Научная статья на тему 'Просветительская и педагогическая деятельность Музафара Муштариева (к 155-летию со дня рождения)'

Просветительская и педагогическая деятельность Музафара Муштариева (к 155-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСВЕТИТЕЛЬ / РУССКО-ТАТАРСКАЯ ШКОЛА / ПЕДАГОГ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ / ШКОЛА ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ / ШКОЛА ДЛЯ ДЕВОЧЕК / ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК / РУССКИЙ ЯЗЫК / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATOR / RUSSIAN-TATAR SCHOOL / TEACHER / PEDAGOGICAL WORK / TRAINING / BOYS SCHOOL / GIRLS SCHOOL / TATAR LANGUAGE / RUSSIAN LANGUAGE / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафина Алия Магсумовна

Одним из немаловажных направлений современных исторических исследований является изучение наследия педагогов-просветителей, живших на рубеже XIX-XX вв. Их просветительская деятельность главным образом заключалась в реформировании системы образования. Среди педагогов-просветителей в области татарской педагогики значительное место занимает педагог-наставник Музафар Муштариев, который всю свою жизнь посвятил распространению передовых идей и знаний. В силу разных причин его вклад в татарскую педагогику недостаточно изучен. В статье дается оценка просветительской и педагогической деятельности педагога. Освещается вклад педагогической деятельности в развитие национальной системы образования конца XIX начала XX вв. у татар, проживающих на территории России и за ее пределами. На основе архивных документов из фондов Национального архива Республики Татарстан и научных статей более подробно представлена педагогическая и просветительская работа выдающегося татарского педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational and pedagogical work of Muzafar Mushtariev (on occasion of the 155th anniversary)

The heritage of educators at the turn of the 19th-21st centuries is one of the important trends in contemporary historical research. The main area of their educational work was the reform of the educational system. Muzafar Mushtariev occupies a special place among the Tatar pedagogy educators. He dedicated his life to sharing the best ideas and knowledge. For various reasons, educator M. Mushtariev’s contribution has not been thoroughly and sufficiently studied. The presented paper assesses the educational and pedagogical activities of M. Mushtariev and highlihts his pedagogical contribution to the development of the Tatar national educational system in late 19th early 20th centuries in Russia and other foreign countries. Based upon data from the archival documents of the National Archive of the Republic Tatarstan fund and various research articles, pedagogical and educational work of the scholar has been examined in detail.

Текст научной работы на тему «Просветительская и педагогическая деятельность Музафара Муштариева (к 155-летию со дня рождения)»

УДК 372.881.1

БОТ: 10.22378/Ье.2018-3-2.312-318

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗАФАРА МУШТАРИЕВА (К 155-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

А.М. Сафина

Институт истории им. Ш.Марджани

Академии наук Республики Татарстан

Казань, Российская Федерация

aliyasafina17@yandex.ru

Одним из немаловажных направлений современных исторических исследований является изучение наследия педагогов-просветителей, живших на рубеже XIX-XX вв. Их просветительская деятельность главным образом заключалась в реформировании системы образования. Среди педагогов-просветителей в области татарской педагогики значительное место занимает педагог-наставник Музафар Мушта-риев, который всю свою жизнь посвятил распространению передовых идей и знаний. В силу разных причин его вклад в татарскую педагогику недостаточно изучен. В статье дается оценка просветительской и педагогической деятельности педагога. Освещается вклад педагогической деятельности в развитие национальной системы образования конца XIX - начала XX вв. у татар, проживающих на территории России и за ее пределами. На основе архивных документов из фондов Национального архива Республики Татарстан и научных статей более подробно представлена педагогическая и просветительская работа выдающегося татарского педагога.

Ключевые слова: просветитель, русско-татарская школа, педагог, педагогическая деятельность, обучение, школа для мальчиков, школа для девочек, татарский язык, русский язык, образование.

