Научная статья на тему 'ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ПОДМОСКОВНОЙ УСАДЬБЫ ГЛИНКИ Я.В. БРЮСА ПО МАТЕРИАЛАМ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫХ И НАТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ'

ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ПОДМОСКОВНОЙ УСАДЬБЫ ГЛИНКИ Я.В. БРЮСА ПО МАТЕРИАЛАМ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫХ И НАТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
35
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
УСАДЕБНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / АРХИТЕКТУРА ПОДМОСКОВЬЯ / ПОМЕСТЬЕ БРЮСА / БАРОККО / АНСАМБЛЕВАЯ ЗАСТРОЙКА / ПЕТРОВСКАЯ ЭПОХА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чекмарёв Владимир Михайлович

Введение. Рассматривается поэтапная эволюция уникального усадебного комплекса Подмосковья, сформированного Я.В. Брюсом - известным государственным и научным деятелем Петровской эпохи. Комплекс расположен в 42 км от Москвы в ближайших окрестностях г. Лосино-Петровского, к северо-востоку от него и несколько севернее деревни Корпуса и речной излучины Воря. Являясь объектом культурного наследия федерального значения, это имение к настоящему времени претерпело ряд структурных изменений, что отразилось и на трансформации первоначальной его планировки, и на объемно-пространственной структуре. Цель исследования - прояснить историю создания усадьбы и проследить основные этапы ее трансформации от середины XVIII в. до настоящего времени. Особенно важно уточнить исходную (базовую) структуру ее планировки и застройки, непосредственно восходящую к творческому замыслу заказчика Я.В. Брюса. Описан первоначальный архитектурный облик главного элемента усадебной застройки - господского дома, который из-за многократных реконструкций к данному моменту полностью утратил исходную объемно-пространственную структуру, планировочную организацию, оформление интерьеров и лишь сохраняет отдельные элементы декора на фасадах. Материалы и методы. Изучение формирования и последующего существования усадебного комплекса основано на методе комплексного источниковедения, включающего поиск и анализ архивных и библиографических источников. Натурные исследования сопровождались детальным ознакомлением с территорией памятника, характерными для нее рельефом, водными составляющими и озеленением, а также с архитектурными особенностями всех ее построек. Результаты. Выявлена строительная периодизация памятника, уточнена датировка находящихся на территории объемов, включая поздние перестройки. Это дало возможность определить основные этапы формирования усадебного комплекса, что позволяет с еще большей детализацией разработать проект его комплексной научной реставрации. Выводы. Рассмотрение эволюции усадебного комплекса обусловило уточнение первоначального облика с учетом структурных изменений элементов его застройки, что не только дополнит имеющиеся в научной литературе сведения об усадебной культуре первой половины XVIII в., но и позволит прояснить конкретные намерения заказчика Я.В. Брюса - неординарной личности Петровской эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Чекмарёв Владимир Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF EVOLUTION OF THE GLINKA MANOR NEAR MOSCOW, DEVELOPED BY YA.V. BRUCE ON THE BASIS OF HISTORICAL, ARCHITECTURAL AND FIELD STUDIES

Introduction. The purpose of this article is to consider the gradual evolution of a unique manor in the Moscow region, consolidated by Ya.V. Bruce, a famous statesman and scientist of the Peter the Great era. It is located 42 km from Moscow in the immediate vicinity of Losino-Petrovsky, north of the village of Corpus and the Vorya river. Being an item of cultural heritage of federal significance, this manor underwent a number of structural changes, which affected both its original layout and spatial structure. The purpose of the study is to clarify the history of the manor and to trace the main stages of its transformation from the middle of the 18th century to the present time. In this regard, it was particularly important to clarify the initial (basic) structure of its layout by tracing the original idea of Ya.V. Bruce, the customer. The issue of original architectural solution is also fundamental. Materials and methods. The study of the establishment and further transformation of the manor is based on the method of consolidated studies of the sources, which includes a search for and analysis of archived and bibliographic sources. Field studies were accompanied by the in-depth study of the entire territory of the monument, its topography, water bodies and landscaping, as well as the architectural features of its buildings. Results. The construction periodization of the monument was identified; dates of construction of buildings in this territory, including their late reconstruction, were clarified to identify the main stages in the manor development to draft a detailed project of its consolidated research-based restoration. Conclusions. Analysis of the evolution of the manor led to the clarification of its original look, taking into account structural changes in the elements of its development, to complement the information about the manor culture of the 1st half of the 18th century. It also clarifies the intentions of the customer, an extraordinary person of the Peter the Great era.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ПОДМОСКОВНОЙ УСАДЬБЫ ГЛИНКИ Я.В. БРЮСА ПО МАТЕРИАЛАМ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫХ И НАТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / RESEARCH PAPER УДК 72:351.853

DOI: 10.22227/1997-0935.2023.2.178-191

Этапы эволюции подмосковной усадьбы Глинки Я.В. Брюса по материалам историко-архитектурных и натурных исследований

1 2

Владимир Михайлович Чекмарёв '

1 Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет

(НИУ МГСУ); г. Москва, Россия; 2 Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства — филиал Центрального научно-исследовательского и проектного института Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (НИИТИАГ— филиал ЦНИИПМинстроя России); г. Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Введение. Рассматривается поэтапная эволюция уникального усадебного комплекса Подмосковья, сформированного Я.В. Брюсом — известным государственным и научным деятелем Петровской эпохи. Комплекс расположен в 42 км от Москвы в ближайших окрестностях г. Лосино-Петровского, к северо-востоку от него и несколько севернее деревни Корпуса и речной излучины Воря. Являясь объектом культурного наследия федерального значения, это имение к настоящему времени претерпело ряд структурных изменений, что отразилось и на трансформации первоначальной его планировки, и на объемно-пространственной структуре. Цель исследования — прояснить историю создания Р) м усадьбы и проследить основные этапы ее трансформации от середины XVIII в. до настоящего времени. Особенно

g g важно уточнить исходную (базовую) структуру ее планировки и застройки, непосредственно восходящую к творче-

сч сч скому замыслу заказчика Я.В. Брюса. Описан первоначальный архитектурный облик главного элемента усадебной

(У (у застройки — господского дома, который из-за многократных реконструкций к данному моменту полностью утратил

^ Ф исходную объемно-пространственную структуру, планировочную организацию, оформление интерьеров и лишь со-

о з храняет отдельные элементы декора на фасадах.

