Научная статья на тему 'ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ БУДДИЗМА В КИТАЕ'

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ БУДДИЗМА В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
451
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Builders of the future
Область наук
Ключевые слова
Буддизм / религия / религиозная система / религиозно-философское учение / династия Хань / буддийские ретриты / махаяна / Хинаяна. / Buddhism / religion / religious system / religious and philosophical doctrine / Han dynasty / Buddhist retreats / Mahayana / Hinayana.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Б.Д. Садибекова, З. Алимарданова

Данная статья посвящена этапам формирования буддизма в Китае. В ней рассматривается вопросы связанные с историей появления и формирования, а также дальнейшему развитию буддизма в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF THE FORMATION OF BUDDHISM IN CHINA

This article is devoted to the stages of the formation of Buddhism in China. It deals with issues related to the history of the emergence and formation, as well as the further development of Buddhism in the country.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ БУДДИЗМА В КИТАЕ»

Builders of The Future SJIF-2022-5.752

BUILDERS OF THE FUTURE

journal homepage:

https://kelajakbunyodkori.uz/

STAGES OF THE FORMATION OF BUDDHISM IN CHINA

B.D. Sadibekova

Associate Professor

Tashkent State University of Oriental Studies Tashkent, Uzbekistan

Z. Alimardanova

Researcher

Tashkent State University of Oriental Studies Tashkent, Uzbekistan

_ABOUT ARTICLE_

Key words: Buddhism, religion, Abstract: This article is devoted to the stages religious system, religious and philosophical of the formation of Buddhism in China. It deals doctrine, Han dynasty, Buddhist retreats, with issues related to the history of the emergence Mahayana, Hinayana. and formation, as well as the further development

of Buddhism in the country.

Received: 02.06.22 Accepted: 04.06.22

Published: 06.06.22_

ХИТОЙДА БУДДИЗМНИНГ ШАКЛЛАНИШ БОСЦИЧЛАРИ

Б.Д. Садибекова

Доцент

Тошкент давлат шарцшунослик университети Тошкент, Узбекистон

З. Алимарданова

Тадцщотчи

Тошкент давлат шарцшунослик университети Тошкент, Узбекистон

_МА^ОЛА ^А^ИДА_

Калит сузлар: Буддизм, дин, диний Аннотация: Ушбу макола Хитойда тизим, диний ва фалсафий таълимот, Хан буддизмнинг шаклланиш боскичларига сулоласи, Буддистларнинг чекинишлари, багишланган. Унда мамлакатда буддизмнинг Махдяна, Хинаяна. пайдо булиши ва шаклланиш тарихи,

шунингдек, кейинги ривожланиши билан _богли; масалалар куриб чикилади._

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ БУДДИЗМА В КИТАЕ

Б.Д. Садибекова

Доцент

Ташкентский государственный университет востоковедения Ташкент, Узбекистан

З. Алимарданова

Исследовател ь

Ташкентский государственный университет востоковедения Ташкент, Узбекистан

_О СТАТЬЕ_

Ключевые слова: Буддизм, религия, Аннотация: Данная статья посвящена религиозная система, религиозно- этапам формирования буддизма в Китае. В ней философское учение, династия Хань, рассматривается вопросы связанные с буддийские ретриты, махаяна, Хинаяна. историей появления и формирования, а также _дальнейшему развитию буддизма в стране.

ВВЕДЕНИЕ

Буддизм — это религиозная система практики и доктрина, созданная на основе древних религиозно-философских учений Индии, краеугольным камнем которых является вера в перевоплощение. Основная идея буддизма, заключающаяся в утверждении, что «жизнь есть страдание» и «существует путь к спасению», не противопоставляет буддизм другим религиозным системам.

Общеизвестно, что человек — существо социальное. Канонический буддизм рассматривает человека как обособленный мир в себе, себя порождающий и себя же уничтожающий или спасающий.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Буддизм впервые вошел в Китай во второй половине династии Хань (206 г. до н. э.-220 г. н. э.) наряду с растущей транс-евразийской торговлей. Ранние записи о буддийском присутствии в Китае изображают приход этой иностранной религии одновременно интригующим и тревожным— столкновение с культурными различиями, не как объективно наблюдаемый факт, а как субъективно тревожное переживание утраты здравого смысла. Монашеские буддийские миссионеры были явно чужими в своих монохромных одеяниях, бритых головах и бровях и ограниченном питании.

Наряду с поразительно новыми обетными статуями и картинами—первым термином для буддизма было, по сути, "учение об образах" (сянцзяо)—они принесли с собой новые медитативные техники, новые ритуальные технологии и, самое главное, новые формы письма. Буддийские практики медитативной дисциплины, поклонения образам и ритуальной преданности быстро распространились в китайском обществе в период разобщенности после падения династии Хань.

К началу IV в., например, регулярно проводились многонедельные буддийские ретриты с участием до 5000 человек, а к VI в. свыше двух миллионов человек—примерно один из каждых двадцати пяти жителей Китая - были посвящены в монахи и монахини.

