Научная статья на тему 'Этапы развития идей педагогической антропологии в отечественной школе'

Этапы развития идей педагогической антропологии в отечественной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
882
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ / ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ШКОЛА / РУССКАЯ ШКОЛА / СОВЕТСКАЯ ШКОЛА / РОССИЙСКАЯ ШКОЛА / IDEAS OF PEDAGOGICAL ANTHROPOLOGY / CHARACTER OF MAN / NATIONAL SCHOOL / RUSSIAN SCHOOL / SOVIET SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малякова Н. С.

Антропологическая тенденция развития отечественной школы требует обновления всех ее сторон: от определения ценностно-целевых основ до разработки образовательных проектов, программ, технологий. В статье дается обоснование границ и сущностных характеристик этапов развития идей педагогической антропологии с позиций понимания самого человека как главной ценности и цели образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT STAGES OF PEDAGOGIC IDEA OF ANTHROPOLOGY IN THE NATIONAL SCHOOL

The anthropological progress of the national school trend requires updating of all its components: from determination of value bases to the development of educational projects, programs and technologies. The paper describes the rationale and the boundaries of the essential characteristics of the stages of development of the ideas of educational anthropology from the viewpoint of understanding the man as the main value and goal of education.

Текст научной работы на тему «Этапы развития идей педагогической антропологии в отечественной школе»

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ

УДК 37.017.925

Н. С. Малякова

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИДЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ

Антропологическая тенденция развития отечественной школы требует обновления всех ее сторон: от определения ценностно-целевых основ до разработки образовательных проектов, программ, технологий. В статье дается обоснование границ и сущностных характеристик этапов развития идей педагогической антропологии с позиций понимания самого человека как главной ценности и цели образования.

Ключевые слова: идеи педагогической антропологии, образ человека, отечественная школа, русская школа, советская школа, российская школа.

Для выделения этапов развития идей педагогической антропологии в отечественной школе принципиально важным является уход от субъективных оценок различных идеологий образования человека. Необходимо выделить связь преемственности, указывающей на антропологическую традицию в отечественной школе. Основополагающим здесь выступает положение Н. В. Крыловой, А. П. Огурцова, В. В. Платонова об антропологической традиции в образовании как механизме хранения и передачи опыта образования человека, как связующем звене между прошлым и будущим, как специфической форме трансляции «образа человека», указывающее на необходимость раскрыть содержание целостного духовного опыта образования человека в отечественной школе [1, 2].

Периодизация этапов развития идей педагогической антропологии в школьном образовании России опирается на изучение ряда групп источников, среди которых:

- труды педагогов-антропологов России от середины XIX до начала XX в. (К. Д. Ушинского и плеяды его современников);

- труды о формировании «нового человека» в советской школе, отражающие принципиально иную методологию образования;

- педагогико-антропологический опыт В. А. Су-хомлинского, педагогов-новаторов;

- труды о гуманизации современного российского образования;

- документы отечественной школы, в которых определены пути реализации идей педагогической антропологии;

- диссертационные исследования по педагогической антропологии, начало которым было положено докторской диссертацией Б. М. Бим-Бада «Антропологические основания важнейших течений в мировой педагогике (1-я половина ХХ в.)» 1994 г., в которой дано историческое обоснование

возникновения и развития основных направлений исследования в педагогической антропологии.

А. Я. Данилюк выделяет этапы: «наивной антропологии» (от возникновения образования в России до середины XIX в.); «суммативной антропологии» (60-е гг. XIX - конец XX в.); «феноменологической антропологии» (XXI в.). Характеристики этапов определяются здесь пониманием особенностей взаимодействия учителя и ученика. Наивность, по мнению ученого, заключается в ориентации взрослого в воспитании ребенка на свой собственный внутренний мир; суммативность - в поиске методов получения знаний о ребенке, в создании «проективного антропологического пространства»; феноменология - в выделении феномена человека в контексте образования [3].

