Научная статья на тему 'Этапы становления энигматических жанров в русской поэзии'

Этапы становления энигматических жанров в русской поэзии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
105
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНАЯ СТИХОТВОРНАЯ ЗАГАДКА / ЭНИГМАТИЧЕСКИЙ ЖАНР / ФОЛЬКЛОРНАЯ ТРАДИЦИЯ / ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ / КОГНИТИВНАЯ КАРТИНА МИРА / ЯЗЫКОВАЯ ИГРА / LITERARY POETIC RIDDLE / ENIGMATIC GENRE / FOLK TRADITION / WESTERN EUROPEAN TRADITION / COGNITIVE PICTURE OF THE WORLD / LANGUAGE GAME

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Струкова Т.В.

В статье дается характеристика основных этапов становления энигматических жанров в русской поэзии XVIII-XX вв., в которых нашла отражение как когнитивная, так и языковая картина мира. В разные периоды своего развития энигматические жанры выполняли определенные функции: просветительскую, дидактическую, познавательно-эвристическую, игровую, развлекательную.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF FORMATION OF ENIGMATIC GENRES IN RUSSIAN POETRY

The article gives a description of the main stages of the formation of enigmatic genres of Russian poetry of the 18th-20th centuries, which reflected both the cognitive and linguistic picture of the world. In different periods of its development enigmatic genres to perform certain functions: educational, didactic, cognitive and heuristic, games, entertainment.

Текст научной работы на тему «Этапы становления энигматических жанров в русской поэзии»

10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 10.01.01 - RUSSIAN LITERATURE (PHILOLOGICAL SCIENCES), 10.01.03 - LITERATURE OF THE PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (WITH INDICATION OF SPECIFIC LITERATURE) (PHILOLOGICAL SCIENCES)

УДК 82-1/29 СТРУКОВА Т.В.

кандидат филологических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Орловский государственный институт культуры E-mail: tatynassss@mail.ru

UDC 82-1/29 STRUKOVA T.V.

Candidate of Philology, Associate Professor, Department of Foreign languages, Orel State Institute of Culture E-mail: tatynassss@mail.ru

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЭНИГМАТИЧЕСКИХ ЖАНРОВ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ STAGES OF FORMATION OF ENIGMATIC GENRES IN RUSSIAN POETRY

В статье дается характеристика основных этапов становления энигматических жанров в русской поэзии XVIII-XX вв., в которых нашла отражение как когнитивная, так и языковая картина мира. В разные периоды своего развития энигматические жанры выполняли определенные функции: просветительскую, дидактическую, познавательно-эвристическую, игровую, развлекательную.

Ключевые слова: литературная стихотворная загадка, энигматический жанр, фольклорная традиция, западноевропейская традиция, когнитивная картина мира, языковая игра.

The article gives a description of the main stages of the formation of enigmatic genres of Russian poetry of the 18th-20th centuries, which reflected both the cognitive and linguistic picture of the world. In different periods of its development enigmatic genres to perform certain functions: educational, didactic, cognitive and heuristic, games, entertainment.

Keywords: literary poetic riddle, enigmatic genre, folk tradition, Western European tradition, cognitive picture of the world, language game.

Жанр литературной стихотворной загадки зарождается в России в середине XVIII века и сразу же обретает большую популярность. Вторую половину XVIII столетия по праву можно назвать начальным периодом становления жанра, поскольку к загадкам в это время обратились многие поэты, активно осваивавшие новые жанровые формы: А.Д. Байбаков (Аполлос), И.Ф. Богданович, Г.Р. Державин, А.И. Дубровский, П.М. Карабанов, Н.А. Львов, В.И. Майков, Н.П. Осипов, М.И. Попов, А.А. Ржевский, А.П. Сумароков, М.В. Сушков, П.И. Фонвизин, М.М. Херасков, Н.М. Яновский и др. Наряду с апробацией разнообразных поэтических форм, они занимались плодотворной переводческой деятельностью, изучением творчества зарубежных авторов. Влияние западноевропейского классицизма на русскую литературу XVIII века неоднократно отмечалось в литературоведении (Г. А. Гуковский, Н.Д. Кочеткова, Г.П. Макогоненко и др.). Вместе с тем исследователями совершенно справедливо замечено, что переоценивать его роль и воздействие на русскую словесность было бы неправильно. «В эпоху Елизаветы и Екатерины, - писал Г. А. Гуковский, - русская поэзия обратилась к чужим литературам, чтобы на восприятии чужого материала научиться строить свое, отличное от воспринятого. Переводы наводнили ее. При этом учились у всех, кто мог дать пригодный материал. Многое взяли у французов, но вместе с тем брали и у немцев, и у итальянцев, и у англичан, и, в особенности, у древних» [2, с. 40]. Обращает внимание, что советский исследователь, констатируя воздей-

ствие западноевропейского классицизма на русскую словесность, в то же время подчеркивает особый статус памятников древнерусской литературы, переданных современникам Ломоносова и Тредиаковского еще XVII веком и Петровской эпохой [2, с. 41].

