УДК 342.4
Пономарев А.Н. студент магистратуры 2 курса факультет «Юридический» Кубанский государственный аграрный университет
Россия, г. Краснодар ЭТАПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
Аннотация: Данная статья посвящена развитию конституционных отношений в России, на разных этапах исторического развития. Проведен анализ исторических этапов развития страны, и формирования конституционных отношений с учетом влияния действующих, в том или ином периоде общественных отношений.
Ключевые слова: конституция, конституционализм, конституционные реформы, постепенность трансформации, закономерности развития.
STEPS CONSTITUTIONAL DEVELOPMENT OF RUSSIA
Annotation: This article devoted to the development of constitutional relations in Russia, on different steps of historical progress. Analyzed historical steps of development country and forming constitutional relations considering the influence operating in given period public relations.
Key words: constitution, constitutionalism, constitutional reforms, gradualness of transformation, pattern of development.
В настоящее время, когда массив законодательства огромен, когда право пропитывает все аспекты общественных отношений, огромную роль приобретает Основной закон государства — Конституция. Ее содержание и сущностные характеристики определяются, тем, что она регулирует общественные отношения, складывающиеся между человеком и обществом, человеком и государством. Кроме того, она закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Конституция в современном мире выступает фундаментом, на котором основывается, как правовая, так и политическая система.
На протяжении истории нашего государства официально было принято пять конституций — советские: РСФСР - 1918, 1925, 1937, 1978 годов и ныне действующая Конституция Российской Федерации 1993 года. Однако это не означает, что до принятия первой конституции России - Конституции РСФСР 1918 г., конституционные отношения и конституционное развитие отсутствовали. Данные отношения существовали, что подтверждается реформами второй половины XIX - начала XX века, в ходе которых были приняты основополагающие манифесты и указы, оказавшие огромное значение на развитие конституционных отношений. Принятие каждой российской конституции, знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему периоду развитию, определяло,
как правило, качественно новый этап в истории государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и совершенствование прежних.
Так, развитие конституционных отношений в России, с учетом исторических особенностей развития российского государства условно можно подразделить на следующие периоды:
— В первой половине Х1Х века появляются оппозиционные кружки, члены которых разрабатывают проекты конституций для российского государства. Самыми известными являются проекты Северного и Южного обществ. Проект Северного общества назывался «Конституция», его составителем был Н.П. Муравьев. «Конституция» предусматривала ограничение монархии парламентом, разделение властей, император возглавлял исполнительную власть, также Россия объявлялась федерацией. Программный документ Южного общества — «Русская Правда», его создателем был П. И. Пестель. По его замыслу Россия — республика, с системой разделения властей, государство должно быть унитарным.
— Первая реальная попытка принятия конституции в России была предпринята Александром II, разработка ее проекта была поручена М. Т. Лорис-Меликову. Согласно его проекта, в стране вводились три комиссии по подготовке законопроектов: подготовительная, административно-хозяйственная и финансовая, а также общая, которая утверждала законопроекты после их подготовки в первых двух. Принятые законопроекты передавались для рассмотрения в Государственный Совет, а затем на подпись Императору.
— В начале ХХ века были проведены значительные государственно-правовые реформы, результатом которых стало принятие Основного Закона Российской Империи. Данный нормативно-правовой акт предусматривал создание парламента и даровал подданным царя многие демократические права и свободы. Можно говорить, что принятие Основных Законов и некоторых последующих нормативно-правовых актов положили основу конституционному развитию российского государства.
— В октябре 1917 в России происходит переворот и устанавливается советская власть. Для укрепления своих позиций большевики издают ряд важнейших нормативно-правовых актов, которые полностью изменяют общественный строй в государстве. К числу таких актов относятся: Декреты «О мире», «О земле», «О власти», об образовании Совета Народных Комиссаров, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа и др. Данные акты можно считать «неписанной конституцией», так как они регулировали основополагающие сферы советского общества на первом этапе становления власти большевиков и послужили базой формирования дальнейшего российского конституционного законодательства.
— 10 июля 1918 года была принята первая в истории государства Конституция. Она опиралась на первые советские декреты, была сильно
«идеологизированной» и во многом носила декларативный характер, кроме того выходила за внутригосударственные рамки. Конституция была классовой, провозглашала создание государства трудящихся, отменяла частную собственность. Можно говорить о том, что она создавала полностью новую государственно-правовую действительность в России, до основания сломав все дореволюционные государственные институты.
— После образования Союза ССР возникла потребность в создании новой Конституции. В 1924 году принимаются первая Конституция СССР, а в 1925 году — вторая Конституция РСФСР. Данные документы были приемниками первой Конституции 1918 года. Имели классовый характер, провозглашали создание государства трудящегося народа, закрепляли союзные и республиканские органы государственной власти. Компетенция РСФСР как государства, входящего в состав Союза, в отличие от последующих конституций определялась не прямо, а лишь через предметы ведения высших органов РСФСР. Конституция РСФСР регулировала статус субъектов федерации. В целом же, данные акты стали юридически более строгими, без общих политических положений, присущих Конституции 1918 года.
