Научная статья на тему 'Этапы экскурсионной работы Русского музея'

Этапы экскурсионной работы Русского музея Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
507
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЮРО ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ СЛУЖБЫ / ЭКСКУРСИЯ / ЛЕКЦИЯ / БЕСЕДА / РУССКИЙ МУЗЕЙ / ЭРМИТАЖ / BUREAU OF EDUCATIONAL SERVICES / EXCURSION / LECTURE / CONVERSATION / RUSSIAN MUSEUM / THE STATE HERMITAGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Туминская Ольга Анатольевна

Историческое развитие служб просвещения в Русском музее является новой темой для исследования. Русский музей (ранее Русский музей Императора Александра III) открылся в 1898 г. и сразу же привлек внимание публики. В нем образовалось три отдела: художественный, историко-бытовой и этнографический. Первые сотрудники музея Альберт Николаевич Бенуа, Павел Александрович Брюллов и Петр Иванович Нерадовский были хранителями художественного отдела. Одновременно с деятельностью по сбору, экспонированию, хранению и реставрации разнообразных художественных ценностей музея они вели просветительскую работу с приходящей в музей публикой. Практически сразу высветились проблемы по ее организации. Хранителям художественного отдела явно не хватало на нее производственных сил. Заниматься ею могли бы отдельные сотрудники в обозначенное штатным расписанием время. Возросший интерес к коллекциям музея у зрителей и исторические события потребовали кадровой и структурной перестройки музея. В 1928 г. было основано бюро просветительской службы, которое положило начало последующей многопрофильной работе со зрителем. В тексте приводятся ссылки на ранее неопубликованные архивные документы. Период, о котором идет речь, охватывает несколько эпох: от времени открытия музея в конце XIX в. до первых десятилетий XXI в. За это время Русский музей сменил название, став в 1925 г. именоваться Государственным Русским музеем и сместил акценты в работе с публикой. К моменту открытия Русского музея Императора Александра III в 1898 г. его наследником Николаем II собрание музея было достаточно разрозненным и небольшим по объему, включало всего 445 живописных работ, около 100 произведений скульптуры, около 1000 рисунков, гравюр и акварелей, а также около 5000 памятников старины, составивших коллекцию христианских древностей (иконы и изделия декоративно-прикладного искусства Древней Руси). Просветительская работа в музее в XXI в. ведется с применением современных технологий, открывающих новые возможности общения со зрителем, однако лекция, экскурсия и беседа остаются востребованными формами работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of excursion work of the Russian Museum

The historical development of educational services in the Russian Museum is a new topic for research. The Russian Museum (formerly the Russian Museum of Emperor Alexander III) opened in 1898 and immediately attracted the attention of the public. The museum had three departments: the Art Department, the Historical Department and the Ethnographic Department. The first employees of the museum were Albert Nikolaevich Benua, Pavel Aleksandrovich Bryullov and Petr Ivanovich Neradovsky were the custodians of the Art Department of the Museum of Emperor Alexander III. They, along with the work on collecting, exhibiting, storing and restoring a variety of artistic values of the museum carried out educational work for the public coming in on preliminary requests to the museum, and immediately highlighted the problems of organizing educational work, which individual employees could do at the time indicated by the staff list, for the custodians of the Art Department clearly lacked the productive forces for this work. In 1928, the Bureau of Educational Services was founded in the State Russian Museum, which marked the beginning of all subsequent extensive, diverse, multidisciplinary work with the audience. The text contains links to previously unpublished archival documents. The period in question covers several epochs: from the opening of the museum at the end of the 19th century until the first decades of the 21st century. During this time, the Russian Museum changed its name, becoming in 1925 called the State Russian Museum, and changed the focus of work with the public. Educational work at the museum in the 21st century conducted with the use of new technical possibilities of communication with the audience, but lecture, excursion and conversation are still in demand.

