ИСТОРИЧЕСКИЙ ГЕНЕЗИС КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ТРУД
АЛЕКСЕЕВА Людмила Васильевна
Аннотация: в статье представлен исторический анализ становления конституционного права на труд, а также раскрывается нормативное содержание конституционно-правового регулирования в сфере трудовых отношений.
Annotation: the article is devoted to the historical analysis of establishment of the constitutional right to work as well as the normative content of the constitutional-legal regulation in the sphere of labor relations.
Ключевые слова: Конституция, конституционное право на труд, Международная организация труда, Международная конвенция, защита прав человека.
Key words: The constitution, the constitutional right to work, International Labour Organization, International Convention, protection of human rights.
Права человека и гражданина - сложное и многообразное общественное явление, прошедшее в своём развитии ряд последовательно сменявших друг друга этапов. Взаимоотношения индивида и государства - одна из основных проблем общественно-правовой мысли всех времен и народов.
Вместе с тем первые законы о труде появились на ранних стадиях развития капитализма в конце ХУШ-начале XIX в. в Англии и Франции. В дальнейшем трудовое законодательство развивалось так стремительно, что ко второй половине XX в. право на труд рассматривалось как одно из основных прав личности1.
В России становление права на труд началось гораздо позднее. Это обусловлено характером и особенностями государственно-правового развития Российской империи. Несколько веков Российское государство понималось как вотчина государя известной династии, и если бы тогда простому русскому человеку сказали, что, правя народом, государь служит государству, общему благу, это показалось бы ему путаницей понятий. О проблемах прав и свобод личности на Руси в то время никто не только не помышлял, но даже толком не слышал.
Однако на Руси всегда высоко ценились государственные интересы. Они трактовались как нечто более высокое и важное, чем интересы простого человека. Русские люди имели по отношению к своему государству только обязанности, государство же по отношению к ним - только права . Сословия различались не правами, а повинностями, между ними распределёнными.
Каждый обязан был или оборонять государство, или работать на государство, то есть кормить тех, кто обороняет. Были командиры, солдаты и работники, но не было граждан2. Анализируя положение в России, Сперанский М.М. писал, что «вместо
1 См.: Киселев И.А. Зарубежное трудовое право. Учебник для Вузов. М.: Норма, 1999. С. 8; см.: Оболонский A.B. Драма российской политической истории: система против личности. М., 1994. С. 31.
2 См.: Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1958. Т.2. С.397.
всех пышных разделений свободного народа русского на свободнейшие классы дворянства, купечества и прочие, я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только по отношению ко вторым, действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов»3. Таким образом, крепостной труд, отсутствие свободы и прав не позволяли России идти по пути развития буржуазно- демократических западных государств.
В начале XIX века П. Пестелем был разработан один из первых конституционных проектов государственных преобразований в России. П. Пестель создал большой труд социально-политического и правового характера «Русская правда, или заповедная государственная грамота великого народа Российского»4. Рассматривая в данном документе понятие народа, его соотношения с правительством, П. Пестель утверждал, что правительство существует только для народного блага и не имеет других оснований для своего бытия. Народ существует исключительного для собственного блага, а не для блага правительства. Пестель связывал идею справедливого государства с отменой крепостничества. Он писал, что необходимо такое государство, которое было бы основано на справедливых законах, в нём не представлялось бы ничего личного самовластию, и оно гарантировало бы российскому народу, что он «есть и никогда не может быть чьей-либо собственностью и принадлежностью»5.
Кроме того, Пестель обратил внимание на свободу труда, которая должна быть ограничена законами и нравственностью и не может наносить вреда другим гражданам. Правительству вменялось в обязанность следить за деятельностью монополий и воспрепятствовать их созданию.
3 Цит. по: История политических и правовых учений: Хрестоматия / Под ред. О.Э Лейста. М.: Городец, 2000. С. 303.
4 См.: Пестель П.И. Русская правда. Избранные произведения декабристов. М., 1953. С. 73-162.
5 См.: Там же. С. 82.
