УДК 321
ВОЛЬТЕР О.В. Основные этапы формирования
духовно-политической основы российской государственности
В данной статье проанализированы основные этапы формирования духовно-политической основы российской государственности. Рассмотрено становление русской национальной идеологии в отечественной духовно-политической мысли как основы государственной целостности России.
Ключевые слова: русская национальная идеология, российская государственность, национальное самосознание.
Становление русской национальной идеологии в духовно-политической мысли принято связывать с возникновением и развитием Древнерусского государства. В XI —XII веках Древнерусское государство переживало свой политический и культурный расцвет. Принятие христианства, распространение письменности и активная политико-правовая жизнь способствовали развитию русского духовно-политического мышления и национальной идеологии.
Принятие Русью христианства обусловило возможность выбора цивилизацион-ной альтернативы, стоявшей перед государством. Вера как духовная основа единства общества определила общее направление развития культуры, особенности политического и экономического строя, условия развития науки, идеологии, философской и духовно-политической мысли. Народ начинает отличать себя по своей религии от других народов. Таким образом, происходит переход от племенной разрозненности к возникновению народа (национальности)какдуховной общности. Поэтому появление понятия "русский народ" неотделимо от принятия православия. Влияние христианской религии на самосознание народа было настолько велико, что племенные самоназвания деревенских жителей были заменены на характеристику их религиозной принадлежности - "крестьяне" (т. е. христиане). Христианство стало основой развития культуры русского народа и помогло сохраниться культурным и духовным традициям даже в самых суровых испытаниях.
В отличие от язычества христианство дало прочную основу государственной власти. Великий князь нес на себе Божье благословение и являлся наместником Бога, воплощавшим его волю на земле, содействующим соединению повседневности и духовного начала. Права верховной власти гарантировались религией и религиозной общиной. Религия заставляла народ примирительно относиться к неизбежному в государстве социальному угнетению, считая это следствием несовершенства и греховности человека. Покушение на власть или права общественной верхушки считалось покушением на основы, данные Богом, и должно подвергаться всеобщему осуждению.
Характерным для развития религиозных взглядов является и то, что чем сильнее социальное и государственное угнетение и хуже живется человеку, тем сильнее его тяга к Богу и более стойкими являются его религиозные взгляды. Религия укрепляет и объединяет общество и государство в критические периоды развития1. Поскольку значительная часть истории России имела "критический", кризисный характер, постольку влияние религиозного самоопределения на ее цивилизационное развитие было достаточно велико.
Древняя Русь находилась на стыке Европы и Азии, в зоне контакта цивилизаций. Принятие византийского православия означало для Древней Руси вхождение в круг христианских стран, открывало путь для политических контактов с Европой. Большие возможности давали особенности
христианства как духовной основы цивилизации, общие для Западной Европы, Византии и Руси. Христианство помогло создать стабильные формы общества и государства. Ощущение своей греховности, свойственное каждому христианину, стремление преодолеть свое духовное несовершенство вели к объединению христиан в церковной общине, представляющей собой инструмент спасения. Церковь объединила сословия в общество, группы населения - в народ, создала духовную основу для этого единства. Одновременно она явилась прочной основой государственной власти. Церковь стремилась к стабильности общества, осуждая одновременно как социальный протест, бунты и восстания, так и чрезмерное накопление богатств и угнетение народа2.
Выбор восточного христианства, византийского православия Древней Русью в качестве государственной религии определил особенности развития государственности и идеологии. Постепенно в государстве складывались политические, экономические и культурные институты, подобные византийским: авторитарная государственная власть, господствующая над церковью и обществом; использование религии для поучения человека, а не для объяснения мира; стремление воплотить в мирской жизни божественный идеал3.
