Научная статья на тему 'Исторический генезис конституционного права на труд'

Исторический генезис конституционного права на труд Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1237
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ТРУД / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ / ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / THE CONSTITUTION / THE CONSTITUTIONAL RIGHT TO WORK / INTERNATIONAL LABOUR ORGANIZATION / INTERNATIONAL CONVENTION / PROTECTION OF HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексеева Людмила Васильевна

В статье представлен исторический анализ становления конституционного права на труд, а также раскрывается нормативное содержание конституционно-правового регулирования в сфере трудовых отношений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the historical analysis of establishment of the constitutional right to work as well as the normative content of the constitutional-legal regulation in the sphere of labor relations.

Текст научной работы на тему «Исторический генезис конституционного права на труд»

ИСТОРИЧЕСКИЙ ГЕНЕЗИС КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ТРУД

АЛЕКСЕЕВА Людмила Васильевна

Аннотация: в статье представлен исторический анализ становления конституционного права на труд, а также раскрывается нормативное содержание конституционно-правового регулирования в сфере трудовых отношений.

Annotation: the article is devoted to the historical analysis of establishment of the constitutional right to work as well as the normative content of the constitutional-legal regulation in the sphere of labor relations.

Ключевые слова: Конституция, конституционное право на труд, Международная организация труда, Международная конвенция, защита прав человека.

Key words: The constitution, the constitutional right to work, International Labour Organization, International Convention, protection of human rights.

Права человека и гражданина - сложное и многообразное общественное явление, прошедшее в своём развитии ряд последовательно сменявших друг друга этапов. Взаимоотношения индивида и государства - одна из основных проблем общественно-правовой мысли всех времен и народов.

Вместе с тем первые законы о труде появились на ранних стадиях развития капитализма в конце ХУШ-начале XIX в. в Англии и Франции. В дальнейшем трудовое законодательство развивалось так стремительно, что ко второй половине XX в. право на труд рассматривалось как одно из основных прав личности1.

В России становление права на труд началось гораздо позднее. Это обусловлено характером и особенностями государственно-правового развития Российской империи. Несколько веков Российское государство понималось как вотчина государя известной династии, и если бы тогда простому русскому человеку сказали, что, правя народом, государь служит государству, общему благу, это показалось бы ему путаницей понятий. О проблемах прав и свобод личности на Руси в то время никто не только не помышлял, но даже толком не слышал.

Однако на Руси всегда высоко ценились государственные интересы. Они трактовались как нечто более высокое и важное, чем интересы простого человека. Русские люди имели по отношению к своему государству только обязанности, государство же по отношению к ним - только права . Сословия различались не правами, а повинностями, между ними распределёнными.

Каждый обязан был или оборонять государство, или работать на государство, то есть кормить тех, кто обороняет. Были командиры, солдаты и работники, но не было граждан2. Анализируя положение в России, Сперанский М.М. писал, что «вместо

1 См.: Киселев И.А. Зарубежное трудовое право. Учебник для Вузов. М.: Норма, 1999. С. 8; см.: Оболонский A.B. Драма российской политической истории: система против личности. М., 1994. С. 31.

2 См.: Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1958. Т.2. С.397.

всех пышных разделений свободного народа русского на свободнейшие классы дворянства, купечества и прочие, я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только по отношению ко вторым, действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов»3. Таким образом, крепостной труд, отсутствие свободы и прав не позволяли России идти по пути развития буржуазно- демократических западных государств.

В начале XIX века П. Пестелем был разработан один из первых конституционных проектов государственных преобразований в России. П. Пестель создал большой труд социально-политического и правового характера «Русская правда, или заповедная государственная грамота великого народа Российского»4. Рассматривая в данном документе понятие народа, его соотношения с правительством, П. Пестель утверждал, что правительство существует только для народного блага и не имеет других оснований для своего бытия. Народ существует исключительного для собственного блага, а не для блага правительства. Пестель связывал идею справедливого государства с отменой крепостничества. Он писал, что необходимо такое государство, которое было бы основано на справедливых законах, в нём не представлялось бы ничего личного самовластию, и оно гарантировало бы российскому народу, что он «есть и никогда не может быть чьей-либо собственностью и принадлежностью»5.

Кроме того, Пестель обратил внимание на свободу труда, которая должна быть ограничена законами и нравственностью и не может наносить вреда другим гражданам. Правительству вменялось в обязанность следить за деятельностью монополий и воспрепятствовать их созданию.

