Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ КИТАЕ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ / ОСОБЕННОСТИ / СОЦИАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Би Цюшуан

В Китайской народной республике накопился богатейший опыт воспитания, который стал фундаментом развития образования и педагогической мысли. В данной статьи главно анализируются особенности развития ценностных основ воспитания обучающихся на протяжении как «эры Мао Цзэдуна», так и переходного периода во времена реформ Дэн Сяопина. Основными особенностями в этом периоде можно обозначить следующие: государствоцентризм в образовании, воспитании, семейной политике Китая; становление и развитие нормативно-правового обеспечения системы образования и воспитания КНР; децентрализация и регионализация в системе общего и профессионального образования. Так, в исследуемый период ценностные основы воспитания обучающихся Китае - это гармоничное сочетание исторических учений, опирающихся на многовековых традициях, передовых практиках развитых государств. Развитие заложенных базовых ценностей как: строгая дисциплина, трудолюбие, патриотизм, нерушимые морально-этические нормы, традиции национальной культуры, уважение и почтение учителю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE DEVELOPMENT OF SOCIALIST CHINESE STUDENTS’ BASIC EDUCATION OF VALUE

The People’s Republic of China has accumulated a wealth of experience in education, which has become the foundation for the development of education and pedagogical thought. This article mainly analyzes the characteristics of the development of the value bases of education of students throughout both the “era of Mao Zedong” and the transition period during the reforms of Deng Xiaoping. The main features in this period can be identified as follows: state-centrism in education, upbringing, and family policy in China; formation and development of regulatory and legal support for the system of education and upbringing of the PRC; decentralization and regionalization in the system of general and vocational education. Thus, in the period under study, the value foundations of educating students in China are a harmonious combination of historical teachings based on centuries-old traditions and best practices of developed countries. The development of the underlying basic values such as: strict discipline, diligence, patriotism, inviolable moral and ethical standards, traditions of national culture, respect and reverence for the teacher.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ КИТАЕ»

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Особенности развития ценностных основ воспитания обучающихся в социалистическом Китае

Би Цюшуан,

аспирант, кафедра педагогики, пединститут, СевероВосточный федеральный университет имени М.К. Аммосова E-mail: 1650518521@qq.com

Николаева Алла Дмитриевна1,

д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики, пединститут, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова E-mail: allnikol@list.ru

В Китайской народной республике накопился богатейший опыт воспитания, который стал фундаментом развития образования и педагогической мысли. В данной статьи главно анализируются особенности развития ценностных основ воспитания обучающихся на протяжении как «эры Мао Цзэдуна», так и переходного периода во времена реформ Дэн Сяопина. Основными особенностями в этом периоде можно обозначить следующие: государствоцентризм в образовании, воспитании, семейной политике Китая; становление и развитие нормативно-правового обеспечения системы образования и воспитания КНР; децентрализация и регионализация в системе общего и профессионального образования. Так, в исследуемый период ценностные основы воспитания обучающихся Китае - это гармоничное сочетание исторических учений, опирающихся на многовековых традициях, передовых практиках развитых государств. Развитие заложенных базовых ценностей как: строгая дисциплина, трудолюбие, патриотизм, нерушимые морально-этические нормы, традиции национальной культуры, уважение и почтение учителю.

Ключевые слова: Китай, воспитание, ценностные основы воспитания, особенности, социализм.

Введение

Основание КНР открыло новую эру в истории китайской нации и открыло новую главу в развитии образования Китая. В начале основания республики, чтобы как можно скорее изменить отсталое положение культуры и образования, китайское правительство придавало большое значение делу образования, взяли на себя преобразование старого образования и построение новое образование как первоочередная задача воспитательной работы, успешно завершила коренной переход от старого образования к новой демократии и социалистическому образованию, установила образовательную политику партии и страны, уточнила направление социалистического образования.

Со создания КНР, образовательная политика социализма с китайской спецификой все более совершенствовалась. Большинство китайских педагогов более добросовестно проводили образовательную политику, которая привела к бурному развитию образования, значительно улучшила общее качество всей нации и внесла значительный вклад в национальную модернизацию. Изучая основную образовательную политику 1949-1990 гг., в этой статье обобщаются основы качественного образования Китая и особенности его становления и развития, которые могут послужить ценным справочным материалом для педагогов.

