Научная статья на тему 'ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скакунова Виктория Александровна

Рассматриваются этапы применения метода проектов, в частности веб-проектов, в формировании информационно-коммуникационной компетентности учителей иностранного языка. Отмечается, что метод проектов является одним из педагогических методов, созданных для сферы профессионального образования с целью формирования и/или развития навыков и умений обучающихся, а в современных условиях - их компетенций. Раскрыты особенности предлагаемой проектной методики, которые заключаются в моделировании реальных условий обучения. Показано, что это позволяет учителям до непосредственного применения информационно-коммуникационных технологий на занятиях моделировать условия обучения в контексте выбранной темы и анализировать положительные и отрицательные аспекты интеграции этих технологий в учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скакунова Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STAGES OF THE PROJECT ACTIVITY FOR BUILDING LNFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE OF A FOREIGN LANGUAGE TEACHER

The article considers the stages of applying the project method, in particular web projects, in the formation of information and communication competence of foreign language teachers. It is noted that the project method is one of the pedagogical methods created for the field of professional education in order to form and / or develop the skills and abilities of students, and in modern conditions-their competencies. The features of the proposed project methodology, which consist in modeling real learning conditions, are revealed. It is shown that this allows teachers to simulate the learning environment in the context of the chosen topic and analyze the positive and negative aspects of the integration of these technologies into the educational process before directly applying information and communication technologies in the classroom.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

Э01: 10.25586^Ми.НЕТ.21.04.Р.025 УДК 378

В.А. Скакунова,

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Этапы проектной деятельности по формированию информационно-коммуникационной компетентности учителя иностранного языка

В современных условиях, когда процессы цифровизации оказывают растущее влияние на все сферы человеческой жизни, компетенции и компетентности в области применения информационно-коммуникационных технологий играют первостепенную роль в профессиональной деятельности специалистов. Это прямо относится и к деятельности педагогов, в том числе учителей и преподавателей иностранных языков. Следовательно, формирование их информационно-коммуникационной компетентности становится одной из основополагающих задач профессиональной подготовки педагогов [1, 2, 5,11,12].

В рассматриваемом контексте попробуем определить информационно-коммуникационную компетентность (ИКТ-компетентность) учителя иностранного языка. Будем понимать под ней интегральное личностное качество профессионально подготовленного учителя, которое характеризуется наличием мотивации к использованию информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранным языкам и культурам и непрерывному профессиональному развитию в сфере их применения в образовательной деятельности; пониманием роли и места этих технологий в образовательной © Скакунова В.А., 2021

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

сфере, закономерностей протекания информационных процессов в современном обществе; технологическими навыками и умениями работы с ИКТ в процессе взаимодействия с информацией и решения профессиональных задач; способностью и готовностью осуществлять дидактически целесообразный выбор этих технологий в рамках поставленных педагогических задач на всех этапах учебного процесса [8].

Формирование и развитие компетентности является трудоемким процессом не только с точки зре-

ния усилий, затрачиваемых со стороны учителей, но и с точки зрения времени, которое необходимо ему уделить. В связи с этим, по нашему мнению, применение метода проектов является оправданным инструментом обучения. Одним из его преимуществ как педагогического метода является возможность создавать учебные ситуации, приближенные к реальным.

Метод проектов был обоснован с научной точки зрения Дж. Дьюи и У. Килпатриком [3, 4]. Его суть и назначение они видели в том, чтобы обеспечить развитие мышления

ВИКТОРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА СКАКУНОВА Российская Федерация, г. Москва

преподаватель Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Сфера научных интересов: методика обучения иностранным языкам, информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранных языков, педагогика, педагогическая психология, профессиональное образование. Автор 11 опубликованных научных работ. Электронная почта: vika-0809@mail.ru.

VICTORIA A. SKAKUNOVA Moscow, Russian Federation

Teacher of the Moscow State University Named after M. V. Lomonosov. Research interests-methods of teaching foreign languages, information and communication technologies in the teaching of foreign languages, pedagogy, pedagogical psychology, professional education. Author of 11 published scientific papers. Email address: vika-0809@mail.ru.

Рассматриваются этапы применения метода проектов, в частности веб-проектов, в формировании информационно-коммуникационной компетентности учителей иностранного языка. Отмечается, что метод проектов является одним из педагогических методов, созданных для сферы профессионального образования с целью формирования и/или развития навыков и умений обучающихся, а в современных условиях - их компетенций. Раскрыты особенности предлагаемой проектной методики, которые заключаются в моделировании реальных условий обучения. Показано, что это позволяет учителям до непосредственного применения информационно-коммуникационных технологий на занятиях моделировать условия обучения в контексте выбранной темы и анализировать положительные и отрицательные аспекты интеграции этих технологий в учебный процесс.

Ключевые слова: метод проектов, информационно-коммуникационная компетентность, этапы проектной деятельности, компетентность, компетенция.

