дискуссия
журнал научных публикаций
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Е. В. Чанкова, канд. пед. наук, кафедра истории, теории и методологии социологии, Российский государственный социальный университет, г. Москва, Россия, [email protected]
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОИ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОНЯТИЯ
Актуальность феномена коммуникативной компетентности личности связана с переходом на постиндустриальный этап развития, вызвавшим базовые изменения в способах взаимодействия. Рассмотрение понятия коммуникативной компетентности необходимо в связи с этим для развития научного аппарата, отражающего современность. Ранее коммуникативная компетентность личности как базовое понятие социальной коммуникации, определяющее результативность всех социальных взаимодействий и, в итоге, социальное благополучие общества, специально не рассматривалась в социологической науке.
Цель данной статьи заключается в том, чтобы проанализировать эволюцию представлений о коммуникативной компетентности и на этой основе раскрыть специфику понимания коммуникативной компетентности в социологии. Для достижения этой цели попытаемся рассмотреть коммуникативную компетентность личности как социологическое понятие. С учетом тенденций общественного развития под коммуникативной компетентностью будем понимать качество личности, обеспечивающее ее социальность посредством овладения коммуникативными знаниями, нормами и ценностями. Коммуникативная компетентность рассматривается как элемент структуры личности, обеспечивающей равновесное положение личности в социуме на основе достижения самоидентичности. Коммуникативные знания, нормы и ценности являются показателями наличия коммуникативной компетентности личности.
Исследование общественных отношений, изучение взаимосвязей между людьми можно встретить у многих мыслителей, начиная с древнегреческих трактатов, прежде всего в сочинениях Аристотеля и Платона. Анализ текстов Аристотеля показывает, что он видит человека социальным, а его взаимосвязи, компетентность в общении являются результатом его свободного выбора. Аристотель отмечает, что коммуникативные нормы и ценности индивидуальны.
Анализ социальной мысли Нового времени (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо) приводит к выводу, что люди переходят «...из естественного состояния в социальное»1 вынужденно, путем общественного договора. Общественный договор есть, на наш взгляд, не что иное, как форма социального взаимодействия, в основе которого лежит коммуникативная компетентность, так же вынужденная. То есть происходит развитие институциональной идеи, поскольку договор есть не что иное, как прообраз социального института, внутри которого имманентно присутствует идея коммуникативной компетентности институционального характера.
Характеризуя классическую социальную мысль XIX в., и, прежде всего, европейскую (О. Конта, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера), представляется важным отметить идею разделения труда как определяющую характер социального взаимодействия. Так, О. Конт разделение труда видит как фундаментальный социальный факт, как главное условие социальной жизни, ведущее к социальной солидарности. Общество, и, в частности, семью, Конт видит условием
№ 10 (18) ДЕКАБРЬ 2011
ДИСКУССИЯ
журнал научных публикаций V
реализации социальном природы человека. Э. Дюркгейм — вслед за О. Контом — развивает идею органической солидарности, противопоставляя ее механической солидарности. По Марксу, способ и характер труда определяет взаимодействие между людьми. Категории «действие», «социальное действие», «поведение», разработанные М. Ве-бером в его «Теории социального действия», представляются родовыми по отношению к понятию «коммуникативное действие личности», в рамках которых следует рассматривать понятие коммуникативной компетентности личности. То есть классический этап развития социологии формирует понимание коммуникативной компетентности, регулируемое такими нормами и ценностями, которые порождаются в индустриальном обществе идеей разделения труда.
В первой половине XX в. в связи с нарастающим усложнением форм социальной жизни и, соответственно, социального взаимодействия, появляется отдельная отрасль социологического знания — социология коммуникаций. В контексте социологии коммуникаций взаимодействие пред- =
стает как сложная многомерная социальная категория, которая существенно уточняет понятие коммуникативной компетентности личности, вносит основания для понимания структуры данного понятия. Специальные теории коммуникаций определили, по мнению автора, основные элементы в структуре понятия коммуникативной компетентности личности: знание, норма, ценности коммуникации: в первую очередь, это исследования Т. Парсонса о структуре социального действия; Ю. Хабермаса — о взаимосвязи морального сознания и коммуникации; Дж. Мида, Г. Гарфинкеля о роли символов во взаимодействии людей; нелинейная модель коммуникации В. Шрама, выразившая идею human communication — в отличие от математической модели К. Шеннона, и т. д.
Термины «коммуникативный» и «компетентность» в сочетании «коммуникативная компетентность» одним из первых употребил американский лингвист Д. Хаймс, который его использовал как альтернативное существовавшему тогда понятию об идеальном участнике коммуни-
В структуре коммуникативной
компетентности: выделяют лингвистическую и прагматиче скую составляющие.
