Научная статья на тему 'Этапы работы при обучении написанию сочинения в начальной школе'

Этапы работы при обучении написанию сочинения в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4655
620
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ / УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чередниченко Л. А.

Представлены этапы работы над сочинением, которые определяют систему и порядок работы учителя начальных классов при обучении младших школьников написанию сочинений на уроках русского языка. Сформулированы методические рекомендации по использованию эффективных упражнений на каждом из них. Данные материалы можно использовать как на уроках русского языка и литературного чтения, так и в ходе организации самостоятельной или домашней работы детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы работы при обучении написанию сочинения в начальной школе»

Целесообразно проводить эти занятия в интерактивной форме: ролевые игры, имитационные, социально-психологические, двигательные тренинги, проблемные ситуации, тематические занятия для самостоятельного выполнения, в процессе которых выявляется степень готовности студентов к практическому овладению определенной методикой.

Полагаясь на реализацию общепедагогических задач учебных дисциплин физической культуры, нужно всегда знать, что результатом физкультурного образования студентов, должен быть опыт физкультурно-спортивной деятельности, соблюдения здорового образа и стиля жизни, ответственных поведенческих действий и выполнение норм безопасности.

Список литературы:

1. Бакулин В.С., Грецкая И.Б., Богомолова М.М. Спортивный травматизм. Профилактика и реабилитация: учеб. пособие / В.С. Бакулин и др. -М., 2013. - С. 7-9.

2. Кораблева Е.Н., Трунин В.В. Методико-практические занятия по физической культуре: учеб. пособие / Е.Н. Кораблева, В.В. Трунин; БГТУ -СПб., 2010. - С. 35.

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© Чередниченко Л.А.1

Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования, г. Симферополь

Представлены этапы работы над сочинением, которые определяют систему и порядок работы учителя начальных классов при обучении младших школьников написанию сочинений на уроках русского языка. Сформулированы методические рекомендации по использованию эффективных упражнений на каждом из них. Данные материалы можно использовать как на уроках русского языка и литературного чтения, так и в ходе организации самостоятельной или домашней работы детей.

Ключевые слова этапы работы над сочинением, учитель начальных классов, уроки русского языка.

1 Доцент кафедры Дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук.

Одним из показателей уровня культуры человека, развития мышления и интеллекта является его речь. Овладение навыками правильной, содержательной, логичной, богатой и выразительной речи имеет основополагающее значение для формирования личности ребенка, а ее развитие имеет свой арсенал методических средств, где наиболее важное - это обучение написанию сочинений [1].

Сочинение - это самостоятельная письменная работа, которая предполагает изложение обучающимся собственных мыслей, оценок, суждений, переживаний. Данный вид работы прежде всего направлена на усовершенствование монологической речи детей и обогащение практического опыта их речевой деятельности. Кроме того, данный вид работы является достаточно весомым воспитывающим и обучающим средством, так как способствует формированию умений ребенка, связанных с выражением своего отношения к окружающему его миру, к тем или иным проблемам. Он учится осмысливать и оценивать жизненные явления и ситуации, наблюдать, анализировать и делать необходимые выводы и, по выражению М.Р. Львова, сочинения «дисциплинируют мысль», делают её более чёткой, лаконичной и точной [2].

Тем самым, работая над сочинением, младшие школьники приобретают ряд важнейших умений, связанных с:

- пониманием темы, её границами, раскрытием темы;

- накоплением материала для письменного высказывания, его отбором, систематизацией в соответствии с темой или основной мыслью;

- прогнозированием содержания текста по его названию, а также оза-главливанием текста в соответствии с содержанием;

- делением текста на логически законченные части и выделением главной мысли;

- составлением плана и письмом по плану;

- языковой подготовкой текста (умением пользоваться фонетическим, лексическим, синтаксическим богатством языка, распознавать значение незнакомых слов);

- выражением в сочинениях своей авторской позиции;

- созданием текста и записью его;

- совершенствованием написанного, нахождением и исправлением ошибок и недочётов [3].

