ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЭТАПЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО БАДМИНТОНУ И ИХ ОСОБЕННОСТИ
Баходир Бахриддинович Кипчаков
Доцент Самаркандский государственный университет
BADMINTON SPORTS TRAINING STAGES AND ITS CONTENT
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматриваются этапы подготовки к бадминтону и их особенности. Содержание подготовительных этапов и требования к ним изучены и интерпретированы с точки зрения автора. Возрастные особенности подготовительных этапов и идеиих организации обобщены.
ABSTRACT
This article discusses the stages of preparation for badminton and their specific features. The content of the preparatory stages and the requirements for them have been studied and interpreted fromthe author's point of view. Age-specific features of the preparatory stages and ideas for their organization are summarized. Keywords: badminton, preparation stages, age characteristics, planning.
Ключевые слова: бадминтон, этапы подготовки, возрастные характеристики, планирование.
Занятия спортом обычно включают в себя ряд периодов в возрастном развитии спортсмена . В частности, бадминтон не является исключением. При этом содержание и структура упражнения значительно изменяются в соответствии с возрастными особенностями спортсмена и логикой спортивного созревания. Основные этапы формирования на долгие годы занятий спортом можно перечислить следующим образом:
•этап начальной спортивной подготовки; •этап начальной специализации; •этап глубокого совершенствования; •этап «долголетия» в спорте. Возрастное ограничение этих этапов претерпевает значительные изменения в зависимости от особенностей вида спорта , личностных особенностей спортсменов и других условий. Исследования, проведенные до и после 1970-х годов, выявили определенные периоды возрастных ограничений в спорте. Но сегодня эти границы в какой-то мере утратили свою актуальность. В спорте изменились параметры возрастных ограничений. (Например,
О.Чусовитина в 41 год 7 раз участвовала в Олимпийских играх и установила рекорд).
Теперь стоит поговорить об этапах и объяснить их.
Этап начальной спортивной подготовки обычно начинается в младшем школьном возрасте (в некоторых случаях даже раньше) и переходит в следующий этап вместе с выбором предмета спортивной специализации. О спортивном упражнении и его значении можно говорить здесь исключительно условно, так как его характерные признаки еще почти не выражены. Занятия организуются комплексно - в основном в форме общей подготовки, с невероятно широким использованием доступных средств физического воспитания и обучения. Начинающие спортсмены, пробуя свои силы в различных спортивных упражнениях, под руководством тренера определяют предмет своей будущей
специальности, который наилучшим образом соответствует их способностям.
На этапе начальной специализации, особенно в тех случаях, когда спортивная специализация начинается с подросткового возраста и даже раньше, широкое использование общей подготовки продолжает занимать основное место. Самая главная задача на специальном этапе - заложить надежную основу для будущих достижений, то есть обеспечить всестороннее гармоничное развитие организма, повысить уровень его функциональных возможностей, обогатить многообразие движений, навыков и умений, овладеть основами спортивного мастерства. Нацеливание на максимально высокие спортивные показатели должно быть сделано здесь не ограничиваясь, а в долгосрочной перспективе.
Опыты и наблюдения показывают, что первичная специализация должна быть в стиле «многоборья».
Например, в бадминтоне изначально возникает общая специализация. В других видах спорта, в частности в легкой атлетике, легкоатлеты специализируются на троеборье, пятиборье и т. д. Это соответствует общему направлению на данном этапе спортивного упражнения и одновременно создает дополнительную гарантию от ошибок при определении предмета узкой специализации без перерыва. В некоторых случаях спортсмен выбирает предмет основной специализации через аппроксимационную специализацию, при которой выполняются упражнения, с которыми ему легче справиться (например, будущий Стайер в начальной специализации бегает на гораздо более короткие дистанции). Такой путь дает возможность получить необходимый тренировочный период и опыт соревнований, не дожидаясь, пока возрастные особенности достигнут того уровня, который позволяет. Поэтому чем выше возрастные условия в тренировках выбранного вида спорта, тем шире используется этот путь.
В годы начальной специализации тренировочный процесс лишь постепенно приобретает все характерные признаки спортивного упражнения. Первоначально вес специальной подготовки сравнительно невелик. Объем и интенсивность физических нагрузок будут расти гораздо меньшими темпами, чем в будущем. Особенно это касается спортивных занятий детей и подростков, так как в них за счет естественного роста организма невероятно повышается пластический обмен, что само по себе является большой функциональной нагрузкой для ребенка.
На этом этапе также есть свой способ подготовки к спортивным упражнениям. В период обучения на первых порах основное место занимает практически полностью подготовительный период. Соревновательный период и переходный период будут выглядеть так, как будто они «сокращены». При этом средства, стили и формы обучения, величина и наиболее близкая направленность нагрузок чередуются в широких пределах. Во многих случаях (особенно при занятиях детьми и подростками) продолжительность периодов упражнений должна быть сокращена. По мере приближения к концу рассматриваемого этапа процесс тренировки все больше и больше видоизменяется в соответствии с законами, необходимыми для достижения высоких результатов в полноценном спорте.
