Научная статья на тему 'Этапы формирования и развития института классного руководства в КНР'

Этапы формирования и развития института классного руководства в КНР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
классное руководство / Китай / система классных руководителей / социально-политические изменения / культурная революция / модернизация образования / classroom management / China / classroom management system / socio-political changes / cultural revolution / modernization of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуй Чжан

Статья посвящена анализу исторического развития института классного руководства в Китайской Народной Республике (КНР), начиная с его зарождения в начале XX в. и до современного состояния. Особое внимание автором уделено влиянию социально-политических изменений в стране на формирование и эволюцию роли классного руководителя в образовательной системе. Кроме того, исследуются ключевые этапы развития института классного руководителя с введения классной системы обучения в Пекинском училище в 1862 г., значительную ее трансформацию до и после создания КНР в 1949 г., включая влияние культурной революции и последующие реформы, направленные на модернизацию и профориентацию классного руководства. Автор приходит к выводу, что современные усилия по укреплению института классного руководства нацелены на специализацию и профессиональное развитие учителей, создание эффективной и адаптивной образовательной системы в Китае, способной отвечать на вызовы современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of formation and development of the institute of classroom management in the People’s Republic of China

This article is devoted to analyzing the historical development of the institution of classroom management in the People’s Republic of China (PRC), starting from its inception in the early 20th century and up to modern state. The author pays special attention to the influence of socio-political changes in the country on the formation and evolution of the role of the class teacher in the educational system. In addition, key stages in the development of the institution of the class teacher are studied, beginning with the introduction of the class system of education in the Beijing College in 1862, its significant transformation before and after the establishment of the PRC in 1949, including the impact of the Cultural Revolution and subsequent reforms aimed at modernization and specialization of classroom management. The author concludes that contemporary efforts to strengthen the institution of classroom management are aimed at specializing and developing teachers professionally, creating an effective and adaptive educational system in China that can meet the challenges of modernity.

Текст научной работы на тему «Этапы формирования и развития института классного руководства в КНР»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 2. С. 265 — 272. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(2):265 — 272

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Научная статья УДК 37.062

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-265-272 NIION: 2007-0062-2/24-104

EDN: https://elibrary.ru/YWPJOL MOSURED: 77/27-004-2024-02-304

Этапы формирования и развития института классного руководства в КНР

Жуй Чжан

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, zhangrui0703@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу исторического развития института классного руководства в Китайской Народной Республике (КНР), начиная с его зарождения в начале XX в. и до современного состояния. Особое внимание автором уделено влиянию социально-политических изменений в стране на формирование и эволюцию роли классного руководителя в образовательной системе. Кроме того, исследуются ключевые этапы развития института классного руководителя с введения классной системы обучения в Пекинском училище в 1862 г., значительную ее трансформацию до и после создания КНР в 1949 г., включая влияние культурной революции и последующие реформы, направленные на модернизацию и профориентацию классного руководства. Автор приходит к выводу, что современные усилия по укреплению института классного руководства нацелены на специализацию и профессиональное развитие учителей, создание эффективной и адаптивной образовательной системы в Китае, способной отвечать на вызовы современности.

Ключевые слова: классное руководство, Китай, система классных руководителей, социально-политические изменения, культурная революция, модернизация образования

Для цитирования: Чжан Ж. Этапы формирования и развития института классного руководства в КНР // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 2. С. 265 — 272. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-265-272. EDN: https://elibrary.ru/YWPJOL.

THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION

Original article

Stages of formation and development of the institute of classroom management in the People's Republic of China

Rui Zhang

St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia, zhangrui0703@mail.ru

Abstract. This article is devoted to analyzing the historical development of the institution of classroom management in the People's Republic of China (PRC), starting from its inception in the early 20th century and up to modern state. The author pays special attention to the influence of socio-political changes in the country on the formation and evolution of the role of the class teacher in the educational system. In addition, key stages in the development of the institution of the class teacher are studied, beginning with the introduction of the class system of education in the Beijing College in 1 862, its significant transformation before and after the establishment of the PRC in 1 949, including the impact of the Cultural Revolution and subsequent reforms aimed at modernization and specialization of classroom management. The author concludes that contemporary efforts to strengthen the institution of classroom management are aimed at specializing and developing teachers professionally, creating an effective and adaptive educational system in China that can meet the challenges of modernity.