Письменное сочинение - один из наиболее сложных, но, при умелой постановке и организации работы, самый эффективный вид творческой деятельности учащихся на уроках русского языка в начальной школе. Труд-

ность указанной деятельности для детей определяется следующими методическими аспектами:

- сообщение собственных мыслей, чувств, впечатлений более трудоемка, чем передача содержания чужого текста, как это, например, имеет место в изложении;

- достаточно большое разнообразие видов сочинений, написание которых должны освоить дети, обучаясь в начальной школе;

- специфическая структура каждого вида сочинения, необходимость его теоретического осознания и практического освоения;

- возрастание требований к проведению сочинений с позиций новых образовательных стандартов, которые ориентируют учителя на усиление деятельностного подхода в обучении, на активизацию ре-чемыслительной деятельности учащихся, их осознанности при организации и проведении уроков по развитию речи.

Поэтому при организации работы над сочинением учителю необходимо следовать определенной системе в обучении младших школьников. Под системой понимается последовательность методических приемов в проведении упражнений, обеспечивающих увеличение самостоятельности учащихся при их выполнении. Система работы над сочинением должна основываться на принципе «от простого к сложному» и носить обучающий характер, а также быть направлена на то, чтобы постепенно тексты детей качественно улучшались.

Организовывать работу над сочинением в начальных классах рекомендуется поэтапно. Первый этап - подготовительный, цель которого заключается в том, чтобы научить учащихся собирать и накапливать материал, соответствующий содержанию сочинения, устанавливать логическую последовательность событий, правильно конструировать предложения и обогащать словарный запас.

Учитывая то, что в первых классах дети, еще не овладели техникой письма, необходимо на данном этапе использовать на уроках русского языка устные формы упражнений - беседы, рассказы, описания, основным источником которых может служить личный жизненный опыт учащихся. Кроме того, эффективными являются такие виды работ, как: составление предложений, объединенных темой, восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок, устные ответы на вопросы, объединенные темой, составление предложений по сюжетным картинкам, устные пересказы по прочитанному, по аналогии с прочитанным. Выполняя эти упражнения, учащиеся под руководством учителя учатся излагать мысли в определенном

порядке, последовательно. Работа выполняется под руководством учителя и носит обучающий характер [3].

Таким образом, в подготовительный период работы над сочинением учителю необходимо сформировать у первоклассников следующую группу умений: коллективно составлять и под руководством учителя писать небольшие рассказы о своих играх, забавах; излагать свои мысли по готовому плану, составленному в форме вопросов; строить простое предложение, правильно располагать в нем слова, видеть границы предложения; находить для выражения своих мыслей наиболее точные и выразительные слова.

Второй этап - основной, цель которого заключается в том, чтобы научить учащихся сознательно понимать и самостоятельно строить устные и письменные высказывания разных типов по коллективно и самостоятельно составленному плану.

На основном этапе сочинения учащихся представляются в виде небольших сюжетных рассказов с элементами описания. В ходе этой работы учителю необходимо: 1) научить детей коллективно составлять, а затем и самостоятельно записывать небольшие рассказы; 2) научить коллективно составлять план устных рассказов и сочинений в форме вопросительных или повествовательных предложений; 3) совершенствовать умение правильно строить простые предложения, различные по интонации; 5) работать над обогащением активного словаря учащихся [4].

Эффективными на данном этапе работы являются следующие виды упражнений: составление предложений по словосочетанию и объединение их в связный текст; определение типа текста, его темы и основной мысли; подбор прилагательных, характеризующих те или иные предметы, синонимов для выражения данного содержания; выбор словосочетаний или фразеологических оборотов, наиболее подходящих по смыслу и т.д. При этом устную подготовку к сочинению рекомендуется немного сокращать, вместе с тем самостоятельность учащихся при выполнении работы постепенно должна возрастать. Так, например, вначале рассказы составляются коллективно, затем два-три ученика их повторяют, и только после повторения учащиеся записывают их. Постепенно количество повторений сокращается до одного и, наконец, коллективно составленный рассказ учащиеся записывают без повторений [4].

