Научная статья на тему 'Этапы эволюции налоговых органов России'

Этапы эволюции налоговых органов России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2999
442
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of developing and strenthening of tax control are not less actual nowadays then they were several centuries ago. The notion of tax control is not new for Russia. The bodies of tax control – The Ministry of RF on Taxes and Dues and its subdivisions have a long history. The evolutional stages of setting up and developing of the tax bodies are studied in this article. Special attention is payed to the tax bodies structure on different historical stages of Russian state development.

Текст научной работы на тему «Этапы эволюции налоговых органов России»

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

УД К: 336.225.673

Е.В. Иванова

Академия бюджета и казначейства, г. Москва ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РОССИИ

The problems of developing and strenthening of tax control are not less actual nowadays then they were several centuries ago. The notion of tax control is not new for Russia. The bodies of tax control - The Ministry of RF on Taxes and Dues and its subdivisions have a long history. The evolutional stages of setting up and developing of the tax bodies are studied in this article. Special attention is payed to the tax bodies structure on different historical stages of Russian state development.

Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства. Без четкой, налаженной и эффективной системы сбора налогов немыслимо процветание и развитие общества. Органы налогового контроля - Министерство РФ по налогам и сборам (далее МНС РФ) и его подразделения в России имеют давнюю историю.

Первые упоминания о взимании дани относятся к эпохе князя Олега (912 г.). Один из источников тех лет - летопись «Повесть временных лет» - сообщает, что новгородские «словене» в IX в. ежегодно «мира для» (т. е. ради сохранения мира) платили дань варягам [1, с. 20, 47]. В 966 г. князь Святослав покорил вятичей и «дань на них възложил». Дань взималась двумя способами: «повозом» и «полюдьем». Под «повозом» понималась система привоза дани князю, а под «полюдьем» - система сбора дани путем снаряжения экспедиций. Первоначально дань собирали при личном участии князя и его дружины («полюдье»), а позднее устанавливались места сбора дани и лица, ответственные за ее сбор - данники.

Фактически не изменился порядок сбора налогов и во времена татаро-моногольского ига, но следует отметить о некоторых новациях. Особые чиновники (осминники, мытники, таможенники, по-шлинники) систематически собирали дань с населения, значительная часть которой передавалась завоевателям. Сбор дани, или как ее называли на Руси «ордынский выход», постепенно стали контролировать специально назначенные чиновники - баскаки, имевшие в своем распоряжении вооруженную охрану. Параллельно с баскаками сбором дани занимались богатые восточные купцы - «бессермены». С конца XIII в. упоминания о баскаках в источниках становятся редкими, а их ликвидация приходится на 20-е гг. XIV в. Право сбора налогов было передано русским князьям. Именно в этот период произошла систематизация взимания налогов (уплата «выхода» - ежегодного налога). Татарская дань сыграла важную роль в государственной жизни русских земель. На Руси дань, возникшая первоначально как следствие подчинения победителю, приучила население к платежу прямого налога и привела к понятию «тягла» как податной обязанности населения. Однако удельный характер княжения исключал возможность появления на Руси того времени единообразной налоговой системы. Лишь с появлением российской государственности и централизацией власти в конце XV в. сложились предпосылки для создания специальных органов, ведавших сбором налогов в масштабе государства.

В эпоху Ивана Грозного центральным учреждением, ведавшим сбором, хранением и расходом казны, стал Приказ Большого прихода, первые упоминания о котором встречаются в документах 1554 г. Параллельно существовали другие ведомства, собиравшие подати: Большой дворец, Ямская изба, ведавшая сбором основного налога - ямских денег; территориальные учреждения, называвшиеся четвертями. Во главе финансовых учреждений стояли дьяки: Юрий Сидоров, Угрим Львов-Пивов, Андрей Васильев и др. [2, с. 424-425]. Кардинальные перемены произошли на местном уровне. До середины XVI в. сбором налогов на местах занимались «кормленщики», назначенные великим князем на должность наместника. Они не получали государственного жалования за службу, а существовали за счет взимания с местного населения натуральных и денежных «кормов», включавших часть судебных и иных пошлин, налогов и сборов. За счет «корма» содержался их административный аппарат. Размеры «корма» регламентировали Уставные грамоты. Система кормлений создавала широкие возможности для самоуправства и злоупотреблений на местах и поэтому в 1552-1556 гг. была произведена отмена такой системы. В результате власть на местах перешла к выборным представителям - губным старостам, городовым приказчикам.