Носители других культур, втянутых в сферу влияния Российского государства, в том числе исламской, иудейской, буддийской, католической, приспосабливались к доминированию православия. Процесс приспособления облегчался тем, что на территории России жили народы, во взглядах и верованиях которых было много общего: пережитки язычества, идеалы авторитарной власти и общинного коллективизма. В частности, это характерно для исламского населения, численность которого быстро увеличивалась в XV -XVI и XVIII- XIX веках. Существование диалога людей разных верований и убеждений, поклоняющихся разным святыням и ориентированных на различные центры восточной и западной культур (Мекку, Иерусалим, Лхасу, Рим), позволяет говорить о российской цивилизации не как о православной, а как о евразийской.
Выбор Востока в качестве объекта взаимодействия для Руси оказался довольно устойчивым. Он проявился не только в приспособлении к восточным формам государства, общества и культуры в XIII-XV веках, но и в направлении экспансии централизованного Русского государства в XVI-XVII веках. Даже в XVIII веках, когда главным стало взаимодействие России и Европы, российская национальная идеология и государственность отличались восточными традициями, что сказывалось в усилении самодержавия и крепостничества как основ европеизации страны.
В этот период закладывались условия для развития диалога русской и восточных, мусульманских культур (частности, татарской, включавшей булгарские и восточно-половецкие элементы). Развивался синтез элементов двух культурных миров, ставших затем основой России как многонационального государства.
Заслуга православия состоит в том, что оно обусловило духовное единство русского народа - ядра российской государственности. Христианство явилось той духовной силой, которая сделала возможным существование и развитие европейской цивилизации, стало исходным пунктом становления современной мировой цивилизации. В этом заключается его всемирно-историческое значение. Ни одна другая религия не смогла сыграть подобной роли. В этом смысле выбор князя Владимира был совершенно верным. Древнюю Русь связал духовный союз с Византией, одним из сильнейших государств на мировой арене того периода. Резко вырос авторитет Руси в Западной Европе, о чем свидетельствуют династические браки русских князей с представителями западных королевских домов, установление дипломатических связей с Римом, торговых и политических отношений со странами Европы. С принятием христианства связано становление русской культуры: появление на Руси славянского письма, появление богослужебных христианских книг, формирование системы образования при монастырях, начинается строительство монументальных каменных церквей, появляется иконопись, искусство, философско-духовное и ли-
тературное творчество, глубоко проникнутое христианскими идеями4.
В древний период зародились духовно-политические концепции, которые, эволюционируя, сохранили свою значимость вплоть до XX столетия. Именно тогда сформировалась и функционировала самобытная версия Древнерусского христианского государства, генезис которой был связан с происхождением династии Рюриковичей от римского императора Августа. В русской культуре уже в XI веке появляется осознание богоизбранности русских, уравнивавшее их с византийцами, претендовавшими на политическое господство в Восточной Европе. Древняя Русь приобрела то единство языка, власти и веры, которое позволило ей восстановить свою целостность после распада государства, а также сохранить его в ходе расселения, колонизации земель. В этот период, несмотря на феодальную раздробленность и предпочтение местных политических интересов общим, было сформировано национальное самосознание.
Поскольку Русь находилась сначала под формальным суверенитетом Византийской империи (будучи фактически независимой), а затем под тюркско-мон-гольским владычеством (чуть ли не на положении улуса Золотой Орды), в политической мысли Древней Руси особое место заняли темы церковно-государствен-ной независимости, суверенности Российского государства, концепция государя-самодержца, т. е. государя, властвующего самостоятельно, единодержавно над всей подвластной ему землей. Фундаментальной политической идеей в отечественной мысли явилась идея великодержавности, которая прошла через всю последующую российскую политическую мысль и отголоски которой слышны до сих пор.
В XI —XII веках в отечественной политической мысли была разработана идеология единодержавия и объединения русских земель (Иларион, Мономах).
Традиции русской национальной идеологии домонгольского периода нашли свое выражение в призыве к объединению русских земель, разорванных междоусобицей, ввиду грозившей внешней опасности, укреплении сильной великокняжеской политической власти, способной преодо-
левать внутренние раздоры и подготовить страну к обороне от завоевателей, а также тревоге за судьбу Родины перед лицом надвигающейся внешней опасности.