с Ю Материалы и методы. Изучение формирования и последующего существования усадебного комплекса основано

на методе комплексного источниковедения, включающего поиск и анализ архивных и библиографических источников. Натурные исследования сопровождались детальным ознакомлением с территорией памятника, характерными для ® Ф нее рельефом, водными составляющими и озеленением, а также с архитектурными особенностями всех ее построек.

2 IE Результаты. Выявлена строительная периодизация памятника, уточнена датировка находящихся на территории

О объемов, включая поздние перестройки. Это дало возможность определить основные этапы формирования усадеб-

ного комплекса, что позволяет с еще большей детализацией разработать проект его комплексной научной реставрации. Выводы. Рассмотрение эволюции усадебного комплекса обусловило уточнение первоначального облика с учетом структурных изменений элементов его застройки, что не только дополнит имеющиеся в научной литературе сведения ^ о об усадебной культуре первой половины XVIII в., но и позволит прояснить конкретные намерения заказчика Я.В. Брю-

са — неординарной личности Петровской эпохи.

§ < КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: усадебные комплексы, архитектура Подмосковья, поместье Брюса, барокко, ансамблевая

^ застройка, Петровская эпоха

8 «

041 о ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Чекмарёв В.М. Этапы эволюции подмосковной усадьбы Глинки Я.В. Брюса по материалам ^ tj историко-архитектурных и натурных исследований // Вестник МГСУ. 2023. Т. 18. Вып. 2. С. 178-191. DOI: 10.22227/199722 ё 0935.2023.2.178-191

с с

■¡= Я Автор, ответственный за переписку: Владимир Михайлович Чекмарёв, wchekmarev@yandex.ru.

о_ ^

^ с ю °

S 1

о ЕЕ

О) ^ т- ^

.а . to «о

<U О)

(Л (Л

Stages of evolution of the Glinka manor near Moscow, developed by Ya.V. Bruce on the basis of historical, architectural and field studies

Vladimir M. Chekmaryov1,2

O jj 1 Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU);

S1" (9 Moscow, Russian Federation;

K * 2 Scientific Research Institute of Theory and History of Architecture and Urban Planning —

x "¡= branch of the Central Institute for Research and Design of the Ministry of Construction and Housing

o in and Communal Services of the Russian Federation (NIITIAG); Moscow, Russian Federation

to

© В.М. Чекмарёв, 2023

Распространяется на основании Creative Commons Attribution Non-Commercial (CC BY-NC)

по материалам историко-архитектурных и натурных исследований

ABSTRACT

Introduction. The purpose of this article is to consider the gradual evolution of a unique manor in the Moscow region, consolidated by Ya.V. Bruce, a famous statesman and scientist of the Peter the Great era. It is located 42 km from Moscow in the immediate vicinity of Losino-Petrovsky, north of the village of Corpus and the Vorya river. Being an item of cultural heritage of federal significance, this manor underwent a number of structural changes, which affected both its original layout and spatial structure. The purpose of the study is to clarify the history of the manor and to trace the main stages of its transformation from the middle of the 18th century to the present time. In this regard, it was particularly important to clarify the initial (basic) structure of its layout by tracing the original idea of Ya.V. Bruce, the customer. The issue of original architectural solution is also fundamental.

Materials and methods. The study of the establishment and further transformation of the manor is based on the method of consolidated studies of the sources, which includes a search for and analysis of archived and bibliographic sources. Field studies were accompanied by the in-depth study of the entire territory of the monument, its topography, water bodies and landscaping, as well as the architectural features of its buildings.

Results. The construction periodization of the monument was identified; dates of construction of buildings in this territory, including their late reconstruction, were clarified to identify the main stages in the manor development to draft a detailed project of its consolidated research-based restoration.

Conclusions. Analysis of the evolution of the manor led to the clarification of its original look, taking into account structural changes in the elements of its development, to complement the information about the manor culture of the 1st half of the 18th century. It also clarifies the intentions of the customer, an extraordinary person of the Peter the Great era.

KEYWORDS: manors, architecture of the Moscow region, Bruce manor, baroque, ensemble building, Peter the Great era

FOR CITATION: Chekmaryov V.M. Stages of evolution of the Glinka manor near Moscow, developed by Ya.V. Bruce on the basis of historical, architectural and field studies. Vestnik MGSU [Monthly Journal on Construction and Architecture]. 2023; 18(2):178-191. DOI: 10.22227/1997-0935.2023.2.178-191 (rus.).

Corresponding author: Vladimir M. Chekmarev, wchekmarev@yandex.ru.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время вся территория бывшей усадьбы входит в городской округ Лосино-Петров-ский, расположенный в северо-восточном секторе Московской области в 24 км от Москвы. Она расположена рядом с главными древнейшими путями в непосредственной близости от р. Клязьмы и ее притока р. Воря, а также Стромынского тракта, соответствующего нынешнему направлению Москва -Черноголовка. Помимо фактически единственного в данной округе г. Лосино-Петровский, окрестная местность представляет собой несколько старинных населенных мест — Осеево, Митянино, Корпуса, Орловку, Савинки. К новым поселениям округа следует причислить: Лесные Поляны и поселок сотрудников санатория «Монино».

На исследуемой территории находятся самое крупное сельскохозяйственное предприятие района — Щелковская птицефабрика, а также 17 садоводческих товариществ с 1700 дачными участками.

С помощью архивных и библиографических источников, а также прибегая к всестороннему натурному обследованию памятника, автор стремился прояснить общую картину поэтапного развития уникального усадебного комплекса Подмосковья Глинки. Следует подчеркнуть, что вплоть до настоящего времени исследуемая тема не являлась предметом целенаправленного изучения ни в зарубежной, ни в отечественной специальной литературе.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследование усадебного комплекса проведено с использованием методов, нацеленных на изучение данного объекта культурного наследия федерального

значения, его истории, этапов формирования и строительной периодизации. Главное внимание при этом уделено выявлению объемно-пространственных и стилистических особенностей его застройки. Материалами для исследования послужили архивные и библиографические источники, а также натурное обследование рассматриваемой местности и элементов ее застройки.

В рамках комплексного подхода выполнены:

1. Выявление и анализ архивно-библиографических свидетельств как о самой усадьбе, так и о ее структурных элементах.

2. Натурные исследования, сопровождавшиеся детальным изучением рассматриваемой местности и элементов ее застройки.

