Научная статья на тему 'Этапы развития высшего исторического образования на Дальнем Востоке России'

Этапы развития высшего исторического образования на Дальнем Востоке России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
154
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ / РЕОРГАНИЗАЦИЯ ВУЗОВ / HIGHER HISTORICAL EDUCATION / PERIODIZATION OF HIGHER HISTORICAL EDUCATION / FAR EAST / LAWS AND REGULATIONS / RESTRUCTURING OF UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карелова Елена Викторовна

В статье представлен ретроспективный анализ процесса формирования высшего исторического образования в Дальневосточном регионе. Выявлено определяющее влияние содержания нормативно-правовых актов на развитие образования в тот или иной период. В результате изучения научной литературы по теме исследования проведено историческое осмысление системы высшего исторического образования в России за период 1918-1991 гг. Автор, рассматривая процесс эволюции высшего исторического образования на Дальнем Востоке России, выделяет четыре этапа его развития, дает характеристику каждому из них и обосновывает региональные особенности. Прослежена хронология возникновения и реорганизации вузов и структурных подразделений, осуществлявших подготовку специалистов-историков в советский период, в городах Дальнего Востока: Владивостоке, Благовещенске, Хабаровске, Магадане, Петропавловске-Камчатском, Комсомольске-на-Амуре, Биробиджане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development stages of higher historical education in the Russian Far East

The study discussed a retrospective analysis of the establishment of higher historical education in the Russian Far East. The research revealed the impact of laws and regulations on the growth of education at any time. The analysis of relevant scientific literature resulted in the historical comprehension of the higher historical education system in Russia in 1918-1991. Considering the evolution of higher historical education in the Russian Far East, the author identified four development stages, described each of them, and justified regional characteristics. The research traced the restructuring chronology of universities and structural subdivisions that trained historians during the Soviet period in the cities of the Russian Far East: Vladivostok, Blagoveshchensk, Khabarovsk, Magadan, Petropavlovsk-Kamchatsky, Komsomolsk-on-Amur, and Birobidzhan.

Текст научной работы на тему «Этапы развития высшего исторического образования на Дальнем Востоке России»

УДК 94:378(571.6) Карелова Елена Викторовна

аспирант Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения РАН

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ

https://doi.org/10.24158/fik.2018.12.19 Karelova Elena Viktorovna

PhD student, Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences

THE DEVELOPMENT STAGES OF HIGHER HISTORICAL EDUCATION IN THE RUSSIAN FAR EAST

Аннотация:

В статье представлен ретроспективный анализ процесса формирования высшего исторического образования в Дальневосточном регионе. Выявлено определяющее влияние содержания нормативно-правовых актов на развитие образования в тот или иной период. В результате изучения научной литературы по теме исследования проведено историческое осмысление системы высшего исторического образования в России за период 1918-1991 гг. Автор, рассматривая процесс эволюции высшего исторического образования на Дальнем Востоке России, выделяет четыре этапа его развития, дает характеристику каждому из них и обосновывает региональные особенности. Прослежена хронология возникновения и реорганизации вузов и структурных подразделений, осуществлявших подготовку специалистов-историков в советский период, в городах Дальнего Востока: Владивостоке, Благовещенске, Хабаровске, Магадане, Петропавловске-Кам-чатском, Комсомольске-на-Амуре, Биробиджане.

Ключевые слова:

высшее историческое образование, периодизация высшего исторического образования, Дальний Восток, нормативно-правовые документы, реорганизация вузов.

Summary:

The study discussed a retrospective analysis of the establishment of higher historical education in the Russian Far East. The research revealed the impact of laws and regulations on the growth of education at any time. The analysis of relevant scientific literature resulted in the historical comprehension of the higher historical education system in Russia in 1918-1991. Considering the evolution of higher historical education in the Russian Far East, the author identified four development stages, described each of them, and justified regional characteristics. The research traced the restructuring chronology of universities and structural subdivisions that trained historians during the Soviet period in the cities of the Russian Far East: Vladivostok, Blagoveshchensk, Khabarovsk, Magadan, Petropavlovsk-Kam-chatsky, Komsomolsk-on-Amur, and Birobidzhan.

Keywords:

higher historical education, periodization of higher historical education, Far East, laws and regulations, restructuring of universities.

Современная модель образовательной системы Российской Федерации требует учета положительного исторического опыта становления и развития исторического образования. Высшее историческое образование в Дальневосточном регионе с момента возникновения переживало непрерывные организационные преобразования. В статье рассматриваются становление и развитие в регионе высшего исторического образования - подготовки историков в университетах и педагогических институтах. Хронологические рамки работы охватывают советский период развития высшего исторического образования (конец 1918-го - 1991 г.), территориальные включают российский Дальний Восток.