XIII век стал одним из самых трагических в истории России: феодальная раздробленность, княжеские усобицы, монголо-татарское нашествие, агрессия со стороны западноевропейских государств. В этих сложнейших условиях перед русским народом встали новые исторические и политические задачи. В политической мысли в качестве основной выдвигается задача освобождения Руси от иноземных захватчиков, которая определяет национальное самосознание, идеологию и общественную жизнь на протяжении XIV века и значительной части XV века.
Начиная с XIII—XIV веков православие становится главной составляющей всей общенациональной идеологии, играет определяющую роль при формировании всех общезначимых общественных идеалов. Ведь сохранение истинной веры, по убеждению мыслителей этого периода, означало и сохранение независимости духовной жизни народа, а независимостьдуховная должна была привести и к восстановлению независимости политической. Поэтому идея защиты православия крепко и непосредственно стала связываться в сознании людей с идеей национально-государственной независимости5.
В конце XV—начале XVI века произошло преодоление феодальной раздробленности и объединение земель вокруг Московского княжества. Это была эпоха образования Руси как единого суверенного государства и формирования в нем сословно-представительной монархии как формы правления. Основными темами политической мысли были проблемы, касающиеся происхождения Русского государства, родословия его князей, формы организации верховной власти и способов ее реализации, взаимоотношения церкви и государства, национальное самосознания и национальной идеологии.
Таким образом, русская национальная идеология, выраженная в отечественной духовно-политической мысли, явилась программой становления Русского государства X—XV веков.
Русская национальная идеология, разрабатываемая в отечественных политических концепциях XVI-XVII веков, явилась следствием и, в свою очередь, обоснованием укрепления России как суверенного централизованного государства.
В1472 году великий князь московский Иван III женился на царевне Софье Палео-лог, племяннице и наследнице последнего константинопольского императора. Иван III впервые заявил о себе как государе всея Руси, приняв в качестве ее государственного герба двуглавого византийского орла. Это послужило делу государственного объединения русских земель, росту влияния и авторитета Московского государства. Именно тогда родилась религиозно-политическая (религиозная по форме, политическая по содержанию) концепция о Москве как "третьем Риме".
Обоснование самодержавия опиралось не только на принципы иосифлянства, но и на концепцию псковского старца Филофея, явившегося русским соавтором идеологе-мы "Москва - третий Рим". В основе теории Филофея лежала философская и богословская идея предопределенности всего происходящего в мире. История человечества предстает нам как история происходящей по воле свыше смены царств, преемственности народов, каждый из которых выступает как носитель, выразитель божественных предначертаний. Два Рима пали, единственным носителем православия осталась Россия, с гибелью третьего царства наступает Страшный суд, конец мира, т.к. "четвертому Риму не быть".
Концепция псковского старца Филофея "Москва - третий Рим" имела для Русского государства огромное значение. Она помогла Ивану III идеологически обеспечить присоединение к Московскому царству в XV веке ряда русских земель, а также противостоять на реке Угре монголо-татарам. Русское государство укрепило свое положение и на международной арене.
Таким образом, идеология Москвы как третьего Рима способствовала укреплению и могуществу Московского государства, царского самодержавия, повышала авторитет и престиж России на международной арене и, что более важно, внутри
страны - в качестве мощного фактора развития русско-российского сознания и самосознания.
Объединенному суверенному Русскому государству более не соответствовала такая форма власти, как раннефеодальная монархия. Возникла необходимость в изменениях организации власти, государственного устройства, новых формах их обоснования, политической и национальной идеологии. В духовно-политических произведениях того времени разрабатывалась не только апология абсолютизма, одной из основных тем становится идея религиозного и исторического возрождения России, православных народов.
