Научная статья на тему 'ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАЛОМНИЧЕСКОГО (РЕЛИГИОЗНОГО) ТУРИЗМА В КИТАЕ'

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАЛОМНИЧЕСКОГО (РЕЛИГИОЗНОГО) ТУРИЗМА В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
185
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Builders of the future
Ключевые слова
Буддизм / паломничество / туризм / религиозный туризм / буддийские памятники. / Buddhism / pilgrimage / tourism / religious tourism / Buddhist monuments.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Б.Д. Садибекова

Данная статья посвящена зарождению паломнического туризма в Китае. На нем будут рассмотрены вопросы, связанные с возникновением и становлением паломнического туризма в стране, а также его дальнейшим развитием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EMERGENCE AND DEVELOPMENT OF PILGRIMAGE (RELIGIOUS) TOURISM IN CHINA

This article is dedicated to the emergence of pilgrimage tourism in China. It will address issues related to the emergence and formation of pilgrimage tourism in the country, as well as its further development.

Текст научной работы на тему «ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАЛОМНИЧЕСКОГО (РЕЛИГИОЗНОГО) ТУРИЗМА В КИТАЕ»

Builders of The Future SJIF-2022-5.752

BUILDERS OF THE FUTURE

journal homepage:

https://kelajakbunyodkori.uz/

THE EMERGENCE AND DEVELOPMENT OF PILGRIMAGE (RELIGIOUS) TOURISM

IN CHINA

B.D. Sadibekova

Associate Professor

Tashkent State University of Oriental Studies Tashkent, Uzbekistan

_ABOUT ARTICLE_

Key words: Buddhism, pilgrimage, Abstract: This article is dedicated to the tourism, religious tourism, Buddhist emergence of pilgrimage tourism in China. It will monuments. address issues related to the emergence and

formation of pilgrimage tourism in the country, as well as its further development.

Received: 02.06.22 Accepted: 04.06.22 Published: 06.06.22

ХИТОЙДА ЗИЁРАТ (ДИНИЙ) ТУРИЗМИНИНГ ПАЙДО БУЛИШИ ВА

РИВОЖЛАНИШИ

Б.Д. Садибекова

Доцент

Тошкент давлат шарцшунослик университети Тошкент, Узбекистон

_МА^ОЛА ^А^ИДА_

Калит сузлар: Буддизм, зиёрат, Аннотация: Ушбу макола Хитойда туризм, диний туризм, буддизм обидалари. зиёрат туризмининг пайдо булишига

багишланган. Унда мамлакатда зиёрат туризмининг пайдо булиши ва шаклланиш, шунингдек, кейинги ривожланиши билан _богли; масалалар куриб чикилади._

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАЛОМНИЧЕСКОГО (РЕЛИГИОЗНОГО) ТУРИЗМА В КИТАЕ

Б.Д. Садибекова

Доцент

Ташкентский государственный университет востоковедения Ташкент, Узбекистан

_О СТАТЬЕ_

Ключевые слова: Буддизм, Аннотация: Данная статья посвящена паломничество, туризм, религиозный зарождению паломнического туризма в Китае. туризм, буддийские памятники. На нем будут рассмотрены вопросы,

связанные с возникновением и становлением паломнического туризма в стране, а также его _дальнейшим развитием._

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, в системе международного и внутреннего туризма огромную роль начали играть религиозный туризм. Сегодня религиозные ценности - как часть культурного наследия и объекты туризма все больше приобретают свой изначальный смысл, становятся не только объектами поклонения, но и в первую очередь, объектами познания.

Здесь необходимо отметить, что одной из самых крупных туристических держав в начале нового столетия становится Китай. По прогнозу Всемирной туристической организации, в 2020 г. Китай должен был принять 167 млн иностранных туристов, превысив по этому показателю США, Францию, Испанию, Италию, и становится первой туристической страной. Но этому помешало, общеизвестная, начавшаяся в самом Китае 2019 году, короновирусная пандемия, вследствии охватившая весь мир.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Тем не менее, как нам известно, Китай является одной из наиболее привлекательных стран в сфере туризма, в особенности религиозного туризма и обладает высоким туристическим потенциалом.