Высшее историческое образование в России имеет длительную историю. Оно возникло в первые годы XIX в. с началом преподавания истории на словесных факультетах. За образец была взята немецкая модель университета [1, p. 67], которая дорабатывалась с учетом российских реалий. На Дальнем Востоке России эволюция высшего исторического образования находилась в русле общероссийских традиций, но имела свои особенности. Главной из них было позднее возникновение в связи с удаленностью и слабой заселенностью региона.

В развитии высшего исторического образования в регионе можно выделить первый этап (1918-1923), который характеризуется как период зарождения высшего исторического образования. Летом 1918 г. во Владивостоке был создан Комитет по учреждению историко-филологического факультета (ИФФ). Его возглавил сотрудник Музея антропологии и этнографии Российской академии наук С.М. Широкогоров. Комитет проделал большую работу по поиску денежных средств, подбору педагогических кадров, организации приема студентов, разработке основ учебного процесса.

Первые занятия на факультете прошли 16 октября 1918 г. [2, с. 260-261]. Помещения для этих занятий выделил Восточный институт. В 1918/19 академическом году на факультете обучались 140 студентов, из них 86 действительных слушателей и 54 вольнослушателя. Учебный процесс строился по планам и программам историко-филологических факультетов центральных

университетов [3]. Обучение было платным, длилось 4 года, стоило 200 р. в год для действительных слушателей. На факультет принимались как мужчины, так и женщины. Временный устав ИФФ предусматривал 12 кафедр (в университетах России их было 11), появились новые кафедры сибиреведения и педагогики. Для студентов определялись общие обязательные и специальные курсы. К числу обязательных отнесли введение в филологию, историю древней философии, введение в языкознание, историю и географию Сибири, этнографию Сибири. Слушатели изучали историю Древнего Востока, Греции и России, археологию Сибири, историю искусств, политэкономию и методологию истории.

Появление факультета стало значимым событием в жизни не только города, но и всего Дальневосточного региона. 75 % слушателей факультета первого набора были выходцами из Приморской и Амурской областей и полосы отчуждения Китайско-Восточной железной дороги [4, с. 22]. 17 апреля 1920 г. Временное правительство Дальнего Востока - Приморская земская управа - приняло Постановление № 220 об учреждении Государственного дальневосточного университета (ГДУ). В его составе появились следующие факультеты: восточный, историко-филологический и общественных наук [5, с. 289]. Преподаватели, которые ранее работали в этих учреждениях, перешли в состав нового университета, сохранив все права и предметы преподавания.

Широкий общественный резонанс, сопровождавший создание ГДУ, способствовал росту популярности его факультетов и отделений. За 1920 г. число студентов историко-филологического факультета выросло почти вдвое, составив 27,4 % общего числа студентов университета [6]. В 1922 г. состоялся первый и последний выпуск факультета [7].

С окончательным установлением в регионе советской власти ГДУ затронул процесс советизации, охвативший западную часть страны еще несколькими годами ранее. В рамках целей и задач Советского государства и коммунистической партии происходили структурные преобразования, в ходе которых реформировалась структура вузов. Начавшиеся в 1923 г. советизация и реорганизация высшей школы ознаменовали наступление нового этапа в развитии высшего исторического образования в регионе.

Второй период в развитии высшего исторического образования - ликвидационный, его характеризует исчезновение учреждений высшего исторического образования (1923-й - начало 1930-х гг.). 18 января 1923 г. А.П. Георгиевский на заседании факультета объявил коллегам о реорганизации ГДУ в соответствии с постановлением Дальревкома. В январе 1923 г. прошло слияние ГДУ, Педагогического института им. Ушинского и Политехнического института под названием Государственного дальневосточного университета с четырьмя факультетами: восточным, политехническим, общественных наук (правовое, общественно-педагогическое, этнолого-лингвисти-ческое отделения) и гуманитарным факультетом института им. Ушинского [8]. Историко-филологический факультет как самостоятельная структура был ликвидирован, часть его студентов и преподавателей перешли на факультет общественных наук.

В сентябре 1923 г. гДу объединили с переведенным из Читы Государственным институтом народного образования. Факультет общественных наук ликвидировался, студенты переводились на педагогический факультет [9]. Реорганизация вуза сопровождалась репрессиями («чистками») в отношении неблагонадежных студентов и преподавателей. Из 22 преподавателей факультета общественных наук в 1923 г. членами ВКП(б) были только двое, тогда как беспартийных было 12. Также имелись 4 эсера, 3 члена народно-социалистической партии и 1 кадет [10]. На наш взгляд, закрытие факультета общественных наук связано в первую очередь с «политическим качеством» педагогического состава факультета.