Важным фактом в истории Русского государства явилось принятие Иваном IV в 1547 г. царского титула. Став первым русским царем, Иван Васильевич оказался приравненным к величайшим государям прошлого и настоящего, и, таким образом, Российское царство теперь стало полновластным наследником и Рима "ветхого", и Рима "нового"6. В XVI веке Иваном IV были сформулированы и обоснованы основные принципы самодержавной власти русских монархов, явившиеся духовно-политической основой укрепления государственности и национально-государственной идеологии России как централизованного государства XVI -XVII веков.
В этот период особенно четко прослеживаются связи православной и мусульманской культур. Мусульмане в XV веке во все большем количестве становятся подданными Московского государства. До XVIII века официальным знаком русских царей наряду с печатью с двуглавым орлом оставалась тугра с поименованием Аллаха. Мусульмане воспринимали власть московского царя с точки зрения ислама как законную, унаследованную от монгольских ханов: Иван Грозный по матери принадлежал к династии Чингисидов. Отсюда произошло татарское наименование царя - Акпади-шах, т. е. Белый царь, или, как называли русские, Золотой Орды. Поэтому татары, башкиры и другие народы, исповедовавшие ислам, активно шли на службу к царю. Взаимопонимание русских(православных) и мусульман помогло в присоединении Сибири, а затем и Северного Кавказа.
Близость православных и мусульман усиливалась по мере восприятия русскими идеи самодержавия и сопутствующего ей идеала абсолютного повиновения власти, восточных форм прославления владык, государственности и национально-государственной идеологии. В результате центром культурного притяжения для мусульман очень рано стала не только Казань, но и Москва. Идеология самодержавия в России в XVI веке подчас прямо опиралась на восточные образцы.
Во второй половине XVII века в России произошло становление национальной модели абсолютизма — российского самодержавия как особого этапа в развитии российской государственности. Произошло окончательное закрепление царского статуса российских государей. По мере укрепления организующего центра происходит укрепление национальной идеологии, которая выражалась в религиозных реформах и по поводу которых велась ожесточенная борьба. Была осознана важность самой миссии России, выдвигавшейся в качестве национальной стратегии. Шло формирование русской нации. Понимание происхождения и сущности самодержавной царской власти, представление об идеальном православном государе, о божественном происхождении монаршей власти, учение о преемственности власти русских царей от византийских императоров и римских цезарей, роль Русской Православной Церкви в укреплении российской государственности становятся основными темами в отечественной политической мысли XVII века.
Таким образом, русская национальная идеология, разрабатываемая в отечественных политических концепциях XVI— XVII вв., во многом способствовала укреплению России как суверенного централизованного государства.
К началу XVIII века тенденция к превращению сословно-представительной монархии в абсолютную стала определяющей в практике реализации верховной власти. Русская национальная идеология формируется как основа идеологии самодержавной власти Российской империи. Организация государственной власти и
система управления подверглись существенным изменениям. В 1721 году Петр I принял титул Отца Отечества, Императора Всероссийского Петра Великого. Московское государство превратилось в Российскую империю.
В эпоху Петра Великого была осуществлена одна из самых великих трансформаций истории России, а именно планомерное и радикальное включение страны в систему мировой — в тот период западноевропейской — материальной и духовной культуры. Европеизация социально-экономической, политической и культурной жизни не означала разрыва с национально-самобытными началами русской жизни, она существенно обогащала эти начала, придавала им современные уровень и формы. Эти преобразования затронули не только экономику, политику, военное дело, но и духовный мир человека, его национальное самосознание. Петровские реформы способствовали формированию социально-экономических, политических, идеологических и духовных основ абсолютной монархии в России. В этот период было дано рационалистическое обоснование идеи божественного происхождения верховной власти, сформулирована официальная доктрина самодержавия. Преобразования в России в XVIII веке привели к освобождению быта, культуры и духовной жизни от влияния церковной идеологии.
