Научная статья на тему 'Этапы становления академической музыкальной культуры в Енисейской губернии: вопросы периодизации'

Этапы становления академической музыкальной культуры в Енисейской губернии: вопросы периодизации Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
163
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПЕРИОДИЗАЦИЯ / КРАСНОЯРСК / ЕНИСЕЙСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ACADEMIC MUSICAL TRADITIONS / REGIONAL MUSICAL CULTURE / PERIODIZATION / KRASNOYARSK / YENISEI GUBERNIYA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Царёва Евгения Сергеевна

Статья посвящена краеугольной проблеме генезиса академической музыкальной культуры Енисейской губернии периодизации данного процесса. До настоящего времени не было создано научного труда, специально и комплексно освещающего историю музыкальной культуры Красноярья в годы существования Енисейской губернии (1825-1922) и предлагающего единую периодизацию развития академического искусства на территории этого крупнейшего отечественного региона. Безусловно, становление академических музыкальных традиций на берегах Енисея находилось в общем поле культурного развития России, вместе с тем уже изначально отличалось и своей спецификой. Немаловажно добавить, что эпохальные события в отечественной истории (войны, революции) влекли за собой изменения в музыкальной жизни всей страны, однако, их влияние на ситуацию в метрополии и в Сибири нередко отличалось. Кроме того, они часто выступали не рубежом, а импульсом к дальнейшим явным процессам, следовательно, надо принять во внимание, что рамки (границы) периодов могут носить условный и гибкий характер. Основываясь на архивных источниках, корпусе опубликованных работ и учитывая историко -краеведческие и музыкально-культурологические ракурсы исследования, предлагается вычленить следующие этапы, являющиеся по своей сути эволюционными стадиями, в процессе зарождения и становления академических музыкальных традиций в Енисейской губернии: догубернский (1607-1822); 1822 1870-е; 1880-е 1914; 1914-1925 гг. Каждый из них отличается доминированием конкретного явления или шире тенденции, выступающей «локомотивом» развития внутри этапа, и, одновременно, знаменует собой определенную веху и выход на новый уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Царёва Евгения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of the formation of academic musical culture in the Yenisei guberniya: the issues of periodization

The article is devoted to the key problem of the genesis of the academic musical culture of the Yenisei guberniya the periodization of this process. To date, no scientific work has been created that specifically and comprehensively illuminates the history of musical culture of Krasnoyarsk during the years of the Yenisei guberniya (1825-1922) and offers a single periodization of the development of academic art in the territory of this largest domestic region. Certainly, the formation of academic musical traditions on the banks of the Yenisei was in the general field of the cultural development of Russia, however, it was already initially distinguished by its specificity. It is important to add that epochal events in national history (wars, revolutions) entailed changes in the musical life of the whole country, however, their influence on the situation in the metropolis and in Siberia was often different. In addition, they often acted not as a frontier, but as an impulse for further explicit processes, therefore, one should take into account that the frames (boundaries) of periods can be conditional and flexible. On the basis of archival sources, the corpus of published works and taking into account the historical and local lore and cultural studies, it is proposed to isolate the following stages, which are essentially evolutionary stages, in the process of origin and formation of academic musical traditions in the Yenisei guberniya: pre-Gubernia (1607-1822); 1822-1870s; 1880s-1914; 1914-1925. Each of them is distinguished by the domination of a specific phenomenon or more broadly a trend, which acts as a “locomotive” of development within the stage, and at the same time marks a certain milestone and a new level.

Текст научной работы на тему «Этапы становления академической музыкальной культуры в Енисейской губернии: вопросы периодизации»

УДК 78

Е. С. Царёва

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ: ВОПРОСЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ1

нисейская губерния - крупнейший отечественный регион, включенный как единая целостность со своими универсалиями и особенностями в конгломерат сибирских земель. Ее время существования в статусе самостоятельной административно-территориальной структуры в составе Российского государства ограничивается 1822-1925 гг. Учреждение названной губернии было обязано деятельности сибирского генерал-губернатора Михаила Михайловича Сперанского (1819-1821). Он увидел огромный потенциал земель в естественных границах водного бассейна р. Енисей как единого экономического пространства и Красноярска в роли его столицы (подробнее см., например: [1]).