3. Выявление и изучение основополагающего (базового) этапа формирования усадебного комплекса.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

I период

Первые сведения о расположенной в 42 верстах к востоку от Москвы у впадения р. Вори в Клязьму «деревне Глинкове, что на устье Вори» находим в земельных описаниях 1670-х гг. В этом документе, фиксировавшем практически все дворцовые владения Черноголовской волости, было сказано, что в «Глинкове, помимо трех крестьянских дворов, находится " государев двор в заборе, а на дворе хоромы ветхи"» [1]. Там же уточнялось, что межа Глинкова проходит недалеко от места впадения в р. Ворю ее притока Шестенки [2]. Следовательно, рассматриваемая усадьба принадлежала в то время дворцовому ведомству и имела вполне сложившуюся структуру

< п

tT

iH О Г

0 w

t CO

1 z y i

J CD

U -

> i

n °

» 3

0 Ш

01

о n

CO CO

n NJ >6

• )

[5

® 8

Ю DO

■ T

s У

с о

<D Ж

о о

10 10

u w

(О (О сч N о о

N N

city ¡г <и

U 3 > (Л С И

и «о

. Г

« (U

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

!!

<U О)

о ё

ел

Е о

£ ° с

ю о

s !

о Е о ^

ел

■8

£1

О И

застроики, включая как жилые, так и хозяйственные строения.

Происходящий из дел тайного приказа и датированный 1670-1680 гг. довольно схематичный «План местности по р. Клязьме около впадения р. Вори» в целом обозначил межи земель смежных с Глинково владельцев, сразу исключавших между ними возможные споры. На этом плане изображена р. Клязьма, р. Воря, а также четыре близлежащих населенных пункта — Глинково, Набережное, Тимо-нино и Ситьково. Они обозначены своеобразными домиками, а пунктир зафиксировал фрагмент трассировки древней дороги, соединяющей Глинково и Ситьково и уходящей далее [3]. В 1680-1681 гг. была сделана подворная опись д. Глинково уже с поименным перечислением всех на тот момент ее жителей и с указанием количества земли, занятой собственно крестьянскими дворами, огородами, гуменниками и выпасами. Здесь же приводились сведения и о лесных, пашенных и сенокосных угодьях [4].

Деревня Глинково оставалась в дворцовом ведомстве вплоть до марта 1710 г., когда по специальному именному Указу Петра I перешла в собственность английскому промышленнику и негоцианту Андрею Стельсу, как особо уточнялось, «для работ и иных нужд» [5]. Знакомство царя с английским коммерсантом А.Р. Стельсом (Andrew Stales — ? (прим. авт.), 1712) состоится в самом конце января 1698 г. во время Великого посольства в Англию и посещения его усадьбы в окрестностях Лондона: «В 31 день были у Андрея Стельса и у него кушали и приехали домой веселы» [6]. Этот Стельс, как выясняется, был поначалу владельцем располагавшейся поблизости от Глинок пороховой мануфактуры на р. Клязьме [7]. Ему же государь обеспечит монопольное право на производство пороха. Именно тогда при перестройке уже ряда существующих строений Стельс и выстроит в Глинках целый ряд дополнительных корпусов, что позволит оставить позади всех своих конкурентов. При переходе имения к Стельсу была составлена передаточная ведомость под названием «Отказные книги сельца Глинкова» [8]. Отсюда следует, что на располагавшемся здесь «Государевом дворе» в то время находились: «две светлицы нижних, поверх них светлица да сушило». Помимо основного строения, двор включал «хоромы, в которых жили порохового дела мастеровые и работные люди», «шесть изб», амбары для хранения пороха и других припасов, три сарая для хранения угля, а также се-литерную. Все эти жилые и нежилые строения были огорожены забором, включавшим двое проездных ворот. В границах двора располагался и единственный колодец. А на самой р. Воре уже была устроена земляная плотина с тремя мельничными амбарами, «где толчен порох». Следовательно, все еще сохранявшийся при д. Глинково исключительно в ветхом состоянии упомянутый «Государев двор» именно при

Стельсе претерпел в 1711-1712 гг. радикальную реконструкцию. В результате из всех жилых, производственных и хозяйственных объемов был создан достаточно развитый производственный комплекс. Впрочем, само предприятие просуществовало здесь недолго: попытки вдовы Стельса восстановить производство так и не увенчались успехом, в результате она была вынуждена возвратиться с детьми в Англию. Ее брат в 1717 г. продал имение Глинково с окрестными землями и деревнями князю А.Г. Долгорукову (? — прим. авт., 1734), владельцу подмосковной усадьбы Горенки.

II период (основной)

В 1727 г. Долгоруков продаст Глинково одному из ближайших сподвижников Петра I графу Якову Вилимовичу Брюсу (1669-19(30) апреля 1735) за 4500 рублей серебром [9]. Существенное понижение при этом стоимости самой покупки объяснялось прежде всего тем, что не до конца верным оказалось оформлением им купчей в 1717 г. Собственно, тогда имение включало: «вотчинный двор с хоромным и гуменным строением и с домовым заводом да дворы скотский, мельница на р. Воре в Глинкове и Пашу-кове» [10]. При этом уточнялось, что вся земля непосредственно «под помещиковым двором» составляла «полдесятины» (полгектара).

Вскоре после смерти Петра I Я.В. Брюс из Санкт-Петербурга переехал в Москву, где и поселился поблизости от Сухаревой башни. Некоторое время спустя, 24 апреля 1727 г., он приобрел Глинки для создания именно здесь собственного усадебного комплекса. Вполне вероятно, что первоочередные работы были начаты той же весной и продолжились до глубокой осени. Прежде всего была заново распланирована территория бывшего вотчинного двора, произведен снос целого ряда аварийных его строений и определены общие пространственные габариты для устройства довольно обширного регулярного сада в четком соответствии со стилевыми особенностями «петровского барокко». В этой связи следует особо подчеркнуть, что Брюс на профессиональном уровне разбирался в вопросах архитектуры и устройства садов. Так, в 1710-е гг. он исполнял целый ряд поручений Петра I, в том числе и по «садовой части», при формировании дворцового комплекса в Стрель-не [11]. Следует полагать, что формирование планировочной структуры глинковской усадьбы в духе нового времени, а также возведение господского дома и близлежащих к нему флигелей осуществлялось в четком соответствии с проектным замыслом самого Я.В. Брюса. И.Э. Грабарь особо подчеркивал в данной связи, что этот ближайший сподвижник царя «был очень сведущ в делах архитектуры. В его библиотеке много разных архитектурных увражей и очень возможно, что тот прелестный дом, который он выстроил себе в деревне, сочинен им самим» [12]. Стоит также отметить, что в личной библиотеке Брю-

са, превосходившей по общему количеству книг даже библиотечное собрание самого Петра I, были широко представлены и издания по архитектуре, в том числе и сочинения классиков (Витрувий, Палладио, Бароц-ци де Виньола) [13].

