Научная статья на тему 'Обучающее изложение в начальных классах'

Обучающее изложение в начальных классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2186
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩЕЕ ИЗЛОЖЕНИЕ / THE TRAINING STATEMENT / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / DEVELOPMENT OF THE SPEECH / ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / SPELLING SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликова Жанна Александровна

В статье идет речь о роли изложения на уроках по развитию речи младших школьников, рассматриваются различные виды изложений. Приводятся рекомендации по выбору текстов изложений для разных возрастных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучающее изложение в начальных классах»

Когда деятельность обеих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

5. УХО - НОС. Левой рукой возьмите за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Упражнения применялись на занятиях по 5-7 минут.

По результатам мониторинга прослеживается положительная динамика речевого развития детей. Расширился словарь предметов, признаков и действий. За счет расширения и обогащения словаря описательный рассказ стал развернутым и точным. Речь из бессвязной и односложной превратилась в осознанный рассказ. Детям стали по силам задания, требующие выполнения классификации, обобщения, систематизации материала. У детей также пропал страх перед устными ответами, они стали более спокойными, уверенными в себе.

Использование разных форм двигательной активности позволяет построить работу с ребенком так, чтобы он не воспринимал себя больным, инвалидом, особым ребенком, а ощущал себя полноправным членом общества.

Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т. е. накапливающийся эффект.

Таким образом, применение кинезиологических упражнений влияет не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей обучающихся и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Поэтому вполне естественно, что кроме задачи усвоения ребенком определенной суммы знаний, умений и навыков, которую ставит перед ним школа, создаются условия учебной деятельности, раскрывающие резервы организма, способствующие росту, развитию и сохранению здоровья.

Литература

1. АрхиповаЕ. Ф. Коррекционная работа с ДЦП. М., 1989.

2. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. М., 2006.

3. Ипполитова М. В. Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста, страдающими церебральным параличом. / Под ред. С. С. Ляпидевского. М., 1967.

4. Ипполитова М. В., Мастюкова Е. М. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. М., 1985.

5. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.

6. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.

7. СиротюкА. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М.: Сфера, 2002.

8. Филичева Т. Б., Каше Г. А. Дидактический материал по развитию речи у детей дошкольного возраста. М., 1989.

The training statement in initial classes Kulikova Zh. Обучающее изложение в начальных классах Куликова Ж. А.

Куликова Жанна Александровна /Kulikova Zhanna — учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 10, г. Абакан

Аннотация: в статье идет речь о роли изложения на уроках по развитию речи младших школьников, рассматриваются различные виды изложений. Приводятся рекомендации по выбору текстов изложений для разных возрастных групп.

Abstract: in article there is a speech about a statement role at lessons of development of the speech of younger school students, different types of statements are considered. Recommendations about the choice of texts of statements for different age groups are provided.

Ключевые слова: обучающее изложение, развитие речи, орфографические навыки. Keywords: the training statement, development of the speech, spelling skills

Изложение, как никакое другое упражнение, приобщает детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова и затем письменно пересказанные детьми, способствуют формированию правильных речевых навыков, очищают речь, повышают её культуру, прививают детям художественный вкус, развивают речевое чутьё [1].

Изложения и сочинения формируют и совершенствуют связную речь учащихся. Уже в 1-м классе в программах предусматривается изложение под руководством учителя небольшого текста по вопросам, во 2-м классе - изложение текста по коллективно составленному и измененному плану, в 3- 4-х классах - подробные, сжатые и творческие изложения [2].

Объем текстов для изложений в 1-м классе - 20-30 слов, во 2-м классе - 30-40 слов, в 3-4 классах - от 60 до 95 слов.

Темы изложений должны быть ценными как в воспитательном, так и в образовательном отношении, должны расширять познавательный опыт учащихся, формировать их мировоззрение, Они должны быть доступны и интересны детям, не перегружены новыми для них трудными словами или образами. Дети должны хорошо понять его содержание, идейный смысл.

Близкое к тексту изложение небольшого рассказа или отрывка, имеющего сюжет, проводятся во всех классах. Этот вид изложений развивает умения учащихся в составлении связного текста. В первом классе работу над изложением затрудняют слабые орфографические навыки учащихся. С целью предупреждения ошибок на ранних степенях обучения текст, составленный учащимися, записывается на доске. Тексты в 1 классе должны быть повествовательные или описательные [4].

Перед учителем стоит задача научить первоклассников пользоваться готовым планом при изложении. Учащиеся должны правильно читать вопросы на доске и понимать их содержание; отвечать точно на вопрос плана; при пересказе и письменном изложении располагать свои ответы последовательно, в соответствии с порядком вопросов в плане. В работе над изложением формируется у детей навык строить простое предложение.

