президент Буш апеллирует к этим событиям, подчеркивая, что он — новый мессия, и в его силах не допустить повторения этих событий в новом мире, пережившем катастрофу: Bush used images from the World Trade Center's smoldering wreckage in his first re-election TV commercials last week, and refused to retreat when critics called them crass exploitation of those killed in the attacks (USA Today, March 14, 2004).
Итак, мифологема «МЕССИЯ» искажается и преломляется в языковом сознании американцев. Возникает новый образ воина и судии, призванного изменить мир и покорить или уничтожить неправедные народы. Именно об этой миссии США открыто заявляет президент Буш в одном из последних выступлений: "America is a nation with a mission, " Bush said. "We're called to fight terrorism around the world, and we're waging that fight. As freedom's home and freedom's defender, we are called to expand the realm of human liberty, and by our actions in Afghanistan and Iraq, more than 50 million people have been liberated from tyranny" (USA Today, March 14, 2004).
Ю. Е. Кравченко
ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА
Психология искусства представляет собой сложную область для исследования. Это связано с трудностями в определении самого искусства, его предмета, критериев и функций. Поэтому исследования искусства в психологии, выступающей в данной области прикладной дисциплиной, долгое время проводились в рамках психологии восприятия, психологии творчества, психологии способностей, психологии развития и т. д. При этом изучалась не специфика взаимодействия человека с произведением искусства, а творческие процессы авторов, процессы восприятия у зрителей, проективные возможности использования текста, в том числе художественного, роль заимствованных из области искусства форм деятельности в психотерапии и т. п.
Для того чтобы избежать подобной ситуации, с одной стороны, и исследовательской субъективности — с другой, Л.С. Выготский в своей работе «Психология искусства» предлагает в качестве психологического предмета исследования в искусстве рассматривать механизмы воздействия, содержащиеся в структуре художественного произведения и порождающие характерный для него эмоциональный эффект. Методом такого исследования становится анализ художественных произведений и экспериментирование с объективно регистрируемыми элементами их устройства [1].
Выделенные таким образом компоненты художественной структуры представляются теперь очень неопределенными, неконкретными. Они могут быть установлены в произведении на разных уровнях, и само их выделение малообоснованно, вследствие чего возникают сомнения в надежности получаемых данных, устойчивости результатов при повторном анализе другим исследователем. Однако сам подход — выделение в произведении общих компонентов структуры, характерных исключительно для художественного объекта, обладает определенной эвристической ценностью для понимания очевидных и для выявления новых, более тонких эффектов, порождаемых произведением.
Поэтому в ходе собственной экспериментальной работы мы поставили целью повторить исследование Л.С. Выготского, выделив на основании «Психологии искусства» тот набор критериев, который использовался им для анализа литературных произведений.
Для этого мы зафиксировали все моменты устройства литературных произведений, на которых останавливается Л.С. Выготский, и попытались установить набор значений, который соответствовал каждому из обсуждаемых структурных элементов произведения. Этот набор значений устанавливался по контексту рассуждений, а также из примеров, в большом количестве приводимых в тексте. Для определения полученного набора значений использовался ряд методов лингвистического анализа текста [2]. Таким образом, нам удалось сформулировать 5 признаков, специфических, согласно Л.С. Выготскому, для художественного литературного текста. Они состоят в следующем:
1. Наличие в структуре произведения элементов, относящихся к центральному персонажу или событию произведения, противопоставленных по эмоционально-оценочным характеристикам и принадлежащих к разным уровням организации текста. Л.С. Выготский подчеркивает последнюю особенность, называя эти составляющие художественной структуры эмоцией содержания и эмоцией формы. Эти эмоции могут быть прямо названы автором или заданы через описание соответствующих узнаваемых состояний. Они могут быть также переданы как несоответствие смыслового содержания характеристикам художественной формы, например, повествование о тяжелых переживаниях в неподобающе легком или быстром темпе, не позволяющем остановиться и прочувствовать всю тяжесть момента.