Keywords: classroom management, China, classroom management system, socio-political changes, cultural revolution, modernization of education

For citation: Zhang R. Stages of formation and development of the institute of classroom management in the PRC // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(2):265 —272. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-265-272. EDN: https://elibrary.ru/YWPJOL.

© Чжан Ж., 2024

Введение. В истории развития образовательных систем различных стран особое место занимает Китай, обладающий уникальными традициями и подходами к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Одним из ключевых аспектов в структуре китайской образовательной системы является институт классного руководства, играющий важную роль в формировании не только академических, но и морально-этических качеств учащихся.

Исторический контекст создания и развития данного института в Китае коренится в глубоких философских и культурных традициях, которые на протяжении веков формировали образовательную политику и педагогическую практику в стране. Поэтому цель данной статьи — рассмотреть эволюцию классного руководства в контексте исторических изменений, которые происходили в китайском обществе и образовании, начиная с древних времен и заканчивая современной ситуацией.

В Китае формирование воспитательной роли классного руководителя, его функций, как и системы классного руководства, заняло значительное время. Как известно, Пекинское училище, основанное в 1862 г. и ставшее первым учебным заведением в Китае, построенным по западному образцу, положило начало внедрению классной системы обучения [23]. Это учреждение не только адаптировало западные образовательные стандарты, содержание и методы обучения, но и стало пионером в применении классной системы в Китае, что, в свою очередь, создало предпосылки для развития системы классных руководителей по всей стране.

До создания КНР в 1949 г. в официальной школьной системе Китая отсутствовал термин «классный руководитель». Современная система классного руководства в Китае появилась после этого события, черпая вдохновение из системы, установленной в Советском Союзе в 1930-х годах. Однако, обращаясь к историческим фактам, можно отметить, что в традиционном китайском обществе существовали роли, аналогичные обязанностям классного руководителя. Поэтому для понимания уникальных особенностей классных руководителей в Китае необходимо провести сравнительный анализ системы до и после создания КНР.

Основная часть. Императорское правление, существовавшее в Китае на протяжении тысячелетий, было окончательно отменено в 1905 г. В конце XIX — начале XX в., на фоне экспансии великих держав и распространения передовых идей среди просвещенных китайцев, в Ки-

тае стали популяризироваться зарубежные педагогические концепции и школьный опыт других стран. В период с 1904 г., когда была введена первая официальная образовательная система в истории Китая — «система лидеров», и до 1949 г., когда была основана Китайская Народная Республика, подходы к управлению и обучению школьников неоднократно менялись, принимая различные формы [17]. И в целом, за 118 лет, с 1904 по 2024 г., система классного руководства претерпела множество трансформаций, изменения происходили практически каждую весну и осень на протяжении 118 школьных лет. За это время можно выделить два основных этапа развития системы классных руководителей:

■ первый этап: до создания КНР — зарождение и формирование системы классных руководителей (1904—1949);

■ второй этап: после создания КНР — развитие института классных руководителей (с 1949 г. до настоящего времени).

На каждом из этих этапов перед классными руководителями ставились определенные задачи, а опыт школьного руководства обогащался новыми знаниями. В процессе исторического развития система классных руководителей и функции классных руководителей становились все более четко артикулированными и понятными.

К концу XIX в., под давлением внешних сил, Цинское правительство было вынуждено открыться миру, что положило конец многовековой феодальной системе. Несмотря на пассивный характер образовательных реформ в этот период, они заложили основу для появления института классных руководителей [18].

Так называемое «боксерское восстание» в 1900 г. и последующее экономическое вторжение в Китай иностранных держав привели к кризису, который вынудил Цинское правительство принять «новый курс» реформ, направленных на модернизацию страны через заимствование западных научных и культурных достижений [14]. Эти реформы, включая значительные изменения в образовательной сфере, стали ответом на вызовы времени и способствовали осознанию Китаем важности современной науки и техники.

В 1904 г. был принят первый школьный устав в истории Китая, вводящий «Правила представления школы». В рамках этой системы один учитель преподавал все или большинство предметов в классе, что можно рассматривать как раннюю форму классного руководства [21]. Учителя, работающие по такой системе, получили название «классных учителей».