В этой связи хочется подчеркнуть, что в настоящее время в Китае происходят изменения в религиозной и монастырской жизни: монастыри становятся открытыми для туристов, что повлекло огромный поток туристов со всего мира, в частности: из соседней России и стран Центральной Азии. Именно сейчас, когда в востоковедении наметилась тенденция к переосмыслению целого ряда исторических явлений, в научном плане появилась необходимость выработки объективных критериев для оценки места и роли религиозного туризма в обществе.

Сегодня Китайская Народная Республика - это крупнейшее по численности населения государство мира. Основными религиями этой страны являются буддизм, даосизм, ислам,

католицизм и протестантизм. В соответствии с законами страны, каждый житель может выбрать себе вероисповедание и свободно заявить о своем выборе. Самая распространенная религия Китая - это буддизм. Всего на территории Поднебесной функционируют около 13 тыс. буддийских монастырей и храмов.

Буддистское учение получило широкое распространение на Востоке. Оно подвергалось изменениям, начиная со времен древних цивилизаций Индии, Китая, Японии вплоть до наших дней. Существует много разных модификаций и форм буддистских идей. Они и в наше время обладают большой жизненной силой и притягивают к себе многочисленных сторонников. Существенная роль в их распространении и пропаганде всегда отводилась буддистским учителям мудрости, или гуру, выступавшим в качестве наставников. Гуру обладал не только знанием священных текстов, но и воспитанными на его основе качествами бескорыстия, мудрости, милосердия.

За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм распространился во многих азиатских странах: во Вьетнаме, Индонезии, Китае, Корее, Непале, Сингапуре, Таиланде, Японии и др. Он оказывает там сильное влияние на все стороны личной, общественной и государственной жизни.

В странах, где буддизм занимает прочные позиции, много монашествующих, а монастыри содержат свои школы и университеты.

В середине ХХ века в странах Юго-Восточной Азии усилилось движение за модернизацию буддизма: устраняются устаревшие положения, углубляется философское осмысление его идей, усиливается внимание к религиозно-нравственным проблемам.

Дзен ("сосредоточенное созерцание") -- течение в буддизме, возникшее в VI веке в Китае на основе махаяны. Его создателем верующие считают самого Будду. Но, согласно традиции, дзен-буддизм (в Китае -- чань-буддизм) принес в Китай легендарный буддистский проповедник Бодхидхарма. Из Китая дзен проник в Корею, Вьетнам и Японию, в которой он получил наибольшее распространение.

Особенности дзен-буддизма состоят в признании возможности непосредственной (от сердца к сердцу) передачи учения Будды, в отказе от использования для такой передачи письменности. Сторонники этого направления верят в возможность прямого контакта со "всеобщей истинной мудростью Будды", постижения истин буддизма посредством обращения к внутреннему миру человека (метод "внезапного озарения"). Современные приверженцы дзен-буддизма рассматривают его как некую разновидность психоанализа и психотерапии, уделяя большое внимание аутотренингу. Кроме собственно медитации, активно используются дыхательные и гимнастические упражнения, физическая работа и др.

Но в тоже время надо сказать, что «самая китайская» религия для Китая - даосизм, который зародился и развивался именно в этой стране. Даосизм для китайцев есть не просто религия, а целая система жизненных ценностей, включающая в себя широкий спектр знаний от философии до этикета.

Несмотря на то, что Китай - страна социалистическая и атеистическая, он толерантен к религии. Власти Китая поощряют распространение религии в стране, а также поддерживают деятельность религиозных общин. Сейчас Китай представляет собой современное высокоразвитое государство, но многие древние традиции живут в сознании людей до сих пор.

Несмотря на культурное и религиозное богатство страны, международный туризм в Китае начал развиваться относительно недавно, что связано с выбранным прежде курсом внутренней и внешней политики, проводимым руководством страны. Фактически туризм в КНР стал зарождаться около 30 лет назад. До этого момента, после провозглашения Китайской Народной Республики страна оказалась изолирована от внешнего - мира, а ее границы были закрыты для иностранных путешественников. Только с началом реформ, направленных на открытость, в конце 70-х гг. XX в. в Китай потянулись туристы, с желанием исследовать загадочную страну.

