Научная статья на тему 'Этапы формирования представлений о свойствах характера дошкольника в семье'

Этапы формирования представлений о свойствах характера дошкольника в семье Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
799
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / Я-КОНЦЕПЦИЯ / СИМПТОМОКОМПЛЕКС ЧЕРТ / РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ПРОГРАММА / PECULIARITIES / EGO-CONCEPTION / SYMPTOM COMPLEX OF DISTINGUISHING FEATURES / RELATIONS BETWEEN PARENTS AND CHILDREN / IDEAS / PROGRAM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Техтелева Н. В.

В данной статье рассмотрены различные подходы к изучению структуры характера. Автором статьи было проведено исследование формирования представлений о свойствах характера дошкольника в семье. Основное внимание уделяется программе формирования адекватных представлений родителей о ребенке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of ideas formation about the preschool child traits of character in the family

Different approaches to the study of the character structure have been considered in the paper. The research on the ideas formation about the pre-school child traits of character in the family has been performed. The primary attention has been paid to the program of the formation of adequate parents' ideas about the child.

Текст научной работы на тему «Этапы формирования представлений о свойствах характера дошкольника в семье»

УДК 159.9

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВОЙСТВАХ ХАРАКТЕРА ДОШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ

© Н. В. Техтелева

Самарский государственный педагогический университет Россия, г. Самара, 443099, ул. М. Горького, 65/67.

Тел./факс: +7 (846) 269 64 44.

E-mail: tehteleva@list. ru

В данной статье рассмотрены различные подходы к изучению структуры характера. Автором статьи было проведено исследование формирования представлений о свойствах характера дошкольника в семье. Основное внимание уделяется программе формирования адекватных представлений родителей о ребенке.

Ключевые слова: характерологические свойства, Я-концепция, симптомокомплекс черт, родительско-детские отношения, представления, программа.

Многообразие различных классификаций типологических свойств характера объясняется различием признаков, которые положены в их основу, и многогранностью характерологических качеств.

Современные подходы к изучению характера предполагают не только создание различных классификаций типических свойств, но и вычленение структуры характера в целом. В своей концепции теории индивидуальности А. В. Либин рассматривает основные измерения характера через три структурных компонента - Я-концепцию, Я как симптомокомплекс черт и Я как систему генерализованных реакций [1].

Я-концепция как центральная подструктура характера складывается в период 6-11 лет. Базовые ориентации, становление которых происходит уже в первые годы жизни человека, являются системообразующими факторами в формировании характера [2]. Рассмотрение структуры характера как симпто-мокомплекса черт позволяет выявить в отношениях ребенка со взрослыми, сверстниками, к самому себе, к игре, к проявлению волевых усилий, к поощрению и наказанию ребенка типичные для него характерологические свойства, или черты.

В нашем исследовании под структурой характера дошкольника будет пониматься симптомоком-плекс черт.

Характер определяется совокупностью воздействующих на индивидуума в процессе развития внешних факторов и сознательных усилий человека по формированию у себя нужных свойств. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка, особенно в раннем детском возрасте, играет его общение с окружающими людьми. В характерных для него поступках и формах поведения ребенок подражает его близким взрослым людям, прежде всего своим родителям. В семье формируется характер ребенка, который определяется стилем семейного воспитания.

Влияние семейного воспитания ощутимо сказывается на формировании личности. Особое значение здесь имеет форма родительского поведения, убеждений, целей и представлений. Представления родителей о детях - это сложное образование, фор-

мирующееся на протяжении длительного времени под влиянием самых различных факторов.

Родительско-детские отношения - один из видов человеческих отношений. Это система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, ребенка по отношению к родителям, особенностей их восприятия, понимания и оценок друг друга, совокупность поведенческих откликов и представлений [3].

На характер этих представлений влияют следующие факторы: отношение к наступлению беременности, к отцу ребенка, культурные нормы и стереотипы в отношении вынашивания ребенка и материнства, личный опыт женщины, ее личностные особенности, ценностные установки, уровень образования, материальное положение и многие другие.

Самым важным в формировании представлений родителей о ребенке является позитивная эмоциональная окраска образа ребенка. Под позитивным понимается такой образ ребенка, который предполагает эмоционально положительное отношение к нему как к ценности.

Таким образом, родительско-детские отношения определяются характером эмоциональной связи (со стороны родителя - эмоциональное принятие ребёнка, со стороны ребёнка - привязанность и эмоциональное отношение к родителю); мотивами воспитания и родительства; удовлетворением потребностей ребёнка; стилем общения и взаимодействия с ребёнком; способом разрешения проблемных и конфликтных ситуаций; социальным контактом (требованиями и запретами, их содержанием и количеством, поощрениями и наказаниями); степенью устойчивости и последовательности семейного воспитания.

