Научная статья на тему 'Этапы становления и развития национального профессионального химического образования'

Этапы становления и развития национального профессионального химического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХИМИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CHEMISTRY / PROFESSIONAL EDUCATION / NATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хасанова Г. Ф., Мифтахова Н. Ш.

В становлении и развитии химического образования татарского народа обозначены этапы: конец XIX в.-1917 г.; 1917-1930 гг.; 1931-1939 гг.; 19401980-е гг.; 1990-е гг.по настоящее времяPhases of formation and evolution of the Tatar nation can be marked out: end of XIX cent.-1917; 1917-1930; 1931-1939; 1940-1980 years; 1990 years nowadays.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы становления и развития национального профессионального химического образования»

Г. Ф. Хасанова, Н. Ш. Мифтахова

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: химия, профессиональное образование, национальное образование.

В становлении и развитии химического образования татарского народа обозначены этапы: конец XIX в.-1917 г.; 1917-1930 гг.; 1931-1939 гг.; 19401980-е гг.; 1990-е гг.- по настоящее время.

Keywords: chemistry, professional education, national education.

Phases of formation and evolution of the Tatar nation can be marked out: end of XIX cent.-1917; 1917-1930; 1931-1939; 1940-1980 years; 1990 years -nowadays.

Ретроспективный анализ системы национального химического (в том числе, профессионального) образования в Татарстане позволил установить этапы его становления и развития.

Этап зарождения национального химического образования (конец XIX в.-1917 г.). Предпосылками зарождения системы национального профессионального образования татарского народа были демографические и экономические процессы в Казанской губернии на рубеже XIX-XX вв. На ряде химических предприятий доля работающих татар составляла от 33 до 50%, которые профессионально не обучались, и дети рабочих-татар в начальные училища при заводах не допускались. Традиционными мусульманскими учебными заведениями были мектебы (школы) и медресе религиозной направленности.

Однако с развитием общественной мысли, достижением высокого уровня в развитии татарской культуры, усилениями демократических стремлений, формированием национальной буржуазии, развитием капиталистических отношений, нехваткой специалистов-практиков, знающих производственные процессы, назрела необходимость в естественнонаучном образовании народа. Так, в конце XIX - начале XX вв. в Казанской губернии и других регионах проживания татар стали функционировать джадидистские (новометодные) медресе, включившие в свои учебные программы преподавание естественных наук, в том числе химию, на татарском языке. Кроме того, татарский и русский языки были введены в программы как предметы для изучения. С учетом подготовительного класса срок обучения в новометодных медресе составлял от двенадцати до шестнадцати лет. Система обучения была многоуровневая, с делением основных лет обучения на четыре ступени: первая ступень обучения - начальная (ибтидаия), вторая ступень - средняя (рушдия), третья ступень - выше средней (игдадия), четвертая ступень - высшая (галия). На ступень обучения игдадия, как правило, приходилось 4 года. В дальнейшем дореволюционные медресе по образовательному уровню были приравнены к педагогическим училищам. Учащиеся новометодных медресе знакомились с основами химии начиная с четвертого года обучения при изучении гыйльме эшья (физики) на ступени ибтидаия, а основной курс изучали на ступени игдадия.

Кроме медресе, химия на татарском языке изучалась в учительских семинариях (Троицк, 1915-1917; Казань, 1917). Впоследствии по образовательному уровню они были приравнены к педагогическим техникумам. С позиции профессионального образования

медресе, учительские семинарии относились к учреждениям среднего педагогического образования. Для изучения химии в национальных учебных заведениях на татарском языке преподавателями медресе, владеющими, кроме родного литературного языка, арабским, персидским, турецким, русским, немецким, французским языками, разрабатывались химическая терминология, номенклатура химических соединений и издавались учебники. Разработанный с опорой на русский язык двуязычный понятийно-терминологический аппарат размещался на страницах учебников и способствовал усвоению химии на родном языке учащихся, а также открывал возможности для изучения химии на русском языке.