Особую трудность у младших школьников вызывают сочинения с элементами рассуждения, так это такой способ изложения мыслей, который основывается на понимании причинно-следственных связей в явлениях и

событиях, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения.

Работу по обучению элементарному рассуждению целесообразно связать с коллективной работой над планом сочинения. Вопросы, составленные учителем, могут помочь учащимся определить сюжет рассказа. План по мере его составления записывается на доске. В заключении необходимо обязательно спросить у учащихся, о чем бы они хотели написать в конце сочинения. Это будет способствовать формированию у детей оценочных суждений, которые содержат элементы рассуждения.

Третий этап - заключительный в работе над сочинением. Его цель состоит в том, чтобы подготовить детей к самостоятельному исправлению недочетов, редактированию своих сочинений для устранения ошибок различных типов и улучшения связности и полноты текста.

Целесообразной на данном этапе считается работа по чтению лучших сочинений учащихся, коллективному анализу недочетов в содержании, в раскрытии темы, созданию второй редакции текста.

Анализ и классификацию сочинений по недочётам с целью организации последующей работы над ошибками рекомендуется проводить по следующим критериям: а) несоответствие содержания сочинения его теме; б) нарушение композиции построения текста, неправильная связь между отдельными частями целого рассказа или отсутствие такой связи; в) неудачное построение отдельных предложений, неудачная связь между отдельными предложениями или отсутствие такой связи; г) неправильная связь между отдельными словами в предложении, неудачный или неправильный порядок слов в предложении; д) лексические (речевые) недочёты: неудачное или неправильное употребление слов и выражений; е) грубые и типичные орфографические и пунктуационные ошибки.

Система исправления и предупреждения ошибок речи складывается из следующих элементов: исправление речевых ошибок в тетрадях учащихся; классная работа над общими, типичными ошибками; индивидуальная и групповая внеурочная работа над отдельными (индивидуальными) ошибками; их обнаружение, уяснение и исправление; система стилистических и иных языковых упражнений; языковые упражнения перед каждым сочинением с целью подготовки школьников к использованию лексики предстоящего текста; стилистические акценты; обучение детей самопроверке и самостоятельному совершенствованию (редактированию) сочинения.

На уроке, посвященном анализу сочинения, разбираются орфографические и типичные речевые ошибки. Выделяется 10-15 минут на тематическое

исправление какого-то типа ошибок: это обучающий момент, он подготавливает детей к дальнейшему самостоятельному исправлению ошибок данного типа. Так дети готовятся к самопроверке и редактированию текста собственного сочинения. По завершению работы, если сочинения будут использоваться для книги, выставки, подарка, они могут быть переписаны и оформлены.

Таким образом, работа по развитию речи является приоритетным направлением в системе обучения русскому языку в начальных классах, которая призвана научить детей высказывать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с требованиями, которые регламентируются программой. А сочинения являются как раз тем наилучшим средством, которое оживляет уроки русского языка, увлекает учащихся, на деле показывает им богатейшие возможности языка и необходимость его тщательного изучения ради подлинного общения, ради выражения своих мыслей и чувств, ради художественного творчества.

Список литературы:

1. Айвазян О.О. Изложение как важная форма развития русской связной письменной речи учащихся начальных классов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - Майкоп: Изд-во. АГУ 2010. - Вып. 3 (65). - С. 88-92.

2. Бакулина Г.А. Сочинение по демонстрационной картине как средство развития связной речи младших школьников [Электронный ресурс] // Концепт. - 2014. - Вып. 32. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/14880.htm.

3. Загребельная С.В. Обучение написанию сочинений в начальной школе / С.В. Загребельная, Г.С. Кащаева, Л.А. Мамонова. - М.: «АРКТИ», 2006. -64 с.

4. Русский язык. 1-4 классы: сочинения и изложения / Н.Н. Бобкова, Н.Н. Гончарова, Т.А. Иванова и др. - 2-е изд. - Волгоград: «Учитель», 2015. -316 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.