Научная статья на тему 'Этапы развития национального самосознания в России'

Этапы развития национального самосознания в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4757
382
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ЦЕННОСТИ / ИДЕАЛ / ГЕНЕЗИС / ЭТАП / NATIONAL CONSCIOUSNESS / IDEAL / VALUES / INTERESTS / CONTRADICTIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шишкин Василий Архипович

В статье выдвинута и применена в качестве критерия выделения этапов развития национального самосознания двуединая ведущая духовно политическая ценность, или этапный прототип национального идеала. В развитие этого положения проводится краткий анализ последовательных этапов национального самосознания как процесс развития взаимосвязанных политических, правовых, религиозных воззрений, национального языка и литературы. Автор выделяет в историческом процессе развития национального самосознания колебания вектора развития, значение точек поворота, различает понятия общности и единства как разные стороны самосознания, показывает взаимозависимость развития национального языка и литературы с другими формами самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The categories of national consciousness in RussiaÍîâîñèáèðñêèé ãîñóäàðñòâåííûé ïåäàãîãè÷åñêèé óíèâåðñèòåò ã. Êóéáûøåâ Íîâîñèáèðñêîé îáë

The categories of national consciousness and their dialectics are analyzed in the article «The categories of national consciousness» a Russian ideal as «a unity and fraternity of people on the basis of the truth and justice» is formulated here. The ideal as the purpose of development and as a solution of the basic contradiction of culture, the values as the points and the limits of development of cultural sphere are based here. The basic contradiction of Russian culture is formulated and a national ideal as a motive power of the development of national culture is grounded; and also a one in two leading cultural and political value as criteria of apportionment of the stages of development of national consciousness is based here.

Текст научной работы на тему «Этапы развития национального самосознания в России»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009

11. Кутырев В.А. Духовность, экономизм и «после»: драма взаимодействия // Вопросы философии. — 2001. — № 8. — С. 61.

12. Ракитов А.И. Философская азбука бизнеса // Вопросы философии. — 1991. — № 2. — С. 28, 29.

13. Ракитов А.И. Цивилизация, культура, технология и рынок // Вопросы философии. — 1992. — № 5. — С. 7.

14. Цыганков А.И. Вызов капитализма (П. Бергер о социальных ориентирах современного общества) // Вопросы философии. - 1993. - № 12. - С. 99, 105.

15. Кашников Б.Н. Марксизм как радикальная критика либеральной справедливости // Вопросы философии. - 1996. -№ 6. - С. 37, 38.

16. Левченко И.Е. Феномен социальной смерти // Социологические исследования. — 2001. — № 6. — С. 22.

17. Ленк Г. Проблемы ответственности в этике экономики и технологии // Вопросы философии. — 1998. — № 11. — С. 33.

18. Хабермас Ю. Вовлечение другого. — СПб. : Наука, 2001. — С. 52, 59.

19. Ананьин О.В. Экономическая наука в зеркале методологии // Вопросы философии. — 1999. — № 10. — С. 45.

РУБИН Сергей Николаевич, аспирант кафедры социально-гуманитарных дисциплин Омской гуманитарной академии, вице-президент страхового общества «Регион-союз».

644105, Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2а

Статья поступила в редакцию 24.04.2009 г.

© С. Н. Рубин

УДК 101.1:316 в. А. ШИШКИН

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Куйбышев Новосибирской обл.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В РОССИИ___________________________________

В статье выдвинута и применена в качестве критерия выделения этапов развития национального самосознания двуединая ведущая духовно-политическая ценность, или этапный прототип национального идеала. В развитие этого положения проводится краткий анализ последовательных этапов национального самосознания как процесс развития взаимосвязанных политических, правовых, религиозных воззрений, национального языка и литературы. Автор выделяет в историческом процессе развития национального самосознания колебания вектора развития, значение точек поворота, различает понятия общности и единства как разные стороны самосознания, показывает взаимозависимость развития национального языка и литературы с другими формами самосознания. Ключевые слова: национальное самосознание, ценности, идеал, генезис, этап.

Духовно-политические ценности как причина

смены этапов национального самосознания

Если сопоставить различные эпохи развития России, то выяснятся колебания вектора направленности национального самосознания. В годы национального подъема вектор направлен вверх, — это периоды после выдающихся побед: в Куликовской битве 1380 года над антиправославными силами, над Золотой Ордой в 1480 году, над поляками 1612 года, над французами 1812 года, над гитлеровской Германией в 1945 году. Эпохи подъема сменяются эпохами спокойного развития нации, когда осмысливается происшедшее событие в литературе, искусстве, в устном творчестве; в это время нация живет без предельного напряжения сил, происходит накопление экономического потенциала, медленное изменение институциональной самоорганизации в политике и других сферах культуры. Наконец, эпохи раздробленности, Смуты, революций можно считать эпохами упадка национального самосознания, его вектор направлен вниз. Колебания вектора — одна из конкретных форм проявления национального самосознания в разных странах, в том числе и в России.