3 Цит. по: История политических и правовых учений: Хрестоматия / Под ред. О.Э Лейста. М.: Городец, 2000. С. 303.

4 См.: Пестель П.И. Русская правда. Избранные произведения декабристов. М., 1953. С. 73-162.

5 См.: Там же. С. 82.

Движение декабристов побудило принять следующие законодательные акты: закон от 1827 г. «0 существенном ограничении права помещиков отдавать в заклад обрабатываемые крестьянами земли», закон от 1841 г. «0 запрещении продажи крестьян в розницу», закон от 1843 г. «0 запрете безземельным дворянам приобретать крестьян» и другие. Однако проведение в жизнь этих законов блокировалось. Но важно то, что законы самим фактом своего существования (своего принятия и обсуждения), даже независимо от их последующей судьбы, постепенно размывали взгляд на крестьян, как на простое орудие труда. Впервые в России разрозненные «фабричные» законы были сведены в Устав о промышленном труде в 1913 г. Но принятие этого Устава существенного влияния на положение дел не оказало - взаимоотношения хозяина и рабочего в основном по-прежнему определялись «свободой договора»: не нравится - иди куда хочешь.

Конец XIX века характеризуется как расцвет государственно-правовой мысли в России. Большинство видных политических деятелей и прогрессивных мыслителей рассматривали проблемы соотношения государства и отдельной личности6. Проблема цивилизованного будущего России вышла на первый план всех научных разработок того времени. Перед российским государством стояла сложная и ответственная задача: выход из революционной ситуации посредством реформирования всего государственного устройства. 0бщеизвестно, что революционный кризис мирным путем ликвидировать не удалось. С октября 1917 года в России начинается строительство нового Советского государства.

Уже в первые годы существования Советского государства, как верно отметил Н.П. Фарберов, «рядом законодательных актов были введены и закреплены демократические права и свободы, которые относились ко всему населению». Так, Декретом СНК от 11 ноября 1917 года был введен восьмичасовой рабочий день, 14 ноября 1917 года было опубликовано специальное правительственное сообщение, в котором провозглашалось право на социальное обеспечение в случае потери трудоспособности. Декрет «0б уничтожении сословий и гражданских чинов» отменил ранее действовавшие юридические нормы о правовом статусе подданных России. 0н положил начало созданию особого института гражданства7. Были полностью отменены существовавшие сословия и гражданские чины. Устанавливается одно общее для всего населения России наименование - граждан Российской Республи-

6 См. подробнее: Глухарева Л.И. Права человека в системе теории права и государства: Общетеоретические, философско-правовые и методологические проблемы: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Саратов, 2004. 48 с.

7 См.: Лепешкин А.И. Правовое положение Советских граждан. М., 1966.

С. 8.

ки. Таким образом, новое государство прежде всего обратило внимание на трудовые отношения.

Конституция РСФСР 1918 года впервые провозгласила, что в целях уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства вводится всеобщая трудовая повинность. В п. 18 был закреплен по существу политический лозунг советской власти. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика признает труд обязанностью всех граждан Республики и провозглашает: «Не трудящийся, да не ест!». На наш взгляд, новое социалистическое государство исходило из общего принципа общеобязательности и всеобщей значимости труда, направленного на построение новой государственности. Следует согласиться с выводом О.И. Чистякова, что право на труд не закреплялось, т.к. «предоставляя гражданину то или иное конституционное право, государство связывает себя соответствующей обязанностью обеспечить реализацию этого права. Такую обязанность -обеспечить гражданам уже в 1918 г. получение полного и всестороннего образования - Советское государство взять на себя не могло. Именно поэтому Конституция и не провозглашала права на образование. По той же причине мы не найдем в ней и фиксации права на труд, на отдых и др.8.

Конституция РСФСР 1918 г. не делает какого-либо различия между видами труда - физическим или умственным, производящим непосредственно материальные ценности или управленческим, в сфере производства или обслуживания и т.д. По представлениям того времени студенты, школьники, домохозяйки, занимающиеся своим непосредственным делом, считались выполняющими всеобщую трудовую повинность.

Именно из названных принципов исходил первый советский Кодекс законов о труде, принятый в конце 1918 г. Не случайно раздел I Кодекса специально посвящен трудовой повинности. Кодекс установил возрастные пределы применения трудовой повинности - от 16 до 50 лет, отметил возможность постоянного или временного освобождения от нее в силу болезни. Допуская все виды и формы труда, закон устанавливает лишь одно условие -труд должен быть общественно полезным. Всякого рода деятельность, не являющаяся общественно полезной, не может рассматриваться как выполнение всеобщей трудовой повинности.

