Научная статья на тему 'Этапы формирования региональной инновационной подсистемы'

Этапы формирования региональной инновационной подсистемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
519
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ИННОВАЦИОННАЯ ПОДСИСТЕМА / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / СУБНАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова М.В.

В статье рассматривается необходимость формирования региональной инновационной подсистемы (РИПС), определяются основные этапы ее построения. Предлагается система показателей оценки потенциала региона, рассматриваются типы стратегий регионального инновационного развития и виды региональных инновационных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы формирования региональной инновационной подсистемы»

30 (261) - 2012

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

УДК 338.24

этапы формирования региональной инновационной подсистемы

м. в. Иванова,

кандидат экономических наук, заведующая кафедрой бизнес-информатики E-mail: medeya99@yahoo. com Петрозаводский государственный университет, Кольский филиал

В статье рассматривается необходимость формирования региональной инновационной подсистемы, определяются основные этапы ее построения. Предлагается система показателей оценки потенциала региона. Рассматриваются типы стратегий регионального инновационного развития и виды региональных инновационных систем.

Ключевые слова: регион, инновационная подсистема, инновационная стратегия, субнациональная система.

Каждая система может рассматриваться и изучаться с различных точек зрения в зависимости от целей исследования и, соответственно, может быть построено множество структур системы [11]. Множественность типов региональных инновационных систем, которые с административной (географической) точки зрения не всегда ограничены рамками одного государства или одного региона внутри государства, требует четкого определения параметров формирования региональной инновационной подсистемы (РИПС).

Рассматривая РИПС как часть национальной инновационной системы, вводим несколько ограничений.

Во-первых, с географической точки зрения обозначаем границы функционирования РИПС, границы государства. Соответственно, это субнациональная система.

Во-вторых, необходимо обозначить границы региона. Так как регион - это понятие типологическое, которое выделяют из территории в соответствии с определенными целями и задачами. Для экономики наибольшее значение имеет выделение регионов с позиций административного и экономического управления, места в территориальном разделении труда, функционирования рынков труда, товаров и услуг, типичности социально-экономических проблем. В рамках государства может быть выделено множество типов регионов. Например, иерархию регионов России (по классификации академика А. Г. Гранберга [6]) можно представить следующим образом: экономические районы России, федеральные округа России, субъекты РФ, административные районы, первичный регион.

В исследовании предлагается определить регион с позиции административного и экономического управления - субъект Российской Федерации. Субъекты РФ разделены на отдельные муниципальные образования. Таким образом, регион в качестве объекта инновационного развития может быть определен как территория, имеющая общность социально-экономических, политических и географических факторов [7].

Тогда внешняя среда РИПС будет включать в себя: международную, национальную и региональную (субъекта РФ). Органы власти субъекта РФ в рамках своей компетенции оказывают воздействие

\

на развитие региональной социально-экономической системы (РСЭС), которая объединяет все стороны развития субъекта. Жизнедеятельность населения, ее экономические, социальные и экологические проявления связывают систему в единое целое.

Ядро схемы (модели) представляют подсистемы РСэС, тесно взаимодействующие между собой для достижения единой цели - развития и роста, повышения конкурентоспособности региона и повышения качества жизни населения:

1) экономическая подсистема (РЭПС);

2) социальная подсистема (РСПС);

3) экологическая подсистема (РЭкПС);

4) инновационная подсистема (РИПС).

Каждая подсистема включает в себя неделимые

и делимые элементы (формирует подсистемы). Соответственно, каждая подсистема может представлять собой самостоятельную систему (табл. 1). Поэлементный анализ РСЭС показывает, что каждая из ее подсистем не может быть отделена от другой, что объясняется как их многофункциональностью, так и взаимосвязанностью компонентов, которые во взаимодействии друг с другом образуют качество региональной социально-экономической системы.