Для цитирования: Сафина А.М. Просветительская и педагогическая деятельность Музафара Муштариева (к 155-летию со дня рождения) // Историческая этнология. 2018. Т. 3, № 2. С. 312-318. DOI: 10.22378^.2018-3-2.312-318

В современных условиях наблюдается рост интереса к наследию педагогов-просветителей XIX-XX вв. В этой связи актуальным является многогранное наследие просветителей, раскрывающее большие возможности народной педагогики, направления методов обучения и формирования личности. В силу различных причин педагогическая и просветительская деятельность деятелей обозначенного периода остается недостаточно изученной. В их опыте прослеживается высокий уровень профессионального знания, высокая эффективность труда, потребность в анализе и обобщении собственного опыта. Среди педагогов-просветителей следует выделить одного из представителей династии Муштари, педагога-новатора Музафара Муштариева. Источниковой базой послужили опублико-

ванные и неизданные материалы, дореволюционная монографическая литература общепедагогического и просветительского характера.

В конце XIX - начале XX вв. деятельность татарских просветителей была направлена на реформирование системы образования. Одним из таких педагогов-наставников был М. Муштариев, который стремился принести в татарское общество светское образование и русский язык. Эта цель сопровождала его на протяжении всей жизни. В этом ему помогали воспитание и влияние семьи.

М. Муштариев родился в 1863 г. в деревне Утямышево Тетюшского уезда Казанской губернии (ныне - Апастовский район Республики Татарстан) в семье имама-хатиба Тазетдина Муштариева, который для своего времени был очень просвещенным человеком. Это подтверждается в работе Ш. Марджани, в которой сообщается о том, что Т. Муштариев состоял в экзаменационной комиссии по сдаче экзамена на должности имама будущего ученого, историка Ш. Марджани [1, с. 359]. Его сыновья Миннегали и Музафар стали образованными людьми, очевидно в этом была заслуга их отца. Миннегали после окончания учебы в Казанском медресе становится имам-хатибом в деревне Индырчи Тетюшского уезда (ныне - Апа-стовский район Республики Татарстан), а Музафар Муштариев посвятил себя служению на ниве просвещения.

Музафар Муштариев после получения начального образования в деревне Болын-Балыкчы поступает в медресе «Халидия» при Голубой мечети в Казани, которое являлось старометодным. Стремление к знаниям и интерес к русскому языку приводит его в Казанскую татарскую учительскую школу (КТУШ). Это первое светское учебное заведение для учащихся-татар с преподаванием на русском языке, открытое 1876 г. Она была призвана готовить учителей русского языка для медресе и русско-татарских школ. КТУШ оказала большое влияние на формирование мировоззрения Муштариева и других татар, многие из которых впоследствии стали видными деятелями просвещения татарского народа.

Педагогическая деятельность М. Муштариева начинается в 1885 г. После окончания Казанской татарской учительской школы [2, л. 29], он возвращается в родные края, в Тетюши, с целью открыть русско-татарскую школу и преподавать светские предметы. С этого времени он посвящал себя обучению и воспитанию детей, активно участвует в просвещении татарского народа. М. Муштариеву при обучении удалось выявить недостатки в преподавании: отсутствие порядка при проведении занятий; использование механического чтения текстов, которые не понимали дети, нехватка контроля за успеваемостью. В русско-татарской школе детей начинают обучать арифметике, географии, истории, естествознанию, татарскому и русскому языкам. Большие проблемы возникли из-за преподавания татарского языка. Дело в том, что в конце XIX в. в русско-татарских школах не разрешалось обучать татарскому языку, однако М. Муштариев принял решение о введении в школе обучения детей род-

ному языку. Основными трудностями для педагога-просветителя стала нехватка учебных пособий, учебников, неразработанность методов и форм обучения татарскому языку. Эти вопросы он решает, разрабатывая новые методы обучения родному языку, составляя букварь по новому методу и разрезную азбуку. М. Муштариев способствовал изменению не только содержания, но и методов обучения, основанных на принципах народности и единства воспитания и обучения. Через образование он хотел изменить жизнь и мировоззрение татарского народа. По мнению просветителя, важнейшие средства просвещения татарского народа - это татарский и русский языки, а его цель - формирование всесторонне развитого ребенка. Метод обучения М. Муштариева дает хорошие результаты - ученики начинают быстро осваивают учебный материал, повышается их успеваемость и заинтересованность учащихся (количество учеников более 80), особенно в уезде. В это время учеба являлась добровольной.