Движение декабристов побудило принять следующие законодательные акты: закон от 1827 г. «0 существенном ограничении права помещиков отдавать в заклад обрабатываемые крестьянами земли», закон от 1841 г. «0 запрещении продажи крестьян в розницу», закон от 1843 г. «0 запрете безземельным дворянам приобретать крестьян» и другие. Однако проведение в жизнь этих законов блокировалось. Но важно то, что законы самим фактом своего существования (своего принятия и обсуждения), даже независимо от их последующей судьбы, постепенно размывали взгляд на крестьян, как на простое орудие труда. Впервые в России разрозненные «фабричные» законы были сведены в Устав о промышленном труде в 1913 г. Но принятие этого Устава существенного влияния на положение дел не оказало - взаимоотношения хозяина и рабочего в основном по-прежнему определялись «свободой договора»: не нравится - иди куда хочешь.
Конец XIX века характеризуется как расцвет государственно-правовой мысли в России. Большинство видных политических деятелей и прогрессивных мыслителей рассматривали проблемы соотношения государства и отдельной личности6. Проблема цивилизованного будущего России вышла на первый план всех научных разработок того времени. Перед российским государством стояла сложная и ответственная задача: выход из революционной ситуации посредством реформирования всего государственного устройства. 0бщеизвестно, что революционный кризис мирным путем ликвидировать не удалось. С октября 1917 года в России начинается строительство нового Советского государства.
Уже в первые годы существования Советского государства, как верно отметил Н.П. Фарберов, «рядом законодательных актов были введены и закреплены демократические права и свободы, которые относились ко всему населению». Так, Декретом СНК от 11 ноября 1917 года был введен восьмичасовой рабочий день, 14 ноября 1917 года было опубликовано специальное правительственное сообщение, в котором провозглашалось право на социальное обеспечение в случае потери трудоспособности. Декрет «0б уничтожении сословий и гражданских чинов» отменил ранее действовавшие юридические нормы о правовом статусе подданных России. 0н положил начало созданию особого института гражданства7. Были полностью отменены существовавшие сословия и гражданские чины. Устанавливается одно общее для всего населения России наименование - граждан Российской Республи-
6 См. подробнее: Глухарева Л.И. Права человека в системе теории права и государства: Общетеоретические, философско-правовые и методологические проблемы: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Саратов, 2004. 48 с.
7 См.: Лепешкин А.И. Правовое положение Советских граждан. М., 1966.
С. 8.
ки. Таким образом, новое государство прежде всего обратило внимание на трудовые отношения.
Конституция РСФСР 1918 года впервые провозгласила, что в целях уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства вводится всеобщая трудовая повинность. В п. 18 был закреплен по существу политический лозунг советской власти. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика признает труд обязанностью всех граждан Республики и провозглашает: «Не трудящийся, да не ест!». На наш взгляд, новое социалистическое государство исходило из общего принципа общеобязательности и всеобщей значимости труда, направленного на построение новой государственности. Следует согласиться с выводом О.И. Чистякова, что право на труд не закреплялось, т.к. «предоставляя гражданину то или иное конституционное право, государство связывает себя соответствующей обязанностью обеспечить реализацию этого права. Такую обязанность -обеспечить гражданам уже в 1918 г. получение полного и всестороннего образования - Советское государство взять на себя не могло. Именно поэтому Конституция и не провозглашала права на образование. По той же причине мы не найдем в ней и фиксации права на труд, на отдых и др.8.
Конституция РСФСР 1918 г. не делает какого-либо различия между видами труда - физическим или умственным, производящим непосредственно материальные ценности или управленческим, в сфере производства или обслуживания и т.д. По представлениям того времени студенты, школьники, домохозяйки, занимающиеся своим непосредственным делом, считались выполняющими всеобщую трудовую повинность.
Именно из названных принципов исходил первый советский Кодекс законов о труде, принятый в конце 1918 г. Не случайно раздел I Кодекса специально посвящен трудовой повинности. Кодекс установил возрастные пределы применения трудовой повинности - от 16 до 50 лет, отметил возможность постоянного или временного освобождения от нее в силу болезни. Допуская все виды и формы труда, закон устанавливает лишь одно условие -труд должен быть общественно полезным. Всякого рода деятельность, не являющаяся общественно полезной, не может рассматриваться как выполнение всеобщей трудовой повинности.