При активном участии владельца обустройство усадьбы могло занять не более двух-трех лет в промежутке с конца апреля 1727 г. и вплоть до середины апреля 1735 г. В результате были возведены: одноэтажный с мезонином объем главного дома, а южнее — три одноэтажных хозяйственных флигеля, симметричная постановка которых определила пространственные габариты просторного парадного двора. Восточнее был сформирован из разновеликих одноэтажных хозяйственных строений близкий в плане к квадрату хозяйственный двор. Одновременно к северу от господского дома последовала разбивка обширного регулярного парка, примкнувшего с запада к одному из двух разновеликих прудов, созданных на речной запруде, видимо, еще до Я.В. Брюса, но существенно им выровненных и расширенных. Шедшая из Москвы старинная дорога (по оси запад-восток) разделяла эти пруды, обеспечивая непосредственный подъезд к главному входу усадебного дома со стороны его южного фасада.

Объемно-пространственная структура господского дома учитывала наличие одноэтажного, несколько вытянутого с запада на восток основного прямоугольного в плане объема, над которым возвышался, подобно мезонину, прямоугольный в плане центральный зал, вероятно, использовавшийся в качестве обсерватории. Видимо, еще при Я.В. Брюсе объем здания дополнялся контрастно возвышавшейся над кровлей верхнего зала украшенной часами башенкой. В боковых своих частях первый этаж завершался, по-видимому, трехскатными кровлями, характер завершения верхнего объема прояснить не удалось. Соединявшая оба этажа широкая трех-частная лестница располагалась в центральной части восточного крыла. Она освещалась располагавшимся на восточном фасаде единственным оконным проемом. Следовательно, проход в зал 2-го этажа частично осуществлялся через чердачное пространство. Именно такое расположение лестницы потребовало создания на глухой западной стене зала своеобразного архитектурного акцента, а потому в ее центре была помещена (симметрично лестнице) широкая полукруглая ниша. При натурных исследованиях 1970-х гг. были также обнаружены: венчающий карниз, проходящий по периметру фасадов верхнего зала, следы примыкания к обоим торцам верхнего зала высокой двухскатной крыши, следы срубленных пилястр и белокаменного декора на углах торцов верхнего зала, а также отсутствие на торцах штукатурки. Очевидно, изначально здание не было оштукатурено, а потому весь белокаменный декор на его фасадах наиболее эффектно воспринимался на фоне краснокирпичных стен.

При неоднократном капитальном ремонте главного усадебного дома (1900, 1930-е, 1970-е гг.) были вскрыты фрагменты первоначальной и поздней кирпичной кладки, что подтверждает наличие двух основных строительных периодов. При этом первоначальный одноэтажный объем с возвышающимся над ним обширным залом 2-го этажа был выстроен из кирпича на известковом растворе с широким швом, обработанным подрезкой.

В целом сохранившиеся до нашего времени наличники оконных проемов 1-го этажа были рустованы и декорированы своеобразными белокаменными масками в перемычках и импостах. Маски украшают также аркаду и перемычки балконных дверей. К тому же эти многочисленные весьма выразительные ма-скароны почти не повторяют друг друга. Из белого камня были также вырезаны: базы и капители пилястр и колонн, профилированные карнизы, подоконники, украшения из акантовых листьев, помещенных в филенки. А под оконными проемами 1-го этажа — волюты балконных дверей.

Все это изысканное декоративное убранство главного усадебного дома, основанное на сочетании кирпича и резного белого камня, в полной мере отвечало стилевым особенностям петровского барокко. Изначально его главным фасадом мог служить западный, непосредственно сориентированный к прудам, старинной подъездной дороге и к весьма обширному пространству заливных лугов. Тем более, что именно западный торец здания фланкировался с двух сторон несколько приближенными к прудам парными флигелями. Более скромно решенный восточный фасад был сориентирован на юго-восточную часть парка. Протяженные его фасады обладали в целом схожей композицией. При этом северный граничил с юго-западной оконечностью регулярного парка, упираясь в одну из протяженных (по оси юг-север) его аллей. А южный фасад закреплял северную границу довольно просторного дворового пространства, образованного симметричной постановкой трех каменных одноэтажных служебных флигелей.

Относительно первоначальной планировки и использования главного усадебного дома, за исключением двух располагающихся друг над другом идентичных просторных залов, документально подтвержденную информацию выявить не удалось. А.Н. Греч, ознакомившийся с его интерьерами в 1920-х гг., отметил следующее: «В центральном нижнем зале остался еще громадный голландского типа очаг, в котором, казалось бы, можно зажарить целого кабана, очаг в типе тех, что находятся в Монплезире, Марли и Петровском домике в Летнем cаду» [14].

III период

Согласно завещанию, владельцем Глинок с конца апреля 1735 г. становится племянник Я.В. Брюса Александр Романович Брюс, являвшийся сыном его родного брата Романа Вилимовича Брюса. Помимо

< п

О Г и 3

0 м

а СО

1 2 У 1

о со

и -

Г I

о 2 О?

о 3

СО

со

3 м

2 6 >6

а §

• ) [5

<В 8

ю п

■ £

(Л п

(Я у

с о

® Ж

о о 10 10 ы ы

(О (О

сч N

о о

N N

сч сч

¡г <и

U 3

> (Л

С И 2

U 00

. Г

« (U

!!

<U О)

о % ---- "t^

о | Z -i

от*

от Е

Е о

£ °

^ с

ю °

S 1

сэ ЕЕ

О) ^

т- ^

£

от °

■8 El

О (Я

обширных окрестных земельных наделов и самого сельца с крестьянскими дворами, ему в собственность тогда же отошел и «двор помещиков с садом и всяким дворовым и хоромным строением и с прудами» [15].

Следовательно, Я.В. Брюс в последние восемь лет жизни успел сформировать развитый усадебный комплекс, включавший как жилые, так и хозяйственные строения, а также весьма значительный по пространственным габаритам регулярный парк, основанный на структурном взаимодействии поперечных и продольных аллей. В частности, располагавшийся в непосредственной близости берегового откоса Верхнего пруда объем господского дома фиксировал одну из главных протяженных его осей.

В 1753 г. А.Р. Брюс подал прошение в Московскую духовную консисторию, в котором просил разрешить перенести церковь из принадлежащего ему сельца Мизинова в сельцо Глинково ввиду того, что там она «разселась» и «поправлять ее опасно» так как она стоит на ненадежном месте, подверженному постоянному разливу из-за близкого выхода ключей» [16].