Параллельно с обеспечением учащихся медресе учебной и научно-популярной литературой по химии татарскими просветителями стала издаваться литература для профессионального обучения татарских ремесленников, например, по гальванотехнике.

Библиографический поиск дореволюционных (1860-1917) книг химического содержания на татарском языке выявил 20 изданий, что соответствует такому показателю, как 0,3 изданной книги в год. В этот период, а именно, в 1910-1912 гг., впервые был издан самостоятельный краткий учебник по химии на татарском языке - «Мохтасар кимия» в двух книгах Г.С.Ибрагимова (Г.Шнаси). По научному уровню учебник Г. Шнаси соответствовал требованиям учительских школ и третьей ступени обучения медресе -игдадия. По содержанию учебник следует отнести к творческой переработке на основе компиляции литературных источников, а не к эквивалентному переводу какого-либо одного источника. Содержание учебника системно структурировано. Теоретический материал подкреплен описанием лабораторных опытов с богатым иллюстративным материалом. Автором подчеркнуто значение экспериментального обучения в познании науки химии. Особое внимание уделено понятийно-терминологическому и номенклатурному аппарату химии. Во всем этом можно усмотреть повышение значимости естественных наук в образовании татарского народа в конце XIX - начале XX вв.

В контексте исследования зарождения национального химического образования важно было проанализировать роль в этом процессе не только религиозных, но и светских учебных заведений. В России 1830-1860-е гг. были ознаменованы началом химикотехнологического образования. В Казанской губернии при заводах и фабриках, а также в местностях, населенных фабричными рабочими и ремесленниками, открывались реальные и ремесленные училища, мужские и женские гимназии, в составе которых учеников из татар было мало. После завершения среднетехнического обучения присваивалось звание ученого мастера, среди которых учащихся-татар также не было [1, с.12].

Для учащихся татарской национальности были открыты учительские школы, но с русским языком обучения, например, в Казани (1876-1917), Уфе (1872) с переводом в Оренбург (1887-1890). Однако в учительских школах при резком переходе на русский язык обучения у учащихся-татар возникали проблемы с овладением русским языком и с использованием его для изучения других дисциплин. Поэтому преподаватели прибегали к методу обучения татар на двуязычной основе. Были изданы специальные учебники, в которых русский текст параллельно дублировался его переводом на татарский язык [2, с.15]. В продолжение распространения технического образования в Казанской губернии было открыто Казанское промышленное училище (1890-1917). Однако «в училище не было принято ни одного ученика местной национальности» [3, с.22]. В 1912/13 учебном году в среднем химико-техническом училище, входящем в состав промышленного училища, из 142 учащихся подготовительного, а также 1-4 классов было трое учащихся-татар [4, с.6-11]. Прогрессивная деятельность ученых, просветителей не могла изменить политику царизма в области профессионального, в том числе высшего, образования в Казанской губернии. «Нет документальных данных о получении хотя бы одним из татар в

условиях царизма высшего технического образования. Не было ни одного специалиста химика, физика с вузовским дипломом из татар» [5, с.49].

Таким образом, в дореволюционной Казанской губернии (с конца XIX в. до 1917г.) система национального химического образования функционировала на уровне основного общего образования, а также среднего профессионального образования педагогического профиля (обозначение уровней образования соответствует современной классификации).