Сложные процессы в политических и национальных отношениях, в которые была втянута Россия в XVIII веке, стимулировали развитие национального самосознания русского народа, осознание им величия своего государства, объединившего множество народов и добившегося громадных успехов. Русское национальное самосознание из формы национальной психологии выросло до уровня идеологии и культуры, открыло дорогу процессу национального самопознания.
Особенности развития Российского государства определили то, что русское национальное самосознание во многом носило имперский характер. Лица нерусских народностей, населявшие территорию Российской империи, именовались "инородцами". Царское правительство не жела-
ло замечать накопившиеся противоречия в культуре русского, украинского и белорусского народов, зачисляя их всех в разряд "русских", и не считалось с наличием украинского и белорусского языков. Национальная политика царизма вызывала противоречия между русскими и украинцами, грузинами, казахами. Однако благодаря активной внешней политике во второй половине XVIII века Россия была признана великой европейской державой. События XVIII века резко изменили положение России в системе европейских стран и самосознание русского народа. Вместе с тем они заложили глубокие противоречия в государственных и национальных отношениях, народном самосознании, во многом не разрешенные до сих пор, о чем свидетельствуют противоречия на Северном Кавказе.
Труды мыслителей этого периода вдохновлялись национальным самосознанием, искавшим для себя обоснование вне прежней церковной идеологии. Здесь мы находим секуляризованный национализм, соединенный с гуманизмом. Уже не святая Русь, а Великая Русь вдохновляет их. Идея величия России проходит через все политические работы той эпохи.
Таким образом, к началу XVIII века тенденция к превращению сословно-пред-ставительной монархии в абсолютную стала определяющей в практике реализации верховной власти. Русская национальная идеология в отечественной политической мысли XVIII века выступила в качестве обоснования идеологии самодержавной власти Российской империи. Во второй половине XVIII века произошло завершение развития модели российской абсолютистской монархии. В отечественной политической мысли сложилась концепция самодержавной власти.
К началу XIX века происходит рост авторитета России на международной арене. Россия превращается в великую европейскую державу. В результате внешней политики к России были присоединены огромные территории. Россия стремилась к укреплению связей с вновь присоединенными территориями, в значительной степени заселенными мусульманами. Этой цели служил закон 1773
года "О терпимости вероисповеданий", запрещавший православному духовенству вмешиваться в дела других конфессий. В 1788 году в Уфе был создан муф-тият, управляющий делами мусульман России, появились мусульманские школы. В 1702 году в Казани начала издаваться исламская литература.
Благодаря этому, несмотря на ряд восстаний (имама Мансура на Кавказе в 1785 году и С. Датова в Казахстане в 1783-1797 годах), интеграция мусульман шла довольно быстро. Этот факт был вынужден признать даже турецкий султан, назвавший мусульман России "ассимилированными русскими", то есть включенными в российское культурное пространство. Крепли связи русских и буддистов (бурят, калмыков), признавших Екатерину II Бодхисат-твой (просветленной, спасительницей). Этот акт приравнивал ее к буддийским правителям, таким как китайский император, короли Шри-Ланки и Бирмы, и обосновывал духовный характер ее власти.
Переплетение сложных политических и национальных отношений, в которые была втянута Россия в XVIII-начале XIX века, стимулировало развитие национального самосознания русских, осознания ими величия своего государства, объединившего множество народов и добившегося огромных успехов. Таким образом, русское национальное самосознание из формы национальной психологии выросло до уровня идеологии и культуры, открыло дорогу процессу национального самопознания.
Политика Российской империи в отношении мусульманских народов Кавказа, некоторые из которых (адыги, кабардинцы, черкесы) с VI- VII вв. стали христианами, но в XV- XVII веках были обращены в мусульманство крымскими ханами, привела к Кавказской войне (1834-1859), самой длительной, которую Россия вела в XIX веке. После ее окончания горцы и казаки воевавшие долгие годы и имевшие в культуре много общих архаических черт, оказались связанными сетью побратимо-ку-нацких отношений. Именно межчеловеческие отношения стали главными в поддержании мира между ними. Северный Кавказ и Дагестан были присоединены к России.