© Е.В. Иванова, 2004 122

С введением опричнины из-за чрезвычайного внутреннего и внешнего положения государства единым финансовым ведомством оставался Большой приход. Возникла должность казначея - главного хранителя и распорядителя царской опричной казны. В его ведение была передана четверть (или Четвертной приказ), ставшая одним из главных финансовых учреждений опричнины. В годы опричнины сбором налогов с местного населения ведали городовые и ямские приказчики, таможенники и другие финансовые агенты.

Существенные реформы налоговой системы России происходили в эпоху царствования Алексея Михайловича (1645-1676 гг.). Помимо введения новых налогов и отмены старых, изменилась система сбора налогов. Обложение стало «подворным». В 1678-1679 гг. была проведена перепись населения, по завершении которой все прямые налоги были переведены с сохи и четверти - на двор. Введение подворного налогообложения расширило круг налогоплательщиков. На формирование налоговых органов того времени значительное влияние оказали реформы в области управления. В 1655 г. был создан Приказ счетных дел, ведавший учетом доходов и расходов казны, однако полномочий контроля за поступлением налогов он не имел. Сбором налогов и даже их расходованием ведали одновременно несколько приказов, например Приказ новой четверти контролировал поступления кабацких сборов, существовал Приказ сбора пятинных денег, Приказ денежного сбора (при введении чрезвычайного налога «десятая деньга»). Приказная система сохраняется до 1717 г., но подвергается существенному реформированию: создаются новые приказы, изменяются сферы деятельности старых приказов. Указом Петра 1 от 30 января 1699 г. в Москве учреждается Бурмистерская палата - центральное административно-финансовое и судебное учреждение - ведавшая раскладкой и сбором податей и повинностей с населения Москвы и её посадов.

Несмотря на проводимые в области управления сбором налогов реформы, способы уклонения от уплаты налогов становились все изощреннее. По проведенной переписи населения в 1710 г. выяснилось, что население России значительно сократилось. Об этом свидетельствует профессор И.Х. Озеров в своем учении «Основы финансовой науки». Он пишет: «Правительство при раскладке пользовалось результатами переписи 1678 года, но в надежде, что население с того времени увеличилось, оно предприняло перепись 1710 года. Но вместо прибыли населения, пришлось констатировать почти сплошную и огромную убыль: в Астраханской - до 40 %, Смоленской - 21,2 %, Московской - 24,8 % и др., и лишь в Казанской мы находим прирост в 16,9 %, а в Сибирской в 47,9 % , по всей России была констатирована убыль в 19,5 %, т. е. убыла 1/5 часть всего населения» [3, с. 314]. Скорее всего, тенденция заключалась в том, что чем дальше от центра, тем легче было укрыться от правительственного ока. С другой стороны, возник другой способ уклонения от налогов - дворы родственников, а порой и соседей стали огораживать единым плетнем. По данным профессора И.Х. Озерова, население двора с 3,5 лиц мужского пола в 1678 г. возросло до 5,5 в 1717 г. [3, с. 314].

Существенные изменения в системе сбора налогов начинают происходить с изменением административно-территориального деления России и созданием должности губернаторов, на которых возлагаются функции контролю за сбором налогов. Указом от 22 февраля 1711 г. учрежден Сенат - постоянно действующий высший орган государственного управления, в числе других выполнявший обязанности контролёра в сфере государственных доходов.

В 1717 г. возникают финансовые коллегии - центральные правительственные учреждения в России, ведавшие государственными доходами и расходами. Центральным финансовым учреждением стала Камер-коллегия, которая имела сеть своих учреждений на местах, ведала государственными доходами, надзирала над окладными и неокладными приходами. Органом Камер-коллегии в провинции был земский комиссар, который со своими помощниками - нижними комиссарами - собирал подати, надзирал за эксплуатацией государственных имуществ, выполнял целый ряд других, не связанных с взиманием налогов функций.