о с

CJ

см см

Научный руководитель

Заявление и становления образовательной политики в новом социалистическом Китае (1949-1976 гг.)

После основания Китайской Народной Республики, вопрос о том, каких людей обучать и как воспитывать их, стал первостепенной проблемой, стоящей перед образованием. Поэтому в 1949 году глава китайского государства Мао Цзэдун провозгласил новую программу действий - «Общая программа Народного политического консультативного совета Китая»

^¡») (30.09.1949 г.). Согласно указанной программе, сущность образования в новой школе КНР заключалась в построении национальной системы образования с целью повышения грамотности населения, воспитания строителей новой страны, искоренения феодальных правил и развития гуманистического мировоззрения у молодежи. Следует отметить, что

образование было интегрировано с общественным производством. Кроме того, «Общая программа» предусматривала, что женщины должны иметь равные с мужчинами права в получении образования. Провозглашались моральные принципы для всех граждан КНР (включая детей), «ШШШкШЛ^ ШШ^ШЩ-^Ш.'&^ШШ» такие как: «любить нацию, любить людей, любить труд, любить знания и любить родину».

В 1950 году правительством КНР были обозначены три основные задачи образования: 1) образование должно служить строительству коммунизма и революции; 2) образование должно быть тесно связано с общественным производством; 3) образование на основе науки и технологий [1]. Исходя из этих задач, цель воспитания молодежи заключалась в формировании новых людей, энтузиастов с верой в коммунизм и работающих на благо его построения в Китае.

Национальная система образования в Новом Китае была установлена 1 октября 1951 года, о чем свидетельствует «Решения о реформировании академической системы»

1951^). По мнению Е.А. Суворовой, перед новым государством стояли трудные социальные задачи: ликвидация неграмотности среди населения; создание новых учебных заведений; подготовка квалифицированных профессиональных кадров, особенно инженерных и педагогических специальностей; привлечение в школы детей рабочих и крестьян. Например, как отмечает Е.А. Суворова, в вечернее время обучались грамоте рабочие при заводах и предприятиях, что позволило снизить уровень неграмотности в стране с 90% (в 1949 г.) до 78% (в 1956 г.) [2].

Исследователь Лю Чжиянь отмечает, что с целью удовлетворения потребностей социально-экономического развития Китая была выдвинута стратегия «наука и образование ведут страну к процветанию». В связи с этим «численность студентов в колледжах и университетах увеличилась в 7,4 раза, по сравнению с 1949 годом: например, в 1960 году в колледжи и университеты изначально планировалось набрать 280000 студентов, но в итоге было зачислено 340 000 студентов. Также с 1957 по 1960-е годы количество школьников увеличилось с 6,28 млн до 10,48 млн.» [3]. В эти годы значительно сократилась неграмотность среди молодого населения и людей среднего возраста; проводилось большое количество разнообразных культурных мероприятий, были созданы художественные литературные произведения, кинофильмы, стала развиваться журналистика, издательское дело, радиовещание, библиотеки и музеи.

В 1958 году руководство Китайской народной республики, надеясь на стремительное экономическое развитие и строительство нового социалистического общества, предложило «догнать» США всего за пятнадцать лет - это так называемая политика «большого скачка». Для решения этой задачи в стране было начато крупномасштабное развертывание школьного и вузовского образования.

В этот период одной из особенностей философии образования страны был приоритет нравственному воспитанию молодежи. Ценностные основы воспитания обучающихся в Китае (нравственное/ моральное/идейно-политическое) включали идеологическое, политическое и моральное воспитание. После создания Нового Китая Мао Цзэдун неоднократно повторял: «отсутствие правильных политических взглядов подобно отсутствию души» и «...идеология и политика - основа и душа всего, что делается» [4]. Основная цель образования в начальных и средних школах должна была заключаться в воспитании сильного поколения потомков революции, что стало незыблемой установкой в педагогической среде.