Основными противниками педагогической деятельности М. Мушта-риева в Тетюшской русско-татарской школе являлись сторонники схоластической формы обучения. Они видели в русско-татарских школах угрозу. Сторонники схоластики критиковали М. Муштариева за то, что он ввел светское образование и обучал молодежь на русском языке. Несмотря на хорошие результаты обучения, педагогическая деятельность М Мушта-риева не устраивала местную власть. Из-за угроз, доносов и проверок [2, л. 11-12] педагог-наставник был вынужден покинуть русско-татарскую школу, которую он создал, в которой преподавал и которой руководил в течение нескольких лет.

Возникшие сложности не остановили М. Муштариева. Воодушевленный просветительскими идеями он, при поддержке фабриканта И. Акчу-рина, открывает в Сызрани русско-татарские школы отдельно для мальчиков и для девочек. И. Акчурин известен не только как крупнейший фабрикант, но и как благотворитель и меценат. На собственные деньги он открывал и содержал мектебе, медресе, русско-татарские учебные заведения. Продолжив просветительско-педагогическую деятельность в Сызрани, М. Муштариев вновь сталкивается с проблемой учебников и учебных пособий. Дополнив учебное пособие, написанное в Тетюшской русско-татарской школе, он начинает вести обучение по нему сызранских детей. Во время беседы с И. Акчуриным городской инспектор оценил эффективность работы педагога по его собственной методике на высоком уровне: «Многие русские учителя преподают без метода, из-за этого дети ничего не понимают. А вот в вашей татарской школе учитель М. Муштариев преподает с хорошей методикой и дети по русскому языку, по математике и по географии идут впереди, чем другие» [3, с. 142-143].

М. Муштариев не жалел ни сил, ни времени, ни здоровья, посвящая себя просветительской и педагогической деятельности. Она не ограничивалась открытием школ и обучением детей, Муштариев популяризировал педагогические идеи и среди взрослого населения. Параллельно с основ-

ной работой он организовал вечерние курсы для взрослых, на которых обучались рабочие-татары, которые трудились на заводе купца И. Акчу-рина, желавшие научиться читать и писать на татарском и русском языках.

Своей многогранной деятельностью педагог М. Муштариев внес огромный вклад в просвещение татарского народа. Несмотря на преграды, он стремился просвещать татар, учреждая школы в разных регионах Российской империи, в которых проживало татарское население. Одну из таких школ М. Муштариев организовал в Оренбурге в 1897 г. Такие русско-татарские школы сыграли важную роль в народном образовании. Они давали высокие знания благодаря опытным, преданным своему делу и близким к народу учителям. Школа, благодаря стараниям и огромному труду таких педагогов, как М. Муштариев, стала очагом просвещения татарских детей. Педагогическая работа М. Муштариева заключалась в профобуче-нии учителей. Он разработал систему общеобразовательного обучения и подготовки педагогов.

Позже М. Муштариев продолжает педагогическую деятельность в Севастополе и Стамбуле, дает частные уроки по русскому языку. Живя в Стамбуле, он получает высшее образование в Восточно-педагогическом институте [4, л. 3]. После 1904 г. М. Муштариев преподает в Астрахани и Казани. Просветитель тратит много сил и энергии на создание учебных заведений для мальчиков и для девочек в Астрахани. Высокое качество преподавания помогло быстро завоевать авторитет его школ среди татарского населения разных регионов. У Музафара Муштариева получил образование известный татарский поэт Сагит Сунчелей [3, с. 146].

После Октябрьской революции ставится задача по созданию новых школ. М. Муштариев принимает в этом процессе активное участие. В 1917 г. по его инициативе в селе Клянчеево Тетюшского уезда (ныне -Камско-Устьинский район Республики Татарстан) открывается первая начальная татарская школа. В своем заявлении в Казанский губернский мусульманский отдел по народному образованию М. Муштариев писал: «Я приложил все усилия, чтобы привести заведомое мною училище (школа - С. А.) в надлежащий порядок, не забывая, что оно должно служить путеводной звездой тысячному мусульманскому пролетариату Тетюшского уезда» [5, с. 198]. При школе он открывает столярную мастерскую, вместе с учениками собирает мебель для школ - парты, столы, стулья, доски. По мнению педагога, знание и труд должны идти рука об руку.