При этом большинство лирических жанров, разрабатывавшихся поэтами-классицистами, вовсе не были новыми: какие-то из них существовали в фольклоре и в силлабической поэзии, с другими - русские авторы знакомились посредством изучения античной и европейской поэзии. Вместе с тем русским литераторам XVIII века предстояло разработать собственную систему жанров, представив их отечественные образцы [6].

Этапы становления энигматических жанров в русской поэзии позволяет проследить обзор литературных периодических изданий, а также публикаций авторских сборников загадок. Первые литературные стихотворные загадки появились на страницах журнала «Ежемесячные сочинения» (позднее «Сочинения к пользе и увеселению служащие») в 1755-1758 гг., а их авторами выступили А.И.Дубровский1, А.П. Сумароков2 и М.М. Херасков3, которых по праву можно назвать основоположниками жанра русской литературной стихотворной загадки. Большой вклад в разработку жанра внес А.А. Ржевский, загадки которого были напечатаны в начале 1760-х годов в журналах «Полезное увеселение» и «Свободные часы».

Необходимо отметить, что первая попытка собрать в рамках одного издания загадки вышеназванных поэтов XVIII века была предпринята Николаем Кургановым

© Струкова Т. В. © Strukova T.V.

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (82), 2019 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 82. 2019

в его знаменитом «Письмовнике», выдержавшем 18 изданий (с 1769 по 1837 гг.) и ставшем, по сути, первой литературной хрестоматией и учебным пособием, что подчеркивалось автором в самом названии книги -«Российская универсальная грамматика, или Всеобщее письмословие, предлагающее легчайший способ основательного учения русскому языку с седмью присовокуплениями разных учебных и полезнозабавных вещей»4. Больший интерес в рамках данного исследования представляет раздел «Разные стихотворства», в который Курганов включил 35 стихотворных загадок разнообразной тематики и содержания. Как и в периодических изданиях, поэтические тексты были опубликованы им без указания фамилии авторов и без отгадок.

Литературное происхождение этих загадок подчеркивал еще И.А. Худяков: «Другого рода загадки были помещены Кургановым в его письмовнике; они резко отличаются от загадок «Беседы» («Беседы трех святителей» - Т.С.) и от народных...» [8, с. 399]. Наряду с этим исследователь и собиратель русского фольклора обращает внимание на процесс взаимовлияния художественной литературы и устного народного творчества и указывает, что некоторые литературные загадки проникли в народ и живут до сих пор. Кроме того И. А. Худяков указывает на сходство отдельных загадок «Письмовника» с немецкими фольклорными загадками [8, с. 401]. Данное обстоятельство подчеркивает тот факт, что в русских литературных стихотворных загадках прослеживается фольклорная и западноевропейская традиция5.

Во второй половине XVIII столетия литературные стихотворные загадки стали неотъемлемой частью таких журналов, как «Праздное время, в пользу употребленное», «Доброе намерение», «Вечера», «Лекарство от скуки и забот», «И то, и се», «Вечерняя заря», «Покоящийся трудолюбец», «Уединенный пошехонец», «Иртыш, превращающийся в Иппокрену», «Зеркало света», «Что-нибудь, еженедельное издание», «Растущий виноград», «Новые ежемесячные сочинения», «Дело от безделья или приятная забава», «Разные письменные материи», «Приятное и полезное препровождение времени», «Прохладные часы, или Аптека, врачующая от уныния» и других. Содержание и тематика загадок, их функциональное назначение определялось тенденцией изданий, их мировоззренческой направленностью. В указанный период загадка являлась дидактическим жанром, отражающим тенденции эпохи Просвещения, масонскую идеологию и христианское вероучение.

