Научная статья на тему 'ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТЫ ТАДЖИКИСТАНА В ПЕРИОД ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ'

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТЫ ТАДЖИКИСТАНА В ПЕРИОД ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
195
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАВИСИМОСТЬ / ЭВОЛЮЦИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПЕРИОДИЗАЦИЯ / ЦЕЛОСТНОСТЬ / АКТУАЛИЗАЦИЯ / ПОТРЕБНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Абдуллозода Масрур Ахмад, Рахимов Абдухамит Абдибосирович

В статье рассматриваются четыре этапа становления и развития периодической печати Таджикистана за годы независимости. Каждая из этапов описывается по хронологии и прослеживается их эволюция в соответствии с социально-политическими изменениями в таджикском обществе. Выявляются типологические характеристики прессы и делается вывод о том, что за эти годы периодическая печать стало основой становления системы средств массовой информации страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF DEVELOPMENT OF PERIODIC PRINTING OF TAJIKISTANIN THE PERIOD OF STATE INDEPENDENCE OF THE REPUBLIC

The article discusses the four stages of formation and development of the periodical press of Tajikistan over the years of independence. Each of the stages is described in chronology and their evolution is traced in accordance with socio-political changes in Tajik society. Typological characteristics of the press are revealed and the conclusion is made that over the years the periodical press has become the basis for the formation of the country's media system.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТЫ ТАДЖИКИСТАНА В ПЕРИОД ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ»

and work of the famous Tajik actress Tukhfa Fozilova. It is emphasized that journalistic motives are expressed through historical and philosophical thoughts and retreats of the writer having a real historical fact.

Keywords: Jalol Ikromi, novel, Kanibadam, image, journalistic motives, the twentieth century, social and philosophical thoughts, historical truth, criticism of repression and Stalin, the formation of the Tajik theater

Сведения об авторе:

Абдуллозода Масрур Ахмад - доктор филологических наук, профессор кафедры отечественной и международной журналистики Межгосударственного образовательного учреждения высшего образования Российско-Таджикский (Славянский) университет Ул. М. Турсунзаде 30, 734025, Душанбе Республика Таджикистан E-mail: masrur_a@mail.ru телефон: (+992) 988068601

About the author:

Abdullozoda Masrur Ahmad - Doctor of Philological Sciences, Professor of the Department of domestic and international journalism of the Russian-Tajik (Slavic) University. M. Tursunzoda 30, 734025 Dushanbe, the Republic of Tajikistan E-mail: masrur_a@mail.ru Tel: (+992) 988068601

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТЫ ТАДЖИКИСТАНА В ПЕРИОД ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ

Абдуллозода М. А., Рахимов А. А.

Российско-Таджикский (Славянский) университет

В годы государственной независимости средства массовой информации Республики Таджикистан оформились в целостную систему, отвечая следующим параметрам сформулированным профессором М.В. Шкондиным: «Средства массовой как сложно организованный объект должны отвечать следующим требованиям: сохранить целостный характер; располагать совокупностью оптимально организованных компонентов (технологическая, экономическая, редакционная, аудиторная, информационная подсистемы); иметь необходимый набор функций, уровень их актуализации, чтобы удовлетворить информационные потребности личности, различных групп населения, общества в целом; структура как способ связи компонентов, как строение системы должна располагать такой совокупностью газет, журналов, программ телевидения и радио, интернет СМИ различного типа и профиля, которые могут способствовать выполнению этих функций; СМИ должны быть организованной системой, иметь значительный потенциал самоорганизации» [8, с.12].

За почти тридцатилетний период государственной независимости таджикская периодическая печать прошла четыре этапа эволюционного развития, способствовавшего для его формирования в целостную систему:

1.Печать переходного периода -1991-1992 гг.

2.Печать периода гражданской войны -ноябрь 1992 г. -июнь 1997 г.

3.Печать периода восстановления мира и национального единства -июнь 1997 г. 1999 г.

4.Печать периода созидания и укрепления государственной независимости 2000 год - по настоящее время.

Первый этап 1991-1992 является переходным периодом развития таджикских печатных СМИ, которая характеризуется, во-первых, демократическими тенденциями в таджикской журналистике появившимися в эпоху перестройки, а во-вторых возникновением новых, частных или независимых изданий обогативших общую палитру периодической печати. Следует заметить, что Таджикистан среди других республик Советского Союза в этот период занимал одно из ведущих позиций в процессе развития независимой прессы. В этот период издавались такие популярные частные газеты, как «Хафт гандж», «Оинаи зиндаги», «Сомон», «Дунё», «Бизнес и политика», «Тоджикистон», «Пайванд», «Таджик-пресс», «Ориён» и т.д.

