Научная статья на тему 'Этапы развития промышленности Монголии'

Этапы развития промышленности Монголии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
840
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ПРИВАТИЗАЦИЯ / ТЕМПЫ ПРИРОСТА ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / МОНГОЛИЯ / ФАКТОРЫ / ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ПРОГРАММА «ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ» / FACTORS INFLUENCING THE INDUSTRIES' DEVELOPMENT / PROGRAM «INDUSTRIALIZATION» / EMERGENCE OF INDUSTRY / PRIVATIZATION / GROWTH RATE OF INDUSTRY / PUBLIC POLICY / MONGOLIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Даваасурэн Авирмэд

В статье рассмотрен исторический аспект возникновения и специфические особенности развития промышленности Монголии, реальные результаты государственной политики Монголии по созданию основных отраслей промышленности, показывающие динамику изменения объемов и долей промышленной продукции в ВВП страны, а также положительные последствия приватизации государственной собственности, способствовавшей возникновению частной собственности. Изложены основные факторы упадка промышленного производства. Изучены результаты финансовой, технической помощи и льготных кредитов, предоставленных Международными финансовыми организациями (Всемирный банк, Международный валютный фонд) и странами-донорами (Япония, США, ЕС), способствующих росту объемов промышленного производства; результаты беспошлинной квоты на экспортные товары монгольских обрабатывающих предприятий, дающей право на ввоз на свою территорию, предоставленное Европейским nоюзом и США; а также результаты, полученные за счет разумной государственной политики и программы «Индустриализация» по поддержке и развитию промышленности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STAGES OF INDUSTRY'S DEVELOPMENT OF MONGOLIA

The historical aspect of the emergence and development of industry-specific features of Mongolia, the actual results of the government policy of Mongolia on establishing of major industries, showing the dynamics of changes in the volume and share of industrial production in the country's GDP, as well as the positive effects of the privatization of state property that contributed to private property, are considered in the article. The main reasons for a decline in the industrial production and the practice of technical and financial assistance and lax credits granting from international financial institutions (the World Bank, the International Monetary Fund) and donor countries, such as Japan, the U.S., the EU, promoting the growth of industrial production are mentioned. The results of tax-free quotas for exports of Mongolian manufacturing firms, provided by the European Union and the U.S., which give a right to import goods to their territories, are outlined. The results achieved by means of reasonable public policies and programs on country's industries support (a.k.a. «Industrialization») are also summarized.

Текст научной работы на тему «Этапы развития промышленности Монголии»

ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

УДК 338.4(517.3) А. ДАВААСУРЭН

ББК 65.30(5Мон) кандидат экономических наук,

Монгольский государственный университет искусства и культуры

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ МОНГОЛИИ

В статье рассмотрен исторический аспект возникновения и специфические особенности развития промышленности Монголии, реальные результаты государственной политики Монголии по созданию основных отраслей промышленности, показывающие динамику изменения объемов и долей промышленной продукции в ВВП страны, а также положительные последствия приватизации государственной собственности, способствовавшей возникновению частной собственности. Изложены основные факторы упадка промышленного производства. Изучены результаты финансовой, технической помощи и льготных кредитов, предоставленных Международными финансовыми организациями (Всемирный банк, Международный валютный фонд) и странами-донорами (Япония, США, ЕС), способствующих росту объемов промышленного производства; результаты беспошлинной квоты на экспортные товары монгольских обрабатывающих предприятий, дающей право на ввоз на свою территорию, предоставленное Европейским союзом и США; а также результаты, полученные за счет разумной государственной политики и программы «Индустриализация» по поддержке и развитию промышленности страны.

Ключевые слова: возникновение промышленности; приватизация; темпы прироста промышленности; государственная политика; Монголия; факторы, влияющие на развитие отраслей промышленности; программа «Индустриализация».

A. DAVAASUREN

PhD in Economics, Моngolia National University of Art and Culture

THE STAGES OF INDUSTRY’S DEVELOPMENT OF MONGOLIA

The historical aspect of the emergence and development of industry-specific features of Mongolia, the actual results of the government policy of Mongolia on establishing of major industries, showing the dynamics of changes in the volume and share of industrial production in the country's GDP, as well as the positive effects of the privatization of state property that contributed to private property, are considered in the article. The main reasons for a decline in the industrial production and the practice of technical and financial assistance and lax credits granting from international financial institutions (the World Bank, the International Monetary Fund) and donor countries, such as Japan, the U.S., the EU, promoting the growth of industrial production are mentioned. The results of tax-free quotas for exports of Mongolian manufacturing firms, provided by the European Union and the U.S., which give a right to import goods to their territories, are outlined. The results achieved by means of reasonable public policies and programs on country's industries support (a.k.a. «Industrialization») are also summarized.