М. Муштариев сыграл огромную роль в развитии просвещения среди татар Тетюшского уезда. Наряду с открытием школ, он большое внимание уделял подготовке педагогических кадров. В 1918-1920 гг. педагог принял активное участие в подготовке и переподготовке учителей для татарских школ. Был школьным инспектором и заведующим отделом народного образования.

Беспокойный педагог-новатор продолжает свою педагогическую деятельность в 20-х гг. XX в. в Оренбурге и Ташкенте. Здесь он открывает

школы, распространяет передовые педагогические идеи в учебных заведениях. В Ташкенте М. Муштариев преподает русский язык на рабфаке при Ташкентском коммунистическом университете и Узбекском педагогическом институте. В этих учебных заведениях педагог способствовал изменению не только содержания, но и методов обучения. Например, обучая морфологии и синтаксису русского языка, он сопоставлял его с арабским, а методику преподавал на узбекском языке. Труд педагога высоко оценивали и студенты, видя в нем опытного, легко и хорошо объясняющего педагога, прекрасно знающего свою работу [3, с. 152].

В 1923 г. М. Муштариев возвращается в Казань и продолжает свою педагогическую деятельность в Казанском индустриальном техникуме повышенного типа [4, л. 3].

Учитывая большую значимость периодической печати, свои идеи в области образования М. Муштариев высказывает в периодических изданиях. Например, в 1909 г. в статье «Критика азбук» [6] вышедшей в политической и литературной газете «Баянельхак», издавшейся в 1906-1914 гг. в Казани, педагог высоко оценивает труд Г. Ахмерова. Он выражает благодарность за выявленные недостатки учебников, которые издавались в начале XX в. М. Муштариев высказывает пожелание педагогам воспринимать критику адекватно. Отметим, что исследования учебников до этого времени не проводились.

Журналы на татарском языке внесли большой вклад в педагогическое просвещение учителей. М. Муштариев излагал свои педагогические мысли в общественно-педагогическом и научно-методическом журнале «Ма-гариф», который выпускался в Казани. Просветитель пишет про трудности, выявленные в процессе обучения в татарских школах [7, с. 81-82]. Описывая сложности при освоении детьми-татарами русского языка, он предлагает собственное решение: программа в татарских школах по русскому языку должны вестись в сокращенном варианте, первую ступень сделать пятилетней.

Заслуги педагога-просветителя М. Муштариева получили высокую оценку. В 1928 г. ему было присвоено высокое звание «Герой Труда». К 40-летию его педагогической деятельности о нем писали: «Добрый, вдумчивый, отзывчивый. Вы всегда приковываете внимание всех качествами своей личности и оказываете громадное нравственное влияние на учащихся. Вы больше, чем кто-либо другой, помните, что дети - «цветы нашей жизни и будущее человечества», поэтому с любовью и самоотвержением отдаете свои силы делу обучения подрастающего поколения...» [5, с. 196].

Педагог М. Муштариев, посвятивший свою жизнь и деятельность развитию просвещения татарского народа ушел из жизни 4 января 1937 г. [8, с. 321].

Выявленные архивные документы, научные статьи отражают широкомасштабную и многоплановую деятельность М. Муштариева. Он был твердо убежден, что лишь грамотный и помнящий свою историю, бережно

сохраняющий традиции и духовные богатства народ будет чувствовать себя свободным, счастливым, уверенным в будущем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мэр^ани Ш. Местэфадел-эхбар фи эхвали Казан вэ Болгар. Казан: Татар. кит. нэшр., 1989. 415 б.

2. НА РТ. Ф. 160. Оп. 1. Д. 669.

3. Гыймазова Р., Биктимирова Т. Мозаффар Мештэригэ - 150 ел // Гасырлар авазы - Эхо веков, 2013. 1/2. Б. 137-153.

4. НА РТ. Ф. Р-262. Оп. 2. Д. 70. Л. 3.

5. Хакимова Р. Муштариев Музафар Тазетдинович // Герои труда Татарии. 1920-1938 гг.: документальные очерки. Казань: Татар. кн. изд-во. 1974. С. 196198.