Надо признать, что с самого начала своей деятельности Камер-коллегия не стала тем центральным органом, который определял бы налоговую политику государства. Более того, вскоре после её создания сбор подушной подати перешел к Военной коллегии, монетной и горной регалий - к Берг-коллегии, морских пошлин и некоторых важных доходов с государственных имуществ - к Камер-коллегии, гербовой бумаги - к Мануфактур-коллегии.

С одной стороны, об эффективности проводимых реформ можно судить по их фискальным результатам: прямые налоги, взимаемые с населения, к концу царствования Петра I составляли более половины всех источников государственных доходов. Огромный рост расходов, связанных с ведением войн и проведением многосторонней преобразовательной деятельности Петра I, оказал воздействие на проведение налоговой реформы, в результате которой сформировавшаяся к XVIII в. громоздкая и до-

рогостоящая налоговая система была заменена относительно простой системой подушного обложения. Такая система смогла увязать возросшие государственные расходы с доходами.

С другой стороны, колоссальная налоговая нагрузка на население привела к росту недоимок по сбору подушного налога. Широко был распространен способ уклонения от налогов - утайка душ. Так, в одной из волостей Сольвычегодского уезда 52 живые души были записаны как умершие, к тому же 146 душ, родившихся после прежней переписи, были утаены. Пришлых и беглых записывали чужими именам вместо умерших [4, с. 55]. Низкая собираемость налогов вынудила правительство уже в 1728 г. прибегнуть к услугам армии. В помощь местной администрации взыскивать налоги направляли офицеров и солдат. К 1732 г. при государственном доходе в 6-7 млн руб. в год недоимки за период правления Екатерины I и Петра II накопились в размере 7 млн руб. [5, с. 448].

Для обеспечения своевременного сбора налогов была создана новая Камер-коллегия, причём «старая» Камер-коллегия продолжала свою работу. Согласно регламенту новой Камер-коллегии, изменились сроки сбора подушных денег (дважды в год). Должность земского комиссара упразднялась, и функции сбора основного налога перекладывались на помещиков.

Однако, несмотря на принимаемые меры, недоимки увеличивались. Наконец в 1738 г. власти предприняли крупномасштабную кампанию по взысканию недоимок. Был установлен месячный срок для уплаты всех накопившихся недоимок. В результате к июлю 1738 г. собрано всего 150 тыс. руб. Был установлен новый срок, но всё оказалось малоэффективным. К началу 40-х гг. XVIII в. размер недоимок превысил 5 млн руб. Злостным должником являлось само правительство: кабинет-министр, сенаторы, президенты коллегий и канцелярий, а также верхи столичного дворянства. Так, кабинет-министр А.М. Черкасский задолжал казне 16 029 руб., обер-прокурор Сената Ф.И. Соймонов - 3 956 руб. В целом «знатные доимщики» были должны государству около 2 млн руб. [6, с. 138-139].

Сложившаяся ситуация обусловлена не только субъективными причинами неуплаты налогов -реакцией на чрезмерный налоговый гнёт, приобретающей форму устойчивой закономерности, но и объективными причинами: отсутствием чёткого, отлаженного механизма налогового контроля, одна из основных целей которого - препятствование ухода от налогообложения. Единственным выходом из такого положения в условиях налогового нигилизма был Манифест 1752 г. о прощении недоимок за период с 1724 по 1747 г.

Во времена Екатерины II, указом от 24 октября 1780 г. была учреждена экспедиция о государственных доходах. Спустя год её разделили на четыре самостоятельных экспедиции: первая занималась доходами, вторая - расходами, третья - ревизией счетов, четвёртая - взысканием недоимок. Все четыре экспедиции подчинялись генерал-прокурору. Петровские коллегии к этому времени были упразднены, а их функции переданы казённым палатам, возглавляемым вице-губернатором. На казённые палаты возлагалось осуществление «казённого управления» в губерниях: сбор сведений о численности населения, учёт поступления доходов. В дальнейшем за казёнными палатами остались только финансовые функции: наблюдение за своевременным поступлением доходов в бюджет и расходованием средств в пределах предусмотренных для губерний ассигнований, составление ведомости доходов и расходов, ревизия отчетности.