В современной России прослеживается смена направленности самосознания русских по сравнению с направленностью во времена Пушкина, потому что

явно происходит смена духовных ориентиров с идео-кратического пути развития страны на потребительские установки. В свою очередь, вектор самосознания эпохи Пушкина совершенно очевидно другой, нежели вектор самосознания эпохи Смуты: это касается как поведения высшего и низших сословий, так и государственного самосознания. При Пушкине страна переживала расцвет могущества и культуры: Россия прирастала территориями на южных рубежах и обладала единством высшего сословия, а именно единство последнего в России, как нигде в мире, определяет стабильность государства и общества.

Несмотря на сложные отношения с Советской властью, В. И. Вернадский утверждал: «Задача сохранения единства Российского государства — уменьшение центробежных сил в его организации — является одной из наиболее важных задач государственной политики» [1], и он же отмечал в 1920 году, что российская интеллигенция не понимала огромного значения государственности перед революцией [1]. Хорошо известно, что сформировавшаяся из других социальных слоев советская творческая интеллигенция в годы перестройки снова приняла в развале СССР активное участие. Это доказывает объективность (независимость от конкретного исторического поколения и конкретного общественного класса) самосознания идеологически активного слоя народа в России.

Категории самосознания историчны, то есть они созревают и появляются в определенную историческую эпоху, занимают среди категорий определенное место, играют в эпохе определенную роль, тогда как в другую эпоху место и роль могут поменяться. Однажды возникнув, категории развиваются в соответствии с направлением развития всей системы, то есть национального самосознания в целом.

На каждом этапе развития нации ведущей ценностью всякий раз оказывается измененная духовнополитическая ценность. Эти ценности сменяются не произвольно, а в определенной преемственности друг с другом, причем ценность «православная религия» не уходит вообще, а заменяется ценностью «защита православия»: с пассивного отношения, усвоения ценность переходит к активной фазе — защите как идеологической ценности для народа и государства. Ценность «соборность земли» тоже есть развитие православной идеи: ведь церковь сама по себе есть духовная соборность, единство и братство во Христе. Однако это идея не только духовная, но и политическая: на базовом социально-экономическом уровне русского общества мы видим крестьянскую общину, которая держится на принципе единства и взаимопомощи, а на самом верху общества — монархию, утверждающую принцип единства и помощи общинам в крайних случаях. Ведущая духовно-политическая ценность воплощает собой историческую фазу созревания прототипа русского национального идеала и задает ориентир одному этапу развития.

В связи с этим представляется, что основным критерием. выделения этапов развития национального самосознания является появление новой ведущей духовно-политической ценности и смена прежней ведущей ценности. Разумеется, это не значит, что сама ценность возникает ниоткуда и независимо от экономических, политических и социальных условий в данное историческое время.

Этапы развития национального самосознания

Как известно, нация в своем развитии проходит несколько исторических этапов: союз племен, народность, народ, нация. В соответствии с этим, сохраняя изначальные архетипы и постепенно приобретая новые черты, изменяется национальное самосознание. Национальное самосознание созревает далеко не сразу, но лишь на достаточно зрелой стадии развития народа и государства. Самосознание постепенно проходит этапы накопления элементов объединения и рефлексии, пока не достигает некоторой критической точки, где начинается новый этап развития, в зависимости от задач, стоящих перед общностью.

Основополагающая идея самосознания — идея общности на таких основаниях, как общий язык, общность территории, религия. Идея общности дополняется идеей единства перед внешним миром, в особенности перед внешним врагом — например, немецкой нации перед католической экспансией Рима, русских перед натиском Степи или того же Рима. Общность есть внутренний мотив сплочения, единство — внешний мотив сплочения. Идеи общности и единства опираются на сознание своего национального интереса, в чем бы он ни состоял, во внутренней и внешней жизни народа и политике.

Национальное самосознание развивается вслед за самой нацией, от этапа к этапу. Каждый этап сопровождается постановкой новой задачи, новой цели: каждый раз цель ставится в соответствии с теми условиями, в которых оказываются народ и государство.

