Научная статья на тему 'Этапы модернизации стратегического управления в промышленности'

Этапы модернизации стратегического управления в промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
86
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ / STRATEGIC MANAGEMENT IN THE INDUSTRY / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКЕ / INTEGRAL APPROACH TO PRICE CONCEPTION / ДЕБИТОРСКАЯ И КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ / RECEIVABLES AND ACCOUNTS PAYABLE / ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ / MONEY FLOWS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орешникова Надежда Всеволодовна

В статье рассмотрены основные этапы модернизации стратегического управления в промышленности. Установлено, что важным для современных промышленных предприятий остается разработка конкурентоспособной стратегии, а также выбор путей достижения поставленных целей. При этом решение задач корпоративной стратегии связано с интегральным подходом к ценовой политике, оптимизацией дебиторской и кредиторской задолженностей и возрастанием роли управления финансовыми потоками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages in modernization of strategic management in the industry

The article narrates about stages in modernization of strategic management in the industry. It is considered as proved that for modern enterprise both the development of competitive strategy and the choice of ways for reaching its objectives still remain of specific importance. Corporative strategy imposes upon the enterprise such tasks and problems which solutions could be found only through the integral approach to price conception, optimization of balance between receivables and accounts payable as well as by increase of the role played by control over money flows.

Текст научной работы на тему «Этапы модернизации стратегического управления в промышленности»

Н.В. Орешникова

ЭТАПЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В статье рассмотрены основные этапы модернизации стратегического управления в промышленности. Установлено, что важным для современных промышленных предприятий остается разработка конкурентоспособной стратегии, а также выбор путей достижения поставленных целей. При этом решение задач корпоративной стратегии связано с интегральным подходом к ценовой политике, оптимизацией дебиторской и кредиторской задолженностей и возрастанием роли управления финансовыми потоками.

Ключевые слова: модернизация, стратегическое управление в промышленности, конкурентоспособность, интегрированный подход к ценовой политике, дебиторская и кредиторская задолженности, финансовые потоки.

Кризис характеризуется значительным недостатком денежных средств в финансово-хозяйственной деятельности в промышленности, что проявляется в катастрофически низкой технической оснащенности, отсутствии выпуска высокотехнологичной продукции, низком уровне как производительности труда, квалификации, так и заработной платы рабочих, а также сокращении финансирования социальной сферы со стороны предприятий. Дороговизна кредита и трудности его использования для производства способствуют возрастанию неплатежей, усугубляют дефицит денежных средств и осложняют проблемы предприятий.

Их решение возможно лишь при условии выявления и поддержания конкурентных преимуществ, соблюдения правил конкурентной борьбы и, главное, преобразования и модернизации стратегического управления в промышленности.

© Орешникова Н.В., 2012

Начинать следует с корпоративной стратегии, которая имеет следующие основные этапы: определение миссии, постановка целей, установление задач и др. При том, что роль первых двух -главная, основным этапом, требующим своего детального рассмотрения, является установление задач модернизации.

Состояние внешних факторов, которые извне влияют на стратегическое управление, характеризуется определенными правилами. «Конечная цель конкурентной стратегии - овладеть этими правилами, а также, в идеале, быть способным изменить их в интересах компании. В любой отрасли правила конкуренции заключаются в пяти движущих конкурентных силах: выход на рынок новых конкурентов; угроза со стороны субститутов; рыночная власть покупателей; рыночная власть поставщиков; соперничество между действующими на рынке конкурентами»1.

В связи с этим значимую роль играет система внутрифирменного стратегического управления в промышленности (ВСУП) -комплекс управленческих воздействий на экономические и организационные отношения в промышленной сфере, а также методы и формы таких воздействий, нацеленные в долгосрочной перспективе на повышение уровня эффективности производства при оптимальном использовании материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов предприятия.

Далее среди всех ресурсов системы ВСУП следует выделить финансовые ресурсы, представляющие сформированные денежные доходы, поступления и накопления, которые обеспечивают функционирование экономических субъектов и другое.

Финансовые потоки возникают при возмещении затрат и издержек, привлечении средств из источников финансирования, возмещении в денежном эквиваленте за реализованную продукцию участникам цепочки создания ее стоимости. Это позволяет увидеть, из чего складывается стоимость; она состоит из видов деятельности по созданию стоимости и прибыли или наценки. Виды деятельности, непосредственно создающие стоимость, являются различными с физической и технологической точек зрения операциями, выполняемыми фирмами2.