Таким образом, можно сделать вывод, что конституционно-правовое регулирование прав и свобод в сфере трудовых отношений начало формироваться только после определения его обязательственной стороны в Конституции РСФСР 1918 года. Первый КЗоТ дополнил конституционные положе-

8 Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года Учеб. пособие. 2. изд., перераб. М.: Зерцало-М, 2003. С. 95.

ния определенными гарантиями, предусмотрев, например, участие рабочих организаций в найме и увольнении.

Конституция СССР 1936 года продолжила конституционное развитие и наполнение новым содержанием право на труд. В ней особо отмечалась значимость труда. В частности, закрепляя основы экономического строя, статья 4 Конституции СССР провозглашала, что экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком. Общий принцип формирования системы социалистического хозяйствования был основой для определения содержания и границ права на труд. Необходимо отметить, что Конституция по-прежнему закрепляла обязательность труда, определяя в статье 12, что труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу «кто не работает, тот не ест». В СССР осуществлялся принцип социализма: «от каждого по его способности, каждому - по его труду». С другой стороны, статьи 118, 119 Конституции в качестве основного права закрепляют право на труд и отдых. Особенностью конституционноправового оформления права на труд на данном этапе явилось, во-первых, гарантированность получения работы; во-вторых, оплата труда определялась в соответствии с его количественными и качественными характеристиками. В-третьих, право на труд обеспечивалось социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы. В-четвертых, праву на труд корреспондировало право на отдых. Право на отдых гарантировалось установлением восьмичасового рабочего дня с последующим его сокращением до семи и шести часов. Для ряда профессий и до четырех часов - в цехах с особо тяжелыми условиями работы; установлением ежегодных отпусков с сохранением заработной платы; предоставлением для обслуживания трудящихся широкой сети санаториев, домов отдыха, клубов. Кроме отмеченных особенностей, содержание конституционного права на труд по Конституции 1936 года включало:

- возможность осуществления трудовых прав женщин наравне с мужчинами. Причем женщине обеспечивалось предоставление равных с мужчиной прав на труд, оплату труда, отдых и др. (ст. 122,123);

- недопустимость какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав или установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и националь-

ной принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности или ненависти и пренебрежения караются законом (ст. 123);

- обеспечения права на объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества (ст. 126).

Конституция СССР 1977 года, сохраняя общие подходы к конституционно-правовому регулированию прав и свобод человека и гражданина в сфере трудовых отношений, существенных изменений в его содержание не внесла. Однако следует отметить, что роль государства в сфере труда и потребления была слишком большой. Например, статья 14 провозглашала, что источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека является свободный от эксплуатации труд советских людей. В соответствии с принципом социализма «от каждого - по способностям, каждому - по труду», государство осуществляет контроль за мерой труда и потребления. Оно определяет размер налога на доходы, подлежащие налогообложению. Статья 60 определяла, что обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина СССР - добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества.

Общественно полезный труд и его результаты определяли положение человека в обществе. Государство, сочетая материальные и моральные стимулы, поощряя новаторство, творческое отношение к работе, должно было способствовать превращению труда в первую жизненную потребность каждого советского человека9. Конституция, провозглашая высшие цели государственной деятельности в качестве таковой, определила наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей. «Опираясь на творческую активность трудящихся, социалистическое соревнование, достижения научно-технического прогресса, совершенствуя формы и методы руководства экономикой, государство обеспечивает рост производительности труда, повышение эффективности производства и качества работы, динамичное, планомерное и пропорциональное развитие народного хозяйства». Гарантированное государством право на труд обеспечивалось закреплением значительного количества гарантий (ст. 40, 41 Конституции и др.)

В юридической литературе существует мнение, что провозглашенные в советских Конституциях права не были по существу таковыми не толь-

См. подробнее: Орлов В.В. Труд и социализм. Пермь, 1991. 203 с.

ко по причине их нереализованности, но и в силу того, что не выражали подлинного права, являясь лишь политико-идеологическим прикрытием тех нормативов, которые самовластно устанавливались государством10.