Соответственно в Глинкове участок под размещение будущего храма был избран на некотором возвышении, несколько севернее регулярного парка и в непосредственной близости от крестьянских дворов — «там удобное к построению место имеется». Для осуществления строительства из консистории была выслана подробнейшая инструкция, что позволяет предположить, что в основу проектного замысла глинковской церкви мог быть положен типовой проект. В результате храм в Мизино был разобран, а все еще пригодный для нового строительства его кирпич доставлен в Глинково. И в августе 1757 г.

А.Р. Брюс доложит в Московскую духовную консисторию, что строительство храма полностью завершено. Соответственно, теперь «сельцо» Глинково стало именоваться «селом». Сам же объем церкви был в то время сравнительно небольшим. Так, алтарная его часть представляла собой четверик площадью 100 м2 с алтарной апсидой. А имевшая деревянное перекрытие двухэтажная трапезная была гораздо уже основного четверика и составляла в длину 9, а в ширину 7,5 м. На втором ее ярусе размещался теплый придел св. князя Александра Невского. Со стороны колокольни сюда попадали с помощью лестницы, которая также размещалась в трапезной. Теплый придел использовался только в зимнее время.

Два-три года спустя в непосредственной близости от апсид храма в пространстве церковного погоста был выстроен сравнительно небольшой объем фамильного склепа, где и были захоронены сначала А.Р. Брюс (1760), а семнадцать лет спустя (1777) и его супруга Наталья Федоровна (урожденная Колычева) [17]. Именно с ее инициативой и связывают появление этого склепа, который изначально рассматривался как фамильная усыпальница, однако кроме их двоих в ней уже более никого не хоронили.

К относящейся к 1750 гг. широкомасштабной реконструкции усадебного комплекса А.Р. Брюса, помимо возведения церковного объема, следует отнести и надстройку господского дома, который в результате приобрел архитектурный облик, характерный уже для елизаветинского барокко (рис. 1).

Одновременно и фасады всех трех фиксировавших красные линии парадного двора флигелей также были оштукатурены и приобрели композиции, в целом отвечающие все той же стилистике (рис. 2).

Рис. 1. Глинки. Южный фасад господского дома. Фото начала XX в. (архив санатория)

Fig. 1. Glinka. Southern facade of the manor house. Photo made in the early 20th century (archived by the convalescence home)

Рис. 2. Глинки. Южный и восточный фасады Флигеля. Фото 1930-х гг. (архив санатория)

Fig. 2. Glinka. Southern and eastern facades of the Wing. Photo made in the 1930s (archived by the convalescence home)

Датированный 1772 г. межевой план зафиксировал устойчиво сохранявшиеся с рубежа ХУП-ХУШ вв. планировочные границы имения [18]. Так, на западе к ним подступала р. Клязьма, с северной стороны — земли с. Савинского, а с востока — села Ямкино и Воскресенское. К югу и юго-востоку находилась земля с. Балабаново, а также земли сельца Ельне и д. Стуловой. Этот план дополнялся «Полевыми записками», представлявшими собой рабочие записи землемеров [19]. Относительно Глинок в них упоминалось: наличие плотины, находившейся между прудами с мельницей и дорогой через нее; церкви с погостом; сада, расположенного на берегу пруда господского дома; залива р. Вори, гуменника, «галдареи», «прошпекта» и «амбара». Следовательно, фактически были перечислены все главные составляющие усадебного комплекса, возникшие в промежутке между 1727 и 1772 гг. Ко времени проведения «Генерального межевания» относятся и датированные 1770-1780 гг. «Экономические примечания» [20]. Касательно Глинок, здесь отмечалось следующее: «Село на правом берегу Вори, церковь каменная, дом господский каменный, при нем сад с плодовитыми деревьями, в саду ранжерея каменная, конный завод, мучная мельница на реке Воре». Следовательно, и само создание упомянутого конного завода следует связывать также с Я. А. Брюсом.

IV период

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1815 г. графиня Е.Я. Брюс продает за 300 тысяч рублей усадьбу Глинково с более чем 8000 десятинами земли калужскому купцу Ивану Тихоновичу Усачеву совместно с «господским домом каменным». А в 1836 г. был создан «Геометрический специальный план Московской губернии Московского что ныне

Богородского уезда села Глинкова с принадлежащими к нему всеми землями, которое во владении состоит московского 2-й гильдии купца Ивана Иванова сына Усачева» (рис. 3) [21]. На нем впервые из обнаруженных была уже детально представлена сложившаяся к этому времени планировочная структура и самого имения Глинки, и относящихся к нему земель. Так, основное пространство усадебного комплекса было занято регулярным парком, существенно вытянутым по продольной оси с юга на север. Очевидно, изначально несколько сужающееся к северу его пространство разделяли сразу шесть продольных аллей. Впрочем, план фиксирует наличие только четырех ввиду ликвидации к этому времени двух остальных в западной части парка, непосредственно подступавшей к прудам, и сложившихся в исходных своих габаритах, скорее всего, в конце 1720-х - начале 1730-х гг. еще при Я.В. Брюсе.

При этом все семь поперечных аллей сохранились полностью, но без западных своих оконечностей. В северной половине парка ближе к Верхнему пруду показано размещение в межаллейном пространстве небольшого пруда прямоугольного очертания. А в центре парка рядом с пересечением аллей расположен несколько вытянутый с запада на восток одноэтажный каменный объем, упоминавшийся ранее как «Оранжерея». Также несохранив-шийся до настоящего времени квадратный в плане еще один одноэтажный каменный объем находился у северо-восточного угла Верхнего пруда. Южнее к береговой его черте подступали нынешние садовый флигель и торцевым (западным) своим фасадом главный дом, которые одновременно были сориентированы и к пространству парка. Южный его фасад по-прежнему фиксировал усадебную дорожку,

< п

tT

iH О Г

0 w

t CO

1 z y i

J CD

U -

> i

n °

» 3

0 CJl

01

о n

CO CO

n NJ >6

• )

[5

® 8

Ю DO

■ T

(Л У

с о

<D Ж

о о

10 10

U W

(О (О

сч N

о о

сч сч

ci сч" К (V U 3 > (Л С И 2

U оо

. г

« (U

!!

<U О)

О %

(Л (Л

Е о

DL° ^ с

ю о

S !

о ЕЕ

fee

СП ^ т- ^

Si

О И

связанную с уходившей к Москве древней дорогой и восточной оконечностью садового вала. Южнее этого господского дома показано структурное расположение в пространстве прямоугольного двора еще трех выстроенных Я.В. Брюсом одноэтажных флигелей различного функционального назначения. А к востоку от них находилось еще пять разновеликих одноэтажных хозяйственных каменных строений в пространственных габаритах прямоугольного хозяйственного двора, видимо, существовавшего здесь еще на рубеже ХУП-ХУШ вв. Восточнее показаны два разновеликих весьма обширных озелененных пространства, где размещалось в линейном порядке несколько одноэтажных каменных жилых строений.