Периодизация этапов развития идей педагогической антропологии в России привлекает к себе внимание исследователей. Выделяется ряд кандидатских диссертаций по данной проблеме. Е. Г. Ильяшенко в развитии педагогической антропологии в России дает характеристику этапа от конца XIX до 80-х гг. XX в., представленного трудами П. Ф. Каптерева, А. Ф. Лазурского, В. М. Бехтерева, П. Ф. Лесгафта, М. И. Демкова, М. М. Рубинштейна, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, В. В. Зеньковского и других [4]. В свою очередь Е. В. Гентух выделяет этапы: антропоре-гламентский (XI-XVIII вв.) - появление антропологических предпосылок в образовании; антропосо-циоцентристский (XIX - 80-е гг. XX в.) - антропологическое осмысление педагогики; антропоцен-тристский (80-е гг. XX - начало XXI в.) - раскрытие педагогической антропологии как интегративного научного направления в образовании [5]. И. С. Смирнова пишет о 4 этапах: 1) 50-60-е гг. XIX в. - формирование предпосылок к возникновению педагогической антропологии в России; 2) 6070-е гг XIX в. - деятельность К. Д. Ушинского;

3) 70-80-е гг. XIX в. - разработка идей педагогической антропологии последователями К. Д. Ушин-ского; 4) конец XIX - начало XX в. - развитие различных направлений педагогической антропологии в России [6].

В нашем исследовании основой для определения границ этапов развития идей педагогической антропологии в отечественной школе является понимание характеристик человека как ценностноцелевой основы образования. Изучение указанных выше источников позволяет выделить этапы: «русской школы» - от середины XIX до начала XX в.; «советской школы» - от 1918 до 1988 г.; «российской школы» - от 1988 г. по настоящее время. Рассмотрим характеристики этих этапов подробнее.

В литературе по истории образования в России все школы XIX - начала XX в., как правило, называются русскими: классическая гимназия с двумя древними языками или с одним латинским языком, реальная гимназия без древних языков и др. В русской школе, по мнению В. З. Смирнова, Ш. И. Ганелина, С. Ф. Егорова, Н. К. Гончарова, утверждались схоластические принципы классицизма, основанные на бессмысленной зубрежке и выполнении многочисленных письменных упражнений на латыни. Русская школа рассматривается ими как образовательное учреждение, в котором практически не учитывались особенности природы ребенка. Урок длился ровно час, а перемены между уроками составляли всего 5 мин. Дети находились в напряжении при хроническом недостатке свежего воздуха. Вызывают нарекания и методы, и катехизические приемы преподавания, и однообразие деятельности детей. В этой русской школе отсутствовало понимание особенностей природы ребенка, не имелось элементарных представлений о создании условий для его развития. Ш. И. Ганелин характеризует такую русскую школу как «бездушную», называет ее «классическим кошмаром» [7].

Существует и другое понимание русской школы, которое К. Д. Ушинский связывает с идеей народности в образовании. Он выделяет антропологические характеристики в воспитании человека, отражающие национальное самосознание народа. Русская школа в таком понимании неотделима от идеала человека в образовании, который у педаго-гов-антропологов русской школы связан с религиозными убеждениями, с человеческими качествами доброты, великодушия, патриотизма. Принималось во внимание сложившееся за века истории христианское понимание человека как единства духа, души и тела при ведущей роли духовного состава. В трудах русских философов Е. Н. Трубецкого, С. Л. Франка, Н. А. Бердяева, В. В. Розанова,

В. И. Несмелова образование человека представляется как процесс его духовного совершенствова-

ния - обретения веры, надежды, любви к Богу. Следует отметить, что теория эволюции формировала новые представления о человеке, отличающиеся от христианско-антропологических, инициировала дискуссию о природе человека, требовала ценностных, мировоззренческих обоснований антропологических идей.

В современном понимании «русская школа» часто выступает как одна из концепций постсоветского образования (Е. П. Белозерцев, Е. В. Бонда-ревская, В. Н. Ганичев, И. Ф. Гончаров, А. Я. Дани-люк, Н. В. Маслов, В. Г. Торосян, В. Ю. Троицкий). Идеи педагогической антропологии, обеспечивая научное обоснование образования человека, выделяют в качестве главной задачи русской школы возрождение подлинно русского человека, характеризуемого В. Г. Торосян как «духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, преданного своей отчизне, уважающего и знающего свою богатую культуру, ответственного за ее настоящее и будущее» [8, с. 267]. Т. А. Костюкова, С. М. Малиновская, Н. С. Малякова отмечают, что в социальном плане для педагогики русской школы характерно общинное воспитание и связанные с ним межличностные отношения: уважение старших, забота о младших, милосердие к больным, слабым, беспомощным, гостеприимство [9-11]. Пути решения проблемы формирования национального самосознания исследователи русской школы видят в педагогически целесообразном освоении этнических стереотипов поведения, в изучении образцов материальных и других элементов культуры, в разработке и реализации регионального компонента этнокультурного образования.