В 1780-1790-е годы в свет выходят авторские сборники загадок. Первым сборником русских литературных загадок стала книга В. А. Левшина «Загадки, служащие для невинного разделения праздного времени», опубликованная в 1773 г. при Императорском Московском университете. В нее вошли 110 прозаических загадок разных тематических циклов. Издание книги Левшина явилось большим стимулом для последующего развития жанра литературной загадки. Прозаические загадки писателя неоднократно становились объектом стихот-

ворных переложений поэтов, сотрудничавших в журналах «Лекарство от скуки и забот»6 и «Уединенный пошехонец»7, а также - поэта Андрея Байбакова (в монашестве - Аполлоса).

Вопрос о генезисе загадок В. Левшина неоднократно поднимался в литературоведении. По мнению В.А. Западова, загадки Левшина являются «книжными, литературными» и имеют иностранное происхождение [5, с. 277]. Иной точки зрения придерживается О.Н. Говоркова, которая полагает, что Левшин включил в свою книгу литературно и стилистически обработанные народные загадки [4, с. 4]. Подробное рассмотрение концептосферы загадок писателя показывает, что около половины его загадок, действительно, имеет фольклорную основу. К ним следует отнести загадки космогонической тематики, а также - загадки о предметах труда и быта, о человеке и частях его тела. Другая группа загадок автора посвящена изображению предметов и вещей, не свойственных крестьянскому быту (например, загадки о румянах, жемчуге, флейте, петарде, карете и пр.), а также — абстрактных понятиях (красота, любовь, сонное мечтание и пр.). Тематика этих загадок и их кодирующая часть отражают не столько национальную концептосферу, сколько когнитивную картину мира в представлении современного писателю дворянского общества и предназначены для читателя определенного социального статуса.

В 1781 г. в Университетской типографии Н.И. Новикова была напечатана книга А.Д. Байбакова (Аполлоса) «Увеселительные загадки со нравоучительными отгадками, состоящие в стихах». Художественной особенностью книги, как подчеркнуто в ее названии, является наличие стихотворных отгадок к загадкам, что указывает на их дидактическую направленность. Испытание догадливости и сообразительности оказывается на втором плане, уступая место морализаторству и лирическим отступлениям автора, в которых он размышляет об этико-философских категориях бытия.

Не менее значимым событием, оказавшим влияние на последующее развитие жанра русской литературной стихотворной загадки и ставшим художественной основой для адаптации этого жанра в поэзии для детского чтения, является публикация в 1790 году книги неизвестного автора «Сто и одна загадка»8. Все загадки, кроме одной, поэт сопроводил краткими стихотворными отгадками, поместив их в конце книги. Возможно, именно этим обстоятельством обусловлен выбор заглавия для книги: первые сто загадок приводятся с отгадками, и только одна последняя (сто первая) - дается без отгадки, поскольку она представляет собой акростих:

Здесь вс^хъ считается, помножь десяткомъ десять, А посл^ кь нимь еще одну меня придай: Гд^ будеть вс^хь числомъ, скажи, читатель, сколько, А я молчу о томь, ты самь то отгадай. Да в^рно, какь сочтешь, и я скажу что столько. Коль безь погрешности числомь нась сосчитаешь, А тамь меня легко и скоро отгадаешь [1, с. 64].

10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 10.01.01 - RUSSIAN LITERATURE (PHILOLOGICAL SCIENCES), 10.01.03 - LITERATURE OF THE PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (WITH INDICATION OF SPECIFIC LITERATURE) (PHILOLOGICAL SCIENCES)

Обращение поэта к форме акростиха указывает на тот факт, что литературная стихотворная загадка изначально сформировалась как жанр письменной речи. Акростишная загадка рассчитана, прежде всего, на зрительное восприятие художественного текста и исключает вариативность ее истолкования, тем самым обусловливая однозначность разгадки, что существенно отличает ее от загадки классического типа.

В 1790 году в свет выходит еще одна книга литературных загадок под названием «Отгадай - не скажу или любопытные загадки». Составитель включил в нее 20 стихотворных загадок разных по тематике и обьему. Все загадки автор сопроводил отгадками. В загадках изображаются первостихии мироздания, явления природы, растения, человек и части его тела, предметы повседневного обихода. Тематика и композиционная организация загадок указывают на то, что их автор руководствовался, главным образом, педагогическими установками, делая акцент на познавательно-эвристическом аспекте своих загадок.

