех сельских уездах страны был официально установлен минимальный прожиточный уровень для населения 1274 юаней [1]. Были определены объем выплат по безработице, пособий по травматизму, определен размер пособий, выплачиваемым при отсутствии кормильца детям до 18 лет и нетрудоспособным родственникам, находящихся на иждивении. К вышесказанному были добавлены выплаты по страхованию за неурожай, выплаты за экспроприацию земли государством. Сельские жители, работающие в городах, стали участвовать в страховании наравне с городскими жителями [7].

В 2010 году в ходе реализации программ пенсионного страхования в сельской местности было охвачено около 23% населения [8]. Новая система социального пенсионного страхования сельских жителей предусматривает сочетание личных взносов, коллективных субсидий и правительственных субсидий [6].

В докладе Вэнь Цзябао о работе правительства 05.03.2011 [4], было отмечено, что система гарантированного минимального жизненного уровня в 1274 юаней была реализована в стране в 2010 году. Национальный фонд социального обеспечения накопил 781 миллиардов юаней, увеличившись на более чем 580 миллиардов юаней в течение пяти лет [4].

К сожалению, несовершенство правового механизма в КНР не позволяет полностью реализовать закон «О социальном страховании» (2010 г.) на практике. В результате

несвоевременно и не полностью делаются взносы в фонды социального обеспечения, из-за этого фонд социального обеспечения постоянно находится в состоянии дефицита ресурсов и задерживает выплаты нуждающимся. Для решения этой проблемы необходимо принять законы, регулирующие финансовую систему социального обеспечения, гарантирующие своевременные выплаты социального страхования, вводящего санкции против недобросовестных плательщиков страховых и других обязательных взносов. Социальное обеспечение - это проблема, решаемая совместно и государственными и общественными объединениями. Решение данной проблемы требует как формирования финансовой поддержки со стороны государства, так и частного финансирования, что позволит объединить усилия государства и общества в решении социальных проблем.

На первой сессии Всекитайского собрания народных представителей 11-го созыва 5 марта 2012 г. премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао в «Докладе о работе правительства», подчеркивая необходимость совершенствования системы социального обеспечения, охватывающей город и деревню, выделил ряд направлений, по которым будут решаться данные проблемы: 1) расширение системы охвата социальным страхованием и взимания фондовых взносов; 2) развитие системы комплексного социального страхования; 3) регулирование деятельности фонда соцобеспечения (контроль, управление, безопасность, рост фонда); 4) совершенствование системы социальной помощи. В качестве остро назревших задач Вэнь Цзябао выделил: а) улучшение системы обеспечения прожиточным минимумом городского и сельского населения через механизм регулирования норм пособий согласно экономическому росту и уровню цен; б) улучшение системы временной помощи; в) интенсивное развитие службы социальной заботы. Для решения поставленных задач по созданию и развитию системы соцобеспечения центральный бюджет выделил в 2012 году 276,2 млрд. юаней [5].

По выдвинутым Вэнь Цзябао направлениям решения задач строительства среднезажиточного общества (сяокан) принят «Национальный План решения проблем по правам человека на 2012-2015 гг.» [15]. В нем в отношении социального обеспечения выдвинуты следующие задачи: совершенствуя закон о социальном страховании, государство должно взять на себя ответственность по регулированию базовых пенсий трудящихся; улучшить систему медицинского страхования и охватить ею всё как сельское, так и городское население; совершенствовать систему страхования по безработице; улучшить систему страхования производственного травматизма; развивать систему страхования материнства, в том числе повысить пособия для женщин при рождении ребенка; особое внимание уделить гражданам, не имеющим средств к существованию и бездомным.

Решение поставленных задач позволит на современном этапе успешно решить остро стоящие задачи системы социального обеспечения населения и тем самым поднять уровень и качество жизни и сделать шаги к всеобщей зажиточности.

Литература

1. В Китае подсчитали прожиточный минимум // URL: http://www.chinapro.ru/ rubrics/1/1238/

2. Веб-сайт пенсионного фонда Китая: Ша Жина Газеты об успехе и гарантии строительства системы соцобеспечения в деревне. 01 ноября 2011 г. // URL: http://www.cnpension.net/yljkx/2011-11-01/news1320110053d1274841.html (на кит. языке*)

3. Все городское население с учетом поселков городского типа в 2002 г. составило 502 млн. человек, а уровень урбанизации в 2002 г . — 39,1%. // Чжунго тунцзи чжайяо (Китайский статистический справочник). 2002. Пекин, 2002. (на кит. языке*)

4. Вэнь Цзябао Доклад о работе правительства // Жэньминь жибао, 5 марта 2011г.

5. Вэнь Цзябао о необходимости создания и усовершенствования системы социального обеспечения // URL: http://russian.people.com.cn/31521/6366888.html

6. Закон КНР о социальном страховании // http://asia-business.ru/law/law2/insurance/ socialinsurance/

7. Закон КНР о социальном страховании.// URL: http://asia-business.ru/law/law2/ insurance/socialinsurance/

8. И Вэймин Совершенствовать систему социального обеспечения , которое охватывает население города и деревни. Пекин: изд-во Цю Ши 2010 (на кит. языке*).

9. Кондратенко Г.В. 30-летие социальных реформ в КНР (1978 - 2008 гг.): реформирование системы занятости и системы социального обеспечения.// Ойкумена. 2009. № 3 с. 36

10. Официальный веб-сайт Министерства внутрених дел: Доклад статистических данных социальных услугах 2010 г. // URL: http://www.chinanews.com/gn/2011/06-16/3116906.shtml (на кит. языке*)

11. Положение о страховании производственных травм. Обнародовано Госсоветом 27 апреля 2003, вступает в силу с 1 января 2004// http://www.asia-business.ru/law/law2/ insurance/trauma/

12. Решение о создании системы основного медицинского строхования для городских работников // Жэньминь жибао, 14 декабря 1998г. (на кит. языке*)

13. Система социального обеспечения в Китае // Жэньминь жибао, 12 марта 2003 г.

14. Чэнь Лянцзинь Пособие о социальном обеспечении Пекин: изд-во. Знание 1990. (на кит. языке*)

15. National Human Rights Action Plan of China (2012-2015). June 11, 2012 // URL: http:// english.gov.cn/2012-06/11/content_2158183_5.htm (на анг. языке)

*Переводы с китайского языка на русский сделаны автором статьи.

Н.М. Лебедева Е.В. Осипова

взаимосвязь индивидуальных ценностей, показателей социального капитала и отношения к инновациям1

Ключевые слова: креативность, инновации, отношение к инновациям, социальный капитал, воспринимаемый социальный капитал, индивидуальные ценности.

Введение

Изучение инноваций и инновативности получило широкое развитие в последние сорок лет. В настоящее время инновации рассматриваются как процесс, успех которого

© Н.М. Лебедева, Е.В. Осипова, 2013.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 12-36-01071)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.