Этап начальной специализации занимает около 2-3 лет. При этом, в зависимости, прежде всего, от индивидуальных особенностей спортсмена и характера вида спорта, эти сроки могут значительно изменяться. К концу данного этапа спортсмен должен достичь примерно второго разряда единой спортивной классификации.
Этап глубокого совершенствования. Возрастные границы на этом этапе находятся в пределах диапазона от 17-20 до 35-40 лет в большинстве видов спорта. Именно это время считается временем наиболее активного занятия спортом, когда отмечается наивысший уровень спортивных способностей, а вершины спортивного мастерства достигаются.
Все специфические закономерности спортивного упражнения находят свое наиболее полное выражение на данном этапе. Процесс обучения будет очень глубоко
специализированным. Вес специальной физической, технической, тактической и волевой подготовки значительно увеличивается. Но оно должно увеличиваться не за счет сокращения времени, выделяемого на общую подготовку, а за счет значительного увеличения времени, выделяемого на специальную подготовку. Концентрированный объем и интенсивность физических нагрузок будут достигать своего абсолютного максимума в рамках данного этапа, достигая значительно более высоких темпов, чем ранее. Также значительно возрастет влияние соревновательной практики и структуры и содержания обучения.
По мере приближения спортсмена к пику
достижений снижается уровень дополнительного прироста спортивных результатов, а после 6-8 лет специализированных тренировок происходит временное снижение показателей.
К такому снижению многолетней динамики спортивных достижений, по - видимому, можно отнести следующие два вида причин: а) биологическая причина-естественное снижение адаптационных возможностей организма по мере взросления; б) недостаточно совершенная современная методика организации многолетней тренировки.
Необходимо, чтобы дальнейшая
рационализация тренировочного процесса могла свести такое снижение к минимуму или вообще оттолкнуть его до достижения значительно более старшего возраста. При этом наиболее важным является, в том числе, целенаправленное обновление средств, методик и форм упражнений, а также оптимальное чередование циклов, характеризующихся различными соотношениями общей и специальной подготовленности, а также различной степенью объема и интенсивности нагрузок.
Как было сказано выше, динамика физических нагрузок, в том числе многолетних, должна носить волнообразный характер. В масштабе многолетних «волн» нагрузок сначала их объем, а затем интенсивность достигает своего максимума. Хотя эта общность является процессом обучения, обычно она варьируется в возрасте от 35 до 40 лет, чтобы поддерживать высокий уровень общей работоспособности, а также специальные качества и квалификации как можно дольше. Достигнутое ранее также в определенной мере совершенствуется (особенно в части технико-тактической подготовки).
На данном этапе содержание упражнения по своему характеру из года в год приближается к общей физической подготовке. Уменьшается роль и место соревнований. Тенденция к возрастанию нагрузок сохраняется теперь только в течение небольшого промежутка времени и распространяется только на определенные группы упражнений. В соответствии с этим структура тренировочного процесса также будет перестроена. Границы между периодами как бы исчезают.
Годовое и многолетнее планирование - это программа для спортивного тренера. С его помощью тренер контролирует всю структуру тренировок. При составлении годовых и многолетних планов должна быть возможность их изменения, дополнения или улучшения. Так как к настоящему времени резкое увеличение спортивных результатов и применение различных средств и приемов в подготовке спортсменов приводит к тому, что спортсмен опережает намеченный план, а в некоторых случаях, наоборот, неспособность спортсмена в полной мере освоить поставленные задачи, также требует изменения плана. Кроме того, неожиданная травма для спортсмена, некоторые проблемы в социальной жизни также требуют изменения плана.
На ритм и другие состояния структуры упражнения начинает оказывать большее влияние режим трудовой деятельности. В спортивной практике особое значение имеет годовое и многолетнее планирование. Этот вид планирования суммирует в себе общий вид подготовки спортсмена. Этот процесс объединяет в своей структуре все направления и разделы стороны спортивной подготовки и служит основой для дальнейших планов. В годовое и многолетнее планирование включаются такие необходимые показатели, как теоретические и практические знания, умения, навыки и квалификация, которые предусмотрены планом и которыми спортсмен должен овладеть.
Особенности вида спорта, уровень возможностей спортсмена, климатические условия, материально-техническая обеспеченность должны учитываться при годовом и многолетнем планировании. Также особое значение имеет календарный план соревнований. Планирование тренировок по времени, месту и условиям проведения соревнований будет более точным и эффективным.
Общие признаки основных этапов в многолетнем процессе спортивной тренировки таковы, что на сегодняшний день эти показатели не изменили своей структуры как по содержанию, так и по форме. Этапы и результаты, достигнутые на них, обновляются в современном спорте. Тем не менее, содержание заданий по этапам не утратило своей актуальности.