В период царствования Александра I были осуществлены значительные реформы в сфере организации государственных финансов. В 1802 г. было создано Министерство финансов. Структурным подразделением его был Департамент податей и сборов, который в 1863 г. разделили на два самостоятельных департамента: окладных сборов и неокладных сборов. Последний в мае 1896 г. был преобразован в Главное управление неокладных сборов и казённой продажи питий. Наряду с названными работой по взиманию налогов занимался Департамент торговли и мануфактур. На местах вопросы налогообложения решали казённые палаты, подчинённые Министерству финансов.

Существенный толчок развитию системы налогового контроля дали инициативы министра финансов России Н.Х. Бунге. По его инициативе в 1885 г. Государственный Совет учредил должности податных инспекторов, которые должны были осуществлять контроль за правильным взиманием налогов, пошлин и различных сборов на своих участках. В том же 1885 г. уже было назначено 222 податных инспектора. Общая их численность была установлена в количестве 500 человек. Учитывая особую значимость деятельности податных инспекторов, их назначение на должность и распределение по губерниям осуществлял лично министр финансов.

На податных инспекторов были возложены следующие обязанности:

• наблюдение за правильностью торговли;

• участие в качестве чиновников казённых палат в генеральных проверках торговли;

• председательствование в уездных податных присутствиях, образуемых для раскладки дополнительного сбора с торговли и промыслов;

• наблюдение за своевременностью принятия мер взыскания недоимок по налогам.

Податные инспекторы изучали реальное положение дел в хозяйственной деятельности населения и размеры получаемых доходов. Они же рассматривали факты злоупотреблений по сокрытию доходов от налогообложения, уклонения от уплаты налогов. Должность податного инспектора была престижной, имела высокий образовательный и квалификационный ценз. Податной инспектор освобождался от воинской повинности, имел должностную печать. Согласно Табели о рангах он был чиновником 4-го класса и при наличии высшего образования уже через три года работы получал орден Святой Анны 3-й степени, тогда как чиновники других ведомств в этом случае могли претендовать лишь на орден Святого Станислава 3-й степени.

О результатах деятельности податных инспекторов могут свидельствовать следующие факты: за три года, предшествующие созданию податной инспекции, торговые пошлины составили 61 248 тыс. руб., а за 1886-1888 гг. - уже 72 243 тыс. руб. [7, с. 49]. Существенных изменений в экономике России в эти годы не происходило, поэтому весь рост поступлений в казну государства на 11 млн руб. был достигнут благодаря деятельности податной инспекции. Податные инспектора внесли огромный вклад и в совершенствование налоговой системы. В частности, в 1892 г. была проведена переоценка городских недвижимых имуществ, что позволило увеличить общую сумму налога на 12 %, введён квартирный налог, проведена реформа промыслового налога.

Однако, несмотря на все положительные моменты в деятельности податных инспекторов, в источниках мы находим сведения о росте недоимок по податям и выкупным платежам. П. Сабуров, исследуя историю развития русских финансов, ссылаясь на отчёты государственного контроля за 1897 г., приводит данные по 50 губерниям европейской России: в 1890 г. недоимка составляла 49 309 911 руб., а в 1892 г. она выросла в 2,2 раза и составила 109 027 695 руб. [8].

Для упорядочения работы по раскладке, учёту и взиманию основных видов налогов в конце XIX - начале XX в. стали создавать присутствия по различным видам налогообложения (коллегиальные органы управления): губернские и уездные податные раскладочные присутствия. После упразднения губернского податного присутствия его функции были переданы самой казённой палате и специальным присутствиям по основным налогам: присутствию по налогу с недвижимых имуществ, присутствию по квартальному налогу и присутствию по государственному промысловому налогу, возглавляемому губернатором лично. Раскладочные присутствия в уезде, возглавляемые податным инспектором участка, сохранились до 1917 г.

Существенные перемены в организации сбора налогов произошли после революции 1917 г. 31 октября 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял Декрет об организации финансовых отделов губернских уездных комитетов Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Этим декретом было утверждено Положение об организации финансовых отделов, губернских уездных исполкомов и одновременно упразднены казённые палаты, акцизные управления и финансовые органы местных самоуправлений. Однако налоги взимались различными органами. Так, продовольственный налог взимался наркоматом продовольствия, подворно-денежный налог - налоговым отделом финансового уездного исполкома, трудовой налог в денежной части - наркоматом финансов, а в натуральной -наркоматом труда.