К основным видам деятельности промышленного предприятия следует отнести: производственный процесс и финансы, ценообразование, управление и логистику, маркетинг и продажи, а также обслуживание.

Окружением финансовых потоков будет являться финансовая среда бизнеса, которая включает как часть внутренней среды

предприятия, так и часть внешней финансовой среды. Элементами финансового окружения являются финансы и финансовые ресурсы, источники и потребители ресурсов, которые создают всегда однонаправленные финансовые потоки.

Отметим: финансы - это совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач3.

Чем значительнее система ВСУП, тем более многочисленны и разветвлены в ней цепочки создания стоимости и тем сложнее схемы движения финансовых потоков. Цепочки создания стоимости на макроуровне стратегического управления в промышленности могут быть представлены как сети создания стоимости. Это определено тем, что в современных условиях происходит постоянное усложнение производственных, вспомогательных, торговых систем и связанного с ними процесса управления финансами. Актуальным становится структурирование потоков, определение их свойств, выявление факторов влияния и воздействия на них. Для повышения прозрачности финансовых потоков как в микро-, так и в макросистемах нужно иметь четкое представление о характеристиках потоков. Особую роль приобретают платежи организации и поступления в организацию денежных средств и денежных эквивалентов (денежные потоки)4.

Потребность в определении наиболее эффективных способов управления финансовыми потоками в системе ВСУП обусловливает необходимость проведения их подробной классификации (табл. 1).

Эффективное управление потоками денежных средств, увеличение их прихода осуществляется за счет предложения покупателям скидки за быструю оплату, продажи дополнительных товаров со склада и факторинга, а также сокращения расходной части за счет отсрочки покупки оборудования, пересмотра планов по закупке материалов путем минимизации их запасов на складе и другого.

Полная оценка экономической деятельности предприятия требует анализа потоков денежных средств, взаимосвязи между ними и прибылью, то есть является ли полученная прибыль результатом эффективных потоков денежных средств или это результат каких-либо других факторов. Оценка прибыли осуществляется не в

Таблица 1

Основные классификационные признаки финансовых потоков

Основные признаки

Виды финансовых потоков

Отношение к системе ВСУП

Направление движения

Назначение по видам деятельности

Формирование цепочки создания стоимости

Форма расчета

Вид хозяйственных связей

Внешний финансовый поток протекает во внешней среде, т. е. за границами рассматриваемой системы ВСУП. Внутренний финансовый поток существует внутри системы ВСУП и видоизменяется в результате выполнения ряда финансово-хозяйственных операций и функций

Входящий финансовый поток поступает в систему ВСУП из внешней среды (приток от покупателей и инвестиций). Выходящий финансовый поток начинается внутри системы ВСУП и продолжает существовать во внешней среде (отток к поставщикам, сотрудникам, кредиторам, инвесторам, государству)

Финансовые потоки по:

- операционной деятельности (закупка товаров, формирование материальных затрат, дистрибьюция и продажа товаров, воспроизводство рабочей силы);

- финансовой деятельности;

- инвестиционной деятельности

Потоки финансовых ресурсов, которые сопутствуют движению основных фондов предприятия (инвестиционные финансовые потоки и финансовые потоки, связанные с формированием основных фондов) и оборотных средств предприятия (все остальные группы финансовых потоков)

Наличная (в национальной и иностранной валюте). Безналичная (в национальной и иностранной валюте)

Горизонтальные финансовые потоки отражают движение финансовых средств между равноправными субъектами предпринимательской деятельности. Вертикальные - между дочерними и материнскими коммерческими организациями

момент оплаты продукции покупателем, а в момент осуществления ее продажи. При этом поток денежных средств создается лишь в случае, когда приток денежных средств превышает их отток.

Так же как и товары, денежные средства перемещаются в зависимости от времени, но в противоположном направлении. В процессе управления денежными средствами следует выделить

три ключевые стадии: продажа готовой продукции или товаров; поступление денег; уплата денежных средств за сырье и товары. На продолжительность всего процесса влияют такие периоды, как кредитование предприятия поставщиками, кредитование предприятием покупателей, нахождение сырья в запасах, в производстве и хранение продукции на складе.