Этап становления национального химического образования (1917-1930 гг.). В историческом плане период с 1917 по 1930г. характеризовался образованием ТАССР в 1920г. и изменениями в общественно-политической, производственно-экономической и научной жизни республики. В 1917г. новометодные медресе, в которых учащиеся татарской национальности получали образование на родном языке, были закрыты и в последующие несколько лет постепенно преобразованы в учебные заведения педагогического профиля с татарским языком обучения или в общеобразовательные национальные школы. По уставу единой трудовой школы (1923) содержание учебных программ устанавливалось Наркомпросами. В Наркомпросе ТАССР (1920-1946) подобными вопросами занималась научно-педагогическая комиссия Академического центра (1921-1930). Кроме научно-педагогической комиссии, в структуре Академцентра действовала татарская редакционная коллегия, в которую входили коллективы по составлению на родном языке учебников по разным предметам для школ, техникумов и вузов. В послереволюционные годы в числе самых острых проблем педагогики был вопрос о подготовке учителей для татарских школ, который длительное время решался стихийно, без учета научных основ и достижений педагогической науки. Подготовка и переподготовка педагогических кадров проводилась главным образом путем организации многочисленных краткосрочных курсов (например, Казанские, Арские, Тетюшские) [6, с.146]. Однако основная роль в подготовке квалифицированных педагогов отводилась педагогическим техникумам, таким как Татарский педагогический техникум (1921), Чистопольский русско-татарский педагогический техникум (1922). Для подготовки учащихся татарской национальности к поступлению в высшее педагогическое учебное заведение в 1923г. при Восточно-педагогическом институте был организован татарский рабочий факультет (татрабфак). Рабочие факультеты входили в число общеобразовательных учебных заведений, в которых в течение трех лет (дневная форма) или четырех лет (вечерняя форма) обучалась молодежь, не имеющая среднего образования. Для обеспечения учебного процесса по химии в трудовых школах II ступени, на рабфаках, курсах, а также для самообразования в 1925-1926 гг. был издан учебник на татарском языке «Кимия» С.Курбангалиева. Труд С.Курбангалиева состоял в создании первого учебника химии на основе волжского (казанского) наречия татарского языка, распространенного среди основной массы населения Татарии. Номенклатурнотерминологический аппарат учебника «Кимия» шире и богаче того, что был создан до революции. При становлении образовательного процесса в послереволюционных татарских школах был ценен опыт видных татарских педагогов. Из преподавателей медресе в советских учебных заведениях физику и химию преподавали Г.Г.Нигматуллин-Бобинский (Г. Буби), Х.К. Бакиров, Г.С.Ибрагимов (Г.Шнаси), С.В.Ахметов и др.

Важнейшей задачей на послереволюционном этапе становления химического образования татарского народа было создание, кроме учебной, и научно-популярной химической литературы на татарском языке, а также книг, популяризирующих прикладное (профессиональное) предназначение химии. Параллельно с созданием химической литературы решалась одна из самых актуальных проблем в Татарской Республике 1920-х гг. - разработка научной терминологии татарского языка. В эти годы впервые был издан

энциклопедический словарь «Фэнни камус» с толкованиями химической терминологии (А.-Г.Максудов, 1927-1928). За 1918-1930 гг. из печати вышло 26 наименований книг по химии на татарском языке, или 2 книги в год. В Татарской Республике в системе народного образования значительное место отводилось профессионально-техническому образованию. С 1923г. много внимания уделялось развитию школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) с привлечением в них представителей коренного населения республики. В 1925/26 учебном году в ФЗУ доля учащихся татарской национальности составляла 45%. В сеть профессионально-технического образования, кроме школы ФЗУ, входили профшколы, курсы, техникумы. В кругу вопросов профессионально-технического образования в Татарской Республике немаловажное значение имели вопросы развития химико-технологического образования. В 1919г. Казанское промышленное училище было преобразовано в Казанский политехнический институт, в 1924г. - в Казанский индустриальный техникум, затем в 1930г. - в Казанский химико-технологический институт, в составе которых были химические факультеты, или отделения. По сравнению с дореволюционным периодом для татар появилась возможность поступления в высшие учебные заведения (с русским языком обучения). Однако к 1930г. в КХТИ доля студентов-татар была все еще незначительной (19%). С целью оказания учебной помощи татарам для поступления их в вуз с 1930г. в химико-технологическом институте открылся татрабфак, ранее функционировавший при Восточно-педагогическом институте. Для предприятий основных отраслей промышленности республики - химической и кожевенной -профессиональные кадры подготавливались в индустриальном, химическом, кожевенном техникумах, в которых в 1925/26 учебном году доля учащихся-татар составляла 19% [6, с.30]. В середине 1920-х гг. в республике было четыре высших учебных заведения с долей студентов-татар 11-12% (университет, ветеринарный институт, институт сельского хозяйства и лесоводства, педагогический институт). В Восточном педагогическом институте в 1926г. было открыто отделение татарского языка и литературы, где проводилась подготовка учителей данного профиля для всей страны. Изучение химии, как и других естественнонаучных предметов, в этих вузах проводилось на русском языке.