С 1925 г. и на протяжении почти десяти лет развитие Приенисейского края по многим направлениям, в том числе культурным, затормозилось. Енисейская губерния перестала существовать на карте, а ее территория вошла в учрежденный Сибирский край с центром в Новониколаевске (с 1926 г. Новосибирске). В 1930 г. огромный и трудно управляемый регион разделили на Западно-Сибирский (с центром в Новосибирске) и Восточно-Сибирский (со столицей Иркутском) края. Земли бывшей Енисейской губернии оказались расчлененными между ними2 [2, с. 74]. Только в 1934 г. с созданием Красноярского края -преемника Енисейской губернии в территориальном отношении - удалось восстановить исторические границы региона, вернуть ему прежнюю столицу (Красноярск) и былую целостность. Во многом сложение уникального сценария развития края, прерванное административными «исканиями», началось «заново», опираясь на ту платформу, которая сформировалась до 1925 г.

Енисейская губерния являлась предшественником Красноярского края не только в историческом, географическом, админис-

© Е. С. Царёва, 2019

тративном, экономическом планах, но и предтечей, колыбелью его музыкально-культурного облика. В означенный период (1822-1925) на берегах Енисея был запущен процесс формирования регионального варианта системы академического искусства с постепенным приращением и укреплением локальных составляющих, что в будущем обеспечило возможность сохранения и воспроизводства музыкальных ценностей, способность их функционирования в едином географическом ареале. До настоящего времени не было создано научного труда, специально и комплексно освещающего становление академической музыкальной культуры Красноярья в годы существования губернии. Представляется особо актуальным сфокусировать внимание на изучении музыкальной действительности Енисейской губернии, поскольку именно тогда в крае закладывался фундамент профессиональной музыкальной культуры, намечались векторы ее развития, которые во многом предопределили эволюционный «темпоритм» академического искусства Красноярья XX — начала XXI столетий.

Одним из краеугольных вопросов, связанных с анализом генезиса академических музыкальных традиций в Енисейской губернии, выступает периодизация исторического процесса. Несмотря на то, что учеными не ставилась и не решалась эта проблема в качестве отдельной задачи, среди опубликованного корпуса научных работ по сибирскому (и «прицельно» красноярскому) музыкальному краеведению существуют определенные подходы к осмыслению материала и членению его на этапы, которые нельзя не учитывать. Критерии периодизации могут быть различными, они зависят от конкретных целей и задач. Опираясь на корпус исторических источников, и принимая во внимание опыт исследователей [1, 4, 7, 11], предлагаем следующую периодизацию развития академической музыкальной культуры в Енисейской губернии.

Е

Процессы становления академических музыкальных традиций на берегах Енисея во многом протекали в русле единых российских тенденций, однако, еще до образования губернии демонстрируя общесибирские и собственные специфические черты. Трансплантируемая академическая музыкальная модель отличалась неравномерностью в локализации своих компонентов, развитие которых обладало разным «темпо-ритмом» и шло не параллельно. Например, долгое время центральное место в складывающемся региональном культурном варианте занимал блок исполнительства. Таким образом, важен поиск корреляции между элементами-подсистемами в локальной академической модели, необходимый для нахождения ведущих импульсов ее эволюции как целостной системы. В развертывании процессов становления академического искусства в Енисейской губернии вычленяются этапы, составляющие стадии эволюционного движения регионального культурного комплекса. Они характеризуются доминированием определенной тенденции, выступающей центральной и системообразующей, являющейся основным направлением, выстраивающим и структурирующим весь конгломерат музыкально-культурных событий каждой фазы вокруг своей оси3.