Во второй половине XIX в. в Китае появился и приобрел популярность внутренний туризм, а на рубеже XIX-XX вв. начало набирать обороты международное туристическое направление. В 1923 г. при одном из коммерческих банков был создан туристский отдел, который через некоторое время был преобразован в Китайское туристическое бюро. Деятельность этого бюро в 1920-30-х гг. распространялась на ряд крупнейших городов Китая и некоторые страны Юго-Восточной Азии.

Однако, это были индивидуальные коммерческие туры. Качественно новый этап развития туризма начался после провозглашения в 1949 г. Китайской Народной Республики. Туризм в Китае стал рассматриваться как «гражданская дипломатия», способствующая развитию взаимопонимания и дружбы китайского народа с народами других стран.

Но, развитие туризма в Китае началось лишь в 1970-х гг. в связи с провозглашением в стране политики «открытых дверей» и курса на реформы. Интерес к Китаю как к туристской дести нации стал возрастать во многих странах мира. В результате объем въездного туризма в стране с 1977 по 1997 гг. увеличился почти в 18 раз: с 1,8 до 31,7 млн чел.

Сегодня туристов все больше привлекают буддийские и даосские монастыри и храмы. Наиболее известными являются храмы Баймасы (Лоян), Дацыэньсы (Сиань), Линьиньсы (Ханчжоу). К числу самых посещаемых даосских храмов можно отнести Байюньгуан (Пекин), Цинъянгун (Чэнду) и Тайцингун (Шэньян). В Шанхае особенно посещаемыми в наше время

являются храмы Чэнхуанмяо и Юйфэсы с известной нефритовой статуей стоящего Будды, украшенной драгоценными камнями, пагода Лунхуа.

Самыми известными буддийскими монастырями в Китае являются Таэрсы (Цинхай), Юнхэгун (Пекин), и, безусловно, Шаолинь (провинция Хэнань). Монастырь Шаолинь известен своими серьезными практиками цигун, боевых искусств. В настоящее время в Шаолине продолжаются практические семинары, например, цигун под руководством мастера Сюи Миньтана. Для самосовершенствования в Шаолинь приезжают духовные паломники из многих стран мира. Вместе с этим, Шаолинь также - является как известный объект экскурсионного показа, его посещают туристы со всего мира.

В настоящее время наблюдается динамичное развитие религиозного туризма в Китае. Люди отправляются в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам, стремятся принять участие в религиозных церемониях, посетить монастыри, некоторые отдыхающие остаются в монастырях на длительное время с целью поиска себя и самосовершенствования.

Туристов, прибывающих в Китай, можно отнести к различным категориям. Среди них есть и те, кто уже объездил всю Европу и приехал в Китае за экзотикой, к другой категории относятся туристы, давно интересующиеся китайской историей и культурой. Особая категория отдыхающих - туристы, имеющие глубокие познания в области культуры и религии Китая, именно они выбирают специальные индивидуальные туры с посещением даосских монастырей и храмов и других религиозных объектов.

В разных уголках Китая можно найти населенные пункты: города и села, которые в силу богатой культуры и древних традиций можно назвать сокровищницами, хранящими в себе «душу» китайского народа. Религиозные центры, регионы с богатыми религиозными традициями посещают и ученые, которые исследуют различные направления китаеведения.

В XXI в. все очевиднее становятся для ученых необходимость и важность исследования религиозных факторов и выявление значения религиозного туризма для общества -рассмотрение этих аспектов. Новый импульс развития религиозного туризма обусловлен современными чертами общества, в том числе культуры и населения, подверженных влиянию процессов глобализации; социальными группами, мигрантами, трансформацией идентичности целых этносов и народов.

Религиозный туризм выделился в отдельное и самостоятельное направление туризма с конца 70-х гг. XX в., когда маркетологи и специалисты в области туризма осознали, что отдельная категория людей путешествует по миру специально для того, чтобы получить глубокое понимание религии, культуры или культурного наследия того региона, в который они направляются.

