Научная статья на тему 'Этапы разработки электронного учебного курса на платформе LMS moodle'

Этапы разработки электронного учебного курса на платформе LMS moodle Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
3727
487
Поделиться
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС / УЧЕБНЫЙ И ОБУЧАЮЩИЙ КУРС / ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА / ЭЛЕМЕНТЫ И РЕСУРСЫ ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Ребрина Файруза Габделхамитовна, Леонтьева Ирина Александровна

В данной статье проведен анализ работы по созданию ЭУК на обучающей площадке MOODLE Елабужского института КФУ. Выделены этапы разработки электронного курса, содержание работы на каждом этапе и обучающие возможности платформы MOODLE для реализации качественного высшего профессионального образования.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Ребрина Файруза Габделхамитовна, Леонтьева Ирина Александровна,

DEVELOPMENT STAGES OF AN E-LEARNING TRAINING COURSE ON THE LMS MOODLE PLATFORM

The work on creation an e-learning training course on the MOODLE platform of Yelabuga Institute KFU was analyzed in this report. We singled out the development stages of an e-learning course, the subject matter at each stage, learning abilities of the MOODLE platform for realization of a quality higher professional education.

Текст научной работы на тему «Этапы разработки электронного учебного курса на платформе LMS moodle»

УДК 378.147 ББК 74.04

Ребрина Файруза Габделхамитовна

преподаватель кафедра биологии и экологии Елабужский институт (филиал)

Казанский Приволжский Федеральный Университет

г. Елабуга Леонтьева Ирина Александровна преподаватель кафедра биологии и экологии Елабужский институт (филиал)

Казанский Приволжский Федеральный Университет

г. Елабуга Rebrina Fairuza Gabdelhamitovna senior lecturer department of Biology and Ecology Yelabuga Institute of Kazan (Volga Region) Federal University

Yelabuga Leontjeva Irina Aleksandrovna senior lecturer department of Biology and Ecology Yelabuga Institute of Kazan (Volga Region) Federal University

Yelabuga

leontjeva.ira@yandex.ru

Этапы разработки электронного учебного курса на платформе

LMS MOODLE

Development stages of an e-learning training course on the LMS MOODLE

platform

В данной статье проведен анализ работы по созданию ЭУК на обучающей площадке MOODLE Елабужского института КФУ. Выделены этапы разработки электронного курса, содержание работы на каждом этапе и обучающие возможности платформы MOODLE для реализации качественного высшего профессионального образования.

The work on creation an e-learning training course on the MOODLE platform of Yelabuga Institute KFU was analyzed in this report. We singled out the development stages of an e-learning course, the subject matter at each stage, learning abilities of the MOODLE platform for realization of a quality higher professional education.

Ключевые слова: электронный учебный курс, учебный и обучающий курс, LMS MOODLE, этапы создания электронного курса, элементы и ресурсы электронного курса.

Key words: e-learning training course, training and learning course, LMS MOODLE, creation stages of an e-learning course, elements and resources of an elearning course.

Вопросы повышения качества профессионального образования получили новые возможности решения с развитием информационно-коммуникационных компьютерных технологий (ИКТ) и электронного образования (e-learning), с созданием и внедрением в учебную практику электронных учебных курсов.

Создание электронных учебных курсов (ЭУК) открывает принципиально новые перспективы и возможности для улучшения процессов воспитания, обучения и развития студентов. Под ЭУК понимают учебный ресурс электронного типа, соответствующий учебной дисциплине, включающий все необходимые учебные, обучающие, вспомогательные и контролирующие материалы, а также методические инструкции для организации работы с курсом, использующий компьютерные технологии и средства Internet. Основная цель ЭУК в высшем профессиональном образовании - повышение эффективности учебной деятельности студентов за счет использования дидактических средств ИКТ и улучшения качества подготовки специалистов с помощью организации системы управления обучением и самообразованием студентов.

ЭУК становиться обучающим, если при работе с ним организуется не только учебная, но и обучающая деятельность студента. Непосредственно учебная деятельность направлена на освоение определенного учебного материала и в случае получения качественного результата (т.е. соответствия уровня подготовки студента требованиям учебной программы) остается учебной. Если уровень подготовки студента не соответствует требованиям, что выявляется в процессе сравнения учебного продукта студента (результаты тестовых проверок, контрольных работ, эссэ и т.п.) с эталоном (требования к подготовке), то организуется повторная работа с учебными материалами, стимулируется деятельность студента по повышению качества освоения учебной дисциплины, исправлению неточностей, ошибок, допущенных при создании учебного продукта. Такая деятельность становится обучающей.