Гражданская война и хозяйственная разруха привели к политике военного коммунизма. В этот период вводилось плановое снабжение населения товарами первой необходимости (карточная система), трудовая повинность, продразвёрстка. В этих условиях ни о каких цивилизованных способах пополнения государственной казны не могло быть и речи. Действие всех налогов было приостановлено, а налоговый аппарат полностью расформирован.

С поворотом к новой экономической политике, провозглашённой в 1921 г., начался процесс поэтапного восстановления финансовой системы государства. В соответствии с Положением о Народном Комиссариате финансов (далее Наркомфин), утверждённым ВЦИК 26 июля 1921 г., в составе этого комиссариата было создано организационно-налоговое управление, которое позднее переименовали в управление налогами и государственными доходами. В губернских и уездных финансовых отделах восстановлены без особых изменений налоговые подразделения. Был сформирован штат финансовых инспекторов, которые осуществляли контроль за взиманием прямых налогов.

Ослабленность органов налогового контроля и полное отсутствие данных для определения платёжеспособности различных категорий налогоплательщиков заставляли государство обращаться к наиболее примитивным способам налогообложения. Советское правительство прибегло к крайне упрощённому, но гарантирующему достаточные поступления общегражданскому налогу, к уплате которого привлекалось всё трудоспособное население, поделённое на разряды. В 1923 г. были введены

единый сельскохозяйственный налог, промысловый и подоходный налоги, налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений, гербовый сбор. Необходимость увеличения налоговых поступлений привела к широкому развитию косвенного налогообложения, были введены акцизы на табак, спички, спиртные напитки и пиво, сахар, керосин и смазочные масла, текстильные изделия.

В 1925 г. было принято Положение о наружном налоговом надзоре, где определялись права, обязанности, задачи и функции финансовых инспекторов, их помощников и финансовых агентов. На наружный налоговый надзор возлагалось обследование плательщиков налогов, изучение источников их доходов, объектов обложения. Взимание прямых налогов осуществляли финансовые агенты; взимание акцизов - инспектора косвенных налогов, а сельскохозяйственного налога - волостные и районные исполкомы. Руководство этим процессом возлагали на наркоматы финансов СССР, союзных и автономных республик, на областные, губернские, окружные и уездные финотделы. Для осуществления своих функций органы налогового контроля были наделены широкими полномочиями по проведению проверок. Им предоставлялось право производить осмотры торговых учреждений и подакцизных предприятий, причём в случаях крайней необходимости допускалось производство осмотров даже в ночное или нерабочее время. При принудительном взыскании налогов финансовые органы имели право производить опись, арест и продажу с публичного торга принадлежащего недоимщику имущества и строений, обращать взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от третьих лиц или находящиеся на текущих счетах в кредитных учреждениях.

К 1930 г. налоговый аппарат Наркомфина СССР превысил 17 тыс. человек, часть из которых работала в финансовых органах, а остальные входили в аппарат наружного налогового надзора. Реформа 1930 г. внесла изменения в организацию налогового аппарата. Основным звеном системы стала налоговая инспекция - структурное подразделение районных и городских финансовых отделов. Руководство и контроль над ними осуществляли налоговые отделы краевых, областных и городских (с районным делением) финансовых органов, управления налогов и сборов наркоматов финансов союзных республик и Наркомата финансов СССР.

Организационным подразделением городской (районной) налоговой инспекции был налоговый участок, в функции которого входил контроль за правильностью исчисления налогов и своевременным их перечислением. В 1937 г. налоговые участки были сформированы на селе. Должностными лицами налоговой инспекции районного и городского финансовых отделов были налоговые инспектора и налоговые агенты. Налоговые инспектора осуществляли контрольную деятельность, а налоговые агенты осуществляли приём налоговых и страховых платежей от сельского населения, вели учёт налогоплательщиков и объектов обложения, исчисляли платежи, учитывали их поступления, вручали гражданам платёжные извещения.