Текст научной работы на тему «Этапы экскурсионной работы Русского музея»

2018

ВОПРОСЫ МУЗЕОЛОГИИ

Т. 9. Вып. 2

МУЗЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В МУЗЕЕ

УДК 069.1; 371.65

Этапы экскурсионной работы Русского музея

О. А. Туминская

Государственный Русский музей,

Российская Федерация, 195186, Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4

Для цитирования: Туминская О. А. Этапы экскурсионной работы Русского музея. 2018. Вопросы музеологии, 9 (2), 162-171. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2018.203

Историческое развитие служб просвещения в Русском музее является новой темой для исследования. Русский музей (ранее — Русский музей Императора Александра III) открылся в 1898 г. и сразу же привлек внимание публики. В нем образовалось три отдела: художественный, историко-бытовой и этнографический. Первые сотрудники музея — Альберт Николаевич Бенуа, Павел Александрович Брюллов и Петр Иванович Нерадов-ский — были хранителями художественного отдела. Одновременно с деятельностью по сбору, экспонированию, хранению и реставрации разнообразных художественных ценностей музея они вели просветительскую работу с приходящей в музей публикой. Практически сразу высветились проблемы по ее организации. Хранителям художественного отдела явно не хватало на нее производственных сил. Заниматься ею могли бы отдельные сотрудники в обозначенное штатным расписанием время. Возросший интерес к коллекциям музея у зрителей и исторические события потребовали кадровой и структурной перестройки музея. В 1928 г. было основано бюро просветительской службы, которое положило начало последующей многопрофильной работе со зрителем. В тексте приводятся ссылки на ранее неопубликованные архивные документы. Период, о котором идет речь, охватывает несколько эпох: от времени открытия музея в конце XIX в. до первых десятилетий XXI в. За это время Русский музей сменил название, став в 1925 г. именоваться Государственным Русским музеем и сместил акценты в работе с публикой. К моменту открытия Русского музея Императора Александра III в 1898 г. его наследником Николаем II собрание музея было достаточно разрозненным и небольшим по объему, включало всего 445 живописных работ, около 100 произведений скульптуры, около 1000 рисунков, гравюр и акварелей, а также около 5000 памятников старины, составивших коллекцию христианских древностей (иконы и изделия декоративно-прикладного искусства Древней Руси). Просветительская работа в музее в XXI в. ведется с применением современных технологий, открывающих новые возможности общения со зрителем, однако лекция, экскурсия и беседа остаются востребованными формами работы.

Ключевые слова: бюро просветительской службы, экскурсия, лекция, беседа, Русский музей, Эрмитаж.

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2018

История

Русский музей — первый в стране государственный (публичный) музей русского изобразительного искусства. Он был основан в 1895 г. по Указу императора Николая II1, который исполнил своеобразное духовное завещание своего отца: «Будущий музей виделся императору не только как хранилище произведений искусства, но и как выставочный центр, стены которого были бы открыты для всего нового и талантливого. Таким образом, стремясь придать общему движению русского искусства определенное единство и целостность, что соответствовало целям проводимой им внутренней политики, Александр Александрович изначально рассматривал передвижников, Императорскую академию художеств и будущей музей как взаимосвязанные элементы одной структуры. В передвижниках он увидел ту необходимую силу, которая способна оплодотворить пришедшую в упадок Академию и задать определенный художественный и идеологический уровень коллекциям предполагаемого музея. Художественный вкус Александра III не отличался изощренностью, однако и не был грубым. Сдержанная, благородная красота, добротность исполнения и занимательность сюжета — вот основные критерии, по которым император оценивал произведение. Именно в таком "непрофессионализме" взгляда, пожалуй, и стоит искать действительные причины его глубокого интереса к изобразительному творчеству. Он был подлинным "любителем", то есть искренно любил искусство, и эта любовь естественно распространялась на тех, кто искусству служил»2.

Положение о музее было утверждено указом Николая II от 14 (26) февраля 1897 г. В положении представлены следующие условия, подчеркивающие особый статус музея: «Произведения художников, находящихся в живых, подлежат помещению на 5 лет в Музей Императорской академии художеств и только по истечении этого срока могут быть окончательно переведены в Русский музей императора Александра III, с согласия и по выбору управляющего оным»3; «Предметы, помещенные в музей и составляющие его собственность, никогда отчуждаемы или передаваемы в другое учреждение быть не могут»4; «Управляющий музеем назначается высочайшим именным указом и непременно должен быть членом Императорского Дома»5.

Русский музей был открыт для посетителей 19 марта 1898 г. Его первым посетителем стал император Николай II, который осмотрел залы, где расположилась коллекция даров его отца — Александра III. Император ознакомился с экспозицией и остался доволен увиденным6.

1 Николай II. Об учреждении особого установелния под названием «Русский музей императора Александра III» и о представлении для сей цели приобретённого в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом. № 11532. Полное собрание зконов Российской империи, собрание третье. (СПб.: 1895), 15: 189.