Среди учреждений среднего профессионального образования большая доля учащихся-татар была в сельскохозяйственных (58%), медицинских (43%), педагогических техникумах (57,5%). В них же функционировали татарские отделения с обучением на родном языке [6, с.32-33]. В послереволюционный период до 1930г. целостная система национального химического образования ни в направлении общего, ни в направлении профессионального образования не сложилась. В системе недоставало высших учебных заведений с татарским языком обучения химии. Это был период, характеризующийся низкой долей студентов татарской национальности в вузах. Одна из причин тому -трудности, возникающие у учащихся татарской национальности, как на вступительном этапе, так и в процессе обучения в вузе из-за плохого владения ими русским языком и, как следствие, низких знаний по естественно-математическим дисциплинам.

Этап развития национального химического образования (1931-1939 гг.). Этот этап химического образования татарского народа пришелся на годы интенсивного развития химической промышленности в связи с выполнением первых пятилетних планов и острого дефицита профессиональных работников с разным уровнем образования. Например, в конце 1931г. общее число специалистов, занятых на химических предприятиях республики, составляло 302 человека, среди которых было 22 татарина (7%) (с высшим образованием - 4, со средним образованием - 12 человек) [7, с.45]. В этот период в Татарской Республике происходили такие изменения и тенденции в системе народного образования СССР, как введение всеобщего обязательного семилетнего образования,

интегрирование процесса обучения с производственным и сельскохозяйственным трудом, что привело к созданию сети фабрично-заводских семилеток (ФЗС) и школ колхозной молодежи (ШКМ) с увеличением среди них доли национальных учебных заведений. Открывались химические техникумы при предприятиях, организовывались втузы, вузы, в составе которых создавались татарские группы учащихся с родным языком обучения, т. е. начался процесс коренизации образования, выражающийся в подготовке национальных профессиональных кадров для дальнейшей их деятельности на химических предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях. Сложилась система национального профессионального химического образования на начальном, среднем и высшем уровнях.

Кроме того, для татар развивалась заочная форма обучения, например, в педагогическом техникуме. Из высших учебных заведений химия на татарском языке изучалась в университете, химико-технологическом, педагогическом, медицинском институтах, в которых доля студентов татарской национальности возросла до 39%. В этот период остро стоял вопрос обеспечения учебного процесса в татарских (коренизированных) группах учебной и терминологической литературой, для решения которого использовались научные и кадровые ресурсы внутри учебных заведений и учреждений Казани, Татарии и соседних регионов. Наибольшее число изданий по химии на татарском языке для рабочей и сельской молодежи, для учащихся ФЗУ, технических кружков приходится на 1931-1932 годы: всего 20 наименований, или 10 наименований в год. В эти годы продолжалась работа по созданию национальной химической терминологии. К этой деятельности были привлечены преподаватели, аспиранты, студенты вузов КГУ и КХТИ. Итогом данной работы было издание новой номенклатуры химических соединений (Г.Валитов, 1931) и первого русско-татарского словаря

химических терминов (Г.Дистанов, Г.Валитов, 1934). С учетом новой татарской

номенклатуры химических соединений в начале 1930-х гг. были изданы первые учебники химии на латинице, например, пособие «Башлангыч химия» для рабочих, обучающихся в технических кружках и на рабфаках (Г.Х.Камай и др., 1932); рабочие книги для колхозной молодежи II (VI) и III (VII) классов (З.Сагди, С. Ахметов и др., 1931-1932). В 1933 г. для школ ФЗУ по производству продукции неорганической химии был издан учебник «Твп кимия технологиясе» (Ф. Файзуллин и др.), в котором был осуществлен подбор татарских эквивалентов для русскоязычных терминов химико-технологического содержания.