ДАЛЬНЯЯ ВНЕШНЯЯ СРЕДА

Международная: международные организации, научные организации и сообщества иностранных государств, международные соглашения

БЛИЖНЯЯ ВНЕШНЯЯ СРЕДА

1: парламент, правительство, государственная политика

Региональная: органы власти субъекта РФ, региональная политика

РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

/

- Пунктирная линия характеризует нечеткое разграничение полномочий.

Рис. 1. Модель состава региональной социально-экономической системы

Необходимо отметить, что наличие первых трех подсистем является необходимым условием существования РСЭС. Формирование РИПС обусловлено необходимостью и возможностями восприятия регионом инноваций.

Региональные органы власти осуществляют стратегическое и текущее управление, определяют основные цели и приоритеты развития территории. Законодательные и исполнительные органы власти субъекта РФ представляют собой управляющую систему относительно региональной социально-экономической системы и ее подсистем. Схему управления можно представить следующим образом (рис. 2).

Прежде чем приступить к инновационной деятельности, необходимо ответить на ряд вопросов. Например, в работе В. Г. Колосова [10] поставлены следующие вопросы:

Таблица 1

Функциональное назначение региональных подсистем

Региональная подсистема Функция Задача

Экономическая Обеспечение государства в целом. Обеспечение внутрирегиональных потребностей Производство материальных благ

Социальная Обеспечение населения социальной защитой и социальными гарантиями Производство нематериальных благ

Экологическая Обеспечение первичных ресурсов для развития экономики (полезные ископаемые, земельные, водные, биоресурсы). Обеспечение ресурсов жизни населения (вода, воздух и т. д.) Обеспечение среды обитания

Инновационная Сохранение и обновление существующих элементов РСЭС. Изменение базовых свойств системы Модернизация всех сфер жизнедеятельности

Законодательные и исполнительные органы власти субъекта РФ

РСПС РЭкПС РИПС

Региональная социально-экономическая система

Рис. 2. Структурная схема управления

1) насколько кардинальны инновации?

2) насколько предприятия подготовлены к восприятию инноваций?

3) можно ли ожидать внедрение инноваций без помех или же потребуется преодолевать большие трудности?

4) являются ли процессы нововведений рациональными и четко организуемыми или они носят интуитивный поисковый характер?

5) насколько важна конкретная обстановка, в которой принимается решение о нововведении?

6) какую роль в распространении и создании нововведений играют специализированные организации и организационные системы?

С региональной точки зрения этот список необходимо дополнить такими вопросами:

• какие инновации нужны региону?

• имеется ли соответствующий потенциал для их реализации?

• необходимо ли создавать специальную инновационную систему?

Первоочередным принципом процесса организации инновационной деятельности является целенаправленность. она предполагает наличие системы, охватывающей научно-технические, производственные, экономические, социальные и экологические цели. Система целей должна иметь иерархическую структуру. осуществление инноваций не является самоцелью. они необходимы как средство для решения конкретных задач общества (государства, региона), предприятия, конкретного человека. Состав и содержание целей зависят от реальных условий применения конкретных инноваций. Сознательное применение концепций и методов управления, выработанных теорий на практике позволит повысить качество принимаемых

решений и достичь увеличения отдачи от средств, вкладываемых в развитие.

Далее будем рассматривать РИПС как самостоятельную региональную инновационную систему (РИС).

Рассмотрим основные этапы подготовки к формированию РИС.

I этап. Необходимо определить потенциал региона в целях выявления проблем, требующих инновационного решения.

В Большой Советской Энциклопедии приводится определение термина «потенциал» как «средство, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления плана; решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [3].

В данном исследовании под потенциалом региона будем понимать все имеющиеся ресурсы (материальные и нематериальные активы, трудовые ресурсы), формирующие РСэС. Существует множество различных методик по определению социально-экономического потенциала региона, диагностики его социально-экономического развития [6, 8, 12-14].

Показатели, используемые для комплексной оценки социально-экономических возможностей региона, могут быть как количественными, так и качественными. Для целей нашего исследования выделим шесть укрупненных блоков показателей (табл. 2).

Данный перечень показателей может быть дополнен исходя из целей исследования или стратегических направлений развития региона.