Keywords: emergence of industry; privatization; growth rate of industry; public policy; Mongolia; factors influencing the industries' development; program «Industrialization».

В 1960-1980 гг. руководство Монголии поставило перед собой главную задачу своей политики — индустриализация страны, создание новой системы экономического развития, которая должна основываться только на го-

сударственной собственности. В результате реализации этой политики с помощью России удалось создать благоприятные материальные условия для успешного промышленного разития страны.

© А. Даваасурэн, 2013

К 1990 г. в легкой промышленности страны были созданы основные производственные фонды на 2,05 млрд туг., объем производства достиг 2,05 млрд туг., государственные накопления — 497 млн туг. и был внесен доход в государственный бюджет (377 млн туг.). В этой отрасли работало более 27 тыс. рабочих. За короткий срок развития данная отрасль стала играть весомую роль в экономике страны. Такое развитие дало мощный импульс повышению финансового состояния, платежеспособности, обеспечению возможности инвестиций в эту отрасль. Это позволило увеличить производство в 1971-1975 гг. до 7 млрд туг., в 1976-1980 гг. — до 15 млрд туг., в 1981-1985 гг. — до 22 млрд туг., в 1986-1990 гг. — до 24 млрд туг.

В результате государственной политики по развитию производственного потенциала были созданы горнорудные, строительные, деревоперерабатывающие, электроэнергетические, фарфоровые, текстильные, пищевые предприятия, которые представляли самостоятельные отрасли монгольской экономики, что и создало объективную основу индустриального развития страны. Например, доля промышленности в структуре экономики составила в 1960 г. 14 %, в 1970 г. — 22 %, в 1980 г. — 29 %, в 1990 г. — 33 %, что дало рост экономики страны в 1962-1965 гг. 1,1 %, в 1966-1970 гг. — 4,3 %, в 1971-1989 гг. — 6 %.

Хотя появились благоприятные тенденции экономического развития, но в структуре экономики животноводство продолжало занимать доминирующее положение. Это связано с отсутствием достаточного финансирования, что не позволяло совершенствовать технологии и осваивать новые производственные мощности. Такая характерная черта наблюдалась не только в нашей стране, но и в других социалистических странах. Эта тенденция сохранялась продолжительное время, и руководство страны в 1985-1987 гг. попыталось предпринять всевозможные меры для изменения положения дел.

В результате демократической революции в Монголии в 1990 г. возникла необходимость политических и социальноэкономических преобразований. Были внесены поправки в Конституцию Монголии и

в Гражданский кодекс, вследствие которых основой экономики стала частная собственность граждан.

Но в начале перехода на рыночное развитие народ не имел денежных средств и сбережений, чтобы заниматься предпринимательской деятельностью. С целью преодоления этой трудности 22 мая 1991 г. Государственный Малый хурал (Парламент Монголии — нижняя палата) утвердил закон «О приватизации государственной собственности». С целью успешного и быстрого проведения приватизации государственных предприятий Правительство решило выбрать метод бесплатного распространения населению собственности в виде приватизационного чека.

К 31 декабря 1994 г. распространение населению приватизационных чеков успешно завершилось. В результате приватизации государственных предприятий образовалось 407 акционерных компаний, т. е. был создан первичный рынок ценных бумаг. Можно отметить, что успешно был решен один из главных вопросов — переход от плановой экономики к рыночной. В начале переходного периода перед страной стояли проблемы и трудности, такие как: неконверти-рованность национальной валюты; дефицит иностранных валют, которой необходимо было вести расчеты за импортные закупки; неконкурентоспособность национальныых товаров и продукции вновь образовавшихся предприятий на внешних рынках; отсутствие у них финансовых средств, платежеспособности и др. Вследствие этого объем производства и реализации продукции упал в 1990-1994 гг.

За этот период на уменьшение объема производства промышленности повлияли следующие факторы:

- отсутствие возможности приобретения сырья и материалов и реализации продукций для функционирования производства, финансовых средств для его реорганизации;

- дефицит производственных и торговых менеджеров, которые могли бы быстро реагировать на изменения конъюнктуры на рынке и принимать решение для организации и управления предприятием;

- создавшееся в обществе мнение о том, что все оборудование и технологии не отвечают рыночным требованиям, что необходи-

мо все менять и быстро устанавливать новое оборудование;

- устранение централизованной заготовительной и торговой сети привело к тому, что предприятия потеряли хозяйственные связи не только с внутренними, но и внешними партнерами;

- недоступность коммерческого кредита (36-48 %-я кредитная ставка коммерческих банков для всех предприятий, которые раньше получали дотацию от государства, привела к их банкротству).