2. Развитие обеих эмоций в произведении. Под развитием понимается изменение в направлении прояснения эмоционального содержания, увеличения интенсивности переживаемых эмоций, прояснения их единства и несовместимости. Развитие осуществляется в произведении таким образом, что изменение одной из несовместимых эмоций
является одновременно шагом в развитии второй эмоции, что и приводит к усилению и прояснению конфликта между ними.
3. Наличие точки столкновения аффективных линий. Это место в произведении, в котором несовместимые переживания, образующие конфликт произведения, выражаются с помощью одних и тех же структур текста. Это может быть отдельное слово, как показывает разбор Л.С. Выготским басни «Стрекоза и муравей». В ней точкой столкновения является слово «попляши», которое употреблено одновременно в значении «иди, продолжай веселиться», и «уходи, пожинай плоды своего труда — умри». Активизация обоих значений в одном слове провоцирует внутренний конфликт между ними в сознании читателя, связанный с однозначно позитивной и негативной эмоциональной окраской разных действий, предлагаемых посредством одного слова. Выготский называет это столкновение «катастрофой» или «шпилькой» произведения. Это «заключительное место, в котором объединяются оба плана в одном акте, действии или фразе, обнажая свою противоположность, доводя противоречия до апогея и вместе с тем разряжая двойственность чувств» [1, с. 174].
Точка столкновения аффективных линий может быть представлена и не отдельным словом. В басне «Ягненок и волк» ягненок опровергает все обвинения волка и тем самым побеждает его в споре. «Чем сильнее правота ягненка, которая, казалось бы, должна его отодвигать, отдалять от смерти, тем сильнее, напротив, близость смерти», так как она обнажает истинные причины обвинений и нападок волка [1, с. 173].
Другими словами, эмоциональное столкновение можно описать как наличие в произведении такого эпизода, в котором сталкиваются два противоположенных по эмоциональному тонусу контекста. Это столкновение строится посредством актуализации обоих контекстов с помощью элемента, входящего в каждый из них, например слова с несколькими значениями, персонажа, обладающего характеристиками, отсылающими к обоим контекстам одновременно, и т. п.
4. Согласно Л.С. Выготскому, столкновение аффективных линий дает мгновенную разрядку накопленному ими напряжению. Эта разрядка создает эффект законченности произведения. В этом месте понятно, что произведение закончено, хотя ход действия, возможно, подразумевает продолжение или даже представляет собой кульминацию некоторого описываемого события, как в басне «Ягненок и волк».
Таким образом, важна не содержательная законченность сюжета, а завершенность катарсической структуры произведения. В столкновении двух эмоциональных планов произведения «происходит как бы короткое замыкание двух противоположных токов, в котором самое противоречие это взрывается, сгорает и разрешается» [1, с. 174]. Та-
кая завершенность структуры произведения, дающая ему границы, выступает последним, четвертым критерием и выражает совершившийся катарсис.
5. Последовательность, в которой перечислены данные элементы художественной структуры произведения, также является неотъемлемым признаком этой структуры, так как нарушение этой последовательности должно не только разрушить катарсический эффект, но в принципе не предполагалось Л. С. Выготским как возможное.
Перечисленные признаки художественного произведения, несмотря на уточнение, не свободны от уже называвшихся недостатков. Они плохо операционализированы, поэтому неоднозначно, с большой долей субъективности устанавливаются на конкретном художественном содержании. Это выражается в том, что в качестве основных структурных элементов, отличающих художественное произведение, можно одинаково правомерно указывать на самые разные явления в тексте; что отсутствуют средства однозначной интерпретации этих явлений; помимо простой фиксации в структуре произведения отсутствует возможность качественного рассмотрения их особенностей.