Не всегда эти задачи идут по восходящей линии, могут быть задачи и по нисходящей, а могут быть задачи возвратного характера, как не раз у России, Германии, Польши, Китая, Индии, Японии по восстановлению государственности, границ, культуры и т.д. Национальное самосознание часто опирается в решении современных задач на традицию, как надежное обоснование правильности, но отнюдь не всегда.

В формировании нации начиная с XX века в теории национального вопроса принято выделять следующие этапы:

1. Родоплеменная общность — языковая и территориальная общность людей, основанная на общей собственности в условиях присваивающего и производящего хозяйства.

2. Народность или народ — исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, которая формируется с возникновением частнособственнических земельных отношений и свойственна для рабовладельческого строя и феодализма.

3. Нация — исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, формирующаяся на основе капиталистического производства и обмена.

Этап неполитического (догосударственного) самосознания. Ведущая духовно-организационная ценность — язычество и родоплеменное единство. Язычество — религия многобожия, тесно связанная с жизнью рода.

В начальном периоде становления древнерусского государства — в VII — VШ веках — связи между племенами держались на кровном родстве, политическое единство не играло ведущей роли. Радимичи и вятичи в преданиях свою общность возводили к двум родным братьям — основателям родов Радиму и Вятко. Формирование государственности с самого начала оказалось противоречивым и протекало в условиях борьбы за власть между племенной знатью и военным предводителем — князем. В конечном итоге победила военная дружина во главе с князем, что дало саму возможность возникновения централизованной власти и государства.

Этап удельного и раннего государственного самосознания. Ведущая духовно-политическая ценность — укрепление православия и единства народа и государства.

Самосознание князей и народа в эту эпоху — удельное самосознание, отождествление себя не со всем русским народом и государством, но со своим уделом. Основы общности — это родственность местных языков и православная религия, основы единства отсутствуют или не являются необходимостью князьям и населению. Хозяйство натуральное, хозяйственные связи между княжествами не ведут к потребности в едином рынке страны. Внешнеэкономические связи обслуживают потребности князей и боярства и связаны в основном с потреблением роскоши, поэтому не могут играть большой роли в жизни всего народа, не создавая потребности в развитии общего рынка страны.

Политическое единство Киевской и Владимирской Руси держится на родственных и вассальных связях между великим князем и удельными князьями: великий князь обычно старший в правящем Русью роде и наделяет уделами других членов рода. Удельные князья — сначала наместники великого князя, с конца XI века — наследственные владетели. Таким образом, самосознание элиты по своей сути — родовое, и лишь в правление Владимира I мы видим формирование

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009

государственного самосознания, что подтверждается рядом признаков.

Во-первых, великий князь перестал опираться на родовые традиции и ввел единое законодательство по своему усмотрению — «Устав Владимира», а это значит, что он уже не военный предводитель, а полновластный правитель Киевской Руси. Для всех подвластных земель устанавливается правовое единство. Эта форма самосознания также объединяет народ в целостное социально-политическое образование, формирует единое представление о нормах жизни. Для сравнения: в Великом Новгороде в это же время князь не имеет права издавать законов, он только предводитель дружины для защиты от внешнего врага, не имеющий права вмешиваться во внутренние дела управления.

Во-вторых, наложение штрафов в пользу казны означает, что великий князь стал и верховным судьей, назначающим судей по своему усмотрению. Он же регулирует отношения государства и церкви по имущественным и неимущественным отношениям. Для содержания церкви установлен сбор десятины от всех доходов, а сама церковь получила право устанавливать каноны богослужения и своей внутренней жизни, а также регулировать брачные отношения в обществе. Государственное самосознание нуждается в идейном союзнике в лице религиозного самосознания, поскольку единство государства и народа нельзя удержать на одной силе, и оно прибегает к этой помощи через наделение церкви средствами существования.

В-третьих, Владимир принял решение о крещении Руси единолично, не опираясь на решения схода соседских общин, а это также означало утверждение государства и упразднение родового обычая как ведущего вида самосознания.

Вместе с тем митрополит — глава православия на Руси — назначается Константинопольским патриархом из числа иностранцев, знающих русский язык. То есть в духовной области русский народ еще не обрел суверенитета, не обладал развитым, полноценным самосознанием, требующим полной независимости.

Самосознание централизованного государства. Ведущая духовно-политическая ценность — это укрепление монархии и защита вселенского православия. В эпоху формирования Московского царства удельная замкнутость и самодостаточность размыкается насильственно, сверху, через формирование единой фискальной системы, единой оборонительной системы и единого государственного управления.

