PHILOLOGICAL SCIENCES
ЭТАПЫ РАБОТЫ С АУДИРОВАНИЕМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СО СТУДЕНТАМИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Смирнова О.Г.
старший преподаватель кафедры иностранных языков, Амурский государственный университет, г. Благовещенск, Россия
Процукович Е.А.
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, Амурский государственный университет, г. Благовещенск, Россия
STAGES OF WORK WITH LISTENING AT FOREIGN LANGUAGE CLASSES WITH POWER
ENGINEERING STUDENTS
Smirnova O.
Senior Lecturer, Department of Foreign Languages, Amur State University, Blagoveshchensk, Russia
Protsukovich E.
PhD in Philology, Associate Professor, Department of Foreign Languages, Amur State University, Blagoveshchensk, Russia
Аннотация
В статье авторы описывают этапы и задания, использующиеся при работе с аудированием на занятиях по иностранному языку со студентами энергетических специальностей. В качестве примера работы с аудиотекстом рассматриваются задания из учебного пособия "Energy sources: problems and solutions". Данные задания, по нашему мнению, считаются довольно эффективными и могут быть применены к любому аудиотексту.
Abstract
In the article the authors describe the stages and tasks used to work with listening at foreign language classes with power engineering students. As an example of work with audio text we consider the tasks from the student's book "Energy sources: problems and solutions". In our opinion, these assignments are considered to be quite effective and can be applied to any audio text.
Ключевые слова: аудирование, этапы аудирования, аудиотекст, задания, занятия по иностранному языку, студенты энергетических специальностей.
Keywords: listening, stages of listening, audio text, assignments, foreign language classes, power engineering students.
Развивая способность студентов хорошо воспринимать и понимать иноязычный текст на слух, мы развиваем их способность быть более независимыми, поскольку, если обучающиеся будут хорошо понимать услышанное, они с большей вероятностью смогут точно воспроизводить услышанное, улучшат свое понимание грамматики и обогатят собственный словарный запас.
В соответствии с требованиями рабочей программы «Профессиональный иностранный язык» для студентов энергетических специальностей задачей освоения дисциплины является формирование навыков восприятия звучащей (в предъявлении преподавателя и носителей языка) профессионально-ориентированной лексики на материале иностранного языка [3].
При этом предусматривается развитие у студентов следующих умений:
1) выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
2) выбирать главные факты;
3) выборочно понимать необходимую информацию с опорой на языковую догадку, контекст;
4) игнорировать незнакомый языковой материал, несущественный для понимания;
5) определять своё отношение к фактам, извлекать из аудиотекста необходимую информацию.
К целям обучения аудированию можно отнести: понимание высказывания собеседника в различных ситуациях общения, в том числе незнакомых языковых средств; понимание учебных и аутентичных текстов с разной степенью и глубиной проникновения в их содержание; понимание смысла однократного высказывания; умение выделять главное в потоке информации; формирование определённых навыков; развитие определённых учебных умений; тренировка слуховой памяти; запоминание речевого материала.
В данной статье мы предприняли попытку описать этапы, которые традиционно используются при работе с аудиотекстом и развивают у студентов навыки аудирования. Также разберем некоторые связанные с этим проблемы.
Как отечественные, так и зарубежные методисты предлагают разбить работу над аудированием на три основных этапа:
1) Предтекстовый (pre-listening), во время которого мы помогаем нашим студентам подготовиться к слушанию.
2) Этап прослушивания (while-listening), во время которого мы помогаем сосредоточить их внимание на прослушиваемом тексте и направляем понимание текста.
3) Послетекстовый (post-listening), во время которого мы помогаем нашим студентам интегрировать то, что они узнали из текста, в свои существующие знания.
Рассмотрим каждый из данных этапов подробнее.
Предтекстовый этап. Прежде чем студенты попытаются прослушать какой-либо текст, необходимо достичь определенных целей. Это мотивация, контекстуализация и подготовка.
Мотивация
Чрезвычайно важно, чтобы перед прослушиванием студенты были мотивированы слушать, поэтому мы должны попытаться выбрать текст, который им будет интересен, а затем разработать задания, стимулирующие у студентов интерес и любопытство.
Контекстуализация
Когда мы что-то слушаем в повседневной жизни, мы слышим язык в его естественной среде, и эта среда дает нам огромное количество информации о языковом содержании, которое мы, вероятно, услышим. Прослушивание аудиозаписи на занятии - очень неестественный процесс, так как текст извлекается из исходной среды, и нам нужно разработать задания, помогающие студентам кон-текстуализировать слушание и получить доступ к своим существующим знаниям и ожиданиям, чтобы помочь им понять текст.
Подготовка
Для успешного выполнения задания, мы должны ознакомить студентов с определенными словами и выражениями, которые им понадобятся. Чрезвычайно важно, сделать это до того, как они начнут слушать, поскольку мы хотим, чтобы перед студентами стояла задача слушать, а не понимать то, что они должны делать.