Необходимость определения места России среди цивилизаций мира встала остро и в связи с ее завоеваниями в Средней Азии. Во второй половине XIX века Ташкент, Самарканд, Кокандское ханство, Бухарский эмират, а также Хивинское ханство признали политическую зависимость от России. В этот период идет развитие конфессионального и национального, а также цивилизационного самосознания мусульман России, которых к концу XIX века было столько же, сколько и в Османской империи, — 18 миллионов человек. Это был достаточно сложный и противоречивый процесс. Большинство мечетей контролировали последователи традиционного ислама — кадимисты. Они лояльно относились к Российскому государству, которое предоставляло мусульманам возможность соблюдать свои обычаи и законы, но не воспринимали влияния западной и русской культуры, считая, что ислам дает ответы на все вопросы7. На Северном Кавказе той же позиции придерживался мюридизм как традиционалистская реакция на русское влияние. Традиционалисты проповедовали "братство и единство всех национальностей под флагом ислама". В противовес панславизму русских они распространяли идеи панисламизма, заимствованные в Турции. Этот факт препятствовал культурному диалогу в России.
В то же время среди мусульманской интеллигенции возрастал интерес к русской и западной культуре. Казахский ученый и просветитель Ч. Валиханов еще в первой половине XIX века говорил: "Без России мы пропадем. Без русских мы только Азия и ничем другим без нее не можем быть". На основе подобных идей в 80—90-е годы XIX века в Поволжье, а затем в Средней Азии зародилось обновленческое движение в исламе — джадидизм, — выступавшее за европеизацию исламской науки и просвещения, очищение ислама, стремление сочетать его с западной наукой и преподаванием его на русском языке8. В начале XX века оно распространилось в Дагестане и Азербайджане. Формулируя отношение мусульман к роли Российского государства в их исторической судьбе, Исмаил Гаспринский считал, что мусульманские территории вошли в
состав России "в моменты исторической необходимости", то есть по воле Аллаха9. Тем самым утверждалась мысль о провиденциальном, то есть по воле Бога, единстве судеб православных и мусульманских народов на территории России.
Таким образом, российские мусульмане не только стремились доказать свою полную способность воспринять идеал российской цивилизации, понять свое место в ней, но и пытались содержательно развить этот идеал, соотнести его с идеалом мусульманской и мировой цивилизаций. Это явилось широкой основой для развития культурного диалога православных и мусульманских народов в процессе развития государственности и национально-государственной идеологии России.
Становление национального самосознания, сформировавшегося в политической мысли XIX века в "Русскую идею", явилось отражением поисков путей развития российского общества и государства XIX века. Вопрос о путях развития России особенно остро волновал российское общество в переломные периоды развития государства. Анализируя развитие русской мысли, Н. Бердяев писал: "Подводя итоги русской мысли XIX века на социальную тему, русским исканиям социальной правды, можно сказать, что в России вынашивалась идея братства людей и народов. Это была "Русская идея"10.
1 Кубланов М. М. Происхождение христианства. М., 1974. С. 132.
2 Основы православной культуры. М., 2001. С.117.
3 Игумен И. Экономцев. Православие. Византия. Россия. М., 1992. С. 53.
4 Аванесова Г. А. Роль православия в развитии отечественной культуры // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 2. С. 52—68.
5 Миронов А. В., Бабинов Ю. А. Основы религиоведения. Государственно-церковные отношения // Социально-политический журнал 1999. № 3. С. 43.
6 Карташев А.В. Церковь, история, Россия. М., 1996. С. 47.
7 Васильев Л.С. История религии Востока. М., 1988. С. 212.
8 Крывелев И.А. История религии: очерк. В 2 т. 2-е. изд. М., 1988. Т 1. С. 287.
9 Гайнутдин Р. Ислам: вера, милосердие, терпимость. М., 1999. С. 98.
10 Бердяев Н. Русская идея. М., 1999. С. 87.