Официальные издания согласно зову времени, переименовали названия: «Коммунист Таджикистана» на «Народную газету», «Тоджикистони совети», сперва на «Тоджикистони шурави», затем на «Джумхурият» («Республика»). 1 января 1990 года была учреждена городская партийная газета «Паёми Душанбе» («Душанбинские новости»), так как до того времени столица не имела городскую таджикоязычную газету.

В 1991 году в общественно-политическую жизнь Таджикистана вторглась ПИВТ (запрещена на территории РТ года как террористическая организация), которая активизировала свою деструктивную деятельность на информационном поле страны. Через такие учрежденные

периодические издания, как «Наджот» («Спасение»), «Паёми хак» («Божье послание»), «Шафкат» («Милосердие») данная исламистская партия пропагандировала свои религиозно-политические идеи по построению теократического государства в Таджикистане. Агитацию таких исламистских идей она еще более усилила после захвата оппозиционными силами в мае 1992 года государственного телевидения и радио, что, в конце концов привело к кровопролитию и началу гражданской войны в Таджикистане.

В то же время, Коммунистическая партия Таджикистана, лишенная единовластия, стала укреплять свои позиции на информационном пространстве и начала создавать новые издания, так как прежние объявили себе самостоятельными от Компартии («Джумхурият» и «Народная газета») и в дальнейшем превратились в общегосударственные периодические издания. Новыми периодическими изданиями компартии республики, которые появились на информационном поле в начале 1992 года являлись газеты «Нидои ранджбар» («Голос труженика») на таджикском, «Голос Таджикистана» на русском и «Тоджикистон овози» («Голос Таджикистана») на узбекском языках. Помимо того, были созданы ряд региональных партийных газет.

Второй этап функционирования печатных СМИ страны охватывает период гражданской войны 1992-1997 годов. Результатом этой навязанной таджикскому народу войны стала разрушенная экономика, человеческие жертвы и миграция населения. Такое плачевное положение дел, конечно же не могло не отразиться на средства массовой информации, тиражи которых резко упали. Существенно снизилось их воздействие на массового читателя, так как кроме снижения тиражей они утеряли свою ежедневность, а значить и оперативность, превратившись в еженедельники, а местами выходили один раз в месяц или в квартал.

В то же время, в эти годы помимо официальных периодических изданий, в свет начали выходить ряд таких независимых общественно-политических газет и журналов на таджикском и русском языках, как «Истиклол» («Независимость»), «Дарё» («Река»), «Дайджест пресс», «Гули мурод» («Ростки надежды»), «Вечерний курьер», «Чархи гардун» («Колесо фортуны») и другие. Из этих газет «Дайджест пресс» и «Чархи гардун» учрежденные Акбарали Сатторовым до сих пор присутствуют в информационном поле страны.

Следует заметить, что несмотря на тяжелое положение, средства массовой информации страны, прежде всего периодическая печать продолжали функционировать и обеспечивать население информацией.

Третий этап развития периодической печати охватывает почти три года -с июня 1997 года по

1999 год включительно. 27 июня 1997 года между противоборствующими сторонами было подписано мирное соглашение, а потому открылись большие возможности для развития СМИ. Но подписание мирного соглашения еще необходимо было претворить в жизнь, процесс которого продолжалось до 2000 года. В эти годы наблюдается в основном рост тиража существующих изданий. Например, в начале 1998 года общее количество периодических изданий выросло до 225 наименований [7, с.121]. По состоянию 1994 года, когда в стране выходило 118 изданий, это было больше на 107 наименований, что говорить о существенном продвижении в этом направлении.

Помимо того в эти годы журналистское сообщество активно готовилось к учреждению новой частной прессы.

Такая возможность для периодической печати и таджикской журналистики в целом появилась с

2000 года, когда в стране окончательно было установлено мир и согласие. С этого года начинается четвертый этап развития периодической печати страны -печать периода созидания и укрепления государственной независимости продолжающееся по настоящее время.