Во-первых, необходимо выделить ранний, подготовительный этап - от основания первого острога на Енисее (1607) [1, с. 19] до образования Енисейской губернии (1822). В этот длительный временной отрезок очерчивается, причем не формально, а по сути, абрис рассматриваемых территорий как одного из целостных регионов Российского государства, объединенного физи-ко-географическими параметрами, историческим прошлым, этнической, языковой, конфессиональной общностью пришлого населения (в количественном соотношении среди новых поселенцев доминировали русские), хозяйственно-экономическими контактами и зарождающимися культурными связями. Благодаря своему удачному на тот период географическому и транспортному положению, уверенно развивается Енисейск, занимая уже к концу XVII в. вторую позицию по величине и значимости в Сибири после Тобольска. Неоднократно получая высокий административный статус, он выступает столицей Приенисейского края, «собирая» земли бассейна реки сначала в границах Енисейского разряда (1676-

1708), а затем - Енисейской провинции (1719-1782) [Там же, с. 87-88]. С 1782 г. приенисейские территории, не учитывая уже сложившееся единство, искусственно «разрываются» между различными административно-территориальными образованиями, старейший центр края - Енисейск -становится периферийным городом.

На данном этапе в Приенисейский край проникали элементы европейской музыкальной культуры Нового времени в основном в музыкальных видах и жанрах, доминантных для российской действительности того периода - духовных и военных. Случайно и точечно в эти столетия на берегах Енисея оказывались носители общеевропейских светских традиций музицирования в числе ученых-путешественников, ссыльных, военнопленных, но неготовность культурной почвы препятствовала освоению и тем более «приживлению» новых знаний.

Следующий этап открывается конкретной датой в краеведении — 1822 г. - знаменующей учреждение Енисейской губернии. Регион, объединенный природно-климати-ческими факторами, общей историей, сформировавшимися за два предшествующих столетия социально-экономическими отношениями, транспортными связями и культурными контактами, после долгих лет «управленческих исканий» наконец закрепил единство и целостность своих территорий обоснованными административными границами. Новой столицей избирается Красноярск, занимающий стратегически важное срединное положение в крае и играющий роль мощного транспортного узла4. Этот момент является главной точкой отсчета в генезисе академической музыкальной культуры в регионе. Верхней границей периода выступают 1870-е гг.

На означенном этапе в Енисейской губернии активно запускаются процессы становления городской культуры с определенным набором художественных ценностей, потребностей и типом мышления у ее носителей. Присущие традиционной музыке на предшествующем историческом этапе единственные лидирующие позиции в формировании городской фоносферы утрачиваются, уступая авансцену новоевропейскому искусству. Данный период характеризуется зарождением видов светского музицирования, которые составят основу будущим собственно академическим формам.

Это время первых музыкальных собраний в домах пришлых дворян (ссыльнопоселенцев - декабристов и польских повстанцев, а также крупных чиновников), первых визитов профессиональных гастролирующих артистов, осознанного знакомства сибиряков с новыми традициями исполнительства, композиторства, музыкальной педагогики. Зарождающееся в эти годы светское любительское музицирование формирует первый локализованный компонент трансплантируемой системы нового искусства - исполнительство. Изначально оно получает распространение в домашнем «элитарном» кругу, но постепенно выходит за рамки «салонов» и утверждается на публичных площадках. В середине XIX столетия появляются театры в губернии - в Енисейске и Красноярске [3, с. 124-125]5. Начинается приобщение к некоторым легким жанрам музыкального театра (в основном водевилям), а также светской хоровой и оркестровой музыки, представленной в репертуаре военных коллективов.