В то время как в центральной части России в некоторых вузах высшее историческое образование сохранилось, на Дальнем Востоке в 1920-е гг. оно исчезает [11]. Советская власть, исходя из идеи необходимости политехнического образования для обеспечения ресурсами растущей промышленности, по плану первой пятилетки создавала в стране новые вузы, а прежние, как ГДУ, подвергались разукрупнению. Высшее образование должно было быть избавлено от неблагонадежных элементов (прежде всего непролетарского происхождения) путем «чисток».

Третий этап (1930-1950) характеризует возвращение высшего исторического образования в вузы. В рамках первой пятилетки в 1930 г. в Благовещенске был открыт агропедагогический институт. За два учебных года (1932/33, 1933/34) были сформированы факультет русского языка и литературы и исторический факультет [12]. Затем историко-филологический факультет многократно трансформировался.

Исторический факультет в Хабаровском педагогическом институте (сейчас - Тихоокеанский государственный университет) также является одним из старейших в регионе. Еще в 1936 г. был произведен первый набор на историческое отделение вечернего Учительского института. Необходимость обучения по вечерам была обусловлена отсутствием собственных помещений у создаваемого в то время Хабаровского педагогического института. Когда осенью 1938 г. вуз получил собственное здание, был осуществлен первый набор на дневное обучение на исторический факультет Пединститута [13].

Во Владивостоке высшее историческое образование возродилось в 1943 г., когда был создан Педагогический институт [14].

Особенности третьего периода связаны с тем, что советская власть в первую очередь исходила из идеи необходимости политехнического образования. Стали создаваться новые вузы (по плану первой пятилетки). Высшее образование должно было иметь агрономический или индустриальный уклон. Высшее историческое образование вернулось только в качестве педагогического и лишь в некоторые вузы, для потребностей школ в педагогических кадрах существовали учительские институты, которые не давали высшего образования и готовили учителей для работы в 5-7-х классах.

Четвертый этап (1950-1991) характеризовали изменения в сети педагогических институтов [15]. Послевоенный рост промышленности обусловил увеличение потребности на Дальнем Востоке в квалифицированных кадрах. Извне привлечь трудовые ресурсы было очень трудно, молодые специалисты из центра нередко просто не доезжали до места распределения. Главной задачей региона являлась подготовка специалистов непосредственно на месте.

В 1954 г. был создан Южно-Сахалинский педагогический институт (с сохранением Учительского института) в составе двух отделений и пяти кафедр. В 1969 г. на базе филологического факультета были созданы исторический факультет и факультет русского языка [16].

В 1956 г. на базе Педагогического института города Владивостока был восстановлен Дальневосточный государственный университет (ДВГУ). В структуре университета историки и филологи опять оказались объединены в одном историко-филологическом факультете. Вплоть до 2011 г. подготовка историков в вузе велась на факультетах, неоднократно менявших свои названия [17, с. 24].

В 1957 г. возник второй центр историко-педагогического образования в Хабаровском крае -историко-филологический факультет основанного в 1954 г. первого вуза города, Комсомоль-ского-на-Амуре государственного педагогического института (современный Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет). Факультет был образован в результате перевода исторического факультета из Хабаровского пединститута. Его первый выпуск состоялся в 1959 г., а новые наборы и выпуски продолжались до 1964 г. В 1964 г. факультет был преобразован в филологический, выпускавший учителей русского языка и литературы. Подготовка историков на вновь открывшемся историческом отделении филфака возобновилась в 1989 г. по инициативе первого проректора вуза, профессора А.Г. Никитина. Факультет начал выпускать педагогов-историков широкой специализации для школ края. Выделение истфака в самостоятельное подразделение произошло уже после распада СССР, в ноябре 1992 г. [18].

В 1958 г. вместе с образованием Камчатского педагогического института был создан историко-филологический факультет. Одной из сложнейших задач было комплектование института квалифицированными кадрами. Камчатский областной комитет КПСС совместно с руководством института и Министерством просвещения РСФСР обратился к отдельным работникам педвузов центральных областей с приглашением перейти на работу в Камчатский пединститут. Основной костяк молодого коллектива составили бывшие учителя педагогического училища (И.Д. Шварц, А.А. Манякин, Н.Т. Сироткина и др.) и школ города Петропавловска, преподаватели учебно-консультационного пункта заочного отделения Хабаровского пединститута, наконец, несколько человек было приглашено из других вузов. Но уже в 1963 г. в связи с реорганизацией историческое отделение было закрыто. 1972 год стал годом второго рождения факультета: было открыто отделение «История, обществоведение и английский язык» [19, с. 15].

В Магадане осенью 1961 г. был открыт Педагогический институт. Занятия в институте велись на трех факультетах - физико-математическом, историко-филологическом и педагогическом. В 1979 г. историко-филологический факультет был реорганизован в два факультета: исторический и факультет русского языка и литературы [20].

