Научная статья на тему 'О сущности логических ошибок и проблеме их учёта при оценке письменных работ учащихся'

О сущности логических ошибок и проблеме их учёта при оценке письменных работ учащихся Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
470
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / COHERENT SPEECH / ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / LOGICAL THINKING / ЛОГИЧНОСТЬ РЕЧИ / ЛОГИЧЕСКАЯ ОШИБКА И НЕДОЧЁТ / LOGICAL ERROR AND DEFECT / ЛОГИЧЕСКИЙ ЗАКОН / ЛОГИЧЕСКИЙ СКАЧОК / LOGICAL LEAP / НОРМЫ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ / NORMS OF ASSESSING ESSAYS AND EXPOSITIONS / LOGICAL SPEECH / LOGIC LAW

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чаптыкова Наталья Петровна

В статье актуализированы виды логических ошибок и недочётов, обусловленных нарушением законов формальной логики и норм русского литературного языка. Показаны трудности выявления, анализа и учёта логических ошибок при проверке и оценке сочинений и изложений школьников. Из письменных работ учащихся основной общеобразовательной школы представлены примеры предложений и фрагментов текстов с указанием типичных логико-речевых и логико-текстовых ошибок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Чаптыкова Наталья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Nature of Logical Errors and the Problem of their Consideration while Assessing Students’ Written Works

The article deals with the types of logical errors and mistakes caused by neglecting the formal logic laws and breaking the norms of the Russian literary language. The author shows difficulties in identifying, analyzing and considering logical errors while checking and evaluating the essays and expositions of schoolchildren. The author gives illustrations from the written works of the pupils of the general education school to show sentences and fragments of texts with typical logical-speech and logical-text errors.

Текст научной работы на тему «О сущности логических ошибок и проблеме их учёта при оценке письменных работ учащихся»

УДК 81'271.1-057.87

О СУЩНОСТИ ЛОГИЧЕСКИХ ОШИБОК И ПРОБЛЕМЕ ИХ УЧЁТА ПРИ ОЦЕНКЕ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ

Н. П. Чаптыкова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье актуализированы виды логических ошибок и недочётов, обусловленных нарушением законов формальной логики и норм русского литературного языка. Показаны трудности выявления, анализа и учёта логических ошибок при проверке и оценке сочинений и изложений школьников. Из письменных работ учащихся основной общеобразовательной школы представлены примеры предложений и фрагментов текстов с указанием типичных логико-речевых и логико-текстовых ошибок.

Ключевые слова: связная речь, логическое мышление, логичность речи, логическая ошибка и недочёт, логический закон, логический скачок, нормы оценки сочинений и изложений.

В устной и письменной речи детей и взрослых встречается немалое количество логических ошибок, поэтому многие исследователи обращают внимание на важность логических оснований речи. Лингвометодическая актуальность проблемы нахождения, исправления и предупреждения логических ошибок подтверждается наличием диссертаций, научных монографий, статей и иных трудов по указанной теме.

Требования к логичности речи, невыполнение которых ведёт к появлению разного рода логических ошибок, описаны в разнообразных источниках по русскому языку и методике его преподавания. Фундаментальные положения о соотношении обучения и развития методически интерпретированы А. И. Власен-ковым [1], Т. А. Ладыженской и др. [2]; взаимосвязь языка и мышления рассмотрена М. Р. Львовым [3]; методические основы формирования умений и навыков логического мышления описаны В. А. Добромы-словым [4]; систему интеллектуально-речевых упражнений для начальной школы разработала Г. А. Баку-лина [5] и т. д. Однако до сих подвиды логических ошибок не вписаны в систему оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. Это приводит учащихся, создающих речевые произведения, и учителя, проверяющего изложения, сочинения и рефераты школьников, к определённым трудностям. Налицо противоречие между необходимостью формирования навыков логического мышления в метаметодическом аспекте и недостаточной прикладной разработанностью этой проблемы, что отрицательно влияет на качество обучения и учения.

Необходимость усилить внимание к логическим ошибкам в письменных работах школьников обусловлена рядом причин. Во-первых, одной из важных задач развития связной речи в школе является предупреждение логических ошибок, а их анализ показывает трудности усвоения русского языка как родного и неродного. Во-вторых, в рамках ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку логические ошибки учитываются при оценивании заданий с развёрнутым ответом.