Однако так как выделенные особенности структуры художественного произведения рассматриваются Л.С. Выготским только с точки зрения необходимости их наличия в конкретном тексте, как показатель его принадлежности к некоторой группе носителей аналогичного признака, они могут применяться для этих целей в качестве критерия. Исходя из того, что данные особенности построения текста были установлены на материале литературных художественных произведений, Л.С. Выготский делает вывод о том, что они отражают специфику искусства вообще, применяя те же критерии к живописи, архитектуре, поэзии. Однако при этом он не сравнивает по данному критерию художественные и нехудожественные тексты, а значит, упускает из виду возможность того, что данные структурные особенности могут характеризовать собой некоторые более общие закономерности построения литературного текста.
Повторяя работу по анализу художественных текстов, проделанную Л.С. Выготским, мы хотели проверить, насколько специфично наличие рассматриваемых автором «Психологии искусства» особенностей структуры произведения именно для искусства. Для этого мы применили перечисленные выше критерии к подборке, содержащей художественные и нехудожественные тексты.
Собственная проблема, которую мы ставим в данном исследовании, касается развития эстетической реакции. Автор культурно -исторического подхода, предлагавший все явления рассматривать в развитии, при анализе эстетической реакции не рассматривает ее онтогенетического становления. Между тем такое исследование могло
бы пролить свет на особенности функционирования выделенной Л.С. Выготским структуры литературного произведения.
Гипотеза нашего исследования состоит в том, что в процессе развития структуры авторского произведения, выстраиваемого как художественное, происходит постепенное становление катарсической структуры произведения посредством добавления к первоначально оформленному сюжету перечислявшихся элементов этой структуры в том порядке, в котором они актуализируются в процессе осуществления эстетической реакции.
В качестве альтернативы данной гипотезе могут выступать иные способы осуществления процесса развития, например, революционное появление катарсической структуры в стихотворении. В этом случае выборка четко разделится на две группы: в одну попадут произведения, реализующие упомянутую в гипотезе структуру, в другую — не имеющие ни одного общего с ней элемента.
Второй альтернативой может быть такое развитие, в котором все предложенные элементы катарсической структуры произведения присутствуют в нем с самого начала, но меняются способы их организации. Такой вариант развития может быть проявлен, если произведения разделятся по способам группировки одинаковых во всех случаях структурных элементов.
Для установления характера генетического становления художественной структуры произведения в творчестве автора мы составили подборку поэтических произведений и проанализировали наличие в ней описанных выше пяти структурных особенностей, установленных на основании анализа работы Л.С. Выготского. Поэтические произведения как материал исследования удобны тем, что изначально направлены на художественный эффект, хотя, с другой стороны, ранние стихотворения даже великих авторов не обладают самостоятельной художественной ценностью. Объектом нашего исследования стала структура эстетической реакции поэтического произведения, а предметом — особенности и формы ее становления в поэтическом тексте.
Объект исследования составили произведения тридцати авторов, подобранные следующим образом. Рассматривались стихотворения каждого автора в каждом возрасте с интервалом в год, начиная с самых первых сохранившихся произведений. При этом каждому возрасту должно было соответствовать не менее десяти стихотворений. Самым молодым авторам было 11 лет, самому взрослому 28 лет, средний возраст по выборке 23,8 года. Выбор возраста авторов был обусловлен нашим интересом к историческим аспектам возникновения выделенной Л.С. Выготским структуры художественного текста. Всего к рассмотрению было принято 1570 стихотворений.
Процедура исследования
Стихотворения и работы художников классифицировались в зависимости от наличия в их структуре перечисленных выше элементов, конституирующих художественное произведение. Оценка производилась двумя экспертами. Спорные случаи выносились на совместное обсуждение и классифицировались на основе совместного решения. Разделение производилось на три группы: 1 — включающая стихотворения, содержащие все искомые структурные компоненты; 2 — не содержащая ни одного из компонентов анализа; 3 — смешанная группа, содержащая только некоторую часть элементов катарсиче-ской структуры произведения. После этого подсчитывалось количество стихотворений в каждой группе, вычислялся средний возраст авторов для каждой группы стихотворений.