В 1794 году появляется первый сборник загадок, предназначенный непосредственно для детской аудитории, что отражено в его заглавии «Детский гостинец, или четыреста девяносто девять загадок с ответами в стихах и прозе». Автор сопроводил сборник предисловием, в котором пояснил функциональное назначение энигматических текстов, подчеркнул их роль и значение в процессе обучения детей. По сути, издатель сформулировал воспитательную, развивающую и игровую специфику, присущую жанру загадки: «. надобно быть весьма разумну, чтобы уметь внушить им (детям - Т.С.) охоту к учению: для сего надобно заходить со всех сторон; надобно знать склонности дидяти и способности, надобно уметь делать в упражнениях разность, которая для них весьма приятна; одним словом, надобно учение представлять яко забаву, а не яко скучную должность»9. Утверждая, что загадки пробуждают в детях любопытство, активизируют фантазию, желание узнавать что-то новое, составитель сборника в то же время подчеркивает, что публикуемые им вопросы и загадки должны приносить не только удовольствие и служить средством развлечения, но также иметь нравоучительное значение. Данной идеологической установкой автора обусловлен подбор загадок. В книгу вошли не только фольклорные загадки предметно-бытовой (этологической) тематики, но и целый ряд философско-символических загадок, репрезентирующих абстрактные категории и понятия.

Второй этап развития энигматических жанров русской поэзии приходится на первую половину XIX века и связан с освоением и разработкой новых модификаций (разновидностей) энигматического дискурса. В первой четверти XIX столетия стали активно издаваться литературные журналы развлекательной и сентиментальной направленности, в которых печатались как оригинальные, так и переводные (преимущественно с французского языка) загадки, шарады, анаграммы, метаграммы, логогрифы, омонимы («Журнал для пользы и удовольствия», «Любитель словесности», «Журнал для детей

или приятное и полезное чтение для образования ума и сердца», «Модный вестник», «Благонамеренный», «Дамский журнал», ««Московский курьер» и др.).

В указанный период в свет выходят также авторские сборники загадок. И здесь следует сказать о книге В. Алферьева «Загадки на святки», изданной в 1831 году в Москве в типографии С. Селивановского. Автором книги были введены в литературный обиход такие новые энигматические жанры, как двойная шарада, шарада четверная, анаграмма-логогриф, логогриф смешанный, омоним-шарада, омоним-анаграмма. В указанных модификациях энигматического дискурса нашла отражение не только когнитивная, но и языковая картина мира современного автору общества. Именно с появлением этих жанров неотьемлемым компонентом кодирующей части становится языковая игра, как с формой, так и со смыслом. Создание энигматических образов в них включает в себя два уровня интерпретации: вербальный и когнитивный. Вербальный уровень в текстах шарады, анаграммы, логогрифа, омонима представлен языковым оформлением зашифрованного описания, на основе которого адресат выстраивает вербальный ответ. При этом вербальная форма импликации непосредственно связана с когнитивным уровнем мышления адресата и адресанта и является определяющей для расшифровки кодирующей части.

Третий этап становления энигматических жанров русской поэзии относится ко второй половине XIX века, и обусловлен расцветом детской публицистики. Наибольшее количество жанровых модификаций энигматического дискурса было создано поэтами, активно сотрудничавшими с изданиями для детей и юношества, - «Игрушечка», «Звездочка», «Подснежник», «Калейдоскоп», «Родник», «Задушевное слово», «Час досуга», «Детское чтение», «Библиотека для детского чтения» и мн. др. В журналы включались разнообразные ребусы, логические задачи, логогрифы, омонимы, омонимы-анаграммы, шарады, шарады в лицах, загадки-метаграммы, загадки-перестановки букв, анаграммы, народные загадки, а также стихотворные авторские загадки.

Начиная с 1860-х годов разделы «Загадки, шарады, ребусы, задачи», «Игры, задачи, загадки», «Смех на грех» становятся постоянными рубриками вышеназванных детских журналов, в которых печатались не только загадки известных поэтов того времени, но и загадки, сочиненные и придуманные самими читателями. Все это дает основание полагать, что во второй половине XIX века энигматические жанры закрепляются преимущественно в поэзии для детского чтения, а их функциональным назначением становится интеллектуальный тренинг, испытание догадливости и сообразительности, развитие ассоциативного мышления, а также развлечение и игра.

Наряду с этим в конце XIX столетия продолжают выходить в печать авторские сборники загадок, шарад, анаграмм, логогрифов и пр. Значительный вклад в разработку энигматического дискурса русской поэзии

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (82), 2019 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 82. 2019

внесли Н. Плисский, автор книги «Загадки» (1874), И.П. Деркачев, автор сборника «Забава всему приправа» (1884) и издатель книги загадок «Сфинкс» (1889). Творчество этих поэтов обогатило детскую литературу, представив новые образцы энигматических жанров и акцентировав внимание на их познавательной, обучающей и игровой направленности.