Анализ источников позволяет выделить следующие антропологические характеристики этапа «русской школы»:

- провозглашение достоинства человека, воспитание уважения к нему;

- христианско-антропологические идеалы воспитания человека;

- антропологическая направленность идеи народности в образовании.

Антропологическая специфика этапа советской школы имеет принципиальное отличие от этапа русской дореволюционной школы. Она обусловлена идеалом формирования «нового человека», сущностными характеристиками которого выступают атеизм, пролетарский интернационализм, коллективизм, коммунистическая мораль. «Новый человек» прежде всего был отречен от христианской веры. Еще в 1903 г. на II съезде РСДРП была принята Программа партии, продекларировавшая отделение Церкви от государства и школы от Церкви. 21 января 1918 г. был издан Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви,

была провозглашена цель формирования атеистического мировоззрения. «Новый человек» должен был быть трудящимся, пролетарием, и, как представитель трудовой профессии, связанным с трудящимися всех стран. Следовательно, он избавлен от национальных особенностей. На первый план выходит его пролетарская классовая общечеловеческая сущность. Поэтому школа становилась трудовой, единообразной для всех. Вариативность школы рассматривалась как тупиковое состояние образования. «Новый человек» представлялся носителем коммунистической морали, призывающей людей объединяться в общем труде, борьбе, выступающей как сознательная дисциплина в подчинении своих интересов коллективу. Воспитать коллективиста - значит создать орудие для коммунистического перерождения общества.

В современном понимании формирование «нового человека» советской школы рассматривается как партийно-государственная заданность, предельная идеологизация, мечта (Н. Д. Никандров, Л. А. Степашко, В. П. Борисенков). Такие взгляды высказывал еще в 30-е гг. С. И. Гессен. В статье «Судьба коммунистического идеала образования» он выявляет глубокие противоречия развития советской школы за 15 лет ее существования и делает вывод: «Уже из этого беглого обзора судьбы коммунистического идеала образования явствует основная присущая ему черта. Он не только оказался неприложимым к действительности, но и сам по себе оказался до чрезвычайности текучим, многоликим и неустойчивым. Общая присущая коммунизму отрицательность явилась для него особенно губительной. Он не только не мог создать ничего положительного, но и сам оказался разъеденным своей внутренней отрицательностью [12, с. 60]».

При всей неоднозначности опыта советской школы на данном этапе выделяются следующие антропологические характеристики:

- идея формирования «нового человека»;

- идея всестороннего гармонического развития личности как единства физического и духовного совершенства, моральной чистоты на основе марксистской идеологии.

Становление современной российской школы осуществляется с середины 80-х гг. XX в. - с деятельности на страницах «Учительской газеты» клуба «Эврика», создания ВНИК «Школа», с провозглашения демократических принципов образования, с принятия нового Закона об образовании. Ее характерные черты оформляются в «Концепции модернизации российского образования» (2002), в положениях «Нашей новой школы» (2010). Эти шаги неуклонно ведут отечественную школу к уважению личности и достоинства ребенка, к признанию ценностей человеческой личности. Главной тенденцией все более выступает ориентация на человека - главного интеллектуального и нравственного потенциала общества. Следует отметить, что с середины 90-х гг. XX в. пошел процесс возрождения антропологических основ педагогики. В публикациях, затрагивающих вопросы антропо-логизации российской школы, высказываются взгляды о необходимости учитывать духовные традиции народа (Е. В. Бондаревская, А. Я. Дани-люк, Ю. В. Троицкий), об обновлении содержания образования (А. Н. Джуринский), о включении антропологических идей в процессы обновления образования (А. В. Хуторской), о «человековедческой направленности» школы, призванной создавать главный ресурс для развития общества - человеческий (О. Н. Смолин), о развитии средствами образования сущностных сил человека (В. И. Слобод-чиков).

Анализ источников позволяет выделить антропологические характеристики современной российской школы:

- тенденцию расширения субъектных характеристик образования;

- выделение ценностей человека в образовательном процессе;

- возрождение идей педагогической антропологии русской школы.

Каждый из выделенных этапов имеет свои особенности, но в целом они демонстрируют антропологическую традицию отечественной школы как устойчивую потребность в педагогическом решении проблемы человека.

Список литературы

1. Крылова Н. В. Антропологические традиции в отечественной философии образования: дис. ... д-ра филос. наук. СПб., 2004. 307 с.