Таким образом, на первом этапе после основания Нового Китая Государственный совет КНР определил задачу воспитания обучающихся в рамках политического курса социализма. Однако в результате влияния образовательной политики Советского Союза во многих учебных материалах того времени в задачи нравственного воспитания входило воспитание коммунистической морали, сознательности, моральных чувств и правильного поведения. В 1958 году в качестве задач нравственного воспитания стали рассматривать взгляды на классовость, труд, массы и материализм. В документе «Извещение о некоторых проблемах укрепления идейно-политического воспитания в средних школах» министерство образования КНР определило четкие требования к коллективизму, дисциплине в школе, административной политике в образовательных учреждениях и т.д.

Анализ данного периода показал, что к ценностным основам воспитания можно отнести идеологию, политику и мораль, развитие знаний, эмоций, сознания и поведения, соответствие требованиям современного общества к моральным качествам. Таким образом, ценностные основы воспитания в аспекте моральных качеств гражданина Китая включают следующие способности: рационального восприятия, включая наблюдение, сравнение, оценку и выводы в отношении межчеловеческих, идеологических, политических и моральных связей; способность -поведение в соответствии с моральными знаниями и чувствами; формирования навыков и умений самообучения: саморегулирование, самоконтроль, самоуправление, самосовершенствование, самозакалка; способность решать конфликты, сопротивляться и бороться.

В середине 1960-х гг. Мао Цзэдун подверг радикальному пересмотру советскую модель социалистического развития, как саму по себе, так и в применении ее в китайской действительности, видя в ней появление «нового класса» политических чиновников и экономической элиты. В истории КНР этот период называется «культурная революция», направленная на распад старых ценностей и поиск новых. Мао не мог надеяться, что партия сама исправит свои ошибки, и поэтому обратился к старшеклассникам и студентам с призывом «опрокинуть буржуазную культуру» и «от-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

крыть огонь по штабам» [5]. Учаёщаяся молодежь стала создавать радикальные группы «красных охранников», которые открыто критиковали и преследовали «отступников идеологии». При этом отметим, что в этот же исторический момент Китай достиг выдающихся технологических успехов в оборонном и техническом производстве, как: испытание первой атомной бомбы (16.10.1964 г.), создание первого в мире инсулина (1965 г.), становление нефтяной промышленности (1965 г.), что позволило стране полностью удовлетворить потребности в нефти, становлению металлургической промышленности.

Период десятилетия с 1966-1976 гг. в Китае отмечается как этап «на грани анархии»: школы были полностью закрыты, большинство университетов, среди них и педагогические, были также закрыты, ликвидированы научно-исследовательские учреждения гуманитарного профиля, правительственные учреждения в значительной степени не работали, не созывались съезды и пленумы коммунистической партии, происходила военизация гражданского общества. Тем самым, «системе образования КНР и кадровому составу учебных заведений был нанесён огромный ущерб» [5].

Развитие и совершенствование политики социалистического образования с китайской спецификой

После третьего пленума ЦК партии одиннадцатого созыва моя страна вступила в новый исторический период реформ и открытости, и образование также вступило в новый этап реформ и развития. В новую эпоху центр деятельности партии и страны сместился на построение социалистической модернизации, приспосабливаясь к изменению этой коренной задачи, развивалась и постепенно совершенствовалась политика социалистического образования с китайской спецификой.

В сентябре 1983 года Дэн Сяопин, председатель Компартии КНР, провозгласил теорию «Н^ ЩЙ» «три поворота страны» [6], утверждающей социалистический характер модернизации страны, способствующей включению конфуцианских моральных и социальных ценностей в воспитательный процесс («повернуться к модернизации, к миру, к будущему»). Эта идея нашла яркое отражение в сформулированной позже образовательной политике. В мае 1985 г. в «Решении ЦК Коммунистической партии Китая о реформе системы образования» четко говорилось, что «образование должно служить социалистическому строительству, а социалистическое строительство должно опираться на образование». «Под руководством Дэн Сяопина была осуществлена вторая революция - «построение социализма с китай-5 ской спецификой». Именно его идея «служения о родине» получила дальнейшее развитие в КНР, Я включая в себя следующие основные положения: ° экономическое развитие и научно-технический ав прогресс страны, повышение уровня жизни на-

рода, развитие национальной гордости и достоинства, преданность стране, формирование национальной идентичности» [7]. В начале каждого учебного года стали проводиться вводные уроки по патриотизму, во время которых обучающимся объясняют необходимость учиться хорошо, какая взаимосвязь между учебой и Родиной. В целях формирования чувства гордости, уважения и любви к своей стране в начале каждой недели в школах до настоящего времени проводятся линейки с поднятием государственного флага и исполнением гимна страны. В дни национальных праздников стали проводиться мероприятия гражданско-патриотического характера [5].