II этап. На основе потенциала и выявленных проблем в процессе его оценки определяются цели и приоритеты социально-экономического развития региона.

Система целей должна иметь иерархическую структуру. Закономерности иерархичности или иерархической упорядоченности были в числе первых закономерностей теории систем, которые выделил и исследовал Л. Берталанфи [2]. Необходимо учитывать не только внешнюю структурную сторону иерархии, но и функциональные взаимоотношения

Таблица 2

Система показателей определения потенциала (возможностей) региона

№ п/п Система показателей Подсистема показателей Характеристика

1 Экономико-географическая Транспортно-географическая Позволяет определить особенности экономического развития территории: центральное, периферийное, пограничное, транзитное, приморское

Промышленно-географическая

Агрогеографическая

Рыночная

Демографическая

Рекреационно-географическая

2 Природно-ресурсная Минерально-сырьевые ресурсы Компоненты окружающей среды, используемые в процессе общественного производства для удовлетворения своей продукцией не только собственных потребностей, но и потребностей других регионов и даже в ряде случаев других стран

Биологические ресурсы

Водные ресурсы

Земельные ресурсы

3 Экономическая Производственные ресурсы Степень технической прогрессивности оборудования и технологии. Качество используемого сырья и материалов. Уровень организации и управления. Качество выпускаемой продукции

Трудовые ресурсы Совокупность способностей и возможностей трудовых ресурсов обеспечивать эффективное функционирование организации: численность, темпы роста заработной платы

Удельная оплата труда (УОТ) [5]

4 Социальная [9] Качество населения Воспроизводство и физическое здоровье. Способность образовывать и сохранять семьи. Уровень образования

Уровень жизни Реальные доходы и расходы населения; обеспеченность жильем и собственностью; обеспеченность мощностями социальной инфраструктуры

Качество социальной безопасности Условия труда. Физическая и имущественная безопасность. Территориальная подвижность

Качество окружающей среды Состояние воздушного бассейна. Состояние водного бассейна

5 Инновационная Количество заявок на выдачу патентов Условия для научных исследований и разработок, которые приводят к появлению новых товаров, процессов и знаний

Выпуск из аспирантуры и докторантуры с защитой диссертации

Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками

Внутренние затраты на исследования и разработки

6 Институциональная Система органов государственной власти и местного самоуправления. Субъекты хозяйствования (крупный, средний и малый бизнес). Сфера услуг. Некоммерческий сектор. Финансовые организации Совокупность политических, социальных и экономических институтов и степень их развития. В целом способствует обеспечению функционирования и развития экономики региона

между уровнями. Итак, для построения «дерева целей» необходимо определить генеральную цель, цели 1-го уровня, цели 2-го уровня и, если потребуется, то и цели 3-го уровня (рис. 3).

Важно не допустить пропуска одной или нескольких целей, так как это может негативно повлиять на конечный эффект, и генеральная цель не будет реализована.

генеральная цель

i

I ?

i

£9

$

Источник: составлено автором по материалам официальных сайтов субъектов РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. «Дерево целей» стратегии социально-экономического развития региона

III этап. Выявляются перспективные точки роста. Определяются инновационные направления развития.

Специфика региона определяет выбор той или иной модели инновационного развития, соответс-

твенно выделяется тип региональной инновационной системы.

Формирование региональной инновационной системы требует проведения определенных итераций (рис. 4).

На основе результатов комплексной оценки социально-экономического потенциала региона определяются цели инновационного развития и соответственно необходимые инновации (новшества) для решения выявленных проблем.

Инновационное развитие предполагает рост потенциала и конкурентоспособности региона за счет осуществления инноваций в региональную промышленность или социальную инфраструктуру, ее основу будет определять степень новизны (как научно-технической, так и рыночной и социальной) инноваций, приоритетных для развития в регионе.

По степени новизны выделяют различные виды инноваций. В рамках технологического подхода -базисные, улучшающие, псевдоинновации [1, 17]. В рамках нетехнологического - (нетехнологические) институциональные, социальные и образовательные инновации, а также организационные изменения [16]. Нетехнологический подход можно называть социальным.