Однако из-за ограниченного количества учителей и большого числа классов в школах того

времени роль учителя значительно отличалась от современного понимания роли классного руководителя. Так, учителя несли на себе как воспитательные, так и образовательные обязанности, и это было связано с высокой рабочей нагрузкой [20].

В XX столетии в Китае в средних и высших учебных заведениях стала применяться система наставничества, представляющая собой подход к обучению школьников на основе индивидуального наставничества, которое было заимствовано в Великобритании и адаптировано к китайским реалиям [9].

Программа наставничества подчеркивала важность роли наставника, назначаемого директором школы, и его ответственности за интеллектуальное, моральное и физическое развитие школьников. Основной метод обучения заключался в индивидуальном подходе, при этом наставники должны были поддерживать постоянную связь с родителями и оценивать успехи школьников даже по завершении их обучения.

Зарождение современной системы классных руководителей в Китае было вдохновлено опытом образовательной системы бывшего Советского Союза, что можно рассматривать как адаптацию советских образовательных практик к китайским условиям. Создание института классных руководителей в Китае было прямым следствием заимствования советской модели.

В 1920-е годы в Советском Союзе была проведена фундаментальная образовательная реформа, в ходе которой традиционная классная система была заменена на групповой подход к обучению в качестве эксперимента. В рамках этого нового подхода ученики должны были активно участвовать в образовательном процессе, выполняя роль «групповых инструкторов», что стало предтечей современной роли классных руководителей [19]. Позже, с возвращением к классной системе, групповые «инструкторы» трансформировались в «классных руководителей».

Противоречия в руководстве КПК в 1927 г. вынудили китайских коммунистов искать новые подходы к развитию достижений китайской революции, в том числе в области образования. Опираясь на советский опыт, революционные комитеты начали разработку новой образовательной системы [16]. Коммунистическая партия Китая критиковала городские образовательные реформы Гоминьдана, проводя сравнение с советской образовательной практикой и всеми силами стремясь внедрить советский опыт в китайскую систему обучения.

Образовательная политика КНР кардинально изменила характер и направление образова-

ния, ориентируя его на служение народу. Опираясь на идеи Мао Цзэдуна в области образования, на китайские традиции разных регионов, а также на советский опыт, Китай стал реализо-вывать новую демократическую образовательную модель, которая носила массовый характер, при этом основывалась на научной базе и имела национальную специфику.

За 73 года развития и строительства образовательной системы, охватывающие вторую половину XX в. и первую половину XXI в., Китайская Народная Республика осуществила переход от «новой демократии» к социализму, проведя масштабные реформы в сфере образования. В этом контексте система классных руководителей также испытала периоды взлетов и падений.

Развитие системы классных руководителей можно разделить на три периода: до Культурной революции (1949—1967), во время Культурной революции (1968—1978) и после Культурной революции (с 1979 г. до настоящего времени), каждый из которых характеризуется своими особенностями эволюции и развития системы классных руководителей: от традиций и поворотных исторических моментов, через трансформации устаревших практик, к перестройке и обновлению, укреплению.

Период с 1949 по 1967 г. стал временем ломки традиций и закладывания современных основ системы классных руководителей в Китае. В эти годы страна построила высокоцентрализованную плановую экономику и начала создание монолитного общества, когда государство активно вмешивалось во все аспекты общественной и личной жизни, сокращая пространство для частной инициативы. В этот период образование приобрело ключевую роль в процессе идеологического перевоспитания граждан и стало важным инструментом для укрепления новой власти [22]. Вдохновляясь идеями Мао Цзэдуна и опытом строительства социалистического образования в СССР, Китай закладывал фундамент для будущих достижений в области начального и среднего образования, активно развивая «систему классных руководителей».

Образовательный процесс того времени был насыщен политическим содержанием, что служило инструментом классовой борьбы и средством политической мобилизации. Эти усилия привели к формированию нового демократического воспитания под маоистским флагом, где особое внимание уделялось политической функции образования и его практической направленности на нужды трудящихся масс [1].

Кроме того, после создания в 1949 г. КНР профессиональный состав учителей в стране на-

чал активно обновляться, а платформа базового образованиям стала расширяться в социальном плане. Этот период в истории эволюции системы классных руководителей в Китае характеризуется чередованием этапов застоя, подъема и прорывов, приведших в конечном итоге к началу эпохи процветания в сфере образования. Отличительная особенность этого периода — постепенный отход от модели личностного подхода в работе учителей и переход к системе образования, которая опирается на принцип верховенства закона и интересов государства [15].