Таким образом, можно сделать вывод, что конституционно-правовое регулирование прав и свобод в сфере трудовых отношений начало формироваться только после определения его обязательственной стороны в Конституции РСФСР 1918 года. Первый КЗоТ дополнил конституционные положе-
8 Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года Учеб. пособие. 2. изд., перераб. М.: Зерцало-М, 2003. С. 95.
ния определенными гарантиями, предусмотрев, например, участие рабочих организаций в найме и увольнении.
Конституция СССР 1936 года продолжила конституционное развитие и наполнение новым содержанием право на труд. В ней особо отмечалась значимость труда. В частности, закрепляя основы экономического строя, статья 4 Конституции СССР провозглашала, что экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком. Общий принцип формирования системы социалистического хозяйствования был основой для определения содержания и границ права на труд. Необходимо отметить, что Конституция по-прежнему закрепляла обязательность труда, определяя в статье 12, что труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу «кто не работает, тот не ест». В СССР осуществлялся принцип социализма: «от каждого по его способности, каждому - по его труду». С другой стороны, статьи 118, 119 Конституции в качестве основного права закрепляют право на труд и отдых. Особенностью конституционноправового оформления права на труд на данном этапе явилось, во-первых, гарантированность получения работы; во-вторых, оплата труда определялась в соответствии с его количественными и качественными характеристиками. В-третьих, право на труд обеспечивалось социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы. В-четвертых, праву на труд корреспондировало право на отдых. Право на отдых гарантировалось установлением восьмичасового рабочего дня с последующим его сокращением до семи и шести часов. Для ряда профессий и до четырех часов - в цехах с особо тяжелыми условиями работы; установлением ежегодных отпусков с сохранением заработной платы; предоставлением для обслуживания трудящихся широкой сети санаториев, домов отдыха, клубов. Кроме отмеченных особенностей, содержание конституционного права на труд по Конституции 1936 года включало:
- возможность осуществления трудовых прав женщин наравне с мужчинами. Причем женщине обеспечивалось предоставление равных с мужчиной прав на труд, оплату труда, отдых и др. (ст. 122,123);
- недопустимость какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав или установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и националь-
ной принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности или ненависти и пренебрежения караются законом (ст. 123);
- обеспечения права на объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества (ст. 126).
Конституция СССР 1977 года, сохраняя общие подходы к конституционно-правовому регулированию прав и свобод человека и гражданина в сфере трудовых отношений, существенных изменений в его содержание не внесла. Однако следует отметить, что роль государства в сфере труда и потребления была слишком большой. Например, статья 14 провозглашала, что источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека является свободный от эксплуатации труд советских людей. В соответствии с принципом социализма «от каждого - по способностям, каждому - по труду», государство осуществляет контроль за мерой труда и потребления. Оно определяет размер налога на доходы, подлежащие налогообложению. Статья 60 определяла, что обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина СССР - добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества.
Общественно полезный труд и его результаты определяли положение человека в обществе. Государство, сочетая материальные и моральные стимулы, поощряя новаторство, творческое отношение к работе, должно было способствовать превращению труда в первую жизненную потребность каждого советского человека9. Конституция, провозглашая высшие цели государственной деятельности в качестве таковой, определила наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей. «Опираясь на творческую активность трудящихся, социалистическое соревнование, достижения научно-технического прогресса, совершенствуя формы и методы руководства экономикой, государство обеспечивает рост производительности труда, повышение эффективности производства и качества работы, динамичное, планомерное и пропорциональное развитие народного хозяйства». Гарантированное государством право на труд обеспечивалось закреплением значительного количества гарантий (ст. 40, 41 Конституции и др.)
В юридической литературе существует мнение, что провозглашенные в советских Конституциях права не были по существу таковыми не толь-
См. подробнее: Орлов В.В. Труд и социализм. Пермь, 1991. 203 с.
ко по причине их нереализованности, но и в силу того, что не выражали подлинного права, являясь лишь политико-идеологическим прикрытием тех нормативов, которые самовластно устанавливались государством10.