Третий период обрамляется рубежом 1870-1880-х гг. и началом XX в. Этот этап ознаменован кульминационным пиком самоорганизационных культурных процессов, во многом обусловленным общероссийским социальным подъемом после либеральных реформ 1860-1870-х гг. и проявляющимся в широкой общественной творческой инициативе. В Енисейской губернии эти процессы протекали с известным региональным опозданием и стремлением «наверстать». Самоорганизация выступала ведущим эволюционным механизмом формирования академической музыкальной культуры, адаптируя ее к непростым условиям провинции. Общественная инициатива интеллигенции и активное участие предпринимателей в ее реализации вызвали в городах Енисейской губернии в этот период интенсивный рост числа социокультурных организаций. Однако системообразующая роль в зарождении и развитии локальной академической модели принадлежала появляющимся культурно-просветительным кружкам и обществам (при этом не всегда чисто музыкальным). Взаимодействуя между собой, они образовывали в губернии сеть добровольных некоммерческих союзов, и часто выходя широкой просветительной работой за рамки изначально поставленных в уставах задач, активно моделировали культурный ландшафт региона.

Прямое и определяющее воздействие на становление именно академических локальных традиций и сложение их в региональную систему в Енисейской губернии имели любительские музыкальные кружки и общества, включавшие представителей разных сословий. В Енисейской губернии они создавались с последней четверти XIX в. Это Музыкальный кружок (1882), который позже перерос в Общество любителей музыки и литературы (1886) в Красноярске, Театральный кружок конца 1870-х гг. и созданное на его базе в начале 1880-х гг. Литературно-музыкально-дра-матическое общество в Минусинске, Енисейское общество любителей музыки и литературы (1898), Кружок (1905), а затем Общество любителей драматического искусства, музыки и пения в Канске (1907) [12]. С их деятельностью связаны ключевые качественные изменения, обусловившие наступление новой эволюционной стадии в развитии региональной академической музыкальной системы. Это появление первого симфонического оркестра, светских хоров, камерно-инструментальных ансамблей, первые оперные постановки местными силами, опыты композиторского творчества, попытки учреждения музыкальных классов.

Рамками четвертого периода выступают конкретные хронологические границы, нижняя из которых связана с началом Первой мировой войны в 1914 г., а верхняя -с прекращением существования Енисейской губернии как самостоятельной административно-территориальной единицы в 1925 г. Этот период отмечен резкими социально-политическими катаклизмами -войнами (Первой мировой и Гражданской), революциями 1917 г., сменами государственного устройства, которые «накладываются» один на другой, размывая границы последствий каждого. На его примере отчетливо прослеживается разница влияний крупных событий общероссийского масштаба на культурную жизнь метрополии и сибирской периферии. В Енисейской губернии, глубоком тылу страны, в означенные годы на смену мерному и неторопливому эволюционному развертыванию приходят событийно-концентрированные решительные и революционные сдвиги, имеющие в своей удельной массе больше конструктивное и положительное влияние на формирование локальной музыкальной

академической системы, что, в свою очередь, обеспечивает выход региона на передовые культурные позиции в Сибири.

Данный противоречивый и сложный этап культурной летописи Енисейской губернии, при общей присущей ему социально-политической напряженности и беспрецедентной по прежним периферийным меркам скорости и насыщенности музыкальной жизни, демонстрирует неоднородность культуротворческих процессов, что дает основания разделить его на две фазы. Условным рубежом между ними выступает прочное закрепление большевиков в Красноярье в 1920 г. и вхождение региона в новое общероссийское советское пространство с иным административным режимом построения и управления системой музыкальной культуры.

Магистральной тенденцией первой фазы (1914-1919) стало уникальное массовое вливание в местную музыкальную жизнь миграционных потоков. На непродолжительный период Красноярье, в силу определенных исторических событий, становится культурным центром, «стягивающим» крупные творческие ресурсы, состоящие из русских и европейцев. Среди массива мигрантов находились музыканты с консерваторским образованием в числе пленных Первой мировой войны, беженцев, военных союзников Белого движения, гастролирующих артистов-эмигрантов. Активная практика «пришлых» мастеров, процессы интенсивного творческого взаимодействия европейцев и сибиряков значительно повлияли на эволюционное становление базовых блоков региональной академической модели, имевших к началу XX в. определенную степень «оформленно-сти» и готовность к осуществлению интег-ративной функции: инструментального (сольного, ансамблевого, камерно-оркестрового и симфонического), вокального и хорового исполнительства, музыкального образования, композиторского творчества, музыкальной критики, слушательской аудитории (подробнее см.: [11]).