Так, в 1949 г. Центральное правительство Китая опубликовало Принципы реформы образования [7], подчеркивая необходимость развития коллективного духа в школе и совершенствования трудовых навыков у школьников.

В 1952 г. Министерство образования КНР представило руководству страны проекты Временного регламента для начальных и средних школ, что позволило официально закрепить систему классных руководителей на уровне начального и среднего образования и придать ей официальный статус [11]. В документах было указано, что в каждом классе начальной школы должен быть установлен свой уровень ответственности учителей, при этом за каждым классом должен быть закреплен один классный руководитель. Аналогично, в каждом классе средней школы также должен быть свой классный руководитель [12]. С этого года система классных руководителей стала широко распространенной практикой в начальных и средних школах по всему Китаю, окончательно заменив предыдущие модели, основанные на наставническом подходе. Кроме того, это ознаменовало начало активного строительства всего социалистического образования в КНР, укрепления роли партийного руководства в школьной сфере и формализации идеологического воспитания [11, с. 731].

В апреле 1956 г. Мао Цзэдун в своих «Дискуссиях о десяти пунктах» выдвинул идею о необходимости изучения и адаптации зарубежного опыта, подчеркнув, что при этом критический подход и анализ необходимы, чтобы избежать слепого копирования и механического переноса. Это заявление подчеркивало стремление Китая к созданию собственной, уникальной модели развития, в том числе в области образования [10].

С ноября 1960 г. ЦК КПК начал процесс коррекции «левых» ошибок, что привело и к изменениям в образовательной политике. В марте 1963 г. Министерство образования Китая выпустило Временные правила работы начальных и средних школ полного дня, что стало важным шагом на пути к обновлению и стабилизации образователь-

ной системы после периода идеологического шатания и нестабильности. Эти нормативные акты способствовали укреплению структуры и содержания образования, а также восстановлению и развитию системы классных руководителей в новых социально-политических условиях.

Культурная революция, начавшаяся в 1968 г., оказала разрушительное влияние на систему образования в Китае на ближайшие десятилетия. Эта бурная эпоха перемен привела к значительному регрессу в развитии китайского образования, полностью отвергая достижения его семнадцатилетнего периода развития. Экстремальный характер так называемой «революции» привел к тому, что за короткий срок школьная система оказалась парализованной, а учителя и классные руководители стали объектами критики. Педагогическая деятельность была практически остановлена, а институт классных руководителей оказался под угрозой.

В 1968 г., в разгар культурной революции, ЦК КПК, Госсовет и Центральный военный совет приняли решение о введении военного контроля над Министерством образования. В апреле 1969 г. группа рабочих, пропагандирующих идеи Мао Цзэдуна, вошла в состав Министерства образования, создав объединенное командование с военной контрольной бригадой для руководства партийными реформами. Более 1200 сотрудников Министерства образования и его подведомственных учреждений были отправлены из городов для работы в сельской местности. Эта инициатива не только способствовала снижению общего уровня квалификации преподавательского корпуса. Образование стало инструментом политических манипуляций в ту эпоху, а крайне политизированная культурная революция нанесла сокрушительный удар по образовательной системе. Развитие института классных руководителей было остановлено, а многие из них подверглись критике и репрессиям. Например, классная руководительница Си Ся, обвиненная в «реакционных буржуазных академических взглядах», продолжала испытывать трудности даже после возвращения к нормальной педагогической деятельности [8].

Культурная революция, по сути, разрушила достижения китайской образовательной системы того времени, приведя к гибели и преследованию тысяч учителей и работников образования, особенно в провинции Сычуань, где были возбуждены дела против 31 193 учителей и работников школ [11, с. 989].

После завершения культурной революции китайская образовательная система пережила долгий период восстановления и обновления. В нача-

ле 1979 г. Министерство образования Китая, опираясь на идеологические установки 60-х годов, выпустило ряд документов, в том числе «Временное положение о работе в средних школах полного дня (экспериментальный проект)» и «Временное положение о работе в начальных школах полного дня (экспериментальный проект)», которые подчеркивали значимость педагогической работы как центрального звена в деятельности школ. Эти документы также заменили идею «образование служит интересам пролетарской политики» на «образование служит социалистическому строительству», тем самым корректируя уклон на высокую степень политизации образования, характерную для периода культурной революции.