Рис. 3. Глинки. Фрагмент «Геометрического специального плана Московской губернии Московского что ныне Богородского уезда села Глинкова с принадлежащими к нему всеми землями, которое во владении состоит московского 2-й гильдии купца Ивана Иванова сына Усачева». 1836 г. РГАДА Ф. 1354. Оп. 246. Д. Г-36 Fig. 3. Glinka. Extract from the "Special geometric plan of the Moscow province of the Moscow district, now known as Bogorodsky dostrict of the village of Glinkova with all lands belonging to it, owned by the Moscow 2nd guild merchant Ivan Ivanov, son of Usachev". 1836. Russian state archive of ancient documents. Fund 1354. L. 246. Bogorodsky uyezd. G-36.

Примечательно, что именно здесь устроенная проезжая часть переходила в протяженную, очевидно, липовую аллею, которая от самой усадьбы далеко уходила в восточном направлении и обрывалась

у обширной заболоченной местности. Ее прокладка (по оси запад-восток) в полной мере соответствовала общей трассировке упомянутой древней трассы, которая посредством плотины разделяла находившиеся в западной части усадьбы прямоугольные Верхний и Нижний пруды. Расположение трехчастного каменного церковного объема, четко сориентированного своими апсидами на восток, показано на включавшем в себя и погост прямоугольном огороженном участке, который с юга подступал к самой северной продольной аллее регулярного парка. А севернее храма план зафиксировал компактное расположение крестьянских дворов сельца Глинкова. Его главная улица по оси север-юг подводила к северному фасаду колокольни храма. На южных подступах к усадьбе в непосредственной близости от акватории р. Вори зафиксировано асимметричное расположение целой группы мелкомасштабных строений хозяйственного назначения, в том числе и напрямую связанных с фабричным производством.

V период

В 1854 г. владельцами усадьбы Глинково становятся московские 1-й гильдии купцы — Семен Петрович и Семен Александрович Алексеевы, приобретшие ее у В.И. Усачева: «Купили мы... в даче, именуемой Глинки, 348 дес. с разными на той земле построенными каменными и деревянными, жилыми и нежилыми и фабричными строениями, и заведениями» [22]. В той же купчей на продажу говорилось и о наличии в усадьбе «каменного дома с флигелями».

Обозначившаяся в начале XIX в. тенденция использования усадьбы исключительно в производственных целях достигнет своего апогея к рубежу Х1Х-ХХ вв. [23]. Именно тогда решительно все сохранявшиеся усадебные и вновь возведенные постройки безраздельно отвечали потребностям фабричного производства. Так, в 1899 г. полностью выгорел 2-этажный объем господского дома, неизменно использовавшийся под склад пряжи. Позднейшая фабрично-бытовая застройка Глинок, представлявшая собой разновеликие исключительно одноэтажные деревянные строения, была выстроена, как удалось установить, по проектам одного из основателей Московского архитектурного общества, выпускника Московского дворцового архитектурного училища Н.А. Тютюнова (1833-1916).

К 1883 г. восходит и реконструкция глинковской церкви, приведшая к радикальному увеличению ее первоначального объема вследствие резкого роста численности окрестного населения, напрямую связанного с многократно возросшей хозяйственной деятельностью (рис. 4).

В 1903 г. был составлен «План владения торгового дома братьев Я. и Е. Лопатиных, состоящий в Московской губернии, Богородского уезда, близ деревни Глинки» (рис. 5) [24]. Под № 4 на нем значился объем главного дома, относительно которого

Этапы эволюции подмосковной усадьбы Глинки Я. В. Брюса _

С.178-191

по материалам историко-архитектурных и натурных исследований

сообщалось: «Флигель каменный, крытый железом в один этаж, штукатурен, печь русская с плитой, окна,

в один этаж, штукатурен, комнаты оклеены обоями, рамы, двери окрашены, полы сосновые». Как уточ-

печи голландские и русские с плитами. К нему при- няется, в это время здание использовалось под склад

мыкает под лит. а кухня деревянная, крытая железом, для хранения хлопка [17].

Рис. 4. Глинки. Церковь. Фото начала XX в. (архив санатория)

Fig. 4. Glinka. Church. Photo made in the early 20th century (archived by the convalescence home)

Рис. 5. Глинки. Фрагмент «Плана владения торгового дома братьев Я. и Е. Лопатиных, состоящий в Московской губернии, Богородского уезда, близ деревни Глинки». 1903 г. ЦИАМ. Ф. 303. Оп. 1. Д. 68. Л. 6 Fig. 5. Glinka. Extract from the "Ownership plan of the trading house owned by the Ya. and E. Lopatin brothers, in the Moscow province, Bogorodsky district, near the village of Glinka". 1903. Moscow Central State Archive. Fund 303. L. 1. File 68. Sheet 6

VI период

В 1918 г. бывший усадебный комплекс национализирован и в нем разместились два детских дома для детей-сирот в соответствии с решением Щелковского волостного и Богородского уездного отделов образования. А все его исторические элементы перешли в ведение отдела по делам музеев Главнауки Наркомпроса. Несмотря на это, их деградация из-за отсутствия капитальных ремонтов продолжилась. Потому неслучайно в 1923 г. появится проект специального договора об отдаче Глинок и близлежащего Лосиного завода «в концессионное содержание на 49 лет иностранцу Ф.К. Кригеру» [25]. Именно он брал на себя обязательства реставрации как бывшего главного усадебного дома, так и всех его флигелей.

В 1930 г. Наркомат пищевой промышленности взял бывший усадебный комплекс в длительную аренду для устройства своего Дома отдыха.

К этому времени северная лоджия господского дома полностью утратила деревянные перекрытия и в значительной мере декоративное убранство на уровне 2-го этажа, создававшееся по аналогии с южным фасадом также в середине XVIII в. Он не эксплуатировался и стоял без оконных рам и с закладкой ряда первоначальных оконных и дверных проемов. Только в результате последовавшей в первой половине 1930-х гг. смены арендатора исторические элементы застройки, включая бывший господский дом, капитально отремонтировали и приспособили к нуждам того же ведомственного Дома отдыха. Одновременно создана принципиально иная планировочная структура парка, для чего потребовалось

< п

tT

iH О Г

0 w

t CO

1 z y i

J CD

U -

> i

n °

» 3

0 CJl

01

о n

CO CO

n NJ >6

• )

[8

® 8

Ю DO

■ T

s У

с о

<D Ж

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о о

10 10

u w

(О (О

сч N

о о

сч сч

сч'сч"

It (V U 3 > (Л С И 2

U оо

. г

« (U

!!