Начало появлению новой независимой прессы заложило издание «Азия-плюс» (21.01.2000 г., учредитель У. Бабаханов). В последующие годы появились такие частные популярные газеты, как «Зиндаги» («Жизнь», 08.09.2004 г., учредитель К. Худжамов), «Миллат» («Нация», 05.07.2005 г., учредитель А. Мирзо), «Неруи исухан» («Сила слова», 20.01.2003 г., учредитель М. Бокиев), «Нигох» («Взгляд», декабр 2006 г., учредитель фонд «Индем»), «Рузи нав» («Новый день», 25.07.2003, учредитель Р. Мараимов), «События» (сентябрь 2006 г., учредитель С. Сиддик), «Факты и комментарии» (27.04.2006 г., учредитель ООО «А. Медиа»), «Фараж» (декабрь 2007 г., учредитель Центр журналистских расследований), «СССР» (17.07.2008, учредитель информационное агентство «Хатлон-ПРЕСС») и ряд других. Некоторые из этих газет по ряду причин перестали выходить в свет («Неруи сухан», «Рузи нав», «Миллат», «Нигох»), а другие до сих пор успешно функционируют («Фараж», «СССР») на медийном поле.

Следует отметить, что в настоящее время система СМИ независимого Таджикистана включает в себя издания различного рода, холдинги, корпорации, информационные агентства и общественные организации. Во всех средствах массовой информации независимо от форм собственности освещается жизнь страны, политические вопросы, различные общественно-государственные проблемы, а также деловые отношения в современном обществе Таджикистана и зарубежных стран.

Конституция Республики Таджикистан гарантирует своим гражданам право свободно искать, получать, производить и распространять информацию [3].

Независимо от того, что ныне электронные СМИ стали занимать доминирующее положение в информационном пространстве республики, периодическая печать по-прежнему не утеряла значение и в целом сохраняет свои позиции. Более того именно периодическая печать составляет основу системы СМИ республики (как имеющее более вековую историю) отвечая в качестве сложно организованного объекта критериям, которые сформулированы теорией журналистики и массовой коммуникации.

И это, конечно же, не случайно, так как средства массовой информации появились и сформировались из печатных изданий, которые на протяжении последних четырех веков определяли и определяют весь облик СМИ. Это в частности показывает статистическая палитра СМИ современного Таджикистана в которой печатные издания занимают главенствующее положение. Согласно официальным данным Министерства культуры Таджикистана, сегодня в нашей независимой стране издаются 371 газета, из них 109 государственных и 262 частные, 243 журнала, из них 113 государственных и 130 частные. В республике также действуют 313 типографий, из них 36 государственных и 277 частных, 45 пунктов по продаже книг, из них 3 государственных и 42 частных, 71 издательство -10 государственных и 61 частное, 11 информационных агентств - 1 государственное и 10 частных.

Для того, чтобы глубже понять суть функционирования СМИ в целом и периодической печати в частности, необходимо рассмотреть ее типологию, потому что именно «с помощью типологии журналистики можно спрогнозировать развитие той или иной группы СМИ, а также системы СМИ в целом» [6, с. 171-172]. Помимо того «типология журналистики помогает более точно установить, например, соответствие того или иного СМИ научно обоснованной модели данного вида средств массовой информации» [6, с.189-190].

С целью определения типологии СМИ той или иной страны, в том числе Таджикистана наука выработала и сформировала систему типологических признаков или параметров, через, которые можно выявить типологическую характеристику периодической печати нашей страны. Мы в данной статье попытаемся через сопоставление различных теоретических определений типологических признаков и параметров, выявить общую картину типологии современной периодической печати таджикистанских СМИ.

Прежде всего, следует отметить, что существуют различные теоретические обоснования, которые сформулировали известные теоретики СМИ.

Как известно, СМИ регулируется спросом на журналистскую информацию, так как с усилением информационных потребностей определенных общественных групп возрастает и спрос на продукцию СМИ. Появляются новые газеты и журналы, предлагающие читателям разнообразную информацию. Это особенно характерно для кризисных периодов общественных процессов, когда пресса активно вовлекается в происходящие события -не только как участник, но и как их катализатор, и даже инициатор. В подобные годы резко возрастает количество периодических изданий, усиливается их дифференциация, происходит быстрая политизация [2]. Яркий пример того -быстрый рост количества газет и журналов в последние годы существования Советского Союза, в период перестройки и после распада СССР -независимого Таджикистана.

Типологическая палитра отечественных средств массовой информации значительно изменилась в сравнении с советским периодом. Исследователи выделяют несколько факторов, способствующих подобному изменению: «появление и формирование в обществе ранее не существующих социальных групп, групп организованных интересов, имеющих собственные, достаточно дифференцированные потребности в разнообразных средствах массовой информации; появление новых технологических возможностей, требующих изменений в типологии прессы; пресса стала развиваться, исходя из основного рыночного закона: спроса и предложения [5, с.130].