Критерием попадания стихотворения в первую группу было согласие обоих экспертов о наличии в нем всех перечисленных выше особенностей художественного стихотворения, на которые указывает Л. С. Выготский. Во вторую группу попадали стихотворения, в которых не было возможности зафиксировать искомую структуру — в которых отсутствовали три и более структурных элемента (поскольку пятый необходимый элемент художественной структуры представляет собой условие, требующее соблюдения определенной последовательности звеньев художественной структуры произведения, то при отсутствии трех любых компонентов этой структуры он исчезает автоматически — невозможно построить последовательность из одного элемента) (из пяти) или не соблюдалась необходимая последовательность элементов (нарушено условие №5). В последнюю группу попадали стихотворения, в которых присутствовали хотя бы три элемента из пяти, при условии, что соблюдается необходимая их последовательность.
Результаты исследования
Художественные произведения — стихотворения, а также работы художников разделились в процессе анализа на три группы. Первая группа включает в себя стихотворения, в которых выделенная Л. С. Выготским структура художественного произведения отсутствует. Стихотворения другой группы содержат в себе полноценную структуру эстетической реакции, даже если авторские средства выражения этой структуры — средства формы и содержания — еще недостаточно богаты и развиты. Последняя группа стихотворений представляет собой воспроизведение внешних признаков структуры художественного произведения, содержит ее в искаженном виде.
Последняя группа представляет собой наибольший интерес для качественного анализа. Количественное отношение объектов, составивших эту промежуточную группу, к общему количеству стихотворений составило 48,7%. Тот факт, что почти половина стихотворений в выборке не может быть отнесена ни к группе, реализующей необхо-
димый набор критериев, ни к группе альтернативной, свидетельствует о длительности и этапности процесса формирования катарсической структуры произведения в стихотворениях начинающих авторов и исключает возможность ее одномоментного возникновения.
С целью установления факта наличия или отсутствия закономерной последовательности в появлении элементов катарсической структуры в творчестве молодых поэтов мы сравнили три получившиеся группы стихотворений по среднему возрасту авторов.
Хронологически стихотворения расположились в следующей последовательности: стихотворения, не содержащие элементов катарси-ческой структуры, оказались наиболее ранними; стихотворения, составившие промежуточную группу, относились к более позднему возрасту; стихотворения, реализующие катарсическую структуру, были написаны в наиболее зрелом возрасте. Мы проверили эту закономерность на индивидуальных стихотворных циклах, в результате чего у каждого автора в нашей выборке была установлена та же последовательность стихотворений — от не содержащих элементов ка-тарсической структуры, через ее искажение, к реализации полноценной катарсической структуры в произведениях тех авторов, которые на момент проведения исследования дошли до этой стадии в развитии творчества.
В соответствии с этими данными три полученные группы стихотворений предварительно можно интерпретировать как срезы, отражающие отдельные этапы становления катарсической структуры стихотворения, которые условно можно назвать докатарсическим, неполным и катарсическим периодом. Однако для прямого подтверждения такой интерпретации необходимо было обнаружить преемственность в изменении элементов каждого из этапов при переходе на новый уровень. С этой целью кратко рассмотрим сами этапы.
В «докатарсических» стихотворениях мы можем найти элементы, свидетельствующие о стремлении автора передать эмоциональное состояние, но только одно (элемент 1, искажен), и даже усилить это переживание к концу стихотворения, что соответствует критерию развития в той его части, которая касается изменения в направлении прояснения переживания и увеличения его интенсивности (элемент 2, искажен). Таким образом, в стихотворениях этого типа мы можем зафиксировать два критерия из пяти, а их искажения препятствуют самой возможности проявления последующих критериев, связанных со столкновением противоположных эмоций и разрешением эмоционального конфликта. Более подробную характеристику стихотворений этой группы см. в приложении 1.
Анализ структуры стихотворений, вошедших во вторую группу, показал наличие во всех стихотворениях данной группы элементов катарсической структуры, установленных Л.С. Выготским. Наруше-
ния, заставившие тем не менее выделить эти стихотворения в отдельную группу, были связаны с искажением самих элементов, хотя ни разу не коснулись порядка расположения элементов или пропуска хотя бы одного из них (условие 5).