Постепенно правовое регулирование закрепленного Конституцией права на труд и свободу труда стало не удовлетворять потребностям реальной жизни в силу перехода к рыночным отношениям и смены основ экономического строя страны. Идея социалистического хозяйствования не полностью реализовывалась на практике. Те способы и механизмы защиты работника государством, которые применялись в СССР в основной массе, стали неприемлемы для нынешней России. КЗоТ РСФСР, принятый в 1971 г. и претерпевший многочисленные изменения и дополнения, по многим параметрам не отвечал реалиям сегодняшнего дня, хотя «правовое регулирование труда должно адекватно отражать уровень развития и степень зрелости общественных отношений... отрешиться от отживших форм и стереотипов»11.
В то же время научные разработки в области прав и свобод личности в советский период активно формировались, утверждались и совершенствовались. Поиск оптимальных моделей взаимоотношений государства и личности всегда представлял собой сложнейшую проблему Эти модели в решающей степени зависели от характера общества, типа собственности, уровня экономики, развитости демократии, культуры, других объективных условий. Но во многом они определялись также властью, законами, правящими элитами, т.е. субъективными факторами в сочетании с действующими закономерностями. Эта мысль четко проводится в научной литературе12.
Принятие Конституции 1993 года ознаменовало новый этап в правовом регулировании трудовых отношений. Отвергая все прежние идеологические положения и кардинально изменяя сам подход к труду, Конституция страны поставила во главу угла свободу труда, ограничив роль государства в сфере трудовой деятельности только обеспечением определенных государственных гарантий. Кроме того, об особом месте трудовых прав и свобод человека в Конституции России свидетельствуют и следующие положения:
- признание прав человека непосредственно действующими в правовой системе России и определяющими как смысл, содержание и применение законов, так и деятельность всей системы власти в государстве (ст. 18);
10 См.: Шевцов B.C. Права человека и государство в Российской Федерации. М., 2002. С. 47.
11 Курилов В.И. Личность. Труд. Право. М., 1989. С. 51.
12 Мексиканские Соединенные Штаты. Конституция и законодательные акты / Под ред. O.A. Жидкова. М.: Прогресс, 1986. С. 117.
- признание невозможности изменения вышеназванной главы 2 иначе как в особом конституционном порядке (п.2 ст.55; ст.64), согласно которому (ст. 13) ее пересмотр возможен лишь путем созыва Конституционного Собрания;
- признание неприменимости законов и любых других нормативно- правовых актов, затрагивающих права, свободы, обязанности человека, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (п.З ст. 15);
- закрепление невозможности участия Российской Федерации в межгосударственных объединениях, если это влечет ограничение прав и свобод человека и гражданина в России (ст.79).
Статья 37 современной Российской Конституции содержит формулу: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». В данном контексте просматривается отступление от норм предыдущих конституций страны, гарантировавших каждому право на труд и защищавших его. Из содержания статьи 37можно сделать вывод, что государство не только не гарантирует право на труд, но и практически самоустраняется от своей активной роли в регулировании этого одного из важнейших, «судьбоносных» в жизни каждого человека прав.
Подытоживая весь исторический опыт развития института прав и свобод в России, можно сделать вывод, что возникновение правовых взглядов и формирование отдельных правовых установок на права и свободы человека и гражданина уходит своими корнями в наше дореволюционное прошлое. Идеи свободы, прав человека и их защиты, всеобщего равенства и справедливости, получившие широкое распространение в государствах Европы и в США, не были чужды политико-правовой мысли России.
Главная трудность заключалась и заключается в установлении такой системы и такого порядка, при которых, с одной стороны, личность должна иметь возможность беспрепятственно развивать свой потенциал (способности, талант, интеллект), а с другой - должны признаваться и должным образом почитаться общегосударственные цели - то, что объединяет всех. Подобный оптимальный баланс как раз и получает свое выражение в правах, свободах и обязанностях человека. Именно поэтому высокоразвитые страны и народы, мировое сообщество рассматривают права человека, их уважение, соблюдение и защиту в качестве универсального идеала, основы прогрессивного развития и процветания, предпосылки устойчивости и стабильности и считают, что данные права не должны зависеть от периодически меняющихся властей. Они выше, за ними приоритет, верховенство. Весь современный мир движется по такому магистральному пути.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что нормативное содержание конституционно-правового регулирования в сфере трудовых отношений формировалось постепенно. В настоящее время не существует единообразия в конституционных тек-
стах по данному праву. Специфика конституционного развития, особенности экономического, исторического, культурного и иного развития предопределили характер и способы правового оформления данного права в России и за рубежом.