Очередная смена общественно-политической и экономической формации в Красноярске в 1920 г. не стала четким рубежом в музыкальной истории региона. Происходившие культурные преобразования в начале 1920-х гг. опирались на сложившуюся платформу и очевидные достижения предыдущего этапа. Импульсы, обеспеченные

«пришлыми» творческими силами, имели прямые последствия в музыкальной культуре советского периода, к тому же и представители некоторых категорий мигрантов (военнопленные и беженцы) оставались и продуктивно работали в музыкальной сфере Енисейской губернии в течение первых лет новой власти. Это обеспечило пролонгацию уникально-насыщенных и продуктивных процессов распространения и укоренения академических музыкальных традиций в Красноярье, активизированных в годы Первой мировой и Гражданской войн.

Вторая фаза (1920-1925) периода ознаменована попыткой упорядочивания и стабилизации новой властью разнородных музыкальных явлений. Стержневой тенденцией становится профессионализация академического искусства на государственном уровне, продиктованная не столько стремлением к повышению качества, сколько принципами контроля, централизации и унификации в большевистском культурном строительстве. Профессионализация протекала во многом посредством повышения роли образования. В условиях складывавшейся обстановки в стране и в мире создание образовательных учреждений как фабрик собственных специалистов выступало приоритетной задачей региональных властей, причем осознание острой потребности в своих кадрах распространялось на все сферы жизни государства (не только на музыкальную). Открытая в Красноярске в 1920 г. Народная консерватория стала осевым и системообразующим элементом развития локальной музыкальной модели на данном этапе и в целом ключевым явлением в длительном сквозном процессе «укоренения» академических традиций на берегах Енисея. Несмотря на функционирование нового регионального административного органа -подотдела искусств, именно Народная консерватория выступила реальным центром, обладавшим необходимым пониманием того, что и как нужно делать, и главное -компетентными кадрами.

Небывалым подъемом были отмечены 1920—1921 гг. Происходил интенсивный рост числа учреждений и профессиональных творческих коллективов, наполнявших базовые блоки академической музыкальной системы - исполнительство и образование. По примеру столицы губернии проводилась работа и в ее уездах: в 1921 г. появились музыкальные школы в Канске

[5, с. 236] и Минусинске [9]. «Музыкальная успешность» этих лет являлась результатом взаимодействия стремлений и идей творческой интеллигенции с многократно увеличенной заинтересованностью и протекцией новой власти [11].

К сожалению, финансовый кризис, охвативший Советскую республику в начале 1920-х гг. и избрание новой экономической политики (НЭП), сводившей до минимума государственное внимание к учреждениям культуры и образования, повлекли за собой закрытие музыкальных школ в Канске и Минусинске в 1923 г. В Красноярске Народная консерватория в 1922 г., в рамках общей реформы, была реорганизована в музыкальный техникум и переведена на хозрасчет. При этом, однако, она еще более усилила свою функцию консолидирующего творческого центра губернии, не только не допустив распада сложившейся системы академического искусства, но и обеспечив некоторым элементам выход на вышестоящие позиции. Благодаря ее педагогам и студентам осуществлялись академические сольные выступления, симфонические

и хоровые концерты, оперные постановки, издавались критические обзоры на страницах местной печати, было положено начало красноярским музыкально-краеведческим исследованиям [10].

Организация профессионального музыкального образования выступает необходимым условием успешного освоения академической модели на новых географических территориях, формирования «жизнеспособной» локальной системы, отвечающей региональной специфике. Посредством музыкальных учебных учреждений некогда новые, «чужие» традиции, становятся по-настоящему «своими», обеспечивается их сохранение, трансляция, преемственность и воспроизводство в регионе. Данный этап, хронологически завершающий музыкальную летопись Енисейской губернии, является эволюционным прорывом всего предшествующего процесса проникновения академических традиций на эти земли и одновременно новой платформой, заключающей в себе необходимый потенциал для их дальнейшего комплексного и главное сбалансированного развития в регионе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, Правительства Красноярского края, Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности в рамках научного проекта №17-14-24006.