Этап прослушивания. Когда мы слушаем что-то в повседневной жизни, мы делаем это не просто так. Студентам тоже нужна причина, чтобы слушать и сосредоточить их внимание. Чтобы студенты действительно развили свои навыки аудирования, им нужно будет послушать текст несколько раз - два или три, как правило, этого достаточно (в первый раз, когда многие студенты слушают текст, они нервничают и им приходится настраиваться на него, на акцент и скорость, с которой говорят люди).
В идеале задания на аудирование, которые мы разрабатываем для студентов, должны направлять их по тексту и должны оцениваться так, чтобы первое задание на прослушивание, было довольно простым и помогало им получить общее понимание
текста. Иногда на этом этапе будет достаточно одного вопроса, чтобы не подвергать студентов слишком сильному давлению.
Второе задание на повторное прослушивание студентами должно требовать более глубокого и детального понимания текста. Однако убедитесь в том, что задача не требует слишком подробных ответов, так как это может быть очень сложным и самим по себе отдельным навыком, поэтому ограничивайте задачи отдельными словами, отметками или какими-то графическими ответами.
Третье задание на прослушивание может заключаться в проверке их собственных ответов на второе задание или может привести студентов к более тонкой интерпретации текста.
Аудирование на иностранном языке - очень интенсивное и ответственное занятие, и по этой причине мы думаем, очень важно, дать студентам паузу между прослушиваниями. Мы обычно просим своих студентов сравнить свои ответы между прослушиваниями, поскольку это дает им возможность не только сделать перерыв, но и проверить свое понимание с одногруппниками и, таким образом, пересмотреть свое мнение, прежде чем снова слушать.
Послетекстовый этап. Задания post-listening могут принимать две формы - реакция на содержание текста и анализ языковых особенностей, используемых для выражения содержания.
Реакция на текст
Из этих двух форм мы считаем, наиболее важными являются задания, фокусирующие реакцию обучающихся на содержание. Опять же, это то, что мы естественно делаем в повседневной жизни. Поскольку мы слушаем по какой-то причине, обычно возникает соответствующая реакция. Например, обсуждение как ответ на то, что слышали - согласны ли они, не согласны или даже верят в то, что они слышали? - или какое-то повторное использование услышанной информации.
Анализ языка
Задача этапа после прослушивания включает в себя сосредоточение обучаемых на лингвистических особенностях текста, что важно с точки зрения развития языковых знаний, но в меньшей степени с точки зрения развития навыков аудирования. Можно сделать анализ глагольных форм из сценария прослушиваемого текста или словарного запаса, или поработать над сопоставлением слов. Данный этап подходит для работы с формами, поскольку студенты уже понимают текст, и им будет намного легче работать с формами, выражающими эти значения.
Пример работы с аудиотекстом из учебного пособия для студентов энергетических специальностей "Energy sources: problems and solutions" [1,2,4].
I Pre-listening tasks:
Topic: Solar energy
Keywords
1) pioneer of clean power;
2) to lift people out of poverty;
3) to light up;
4) sustainable energy;
5) lack of electricity;
6) to breathe in;
7) carcinogenic fumes;
8) kerosine lanterns;
9) to be caused by;
10) to explode;
11) to maim;
12) to install solar panels;
13) to convert sunlight into electric current;
14) to store electricity;
15) to discharge;
16) to power lights and other appliances;
17) to flip a switch;
18) to have electric light come out;
19) profound experience;
20) mud huts;
21) to grow crops among desert grasslands;
22) to cook over wood fires;
23) to provide power for somebody;
24) health clinic;
25) mosque;
26) water-pumping system;
27) enterprise center;
28) in the long run;
29) to continually buy fuel;
30) diesel generators;
31) refrigerate vaccines;
32) to treat patients;
33) around the clock;
34) to address basic needs;
35) malnutrition;
36) drip irrigation systems;
37) surplus;
38) breakdowns in supply of electricity;
39) to neglect;
40) to languish in poverty and despair
Names: Northern Nigeria, Nigerians, Jigawa, Boko Haram, Bessassi and Dunkassa regions, northern Benin, Johannesburg
Phonetic exercises
Taps
satellite image, night an(d), electricity, eating, studying, that are caused by, gratifying, exploding, literally, water-pumping, lighting, the greatest, better, create a world, what I noticed, grade education, intuitive
Glottalization
but now, it makes, at night, it forces, that maim, street lighting, to refrigerate vaccines, treat patients, that one, to market, great luck, smart, good with
Omissions
and see, and kill, one of the most, and even, enterprise center, antidotes, twenty percent of, finding
Circle the correct answer
1. Using solar energy to make electricity was considered _.
a) egoistic; b) eccentric; c) exotic; d) ideal.
2. Bob Freling is known as the man who wants to _Africa.
a) light up; b) light out; c) lay up; d) lay out.