кации (или об идеальном коммуниканте) в теории структурной лингвистики, которое предложил Н. Хомски. Хаймс Д., придавая особое значение ситуативной обусловленности, влекущей за собой определенные погрешности, и, тем самым, указывая на недостаточность понятия «идеальный коммуникант», вводит понятие «коммуникативная компетентность», которое относит к способности человека гибко, точно и быстро использовать язык в меняющихся социальных ситуациях. Это новый этап в развитии понятия — оно не только терминологически определено, но и обосновано. Меняющаяся социальная ситуация настолько динамична, что институциональные нормы не успевают обеспечивать взаимодействие — требуется рефлексивное отношение личности к ситуации коммуникации, что соотносится с парадигмой рефлексивной социологии.
В отечественной педагогике и педагогической психологии в 1990-е — 2000-е гг.
созданы технологии для обучения с ориентацией на развитие коммуникативной компетентности личности в качестве критерия эффективности образовательного процесса (СВЕ-подход) — с учетом требований мировых стандартов (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, И. А. Зимняя и др.)2.
В социальной психологии коммуникативная компетентность является специальным предметом исследования. Для развития коммуникативной компетентности как «свойства личности» предлагаются специальные тренинги. Жуков Ю. М. полагает, что коммуникативная компетентность является способностью устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми3. Психологи связывают коммуникативную компетентность с развитием умений, связанных в первую очередь с ситуациями делового общения.
В лингвистических исследованиях (О. Л. Бутакова, Е. Ю. Калинина и др.) коммуникативная компетентность рассматривается как способность осуществлять речевую деятельность и коммуникативное поведение на основе мотивационного, когнитивно -го, оперативного компонентов. В структуре коммуникативной компетентности выде-
дискуссия
журнал научных публикаций
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ляют лингвистическую и прагматическую составляющие. Лингвисты обращают внимание на языковой аспект изучения коммуникативной компетентности, активно изучая языковую личность и лингвистическую прагматику.
В исследованиях в сфере управления (И. И. Серегина, Т. Ю. Базаров, М. А. Лукашенко и др.)4 проявление коммуникативной компетентности менеджера связывают, с одной стороны, с повышением эффективности управления коммуникациями; с другой — с развитием персональной коммуникабельности, т. е. выделяется управленческий и личностный аспекты коммуникативной компетентности.
В настоящее время различные подходы к рассмотрению и анализу коммуникативной компетентности объединяет ее ключевой признак — умение устанавливать и поддерживать контакты, при этом могут использоваться различные предметные средства — педагогические, социально-психологические, лингвистические и др.
Социологическое понимание коммуникативной компетентности предполагает опору на социальность как личностное свойство, которое обеспечивает построение человеком системы связей и отношений с другими людьми, определяющих его равновесное состояние в социуме (А. В. Соколов, В. П. Конецкая, Т. М. Дридзе, И. А. Виноградова и др.).
Следует отметить определение понятия компетентности проф. С. А. Кравченко: «.овладение базовыми ценностями, нормами, языком, что позволяет индивиду ответственно вступать в общественные отношения, включая способность участвовать в судебных процессах»5. Можно зафиксировать, что социологический контекст понятия проявляется на уровне таких признаков, как общественные отношения, функционирование в обществе, что существенно отличает социологический уровень понятия коммуникативной компетентности. По-видимому, это начало выхода в предметное социологическое поле.
Таким образом, можно говорить о трех этапах в развитии понятия коммуникативной компетентности личности: ♦ в классической социологии — разработка категориального аппарата анализа коммуникативной компетентности
личности (действие, поведение, социальное действие, социальное взаимодействие);
♦ в неклассической социологии — становление социальных теорий коммуникации, предполагающих коммуникативную компетентность;
♦ в постнеклассической социологии — становление современного понятия коммуникативной компетентности, связанного с оформлением компе-тентностного подхода в гуманитарных науках и фиксацией ограниченности современного понятийного аппарата для полноценного описания коммуникативных процессов. Предлагаемая периодизация приводит
к заключению, что понятие коммуникативной компетентности личности следует рассматривать в парадигмальном аспекте, т. е. с методологических позиций. Щ4
1. Гоббс Т Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Соч.: в 2 т. М., 1991. Т 2.
2. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990; Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996; Митина Л. М. Психология профессионального развития. М., 1998; Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования. Центр «Эйдос» http:// www.eidos.ru/journal/2004/.
3. Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг. М.: Гар-дарики, 2004.
4. Серегина И. И. О социально значимых аспектах коммуникативной компетентности российских менеджеров (к постановке проблемы) // Мир психологии. М., 2000. № 2. С. 79; Базаров Т Ю. Компетенции будущего: Квалификация. Компетентность (критерии качества) // wwwtltsu.ru/publectures/lecture_06. html; Лукашенко М. А. Профессиональные компетенции руководителя www.bglitvak.ru; Шакун Ю. А. Профессиональные компетенции сотрудников, как инструмент конкурентоспособности организации. http://www.ctgg.ru/; Нечаев Н. Н., Резницкая Г. И. Формирование коммуникативной компетенции как условие становления профессионального сознания специалиста // Вестник УРАО. 2002. № 1. С. 3-21.
5. Кравченко С. А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь. М.: «Издательство АСТ»; ООО «Транзиткнига», 2004.