The article considers the stages of applying the project method, in particular web projects, in the formation of information and communication competence of foreign language teachers. It is noted that the project method is one of the pedagogical methods created for the field of professional education in order to form and / or develop the skills and abilities of students, and in modern conditions-their competencies. The features of the proposed project methodology, which consist in modeling real learning conditions, are revealed. It is shown that this allows teachers to simulate the learning environment in the context of the chosen topic and analyze the positive and negative aspects of the integration of these technologies into the educational process before directly applying information and communication technologies in the classroom.

Key words: project method, information and communication competence, stages of project activity, competence, competence.

1

В наши дни информационно-коммуникационные технологии применяются с младших классов школы. Овладение ими -необходимая составная часть педагогического образования

и навыков организации учебной работы обучающихся через их собственные проекты, стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение этих проблем, привить умение практически применять полученные знания, поощрить развитие рефлекторного мышления. В 2000-х годах активному внедрению метода проектов и проектной деятельности в учебный процесс отечественной высшей школы способствовали работы Е.С. Полат и М.Ю. Бухар-киной [7].

Среди видов проектов, которые подразделяются по различным категориям, можно выделить исследовательские, практико-ориентиро-ванные, творческие, монопроекты, телекоммуникационные и другие. Благодаря возможности задействовать различные цифровые платформы и технологии все больше популярности в учебном процессе приобретают веб-проекты. В настоящей статье под ними понимаются проекты, целью которых является развитие коммуникативной и социокультурной компетенций посредством решения учебных задач с применением информационно-коммуникационных технологий, где они используются «как средство связи для организации письменного общения партнеров по проекту (в режиме реального времени, а также асинхронно); как программное средство, как "мультимедийный конструктор" для создания собственных творческих работ и оформления результатов проекта» [10, с. 162]. Выполняя задание по созданию веб-проекта, будущий учитель иностранного языка не только осваивает методы применения различных интернет-технологий, сервисов и платформ, но и одновременно учится прогнозировать, какие преимущества или недостатки могут дать конкретные цифровые инструменты для развития тех или иных навыков и умений в учебной среде.

В ходе реализации веб-проекта необходимо придерживаться определенной последовательности этапов, которая в той или иной степени свойственна всем типам проектов. В случае формирования профессионально ориентированной компетентности - информационно-коммуникационной компетентности учителя иностранного языка - выделяются следующие этапы: начальный (организационный), этап разработки веб-проекта, этап его непосредственной реализации и завершающий этап. Каждый этап имеет свои особенности, предусматривает свои конкретные задачи.

Стоит также отметить, что поскольку речь идет не о формировании компьютерной грамотности, или об ИТ-компетенции, как она определена ЮНЕСКО, а об информационно-коммуникационной компетентности, то и постановка многих задач при выполнении веб-проекта схожа с формированием

методической компетенции учителя иностранного языка, что показано в трудах Е.И.Пассова, Е.Н. Со-лововой [6, 9].

Начальный этап реализации веб-проекта предусматривает решение следующих задач:

- формулирование темы веб-проекта, что будет совпадать с темой урока с применением ин-формационно-коммуникаци-онных технологий;

- определение целей фрагмента урока/урока;

- рассмотрение задач фрагмента урока/урока/курса в процессе проведения мозгового штурма;

- формулирование результатов, которые учитель планирует достичь посредством данного веб-проекта;

- проектирование содержания заданий, выполняемых на уроке;

- поиск учебных материалов, пред-

ставленных в различных форматах (текстовом, электронном, графическом, аудио или видео).

На этапе разработки веб-проекта необходимо сосредоточиться на следующих действиях:

- планирование работы;

- распределение обязанностей между участниками веб-проекта, если над ним трудится не один участник, а несколько;

- определение способов, средств и методов достижения поставленной цели;

- анализ выдвинутых гипотез;

- выбор форм оформления результатов выполнения проекта и их представления.

На третьем этапе непосредственно в ходе реализации веб-проекта целесообразно сфокусироваться:

- на выполнении поставленных задач;

- обсуждении совместно с другими участниками или преподавателем полученных результатов;

- коррекции полученных результатов (при необходимости);

- оформлении результатов проект-

ной деятельности в презентации.

Метод проектов с использованием информационно-коммуникационных технологий все шире применяется на всех уровнях системы образования

Наконец, на завершающем этапе

необходимо:

- презентовать веб-проект;

- получить экспертную оценку от преподавателя на свой веб-проект;

- принять участие в обсуждении и осмыслении итогов проделан-

ного совместно с преподавателем или с другими участниками веб-проекта.

В заключение стоит отметить, что знание основных этапов реализации веб-проекта и их особенностей позволит учителям иностранных языков или студентам

педагогических специальностей сформировать и развить профессиональную компетентность по эффективному и дидактически целесообразному внедрению ин-формационно-коммуникацион-ных технологий в педагогическую деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богатенков С.А. Компетентностно-ориентированный подход к планированию информационной подготовки выпускников образовательных организаций // Концепт. 2013. №5 (21). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostno-ori-entirovannyy-podhod-k-planirovaniyu-informatsionnoy-podgotovki-vypusknikov-obrazovatelnyh-organizatsiy (дата обращения: 29.01.2021).