2 Климов П. Ю., 1999. С. 58-59.

3 Николай II. Положение о Русском музее императора Александра III. № 13730. Полное собрание законов Российской империи, собрание третье. (СПб.: 1897), 17: 58-59.

4 Там же.

5 Николай II. 1897. С. 58-59.

6 Русский музей Императора Александра III. 1898. Нива 12: 236-240.

Изначальное формирование собрания Русского музея основывалось на переданных в фонд нового музея личных приобретениях императора Александра III. Царская семья оказала неоценимую поддержку не только на первых порах существования музея русского искусства в Санкт-Петербурге, но и впоследствии. Известны случаи дарения ценных предметов древнерусского искусства, при этом император оставался лицом неизвестным7.

Заявки на экскурсии поступали от разных учреждений и организаций, и все они были рассмотрены и удовлетворены. С первых лет существования Русского музея его посещали по предварительным заявкам в основном группами, но бывали и отдельные посетители8. Вели экскурсии хранители фондов и сотрудники изначально сформированного художественного отдела. Необходимо было «организовывать экскурсии на определенные темы, связанные с материалом Музея, то есть иметь в виду выставку постоянного характера и периодические выставки в Отделе... Вести их пока один раз в неделю, во внеслужебное время, не после 4 час. Поручить их преимущественно персоналу Музея»9. Основные темы экскурсий: «Техника иконописи», «Реставрация икон», «Музейные хранения икон», «Общий обзор собрания памятников древнерусского искусства в Музее», «Древнерусская живопись — Новгородская иконопись», «Древнерусская живопись — Московская иконопись». Хранителями коллекций и сотрудниками художественного отдела были академик П. А. Брюллов и профессор Альберт Н. Бенуа, которые проводили экскурсии по всей коллекции Русского музея. Первые шаги по систематизации коллекции, подготовке к выставкам, экспонированию, хранению и реставрации показали, насколько богат фонд и какие большие возможности для экспонирования уникальных предметов могут быть предложены сотрудниками для формирования выставок или постоянных экспозиций.

С 1909 г. в Русском музее стал работать Петр Иванович Нерадовский, автор первой хронологически выстроенной экспозиции Русского музея, открывшейся в 1922 г.

С 1901 г. товарищем (заместителем) управляющего Русским музеем был граф Дмитрий Иванович Толстой, представитель знаменитого дворянского рода и выдающийся искусствовед. С 1909 по 1918 г. он занимал пост директора Императорского Эрмитажа, совмещая две ответственные должности. Забота о создании экспозиции для осмотра публикой ложилась в том числе и на плечи директора Эрмитажа. Были созданы экскурсионные ячейки. Служившие там экскурсоводы проводили с посетителями экскурсии в основном по залам второго этажа, так называемые обзоры. Почти сразу после открытия Русского музея встал вопрос о продлении часов его работы, так как публика активно посещала выставки.

В имперский период российской истории музеи находились в ведении общественных организаций. Так, в столице они функционировали при географических, исторических, археологических обществах, а в регионах России — при губернских ученых архивных комиссиях, статистических и церковно-археологических коми-

7 Отчет Русского музея Императора Александра III за 1914 год. Пг.: типо-литогр. «Энергия».

1915.

8 Ведомственный архив Государственного Русского музея (ВА ГРМ). ф. ГРМ (I). Оп. 1. Ед. хр. 482. Л. 15.

9 ВА ГРМ. Ф. ГРМ (I). Оп. 6. Ед. хр. 181. Л. 4.

тетах и т. п. Отдельные музеи находились в частных владениях. При этом не существовало единой законодательной базы в сфере сохранения культурного наследия и центрального учреждения, которое занималось бы его охраной. После Февральской революции для этих целей были созданы художественно-исторические комиссии, а после установления советской власти к работе по просвещению народа, в том числе через реорганизованную систему музеев, была привлечена часть интеллигенции.

В 1917 г. Русский музей Императора Александра III изменил наименование, став Русским музеем. Изменился и характер публики, что в своих воспоминаниях отмечает хранитель Эрмитажа граф Д. И. Толстой10.