Религиозным туризмом признается «посещение людьми культурных достопримечательностей, находящихся за пределами их постоянного места проживания, с намерением получить новые информацию и опыт для удовлетворения своих культурных потребностей». Традиция духовного странничества исторически сильно развита как на Западе, так и на Востоке. Тяга к паломничеству по святым местам словно заложена в самой природе человека, душа испытывает неодолимую потребность приобщиться к реальности мира духовного, поиски которого зовут в путь. Аристотель считал, что все люди от природы стремятся к знанию. Свидетельством тому - «наша привязанность к чувственным восприятиям». И эти чувственные восприятия человек чаще всего осознает через религию.

В настоящее время традиция духовного совершенствования обладает необыкновенной привлекательностью. Как говорил китайский мудрец Чжуан-цзы, «лишь постигший путь понимает, как объединяются вещи в единстве, видит в них общее и обычное, не используя их для собственного "я"». По мнению С.А. Ан, эта универсалия формирует в сознании китайцев особое отношение к миру. Оно выражается в том, что человек на определенном этапе понимает совершенство и гармоничность окружающего мира. И чтобы стать частью этого мира, нужно самому быть совершенным и гармоничным

Китай, пережив неспокойное столетие и преодолев политические и экономические трудности благодаря богатым природным ресурсам и трудолюбию населения, к началу XXI в. показывает бурное развитие экономики, в том числе и в сфере организации туризма.

По данным ВТО, в 2005 г. Китай занял четвертое место в мире по приему туристов и шестое - по доходам от международного туризма. Туризм, охватив большую часть стран и континентов, в начавшемся столетии превратился в прибыльную статью национального дохода. На протяжении веков духовная культура людей и цивилизационные процессы формировались под сильным воздействием религии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Религиозные представления Китая остаются неизменными и сегодня, ведь перемены любого рода не в силах оказать на них влияние: будь то смена политического режима или общественной системы в целом. Идеал духовно нравственного совершенства в настоящее время становится все более важным. Религия объединяет верующих людей и дает надежду на светлое будущее. Китай и по сей день является богатым наследником. Объекты наследия Китая являются потенциалом для развития сферы туризма.

Перспективы туризма в Китае огромны, что связано со многими факторами, например: большая территория, на которой проживают представители многих наций, богатая культурная и историческая наследственность - все это обеспечивает возможность создания условий для приема туристов практически по всем направлениям, в частности и по религиозному туризму.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рынковой И.В. Религиозный туризм: Дао и Даосизм в Китае // Сервис plus : журн. 2010. № 4. С. 90-96.

1. Религия и конфессии в Китае [Электронный ресурс]. URL: http://travelnetplanet.com/kitay/religiya (дата обращения: 04.12.2013).

2. Туризм в Китае [Электронный ресурс]. URL: http://www.chinatrips.ru/guide/overview/tourism-in-china.html (дата обращения: 04.12.2013).

3. Чэн Бин, Севастьянов Д.В. Становление, современное состояние и перспективы развития международного туризма в Китае и России // Вестн. СПб. ун-та. Серия 7: Геология. География. 2010. № 1. С. 100-108.

4. Христов Т.Т. Религиозный туризм. М., 2003. 288 с.

5. Альбедиль М.Ф. Буддизм. СПб., 2006. 208 с.

6. Мошняга Е.В. Концепт «Культурный туризм» в системе концептов международного туризма // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 3. С. 173-178.

7. Архипов А., Музычук В. Культурный туризм в стратегии развития отечественного туризма // Вестн. Ин-та экономики РАН. 2011. № 4. С. 209-223.

8. Малинина Е.Е. На святой земле Гуанинь // Тр. Объед. науч. центра проблем косм. мышления. 2009. Т. 2. С. 294-299.

9. Чэн Бин, Севастьянов Д.В. Указ. соч.

10. Россия и Китай: История и перспективы сотрудничества : материалы III междунар. науч.-практ. конф. (Благовещенск - Хэйхэ - Харбин, 15-20 мая 2013 г.) / отв. ред. Д.В. Буяров. Благовещенск, 2013. Вып. 3. 447 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.