Для укрепления навыков письменной речи необходимо обучать детей пользоваться в изложении теми словами, которые они понимают и умеют правильно написать. С целью осуществления этих задач детям необходимо предлагать тексты для изложений с готовыми планами. Изложения по готовому плану совершенствуют заложенный в 1 классе навык последовательного изложения содержания и дают возможность продолжать работу над предложением: редактировать при пересказе изложение одной, наиболее трудной, или нескольких частей рассказа; привлекать внимание учащихся к образным выражениям и устойчивым словосочетаниям.

Со 2 класса работа над подробным изложением усложняется: текст подбирается так, чтобы он предусматривал ознакомление учащихся с новыми для них особенностями в области лексики, синтаксиса, композиции текста, с повествованием, элементами описания.

В 3-4 классах учащиеся, работая над подробными изложениями, обращают внимание на детали, подробности в повествовании и описании, приучаются к точности речи, учатся связывать предложения, соблюдая временную последовательность, причинно-следственные связи, правильные пространственные соотношения. Всё это развивает детей умственно, способствует воспитанию их мышления. Основным типом изложения в 3 классе, согласно программе, является «изложение (подробное, сжатое) текста по плану, составленному самостоятельно» [4]. В общей системе нужны иногда изложения по готовому плану, особенно в начале учебного года, а также при обучении сжатому пересказу, когда надо сосредоточить внимание детей на форме краткой передачи содержания. По готовому плану изредка проводятся также изложения с тем или иным стилистическим заданием (включить в изложение описание, разнообразить язык синонимическими наименованиями действующего лица и др.). В таких случаях обучающая работа над планом ограничивается анализом готового плана; а при разборе проверенных работ сопоставляется изложение ученика с данным ему планом.

Сжатое изложение прочитанного текста проводится следующим образом: текст прочитывается 1-2 раза, затем в ходе коллективной беседы выявляется главное - что нужно описать при сжатом пересказе, а что можно опустить. В письменном тексте сжатого изложения дети передают лишь существенное, опуская второстепенное. При этом могут нарушаться логические связи в тексте, если сокращение будет вестись механическим путём. Необходимо строить анализ текста так, чтобы учащиеся не допустили данной ошибки, сохранили сюжет. В этой логической и одновременно творческой работе состоит главное достоинство и главная трудность сжатых изложений. Оно имеет

много общего с сочинением: учащиеся отбирают материал, по-своему располагают его, самостоятельно подбирают слова и составляют предложения. Работая над сокращением текста, учащиеся глубже овладевают материалом, учатся не только сужать его до самого краткого выражения, но и, наоборот, распространять, расширять его.

Творческие изложения занимают промежуточное положение между изложениями и сочинениями. Они развивают воображение учащихся, литературные интересы, развивают творчество детей. Один из интереснейших видов творческого изложения - изложение от лица одного из персонажей [3]. Ученик должен хорошо понять роль этого персонажа, принять во внимание его характер, возраст, взглянуть на события его глазами. Ведь надо передать в тексте лишь то, что ему могло быть интересно, и так, как это могло ему представиться. Уже во втором полугодии учитель даёт задание утром и вечером понаблюдать за небом, повадками птиц, за изменениями в природе, а на уроке письма предлагает записать одно - два предложения о том, что дети видели и наблюдали, что их особенно поразило, что больше всего запомнилось. Выполняя такие задания, дети, прежде не обращавшие внимание на окружающее, начинают внимательно созерцать мир.

Как показывает практика, изложения очень полезны для развития речи учащихся, осмысливают в их глазах работу над правописанием, помогают им понять, что орфография нужна не сама по себе, а для наилучшего, ясного и точного выражения мыслей на письме. Такова, по моему мнению, в общем виде система работы над изложением в начальных классах.

На первом году обучения учащиеся приобретают первоначальный опыт работы над сочинением. Они пока невелики по объёму, основным источником для них является личный жизненный опыт. Это сюжетные рассказы о событиях, развёртывающихся во времени: «Как мы лепили Снеговика», «Как мы ходили в лес». В ходе работы над сочинением закрепляются те орфографические навыки и умения, которые получают учащиеся на уроках. Все сочинения выполняются под руководством учителя. Работа носит обучающий характер.

Сочинения во 2 классе - это небольшие сюжетные рассказы, в которые постепенно можно вводить элементы описания. Проводятся они либо в устной, либо в письменной форме. В 3-4 классах учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но к этим работам предъявляются более высокие требования.

Любые сочинения можно писать только после тщательной и кропотливой подготовки. Ранняя самостоятельность может навеки отбить охоту творить. Не следует увлекаться домашними сочинениями, которые зачастую «творит» вся семья. Учитель должен видеть процесс творчества своего ученика и быть готовым прийти на помощь. У каждого учителя есть свои методы написания сочинений, но цель должна быть одна: не только научить грамотно писать, но и логично, образно мыслить, научить правильно, пользоваться словом.

Литература

1. Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения. М., 1991.

2. Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1980.

3. Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984.

4. Речевые уроки: Кн. для учителя нач. кл. / Т. А. Ладыженская и др. М.: Просвещение, 1994.

5. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. М.: Интор, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.