Шестая «пятилетка» (1981-1985 гг.) стала ключевым периодом для развития ценностных основ воспитания молодежи в КНР. Впервые воспитанию была отведена стратегическая роль, провозглашалось, что воспитание должно служить не только материальной, но и духовной цивилизации, получило своё возрождение понятие ценности уважения к учителю, что нашло продолжение и в период «седьмой пятилетки».

На рубеже веков центральные органы власти КНР поставили стратегическую задачу и выдвинули новые требования к работе образовательных организаций. Китай находился на критическом этапе реформ, социальная ситуация претерпела сложные и глубокие изменения, влияющие на систему ценностных ориентаций молодежи. С целью реализации положений «Беседы по вопросу образования» Цзян Цзэминя (председатель КНР с 1993-2003 гг.) от 1 февраля 2000 года было принято, что «необходимо дальнейшее укрепление и совершенствование воспитательной работы в школах и учебных заведениях профессионального образования». Основной задачей в школах являлось воспитание высоко моральных и законопослушных граждан, имеющих социалистические взгляды, с духовно-нравственным мировоззрением, развитым чувством патриотизма и коллективизма. Указывалось на включение нравственно-воспитательного компонента в содержание различных школьных учебных предметов (китайский язык, история, география, математика, физика, химия, биология, природа), а также включение в учебные планы «идейно-политических» предметов, которые «должны знакомить с идеями социализма, национального единства и диалектико-материалистического мировоззрения. Школы обычно проводили много мероприятий. Эти мероприятия были направлены на повышение уровня социальной ответственности молодежи. Кроме того, организовывались специальные просмотры фильмов и телевизионных передач о патриотизме и революционных традициях в стране [8]. Таким образом можно заключить, что в девятой «пятилетке» до конца 1990-х годов особое значение и роль воспитания оставались стабильными и даже усиливались. Однако с конца 1990-х годов прошлого столетия, как указывают Д.Ш. Цырен-доржиева и О.Б. Бальчиндоржиева [9] стали по-

являться и так называемые «китайские яппи», молодые люди, «ориентированные на успех и на материальное преуспевание», чей прагматизм резко контрастировал с установками молодежи 1980-х годов, искавшей высшие ценности и смысл жизни». Китайские ученые утверждают, что ценностные предпочтения молодежи девяностых годов прошлого столетия выступали как утилитарно-практическими и стали уже разниться от традиционных ценностей китайского общества.

Одной из особенностей представленного периода можно назвать и государствоцентризм в семейной политике КНР. Как отмечает А.В. Челнокова-Щейка, «в 1970-е годы стали появляться в правительственных документах лозунги, что «один ребенок - вполне достаточно, двое - в самый раз, трое - слишком много».

Относительно негативных тенденций в трансформации ценностей китайские исследователи указывают, что появились понятия, характеризующие отрицательные явления среди молодежи, как юэгуанцзу (Й^Щ), кэньлаоцзу (ПЩЙЩ), баомуцзу (&ШШ), вызывающие беспокойство за успешное развитие во всех сферах общества. Большинство представителей поколения, рожденных в 1990-е гг., характеризуется как «слабые, ленивые, стремящиеся к наслаждению, чрезмерно избалованные люди». Произошла трансформация - из «почитания старших» в «культ детей». Социологические исследования китайских ученых свидетельствуют о низкой степени уверенности китайской молодежи в индивидуальном благополучии. Так, Лю Дацзюнь отмечает, что «китайский народ завершил дело, которое другие нации выполняли столетиями, за несколько десятилетий, соответственно, из этого исходит неприспособленность нового поколения к системе» [10].