Организация и планирование спортивных занятий является сложным педагогическим процессом и требует от тренера высокого уровня знаний. Прежде чем осветить эти моменты, необходимо будет провести периодизацию в соответствии с возрастными особенностями спортсмена.
Учитывая педагогических, психологических и биологических знаний дети и подростки делятся на следующие возрастные группы:
-младший школьный возраст:1-4 классы (от 67 до 10-11 лет);
-средний школьный период: 5-9 классы (от 1112 до 14-15 лет);
-подростковый возраст. Студенты
академических лицеев и профессиональных колледжей (от 15-16 до 17-18 лет).
Тренер в целом должен быть осторожен со своими учениками. В спортивной практике
различают специфику тренировок. Данные различия характеризуются краткостью времени занятий, меньшим объемом нагрузок, спецификой методов обучения упражнениям.
В основе любой спортивной деятельности лежит планирование спортивных упражнений. Без планирования невозможно добиться каких-либо результатов или наладить спортивную деятельность.
Планирование спортивной подготовки означает гарантию будущих спортивных результатов заранее . Поэтому желательно, чтобы тренеры или специалисты придавали этому процессу особое значение.
Наиболее важным критерием, который следует учитывать при планировании спортивной тренировки, является возраст, индивидуальные особенности и квалификация спортсмена. Спортсменов можно тренировать по общему плану, когда все три показателя близки друг к другу. В этом случае также важно не забывать давать им упражнения в индивидуальном порядке.
Различают следующие виды планирования спортивных тренировок :
1. Многолетнее планирование.
2. Ежегодное планирование.
3. Ежемесячное (мезоцикл) и недельное (микроцикл) планирование.
4. План для конкретной тренировки.
Каждый вид планирования подразумевает
определенный уровень задач. Неправильно говорить, что между ними есть конкретная граница. Каждый процесс приобретает свою индивидуальность и имеет общее единство. При планировании спортивных занятий, особенно на этапе начальной спортивной подготовки, основное внимание должно уделяться вопросам всестороннего развития спортсменов. Потому что юные спортсмены, только приступившие к тренировкам, у которых недостаточно сформированы двигательные формы, не смогут в совершенстве овладеть техникой без необходимых для спорта физических качеств. Можно сказать, что при планировании многолетних тренировок с юными спортсменами необходимо добиться формирования масштабной основы, которая будет необходима для дальнейшей спортивной деятельности спортсмена.
На этом месте соотношения общей и специальной подготовки чередуются на протяжении многих лет (рис.№1).
Рисунок №1. Динамика изменения общей и специальной готовности к длительной подготовке
При планировании спортивных мероприятий особое внимание следует уделить ряду аспектов. Будь то долгосрочный план или краткосрочные планы - все это должно строиться на основе определенных процедур, на основе определенных закономерностей. При этом учитываются вопросы дальнейшей спортивной деятельности, здоровья, духовно-нравственного воспитания молодого спортсмена и другие подобные вопросы. Особенно рекомендуется, чтобы при планировании и проведении тренировок юных спортсменов вопрос повышения уровня их здоровья, гормонального развития, дальнейшего повышения
функциональных возможностей оставался в центре внимания тренера.
В процессе планирования спортивной деятельности включение в составляемый план большого объема нагрузок, постановка перед планом сложных задач создают проблемы в
тренировочном процессе.
Использованная литература:
1. Портных Ю.И. Спортивные и подвижные игры. - М., 2011. С. 41-42
2. Щукин В.М. Новые правила в бадминтоне и их влияние на модернизацию учебно-тренировочного процесса. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2009. С. 120-121
3. Жбанков О.В. «Специальная и физическая подготовка в бадминтоне». - М.: Изд-во МГТУим Н.Э. Баумана, 2011. С. 77-78
4. Рыбаков Д.П., Штильман М.И. Основы спортивного бадминтона. - М.: ФиС, 2010. С. 45-47
5. Андриевская М.В. Вспомогательный материал для начинающих тренеров и учителей физкультуры. - СПб, 2010. С. 127-128
Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. - М.: ФиС, 2008. С.88-8
УДК 8
ПРИНЦИПЫ ГУМАНИЗМА В НАСЛЕДИИ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ КАЗАХСТАНА
Урунбасарова Элеонора Адаловна
доктор педагогических наук, профессор Казахский университет экономики, финансов и международной торговли.
Казахстан, г.Нур-Султан Алькеева Сауле Мухамеджановна старший преподаватель, магистр педаг.наук НАО "Медицинский университет Астана" Казахстан, г.Нур-Султан Баймагамбетова Кульбаршин Нурбаевна старший преподаватель, магистр филол.наук НАО "Медицинский университет Астана" Казахстан, г.Нур-Султан
АННОТАЦИЯ
В статье на основе обращения к наследию выдающихся личностей Казахстана, таких как Ч.Валиханов, И.Алтынсарин, А.Кунанбаев, Ш.Кудайбердиев, Ж.Аймаутов, М. Жумабаев раскрывается содержание принципов гуманизма:идейной целеустремленности, гражданственности,