2 Ачинский и Минусинский округа, а также образованный в 1923 г. в границах губернии Хакасский уезд вошли в состав Западно-Сибирского края, а Красноярский, Канский, Енисейский округа - в Восточно-Сибирский [2, с. 74].

3 Некоторые предложения по периодизации красноярского краеведческого материала и мысль о его рубрикации согласно доминантным и периферийным явлениям каждого этапа, нашедшие отражения в данной работе, были высказаны доктором искусствоведения, профессором Б. А. Шиндиным автору статьи в личной беседе.

4 Крупнейшая сухопутная артерия страны -Московско-Сибирский тракт, чье строительство началось в 1720-е гг., изначально проходила через Енисейск. Однако с постепенным освоением южных приенисейских территорий ее направление поменялось.

В конце XVIII - начале XIX в. трасса, минуя северный «енисейский крюк», была проложена через Красноярск, который оказался на пересечении важнейших сухопутной и енисейской судоходной магистралей. Это кардинально повлияло на будущее развитие города. Однако Красноярск как «новоиспеченная» столица крупнейшего края, но не имевший культурного багажа (в отличие от Енисейска), по темпам и масштабам европеизации музыкальной жизни существенно отставал от соседних центров - Омска, Томска, Иркутска, в том числе и по причине более позднего получения высокого административного статуса.

5 Из работ архивистов Красноярского края известно, что первый театр в Енисейске начал работу в 1855 г. [8]. До настоящего времени считалось, что в Красноярске отдельное театральное здание было построено только в 1874 г., до этого спектакли гастролирующих артистов и местных любителей проходили в различных иных помещениях: в жандармском манеже, училище кантонистов, Благородном собрании и др. [4, с. 32; 6, с. 220-222, 229]. Однако, как свидетельствуют обнаруженные автором статьи новые

источники, уже в 1861 г. в Красноярке функционировало специальное театральное здание [3, с. 124-125]. Первые театры были деревянными и часто горели. В Енисейске по-

жар случился в 1869 г., возможно, эта же участь постигла театр и в Красноярске, что повлияло на утрату информации о факте его создания в губернской столице.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иллюстрированная история Красноярья (XVI - начала XX века) / Г. Ф. Быконя, В. И. Федорова, В. А. Безруких. - Красноярск: РАСТР, 2012. - 240 с.

2. Иллюстрированная история Красноярья (1917-1991) / В. И. Федорова [и др.]. - Красноярск: РАСТР, 2014. - 264 с.

3. Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 год. - СПб.: Тип. Иосафата Огризко, 1863. - 350 с.

4. Прыгун Е. В. Музыкальная культура Красноярска (1628-1920) // Музыкальная культура Красноярска: В 3 т. - Красноярск: КГАМиТ, 2009. - Т. 1: 1628-1920. - С. 8-171.

5. Прыгун Е. В. Становление театрального дела в Красноярске в XVПI-XIX веке // Музыкальная культура Красноярска: В 3 т. - Красноярск: КГАМиТ, 2009. - Т. 1: 1628-1920. - С. 213-254.

6. Прыгун Е. В. Развитие начальной ступени музыкального образования в Красноярске с 1920 года до конца 70-х годов XX века // Музыкальная культура Красноярска: В 3 т. - Красноярск: КГАМиТ, 2011. - Т. 2: 1920-1978. - С. 232-345.

7. Пыльнева Л. Л. Процессы становления творчества композиторов Бурятии, Тывы и

Якутии. - Новосибирск: НГТУ, 2013. -476 с.

8. Соломенцева Л. П. Театр - маленький остров большой жизни // Архивы Красноярского края. - URL: http://xn--

7sbbimrdkb3alvdfgd8eufwc.xn—plai/ articles/stati_arhivistov/178 (дата обращения: 07.06.2018).