Идея о централизации музейного управления была осуществлена советским правительством 28 мая 1918 г., когда при Наркомпросе был создан отдел по делам музеев и охране памятников. Параллельно с ним функционировало музейное подразделение при научном отделе, в ведении которого находились естественно-научные и технические музеи. Отдел по делам музеев и охране памятников решал вопросы, связанные с разработкой программы музейного строительства, управлением развития музейного законодательства, организацией музеев и выставок, проведением экскурсий, реставрацией памятников и т. д. К работе отдела привлекались опытные искусствоведы, реставраторы, архитекторы. На местах при отделах народного образования (ОНО) были сформированы местные органы управления музейным делом, которые действовали под руководством Наркомпроса. Изменения в организации работы коснулись и Русского музея. Была выработана новая форма правления: директором стал А. А. Миллер, а комиссаром (то есть представителем советской власти) — Н. Н. Пунин11.

На прошедшем 11 февраля 1919 г. в Петрограде первом Музейном съезде12 народный комиссар А. В. Луначарский на этом собрании выступил с предложением разделять музеи на две части: музей-фонд и музей-выставка. Еще одним тезисом наркома стала идея организации небольших выставок, которые должны были привлекать в музеи широкие народные массы.

Создание в ноябре 1920 г. Главполитпросвета при Народном комиссариате просвещения ознаменовало закрепление жесткого государственного контроля над работой музейного отдела. После реорганизации Наркомпроса данный отдел 11 февраля 1921 г. был преобразован в Главмузей, входивший в состав академического центра. Это событие окончательно завершило процесс формирования государственных структур в сфере управления музейным делом.

Одно из первых преобразований Русского музея в новом социалистическом государстве относилось к пропагандистской функции искусства. Расширение про-светительско-экскурсионных обязанностей музея выразилось в избрании в мае 1921 г. совета музея из представителей вех его отделов с включением представителей научной общественности Петрограда. В состав музея вошли П. И. Нерадов-

10 Блинов, 1992. С. 330-362.

11 Там же. С. 350.

12 Торжественное открытие конференции по делам музеев состоялось 11 февраля 1919 г. в 3 часа дня во Дворце искусств. Конференция должна была открыться в понедельник, 10 февраля, но вследствие того, что московские делегаты не могли вовремя прибыть в Петроград, пришлось перенести открытие на 11 февраля.

ский (председатель), Д. И. Митрохин, Альберт Н. Бенуа, Н. Е. Лансере, С. Л. Яремич, Р. П. Черепнин, В. В. Воинов, С. Ф. Платонов, А. П. Иванов, Д. В. Айналов, А. П. Смирнов.

Тематика экскурсий и лекций

На совещании художественного отдела от 22 июня 1920 г. были определены темы лекций:

«[...] Организовать цикл лекций на материале Русского Музея и устроить теперь же временную аудиторию для лекций:

1. Пенсионеры Петра Великого и русская живопись первой половины XVIII в.;

2. Русское искусство при Екатерине и Павле;

3. Русское искусство Александровской эпохи;

4. Русское искусство Николаевской эпохи»13.

Как видим, вся тематика связана с периодом XVIII — первой половины XIX века, то есть лучше всего в музее был представлен тот раздел русского искусства, который впоследствии будет назван империалистическим. В раздел «Империалистическое искусство» входит и период второй половины XIX и конца — начала XX века. По всей вероятности, эта часть коллекции еще не была так актуальна для зрителей и составляла почти современное им искусство, интерес к которому возникнет чуть позднее. Вторая причина — открытие в 1856 г. и активное формирование коллекции Государственной Третьяковской галереи. Для сравнения: в 1867 г. для широкой публики в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». Ее коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров. В собрание П. М. Третьякова входили работы лучших художников второй половины и конца XIX в. Особая направленность деятельности Русского музея состояла в том, что его работа протекала под наблюдением совета Императорской академии художеств и в условиях полной отчетности перед Министерством императорского двора. Финансовые вспоможения и отчеты о приобретениях рассматривались комиссией, в которую входил «августейший управляющий» — великий князь Георгий Михайлович. Напомним, что основная часть коллекции состояла из предметов культового назначения и ранее принадлежала лично императору Александру III, что не может не наложить отпечаток на тщательность, скрупулезность и серьезную постановку всех видов деятельности молодого тогда еще музея.

Отдельно уделено внимание сбору информации о деятельности и судьбе первых сотрудников художественного отдела Русского музея, которые были и первыми просветителями и (в скобках указаны годы работы в музее) Альберт Николаевич Бенуа (1895-1918 (?)), Павел Александрович Брюллов (1897-1912) и Петр Иванович Нерадовский (1909-1931) .