В 1979 г. был представлен проект экспериментальной системы выплат пособий классным руководителям, который определял критерии отбора классных руководителей, включая их профессиональные и идеологические качества, а также уровень преподавания и управленческие способности [3]. В приложении к этому документу были уточнены должностные обязанности классного руководителя, включая идейно-нравственное воспитание школьников, взаимодействие с учителями и родителями, организацию классной жизни и школьных мероприятий.

К 1988 г. были выпущены Временные положения о работе классных руководителей в начальных и средних школах, которые детализировали статус, задачи и обязанности классных руководителей, тем самым формализуя и совершенствуя систему классного руководства в Китае.

В 1994 г. ЦК КПК выдвинул предложения по укреплению нравственного воспитания в школах, подчеркивая важную роль классных руководителей в этом процессе. А в 1995 г. была принята Программа нравственного воспитания в средних школах, которая также акцентировала значимость воспитательной функции классных руководителей.

В 1997 г. был введен экспериментальный порядок выплаты надбавок классным руководителям, что стимулировало учителей более активно заниматься классным руководством и улучшать качество своей работы.

В 1998 г. были утверждены Временные положения о работе классных руководителей, определяющие их ключевые обязанности и задачи. А в 2002 г. начался переход к специализации классных руководителей, что вызвало активное обсуждение в академических кругах.

В 2004 г. Министерство образования предложило усилить формирование корпуса классных

руководителей и разработало дополнительные положения о содержании их работы, что способствовало дальнейшему укреплению системы классного руководства.

С 2007 г. подготовка классных руководителей стала неотъемлемой частью системы подготовки педагогических кадров, а в 2009 г. были изданы Положения о работе классных руководителей начальных и средних школ, которые уточнили их права, обязанности и условия работы [1].

В стратегическом документе «План среднесрочного и долгосрочного развития образования в Китае на 2010—2020 годы» было подчеркнуто, что интенсификация процесса внедрения информационных технологий в образование играет ключевую роль для успешного выполнения задач образовательной реформы [6]. Следующий важный документ, «Программа развития образовательной информатизации на десятилетие (2011—2020 годы)», детализировал цели и задачи на следующее десятилетие в области интеграции в образовательный процесс информационных технологий [2].

Принятые в последующие годы аналогичные документы по развитию системы образования в КНР (в 2019 г. Центральный комитет Коммунистической партии Китая и Государственный совет опубликовали «Стратегию модернизация образования Китая до 2035 года» [13]) подтвердили курс правительства на дальнейшее совершенствование института классного руководства как морально-воспитательной основы качественного образования.

Заключение. Таким образом, изучение исторического контекста создания и развития института классного руководства в китайской школе раскрывает глубокую взаимосвязь между образовательной системой и социально-политическими процессами в стране. С момента основания КНР в 1949 г. и до наших дней институт классного руководства прошел через значительные трансформации, отражающие ключевые этапы развития китайского общества. Культурная революция оказала разрушительное воздействие на образование, в том числе на роль и статус классных руководителей, что привело к длительному периоду застоя и регресса.

Однако последующие реформы способствовали возрождению и дальнейшей модернизации образовательной системы. Сегодняшние усилия правительства по укреплению института классного руководства, включая специализацию и профессиональное развитие учителей, отражают стремление Китая к созданию эффективной и адаптивной образовательной системы, способной отвечать на вызовы времени.

Список литературы

1. Ван Хайянь. Стратегические размышления о специализации классного руководителя // Народное образование. 2012. № 02. (Ш

шш. &

2012 Щ-% 02 Я)

2. Десятилетняя программа развития образовательной информатизации (2011— 2020 гг.). ШтШШЛЬЖШ + %ММ . URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A16/s3342/20120 3/t20120313_133322.html (на кит. яз.)

3. Институт управления образованием Восточно-Китайского педагогического университета. Избранные декреты о политике в области образования после создания КНР (внутреннее издание), июнь 1987 г.