В 1949 г. в соответствии с Положением о налоговой инспекции районных и городских финансовых отделов и налоговых ревизоров в районах и городах, не имеющих районного деления, действовали налоговые инспекции, состоящие из старшего налогового инспектора, участковых налоговых инспекторов, их помощников, налоговых агентов в сельской местности и работников бухгалтерии. Структура и штатная численность каждой инспекции определялись количеством налогоплательщиков и территориально-экономической характеристикой города (района). В крупных городах в состав налоговых инспекций входили инспекторы по налогам с заработной платы рабочих и служащих, местным налогам с предприятий и с государственной пошлины.

Особое значение придавалось контролю за взиманием налогов со стороны вышестоящих финансовых органов. Такие функции осуществлял специальный аппарат. Он состоял из ревизоров в краевых и областных финотделах, а также из ревизоров, старших и главных ревизоров в министерствах финансов союзных республик и в Министерстве финансов СССР.

В 1959 г. была произведена очередная перестройка в структуре налоговых органов. Управление налогов и сборов, налоговые отделы и инспекции были переименованы соответственно в управления, отделы и инспекции государственных доходов. Их функции практически не изменились. Управление государственных доходов Министерства финансов СССР занималось:

• планированием поступлений налогов и других доходов в целом по Союзу и союзным республикам;

• проверкой выполнения плана поступлений платежей в государственный бюджет;

• разработкой проектов ставок налога с оборота на промышленные и продовольственные товары;

• проведением ревизий и проверок по государственным доходам в министерствах финансов союзных республик, а также в местных финансовых органах.

В союзных республиках аналогичные функции выполняло управление государственных доходов министерства финансов союзной республики. В краях, областях, автономных республиках, автономных областях, национальных округах были созданы отделы государственных доходов. Структурными элементами управлений, отделов были подразделения по налогу с оборота, отчислений от прибыли и прочих доходов.

В функции городских и районных инспекций по государственным доходам входили: контроль за выполнением планов государственных доходов, а также за правильным исчислением и своевременным поступлением всех платежей в бюджет.

Городские и районные инспекции являлись структурными подразделениями районного (городского) финансового отдела исполкома соответствующего Совета народных депутатов. Численный состав инспекций зависел от объёма выполняемых работ. Возглавлял инспекцию начальник, если в штате было свыше десяти сотрудников, или старший инспектор, если менее десяти. Руководство работой инспекции осуществлял заведующий городским (районным) финансовым отделом. Он решал вопросы приёма на работу, перемещение с одной должности на другую, определял порядок работы инспекторского состава. На сотрудников районных и городских инспекций возлагался контроль за поступлением от предприятий платежей в бюджет, проведение документальных проверок по полученным отчётам, ведение учёта предприятий и организаций, обязанных вносить платежи в бюджет. Действующая система налоговых органов сохранялась до 1990 г.

В связи с переходом к рыночным отношениям, возникла необходимость не только радикальных перемен в налоговом законодательстве, но и в реорганизации налоговых органов. В 1990 г. вместо управлений, отделов и инспекций государственных доходов были образованы Главная государственная налоговая инспекция Министерства финансов СССР, Государственная налоговая инспекция министерств финансов союзных и автономных республик и аналогичные подразделения в областных, краевых, окружных, городских, районных финансовых аппаратах.

В январе 1992 г. учреждается Государственная налоговая служба - отдельный, независимый от Министерства финансов орган исполнительной власти федерального уровня. Указом Президента РФ № 1635 от 23 декабря 1998 г. Государственная налоговая служба преобразована в Министерство по налогам и сборам РФ.

С принятием первой части Налогового кодекса Российской Федерации возникла необходимость повышения эффективности функционирования налоговых органов. Одним из важнейших направлений модернизации является совершенствование организационной структуры Министерства по налогам и сборам РФ и его подразделений. С этой целью предполагается осуществить переход территориальных налоговых органов на функциональный принцип организации деятельности, введение типовых организационных структур, осуществление оптимизации и перераспределения численности работающего в них персонала в пределах установленных численности и фонда оплаты труда работников налоговых органов, проведение мероприятий по укрупнению инспекций министерства.

Таким образом, можно выделить следующие основные этапы эволюции органов налогового контроля в России.

1. Становление податной системы государства (появление специальных чиновников, ведавших сбором налогов) (IX - середина XVI в.).