В первой половине 1920-х годов, после выступления А. В. Луначарского с его знаменитым тезисом о первостепенной важности пропагандистской работы в музеях, велась деятельность по определению экскурсионных маршрутов в художественных музеях и выработке методики взаимодействия со зрителем.

13 ВА ГРМ. Ф. ГРМ (I). Оп. 6, ед. хр. 181. Л. 1, об.

Наркомпрос строил свою работу на ответственном распределении экскурсоводов по запросам публики. В Русском музее долго работали специалисты, присланные из главного руководящего органа. Своих штатных экскурсоводов музей не имел вплоть до 1928 г., когда и было создано бюро просветительской работы, но и оно скорее заострило проблему отсутствия подготовленных экскурсоводов, которые бы смогли снять часть нагрузки с сотрудников художественного отдела, в чьи обязанности не входили консультации и общение с непрофессиональной публикой. Художественный отдел запрашивал по три сотрудника на отделы (всего девять человек). В 1929 г. была образована Главнаука. Полномочия этого органа распределялись на музеи Москвы и Ленинграда, в том числе Эрмитаж и Русский музей. По музеям водили экскурсии большей частью сторонние сотрудники. В середине 1930-х годов Наркопрос, передавший свои полномочия Главнауке, разделился на два филиала (московский и ленинградский). В этих городах и были организованы экскурсионные бюро при музеях.

Бюро просветительской работы

и основные направления его деятельности

В 1928 г. в Русском музее создается Бюро просветительской службы, из которого произошла разветвленная структура всех направлений работы со зрителем. Из архивных документов (план работы бюро просветительной работы, проект организации читальни, сведения о работе художественного отдела за 1928 и 1929 гг.) узнаем:

«Деятельность Бюро охватывает:

1. Работу с массовым посетителем, выражающуюся: а) в организации и укреплении связи между Музеем и его массовым посетителем путем устройства открытых заседаний с широким привлечением общественных организаций и музейных работников; б) в организации лекций и курсов (Рабочий Университет и др.) по вопросам искусства, этнографии и быта, применительно к организации открытых лекций-докладов для широкой аудитории.

2. Ведение просветительной работы вне стен Музея. Организация, при наличии соответствующих условий, временных выставок, докладов и лекций по вопросам искусства, этнографии и быта.

3. Популяризационно-издательскую работу: издание в контакте с Отделами, Издательской Комиссией и Издательством Русского музея серии путеводителей, листовок и прочих печатных материалов, как облегчающих массовому посетителю ознакомление с коллекциями Музея, так и пропагандирующих среди широких масс населения сведения о нем.

4. Экскурсионную работу: а) участие в работе при подготовке и переподготовке руководителей экскурсий и б) осуществление контроля над всеми лицами, руководящими экскурсиями по музею в смысле знаний музейного материала.

5. Экспозиционную работу, выражающуюся: а) в создании новых выставок, временных и постоянных; б) составлении предварительных заключений по представленным Отделениями в Советы Отделов планам экспозиции;

в) в разработке вопросов о приспособлении существующей экспозиции с возможными частичными видоизменениями к наиболее целесообразному ее использованию неподготовленным массовым посетителем; г) разработка подробного этикетажа, вспомогательных надписей, планов, таблиц, списков, географических карт и пр.».

В конце 1930-х годов первые штатные экскурсоводы Русского музея П. З. Мель-цер, Д. М. Мигдал, О. В. Спицына проводили экскурсии в музее наравне с представителями сторонних организаций. Специалисты Главнауки наравне с музейными сотрудниками ведущих музеев страны принимали публику в стенах Русского музея и Эрмитажа. Экскурсий проводилось много. Так, из источников отдела рукописей и фотодокументов Государственного Эрмитажа узнаем, что «сотрудники Картинной галереи, равно как и сотрудники исторических комнат Эрмитажа просят дирекцию музея способствовать четкой организации посещений выставочных пространств. Например, хорошо бы ввести предварительные заявки на экскурсии и иметь в виду, что для публики приемным днем определен четверг»14.

Печатные труды по истории просветительской службы

Русского музея

Главная историко-хронологическая линия представлена через логику изложения фактов в публикациях А. К. Лазуко. Как указывает автор, к концу 1940-х годов «полифоническая система органов просветительской работы сложилась в единый организм»15.