Следует выделить два принципиальных подхода к инновационному развитию региона, которые позволяют определить необходимый для его развития вид инноваций. Причем, эти подходы не исключают друг друга.

Данная группировка (табл. 3) позволяет классифицировать инновационную стратегию региона по степени новизны приоритетных для развития в регионе инноваций следующим образом:

• стратегия инновационного лидерства - £;

• стратегия инновационной стабильности - £2;

• стратегия инновационного аутсайдерства - £3;

• стратегия социальных инноваций - £

Характеристика стратегий представлена в

табл. 4.

инновационная стратегия региона формируется на основе учета совокупности факторов как экзо-

Комплексная оценка социально-экономического потенциала региона

Выбор типа инновационной стратегии

£1 ^2 £з £4

Формирование стратегии инновационного развития региона

Выбор типа инновационной системы

N2

N3

N4

Формирование региональной инновационной системы

Рис. 4. Алгоритм выбора необходимого типа РИС

Таблица 3

Классификация инноваций

Теоретический подход Группа Вид

Технологический подход Технологические инновации Базисные. Улучшающие. Псевдоинновации

Социальный подход Нетехнологические инновации Институциональные. Социальные. Образовательные

генного, так и эндогенного характера. Сложность разработки инновационной стратегии определяется поиском и оценкой стратегических альтернатив, позволяющих достигать поставленных целей социально-экономического и инновационного развития региона. Более того, вследствие изменения внешних условий и появления новых перспектив развития региона инновационная стратегия подлежит корректировке.

В ходе разработки инновационной стратегии помимо приоритетов развития инновационной деятельности необходимо определить состав, место и роль всех субъектов региональной инновационной

Таблица 4

Типы стратегий регионального инновационного развития

Тип стратегии Сущность стратегии Предполагаемый результат Степень участия региональных органов государственной власти Портфель приоритетных для развития в регионе ВЭД

На основе базисных инноваций. Ориентирована на активизацию и поддержку процессов по освоению предприятиями принципиально новых продуктов или услуг, технологий новых поколений Должна обеспечивать получение новых научных знаний и путей их практического применения в производстве, используя научно-технический и инновационный потенциал региона, и включать следующие этапы: фундаментальные исследования; прикладные исследования; опытно-конструкторские работы; внедрение результатов в производство; реализация инноваций на рынке Высокая. Значительное финансирование за счет средств бюджета фундаментальных и прикладных исследований, а также опытно-конструкторских работ Преобладают виды экономической деятельности, находящиеся на стадии зарождения и роста. Вследствие того, что развивающиеся сферы экономики возникают на основе новых, ранее не существовавших и не использовавшихся технологий, они по природе своей являются инновационными, и конкурентные преимущества в них достигаются за счет базисных инноваций

На основе улучшающих инноваций. Ориентирована на активизацию и поддержку процессов по совершенствованию производимых предприятиями региона продуктов и используемых технологий, и ее реализация сопряжена в большей степени с опытно-конструкторскими разработками и в меньшей степени - с фундаментальными и прикладными исследованиями Получение прикладных научных результатов и их применение для создания новых или совершенствования существующих видов продукции и технологий (прикладные исследования ^ опытно-конструкторские работы ^ внедрение результатов в производство ^ реализация инноваций на рынке) Средняя. Предполагает значительно меньшее финансирование из средств бюджета научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Традиционные зрелые виды экономической деятельности.. Вследствие стабильности и известности потребителей, продуктов и технологий в зрелых отраслях находить новые продукты и технологии достаточно сложно

На основе псевдоинноваций. Региональная инновационная система характеризуется почти полным отсутствием как фундаментальной, так и прикладной науки Незначительные изменения в продукты или технологии, производимые и используемые предприятиями, например, под воздействием краткосрочных колебаний потребительских предпочтений Низкая степень участия региональных органов государственной власти в инновационной сфере Преобладают стагнирующие и зрелые традиционные ВЭД, так как именно в стагнирующих сферах деятельность предприятий ориентирована на внесение незначительных изменений в имеющиеся продукты или технологии, с перспективой сокращения деятельности и полного выхода из данной сферы

¿4 На основе нетехнологических инноваций. Региональная инновационная система характеризуется активными социально интерактивными процессами Повышение качества жизни населения Высокая Социальные, образовательные. Изменение организационной структуры

Источник: составлено автором.