6. Мештэриев М. Элифба китапларына тэнкыйть // Бэянелхак. 1909. 15 ноябрь.

7. Мештэриев М. Мэгариф системасын YЗгэртY турында // Мэгариф. 1929. № 5. Б. 81-82.

8. Татарская энциклопедия: в 5-ти т. Т. 4. Казань: Институт Татарской энциклопедии, 2008. 766 с.

Сведения об авторе: Сафина Алия Магсумовна - кандидат филологических наук, научный сотрудник, Центр истории и теории национального образования, Института истории им. Ш.Марджани АН РТ (420111, ул. Батурина, 7А, Казань, Российская Федерация); aliyasafina17@yandex.ru

EDUCATIONAL AND PEDAGOGICAL WORK OF MUZAFAR MUSHTARIEV (ON OCCASION OF THE 155th ANNIVERSARY)

A.M. Safina

Sh.Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences

Kazan, Russian Federation

aliyasafina17@yandex.ru

The heritage of educators at the turn of the 19th-21st centuries is one of the important trends in contemporary historical research. The main area of their educational work was the reform of the educational system. Muzafar Mushtariev occupies a special place among the Tatar pedagogy educators. He dedicated his life to sharing the best ideas and knowledge.

For various reasons, educator M. Mushtariev's contribution has not been thoroughly and sufficiently studied. The presented paper assesses the educational and pedagogical activities of M. Mushtariev and highlihts his pedagogical contribution to the development of the Tatar national educational system in late 19th - early 20th centuries in Russia and other foreign countries.

Based upon data from the archival documents of the National Archive of the Republic Tatarstan fund and various research articles, pedagogical and educational work of the scholar has been examined in detail.

Keywords: educator, Russian-Tatar school, teacher, pedagogical work, training, boys school, girls school, Tatar language, Russian language, education.

For citation: Safina A.M. Educational and pedagogical work of Muzafar Mush-tariev (on occasion of the 155th anniversary). Istoricheskaya etnologiya - Historical Ethnology, 2018, vol. 3, no. 2, pp. 312-318. DOI: 10.22378/he.2018-3-2.312-318

REFERENCES

1. Marzhani Sh. Mostafadel-ehbarfiehvali Kazan ve Bolgar. Kazan, Tatar. kit. neshr., 1989. 415 p. (Marzhani Sh. A fount of information about the affairs of Kazan and Bulgar. Kazan, Tatar Book Publ. House, 1989. 415 p. (in Tatar)

2. NA RT [The National Archive of the Republic of Tatarstan (NA RT)]. F. 160. S. 1. F. 669. (In Russian)

3. Gimazova R., BiktimirovaT. Mozaffar Moshterige - 150 yil. [Muzafar Mush-tariev - 150 years old]. Gasyrlar Avazy - Ekho Vekov - The Echo of Centuries, 2013, no. 1/2, pp. 137-153. (In Tatar)

4. NA RT. F. R-262. S. 2. F. 70, p. 3. (in Russian)

5. Khakimova R. Mushtariev Muzafar Tazetdinovich [Mushtariev Muzafar Tazetdinovich]. Geroitryda Tatarii. 1920-1938 gg.: dokumentalnyye ocherki. [Tatarstan Heroes of Labor. 1920-1938: documentary essays]. Kazan, Tatar. book Publ. House, 1974, pp. 196-198. (in Russian)

6. Moshteriev M. Elifba kitaplarina tenkiyt [Criticism of the alphabet]. Bayanelkhak, November 15, 1909. (in Tatar)

7. Moshteriev M. Magarif sistemasin uzgertu turinda [On the change of the education system]. Magarif, 1929, no. 5, pp. 81-82. (in Tatar)

8. Tatarskaya entsiklopediya. [Tatar Encyclopedia]. In 5 volumes. V. 4. Kazan, Institute of the Tatar Encyclopedia Publ., 2008. 766 p. (in Russian)

About the author: Aliya M. Safina is a Candidate of Science (Philology), Research Fellow, the Center of History and Theory of National Education, Sh. Maijani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences (7 A, Baturin St., Kazan 420111, Russian Federation); aliyasafina17@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.