9. Царёва Е. С. Музыкальная жизнь Красноярска от истоков до 1922 года: Пути формирования музыкальной культуры европейского типа. - Красноярск: КГАМиТ, 2014. - 368 с.

10. Царёва Е. С. Из истории формирования академической музыкальной культуры Енисейской губернии: Становление профессионального образования // Вестн. муз. науки. - 2016. - № 4. - С. 94-101.

11. Царёва Е. С. Формирование академической музыкальной культуры Енисейской губернии: новый взгляд сквозь призму процессов самоорганизации и институционализа-ции // Человек и культура. - 2016. - № 6. -С. 49-67.

12. Царёва Е. С. Культурно-просветительные общества в Енисейской губернии и их участие в музыкальной жизни региона конца XIX - начала XX века // Человек и культура. - 2017. - № 4. - С. 35-58.

REFERENCES

1. Illyustrirovannaya istoriya Krasnoyarya (XVI - nachala XX veka) [Illustrated history of Krasnoyarsk (XVI - early XX century)]. Krasnoyarsk, 2012. 240 p.

2. Illyustrirovannaya istoriya Krasnoyarya (1917-1991) [Illustrated history of Krasnoyarsk (1917-1991)]. Krasnoyarsk, 2014. 264 p.

3. Pamyatnaya knizhka Enisejskoj gubernii na 1863 god [The memorial book of the Yenisei province in 1863]. Saint Petersburg, 1863. 350 p.

4. Prygun E. V. Musical culture of Krasnoyarsk (1628-1920). Muzykalnaya hultura Krasnoyarska: V 3 t. [Musical culture of Krasnoyarsk: in 3 vol.]. Krasnoyarsk, 2009. Vol. 1: 1628-1920, pp. 8-171.

5. Prygun E. V. The formation of theatrical affairs in Krasnoyarsk in the XVIII-XIX centuries. Muzykalnaya kultura Krasnoyarska: V 3 t. [Musical culture of Krasnoyarsk: in 3 vol.]. Krasnoyarsk, 2009. Vol. 1: 1628-1920, pp. 213-254.

6. Prygun E. V. The development of the initial stage of music education in Krasnoyarsk from 1920 to the end of the 70s of the twentieth century. Muzykalnaya kultura Krasnoyarska: V 3 t. [Musical culture of Krasnoyarsk: in 3 vol.]. Krasnoyarsk, 2011. Vol. 2: 1920-1978, pp. 232-345.

7. Pylneva L. L. Protsessy stanovleniya tvorchestva kompozitorov Buryatii, Tyvy i Yakutii [The processes of formation of the works of composers of Buryatia, Tyva and Yakutia]. Novosibirsk, 2013. 476 p.

8. Solomentseva L. P. Theater is a small island of big life. Arkhivy Krasnoyarskogo kraya [Archives of the Krasnoyarsk Territory].

Available at: http://xn--

7sbbimrdkb3alvdfgd8eufwc.xn—plai/ articles/stati_arhivistov/178 (Accessed 7 June 2018).

9. Tsareva E. S. Muzykalnaya zhizn Krasnoyarska ot istokov do 1922 goda: Puti formirovaniya muzykalnoj kultury evropejskogo tipa [Musical life of Krasnoyarsk from the beginnings until 1922: ways of formation of musical culture of European type]. Krasnoyarsk, 2014. 368 p.

10. Tsareva E. S. From the history of the formation of academic musical culture of the

Yenisei province: the development of vocational education. Vestnik muzykalnoj nauki [Journal of Musical Science]. 2016, (4): 94-101.

11. Tsareva E. S. Formation of the academic musical culture of the Yenisei province: a new view through the prism of the processes of self-organization and institutionalization. Chelovek i kultura [Man and culture]. 2016, (6): 49-67.