В методике преподавания русского языка целесообразно уточнить, к какой группе относить логические ошибки. В Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку [6] и трудах многих методистов логические ошибки отнесены к речевым. Согласно действующим нормам оценки, содержание и речевое оформление изложения и сочинения оценивается с точки зрения соответствия теме, композиционной стройности, последовательности высказывания и логичности, однако в критериях и нормативах оценки не обращается внимание к логическим ошибкам. Ясно только, что они должны учитываться в первой оценке (в числителе) за творческую работу, которая ставится за содержание и речевое оформление изложений и сочинений.

В соответствии с научной традицией (см. например: [7, с. 428]) полагаем, что ошибки, связанные с нарушением логической правильности речи, целесообразно рассматривать на уровне отдельного предложения и на уровне текста. В таком случае логические ошибки можно подразделить на две подгруппы: а) логико-речевые ошибки, допущенные в пределах предложения и учитываемые в оценке за речь; б) логико-текстовые ошибки, допущенные на уровне целого текста и/или его фрагмента, учитываемые в оценке за содержание.

Актуальной для школьной практики остаётся и проблема различения грубых/негрубых логических ошибок, противопоставленных соответствующим недочётам. К примеру, в предложении Мы любовались на лугу ромашками и птицами мы видим логический недочёт, так как в цепи однородных членов вместо частного понятия «ромашки» лучше использовать общее понятие «цветы», хотя и необязательно. В другом предложении (В комнате был слабый свет, и стены оклеены дорогими обоями) между его частями нет смысловой связи, следовательно, здесь имеет место логическая ошибка, как и в предложении По утрам мы с братом ходили на луг, а не только в дождливую погоду.

Сложнее в практике преподавания русского языка учитывать степень грубости логической ошибки. Например, в предложении Сложный характер Печорина нашёл своё отражение в его языке, самом ярком среди всех действующих лиц романа мы видим грубую логико-речевую ошибку, так как его автор соединил понятия из разных логических рядов: язык оказался среди действующих лиц, хотя с точки зрения логических связей не

является таковым. Подобный разрыв контекста (предложения или текста) вследствие включения в него элементов, не имеющих отношения к данной теме и/или рассматриваемой проблеме, либо вследствие умолчания о чём-то важном для понимания текста называют «логическим скачком» [8]. Подобные ошибки имеются и в следующих высказываниях учеников 5-го класса: Мы уходили на луг утром, и иногда нас там заставали дожди; Брат собирался в лес, но ему приходилось идти вечером; Я забыла, что у меня дома живёт попугай. На улице мы подобрали кошку. Чтобы кошка не съела попугая, я закрыла её в другой комнате; Максим и Вова запели, мы стали им подпевать. Поэтому нам поставили «три».

С целью предупреждения логических ошибок нужно научить учеников видеть их, опираясь на понимание сути таких ошибок, а значит, на понимание причин их появления в речи. С этой точки зрения важно обратить внимание учащихся на необходимость знать лексическое значение употребляемых слов и их иерархические связи, предметно-логическую сочетаемость в контексте и т. д. Так, Д. Э. Розенталь подчёркивал, что причиной логических ошибок зачастую является неразличение «близких в каком-либо отношении обозначаемых понятий. Нередко пишущий или говорящий не различает сферы деятельности, причину и следствие, часть и целое, смежные явления, родовидовые, видовые и другие отношения» [9]. Методист М. Р. Львов связывал логические ошибки с несоблюдением требований логики, в результате чего пропуск существенных деталей приводит к нарушению связности текста, а «ошибочные рассуждения возникают в результате связывания разноуровневых понятий» [10].

Известно, что логические ошибки во многом обусловлены нарушением основных законов логики. Представим наш опыт разделения логических ошибок (алогизмов) на группы, в основе которых будет лежать отклонение от одного, реже нескольких законов формальной логики. Полагаем, что ученики должны иметь общее понятие о таких основных законах, как законы тождества, противоречия, исключённого третьего и достаточного основания. Рассмотрим варианты исправления логических ошибок, допущенных по причине нарушения названных логических законов, предварительно кратко охарактеризовав их.

Закон тождества - «закон логики, согласно которому в процессе рассуждения каждое осмысленное выражение (понятие, суждение) должно употребляться в одном и том же смысле» [11, с. 156]. Нарушение этого закона ведёт к непроизвольной или умышленной логической ошибке, которую можно характеризовать как потерю или подмену предмета мысли. Закон определяет умение пользоваться понятиями, при делении или группировке которых должен иметься в виду определённый признак. Используя те или иные понятия, учащиеся не всегда принимают во внимание их существенные признаки, а опираются на признаки несущественные. Иногда не видят того признака, по которому производится деление понятий и не осознают основания их группировки/классификаций. Отсутствие осознания требования единства признака, положенного в основу группировки, нередко ведёт к смешиванию одной классификации с другой. Иногда сложившиеся представления о предметах оказываются слишком широкими или слишком узкими.