Как учебный курс ЭУК содержит:

- аннотацию учебного курса, учебный план и программу дисциплины, что позволяет делать обучение прозрачным, т.е. студент заранее видит учебный объем и предполагаемый конечный результат обучения;

- учебную информацию в форме лекций, наглядно-иллюстрированного материала (презентаций, аудио- , видео-, фотоматериалов, рисунков, схем, таблиц, Flash-анимаций), медиаресурсов (виртуальные лаборатории и мастерские), справочных материалов (словари, тематические справочники, онлайн-энциклопедии) и т.п.;

- методические рекомендации по выполнению практических, самостоятельных работ;

- ссылки на информационные ресурсы (учебную и справочную литературу, образовательные сайты, учебные и научно-популярные фильмы);

- контрольно-измерительные материалы (тестовые задания, эссэ, кейс-задания, учебные задачи).

Как обучающий курс ЭУК должен содержать возможности управления учебной деятельностью студентов, организацию движения к намеченной цели, а именно мониторинг, контроль и оценку качества учебной деятельности, стимулирование исправления неточностей, ошибок, повышение уровня освоения дисциплины. Такую возможность дает размещение ЭУК в системе управления обучением (LMS - Learning Management Systems), ориентированной на организацию взаимодействия между преподавателем и студентами.

Одной из самых популярных открытых систем является MOODLE (Module Object-Oriented Dynamic Learning Environment - модульная объектноориентированная динамическая учебная среда), основное предназначение которой - организация дистанционного обучения [2]. Помимо дистанционного обучения данная система может быть использована для интегрирования возможностей ИКТ в традиционные аудиторные формы обучения «лицом к лицу» [1].

Прежде чем создавать электронный курс в виде учебного курса по отдельно взятой дисциплине, необходимо обозначить его основные дидактические цели и задачи, содержание, структуру и назначение, а также определить основные виды занятий, на которых будет использован конкретный ресурс. Как правило, процесс создания электронного курса происходит поэтапно и занимает достаточно много времени.

Весь процесс создания электронного курса можно разделить на несколько этапов:

1. Разработка УМК по учебной дисциплине;

2. Создание площадки на платформе LMS MOODLE для разработки ЭУК;

3. Структурирование материала электронного курса на основе УМК в виде учебных модулей и размещение их на площадке;

4. Наполнение модулей ресурсами, позволяющими поместить учебный материал в электронном курсе и элементами, позволяющими организовать обучение;

5. Редакция курса.

Одним из важных и трудоемких этапов при создании электронного курса является разработка полного УМК (учебно-методического комплекса) дисциплины в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к высшему профессиональному образованию. УМК дисциплины является основой для структурирования теоретического и практического учебного материала, интегрирования его в учебные модули (темы), относительно самостоятельные блоки единой системы курса.

Этап подготовки учебной площадки для создания электронного курса на платформе MOODLE включает оформление заявки на создание ЭУК в центр дистанционного обучения вуза и подготовку метаданных в соответствии с образовательной программой. В метаданных определяется краткое содержание курса (аннотация), ключевые слова, цель, количество часов и ожидаемый результат обучения.

После процедуры рассмотрения этих документов преподавателю предоставляются права «создателя курса» или «учителя», что позволяет авторам наполнять курс учебными материалами [3].

Структурирование учебного материала, по сути, является разработкой отдельных учебных модулей, включающих методические рекомендации по изучению темы, информационное обеспечение темы, теоретический и нагляднодемонстрационный материал, методические указания к лабораторным/практическим работам, практические задания и задания для самопроверки/контроля знаний, тесты для промежуточной и итоговой аттестации. Правильно структурированные материалы ЭУК облегчают работу по размещению их на площадке.

Для наполнения курса учебными материалами преподаватель может использовать следующий набор ресурсов - пояснение, файл, страница, папка, книга, гиперссылка в зависимости от целевого назначения предоставляемой информации. Преимуществом электронных ресурсов в отличие от печатных информационных изданий являются их интерактивные и мультимедийные возможности.