Отдельного внимания заслуживает книга загадок Н. Плисского, в предисловии к которой поэт определил функциональное назначение жанра загадки, сделав акцент на его познавательно-эвристической направленности: «я много раз убеждался в том, что задавать детям загадки очень полезно: это пробуждает в них и усиливает потом любознательность, сообразительность, находчивость и даже нередко... изощряет их ум», - заключает автор книги [7, с. 3-4].

Следует также отметить, что сборник загадок, по словам самого поэта, предназначен им в большей степени для взрослых, которые во время занятий с детьми станут для них наставниками и учителями: «по моему мнению, не следует давать детям этот сборник, а предлагать им лишь понемногу загадок из него, наводя их исподволь на решение тех, которые им будут непонятны» [7, 3-4]. Иными словами, поэт придавал жанру загадки особое педагогическое значение, поскольку процесс отгадывания загадок развивает у детей логическое и абстрактное мышление, умение сопоставлять различные объекты действительности.

На развитие жанра литературной загадки во второй половине XIX века также повлиял выход в свет двух сборников фольклорных загадок И.А. Худякова «Великорусские сказки. Великорусские загадки» (1860) и Д.Н. Садовникова «Загадки русского народа» (1876), которые знакомили читателей с энигматическим дискурсом устного народного творчества, раскрывали специфику национального самосознания и способы его воплощения в загадках.

Четвертый этап развития энигматических жанров русской поэзии относится к первой половине ХХ века - периоду, характеризующемуся возобновлением интереса к жанру классической загадки. Отдельного внимания заслуживают сборники загадок А. Шафранова «Голубиная книга» (1908) и П. Соловьевой «Разгадай-ка» (1910) и «Красное яичко» (с подзаголовком «Рассказы, сказки, стихи, картинки и загадки для маленьких детей» (1913). В творчестве этих поэтов отчетливо прослеживается следование фольклорной традиции, которая проявляется в активном употреблении приемов иносказательной выразительности (метафорической образности, перифрастических выра-

жений) и трансформированном описании объектов материального мира.

Фольклорные истоки прослеживаются также в загадках поэтов советского периода Л. Зилова, Е. Ильиной, С. Маршака, М. Пожаровой, К. Чуковского и др. Обращение авторов к жанру классической загадки было связано с новым этапом собирания и изучения народных загадок. Основополагающим в этом отношении стало издание сборника фольклорных загадок М.А. Рыбниковой (1932), в который вошло огромное количество загадок, собранных исследователем в различных регионах страны (Мценске, Архангельске, Томске, Сибири, Белоруссии). В книгу также были включены авторские загадки (раздел «Внефольклорный материал»). Публикация сборника Рыбниковой, а также собранный ею материал, наглядно отображает процесс взаимовлияния литературы и фольклора в первой половине ХХ века. Этот период характеризуется контаминацией литературных и фольклорных сюжетов.

Вместе с тем в первой половине ХХ столетия происходит дальнейшее развитие детской публицистики. На смену дореволюционным журналам («Юная Россия», «Родник») приходят новые советские журналы «Еж», «Чиж», «Мурзилка», «Дружные ребята», «Колхозные ребята», «Веселые картинки», авторы и издатели которых полагали, что в круг детского чтения должны входить не только серьезные книги, эффективно влияющие на развитие личности будущих строителей социалистического общества, но и произведения, имеющие развлекательную направленность. Именно таким жанром и стала загадка, изображающая предметы и объекты окружающего мира в необычном ракурсе и развивающая образно-ассоциативное мышление детей.

Вторая половина ХХ - начало XXI вв. знаменует собой пятый этап становления энигматических жанров. В этот период поэтические загадки для детей приобретают исключительно познавательную и развлекательную функцию, а их назначением становится обучение, воспитание и фонетическая игра. Современные литературные загадки для детей характеризуются особой спецификой построения кодирующей (описательной) части. В них практически отсутствует метафорическая образность, в связи с чем, поиск отгадки связан с прямым преобразованием имплицитного смысла. Наиболее распространенным типом становится загадка со звуковой рифмованной подсказкой. Среди авторов загадок следует назвать имена таких известных поэтов, как Владимир Борисов, Георгий Ладонщиков, Александр Мецгер, Андрей Парошин, Владимир Степанов, Евгения Хабарова, Валентина Черняева, Александр Шибаев и др.