2. Воробьев Г.А. Электронная образовательная среда инновационного университета // Высшее образование в России. 2013. № 8-9. С. 59-64.

3. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М.: Совершенство, 1997. 208 с.

4. Килпатрик В.Х. Основы метода. М.; Л., 1928. 115 с.

5. Лапенок М.В. Подготовка учителей к созданию и использованию электронных ресурсов для информационной среды образовательного учреждения // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. С. 36-41.

6. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. Ростов н/Д: Феникс; М: Глосса-Пресс, 2010. 640 с.

7 Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие. М.: Академия, 2007. 224 с.

8. Скакунова В.А. К вопросу об информационно-коммуникационной компетентности выпускников педагогических специальностей языкового вуза // Высшее образование сегодня. 2017. № 5. С. 16-18.

9. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей. М.: АСТ: Астрель, 2009. 238 с.

10. Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика. Пособие для студентов и аспирантов языковых факультетов университетов и вузов. М.: Икар, 2009. 240 с.

11. Guzman, A. & Nussbaum, M. Teaching competencies for technology integration in the classroom. Journal of Computer Assisted Learning. 2009. N. 20(5). Pp. 453-469.

12. Markauskaite, L. Exploring structure of trainee teachers' ICT literacy: the main components of, and relationships between, general cognitive and technical capabilities. Educational Technology Research and Development. 2007. N. 55(6). Pp. 547-572.

REFERENCES

1. Bogatenkov S.A. (2013). Kompetentnostno-orientirovannyj podhod k planirovaniyu informacionnoj podgotovki vypusknikov obrazovatel'nyh organizacij [Competence-oriented approach to planning information training of graduates of educational organizations]. Concept. №5 (21). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostno-orientirovannyy-podhod-k-planirovaniyu-informatsionnoy-podgotovki-vypusknikov-obrazovatelnyh-organizatsiy (date accessed: 29.01.2021). (In Russian).

2. Vorob'ev G.A. (2013). Elektronnaya obrazovatel'naya sreda innovacionnogo universiteta [Electronic educational environment of the Innovation University]. Higher education in Russia. No. 8-9. Pp. 59-64. (In Russian).

3. D'yui D. (1997). Psihologiya i Pedagogika myshleniya [Psychology and Pedagogy of thinking]. M.: Perfection. 208 p. (In Russian).

4. Kilpatrik V.H. (1928). Osnovy metoda [Fundamentals of the method]. Moscow; Leningrad, 115 p. (In Russian).

5. Lapenok M.V. (2013). Podgotovka uchitelej k sozdaniyu i ispol'zovaniyu elektronnyh resursov dlya informacionnoj sredy obrazovatel'nogo uchrezhdeniya [Preparation of teachers for the creation and use of electronic resources for the information environment of an educational institution]. Pedagogical education in Russia. 2013. No. 1. p. 36-41.(In Russian).

6. Passov E.I., Kuzovleva N.E. (2010). Urok inostrannogo yazyka [Foreign language lesson]. Rostov-on-Don. Phoenix; Moscow. Glossa-Press. 640 p. (In Russian).

7 Polat E.S., Buharkina M.Yu. (2007). Sovremennye pedagogicheskie i informacionnye tekhnologii vsisteme obrazovaniya [Modern pedagogical and information technologies in the education system]. Moscow. Akademiya. 224 p. (In Russian).

8. Skakunova V.A. (2017). K voprosu ob informacionno-kommunikacionnoj kompetentnosti vypusknikov pedagogicheskih special'nostej yazykovogo vuza [On the issue of information and communication competence of graduates of pedagogical specialties of a language university]. Higher education today. No. 5. Pp. 16-18. (In Russian).

9. Solovova E.N. (2009). Metodika obucheniya inostrannym yazykam: bazovyj kurs [Methodology of teaching foreign languages: basic course: a manual for students of pedagogical universities and teachers. Moscow. AST: Astrel. 238 p. (In Russian).

10. Titova S.V. (2009). Informacionno-kommunikacionnye tekhnologii vgumanitarnom obrazovanii: teoriya i praktika [Information and communication technologies in humanitarian education: theory and practice]. Moscow. Ikar, 240 p. (In Russian).

11. Guzman, A. & Nussbaum, M. (2009). Teaching competencies for technology integration in the classroom. Journal of Computer Assisted Learning. No. 20(5). Pp. 453-469. (In English).

12. Markauskaite, L. (2007). Exploring structure of trainee teachers' ICT literacy: the main components of, and relationships between, general cognitive and technical capabilities. Educational Technology Research and Development. No. 55(6). Pp. 547-57. (In English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.