системы, а также обосновать механизмы реализации стратегии в новой институциональной среде.

Инновационная система региона, с одной стороны, должна соответствовать выбранной стратегии, с другой, как открытая система она может меняться адекватно изменениям как внешней, так и внутренней среды.

Исследование характеристик региональных инновационных систем в работах [15, 18-21] дает возможность выделить виды региональных инновационных систем в зависимости от особенностей их элементов, связей и целей, а также степени вмешательства государства.

Учитывая значительные различия между регионами, возможно использование нескольких видов региональных инновационных систем в зависимости от исходного положения региона, наличия соответствующей ресурсной базы, а также инфраструктуры (табл. 5).

Для определения основы формирования РИС сопоставим виды инновационной системы со стратегиями инновационного развития региона. Результаты сопоставления представлены в матрице в табл. 6.

IV этап. Определение непосредственно структурных элементов и связей РИС. Необходимо учитывать, что регион является относительно самоКонцептуальные подходы организации

стоятельной единицей с законченным циклом воспроизводства, особыми формами проявления стадий воспроизводства и спецификой протекания социальных и экономических процессов, которые «оформлены» экономическими интересами тех или иных групп как в центре, так и на местах. Но при этом проблемы региона не являются унифицированным зеркальным отражением проблем общей национальной системы.

Для взаимодействия функциональных составляющих РИС необходимо определить связи между основными элементами системы: • «цели - инструменты» - связь между целями научно-технических исследований (НИР,

Таблица 5

региональных инновационных систем

№ п/п Вид РИС Понятия и различия

1 Региональные кластеры Концентрация взаимосвязанных фирм, расположенных на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга в одном регионе, работающих в одной сфере, находящихся в одной производственной цепи и объединяющих свои трудовые ресурсы и коммуникационные потоки

2 Связанные кластеры Группы компаний, которые изначально располагались неподалеку друг от друга в целях сокращения расходов

3 Новые промышленные зоны Включают наукоемкие компании. Это означает, что среди них чаще всего встречаются компании, работающие в сфере высоких технологий, таких как производство компьютеров, информационные технологии (ИТ) и микроэлементы. При создании новых продуктов они в основном полагаются на научные исследования. Их месторасположение, как правило, городские окраины, или они могут располагаться на некотором удалении от городов

4 Инновационная среда Существенная роль общественного капитала в развитии инновационной деятельности, социальные связи устанавливаются как между отдельными участниками, работающими в одной компании, так и между работниками разных компаний. Эти связи основываются в первую очередь на прошлом совместном опыте работы. Такие кластеры обычно располагаются на территории города, где отношения между фирмами и отдельными участниками давно сформированы

5 Территориально встроенная она ориентирована на удовлетворение преимущественно региональных потребностей в инновациях при незначительном участии университетов как производителей знаний. Для нее характерно развитие прикладных исследований. Инновационные фирмы взаимодействуют преимущественно с фирмами этого же региона, в том числе сотрудничают с конкурентами

6 Региональные инновационные сети Фирмы и организации, как и в предыдущем типе, находятся в конкретном регионе и характеризуются локализованным, интерактивным обучением. Государственное вмешательство обеспечивает этим системам более интенсивный запланированный характер развития путем преднамеренного укрепления в регионе институциональной инфраструктуры, например, посредством более сильной и развитой роли региональных институтов исследований и разработок профессионально-технических учебных организаций и других местных организаций, участвующих в инновационном процессе