Таким образом, исследуемый период, с одной стороны, характеризуется проведением реформ, завершением индустриализации, коллективизации и урбанизации, развитием информатизации, осознанием экологических проблем, а с другой стороны - выходом КНР из кризиса 1960 х гг., достижением достаточно высокого уровня системы образования за счет сильных мер по модернизации ценностных основ воспитания обучающихся как основного ресурса развития системы образования в целом, инициированных государством. Указанный вывод подтверждается тем, что произошли значительные изменения в социальной сфере (быт, досуг, этикет, профессиональные, семейные, межличностные отношения и т.д.), при этом духовно-нравственные ценности, социальные нормы и способы мышления также постепенно трансформируются. Духовная культура «осовременивается» не так стремительно, как материальная, но не менее глубоко.

Заключение

Основными особенностями можно обозначить следующие: государствоцентризм в образовании,вос-

питании, семейной политике Китая; становление и развитие нормативно-правового обеспечения системы образования и воспитания КНР; децентрализация и регионализация в системе общего и профессионального образования. Так, в исследуемый период ценностные основы воспитания обучающихся Китае - это гармоничное сочетание исторических учений, опирающихся на многовековых традициях, передовых практиках развитых государств. Развитие заложенных базовых ценностей как: строгая дисциплина, трудолюбие, патриотизм, нерушимые морально-этические нормы, традиции национальной культуры, уважение и почтение учителю. Китайская система направлена на воспитание грамотных и беспрекословных исполнителей, действующих по инструкции. Вместе с тем такой подход способствовал тому, что недостаточно уделялось внимание развитию критического и творческого мышления, при этом это относится только к государственным образовательным учреждениям, где упор был на формировании трудовых навыков. Но, например, в частных детских садах, школах и вузах большую роль отводили личностно-ориентированному и индивидуальному подходу, развитию творческих и оригинальных способностей детей и молодежи.

Анализ нормативно-правовых материалов, научно-педагогических исследований по вопросам образования и воспитания со времен создания и развития Китайской народной республики свидетельствует о том, что в период с 1950-до начала 2000-х гг. шел процесс формирования социалистических ценностей, но с китайской спецификой. Государственная политика была ориентирована на воспитание гражданина, члена коллектива с чувством уважения к семье, учителю, на постоянное самосовершенствование личности, стремление к знаниям, раскрытию творческих начал, учет достижений мировой культуры, образования и науки. В определении ценностных основ воспитания молодежи учитывались реалии китайского общества и ориентация на решение национальных проблем. Таким образом, все вышеописанное сводится к краткому резюме: необходимость повышения уровня воспитания обучающихся и молодежи, строителей социализма; модернизация системы социалистического воспитания с учетом китайских особенностей в аспекте основного ресурса успешного будущего страны.

Литература

1. Yau, F.D. Knowledge is a dangerous thing: authority relations, ideological conservatism, and creativity in Confucian-Heritage Cultures / Yau F.D., Tin H.H. - Текст: непосредственный // Journal for the Theory of Social Behavior. - 2008. - Vol. 38 (1). - P. 67-86.

2. Чжан, Ч. Направления исследований семейного воспитания в современном Китае / Ч. Чжан. - Текст: непосредственный // Современные проблемы науки и образования. -2014. - № 6. - С. 921-923.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз

о m О от

З

ы о со

3. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студентов высш. пед. учебных заведений, обучающихся по специальности 031000 - Педагогика и психология (ДПП.Ф.01 - Общие основы педагогики) / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - Москва: Academia, 2003. - 185, [2] с. - (Высшее образование). - ISBN5-7695-0965-1. - Текст: непосредственный.

4. Zhang, N. H. A Dictionary of the study of education / Zhang N.H. - Текст: непосредственный // Beijing: [Beijing Press]. - 1987. - Vol. 3 - P. 2105. Белова, Т.А. Система пропаганды в современной КНР: обзор истории становления и характерные черты / Т.А. Белова. - Текст: электронный // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. - 2016. - Т. 6, № 8-1. - С. 25-33. -URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27183109 (дата обращения: 18.01. 2022).

6. Клепиков, В. З. О реформе образования в Китае / В.З. Клепиков. - Текст: непосредственный // Педагогика. - 2001. - № 9. - С. 67-69.

7. Буяров, Д.В. Эволюция национальной политики Китайской Народной Республики / Д.В. Буяров. - Текст: непосредственный // Традиционный Китай на пути трансформации. - Москва,

2013. - Гл. 5. - [118] с.