Условиями, определяющими родительско-детские отношения, являются отношение родителей к ребёнку, к деятельности ребёнка, к мыслительной деятельности ребёнка, к использованию методов наказания и поощрения, отношение родителей к окружающему миру, к формированию нравственных ценностей [4].

В качестве объекта исследования мы избрали характерологические свойства дошкольника, пред-

мета исследования - родительско-детские отношения как условие изменения свойств характера дошкольника.

В исследовании приняло участие 109 детей 4-5 лет средних групп МДОУ г. Самары, обучающихся по традиционной программе обучения и воспитания М. А. Васильевой; 130 родителей, из них 109 матерей и 21 отец (полных семей - 52, неполных - 57). Средний возраст родителей - 29 лет. А также 10 воспитателей МДОУ (средний возраст воспитателей

- 35 лет, педагогический стаж варьирует от 5 лет до 13 лет).

Опытно-экспериментальная работа по формированию адекватных представлений родителей о ребенке проводилась в три этапа.

На этапе констатирующего эксперимента ставилась задача изучения характерологических особенностей дошкольников и представлений родителей о свойствах характера, развитых у ребенка. Также анализировалась взаимосвязь между свойствами характера, развитыми у ребенка в представлениях родителей, и характерологическими свойствами, выявленными у дошкольника объективно. На основе результатов диагностики и корреляционного анализа была разработана программа по формированию адекватных представлений родителей о характере ребенка.

На этапе формирующего эксперимента была апробирована программа по формированию адекватных представлений родителей о характере ребенка.

На этапе контрольного эксперимента анализировалась эффективность экспериментальной программы.

Для исследования предлагался следующий комплекс психодиагностических методик:

- комплексная методика определения социальнопсихологического типа личности (В. М. Минияров), адаптированная для детей дошкольного возраста;

- родительское сочинение «Образ ребенка глазами родителя» (А. А. Шведовская);

- схема наблюдения за деятельностью и поведением ребенка (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина):

1) методика изучения самооценки детей в разных видах деятельности;

2) методика изучения игровых предпочтений;

3) методика изучения волевых проявлений;

4) методика изучения взаимодействия со сверстниками;

5) методика изучения мотивов взаимодействия со взрослыми;

6) методика изучения умения сохранять цель в условиях критики.

На основе результатов диагностики по тесту «Образ ребенка глазами родителя» была сформирована группа родителей в составе 31 человека. В нее вошли родители, у которых по результатам диагностики по родительскому сочинению было выявлено наиболее сильное расхождение реального и идеального образа ребенка. В нашем исследовании эта

группа выступила в качестве экспериментальной.

Из родителей, имеющих также наиболее сильное расхождение реального и идеального образа ребенка, была сформирована контрольная группа (28 человек).

При формировании контрольной группы к ней предъявлялись следующие требования:

1. Равное экспериментальной группе соотношение матерей и отцов.

2. Равный экспериментальной группе средний возраст родителей.

3. Примерно равный экспериментальной группе показатель расхождения реального и идеального образа ребенка.

4. Примерно равное соотношение с экспериментальной группой различных социально-педагогических типов личности ребенка по методике В. М. Миниярова.

В основе исследования лежала следующая гипотеза:

Изменение свойств характера дошкольника в условиях специально организованной программы возможно, когда:

• характер понимается как симптомокомплекс черт, проявляющийся в отношениях ребенка со взрослыми, сверстниками, к самому себе, к игре, к волевым усилиям, к поощрению и наказанию.

• специально организованная программа строится с учетом:

- расхождения реальных представлений родителей о значимых качествах ребенка, его интересах, особенностях отношений со взрослыми и сверстниками и идеальных представлений родителей о будущем ребенка;

- степени дифференцированности и значимости черт характера, развитых у ребенка и их эмоциональной оценки в реальных представлениях родителей;

- социально-психологического типа личности ре-бенка-дошкольника, который формируется под влиянием реальных и идеальных представлений родителей о ребенке.

Понимание характера как симптомокомплекса черт, позволил нам выявить изменения отдельных черт характера ребенка под влиянием специально организованной программы.

Для этого проводился сравнительный анализ черт характера ребенка, диагностируемых в различных отношениях у детей экспериментальной группы и у детей контрольной группы по схеме наблюдения за деятельностью и поведением ребенка (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина). Данная схема состояла из следующих методик: изучения самооценки детей в разных видах деятельности, изучения игровых предпочтений, изучения волевых проявлений, изучения взаимодействия со сверстниками, изучения мотивов взаимодействия со взрослыми и изучения сохранения цели в условиях критики.