Буддизм сыграл решающую роль в объединении кочевых народов при Северной Вэй (386-534) и в конечном восстановлении Китайской империи с основанием династии Суй (581618). Понимание важности буддизма в формировании политического и культурного воображения средневекового Китая можно получить, рассмотрев инвестиции, необходимые для строительства монументальных пещерных комплексов в Юнгане и Лунмэне— каждый с десятками тысяч буддийских изображений, вырезанных из живого камня, некоторые из которых достигают шестидесяти футов в высоту с лицами, первоначально одетыми в золото.

Распространенное предположение, что буддизм вошел в Китай в индийской форме, который был более философским и менее религиозным, больше из не - махаянских ветвей ("Хинаяна"), рациональное и элитарное, должно быть опровергнуто с двух сторон:

- Во-первых, постепенное распространение буддизма в Китае началось из различных буддийских центров с довольно разными формами буддизма. Как следствие, ранний буддизм и то, с чем столкнулись китайцы, не представляло собой последовательной религиозной доктрины или единой системы мышления, но раздражающая множественность различных учений, традиций, ритуалов и текстов, пришедших из самых разных стран Южной и Центральной Азии, не могли быть реконструированы в Китае.

Ранние буддийские общины в Китае в первые несколько сотен лет после прихода буддизма в Китай, вероятно, в основном состояли из некитайских верующих и практиков, и буддизм, по видимому, очень медленно распространился среди китайцев;

- Во-вторых, археологические находки показали, что в отличие от более ранних теорий, буддизм не вошел в Китай в какой-то чистой оригинальной индийской форме "Хинаяны", он же, затем был преобразован в более популярные формы через слияние с китайской народной религией в Китае.

Полученные данные скорее свидетельствуют о том, что ранний буддизм пришел из Индии по «Шелковому пути» в Китай и уже включал в себя элементы, которые как «типичные китайские инновации» были приписаны китайскому буддизму более ранними авторами. Почитание ступы и вера сверхъестественных Будд можно найти в ранней буддизме в Индии, а также возможность передачи кармы между монахами и мирянами.

Первоначальный период распространения буддизма в Китае совпал с политическим и экономическим кризисом империи Хань. По всей стране вспыхивали волнения и голодные бунты. В 184 г. н.э. началось восстание, которое длилось более 20 лет, оно вошло в историю, как восстание «желтых повязок». Положение масс еще более ухудшилось после подавления

восстания. Встал острый вопрос в области идеологии. Как отмечает Л.Е.Янгутов, «конфуцианство как официальная доктрина ханьского Китая переживало глубокий кризис.

Все большим успехом пользовался даосизм, выступавший в качестве оппозиции господствующей идеологии, однако с поражением восстания «желтых повязок» даосизм временно утратил былое значение. В этих условиях буддизм становится популярным среди народных масс, поскольку обещает избавить их от страданий. Такие обещания были весьма созвучны настроениям масс, разуверившихся в вооруженной борьбе и изрядно уставших от нее. Буддизм привлекает и образованные слои населения, почувствовавшие в нем учение, способное заполнить идеологический вакуум, возникший в результате кризиса конфуцианства и упадка оппозиционного ему даосизма».

Однако, буддизм все еще оставался таинственным и мистическим учением, малопонятным для большинства масс. К тому времени еще не была переведена большая часть буддийской литературы, познакомившей китайцев с буддизмом в том виде, в каком он пришел из Индии, но уже совершались попытки понять и осознать буддизм. По этому поводу профессор В.В.Малявин писал: «сращивание буддийского учения и китайской учености произошло на основе переведенных в конце III в. канонов буддизма Махаяны, в которых излагалась доктрина праджни-парамиты («мудрости переправы на другой берег»). Эта философская система, разработанная в I в. индийским буддистом Нагарджуной, отрицала дуализм абсолюта — нирваны и мира причинности — сансары и полагала смысл спасения во внутреннем само обнаружении своей истинной природы».

Наибольший вклад в развитие буддизма в южно-китайских царствах внесли ученый монах Даонь и его ученик Хуэйюань. Первый учредил культ Будды Майтрейи и разработал образцовый монастырский устав. «Если раньше фамилией для монаха по традиции служило название страны, откуда он был родом, то Даоань предложил единый знак «Ши» (от слова Шакья — род, из которого происходил Будда) для всех монашествующих».

Хуэйюань известен как основатель культа владыки рая «Чистой Земли» Амитабхи, ставшего популярнейшим божеством на Дальнем Востоке. Великим современником Хуэйюаня на Севере являлся кучарский монах Кумараджива, прибывший в Чанъаль в 402г. Он проделал гигантскую работу по переводу буддийских сутр вместе с группой помощников. Начался период «индианизации» китайского буддизма, старательного усвоения буквы канона.

Для V—VI вв. буддийская историография различает шесть экзегетических школ, группировавшихся вокруг индийского учителя и определенного набора текстов. «С идейной точки зрения, наибольший резонанс вызвала деятельность ученика Кумарадживы Хуэйюаня Даошэна (умер в 434 г.), который сформулировал учение о присутствии природы Будды во всех живых существах.