7 Регионально-национальная инновационная система Система ориентирована на удовлетворение преимущественно национальных потребностей в инновациях, включая потребности, связанные с работой на международных рынках. Мощное развитие получают фундаментальные исследования в университетах и институтах РАН, которые взаимодействуют с производителями знаний и инновационными фирмами других регионов

8 обучающие регионы Все чаще можно видеть примеры организованного сотрудничества с более широким набором гражданских организаций и органов государственной власти, которые внедряются в социальные и региональные структуры

Таблица 6

Матрица выбора РИС соответствующей стратегии развития региона

Стратегия инно- Стратегия инно- Стратегия инно- Стратегия

Наименование вационного вационнои вационного социальных

лидерства, St стабильности, S2 аутсайдерства, S3 инноваций, S4

Региональные кластеры + + - -

Территориально встроенная - + + +

Региональные инновационные сети - + - +

Регионально-национальная + - - +

инновационная система

Обучающие регионы + + - +

НИОКР, НТР) и инструментами, используемыми для выполнения этих целей;

• «институты - инструменты» - связь между инструментами и институтами, отвечающими за выполнение целей, т. е. институтами-реципиентами;

• «институты - цели» - связь, обеспечивающая выполнение основных функций институтов-реципиентов;

• «институты-институты» - связь институционального взаимодействия, которая пытается определить взаимосвязи между институтами, играющими доминирующую роль в инновационных системах, и институтами конечной цели. Последовательность выполнения рассмотренных этапов позволит сформировать региональную инновационную систему, адекватную социально-экономическому потенциалу региона, соответствующую задачам и целям политики регионального развития, что послужит реальным толчком для регионального роста.

Список литературы

1. Анчишкин А. И. Наука - техника - экономика. М.: Экономика, 1986.

2. Берталанфи Л. История и статус общей теории систем // Системные исследования. Ежегодник. М., 1973. С. 20-36.

3. Большая Советская Энциклопедия / под ред. Б. А. Введенского. Т. 34.

4. Бугаев В. К. Системные свойства региона как объекта управления // Регионология. 2008. № 2 (63). С. 8-16.

5. Гельвановский М. И., Жуковская В. М. О методах межстранового сопоставления показателей конкурентоспособности // Вопросы статистики. 2000. № 3. С. 18-24.

6. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. 3-е изд. М.: ГУ ВШЭ, 2003.

7. Дибирдеев В. И. К вопросу о понятии «регион» // Вопросы статистики. 2001. № 6.

8. Дорошенко Ю. В. Экономический потенциал территории. СПб: Химия, 1997.

9. Иванова М. В. Частные индикаторы оценки качества жизни населения // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: Экономика. 2008. Вып. 1 (20). С. 84-91.

10. Колосов В. Г. Основы инноватики. СПб: СПб ГТУ, 1999.

11. Перегудов Ф. И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. М.: Высшая школа, 1989.

12. Самоукин А. И. Потенциал нематериального производства. М.: Знание, 1991.

13. Социально-экономический потенциал региона: проблемы оценки, использования и управления / под ред. А. И. Татаркина. Екатеринбург: УрО РАН, 1997.

14. Экономический потенциал развитого социализма / под ред. Б. М. Мочалова. М., 1982.

15. Asheim B. T. Industrial districts as «learning regions»: a condition for prosperity // European Planning Studies 1996. vol. 4. № 4. Р. 379-400.

16. Lundvall B. -A. National Systems of Innovation. Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. L.: Printer Publishers, 1992.

17. Nelson R. National Innovation Systems: A Comparative Analysis. N. Y.: Oxford University Press, 1993.

18. Camagni R.(Ed.) Innovation networks. Spatial perspectives. // Bellhaven Press, London/New York. 1991.

19. Cooke P. Regional innovation systems, clusters, and the knowledge economy // Industrial and Corporate Change. 2001. № 10.

20. Porter M. The competitive advantage of nations. New York, Free Press, 1990.

21. Storper M. The limits to globalization // Technology districts and international trade. Economic Geography. 1992. № 68. Р. 60-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.