Для проверки второй части гипотезы прово-

дился сравнительный анализ реальных представлений родителей о значимых качествах ребенка, его интересах, особенностях отношений со взрослыми и сверстниками и идеальных представлений родителей о будущем ребенка. Для сравнения использовались результаты изучения реальных и идеальных представлений о ребенке, диагностированных по тесту «Образ ребенка глазами родителя» А. А. Шведов-ской. Анализировался блок «Образ ребенка», позволяющий выявить декларируемые родителями цели и ценности воспитания ребенка и характерные для ребенка черты в реальных представлениях родителей.

Для изучения степени дифференцированности и значимости черт характера, развитых у ребенка, и их эмоциональной оценки в реальных представлениях родителей использовался тест «Образ ребенка глазами родителя» А. А. Шведовской и методика диагностики социально-психологического типа личности ребенка-дошкольника В. М. Миниярова. Выбор наиболее выраженных черт характера у дошкольника по методике В. М. Миниярова осуществлялся воспитателями. Сопоставление результатов диагностики по тесту «Образ ребенка глазами родителя» и методике определения социально-психологического типа личности позволило выявить объективность представлений родителей о преобладающих качествах у ребенка и отследить эмоциональный компонент этих представлений.

Изучение взаимосвязи социально-психологического типа личности ребенка-дошкольника и реальных - идеальных представлений родителей о ребенке осуществлялось с помощью теста «Образ ребенка глазами родителя» А. А. Шведовской и методики диагностики социально-психологического типа личности ребенка-дошкольника В. М. Миниярова.

После сбора и первичной обработки результатов тестирования родителей и детей данные анализировались по каждому ребенку отдельно и заносились в таблицу. Таблица была построена по шести оценочным категориям, характеризующим одну из сфер отношений ребенка, диагностируемым по методике В. М. Миниярова [5]. Каждая из сфер отношений показывает особенности характера ребенка с точки зрения родителей, воспитателей и психолога. Затем данные оценок родителей, воспитателей и психолога сопоставлялись, и составлялся целостный характерологический портрет ребенка, в котором особое внимание уделялось адекватности представлений родителей о ребенке, согласованности идеальных и реальных представлений о нем.

В результате соотнесения информации, полученной тестовыми методами, и на основании родительского сочинения были выделены степени её соответствия:

- адекватная оценка ребенка характеризуется тем, что результаты объективного и субъективного оценивания ребенка по исследуемому параметру полностью совпадали;

- неадекватная оценка ребенка характеризуется тем,

что родительские представления (реальные или идеальные) определенного качества ребенка выше или ниже по сравнению с объективной психологической оценкой данного свойства (частично совпадающие характеристики).

Для всех детей подсчитывались совпадающие и частично совпадающие характеристики по каждой из выделенных категорий. Таким образом, было получено 130 оценок родителями своих детей. Из них были составлены 130 таблиц сопоставления результатов (это больше, чем общее количество детей, так как некоторых оценивали оба родителя). Для всех детей подсчитывалась сумма адекватных оценок, количество случаев недооценивания и пе-

реоценивания по каждой из шести выделенных категорий (отношения ребенка со взрослыми, сверстниками, к самому себе, к игре, к волевым усилиям, к поощрению и наказанию).

Приняв общую сумму полученных оценок за 100% и переведя в проценты количественные данные, мы составляли таблицу, характеризующую распределение соответствия представлений родителей о характере детей и данных объективного его обследования.

Таким образом, была составлена комплексная программа исследования характерологических свойств дошкольников с помощью тестовых методик: комплексная методика определения социальнопедагогического типа личности (В. М. Минияров), адаптированная для детей дошкольного возраста; родительское сочинение «Образ ребенка глазами родителя» (А. А. Шведовская); схема наблюдения за деятельностью и поведением ребенка (Г. А. Урун-таева, Ю. А. Афонькина).

Затем было проведено 27 занятий по программе «МЫ» в течение второго полугодия 2006-2007 учебного года из расчета два занятия в неделю по 2-3 часа.

Цель программы «МЫ» - установление и развитие партнерских отношений в семье и осознанного отношения родителей к своему ребенку. В соответствии с этой целью можно выделить задачи представленной программы:

1. Помочь родителям осознать свою позицию по отношению к ребенку и проанализировать основные психологические установки родительства. Расширить возможности понимания своего ребенка родителями, улучшить рефлексию своих взаимоотношений с ребенком.