штшш^^тт 1987% 6 я)

4. Кабинет Министерства образования Китайской Народной Республики. Сборник постановлений по образовательной литературе (1949—1952). 1953. С. 14. (Ф^ЛКЛОТШт Й. Шт^ЮШ (1949—1952) . 1953. P. 14.)

5. Канцелярия Государственного комитета по делам образования Китая. Избранные нормативные документы по базовому образованию. Пекинский педагогический университет, 1988. С. 397. (^ШШШШШ^&Ш. Äfift

шт мшт. itrn№

1988.397 Ж)

6. Китайская национальная среднесрочная и долгосрочная реформа и план образования (2010—2020 гг.) ШШФ^ШШт^Ш^Ж ШММШШ (2010—2020 %). URL: https:// www. gov.cn/jrzg/201007/29/content_1667143.htm

7. Ли Сяоянь. Юриспруденция образования. Ухань: Издательство Уханьского технологического университета, 1992. С. 13.

тя : тяИл^ЙШЙ,

1992.13 Ж.)

8. Лу Юйцзюань. Неспокойное столетие — учебный путь в 20-м веке. Цзинань: Шаньдун-ское издательство образования, 1997. С. 876. (^Жй. - 20 ШйИ^^о

1997. P. 876).

9. Лю Цзихуа. История системы классных руководителей в Китае // Фанат науки, № 28-0001-02.

W&» ШЦ 28-0001-02).

10. Мао Цзэдун. Избранные произведения Мао Цзэдуна. Т. 5. Пекин: Жэньминь Пресс, 1977. С. 285. (%ШМо %ШМШШ (ШЖ Ш) 1977.Ш 285 Ж).

11. Образовательные материалы района Шэньганьнинбянь (в соответствии с политикой в области образования). Педагогическое и научное издательство, 1981. С. 576—577. (^

tt, 1981. P. 576—577).

12. Ежегодник китайского образования (1949—1981). Пекин: Издательство Китайской большой энциклопедии, 1984. С. 731, 989. (Ф ШШШ^ШШо Ф1ШШ» (1949—1981).

1984. P. 731).

13. Стратегия модернизации образования Китая до 2035 года // Народное образование. 2019. № 5. С. 4. (£IJ 2035 ^ФШШШ^Щ Й//ЛЙ&Шо 2019 ^о Ш 5 Шо Ш 4 Ж).

14. Сувейчан. Том КНР по общей истории образования (часть вторая). Пекин: Пекинский педагогический университет, 2013. (ШШШ. Ф

^ж: itrnrn

2013).

15. Товарищ Мао Цзэдун о воспитательной работе. Издательство народного образования, 1992. (

Ж» . 1992).

16. Тянь Чжэнпин. Всеобщая история китайского образования. Том периода Старого Китая. Пекин: Пекинский педагогический университет Press, 2013. С. 290. (ШШ¥, ±

Ш. Ф1ШШЖ£-(Ф^КШ#).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2013. P. 290).

17. Чжао Цзин. О системе классных руководителей: дис. Шанхай: Восточно-Китайский педагогический университет, 2008. (М^. ii

0ШШ [&£]. ±М : ШШШ-Х^, 2008).

18. Чу Ю Хен. Исторические материалы о новейшей системе образования Китая. Шанхай: Изд-во Восточно-Китайского педагогического университета, 1990. {ШШШ.

^о ±Ш : «ШЛ^ЖШЙ:, 1990).

19. Чэнь Гуйшэн. Истоки системы классных руководителей: Суть системы классных руководителей в России // Глобальные перспективы образования. 2011. № 11. С. 66—68.

. 2011 11 М,Ш 66—68 Ж).

20. Чэнь Гуйшэн. Фокус на классных руководителях — перспектива «системы классных руководителей». Пекин: Педагогическое и научное издательство, 2012. (|fé£.

ИШ : »Wft^ffiffitt,

2012).

21. Чэнь Сюаньчжэнь. Учебные материалы по истории образования Китая в новое время — предыдущая книга // Народное образование. 1986. № 7 (1). С. 532—551.

1986 7(1ЩШ 532—551 Ж).

22. Ян Дунпин. Трудный восход солнца: ХХ век современного китайского образования. Шанхай: Вэньхуэй Пресс, 2003. С. 122, 123.

2003оШ 122. 123 Ж).