3. The solar electric light fund is located in
a) Washington; b) Vancouver; c) Westminster; d) Worcester
4. In recent years Bob Freling's fund provided access to sustainable solar energy to more than a _people in_developing countries.
a) million / twelve; b) billion / twelve; c) million / twenty; d) billion / twenty
5. SELF installs solar panels in_.
a) urban areas; b) large cities; c) rural villages; d) remote villages
6. Solar technology transformed the lives of _Nigerians.
a) 5700; b) 750; c) 570; d) 7500
7. SELF electrified_villages.
a) three; b) free; c) four; d) thirty
8. Another SELF project is in northern ________
a) Berlin; b) Benin; c) Birmingham; d) Belgium
9. The villagers produce almost_of fresh
food every month.
a) two pounds; b) two kilos; c) two centners; d) two tons
II While-listening tasks:
Listen to the following utterances and fill in the
gaps
Utterance 1
It makes me 1)________ when I look at the satellite image of earth at night and see Africa essentially in the dark.
Utterance 2
The lack of electricity prevents kids from eating and studying at night, it forces families to have to breathe in carcinogenic fumes from kerosine lanterns
and suffer from the 2)________ that are caused by ker-
osine lamps falling down and exploding, fires that maim and 3)_ literally thousands of people
4 )_.
Utterance 3
It's one of the most gratifying parts of my
5 )_- the reactions of people who are able to
flip a switch and have electric light come out for the
6 )_. It's a very profound 7)_for them
as well as for me.
Utterance 4
We electrified 8)________ in the northern state of
Jigawa and in each of the villages provided power for a
number of homes, a 9)________ , a health clinic, a
mosque, water pumping systems, street lighting, and even a microenterprise center that would power a number of small 10)_in the village.
Utterance 5
I think that one of the greatest antidotes to this kind of 11)_is to make life 12)_for
people. And when you address 13)_you're
helping to create a world that's gonna work for everybody.
Utterance 6
You go back and you see these fields filled with
leafy green 14)_. What I noticed the first time
I went back was how the women had physically filled
out. You could visibly see a 15)_in the health
of the people in the village. They were eating well
Utterance 7
I would say about 16)_of the produce
was being consumed by the families, the rest was being sold to 17)_.
Utterance 8
We've had great luck in finding people - in some
cases with no more than a 18)_, fifth grade
19)_ - but they're smart, they're intuitive,
they're good with their hands and they become great
solar 20)_. We're very proud of some of the
folks that we've been able to 21)_in Africa to
become solar champions in their own right.
III After-listening task:
Answer tte folloing questions
1. What does Freling advise world leaders?
2. Who do Freling and his fund provide with energy?
3. How terrible are the consequences of the lack of electricity?
4. How does the photovoltaic system work?
5. How much better has the life in Nigeria become after introducing solar power project?
6. How much does it cost to electrify the whole village?
7. Is it more costly than using diesel generators?
8. How much food do they produce every month with electricity?
9. Is it difficult to teach Africans to operate solar systems?
10. What should African leaders do? What will happen if they do not do that?
В этой статье мы попытались описать этапы и задания для развития навыков восприятия звучащей речи, которые могут быть применены к любому аудиотексту. Это не единственный способ научить наших студентов слушать или структурировать работу над аудированием, но мы считаем этот способ эффективным и мотивирующим.
Список литературы
1. Андросова С. В., Пирогова М. А. Energy sources: problems and solutions. Учебное пособие по развитию навыков аудирования английской речи, чтения и говорения (на материале репортажей о возобновляемых источниках энергии). Под ред. С. В. Андросовой. - Благовещенск: Амурский гос. унт, 2013. - Режим доступа: https://irbis.amursu.ru/DigitalLibrary/AmurSU_Editio n/7021.pdf
2. Energy update. Online magazine. - Режим доступа: http://www.energyupdate.com.pk/archives
3. Рабочая программа «Профессиональный иностранный язык» для направления подготовки 15.03.04 URL: https://www.amursu.ru/sveden/education/educationDo cs/
4. Voice of America. - Режим доступа: https://www.voanews.com/africa/solar-energy-illuminates-darkest-parts-africa
АНГЛИЦИЗМ - КАК МАРКЕР СОВРЕМЕННОГО МОЛОДЕЖНОГО СЛЕНГА (НА
ОСНОВЕ РУССКОГО ЯЗЫКА)
Халафян Л.С.
магистрантка 3 курса факультета иностранных языков Научный руководитель - С.Р. Макерова, д.ф.н
ANGLICISM AS A MARKER OF THE MODERN YOUTH SLANG (BASED ON THE RUSSIAN
LANGUAGE)
Khalafian L.
3rd year master's student offoreign languages faculty Research supervisor - S. Makerova, Doctor of Philology
Аннотация
Статья посвящена исследованию англицизмов, являющихся маркерами современного молодежного сленга русского языка. Целью статьи является выявить характерные особенности англицизмов, функционирующих в молодежном интернет-общении, которые позволяют отнести их к маркерам молодежного сленга. В статье выделены тематические особенности англицизмов, их способы заимствования и ассимиляции в русском языке, в также функции в молодежной интернет-коммуникации.
Abstract
The present article is devoted to the examination of anglicisms as markers of the modern youth slang of the Russian language. The aim of the article is to reveal the main features of anglicisms functioning in the youth internet communication which allow considering them to be markers of youth slang. In the present article the thematic features of anglicisms are revealed, as well as the means of borrowing and assimilation of anglicisms in the Russian language. The article also deals with the functions of anglicisms in the youth internet communication.