Примечания

1 Загадки А.И. Дубровского были опубликованы в журнале анонимно. С указанием его фамилии они впервые были изданы в журнале «Опыт Воронежской губернской типографии» в 1798 г

2 Загадки А.П. Сумарокова в журнале также были напечатаны анонимно. Позднее они вошли в собрание сочинений поэта 1787 г

3 Загадки Хераскова были опубликованы с указанием инициалов поэта - М.Х.

4 Наряду с изложением грамматики русского языка, Курганов поместил в ней первое собрание русских пословиц (Присовокупление I); «краткие замысловатые повести» - анекдоты, шванки, фацеции, афоризмы и др. (Присовокупление II); учебные «разговоры» (Присовокупление IV); «Сбор разных стихотворств», явившийся первой печатной антологией русской поэзии, в которую вошли стихотворения М. В. Ломоносова, А.П. Сумарокова, В. К. Тредиаковского, М. М. Хераскова А. А. Ржевского, А. И. Дубровского, М. И. Попова и др. (Присовокупление V).

10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 10.01.01 - RUSSIAN LITERATURE (PHILOLOGICAL SCIENCES), 10.01.03 - LITERATURE OF THE PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (WITH INDICATION OF SPECIFIC LITERATURE) (PHILOLOGICAL SCIENCES)

5 На особый статус «Письмовника» Н. Курганова, а также на взаимное влияние книжности и фольклора обращает внимание А. Кирпичников, автор статьи в «Энциклопедическом словаре» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Исследователь называет «Письмовник» фактом «очень крупным и влиятельным» для русской литературы XVIII века и констатирует, что произведения, помещенные в нем, «переписывались в тетрадки, пересказывались и проникали в народную словесность». См. об этом: Кирпичников А. // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890-1907.

6 В частности, одна из 6 стихотворных загадок Н. М. Яновского, изданных в №23 за 1786 год.

7 В январском и мартовском номерах журнала за 1786 год было опубликовано 12 стихотворных загадок анонимных авторов, 5 из которых представляют собой стихотворные переложения прозаических загадок В. А. Левшина.

8 На титульном листе были напечатаны только инициалы - Г. Б.

9 Детский гостинец, или четыреста девяносто девять загадок с ответами в стихах и прозе, взятых как из древней, так и новейшей истории и из всех царств природы и собранных одним другом детей для их употребления и приятного препровождения времени». М., 1794. С. 3.

Библиографический список

1. Г.Б. Сто и одна загадка. М.: В Сенатской типографии у В. Окорокова. 1790.

2. Гуковский Г.А. Ранние работы по истории русской поэзии XVIII века. М., 2001.

3. Детский гостинец, или четыреста девяносто девять загадок с ответами в стихах и прозе, взятых как из древней, так и новейшей истории и из всех царств природы и собранных одним другом детей для их употребления и приятного препровождения времени». М., 1794.

4. Говоркова О. Н. Русская народная загадка: история собирания и изучения. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2004.

5. Западов А. В. Чулков // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941-1956. Т. IV: Литература XVIII века. Ч. 2. 1947.

6. КочетковаН.Д. Русская литература. Век XVIII. Лирика. М., 1990.

7. Плисский Н. Загадки. Кременчуг: Типография Зильберберга и Розенталя. 1894.

8. ХудяковИ.А. Великорусские сказки. Великорусские загадки. СПб., 2001.

References

1. G.B. One hundred and one riddle. M .: In the Senate printing house of V. Okorokov. 1790.

2. Gukovsky G.A. Early work about the history of Russian poetry of the XVIII century. M., 2001.

3. Detskiy gostinets, or four hundred and ninety-nine riddles with answers in verses and prose, taken from both ancient and modern history and from all the kingdoms of nature and children gathered by one friend for their use and pleasant passing of time. M., 1794.

4. Govorkova O.N. Russian folk riddle: the history of collecting and studying. Author. dis. ... Cand. filol. sciences. M., 2004.

5. ZapadovA.V. Chulkov // History of Russian Literature: In 10 t. / Academy of Sciences of the USSR. M .; L .: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1941-1956. T. IV: Literature of the XVIII century. Part 2. 1947.

6. KochetkovaN.D. Russian literature. Century XVIII. Lyrics. M., 1990.

7. PlisskiyN. Riddles. Kremenchug: Printing house of Zilberberg and Rosenthal. 1894.

8. KhudyakovI.A. Great Russian tales. Great Russian riddles. SPb., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.