23. Xin Gui, Tang Liangyan. Evolution of School (Синь Гуй, Тан Лянъянь. Сборник материалов по истории образования в Китае в последнее время). Шанхай: Shanghai Education Press, 1991. (ФИ

tt, 1991).

References

1. Wang Haiyan. Strategic thinking on the professionalization of class teachers // Public Education. 2012. No. 02.

2. Ten-year program for the development of educational informatization (2011—2020) // URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A16/s3342/20120 3/t20120313_133322.html (in Chinese).

3. Institute of Educational Management, East China Normal University. Selected Educational Policies and Laws since the Founding of the People's Republic of China (Internal Edition).

4. Office of the Ministry of Education of the People's Republic of China. Collection of resolutions on educational literature (1949— 1952). 1953. P. 14.

5. Office of the State Education Commission of China. Selected normative documents on basic education. Beijing Normal University, 1988. P. 397.

6. China National Medium and Long-Term Education Reform and Plan (2010—2020) // URL:

https://www.gov.cn/jrzg/201007/29/content_1667 143.htm

7. Li Xiaoyan. Jurisprudence of education. Wuhan: Wuhan University of Technology Press, 1992. P. 13.

8. Lu Yujuan. A troubled century — a learning journey in the 20th century. Jinan: Shandong Educational Publishing House, 1997. P. 876.

9. Liu Zihua. The history of the class teacher system in China // Science Fan, No. 28-0001-02.

10. Mao Zedong. Selected works of Mao Zedong (volume 5). Beijing: The People's Daily Press, 1977. p. 285.

11. Educational materials of Shan-Gan-Ning District (according to the education policy). Educational Science Press, 1981. P. 576—577.

12. Yearbook of Chinese Education (1949— 1981). Beijing: Chinese Great Encyclopedia Publishing House, 1984. P. 731).

13. Strategy for the modernization of education in China until 2035 // Public education. 2019. No. 5. P. 4.

14. Su Weichan. Volume of the People's Republic of China on the general history of education (part two). Beijing: Beijing Normal University, 2013.

15. Comrade Mao Zedong about educational work. Public Education Publishing House, 1992.

16. Tian Zhengping. General history of Chinese education — volume of the period of Old China. Beijing: Beijing Normal University Press, 2013. P. 290.

17. Zhao Jing. About the system of class teachers. [Thesis]. Shanghai: East China Normal University, 2008.

18. Chu Yuxian. Historical materials about the newest education system in China. Shanghai: East China Normal University Press, 1990.

19. Chen Guisheng. The origins of the class teacher system: The essence of the class teacher system in Russia // Global Perspectives on Education. 2011. No. 11. p. 66—68.

20. Chen Guisheng. Focus on class teachers — the perspective of the "class teacher system". Beijing: Educational Science Press, 2012.

21. Chen Xuanzhen. Teaching materials on the history of education in China in modern times — the previous book // Public Education. 1986. No. 7(1). p. 532—551.

22. Yang Dongping. A difficult sunrise: The twentieth century of modern Chinese education. Shanghai: Wenhui Press, 2003. pp. 122, 123.

23. Xin Gui, Tang Liangyan. Evolution of School (Xin Gui, Tang Liangyan. Collection of materials on the history of education in China in recent times). Shanghai: Shanghai Education Press, 1991.

Информация об авторе

Ж. Чжан — аспирант Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета.

Information about the author R. Zhang — Postgraduate Student of Institute of Pedagogy of St. Petersburg State University.

Статья поступила в редакцию 19.03.2024; одобрена после рецензирования 19.04.2024; принята к публикации 20.05.2024.

The article was submitted to the editorial office 19.03.2024; approved after review 19.04.2024; accepted for publication 20.05.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Хазанов А.М., А.Ю. Олимпиев. Борьба против терроризма. Опыт Израиля: Монография. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки. 191 с.

ISBN 978-5-238-03623-6

На основе анализа широкого круга источников и научной литературы авторы монографии предприняли попытку исследовать богатый опыт, который накопили в борьбе против терроризма спецслужбы Израиля, считающиеся одними из лучших в мире. В монографии подвергнуты серьезному анализу израильская модель контртеррористической борьбы, а также удачные и неудачные операции израильских спецслужб.

Для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов вузов.

A.M. ХАЗАНОВ А.Ю. ОЛИМПИЕВ

БОРЬБА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.