2. Формирование налоговых органов (появление специальных органов, ведавших сбором налогов и контролем за их поступлением в казну в масштабе государства) (вторая половина XVI - первая половина XIX в.).

3. Податной этап (придание статуса должности «податной инспектор») (вторая половина XIX в. - 1917 г.).

4. Этап социалистического контроля (1918-1991 гг.);

5. Органы налогового контроля в условиях рыночной экономики (1991 г. - по настоящее время).

Рассмотрев эволюционные этапы становления и развития налоговых органов России, следует

отметить, что история органов налогового контроля отражает существенные особенности экономического и политического развития России, структура самих налоговых органов учитывает национальные аспекты страны, а эволюция налоговых органов в целом обусловливалась стоящими перед обществом задачами, его культурным и экономическим потенциалом.

1. Повесть временных лет / Перевод Д.С. Лихачева и Б.А. Романова; под ред. В.П. Адриановой-Перетц. М.; Л., 1950. Ч. 1.

2. ЗиминА.А. Реформы Ивана Грозного. М.: Соцэкгиз, 1960.

3. Озеров И.Х. Основы финансовой науки. Вып. 1. Учение об обыкновенных доходах: Курс лекций, читанных в С.-Петербургском и Московском университетах. 4-е изд. М., 1911.

4. Финансы Российского государства в правление Императрицы Елизаветы Петровны // Финансы. 1997. № 2. С. 78.

5. Анисимов Е.В. Россия без Петра 1725-1740. СПб.: Лениздат, 1994.

6. Троицкий С.М. Финансовая политика русского абсолютизма в XVIII в. М.: Наука, 1966.

7. Ровинский К.И. Податная инспекция в России. (1885-1910). Очерк деятельности податной инспекции за 25 лет ее существования в связи с развитием прямого обложения. СПб., 1910.

8. Сабуров П. Материалы для истории русских финансов 1866-1897 гг. СПб., 1911.

УДК 336.221.4

Н.Ю. Симонова

Академия бюджета и казначейства, г. Москва

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

The Special taxation treatments are one of the form of the small business stimulation. In our country the simplified system of taxation and the system in the manner of united tax on imputed income are used alongside with the usual system of taxation. The Development and improvement of these taxation treatments must promote more quick quantitative and qualitative growth of small businesses.

Формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, как показывает мировой опыт, различны. Одним из наиболее часто применяемых методов стимулирования развития малого бизнеса является установление специальных режимов налогообложения.

В нашей стране наряду с обычной системой налогообложения малые предприятия могут применять упрощенную систему налогообложения и систему в виде уплаты единого налога на вмененный доход.

Упрощенная система налогообложения была введена Федеральным законом № 222-ФЗ от 29 декабря 1995 г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» и вступила в действие с начала 1996 г. Согласно этому закону субъекты малого предпринимательства получили возможность самостоятельного выбора способа налогообложения (общеустановленного или упрощенного). На новую систему налогообложения могли переходить предприятия, соответствующие определенным критериям: с численностью работающих не более 15 человек, совокупным размером валовой выручки не более 100 000-кратного минимального размера оплаты труда и индивидуальные предприниматели [1]. Применение упрощенной системы налогообложения предусматривало для организаций - замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период; для предпринимателей - замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью. При этом предприятиям предоставлялось право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.

Планировалось, что введение в действие этого закона вызовет количественный рост субъектов малого бизнеса и максимально облегчит положение уже существующих предприятий и предпринимателей, а также выведет из «тени» значительную их часть.

Однако эти надежды не оправдались. По данным налоговой службы, на 1 января 2000 г. действовало около 890 тысяч малых предприятий, из них численность до 15 человек имело около 500 тысяч, на упрощенную же систему перешло всего около 3 % всех предприятий [5, с. 257].

К причинам, в результате которых сложилось такое положение, можно отнести следующие:

- жесткие критерии перехода на новую систему налогообложения;

- оплату стоимости патента до начала осуществления предпринимательской деятельности;

- отсутствие возможности покупателей продукции малых предприятий засчитывать «входной» НДС, что приводило к экономической нецелесообразности сделок с ними. Малые предприятия при

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.