В стране появляется единый политический центр, столица государства — Москва, центр бывшего удельного, затем великого Московского княжества. Собирание земель вокруг центра происходит и силовыми, и экономическими методами с приобретением права князем Московским собирать дань для Золотой Орды со всех русских земель. Удельная политика перерастает во всерусскую, тем самым и удельное самосознание перерастает во всерусское, в понимание необходимости политического объединения всей Руси для борьбы за национальную независимость; на этом этапе идет ожесточенная борьба с удельным сепаратизмом княжеств.

В Московском княжестве в XIV веке впервые появляется митрополит из русских, который также поддерживал идею национальной независимости. Это свидетельствует о подъеме национального самосознания в духовной сфере с уровня окраинной митрополии до уровня самоуправляющейся церкви, что способствует национальному объединению вокруг

христианских духовных ценностей: ведь при этом обряды, богослужение совершаются не на греческом языке, а на родном русском. Тем самым христианство глубже укореняется в народном самосознании как средоточие совести и высшего суда.

Победа на Куликовом поле была актом торжества самосознания единого народа, окончательно похоронившего удельное самосознание. Через сто лет было окончательно свергнуто татарское иго, а Московское княжество стало Московским царством, то есть стало выступать на международной арене как суверенное государство, царь стал в один ряд с европейскими государями. В эту эпоху идет активная дипломатическая борьба за признание Московского царства как равноправного участника европейской политики. Самосознание нации выходит на внешний уровень, где ему противостоят национальные самосознания других стран, следовательно, ему необходимо научиться защищаться и нападать.

Всплески национального самосознания после объединяющих нацию побед над врагом в военной или духовной сфере ведут за собой резкие изменения национального языка. Н. Карлов отмечает, что национальный русский разговорный язык сформировался после отмены монголо-татарского ига, в конце XV века [2]. В теории языка мы обнаруживаем деление на древние, средние и новые формы функционирования национальных языков в точном соответствии с этапами исторического развития той или иной нации. А. Горшков указывает, что какой бы принцип периодизации языка ни выдвигался на первый план, любой из них связан с историей народа и «...поэтому определяющим фактором для периодизации истории русского литературного языка является связь истории языка с историей народа» [3]. Автор учебника истории английского языка В. Д. Аракин выделяет родовые, племенные языки, языки народностей и национальные языки [4].

Конец этого периода завершился системным кризисом национального самосознания — Смутой, причинами которой были раскол высшего сословия и его недовольство своим положением, пресечение династии Рюриковичей, нелегитимность новой династии, массовые бедствия народа и падение нравов во всех сословиях, иностранные интересы. (Смуты — это ключ к коренным особенностям русского самосознания, поэтому они требуют специального исследования.)

Самосознание этапа превращения царства в империю. Ведущая духовно-политическая ценность — соборность русской земли, единение между сословиями и землями. Как отдельный этап национального самосознания этот период необходимо выделить по следующей причине: самосознание народа постепенно перерастает этническое, самосознание государства перерастает границы внутренних политических задач, все более сосредоточивается на решении внешнеполитических как условии решения внутренних проблем.

Начало XVII века отмечено Смутой и весьма примечательным фактом политического самосознания: самозванец Лжедмитрий объявил себя императором в то время, когда в Европе такой титул имел право носить только государь Священной Римской империи. Лишь более века спустя царь Петр затвердил за собой этот титул, а за Россией статус империи — государства, способного влиять на политику других государств. Историк В. О. Ключевский назвал XVII век «бунташным веком» за обилие бунтов и крестьяских войн. Но именно в этом веке, после окончания Смуты, в России утверждается новый политический принцип:

принцип соборности народа и государства. Все сословия состоят на службе: крепостные крестьяне работают на помещиков, как на служилое сословие; помещики служат царю-батюшке; а сам царь — отец народа и господин для бояр и дворян, служит всей земле и отвечает за нее перед Богом.

Соборные начала Московского царства при Иване Грозном и Алексее Михайловиче, а в промежутке между ними потрясения XVI — XVII века знаменуют собой переходную эпоху от одного этапа национального самосознания к другому, от эпохи великого княжества к эпохе имперской. Насыщенность, непрерывность и длительность разнообразных конфликтов и преобразований сверху в коротком, историческом. периоде является признаком, подступающих качественных изменений в самой нации. Здесь мы сталкиваемся с таким явлением, которое можно назвать точкой поворота. Обычно это историческое событие, которое завершает собой одну историческую эпоху и начинает другую — война, революция или религиозная реформа — примеров в истории много. Впервые на это явление обратил внимание М. В. Крюков, который называл его «кульминационными», «критическими точками», «перерывами в непрерывности» [5].