Жизненный цикл продукта определяет, что на стадии зарождения или расширения ассортимента и, соответственно, дебиторской задолженности предприятия потребляют денежные средства; при зрелости или спаде, когда сокращается объем запасов и дебиторская задолженность, происходит создание денежных средств. Итак, риск неплатежеспособности растет по мере расширения бизнеса на более высоких стадиях жизненного цикла товаров.

Типичные проблемы, связанные с учетом и анализом задолженности, - трудность мониторинга «день в день», большие усилия, затрачиваемые на подготовку отчетов и вынужденная необходимость периодической сверки данных, полученных от финансовых, бухгалтерских, маркетинговых и логистических служб. На практике очень часто эти данные не стыкуются друг с другом ни по форме, ни по содержанию. Как известно, многие российские предприятия страдают от большой дебиторской задолженности, испытывают перебои с оборотными средствами и практикуют неденежные формы погашения обязательств (бартер, взаимозачеты, переуступка долгов).

Для высвобождения денежных средств необходимо сокращение запасов с помощью логистических методов и дебиторской задолженности, в то время как увеличение кредиторской задолженности позволяет производить продукцию без использования денежных средств.

Стремление к минимизации займов при помощи самофинансирования сокращает объем заемного капитала или перерасхода банковского кредита, создавая и удерживая прибыль. Особенно важно устранить излишние инвестиции, так как использованные средства (или чистые активы) равны источнику финансирования (или использованному чистому капиталу). Для сокращения займов следует сократить излишки основных средств.

Минимизация процентных ставок по кредитам связана с тем, что большинство ставок определяется из расчета ставок рефинансирования плюс процент, что является внешним фактором, не зависящим от предприятия. Следует учесть, что дополнительно взимаемые проценты есть отражение финансового риска ссудода-

теля. Воспринимаемый риск можно уменьшить, если предприятие правильно рассчитает источник финансирования с помощью финансового маркетинга, бюджетирования и другого.

Для улучшения движения денежных средств следует увеличить акционерный капитал и долгосрочные займы, что может соответствовать потребностям предприятия. Нехватка финансирования (недостаточная капитализация) приведет к постоянному кризису денежного потока. Избыточная капитализация приведет к неэффективному вложению денежных средств и, следовательно, к низкому уровню прибыльности. Изменения в долгосрочном финансировании тоже повлияют на денежные средства, с которых требуется в будущем выплачивать проценты и дивиденды.

Инвестиции в основные средства или расширение предприятия стратегически важны; их выбор определяет то, как бизнес будет производить свои продукты в течение долгих лет после принятия этих решений. Скрытый смысл ограничения расходов может заключаться в конкурентном преимуществе, поэтому стоит взвесить все затраты и выгоды. Окончательное решение может быть определено, если рассмотреть многовариантность выбора: субподряд, факторинг продуктов других производителей, политика краткосрочности (поддержание или замещение), лизинг.

В этих обстоятельствах как никогда актуальны наличие подробной и оперативно обновляемой истории сделок с каждым партнером, необходимых условий для контроля взаимозачетов и возможность устанавливать причины невыполнения конкретных обязательств (срыва поставки или просрочки оплаты).

Ставя задачу сокращения задолженности, руководство формулирует достаточно четко установить контроль над состоянием расчетов с покупателями. Одновременно отдел продаж решает задачу уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями путем расширения круга потребителей, то есть посредством диверсификации. Финансовые менеджеры отслеживают соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей, так как значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу для финансовой устойчивости предприятия и дополнительного привлечения дорогостоящих источников финансирования. Коммерческий отдел определяет систему предоставления скидок при долгосрочной оплате.

Управление дебиторской задолженностью подразумевает обязательное проведение сравнительного анализа величины дебиторской задолженности с величиной кредиторской задолженности.

Рост дебиторской задолженности в связи с отсрочкой платежа требует привлечения дополнительных источников финансирования предприятия, а следовательно и дополнительных финансовых расходов.

Отражение в учете списания дебиторской задолженности зависит от того, создается резерв по сомнительным долгам или нет. Если резерв по сомнительным долгам не создается, то списанная задолженность включается в расходы организации в сумме, в которой задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации (с учетом НДС). Если организация создает резерв по сомнительным долгам, то покрытие убытков от безнадежных долгов осуществляется только за счет суммы созданного резерва.