<u <D

О % ---- "t^

§1 от*

от ЕЕ

Е о

• с

Ю °

о ЕЕ

fe о

О) ^

т- ^

£

от °

Е!

О (Я

не только вычистить первоначальный пруд, но и отрыть в качестве логического его продолжения еще один, также параллельно всей западной оконечности парка. Объем глинковской церкви был разобран и включен в состав вновь выстроенного 4-этажного кирпичного здания в качестве главного санаторского корпуса (рис. 6).

При этом полностью ликвидировали и подступавший к апсидам храма церковный погост, а также снесли находившуюся здесь фамильную усыпальницу Брюсов.

По заданию ВЦСПС и Центрального совета по управлению курортами профсоюзов архитектурно-проектная мастерская в 1960-е гг. разработала проект комплексной перепланировки бывшего главного усадебного дома, который теперь значился как «Спальный корпус № 1». Эти проектные планы 1-го и 2-го этажей из архива санатория «Монино» учитывали радикальную его реконструкцию с увеличением общей численности комнат, предназначенных для отдыхающих. Так, зальное пространство на уровне 1-го этажа было разделено перегородками, что позволяло создать несколько служебных помещений для обслуживающего персонала. В боковых частях этажа также с помощью перегородок образована сеть небольших стандартных спален, совмещенных с санузлами. На втором этаже первоначальное пространство зала сохранено, но в боковых его частях вновь созданная планировка практически полностью отвечала планировке первого этажа. Связывающая оба этажа двухчастная лестница теперь размещалась

в пространстве северной лоджии, а обращенный к парку просторный балкон был устроен в центральной части северного фасада. Очередная реконструкция неэксплуатируемого с 1978 г. бывшего главного дома произведена в 1981 г. и также без архнадзора и без учета требований научной реставрации. Именно тогда межэтажные деревянные перекрытия заменят на железобетонные, что привело к необходимости устройства в зальном пространстве первого этажа четырех несущих кирпичных колонн. Также полностью заменено на современное и кровельное покрытие. В очередной раз подверглась изменениям и планировка обоих этажей здания с размещением стандартных спален с санузлами. Эта реконструкция привела к закладке ряда первоначальных оконных и дверных проемов. А на уровне первого яруса восточного фасада пробито два дополнительных оконных проема. От дореволюционной отделки интерьера уцелела лишь гипсовая раковина с картушем, украшающая конху полукруглой ниши верхнего зала (по аналогии с фасадом близлежащего паркового флигеля). А в следующем году была уничтожена и фресковая роспись стен верхнего зала, созданная в первой половине XX в. в подражание рокайльному стилю 1730-1740-х гг.

Вплоть до начала 2010-х гг. бывший объем главного усадебного дома неизменно сохранял свое использование в качестве одного из спальных корпусов санатория в рамках окончательно сложившейся в 1980 г. общей планировочной его организации.

Рис. 6. Глинки. Перестроенный в санаторный корпус церковный объем. Фото 1950-х гг. (архив санатория)

Fig. 6. Glinka. The church rebuilt into the convalescence home building. Photo made in the 1950s (archived by

the convalescence home)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ начала XX вв. использовалась в производственных

_ _ целях, а в 1930-х гг. была включена во вновь сформи-Глинки — один из стареиших усадебных памятников Подмосковья, сформированный в два ос- рованный сашгортъш ю^жж с южед^шш рада новных строительных этапа (1727-1735, 1750-е гг.), новых объемов и комплексной реконструкцией всех исходная застройка которого на протяжении XIX - его исторических элементов (рис. 7, 8).

Рис. 7. Глинки. Эволюция объемно-пространственной структуры усадьбы: a — 1836 г.; b — 1903 r.; c — 2022 r. Fig. 7. Glinka. The evolution of the 3D structure of the manor: a — 1836; b — 1903; c — 2022

(О (О

N N

О О

СЧ СЧ

СЧ~СЧ~ It (V U 3 > (Л С И 2

U 00 . г

« (U

!!

<и <и

о ё

W

Е о

£ ° • с ю °

si

о ЕЕ

fe ° О) ^ т- ^

ел ел

El

О (Я

Рис. 8. Глинки. Планы элементов усадебной застройки Fig. 8. Glinka. Layouts of elements of the manor development

Рис. 9. Глинки. Проект границ территории памятника Fig. 9. Glinka. Monument boundaries

< П

tT

iH О Г

О M

n S

y

J to U -

> I

П о

§ 3

о §

О? о n

)

It —

§ 3

§ 6

>6 t (

In

• )

f!

f «

л ' ! DO

■ T

W У

с о <D Ж

О О 10 10 Ы W

При этом и сохранившиеся усадебные постройки, и фрагментарно уцелевшие элементы планировки обладают исключительной мемориальной значимостью, напрямую связанной с государственной и научно-практической деятельностью виднейших представителей семейства Брюсов. В рамках комплексного их сохранения следует, прежде всего, предусмотреть обсуждение предлагаемых границ охранной зоны памятника с последующей разработкой проектов комплексной научной реставрации всех структурных его элементов (рис. 9).

Обоснование и критерии для установления границ объекта культурного наследия базируются на результатах анализа историко-культурных, историко-градостроительных и ландшафтно-визуальных параметров, а также особенностей структуры застройки рассматриваемой территории, этапов ее формирования и развития. Учитывались историко-культурные особенности участка, его трансформации и утраты, существующее состояние. Принимались во внимание и современные условия регулирования имущественных и земельных отношений.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

(О (О N N

о о

N N

ci сч

К <D U 3

> (Л

с и

U 00 . г

« (U

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

!!

Ф О)

о %

(Л (Л

Е О

DL° • с LO о

si

о ЕЕ £ °

СП ^ т- ^

1. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 2. Д. 9902. Л. 431.

2. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 2. Д. 9902. Л. 436-448.

3. РГАДА. Ф. 27. Оп. 1. Д. 484. Ч. III. № 20. План местности по р. Клязьме около впадения р. Вори. XVII в.

4. Холмогоров В. И. Исторические материалы о церквах и селах Х^-Х^П столетий Московской епархии. М. : Тип. Л.Ф. Снегирева, 1887. Вып. VI. С. 53-57.

5. РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Д. 3664. Л. 96 об.

6. Лефорт Ф. Сборник материалов и документов / сост. Т. А. Лаптева, Т.Б. Соловьева. М. : Древлехранилище, 2006. С. 359.

7. Заозерский Е.И. Список мануфактур, возникших при Петре // Исторические записки. М. : Акад. Наук СССР, 1945. Т. 19.

8. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 2. Д. 2902. Л. 454.

9. РГАДА. Ф. 1250. Оп. 1. Д. 3. Л. 38-41.

10. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 2. Д. 9902. Л. 462 об.

11. Горбатенко С. Архитектура Стрельны. СПб. : Европейский дом, 2008. С. 27, 28, 32, 37, 150.

Поступила в редакцию 24 ноября 2022 г. Принята в доработанном виде 18 января 2023 г. Одобрена для публикации 6 февраля 2023 г.

Об авторе : Владимир Михайлович Чекмарёв — доктор искусствоведения, профессор; Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ); 129337, г Москва, Ярославское шоссе, д. 26; ведущий научный сотрудник; Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства — филиал Центрального научно-исследовательского и проектного института Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (НИИТИАГ — филиал ЦНИИП Минстроя России); 119331, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 29; timurahc@yandex.ru.

12. Грабарь И.Э. Архитекторы-иностранцы при Петре Великом // Старые годы. СПб. : Тип. «Сириус», 1911. С. 144.

13. Библиотека Я.В. Брюса. Каталог / сост. Е.А. Савельева. Л. : БАН СССР, 1989.

14. Греч А.Н. Венок усадьбам. Глинки // Памятники Отечества. М. : Советская Россия, 1994. Вып. 32. С. 138.

15. РГАДА. Ф. 1250. Оп. 1. Д. 3. Л. 59.

16. ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 753. Д. 726.

17. Глинки // Среди коллекционеров. М. : Изд-во «Среди коллекционеров», 1924. № 7-8. С. 51.

18. РГАДА. Ф. 1354. Оп. 859. Богородский уезд. Г-с (Кр).

19. РГАДА. Ф. 1320. Оп. 1. Д. 664.

20. ЦГА Москвы. Ф. 49. Оп. 2. Д. 20. Л. 204-209.

21. РГАДА. Ф. 1354. Оп. 246. Богородский уезд. Г-36. (Син).

22. ЦГА Москвы. Ф. 210. Оп.1. Д. 136. Л. 15-20.

23. ЦГА Москвы. Ф. 54. Оп. 180. Д. 121. Л. 30. 1888 г.

24. ЦГА Москвы. Ф. 303. Оп. 1. Д. 68. Л. 6-10.

25. ГА РФ. Ф. 2306. Оп. 1. Д. 2332.

* s

| ^ 1. Russian state archive of ancient documents.

x Ë Fund 1209. L. 2. File 9902. Sheet 431. (rus.). jj jg 2. Russian state archive of ancient documents.

M > Fund 1209. L. 2. File 9902. Sheet 436-448. (rus.).

REFERENCES

3. Russian state archive of ancient documents. Fund 27. L. 1. File 484. Part III. Sheet 20. (rus.).

4. Kholmogorov V.I. Historical materials about churches and villages of the XVI-XVIII centuries of

the Moscow Diocese. Moscow, L. F. Snegireva Type, 1881; VI:53-57. (rus.).

5. Russian state archive of ancient documents. Fund 396. L. 2. File 3664. Sheet 96. (rus.).

6. Lefort F. Collection of materials and documents. Moscow, Drevlekhranishche, 2006; 359. (rus.).

7. Zaozersky E.I. List of manufactories that arose under Peter. Historical notes. Moscow, USSR Academy of Sciences, 1945; 19. (rus.).

8. Russian state archive of ancient documents. Fund 1209. L. 2. File 2902. Sheet 454. (rus.).

9. Russian state archive of ancient documents. Fund 1250. L. 1. File 3. Sheet 38-41. (rus.).

10. Russian state archive of ancient documents. Fund 1209. L. 2. File 9902. Sheet 462. (rus.).

11. Gorbatenko S. Architecture of Strelna. St. Petersburg, European House, 2008; 27,28,32,37,150. (rus.).

12. Grabar I.E. Foreign architects under Peter the Great. Old Years. St. Petersburg, Sirius,1911; 144. (rus.).

13. Savelyeva E.A. Library of Y.V. Bruce. Catalog. Leningrad, Library of the Academy of Sciences of the USSR, 1989. (rus.).

Received November 24, 2022.

Adopted in revised form on January 18, 2023.

Approved for publication on February 6, 2023.

B i o n o t e s : Vladimir M. Chekmaryov—Doctor of Arts, Professor; Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU); 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; Leading Researcher; Scientific Research Institute of Theory and History of Architecture and Urban Planning — branch of the Central Institute for Research and Design of the Ministry of Construction and Housing and Communal Services of the Russian Federation (NIITIAG); 29 Vernadsky Avenue, Moscow, 119331, Russian Federation; timurahc@ yandex.ru.

14. Grech A.N. Wreath to manors. Glinka. Monuments of the Fatherland. Moscow, Soviet Russia, 1994; 32:138. (rus.).

15. Russian state archive of ancient documents. Fund 1250. L. 1. File 3. Sheet 59. (rus.).

16. Moscow Central State Archive. Fund 203. L. 753. File 726. (rus.).

17. Glinka. Among collectors. 1924; 7-8:51. (rus.).

18. Russian state archive of ancient documents. Fund 1354. File 859. Bogorodsky district. G-s (Kr). (rus.).

19. Russian state archive of ancient documents. Fund 1320. L. 1. File 664. (rus.).

20. Moscow Central State Archive. Fund 49. L. 2. File 20. Sheet 204-209. (rus.).

21. Russian state archive of ancient documents. Fund 1354. L. 246. Bogorodsky uyezd. G-36. (Syn). (rus.).

22. Moscow Central State Archive. Fund 210. L. 1. File 136. Sheet 15-20. (rus.).

23. Moscow Central State Archive. Fund 54. L. 1. 180. Sheet 121. Sheet 30. 1888. (rus.).

24. Moscow Central State Archive. Fund 303. L. 1. File 68. Sheet 6-10. (rus.).

25. State Archive of the Russian Federation. Fund 2306. L. 1. File 2332. (rus.).

< П

tT

iH О Г

0 w

t CO

1 i y i J CD

U -> i

n °

is

0 i

01

о n

CO CO

n NJ >6

• )

[8

® 8

Ю DO

■ T

(Л У

с о

<D X

о о

10 10

U W

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.