2. Помочь в выборе стиля родительско-детских отношений как творческого процесса, учитывающего личностные особенности родителей и детей. Выработать новые навыки взаимодействия родителей с ребенком.

3. Способствовать ориентации супружеской пары на гармоничные отношения в семье. Активизировать коммуникации в семье.

В системе родительско-детских отношений родитель является ведущим звеном, и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения,

как формируется под их влиянием характер ребенка. Поэтому основной задачей тренинга является формирование у родителей адекватных представлений о характере ребенка, которые являются необходимыми для сотрудничества с ним. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание в семье, является следствием развития представлений о ребенке как о самостоятельной личности. При нарушенных представлениях о ребенке осуществление воспитательных функций становится проблематичным. При разработке программы тренинга особое внимание обращалось на:

- психологическую незрелость представлений родителей о детях (представления искажены различными ожиданиями);

- несформированность у родителей позиции отца/матери для построения гармоничных отношений с сыном или дочерью;

- преобладание у родителей мыслей «о себе» над мыслями «о ребенке».

Представленная программа имеет свою структуру, в которой уделяется внимание следующим темам:

- психология ребенка и общение с ним;

- ориентация семьи на гармоничные отношения;

- стадии формирования родительско-детских отношений в детстве, сотворчество;

- факторы, влияющие на формирование характера дошкольника;

- диагностика и коррекция психологических факторов, неблагоприятно влияющих на формирование представлений родителей о характере ребенка.

Программа тренинга для родителей является авторской разработкой, в которой соединены элементы общения и психотерапии НЛП, гештальтте-рапии, телесноориентированной терапии, психодрамы, элементы трансактного анализа и психосинтез, метода краткосрочной позитивной психотерапии семьи, арттерапии и других. В программе использованы идеи Т. Гордона, К. Роджерса, А. Адлера, Р. Дрейкуса, Н. Ю. Хрящевой, Е. В. Сидоренко, Е. И. Лебедевой, Г. Л. Исуриной, И. М. Марковской.

Телесноориентированная терапия включала в себя сеансы релаксации, танцетерапии. Это позволяло родителям перейти от негативных оценок себя к продуктивным оценкам и отношениям. Арттерапия использовалась как способ повышения креативности родителей и каждой личности в отдельности (рисование акварельными красками, лепка из пластилина, работа со сценариями родительско-детских отношений).

Трансактный анализ использовался для анализа эго-состояний родителей и коррекции интерперсональных отношений между супругами и другими родственниками, участвующими в воспитании

детей.

Работа с группой была ориентирована на формирование и развитие психологической компетенции родителей в выборе стиля родительско-детских отношений с учётом характерологических особенностей детей.

Основной идеей тренинга является формирование осознанной Я-концепции родителя, его ролевой позиции, зрелость которых обеспечивает адекватность родительских представлений о характере ребенка, согласованность реальных и идеальных представлений о нем, дифференцированность представлений и их эмоционально положительная направленность.

С точки зрения содержания программа воздействовала на следующие психологические сферы:

- на аффективную сферу;

- на когнитивную сферу;

- на развитие Я-концепции, осознание Я-Образа, позитивную самооценку;

- на перенос внимания и сознания с себя на ребенка;

- на умение формировать, строить и интерпретировать отношения;

- на осознание новых социальных ролей, ответственности за ребенка.

Первый этап программы построен на центра-ции на личности родителя, второй - на центрации на взаимоотношениях и взаимодействии с ребенком, и, наконец, последний центрирован на самом ребенке. Особое внимание в ходе тренинга мы уделяли ведению дневника родителя, который заполняется дома и на занятиях.

Предлагаемая в исследовании программа носит обобщенный характер, но в большей степени подходит для родителей средних и старших дошкольников. Однако программа может быть легко трансформирована для родителей, которые имеют детей постарше.

Таким образом, программа тренинга для родителей «Мы» направлена на формирование адекватных представлений родителей о характерологических особенностях ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. СПб.: Издательство «Питер», 2000. -480 с.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Просвещение, 1986. - 398 с.

3. Смирнова Е. О. // Вопросы психологии. 1996. №°6. С. 76-89.

4. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагно-стико-коррекционный аспект). М.: Московский психологосоциальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 2000. (Серия «Библиотека школьного психолога»). - 251 с.

5. Минияров В. М. Диагностика и коррекция характерологических свойств личности. Самара: АООТ Корпорация Фёдоров, 1997. - 120 с.

Поступила в редакцию 02.08.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.