Самосознание имперского этапа. Ведущая духовно-политическая ценность — величие державы и народа, культурное влияние на другие народы.

Чтобы понять основные причины превращения России в империю, необходимо понять особенности условия ее существования. На западе от нее расположены более экономически развитые и многолюдные страны, со стороны которых постоянное стремление к захватам русских земель. На юге также более старые и развитые в политическом отношении государства, которые терзают грабительскими набегами ее границы, угоняют в рабство и без того малочисленное население; на востоке от нее — то же самое. Россия к тому же — самая большая равнина Старого Света, Евразийского материка, которая связывает Европу с восточной окраиной Азии. Расположенная в таких суровых климатических и политических условиях страна неизбежно должна была охватить собой все это пространство для предотвращения угроз своему существованию, то есть либо стать империей, либо погибнуть как самостоятельное государство, как национальная культура.

Как известно, империя сформировалась после окончания тяжелейшей Северной войны со Швецией, и Петр стремится укрепить влияние России преобразованиями армии, экономики, аппарата государства, современными наукой и просвещением, политическими союзами со странами Европы и династическими браками племянниц и дочерей. В дальнейшем Россия активно использует все свои ресурсы для влияния на политику в Европе (помощь Австрии, Италии, Греции, Болгарии) и даже за ее пределами во время освободительной войны США с Великобританией.

Одним из главных итогов формирования имперского самосознания является литературный русский язык: бурное развитие культуры во всех областях, а вслед за этим и самосознания, настоятельно требовало появления нового, более гибкого и совершенного языка для обеспечения развития всех сфер культуры удобным и единым средством общения.

В XIX веке широкое распространение получила официальная доктрина имперского самосознания, выдвинутая графом Уваровым: «Православие, само-

державие, народность». Либеральным самосознанием она считалась реакционной, однако, если ее сравнить с русским идеалом «единство и братство людей на основе правды», то третья часть почти полностью ему соответствует; вторая часть толкует единство русской нации односторонне, сверху; что касается православия, то оно оказало мощное объединяющее влияние на формирование самосознания нации. Таким образом, официальная доктрина империи являлась перекошенной моделью национального идеала, но вовсе не чужеродной, какой оказалась доктрина либерального переустройства России по образцу США, выдвинутая интеллигенцией в начале 1990-х годов.

Самосознание постимперской модернизации России. Ведущая ценность — постимперская модернизация на основе политического консерватизма и экономического либерализма, в перспективе постепенное уменьшение роли государства и увеличение роли гражданского общества.

Имперская составляющая культуры отнимала у России много ресурсов, воспроизводство полуфеодальных сословий и государственного капитализма в СССР не давали завершиться процессу глубоких институциональных преобразований в стране: образованию экономических классов, развитию частной собственности, что мешало самому правящему классу добиваться своих целей во внутренней и внешней политике.

Многочисленность потрясений и достижений XX века в России также является признаком переходной эпохи — от. имперской самодостаточности к многополюсной взаимозависимости вовне и постимперской модернизации внутри. Самосознание ведущих наций мира сейчас вступило в условия глобальной конкуренции, более ожесточенной, чем полвека назад; но и у глобальной конкуренции есть пределы, ограниченные устойчивостью несущих элементов системы мировой безопасности. Внутренняя целостность национального самосознания России — это залог безопасности нашей культуры и с нею страны в перспективе.

Библиографический список

1. Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский; предисл. Р.К. Баландина. — М. : Айрис-пресс, 2007. — 576 с. — С. 565-568.

2. Карлов, Н.В. Честь имени, или О русском национальном самосознании / Н.В. Карлов // Вопросы философии. — 1997. — № 4. — С. 71.

3. Горшков А.И. Теория и история русского литературного языка : учеб. пособ. по спец. «Русский яз. и литература» / А.И. Горшков. — М. : Высш. шк., 1984. — 319 с. — С. 55.

4. Аракин В.Д. История английского языка : учеб. пособие. — 2-е изд. — М. : Физматлит, 2001. — 272 с. — С. 11.

5. Крюков В.М. Эволюция этнического самосознания и проблемы этногенеза: Расы и народы. — М., 1976. — Вып. 6. — С. 62.

ШИШКИН Василий Архипович, соискатель ученой степени кандидата философских наук при кафедре философии, старший преподаватель кафедры педагогики.

632387, г. Куйбышев, Новосибирская обл., ул. Молодежная, 7.

Статья поступила в редакцию 19.02.2009 г.

© В. А. Шишкин

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.