При Южных династиях буддизм достиг своего расцвета в правление лянского императора У-ди (Сяо Яня). Еще в 504 г. Сяо Янь принял пять обетов упасака (буддиста в миру) и фактически сделал буддизм государственной религией. Монастыри превратились в крупных земельных собственников и места сосредоточения богатства.

На Севере буддизм развивался в иных формах. Здесь его судьбу решали не аристократы, а воинственные предводители «варваров». Поэтому в буддистской проповеди на Севере большое значение имела магия, близкая шаманским верованиям кочевников. Если на Юге буддисты, следуя индийским образцам, отстаивали свою независимость от императорской власти, то их единоверцы на Севере сами искали поддержки и покровительства двора. При дворах северокитайских царств существовали ведомства, управлявшие буддийскими монастырями, а правители государств нередко объявляли себя воплощениями Будды».

Буддизм проник в повседневную жизнь населения к моменту объединения Китая под властью династии Суй. Государство же стремилось поставить себе на службу буддийскую религию. Концепция перерождения и передачи заслуг в следующую жизнь так глубоко укоренилась в умах людей, что совершение религиозных служб для душ умерших, а также для будущих жизней, становились все более необходимыми.

Таким образом, погребальная церемония буддистов - это не повод для скорби, а повод для того, чтобы отправлять своих близких в другое состояние бытия, начиная от мучений в аду или до рождения в виде животных или к лучшему результату наслаждения небесами как божеством, или даже к состоянию достижения нирваны.

Со второй половины VII в. часть монастырей была взята на казенное содержание, а их монахам вменялось в обязанность молиться о благоденствии царствующего дома. Правительством были учреждены правила и квоты приему в сангху. Монахи имели возможность получить специальное удостоверение и приписывались к определенному монастырю. Правительственные органы ведали делами буддийской общины. Монахи были использован в роли осведомителей, сборщиков налогов, глашатаев, смотрителей оросительных сооружений и другие. «Более того, проповедовавший ненасилие буддизм стал в Китае чем-то вроде святого патрона войны. При дворе одетые бодхисаттвами монахи молились за победу императорских армий, а на полях сражений воздвигались буддийские храмы, поскольку именно буддисты брали на себя заботу о «бесприютных» душах воинов, павших на чужбине.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кроме того, буддийская вера избавляла воинов от нравственной ответственности за причиненное им увечье, ведь по нормам традиционной морали почтительный сын должен был хранить в целости свое тело, в котором продлевалась жизнь родителей. Подчас буддисты

вносили и более ее практический вклад в дело повышения боеспособности войска. Хронист VIII в. сообщает: «Поскольку государь знал, что на Севере люди по природе грубы, в большинстве тамошних монастырей обучали только искусству верховой езды и стрельбы из лука». К тому времени буддийская сангха, превратившаяся в крупного земельного собственника и владельца огромных богатств, уже всерьез угрожала фискальным интересам государства. Необходимость пополнить казну время от времени вынуждала двор конфисковать имущество

Список использованной литературы:

1. М. Поршнева Е.Б. Религиозные движения позднесредневекового Китая: (Проблемы идеологии) // Ин-т востоковедения. - М., 1992. -С.187.

2. Ch'en Kenneth. Buddhism in China a Historical Survey.

3. Степин В.С., Гусейнов А.А., Семигин. Г.Ю., Огурцов А. П. Новая философская энциклопедия. В 4 томах. - М.: Мысль, 2000.

4. Янгутов Л.Е. Китайский буддизм: Тексты, исследования, словарь. - С. 18.

5. Солонин К.Ю. Китайский буддизм в тангутском государстве Си-Ся: История и особенности развития // Санкт-Петербург. гос. ун-т. СанктПетербург, 1996

6. Трубникова. Н.Н. Синран и история буддийского учения о чистой земле//Философские науки. 2012. №5.

7. Малявин В.В. Китайская цивилизация.-М.:-С. 249.

8. Хабдаева А.К. Об истории формирования школы Цзюйшэ в Китае // Вестник ВСГУТУ. 2012. №4.

9. Орбодоева, М. В. Распространение и становление буддизма в истории Китая периода Вэй и двух Цзинь. Улан-Удэ, 2017

10. Абаев Л.Л., Андропов В.П., Бакаева Э.П. и др.; Под общ. ред. Жуковой Н.Л. и др. Буддизм: Словарь. М.: Республика, 1992. С. 9.

11. Хакбердиев, К. К. (2021). СОТРУДНИЧЕСТВО УЗБЕКИСТАНА И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В ОБЛАСТИ ДОБЫЧИ МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(Special Issue 1), 713-718.

12. Sayfullayev, D. Cultural Diplomacy of Uzbekistan and Shanghai Cooperation Organization in the Framework of the Shanghai Cooperation Organization (SCO).

13. Karimova, N., Sadibekova, B., & Usmonova, S. (2021). The Roads of Central Asia-to the History of Buddhism. TJE-Tematics journal of Education, 6.

14. Odilov, B. A., & Karimov, N. R. (2020). Analysis of Targeted Research in 20-30 Years of the

XX Century. PalArch's Journal of Archaeology of Egypt/Egyptology, 17(6), 8887-8893.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.