Основными типообразующими признаками СМИ по мнению Я. Н. Засурского названы: «характер аудитории, предметно-тематическая направленность, целевое назначение, время выхода, периодичность» [5, с.134].

А. Акопов предложил схему, в которой признаки разделяют на типоформирующие, вторичные типологические и формальные. К первым -и по сути главным-он относит цели и задачи, издающий орган и читательскую аудиторию: именно они создают тип издания, при этом «каждый из них может выступать первичным при формировании типа» [1, с.37]. Среди вторичных типологических признаков -авторский состав, внутренняя структура, оформление и используемые в издании жанры. К формальным признакам ученый отнес периодичность, объем и тираж. Как отмечает исследователь, «обозначение нами признаков терминами «вторичные» и «формальные» не снижает значение этих признаков, которые в конкретных условиях могут играть существенную роль» [1, с.37]. Если следовать логике, то типоформирующие признаки оказывают непосредственное влияние

на вторичные, а формальные, в свою очередь, зависят от первых и в меньшей степени от вторых. Данный перечень признаков не является исчерпывающим, но при этом достаточен: «ни один из перечисленных признаков, взятый изолированно от других, не может претендовать на роль «достаточного» признака, то есть полностью описывающего тип периодического издания. Но совокупность десяти признаков дает полное представление о типе журнала, структуре этого типа, всех компонентах, характеризующих тип издания» [1, с.51].

В. Тулупов признает представленную А. Акоповым схему «классической» [9, с.36]. и предлагает разделять типоформирующие признаки также на три группы-объективные, объективно-субъективные и субъективные. К первой, существующей как данность, исследователь относит общественно-экономическую формацию; тип общества; социально-экономическое положение и политическую ситуацию в стране и регионе; законодательную базу; конъюнктуру информационного рынка; своеобразие потенциальной читательской аудитории; технологический и международный факторы. Объективно-субъективные признаки учитывают природу журналистики как особого рода деятельности и напрямую зависят от владельца, учредителя, издателя и редактора. Согласно В. Тулупову, в этой группе находятся: цель; тип журналистики; профессиональные и этические стандарты; характер информирования; маркетинго-менеджмент; целевая читательская аудитория; авторский состав; организационная структура редакции; внутренняя структура; жанры и формы подачи материалов; язык и стиль; география материалов; реклама; дизайн; объем; тираж; периодичность; ареал и характер распространения. К субъективным факторам исследователь относит квалификацию как работников редакции, так и самого читателя (подготовленность читателя, характер чтения, сотворчество, читательская активность) [9, с.42-43].

Согласно М. Шкондину, типологическими признаками являются: технологические (способ коммуникации, формат, тираж, периодичность, время выхода); экономические (форма собственности, характер преобладающих в редакционном бюджете инвестиций, доходность или убыточность); аудиторные (по характеру осуществляемых функций); редакционные; тип информации; целевое назначение СМИ (по характеру осуществляемых функций); организационные (учредитель-государство, частные организации; форма организации - ОАО, ЗАО и др.) [8, с.37-38].

На наш взгляд наиболее приемлемым для определения типологии современной периодической печати Республики Таджикистан является типологические параметры, четко и ясно сформулированные известным теоретиком журналистики С. Г. Корконосенко [4, с.76-87]. Мы за основу определения типологии периодической печати Таджикистана возьмем его теоретические разработки, но в то же время попытаемся применить их не механически, а исходя из реалий и специфики функционирования периодической печати нашей страны.

1. Регион распространения, т.е. по географическому принципу. Общенациональные периодические издания выходят в свет в столице -городе Душанбе, их редакции также находятся здесь и распространяются на всей территории республики. Они доступны как в печатной, так и в электронной версии. Проблема распространения является не в доступе читателей к газетам и журналам, а в их доставке. Доставка периодических изданий проблема почтовой службы, работа которой желает оставлять лучшего.

Региональные периодические издания в стране подразделяются на областные и районные, их редакции находятся на местах. Региональные изданий до читателя доставляются относительно быстрее в связи с тем, что они распространяются в пределах соответственно одного района.