С 1994 г. наблюдался рост промышленного производства, с одной стороны, на это повлияли помощь и поддержка международных финансовых организаций (Всемирный банк, Международный валютный фонд), с другой стороны, Правительство Монголии приняло Постановление «О поддержке и интенсификации развития национальной промышленности» № 69, поддерживающее предпринимательскую деятельность промышленных предприятий.

Однако эта положительная тенденция роста была подорвана принятием решения Правительства «Об устранении таможенных импортных тарифов», что привело к обратному действию из-за наполнения внутреннего рынка дешевыми импортными товарами.

Тем не менее, в 2000 г. Парламент и Правительство приняли необходимые меры по развитию и поддержке развития промышленности страны. Например, для реализации политики поддержки монгольских товаропроизводителей Правительство объявило 2001 год Годом развития и поддержки национального предпринимательства, а 2002 год — Годом поддержки инвестиций.

Благодаря успешной политике государства, с 2004 г. в Монголии появился рост промышленного производства, в том числе в обрабатывающей отрасли промышленности, что можно считать новым этапом промышленного развития. Кроме того, страны-кредиторы (Япония, США, ЕС) в рамках своей политики разрешили монгольским предпринимателям реализовывать на своих рынках продукцию, произведенную монгольскими предприятиями, и помогли найти новых внешних партнеров. Это дало возможность поддерживать устойчивое развитие промышленности. В результате этой помощи монгольские предприниматели сумели ежегодно реализовывать текстильную продукцию на американских рынках на 634 млн дол.

В 2004 г. ЕС предоставил режим наибольшего благоприятствования на ввоз 7 200 наименований товаров монгольских производителей, за счет чего до 2008 г. промышленность Монголии довольно стабильно развивалась и наблюдался ее постоянный рост. В 2008-2009 гг. мировой финансовый кризис негативно отразился на росте промышленного производства, в 2009 г. впервые после 1990 г. объем промышленного производства упал до -3,2 %, что обусловлено сокращением объемов продукции обрабатывающей отрасли до 15,1 %.

Но, по данным национального статистического комитета Монголии, в 2010 г. темп прироста промышленности достиг 10,1 %, обрабатывающей отрасли — 11,5 %, горнорудной отрасли — 10 %, производство электроэнергии, тепла и водоснабжения выросло до 5,7 %. Это говорит о том, что в целом монгольская экономика успешно вышла из кризиса (рис.).

Темпы прироста промышленного производства Монголии, %

После мирового экономического кризиса темпы прироста промышленного производства увеличиваются за счет успешной реализации государственной программы «Индустриализация» и роста цен на мировом рынке на основные экспортные товары горнодобывающей отрасли промышленности и почти достигают уровня 2004 г.

В заключение можно сделать вывод, что промышленность Монголии прошла 4 этапа своего развития:

- I этап (с 1960 по 1994 г.): с начала индустриализации до завершения приватизации государственной собственности;

- II этап (с 1995 по 2000 г.): с завершения приватизации государственной собственности до стабилизации развития промышленности;

- III этап (с 2000 по 2008 г.): с начала адаптации национальных производителей на внешних рынках до мирового финансового кризиса;

- IV этап (с 2009 г. и по настоящее время): после мирового финансового кризиса.

Таким образом, на наш взгляд, Монголия, как страна не имеющая емкого рынка

сбыта, выхода в открытый мировой океан, должна поддерживать развитие информационных технологий, построение промышленного парка путем вложения частных и государственных инвестиций, которые могут создать благоприятные условия для развития предпринимательства.

При этом необходимо, прежде всего, увеличить объем капиталовложений в образование, науку, инфраструктуру, углубить сотрудничество государственного и частного секторов в области проведения совместных научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ для разработки и внедрения новых инновационных технологий в производство, включая крупный, средний и малый бизнес. При помощи эффективного использования мировой передовой техники и технологий, менеджмента Монголии необходимо производить из своего животноводческого сырья экологически чистую «Монгол-бренд» продукцию обрабатывающей отрасли промышленности, что может повысить ее конкурентоспособность.

Информация об авторе

Даваасурэн Авирмэд — кандидат экономических наук, профессор, проректор, Монгольский государственный университет искусства и культуры, г. Улан-Батор, e-mail: [email protected].

Author

Davaasuren Avirmed — PhD in Economics, Professor, Vice-Rector, Мопдо^ National University of Art and Culture, Ulan Bator, Mongolia, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.