Для исчисления суммы резерва по сомнительным долгам необходимо определить три составляющие резерва в соответствии с требованиями ст. 266 НК РФ: резерв по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней; резерв по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней; резерв по сомнительной задолженности со сроком возникновения менее 45 дней5.

Суммы отчислений в резервы по сомнительным долгам относятся в состав внереализационных расходов в последний день отчетного (налогового) периода. Налоговое законодательство ограничивает сумму создаваемого резерва по сомнительным долгам. Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода.

Суммы дебиторской задолженности за отгруженную, но не оплаченную продукцию оказывают непосредственное влияние на размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия в сторону ее уменьшения, тем самым уменьшая объем налоговых поступлений в бюджет, производимых за счет чистой прибыли.

Как форма заемного капитала, используемого предприятием в процессе своей хозяйственной деятельности, кредиторская задолженность имеет ряд особенностей:

- бесплатный источник используемых заемных средств (обеспечивает снижение не только заемной его части, но и всей стоимости капитала предприятия);

- ее размер оказывает влияние на продолжительность финансового цикла предприятия (чем выше относительный размер кредиторской задолженности, тем меньше объем средств предприятию необходимо привлекать для текущего финансирования своей хозяйственной деятельности);

- ее сумма находится в прямой зависимости от объема хозяйственной деятельности предприятия (с ростом объема производства и реализации продукции возрастают расходы предприятия и, соответственно, сумма кредиторской задолженности);

- финансовый источник покрытия просроченной дебиторской задолженности.

При формировании кредитной политики нужно определить максимально допустимый размер дебиторской задолженности и как в целом для компании, так и по каждому контрагенту. Рассчитывая этот показатель, компания, прежде всего, ориентируется на свою стратегию6.

Оценка надежности контрагентов производится на основании срока работы с клиентом, объема продаж клиенту и объема просроченной задолженности данного клиента на конец периода.

Скидки, предоставляемые покупателям и заказчикам, можно подразделить на 2 группы: торговые скидки - процентные скидки от базовой цены; скидка за оплату в срок, то есть скидка в зависимости от срока оплаты7. От общепринятого подхода к ценообразованию следует перейти к интегральной концепции ценовой политики, которая учитывает современное инновационное развитие экономики:

- новое понимание механизмов рынка и ценовой политики как стратегического элемента в конкурентных возможностях фирмы;

- перспективы интеграции между партнерами, новые экономические (финансовые) отношения;

- новые технологические возможности, в частности, в области гибких производств и информационно-компьютерных технологий, контроля и управления во всех сферах производства и реализации продукции.

Концепция системно-интегрированной ценовой политики заключается в рассмотрении цены в качестве некоего синтетического инструмента менеджмента, интегрированного денежным потоком для достижения целей бизнеса. Данная концепция отражает новое понимание бизнеса, где отдельные фирмы, организации, структуры, системы рассматриваются как центры ценовой активности, прямо или косвенно связанные в единый интегральный процесс ценовой политики для наиболее полного и качественного удовлетворения спроса в соответствии с их специфическими потребностями и целями бизнеса.

Таким образом, определены важнейшие задачи модернизации системы стратегического управления в промышленности, к которым относятся следующие: совершенствование управления финансовыми потоками; повышение ликвидности промышленных предприятий; снижение инвестиционного риска промышленного предприятия; интегрированный подход к ценовой политике и др.

Решение этих задач обеспечит выполнение требуемых превентивных мер борьбы с экономическим кризисом на второй его волне, а в дальнейшем - достижения высокого финансового результата деятельности, обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности модернизированных промышленных предприятий.

Примечания

3

1 Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / Пер. с англ. 3-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. С. 29.

2 Там же. С. 73.

Финансы: Учеб. / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. М.: Финансы и статистика, 2007. С. 13.

Положение по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» ПБУ 23/2011. Утверждено Приказом Минфина России от 2 февраля 2011 г. № 11н.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть II) // Собрание законодательств Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3824.

Парушина Н.В. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности // Бухгалтерский учет. 2008. № 4.

Нехорошева Л.Н. и др. Экономика предприятия. Минск: БГЭУ, 2008. С. 128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.