2. Учредители. Наличие социальных типов журналистики зависит от их учредителей. Соответственно от того какой общественный институт или частное лицо учредили средство информации можно выявить их социальный тип. Общенациональная пресса Таджикистана разделяется на два социальных типа: государственные и частные (которые также именуются «независимыми» СМИ). Наиболее известные государственные газеты и журналы, это -«Джумхурият», «Садои мардум», «Народная газета», «Халк овози», «Бонувони Тоджикистон» и другие, учредителями которых выступает государство. К государственному социальному типу также можно отнести так называемые корпоративные издания, имеющих целевые массовые аудитории. Их учредителями являются различные государственные учреждения, как например: газеты «Бахори Аджам» (Министерство культуры), «Омузгор» (Министерство образования и науки), «Джавонони Тоджикистон» (Комитет по делам молодежи и спорта), «Шугл ва муходжират» (Министерство труда, занятости и трудовой миграции), «Джахони паем» (Комитет по телевидению и радио), «Гандж» (Главное управление геологии) и т.п.

Наиболее известными частными (независимыми) изданиями являются -«Азия плюс», «Тоджикистон», «Чархи гардун», «Фараж», «СССР», «Нигох» (ныне не печатается) и т.д.

Государственные печатные издания финансируются за счет бюджетных средств, частные соответственно финансируются из частных источников, а также за счет средств грантов.

Следует отметить, что форма собственности серьезно влияет на содержательно-тематическую модель газеты, на систему ее рубрик, на формы работы редакции с читателями, не говоря уже о методах распространения издания.

3. Аудитория. По аудиторному принципу периодические издания республики можно разделить на универсальные и специализированные. Универсальная пресса, охватывающая всю тематическую палитру, направлена на всю массовую аудиторию вне зависимости от того, как какой социальной группе или прослойке относится их аудитория. К такой прессе можно отнести, как общенациональные, так и региональные. Специализированные или корпоративные печатные издания, направленные на определенные группы населения охватывают ограниченную аудиторию принадлежащего той или иной организации или профессиональной группе. К группе корпоративных изданий, с оговоркой можно отнести также партийные издания, как «Минбари халк», «Мароми пойтахт» и другие, подписчиками, которых являются их члены.

3. Легитимность. Все периодические издания и издательства, независимо от их социального типа, осуществляют свою деятельность легитимно в рамках законов Республики Таджикистан «О периодической печати и других средствах массовой информации» и «Об издательской и полиграфической деятельности». Они регистрируются в Министерстве культуры и налоговых органах и действуют в рамках выданных им лицензий.

4. Качественная и массовая пресса. К качественной прессе, которой свойственны аналитичность, относятся абсолютное большинство таджикских периодических изданий, как государственных, так и частных. К желтой прессе относится, прежде всего, такая газета, как «Оила» принадлежащая одноименному ООО «Оила» под руководством Шарифа Хамдампура. Эта газета направлена на малограмотную часть населения и многие ее статьи выходят за рамки этических норм журналистики. К качественности изданий также можно отнести требования к использованию литературного языка и публицистического стиля, понятного народным массам. Все периодические издания в основном стараются соблюдать данные критерии. Если к примеру, в газете «СССР» есть проблемы с использованием норм литературного языка, в то же время ее народно-публицистический стиль более понятен нашей массовой аудитории, а потому востребован с точки зрения гражданской журналистики.

К качественности газет и журналов можно также отнести их жанровую палитру.

5. По издательским характеристикам газеты и журналы страны в основном отвечают нормам периодических печатных изданий.

• По периодичности они выходят в основном еженедельно по средам. Ежедневных газет два: официальное издание Республики Таджикистан -газета «Джумхурият» и частная газета «Имруз».

• По тиражу лидируют такие издания, как: «Джумхурият» (50 000), «Садои мардум» (35 000), «Минбари халк» (64 565), «Омузгор» (41 000), «Народная газета» (11 752), «Халк овози» (8 200) и т.д.

• По формату: общегосударственные официальные газеты республики -«Джумхурият», «Садои мардум», «Народная газета», «Халк овози», а также областные газеты выходят в формате А2; другие газеты, частные, корпоративные и партийные в основном выходят в формате А3.

6. Немаловажным типологическим параметром на наш взгляд являются издания, сгруппированные по тематическим видам, направленные на определенную социальную группу или прослойку, как например молодежная, религиозная, деловая, общественно-политическая, спортивная, женская, научная и т.п. С точки зрения типологии эти тематические виды журналистики, с учетом их развитости, составляют самостоятельную типологическую группу. Но если они неразвиты, то есть если нет подобных изданий в информационном поле, или же существует одно или две издание, то их невозможно в целостности рассматривать как отдельный типологический вид. Хотя в нашей стране по всем тематическим видам функционируют какие-либо периодические издания, но в целом они неразвиты и мало журналистов, специализирующихся на одном тематическом направлении.

