Разные подходы к разработке структуры электронного учебного курса в среде Moodle Ахунова Е. А.
Ахунова Елена Анваровна / Akhunova Yelena Anvarovna - старший преподаватель,
кафедра «Финансы»,
Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассмотрены различные подходы к разработке структуры электронного учебного курса в виртуальной обучающей среде Moodle и основные критерии ее оценки.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, виртуальная обучающая среда, Moodle, электронный учебный курс, структура электронного учебного курса.
В настоящее время в системе высшего образования все более активно используются различные информационно-коммуникационные технологии. Одним из примеров применения информационно -коммуникационных технологий в учебном процессе является разработка в высших образовательных учреждениях электронных учебных курсов по различным дисциплинам для их использования в специальных системах или средах обучения, например, в среде Moodle (модульной объектноориентированной динамической учебной среде) [1, с. 58].
Под электронным учебным курсом понимается учебный ресурс электронного типа, соответствующий типовой и рабочей программе учебной дисциплины и включающий все необходимые учебные, обучающие, вспомогательные и контролирующие материалы, а также методические инструкции для организации работы с курсом на основе применения компьютерных технологий и средств Интернета [2, с. 205]. Эффективность использования электронных учебных курсов в учебном процессе в высших образовательных учреждениях зависит от множества факторов, включая разработку оптимальной структуры электронного учебного курса.
Кравченко Г. В. и Лавреньтев Г. В. полагают, что структура курса в системе Moodle должна включать мотивационный блок, стимулирующий студентов к продуктивной познавательной деятельности, активному усвоению основного содержания; инструктивный блок, содержащий инструкции и методические указания участникам учебного процесса, распорядительные документы, инструкции и программы анкетирования учащихся, результаты анкетирования, расписание всего учебного процесса; информационный блок, включающий учебники и учебные пособия, электронные учебные и методические пособия, задания для выполнения лабораторных и практических работ, список основной и дополнительной литературы, дополнительные учебные материалы по курсу, глоссарий; контролирующий блок, содержащий тесты для входного, промежуточного и итогового контроля знаний, перечень вопросов для самоконтроля и другие задания, а также коммуникативный и консультативный блоки, которые представляют собой систему интерактивного взаимодействия участников дистанционного курса с преподавателем и между собой [3, с. 26-27].
По мнению Ребриной Ф. Г. и Леонтьевой Е. А., электронный учебный курс должен содержать аннотацию учебного курса, учебный план и программу дисциплины, учебную информацию в форме лекций, наглядно -иллюстрированного материала медиаресурсов, справочных материалов, методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ, ссылки на информационные ресурсы, включая учебную и справочную литературу, образовательные и информационные сайты сети Интернет, контрольно-измерительные материалы, в том числе тестовые задания, эссе, кейс-задания и учебные задачи [2, с. 206].
Кочеткова Т. О., Шершнева В. А., Зыкова Т. В., Космидис И. Ф., Сидорова Т. В., Сафонов К. В. в качестве компонентов электронного учебного курса выделяют рабочую программу и календарный график изучения дисциплины, электронный конспект лекций с гиперссылками, электронный терминологический словарь, методические рекомендации для студентов к практическим занятиям, задачи по темам лекции для самостоятельного решения, модульные задания для командной самостоятельной работы с методическими указаниями по их выполнению, тренировочные тесты, тесты для промежуточной аттестации по каждому модулю, средства взаимодействия преподавателей и студентов, гиперссылки на внешние ресурсы, указания для студентов по методике изучения курса, организационно-методические указания для преподавателя [4, с. 50].
Электронный учебный курс по дисциплине «Финансы», изучаемой студентами бакалавриата Ташкентского финансового института на 2 курсе обучения, включает такие разделы, как организационнометодическое обеспечение курса, задания и критерии оценки знаний студентов по модульной системе обучения, а также различные учебные материалы по каждой теме рабочей учебной программы дисциплины, при этом 28 тем курса разделены на 5 модулей: «Теоретические основы финансов», «Финансы хозяйствующих субъектов», «Государственные финансы», «Финансы различных сфер экономики» и «Международные финансы».
Организационно-методическое обеспечение данного курса включает основные документы и материалы, необходимые для организации процессов преподавания и изучения данной учебной дисциплины, в том числе типовую и рабочую учебные программы по дисциплине, силлабус курса, общий вопросник, список рекомендуемой литературы, примерную тематику самостоятельных работ, глоссарий, варианты курсовых
работ, общие требования по подготовке, написанию и оформлению курсовых работ, общие требования к уровню знаний студентов по данной дисциплине. В разделе «Задания и критерии оценки знаний студентов по модульной системе обучения» дано подробное описание различных заданий для самостоятельного изучения по каждому из 5 модулей курса и критерии оценки результатов выполнения каждого задания. Учебные материалы по каждой теме рабочей учебной программы дисциплины включают указания по изучению данной темы, текст лекции, презентацию, раздаточный материал, вопросы для самоконтроля, задания для углубления и расширения полученных знаний, кейс-стади, тесты и другие материалы.
Таким образом, структура электронного учебного курса может быть различной в зависимости от специфики учебной дисциплины, количества тем и часов, выделяемых на аудиторные занятия и внеаудиторную работу, но должна отвечать следующим критериям [5, с. 611-616]:
- наличие типовой и рабочей программы учебной дисциплины;
- четкое описание требований к уровню знаний студентов на начало изучения дисциплины и к результатам обучения;
- четкая модульная структура курса, соответствующая рабочей программе дисциплины;
- высокое качество представленных учебно-методических материалов, в том числе использование научных, учебных и методических разработок преподавателей-авторов электронного учебного курса;
- использование различных форм и вариантов промежуточных и итоговых заданий в зависимости от их уровня сложности;
- наличие и достаточность информационно-методических материалов и пояснений к различным видам учебной деятельности, а также вспомогательного материала.
Разработка оптимальной структуры электронного учебного курса в среде Moodle способствует более эффективному его использованию в учебном процессе и повышению уровня знаний студентов.
Литература 1 2 3 4 5
1. Зайцева О. Ю. Опыт использования веб-ориентированной среды Moodle в формировании профессиональной компетентности бакалавров // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 57-60.
2. Ребрина Ф. Г., Леонтьева И. А. Этапы разработки электронного учебного курса на платформе LMS Moodle // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 2. С. 204-213.
3. Кравченко Г. В., Лаврентьев Г. В. Построение дистанционного курса и организация студентов высшей школы в системе Moodle // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 2-2 (78). С. 2629.
4. Кочеткова Т. О., Шершнева В. А., Зыкова Т. В., Космидис И. Ф., Сидорова Т. В., Сафонов К. В. Методические особенности проектирования и реализации электронного обучающего курса по математическому анализу // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2015. № 1 (31). С. 49-53.
5. Шалкина Т. Н. Показатели и критерии качества электронного учебного курса // Образовательные технологии и общество. 2015. Т. 18. № 3. С. 608-619.