— В середине 30-х годов возникает потребность в принятии нового Основного закона, который отражал бы факт построения основ социализма в СССР. В связи с этим принимаются Конституции СССР 1936 года и РСФСР 1937 года. Они также были классовыми, но формулировки об этом были значительно скорректированы. СССР и РСФСР объявлялись социалистическими государствами рабочих и крестьян, вводилось всеобщее равное избирательное право при тайном голосовании, принцип равноправия граждан, изменялась система управления государством, впервые вводилась глава об основных правах и свободах граждан. Конституция более подробно регулировала федеративные отношения в СССР и РСФСР, устанавливала статус ВКП(б). Данные акты по своей юридической форме приобрели более совершенный вид, они носили самый демократический характер среди советских конституций.
— В 1977 году была принята последняя Конституция СССР «развитого социализма», вслед за ней в 1978 году принимается Конституция РСФСР. На первом этапе действия Конституции характеризовались следующим: они также носили классовый характер, закрепляли руководящую и направляющую роль КПСС, тем самым признавая однопартийную системы и фактически сращивая управленческие аппараты государства и партии, расширяли принцип равенства граждан перед законом, впервые вводилось положение о референдуме. В целом, предмет конституционной регламентации был значительно расширен, это свидетельствовало о более совершенном уровне формирования государственно-правовых институтов.
— С 1985 года в СССР начинается перестройка, старый конституционный порядок входил в разрез с ее идеями, начинается период
конституционных реформ, который продолжался с 1989 года по 1993 год. На этом этапе действия Конституции РСФСР 1978 года были присущи следующие особенности: изменение системы государственного управления и порядка выбора народных депутатов, демократизация конституционных положений, отход от классового принципа, была исключена ст. 6, закрепляющая однопартийную систему, отказ от характеристики государства как «советского» и «социалистического». Учреждены пост Президента и Конституционный Суд. Все это привело к рассогласованности статей, одни статьи входили в прямое противоречие с другими, сущность Конституции значительно трансформировалась. В конечном итоге все это требовало незамедлительного начала работ по составлению, рассмотрению и принятию проекта новой Конституции России. В этих целях была создана Конституционная Комиссия.
— К лету 1993 годы был подготовлен ряд проектов конституций: Конституционной комиссии, рабочей группы М. С. Шахрая, Российского движения демократических реформ, депутатов КПРФ, каждый из которых имел свои плюсы и минусы. Летом 1993 года было созвано Конституционное совещание, которое составляло президентский вариант конституции. С этого времени борьба пошла между проектами Конституционной комиссии и Конституционного совещания, расширяющего президентские полномочия. В октябре 1993 года Б. Н. Ельцин в результате антиконституционного переворота узурпирует власть в государстве. 15 октября 1993 г. появляется Указ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Оно назначается на 12 декабря, когда должны быть и выборы депутатов федерального парламента. На всенародном голосовании президентская Конституция получила 58 % голосов и была принята, а 25 декабря официально опубликована и вступила в силу.
Действующая по сей день, Конституция 1993 года состоит из преамбулы, двух разделов, девяти глав и 137 статей. Она содержит принципиально новые положения. По-новому закреплены принципы общественного устройства, которые сформулированы в гл. 1 «Основы конституционного строя». Впервые установлено разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную. Впервые в России в Конституции провозглашается светский характер государства (ст. 14). Эти и множество других новшеств Российской Конституции были приняты с учетом мирового конституционного опыта. Конституция по нашему мнению установила смешанную республику, в которой доминируют элементы президенциализма. Конституция РФ 1993 года отражает кардинальные перемены, пришедшие в жизни российского общества, в его экономике, политике, идеологии.
Однако, несмотря на все положительные моменты, российская Конституция не совершенна, она имеет некоторые пробелы и противоречия, в числе которых, место президента в системе разделения властей,
«неурегулированность» положения некоторых государственных органов, регламентация федеративных отношений и др. Помимо вышеуказанных проблемных моментов, существует множество весьма обоснованных предложений включить в основной закон главы, которые регулировали бы институт конституционной ответственности, статус органов государственной власти субъектов Российской Федерации и основы избирательного права. Вместе с тем одним из главных свойств основного закона должна являться стабильность, поэтому к его реформированию необходимо подходить максимально взвешенно и обдуманно.
Конечно, необходимо понимать, что абсолютная неизменность Конституции так же не должна допускаться, ввиду того, что Основной закон отражает в себе политические и общественные реалии действующего государства и общества, и если изменяются реалии жизни, то необходимо подстраивать Конституцию, как и текущее законодательство под общественные отношения, ведь нужно помнить, что процессы развития человечества в целом, и нашего государства в частности, не стоит на месте и с каждым новым днем общество становится все более развитым, что в свою очередь требует внесения изменений в российское законодательство.
УДК 341.3
Попов И.Г. студент 2 курса Институт права и национальной безопасности
Воробьева С.В. научный руководитель Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
Россия, г. Тамбов ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АГРЕССИИ С ПОЗИЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА
Аннотация: В статье рассматривается такое понятие как агрессия государства, её виды и элементы, а также ответственность за данное международное преступление.
Ключевые слова: международное гуманитарное право, агрессия государства, международная ответственность.
THE CONCEPT AND ESSENCE OF AGGRESSION FROM THE POSITION OF THE INTERNATIONAL HUMANITARIAN LAW.
Abstract: The article deals with a concept of the state as aggression, its types and elements, as well as responsibility for this international crime.
Keywords: international humanitarian law, the aggression of the state, international responsibility.
Под агрессией на современном этапе в политико-правовой доктрине понимается, прежде всего, любое незаконное применение силы одним