Приведём примеры предложений из письменных работ учащихся, в которых логические ошибки обусловлены нарушением логического закона тождества:

- В класс вошли библиотекарь и Ольга Павловна. В данном случае нарушено требование единства классификации: смешиваются понятия «профессия» и «имя»;

- Поздравлять учителей пришли гимназистки и девочки. Здесь ученик смешивает понятия «гимназистки» и«девочки», не учитывая того, что девочки тоже могут быть гимназистками;

- Мальчики идут в музей, а девочки на экскурсию. Автор этого примера неправомерно противопоставляет понятия «музей» и «экскурсия», несмотря на то, что все ученики класса были в музее, но часть детей ушла самостоятельно знакомиться с экспонатами в залах;

- Во избежание конфликтов между людьми нужно взаимопонимание, а знание правил поведения должно стать составной частью интеллекта человека. (Интеллект не определяется знанием правил);

- Рассуждения Катерины в пьесе «Гроза» делают героиню более молодой, однако привлекают внимание. (Логически не связанные суждения противопоставлены необоснованно).

Согласно закону противоречия «высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истинными. Ни одно высказывание не является одновременно истинным и ложным» [11, с. 163]. Из сказанного следует, что мысли противоречивы, если школьник имеет в виду один и тот же предмет в одно и то же время, при этом утверждает и отрицает одно и то же. Противоречия не будет, если в суждении говорится о разных предметах или об одном, но в разное время, в разном отношении, например: Физические нагрузки полезны и Физические нагрузки не полезны для ослабленного организма. Закон противоречия нарушается, если учащиеся допускают утверждения, противоречащие общему смыслу: имеется несоответствие между мыслями, высказанными в разных предложениях; сделан неправильный вывод или вступление не соответствует основному содержанию: В лесу было тихо. Рядом пела звонким голосом лирическую песню, перелетая с дерева на дерево, иволга. Где-то далеко куковала невидимая кукушка. Не очень-то было спокойно. Нарушение закона противоречия в данном тексте показывает неумение автора охватить мыслью целое. Такую ошибку называют повествовательным алогизмом. Чаще всего он связан с тем, что школьник не помнит, что написал в предыдущей фразе. Если одно предложение

утверждает, а другое отрицает то же самое, то это противоречивые высказывания, как в следующих предложениях учащихся: А. С. Пушкин - автор романа «Евгений Онегин»; А. С. Пушкин не является автором романа «Евгений Онегин» во время южной ссылки.

Закон противоречия близок логическому закону исключённого третьего, который применяется только там, где познание имеет дело с жёсткой ситуацией безальтернативного выбора - или/или. Закон исключённого третьего не может быть применён в ситуации неопределённости процесса. Следовательно, ученик должен сделать детальный анализ конкретной ситуации. Небрежность в этом вопросе приводит к нарушению логической последовательности повествования, например: Собака понюхала воробья, а охотник пошёл по тропинке; Дождь лил весь день, но скоро перестал; На выставке моё внимание привлёк нетканый ковёр, в центре которого был соткан цветок.

«Из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно» [11, с. 173]. При объединении закона исключённого третьего и закона противоречия формулируется следующее положение: «между противоречащими высказываниями нет ничего среднего, то есть нет третьего высказывания (третьего не дано)» [11, с. 168]. В двузначной (да/нет) традиционной логике этот закон и двух суждений исключает третье: одно истинно, другое ложно, а третьего не дано.

Четвёртый закон логики - достаточного основания - утверждает, что «всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной». Речь идёт об обосновании только «истинных мыслей» [11, с. 186]. Например, дождь является реальной причиной того, что крыши домов мокрые после дождя, значит, по причине дождя. Школьники должны понимать: чтобы не допустить ошибку в следствии, нужно продумывать причину. Этот закон обеспечивает связность, непротиворечивость мысли, служит основанием для выбора истинного суждения.