В годы коренизации национальные научные кадры воспитывались в аспирантурах, открытых в 1925г. в высших учебных заведениях Татарской Республики. В те годы наблюдалась активизация педагогической мысли, вызванная развитием национальной системы образования, что послужило важной предпосылкой развития национального химического образования. В 1933г. вышло правительственное решение «Об учебниках для начальной и средней школы», согласно которому в СССР по каждому учебному предмету допускался единственный стабильный учебник. Для татарских школ по химическим дисциплинам стали использовать дословно переведенные на татарский язык русскоязычные учебники. В связи с этим, а также в связи с переходом татарской письменности на кириллицу (1939) учебники по химии на татарском языке дважды переиздавались. С 1931 по 1939 гг. было издано 56 наименований книг, что означает среднее годовое издание в количестве 6 книг. Однако в этот период учебный процесс в высших учебных заведениях учебниками по химии на татарском языке не был обеспечен.

Вскоре, изменившаяся социально-экономическая и социально-политическая ситуация в стране, связанная с форсированной индустриализацией страны, введением всеобщей воинской обязанности, вызвала необходимость знания русского языка. В этой связи были приняты нормативные акты, среди которых Постановление «Об обязательном

изучении русского языка в школах национальных республик и областей» (1938), сыгравшее ключевую роль в последующем сворачивании процесса становления национальных систем образования в республиках.

Этап депрессии национального химического образования (1940-1980-е гг.).

Данный период характеризовался тенденцией уменьшения в республике количества национальных школ. Решающей вехой в смене парадигмы национальной школы явилась школьная реформа 1958г., основные принципы которой были изложены в законе «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Закон, не отменяя формально принципа «школа на родном языке», способствовал массовому переводу большей части национальных школ РСФСР на русский язык обучения, превращению их в школы с изучением родного языка как учебного предмета. Последствия совокупных действий нормативных актов (1938, 1958) в системе образования привели к тому, что национальные школы функционировали в основном в сельской местности. Эта тенденция усилилась в период с середины 1970-х до конца 1980-х гг. Результатом сокращения национальных школ явилось и то, что подготовка преподавательских кадров (в том числе, химиков) для национальных школ практически не осуществлялась. Однако подготовка учителей для татарских и башкирских школ велась в Оренбургской области - в Бугурусланском татарско-башкирском педагогическом училище, до его закрытия в 1956г. В конце Великой Отечественной войны, в 1944/45 учебном году, было обращено внимание на подготовку национальных, прежде всего педагогических, кадров. Так, в 1944г. были открыты отделения татарского языка и литературы в составе историко-филологического факультета КГУ. Оказалось, что в том году из 3500 заявлений абитуриентов в вузы города Казани только 25% заявлений поступило от татар. Одной из причин подобной ситуации были плохие знания русского языка у татарской молодежи. В результате принятых мер в 1946/47 учебном году доля татар среди поступивших в Казанский педагогический институт составила 35%, а в Казанский учительский институт - 44%. Тем не менее, в 1956г. только 20% учителей из татар имели высшее образование. В 1958-1959 гг. был вновь поднят вопрос о системе национального образования в республике на всех ее уровнях, включая высшее образование. Впоследствии решения по развитию национального образования, принятые Татарским обкомом партии, были отменены. Период до 1990-х гг. в республике характеризовался отсутствием высших учебных заведений с преподаванием на татарском языке. Исключение составляли специальные отделения татарской филологии в небольшом числе вузов (Казанский государственный университет, педагогические институты).