Элементы, используемые для проектирования курса на площадке MOODLE, подразделяются на две группы:

- для проверки степени усвоения учебного материала (лекция, задания, тест);

- для привлечения к активной работе с курсом (глоссарий, опрос, семинар, форум, чат, вики, база данных, внешнее приложение, пакет ЗСОКМ).

Теоретические материалы, представляющие собой обязательную часть любого электронного курса, структурируются по отдельным блокам и включают контрольные вопросы и задания для самопроверки.

В электронном курсе теоретические материалы, как правило, представлены в виде отдельных лекций, которые создаются посредством элемента курса «Лекция». Весь учебный материал разбивается на несколько небольших «пор-

ций» (в виде подтем или разделов), к каждой лекции разрабатывается комплекс контрольных вопросов для проверки качественного усвоения материала в виде тестов, классических вопросов или отдельных заданий. Изучение лекции настраивается таким образом, что в случае неверного ответа на контрольные вопросы студент направляется на повторное изучение лекционного материала. В случае если обучаемый отвечает на контрольные вопросы правильно, то система последовательно проводит его по всем темам учебного материала [4, с. 3334].

Стиль изложения лекции должен быть лаконичным, простым и понятным для обучаемых. В теоретических материалах велика роль наглядности, поэтому важно, чтобы они включали иллюстрации, презентации, видеоматериалы, аудиофрагменты, схемы и др.

Практические материалы, содержат в зависимости от тематики курса тренировочные задания для закрепления знаний, умений и навыков, например:

- написание рефератов;

- лабораторный практикум с подробными рекомендациями к выполнению лабораторных работ;

- семинарские занятия;

- задания творческого характера.

Сочетая различные элементы, преподаватель организует изучение учебного материала так, чтобы мотивировать активность обучающихся, организовать творческий подход студентов к процессу обучения, проверить степень усвоения материала сразу же после его изучения, организовать самоконтроль и контрольное тестирование. Такие элементы курса как форум, чат, опрос, семинар позволяют осуществлять обмен информацией по изучаемым темам.

На страницах электронного курса представлены не только теоретические материалы (в виде лекций) и практические задания с комментариями по их выполнению, но и ссылки на все необходимые дополнительные материалы в виде учебников, учебных и учебно-методических пособий, Законов, Постановлений

и др. Удобная организация такого доступа позволяет из любой темы лекции или практики перейти к тексту нужных документов и делает освоение курса более продуктивным и целесообразным.

Контрольные задания предназначены для проверки знаний обучаемых студентов по дисциплине и используются как для текущего (по отдельным темам), так и для итогового контроля знаний (после изучения всего курса). Контрольные задания могут быть представлены в виде тестовых заданий, эссе или опросов. Тесты позволяют оценить, в какой степени обучаемые овладели необходимым учебным материалом.

Тесты составляются с целью - развить логическое мышление, выявить полноту и глубину знаний; учат студентов выделять главное; побуждают к аналитической мыслительной деятельности в воспроизводстве знаний.

т т \~г

Тест создается при помощи элемента курса «Тест», который позволяет разрабатывать вопросы разного уровня сложности. В систему проверки знаний должны включаться тесты, состоящие из вопросов разных типов: множественный выбор с одним или несколькими правильными ответами из четырех предложенных, Верно/неверно, Соответствие, Короткий ответ, Числовой, Вложенный ответ. Преподаватель может создать такой тест, в котором будут представлены вопросы всех или одного какого-либо типа, а также с несколькими попытками, с перемешивающимися вопросами или случайными, выбирающимися из банка вопросов.

Таким образом, тесты могут быть использованы при решении следующих задач: в итоговом экзамене курса; как мини-тесты после изучения отдельных подтем лекции или в конце каждой лекции; для обеспечения немедленного отзыва о работе; для самооценки и др.

Тестовые задания должны проводиться систематически в течение всего изучаемого электронного курса. Критериями качества теста может выступать элементарная оценка или определенная сумма баллов.

Студентам может быть разрешено проходить один и тот же тест несколько раз, при этом каждая попытка автоматическибудет оцениваться системой оценивается. В процессе текущего и контрольного тестирования студенты могут видеть правильные ответы, комментарии преподавателя или просто оценки (баллы), в зависимости оттого, как настроен тест. Тесты могут иметь ограниченные временные рамки, содержать текстовые вставки и картинки.