Рассмотрим детские высказывания с логическими ошибками, допущенными по причине нарушения закона достаточного основания: Наш класс каждый год оказывает небольшую, но хорошую помощь детям-сиротам. (Противопоставление небольшую, но хорошую не оправданно); Мы на перемене обычно бегаем по коридору, шумим, балуемся, но, конечно, получаем замечания. (Противительная связь не оправдана); Я не захотел кататься на коньках, и это занятие мне надоело. (Причинная связь выражена неправильно); Делать добро для каждого - это понимать его проблемы; Каждый военный конфликт доказывает, что можно договориться мирно по любому вопросу. (Войны показывают обратное: не найдя мирного решения проблемы, государства вступают в войну.)

Итак, логические законы выступают нормативной основой мышления, поэтому их актуализация в связи с обучением русскому языку способствует формированию правильного мышления школьников. Закон тождества запрещает подменять в процессе рассуждения одно понятие другим, употреблять термин в несвойственных ему смыслах. Закон противоречия нередко проявляется в использовании слов, противоположных по своему основному значению. Закон исключённого третьего требует выбора одного из двух взаимоисключающих примеров. Аналогично закону противоречия и закону тождества закон исключённого третьего применим не только к суждениям, но и к понятиям, их родовидовым отношениям. Знание закона достаточного основания отражает оптимальный отбор информации, правильную аргументацию, выбор доказательств [12].

Законы логики помогают выражать мысли логично (последовательно, обоснованно, точно и ясно), лаконично/кратко, полно охватывая содержательно-смысловую тему сочинения или иной письменной работы. Нарушение названных и иных законов логики приводит к возникновению логических ошибок, что негативно влияет на ясность речи. Правила речевой логики опираются на законы логического мышления: каждая мысль должна иметь одно содержание; не могут быть одновременно истинными противоположные мысли об одном и том же предмете; из двух противоречащих высказываний одно непременно истинно; истину нужно доказать; мысли должны быть связаны друг с другом, вытекать одна из другой, обосновывать одна другую.

Понятно, что приведённые примеры из письменных работ учащихся основной общей школы не охватывают всего многообразия логических ошибок и недочётов, так как мы рассмотрели лишь более частотные, к тому же заявленная в статье проблематика требует углублённого научно-методического изучения. Кроме четырёх основных формально-логических законов, отражающих важные свойства правильного мышления: определённость, непротиворечивость, обоснованность, - существует много законов неосновных, которым тоже должно подчиняться правильное мышление.

В завершение отметим следующее: эффективное предупреждение логических ошибок в общей школе предполагает совместную теоретико-практическую работу обучающих и обучаемых, включая анализ письменных работ (написанных в текущем учебном году и предыдущих), выявление и исправление ошибок и недочётов нужного вида, а также их правильный учёт при оценке работ, изучение и написание (по аналогии) высказываний с учётом логических норм и правил, написание и последующий анализ сочинений (например, эссе) на заданные темы.

Библиографический список

1. Власенков, А. И. Развивающее обучение русскому языку (4-8 кл.): пособие для учителя / А. И. Власенков. - М.: Просвещение, 1984. -208 с.

2. Ладыженская, Т. А. Методика развития речи на уроках русского языка: кн. для учителя / Т. А. Ладыженская [и др.]. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 240 с.

3. Львов, М. Р. Основы теории речи / М. Р. Львов. - М.: Академия, 2002. - 248 с.

4. Добромыслов, В. А. О развитии логического мышления учащихся 5-7 классов на занятиях по русскому языку / В. А. Добромыслов. -М.: Учпедгиз, 1956. - 154 с.

5. Бакулина, Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте / Г. А. Бакулина. - М.: ВЛАДОС, 2006. -216 с.

6. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл. / сост Е. И. Харитонова. - 3-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2010.- 47 с.

7. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под общ. рук. Л. Ю. Иванова [и др.]. - Изд. 2-е. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 840 с.

8. Беззубов, А. Н. Введение в литературное редактирование / А. Н. Беззубов. - СПб: Санкт-Петербург, 1997.- 117 с.

9. Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию / Д. Э. Розенталь. - 16-е изд. -М.: Айрис-пресс, 2012. - 368 с.

10. Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». - М.: Просвещение, 1988. - 240 с.

11. Гетманова, А. Д. Логика: учеб. для пед. учеб. заведений / А. Д. Гетманова. - 6-е изд. - М.: ИКФ Омега-Л; Высшая школа, 2002. - 416 с.

12. Барсов, А. В. Приложение сведений из логики к чтению и писанию сочинений (Дополнение к методике русского языка) / ред. А. Хованский. - Воронеж: Типография В. И. Исаева, 1890.- 21 с.

© Чаптыкова Н. П., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.