2. Огурцов А. П., Платонов В. В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. СПб.: РХГИ, 2004. 520 с.

3. Данилюк А. Я. Развитие педагогической антропологии в контексте русской культурной традиции // Педагогика. 2003. № 1. С. 82-88.

4. Ильяшенко Е. Г. Становление педагогической антропологии в России: этапы развития, особенности современных подходов: дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 172 с.

5. Гентух Е. В. Генезис идей педагогической антропологии в истории отечественного образования: дис. ...канд. пед. наук. Пушкин, 2006. 161 с.

6. Смирнова И. С. Развитие идей педагогической антропологии в России: дис канд. пед. наук. Армавир, 2009. 182 с.

7. Ганелин Ш. И. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX века / под ред. Н. Г. Казанского. Л.; М.: Учпедгиз, 1950. 275 с.

8. Торосян В. Г. История образования и педагогической мысли: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС-пресс, 2003. 352 с.

9. Костюкова Т. А. Проектирование содержания историко-педагогического образования в контексте традиционных российских духовных ценностей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2005. Вып. 2. С. 145-148.

10. Малиновская С. М. Развитие идей этнопедагогики в историческом контексте // Там же. 2006. Вып. 10. С. 99-102.

11. Малякова Н. С. Реализация идеи народности в современной школе // Там же. 2011. Вып. 1. С. 32-37.

12. Гессен С. И. Судьба коммунистического идеала образования // Педагогика. 1993. № 6. С. 59-64.

Малякова Н. С., кандидат педагогических наук.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.

Наб. р. Мойки, 48, Санкт-Петербург, Россия, 191186.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 25.07.2013.

N. S. Malyakova

DEVELOPMENT STAGES OF PEDAGOGIC IDEA OF ANTHROPOLOGY IN THE NATIONAL SCHOOL

The anthropological progress of the national school trend requires updating of all its components: from determination of value bases to the development of educational projects, programs and technologies. The paper describes the rationale and the boundaries of the essential characteristics of the stages of development of the ideas of educational anthropology from the viewpoint of understanding the man as the main value and goal of education.

Key words: ideas of pedagogical anthropology, character of man, national school, Russian school, Soviet school.

References

1. Krylova N. V. Anthropological traditions in the native educational philosophy. Doct. dis. ped. sci. St. Petersburg, 2004. 307 p. (in Russian).

2. Ogurtsov A. P., Platonov V. V. Modes of education. Western educational philosophy of the XX century. St. Petersburg, RCHI Publ., 2004. 520 p. (in Russian).

3. Danilyuk A. Ya. Development of pedagogical anthropology in the context of Russian cultural tradition. Pedagogy, 2003, no. 1, pp. 82-88 (in Russian).

4. Il'yashenko Ye. G. Formation of pedagogical anthropology in Russia: stages of development, peculiarities of modern approaches. Dis. cand. ped. sci. Moscow, 2003. 172 p. (in Russian).

5. Gentuh Ye. V. Genesis of the pedagogical anthropology ideas in the history of the native education. Dis. cand. ped. sci. Pushkin, 2006. 161 p. (in Russian).

6. Smirnova I. S. Development of ideas of pedagogical anthropology in Russia. Doct. dis. ped. sci. Armavir, 2009. 182 p. (in Russian).

7. Ganelin Sh. I. Essays on the history of the secondary school in Russia of the latter halve of the XIX century. Leningrad, Moscow, Uchpedgiz Publ., 1950. 275 p. (in Russian)

8. Torosyan V. G. History of education and pedagogical thought: Textbook for students of higher educational institutions. Moscow, VLADOS-PRESS Publ., 2003. 352 p. (in Russian).

9. Kostyukova T. A. Designing the rontent of historical and pedagogical education in the context of traditional russian religious values. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2005, no. 2, pp. 145-148 (in Russian).

10. Malinovskayja S. M. Development of the idea of etnopedagogy in historical context. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2006, no. 10, pp. 99-102 (in Russian).

11. Malyakova N. S. Realization of the idea of nationality in modern school. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, no. 1, pp. 32-37 (in Russian).

12. Gessen S. I. Destiny of the communist ideal of education. Pedagogy, 1993, no. 6, pp. 59-64 (in Russian).

Herzen State Pedagogical University of Russia.

Naberezhnaya reki Moiki, 48, Saint-Petersburg, Russia, 191186.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.