Глоссарий - терминологический словарь, в котором приводятся определения основных терминов дисциплины, необходимых для полного понимания учебного материала. Глоссарий создается с помощью элемента курса «Глоссарий», который позволяет участникам курса (преподавателю и обучаемым студентам), пополнять его определениями или какой-либо полезной информацией.

Отдельные определения глоссария могут автосвязываться с теоретическим материалом курса, в частности с лекциями, и выделяться либо подчеркиванием, либо другим цветом.

Все тестовые задания, используемые для контроля знаний студентов, хранятся в банке вопросов, который разбивается, как правило, на ряд подкатегорий согласно темам дисциплины. Наличие большого количества вопросов в банке позволяет создавать тесты, соответствующие различным целевым потребностям преподавателя.

Этап редактирования курса включает апробацию работы элементов, уточнение их настроек, установление сроков доступности материалов, исправление обнаруженных недочетов и т.п. Возможности LMS MOODLE позволяют настроить поэтапное, последовательное изучение модулей курса, управлять сроками выполнения заданий. Каждый последующий модуль становится доступным лишь в том случае, когда студент освоит текущий изучаемый материал в заданном объеме. В настройках контрольных заданий можно ограничить сроки их выполнения и тем самым активизировать работу студентов. Вне указанного времени задания являются недоступными.

Итогом в создании электронного курса является подготовка методической документации для последующего практического применения электронного учебного курса, руководства по его применению. Вносятся соответствующие изменения в методические разработки лекций, лабораторных, семинарских, групповых или индивидуальных практических занятий, готовятся инструкции с подробным объяснением структуры курса, решаются вопросы организационного характера.

Таким образом, разработка ЭУК в системе управления образованием на обучающей платформе MOODLE проходит через определенные этапы, каждый из которых имеет свое содержание. Реализация каждого этапа должна быть направлена на решение единой образовательной задачи: качественную подготовку высококвалифицированных специалистов, готовых к постоянному самообразованию. Возможности LMS MOODLE позволяют, и реализовать качественное высшее профессиональное образование, и стимулировать процесс самообразования студентов.

Библиографический список

1. Гильмутдинов, А.Х., Ибрагимов, Р. А., Цивильский, И.В. Электронное образование на платформе MOODLE / А.Х. Гильмутдинов, Р.А. Ибрагимов, И.В. Цивильский. - Казань: КГУ, 2008. - 169 с.

2. Писарев, А.В. Возможности образовательной платформы MOODLE в

обучении информационным технологиям [Электронный ресурс] / А.В. Писарев; Волгоградский гос. ун-т. - Режим доступа: http://new.volsu.ru/upload/

medialibrary/12f/1 Писарев^£ (Время обращения: 20.01.2014).

3. Регламент разработки дистанционных (электронных) курсов в Казанском (Приволжском) федеральном университете. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://tulpar.kpfu.ru/pluginfile.php/22829/mod_resource/content/ 5/regl.pdf.

4. Устюгова В.Н. Работа студента в системе дистанционного обучения Moodle: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Электронный ресурс]. - Казань, ТГГПУ, 2011. - 59 с.

Bibliography

1. Gilmutdinov, A.H., Ibragimov, R.A., Tsivilsky, I.V. Elektronnoye obrazovaniye na platforme MOODLE [E-learning on the MOODLE platform]. -Kazan: KSU, 2008. - 169 p.

2. Pisarev, A. V. Vozmozhnosty obrazovatelnoy platformy MOODLE v obuchenii informatsionnym tehnologiyam [Features of learning management system

moodle for student training], no. 13 (2011-2012): 71-74. http://new.volsu.ru/upload/ medialibrary/12f/1_nTOapeB.pdf (accessed January 20, 2011).

3. Reglament razrabotky distantsionnyh (elektronnyh) kyrsov v Kazanskom

(Privolzhskom) federalnom universitete [Regulations of distance courses development in Kazan (Volga-region) Federal University].

http://tulpar.kpfu.ru/pluginfile.php/22829/mod_resource/content/ 5/regl.pdf

4. Ustyugova, V. N. Rabota studenta v sisteme distantsionnogo obucheniya Moodle [Student’s work in the system of distance learning]. - Kazan: TSUHE, 2011.

- 59 p.