Педагогические кадры учителей-химиков готовились в педагогическом институте в условиях русскоязычного обучения. Преподавание химии на татарском языке в школах осуществлялось с использованием учебников и задачников, являющихся переводами русскоязычных учебников. Кроме учебников, другая литература химического содержания практически не издавалась. С 1940 по 1986 гг. общее число книг химического содержания, включая все переиздания школьных учебников, составило 109 наименований, при этом ежегодный показатель по изданию составил два наименования. В эти годы терминологические разработки по химии не проводились. Очередное издание терминологического словаря состоялось только в 1978г. Кроме того, ни в педагогических, ни в химико-технологических учебных заведениях не проводилась подготовка специалистов-химиков из татар, владеющих химическими знаниями на родном языке. Это сказывалось и на подготовке учебной литературы по химии на татарском языке.

Таким образом, в 1940-1980-е гг. национальное химическое образование осуществлялось на уровне основного общего и среднего (полного) общего образования, в

основном в сельских районах, а также на уровне начального профессионального образования педагогического профиля. При этом национальное высшее профессиональное образование было ограничено филологическим профилем.

Этап возрождения национального химического образования (1990-е гг. - по настоящее время). 1990-е гг. были ознаменованы этнополитическими преобразованиями, в результате которых титульные языки республик РФ, наравне с русским языком, обрели государственный статус, расширились их функции. Преобразования коснулись многих сторон общественной жизни, включая и систему национального образования.

В Республике Татарстан сложилась система национального образования, куда входят высшие, средние и начальные профессиональные, общеобразовательные и дошкольные учебные заведения, в которых изучается родной язык или ведется обучение на родном языке. Во всех педагогических вузах, педагогических колледжах и педучилищах открылись татарские группы с преподаванием на татарском языке. В ряде технических вузов по ряду специальностей созданы татарские группы, в которых обучение ведется на родном языке или на двуязычной основе. Система национального профессионального химического образования технического (технологического) профиля состоит из начального и среднего общего образования и высшего профессионального образования. Для обеспечения изучения химии на татарском языке учебной литературой в основных и средних школах, лицеях и гимназиях используются переводы русскоязычных учебников. В 1994г. издано учебное пособие «Неорганическая химия» для учащихся 8-9 классов школ с углубленным изучением химии на татарском языке профессора КГТУ

H.С. Ахметова. Кроме того, создан на татарском языке электронный вариант учебника для 8 класса. С начала 1990-х гг. активизировался процесс разработки учебно-методических комплексов по естественно-математическим дисциплинам на татарском языке для студентов вузов республики. С 1995 по 2005 гг. для высших учебных заведений было издано 30 наименований учебной и терминологической литературы химического содержания, то есть 3 наименования в год.

Литература

I. Талышева, И.А. Становление системы среднетехнического образования в Казанской губернии на рубеже ХІХ-ХХ веков: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.А.Талышева. - Казань, 2003. - 22с.

2. Хакимов, Х.Х. Казанская татарская учительская школа как видный центр русско-татарского содружества и передовой педагогической мысли (1876-1917): автореф. дис. .канд. пед. наук / Х.Х.Хакимов. - Казань, 1973. - 28с.

3. Казанское промышленное училище. 1890-1917. Исторический очерк. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2006. - 124с.

4. НА РТ, Ф. 121, оп. 1, № 627.

5. Культурная революция в Татарии (1917-1937 гг.). - Казань: Татарское кн. изд-во, 1986. - 304с.

6. Народное образование в Татарии за 1925-1926 гг. (К докладу Наркомпроса ТССР на VII Всетатарском Съезде Советов). - Казань: Издание Наркомпроса ТР, 1927. - 70с.

7. Ягудин, М.А. Перспективы химической промышленности в Татарстане / М.А.Ягудин, А.И.Луньяк, С.Я. Арбатов. - Казань: Татиздат, 1932. - 52с.

© Г. Ф. Хасанова - д-р пед. наук, профессор каф. ПиМ ВПО КГТУ; Н. Ш. Мифтахова - канд. хим. наук, доцент каф. неорганической химии КГТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.