12. Tsareva E. S. Cultural and educational societies in the Yenisei province and their participation in the musical life of the region of the late XIX - early XX century. Chelovek i kultura [Man and culture]. 2017, (4): 35-58.

Этапы становления

академической музыкальной культуры в Енисейской губернии: вопросы периодизации

Статья посвящена краеугольной проблеме генезиса академической музыкальной культуры Енисейской губернии - периодизации данного процесса. До настоящего времени не было создано научного труда, специально и комплексно освещающего историю музыкальной культуры Красноярья в годы существования Енисейской губернии (1825-1922) и предлагающего единую периодизацию развития академического искусства на территории этого крупнейшего отечественного региона. Безусловно, становление академических музыкальных традиций на берегах Енисея находилось в общем поле культурного развития России, вместе с тем уже изначально отличалось и своей спецификой. Немаловажно добавить, что эпохальные события в отечественной истории (войны, революции) влекли за собой изменения в музыкальной жизни всей страны, однако, их влияние на ситуацию в метрополии и в Сибири нередко отличалось. Кроме того, они часто выступали не рубежом, а импульсом к дальнейшим явным процессам, следовательно, надо принять во внимание, что рамки (границы) периодов могут носить условный и гибкий характер. Основываясь на архивных источниках, корпусе опубликованных работ и учитывая истори-ко-краеведческие и музыкально-культуро-логические ракурсы исследования, предлагается вычленить следующие этапы, являющиеся по своей сути эволюционными стадиями, в процессе зарождения и станов-

Stages of the formation of academic musical culture in the Yenisei guberniya: the issues of periodization

The article is devoted to the key problem of the genesis of the academic musical culture of the Yenisei guberniya - the periodization of this process. To date, no scientific work has been created that specifically and comprehensively illuminates the history of musical culture of Krasnoyarsk during the years of the Yenisei guberniya (1825-1922) and offers a single periodization of the development of academic art in the territory of this largest domestic region. Certainly, the formation of academic musical traditions on the banks of the Yenisei was in the general field of the cultural development of Russia, however, it was already initially distinguished by its specificity. It is important to add that epochal events in national history (wars, revolutions) entailed changes in the musical life of the whole country, however, their influence on the situation in the metropolis and in Siberia was often different. In addition, they often acted not as a frontier, but as an impulse for further explicit processes, therefore, one should take into account that the frames (boundaries) of periods can be conditional and flexible. On the basis of archival sources, the corpus of published works and taking into account the historical and local lore and cultural studies, it is proposed to isolate the following stages, which are essentially evolutionary stages, in the process of origin and formation of academic musical traditions in the Yenisei guberniya:

ления академических музыкальных традиций в Енисейской губернии: догубернский (1607-1822); 1822 - 1870-е; 1880-е - 1914; 1914-1925 гг. Каждый из них отличается доминированием конкретного явления или шире тенденции, выступающей «локомотивом» развития внутри этапа, и, одновременно, знаменует собой определенную веху и выход на новый уровень.

Ключевые слова: академические музыкальные традиции, региональная музыкальная культура, периодизация, Красноярск, Енисейская губерния.

pre-Gubernia (1607-1822); 1822-1870s; 1880s-1914; 1914-1925. Each of them is distinguished by the domination of a specific phenomenon or more broadly - a trend, which acts as a "locomotive" of development within the stage, and at the same time marks a certain milestone and a new level.

Keywords: academic musical traditions, regional musical culture, periodization, Krasnoyarsk, Yenisei guberniya.

Царёва Евгения Сергеевна, кандидат искусствоведения, доцент, и.о. заведующего кафедрой оркестровых струнных инструментов Сибирского государственного института искусств им. Дмитрия Хворостовского, г. Красноярск E-mail: evatcareva@gmiul.com

Tsareva Evgenya Sergeevna, Candidate of Art Criticism, assistant professor, acting Head of Orchestral String Instruments Department at the Siberian State Institute of Arts Named after Dmitry Hvorostovsky, Krasnoyarsk E-mail: evatcareva@gmail.com

Получено 17.01.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.