Стихотворения этой группы содержат элементы, связанные с противоположными эмоционально-оценочными представлениями (элемент 1), процесс развития этого противоречия (элемент 2), момент прямого столкновения противоположных эмоциональных тенденций (элемент 3), искажаемого тем, что изначальный конфликт строится с задействованием только одного структурного уровня произведения, а именно смыслового, вследствие чего эмоциональное разрешение конфликта — катарсис (элемент 4, искажен) подменяется рациональным решением ситуационного, но не эмоционального конфликта. Последовательность актуализации элементов структуры не нарушается, что реализует без искажений последний из используемых нами критериев. Подробнее результаты анализа данного типа стихотворений см. в приложении 2.
Основное искажение катарсической структуры в стихотворениях данного типа происходит вследствие одноуровневости эмоционального конфликта, реализуемого средствами одного лишь смыслового содержания стихотворения. Стихотворения данной группы, особенно оточенные с точки зрения формы, подчас производят на читателя даже более сильное впечатление, чем стихотворения, содержащие полноценную катарсическую структуру. Однако прямое столкновение противоположных тенденций конфликта только на смысловом уровне разрешает содержательное противоречие, но не устраняет эмоционального напряжения, связанного с тем, что разумное решение не всегда является внутренне приемлемым, не всегда дается легко, так как его реализация может быть связана с негативным самоощущением. А так как конфликт изначально строился как аффективное противоречие, то замена его разрешения на решение соответствующего смыслового противоречия порождает в более чутком читателе ощущение обмана, подделки, куклы, подменяющей истинное разрешение конфликта только отчасти приемлемым суррогатом. Когда читаешь такое стихотворение, кажется, что по каким-то причинам упускаешь, не можешь уловить нечто важное, конституирующее, «не попадаешь в смысл», но на самом деле в стихотворениях данного типа искомого таким образом разрешения просто нет.
Третья группа стихотворений представляет собой класс произведений, полностью удовлетворяющих изложенным в «Психологии искусства» представлениям о художественном произведении.
Важным для подтверждения гипотезы результатом было то, что при любых искажениях приведенных нами критериев никогда не искажалась последовательность их возникновения в произведении.
Элементы катарсической структуры возникали всегда в описанной последовательности и в отдельных стихотворениях, и в циклах стихотворений одного и того же автора. Таким образом, мы зафиксировали постепенное достроение элементов катарсической структуры произведения в процессе возрастного развития авторов, и на этом основании принимаем интерпретацию полученных нами групп стихотворений как срезов, фиксирующих процесс становления катарсической структуры стихотворения.
Выводы
Усложнение структуры в процессе возрастного развития автора, которое можно зафиксировать как насыщение ее авторскими приемами подачи и оформления содержания произведения, сопровождается увеличением количества элементов художественной структуры произведения. Эти элементы возникают в творчестве автора в порядке, совпадающем с последовательностью, развернуто реализуемой в произведениях литературного искусства. На этом основании мы заключаем, что данные признаки хотя и не могут служить достаточным отличительным критерием художественного явления вообще, тем не менее отражают существенные моменты процесса формирования авторской компетентности.
Литература
1. Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1997.
2. Лотман Ю. — М. Анализ поэтического текста. — Л., 1972.
3. Кривцун О. А. Психология искусства. — М., 2000.
Е.В. Лукашевич ПРИНЦИПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ КОНЦЕПТА
В процессе моделирования концепта, на наш взгляд, исследователь вправе самостоятельно избирать и ограничивать параметры модели, так как получаемая на выходе когнитивная модель — это всегда одна из «версий», интерпретаций. Акцентируем принципы, положенные в основу разрабатываемой нами модели концепта: 1) необходимость последовательного разграничения концепта как психического явления и модели концепта — конструкта; 2) когнитивные модели, закрепляющие результат познания, должны в той или иной мере проявляться в языковом материале; 3) структура концепта, основывающаяся на соотношении стабильных и нестабильных компонентов в различные временные отрезки;