В Уссурийске государственный педагогический институт был открыт в 1953 г., исторический факультет основан в 1976 г. Факультет осуществлял подготовку учителей по специальности «История, обществознание и английский язык». Первоначально он существовал в рамках факультета иностранных языков и только январе 1981 г. получил статус самостоятельного подразделения [21].

Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема в Биробиджане был создан в 1989 г. как педагогический институт, тогда же был сформирован исторический факультет [22].

С 1991 г. системе высшего исторического образования была отведена особая роль в территориально-культурном комплексе Дальневосточного региона с точки зрения создания условий для саморазвития личности россиян-дальневосточников. В вузах на исторических кафедрах появились новые направления подготовки специалистов, активно началось формирование нового содержания образования. Создавались и новые вузы. Это связано в первую очередь с сопряженностью регионального исторического образования с общероссийским, отечественного образования с образованием в странах Азиатско-Тихоокеанского региона; с многонациональностью и поликультурностью Дальнего Востока.

Ретроспективный анализ процесса формирования отечественного исторического образования на Дальнем Востоке России позволил выявить определенные этапы формирования, развития и роста, которые исходят из организационных процессов, а также особенностей политической (национальной) идеологии. Это обстоятельство обусловило функциональную значимость образования как социального института, который создает образ определенного социума посредством обучения каждого последующего поколения. Любому из периодов развития отечественного исторического образования соответствовали требования государственной политики, разрабатываемые применительно к конкретному историческому моменту.

В результате изучения были выделены четыре этапа развития высшего исторического образования на Дальнем Востоке России, определены парадигмальные основы разных исторических эпох, нормативные требования к соответствующим историческим периодам.

Ссылки:

1. Vudnich A. Science in Russian Culture. 1861-1917. Stanford, 1970. P. 66-104.

2. История Дальневосточного государственного университета в документах и материалах 1899-1939. Владивосток, 1999. 628 с.

3. РГИА ДВ (Рос. гос. ист. арх. Дал. Востока). Ф. Р-176. Оп. 1. Д. 4. Л. 4.

4. Самигулин Р.М. Частный историко-филологический факультет: у истоков становления профессионального исторического образования на Дальнем Востоке // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2013. № 5. С. 21-24.

5. История Дальневосточного государственного университета ... С. 289.

6. РГИА ДВ. Ф. Р-289. Оп. 1. Д. 16. Л. 309.

7. РГИА ДВ. Ф. Р-176. Оп. 1. Д. 19. Л. 3.

8. Там же. Д. 23. Л. 46.

9. ГАПК (Гос. арх. Примор. края). Ф. 117. Оп. 4. Д. 4. Л. 34-37.

10. ГАПК. Ф. 117. Оп. 3. Д. 59. Л. 2-36.

11. ГАРФ (Гос. арх. Рос. Федерации). Ф. А-482. Оп. 10. Д. 3154. Л. 8-15.

12. ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 69. Д. 2187. Л. 19.

13. ГАРФ. Ф. А-259. Оп. 14. Д. 28. Л. 56.

14. Куцый Г.С. «Страницы истории» // Ленинец. 1970. 21 окт.

15. ГАРФ. Ф. 259. Оп. 1. Д. 664. Л. 168.

16. Там же. Л. 166.

17. Самигулин Р.М. Указ. соч. С. 24.

18. Факультет истории и юриспруденции [Электронный ресурс] // Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет. URL: http://www.amgpgu.ru/structure/faculties/fiiu/ (дата обращения: 11.08.2018).

19. Ильдяева Ю. Социально-экономический (исторический) факультет: прошлое и настоящее. // Альма-Матер. Петропавловск-Камчатский, 2008. № 4 (окт.). С. 14-15.

20. ГАРФ. Ф. 9606. Оп. 9. Д. 763. Л. 2.

21. Архив Уссурийского городского округа. Ф. 308. Оп. 1. Д. 973. Л. 3.

22. Об университете [Электронный ресурс] // Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема. URL: http://pgusa.ru/ru/about (дата обращения: 01.07.2018).

References:

History of the Far Eastern State University in the Documents and Materials, 1899-1939 1999, Vladivostok, p. 289, (in Russian). Ildyaeva, Yu 2008, 'Social and Economic (Historical) Department: Past and Present.', Al'ma Mater, Petropavlovsk-Kam-chatsky, no. 4 (October), pp. 14-15, (in Russian).

Kutsyy, GS 1970, '"Chapters of History"', Leninets, October 21, (in Russian).

Samigulin, RM 2013, 'Private Department of History and Philology: at the Origins of Professional Historical Education in the Far East', Gumanitarnyye issledovaniya v Vostochnoy Sibiri i na Dal'nem Vostoke, no. 5, pp. 21 -24, (in Russian). Vudnich, A 1970, Science in Russian Culture. 1861-1917, Stanford, pp. 66-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.