Постепенно правовое регулирование закрепленного Конституцией права на труд и свободу труда стало не удовлетворять потребностям реальной жизни в силу перехода к рыночным отношениям и смены основ экономического строя страны. Идея социалистического хозяйствования не полностью реализовывалась на практике. Те способы и механизмы защиты работника государством, которые применялись в СССР в основной массе, стали неприемлемы для нынешней России. КЗоТ РСФСР, принятый в 1971 г. и претерпевший многочисленные изменения и дополнения, по многим параметрам не отвечал реалиям сегодняшнего дня, хотя «правовое регулирование труда должно адекватно отражать уровень развития и степень зрелости общественных отношений... отрешиться от отживших форм и стереотипов»11.

В то же время научные разработки в области прав и свобод личности в советский период активно формировались, утверждались и совершенствовались. Поиск оптимальных моделей взаимоотношений государства и личности всегда представлял собой сложнейшую проблему Эти модели в решающей степени зависели от характера общества, типа собственности, уровня экономики, развитости демократии, культуры, других объективных условий. Но во многом они определялись также властью, законами, правящими элитами, т.е. субъективными факторами в сочетании с действующими закономерностями. Эта мысль четко проводится в научной литературе12.

Принятие Конституции 1993 года ознаменовало новый этап в правовом регулировании трудовых отношений. Отвергая все прежние идеологические положения и кардинально изменяя сам подход к труду, Конституция страны поставила во главу угла свободу труда, ограничив роль государства в сфере трудовой деятельности только обеспечением определенных государственных гарантий. Кроме того, об особом месте трудовых прав и свобод человека в Конституции России свидетельствуют и следующие положения:

- признание прав человека непосредственно действующими в правовой системе России и определяющими как смысл, содержание и применение законов, так и деятельность всей системы власти в государстве (ст. 18);

10 См.: Шевцов B.C. Права человека и государство в Российской Федерации. М., 2002. С. 47.

11 Курилов В.И. Личность. Труд. Право. М., 1989. С. 51.

12 Мексиканские Соединенные Штаты. Конституция и законодательные акты / Под ред. O.A. Жидкова. М.: Прогресс, 1986. С. 117.

- признание невозможности изменения вышеназванной главы 2 иначе как в особом конституционном порядке (п.2 ст.55; ст.64), согласно которому (ст. 13) ее пересмотр возможен лишь путем созыва Конституционного Собрания;

- признание неприменимости законов и любых других нормативно- правовых актов, затрагивающих права, свободы, обязанности человека, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (п.З ст. 15);

- закрепление невозможности участия Российской Федерации в межгосударственных объединениях, если это влечет ограничение прав и свобод человека и гражданина в России (ст.79).

Статья 37 современной Российской Конституции содержит формулу: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». В данном контексте просматривается отступление от норм предыдущих конституций страны, гарантировавших каждому право на труд и защищавших его. Из содержания статьи 37можно сделать вывод, что государство не только не гарантирует право на труд, но и практически самоустраняется от своей активной роли в регулировании этого одного из важнейших, «судьбоносных» в жизни каждого человека прав.

Подытоживая весь исторический опыт развития института прав и свобод в России, можно сделать вывод, что возникновение правовых взглядов и формирование отдельных правовых установок на права и свободы человека и гражданина уходит своими корнями в наше дореволюционное прошлое. Идеи свободы, прав человека и их защиты, всеобщего равенства и справедливости, получившие широкое распространение в государствах Европы и в США, не были чужды политико-правовой мысли России.

Главная трудность заключалась и заключается в установлении такой системы и такого порядка, при которых, с одной стороны, личность должна иметь возможность беспрепятственно развивать свой потенциал (способности, талант, интеллект), а с другой - должны признаваться и должным образом почитаться общегосударственные цели - то, что объединяет всех. Подобный оптимальный баланс как раз и получает свое выражение в правах, свободах и обязанностях человека. Именно поэтому высокоразвитые страны и народы, мировое сообщество рассматривают права человека, их уважение, соблюдение и защиту в качестве универсального идеала, основы прогрессивного развития и процветания, предпосылки устойчивости и стабильности и считают, что данные права не должны зависеть от периодически меняющихся властей. Они выше, за ними приоритет, верховенство. Весь современный мир движется по такому магистральному пути.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что нормативное содержание конституционно-правового регулирования в сфере трудовых отношений формировалось постепенно. В настоящее время не существует единообразия в конституционных тек-

стах по данному праву. Специфика конституционного развития, особенности экономического, исторического, культурного и иного развития предопределили характер и способы правового оформления данного права в России и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.