8. Чжан, Ч. Направления исследований семейного воспитания в современном Китае / Ч. Чжан. - Текст: непосредственный // Современные проблемы науки и образования. -

2014. - № 6. - С. 921-923.

9. Chen, X.X. Study on Chinese educational history: Volume of Pre-Qin Dynasty / X.X. Chen, R.P. Zhang. - Shanghai: East China Normal University Press, 2009. - № 9. - С. 125-130. - Текст: непосредственный.

10. Хан, В. Коммунистическая идеология - ядро идейного воспитания в школах / Хан В. - Текст: непосредственный // Шанхайское образование. - 1988. - № 1-2.

CHARACTERISTICS OF THE DEVELOPMENT OF

SOCIALIST CHINESE STUDENTS' BASIC EDUCATION

OF VALUE

Bi Qiushuang, Nikolaeva A.D.

Northeastern Federal University named after M.K. Ammosov

The People's Republic of China has accumulated a wealth of experience in education, which has become the foundation for the devel-

opment of education and pedagogical thought. This article mainly analyzes the characteristics of the development of the value bases of education of students throughout both the "era of Mao Zedong" and the transition period during the reforms of Deng Xiaoping. The main features in this period can be identified as follows: state-centrism in education, upbringing, and family policy in China; formation and development of regulatory and legal support for the system of education and upbringing of the PRC; decentralization and regionalization in the system of general and vocational education. Thus, in the period under study, the value foundations of educating students in China are a harmonious combination of historical teachings based on centuries-old traditions and best practices of developed countries. The development of the underlying basic values such as: strict discipline, diligence, patriotism, inviolable moral and ethical standards, traditions of national culture, respect and reverence for the teacher.

Keywords: China, education, value bases of education, characteristics, socialism.

References

1. Yau, F.D. Knowledge is a dangerous thing: authority relations, ideological conservatism, and creativity in Confucian-Heritage Cultures / Yau F.D., Tin H.H. - Text: direct // Journal for the Theory of Social Behavior. - 2008. - Vol. 38(1). - P. 67-86.

2. Zhang, Ch. Directions of research of family education in modern China / Ch. Zhang. - Text: direct // Modern problems of science and education. - 2014. - No. 6. - S. 921-923.

3. Slastenin, V.A. Introduction to pedagogical axiology: textbook. allowance for students of higher education. ped. educational institutions studying in the specialty 031000 - Pedagogy and psychology (DPP.F.01 - General foundations of pedagogy) / V.A. Slastenin, G.I. Chizhakova. - Moscow: Academia, 2003. -185, [2] p. - (Higher education). - ISBN5-7695-0965-1. - Text: direct.

4. Zhang, N. H. A Dictionary of the study of education / Zhang N.H. - Text: direct // Beijing: [Beijing Press]. - 1987. -Vol. 3 -P. 2105. Belova, T.A. The propaganda system in the modern PRC:

an overview of the history of formation and characteristics / T.A. Belova. - Text: electronic // Science. Thought: electronic periodical. - 2016. - V. 6, No. 8-1. - S. 25-33. - URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=27183109 (date of access: 18.01.2022).

6. Klepikov, V.Z. On the reform of education in China / V.Z. Klepik-ov. - Text: direct // Pedagogy. - 2001. - No. 9. - S. 67-69.

7. Buyarov, D.V. The evolution of the national policy of the People's Republic of China / D.V. Buyarov. - Text: direct // Traditional China on the way of transformation. - Moscow, 2013. - Ch. 5. - [118] p.

8. Zhang, Ch. Directions of research of family education in modern China / Ch. Zhang. - Text: direct // Modern problems of science and education. - 2014. - No. 6. - S. 921-923.

9. Chen, X.X. Study on Chinese educational history: Volume of Pre-Qin Dynasty / X.X. Chen, R.P. Zhang. - Shanghai: East China Normal University Press, 2009. - No. 9. - P. 125-130. -Text: direct.

10. Khan, V. Communist ideology - the core of ideological education in schools / Khan V. - Text: direct // Shanghai education. -1988. - No. 1-2.

о с

u

см

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.