В целом, таковыми являются общие черты системных особенностей функционирования печатных средств массовой информации Таджикистана в историческом и современном срезе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий (на примере специальных журналов). -Иркутск, 1985. -96с.

2.Гуревич, С. М. Экономика отечественных СМИ. -М.: Аспект Пресс, 2004. -288с.

3.Конституция Республики Таджикистан. -Душанбе, 2016. -79с.

4.Корконосенко С. Г. Основы журналистики. -М.: Аспект Пресс, 2001. -287с.

5. Система средств массовой информации России. Под редакцией Я. Н. Засурского. -М.: Аспект Пресс, 2001. -243 с.

6.Средства массовой информации России. М.: «Аспект Пресс», 2005. -382 с.

7.Султанов М. Периодическая печать независимого Таджикистана. -Душанбе: «Деваштич», 2010. -125с.

8.Типология периодической печати: учебное пособие. -М: Аспект Пресс, 2007. -236с.

9. Тулупов, В.В. Теоретический и практический аспекты типологии печатных периодических изданий // Акценты.

Новое в массовой коммуникации. -Воронеж. -2007. -№ 3-4. -С.35-45

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТЫ ТАДЖИКИСТАНА В ПЕРИОД ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ

В статье рассматриваются четыре этапа становления и развития периодической печати Таджикистана за годы независимости. Каждая из этапов описывается по хронологии и прослеживается их эволюция в соответствии с социально-политическими изменениями в таджикском обществе. Выявляются типологические характеристики прессы и делается вывод о том, что за эти годы периодическая печать стало основой становления системы средств массовой информации страны.

Ключевые слова: Независимость, эволюция, средства массовой информации, периодизация, целостность, актуализация, потребность, личность.

STAGES OF DEVELOPMENT OF PERIODIC PRINTING OF TAJIKISTAN IN THE PERIOD OF STATE INDEPENDENCE OF THE REPUBLIC

The article discusses the four stages offormation and development of the periodical press of Tajikistan over the years of independence. Each of the stages is described in chronology and their evolution is traced in accordance with socio-political changes in Tajik society. Typological characteristics of the press are revealed and the conclusion is made that over the years the periodical press has become the basis for the formation of the country's media system.

Keywords: independence, evolution, mass media, periodization, integrity, actualization, need, personality

Сведения об авторах:

Абдуллозода Масрур Ахмад -доктор филологических наук, профессор кафедры отечественной и международной журналистики Межгосударственного образовательного учреждения высшего образования Российско-Таджикский (Славянский) университет Ул. М. Турсунзаде 30, 734025, Душанбе Республика Таджикистан E-mail: masrur a@mail.ru телефон:(+992) 988068601 Рахимов Абдухамит Абдибосирович —кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой отечественной и международной журналистики Межгосударственного образовательного учреждения высшего образования Российско-Таджикский (Славянский) университет Ул. М. Турсунзаде 30, 734025, Душанбе Республика Таджикистан E-mail: rtsuok@mail.ru телефон:(+992) 918622121

About the authors:

Abdullozoda Masrur Ahmad —Doctor of Philological Sciences, Professor of the Department of domestic and international journalism of the Russian-Tajik (Slavic) University. M. Tursunzoda 30, 734025 Dushanbe, the Republic of Tajikistan E-mail: masrur_a@mail.ru Tel: (+992) 988068601

Rahimov Abduhamit Abdibosirivich - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor at the Department of national and international journalism Russian -Tajik (Slavonic) University M. Tursunzoda 30, 734025 Dushanbe, the Republic of Tajikistan E-mail: rtsuok@mail.ru_Tel. :(+992) 918622121

ПЕРЕВОДЫ «ГУЛИСТОН» НА УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ

Худойдодов А., Мухаммадзода Дж.

Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни

Степень и качество меж литературных связей зависит от вхождения элементов литературы одного народа в литературу другого народа. Эти связи могут быть разнообразными [2, с.319]. Литературные отношения между узбекским и таджикским народами с XVI века выглядели в различных формах, перевод которых является одним из важнейших, составляющих литературного взаимовлияния братских народов.

Как известно, началом перевода служит устная и письменная речь. Критики утверждают, что в процессе перевода должны сохраняться смысл и форма, а также все элементы произведения. Но есть группа исследователей, которые считают что, это невозможно. Другие считают, что произведения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.