Строгим ходом рассуждения отличается описание экскурсионной работы в монографии О. А. Туминской16. В книге содержатся важные сведения об основных вехах работы со зрителем на протяжении почти целого века: в довоенное время, эпоху Великой Отечественной войны, послевоенные годы, когда была открыта экспозиция Русского музея (1946). Отражены такие важные события, как: создание научно-методического совета при отделе научно-художественной пропаганды под руководством Г. Е. Лебедева; открытие экспозиции советского искусства и расширение обзорной экскурсии; лекции и внемузейная работа лектория, охватившая всю страну; реорганизация в 1974 г. отделов научной пропаганды как знак признательности и важности работы на этом поприще; создание отдела художественных музеев Российской Федерации как консультативно-практического органа для связи методической и пропагандистской деятельности художественных музеев бывшего Советского Союза; выступление на конференциях и семинарах, обмен опытом и повышение квалификации. Упоминается ответственная работа следующих сотрудников: О. В. Томилиной, О. Ф. Петровой. Э. В. Кузнецовой, С. М. Жаворонко-вой, Н. В. Мальцева, Н. А. Федоровой, А. Ф. Дмитренко, А. И. Кия. Основная категория посетителей — взрослые люди, но очень важна и детская аудитория. О формах и методах работы с детьми разных возрастов в течение ХХ в. можно прочесть в вос-

14 Отдел рукописей и документального фонда Государственного Эрмитажа (ОРДФ ГЭ). Ф. 1. Оп. 5. Д. 456. Л. 226-232.

15 Лазуко, 2009. С. 400.

16 Туминская, 2018.

Научный сотрудник Русского музея Е. Н. Гусева проводит экскурсию в Академическом зале для курсантов военного училища. Октябрь 1972 г. Фотограф В. Н. Кюнер. Сектор архива изображений Государственного Русского музея. А-31372

поминаниях Р. А. Гельман и в статьях, раскрывающих достижения современной работы с детьми (М. В. Потапова и Б. А. Столяров). Масштаб работы по изучению возраста, статуса, предпочтений и вкусов посетителей музея в течение длительного времени раскрывается в статье сотрудников отдела социально-психологических исследований М. В. Потаповой и Н. В. Иевлевой, со ссылкой на работу таких известных сотрудников их отдела, как В. Н. Козиев и А. В. Губарев.

Яркие, светлые личности очень важны в работе со зрителями. Они почти в буквальном смысле освещают дорогу тем, кто работает рядом, и тем, кто придет впоследствии, используя в работе их достижения. В монографии О. А. Туминской и в статьях коллег упомянуты такие сотрудники, как В. А. Пушкарев, В. В. Добровольская, Е. Ф. Ковтун, О. Ф. Петрова, А. И. Кий, Э. К. Грантынь, В. Г. Лысюк, Л. А. Яковлева, Л. П. Михеева. Они были и остаются примером в своей трудовой деятельности. Русский музей, как живой организм, имеет свою историю, свое настоящее и будущее. Личные воспоминания ветеранов музея С. К. Погадаевой, А. Ф. Дмитренко, И. Ю. Муравьевой, Э. В. Кузнецовой, Н. А. Федоровой, А. Г. Бойко добавляют историческим фактам жизненность и душевную теплоту.

Сегодня, в мире новых технологий, качественно изменился сам подход к восприятию искусства. Открыты новые отделы (культурно-выставочный центр Русского музея, отдел рекламы) и службы (служба информации и коммуникации), работе которых в монографии О. А. Туминской отведено соответствующее место. В историческую экспозицию Русского музея естественно вписались большие плазменные панели и компьютерные экраны, демонстрирующие художественные фильмы и видеоролики об искусстве. Большая часть посетителей, выходя в Интернет прямо в зале музея, дополняет непосредственное впечатление подробными сведениями об увиденных произведениях искусства. В XXI в. нельзя представить себе

людей, пришедших на экспозицию без фотоаппарата или телефона. Можно воспользоваться аудигидом и электронным путеводителем. Однако самым главным, точным, эмоциональным и интересным проводником в мир прекрасного в музее навсегда останется экскурсовод — тот человек, который умеет передать свои знания и любовь к искусству зрителям.

На сегодняшний день коллекция Русского музея насчитывает более 400 тысяч экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства, все его основные виды и жанры, направления и школы более чем за тысячу лет, с Х по XXI в.

Литература

Блинов С. Г. (публ. и прим.) Революционное время в Русском музее и в Эрмитаже: (Воспоминания графа Д. И. Толстого). Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв. М.: Студия ТРИТЭ: 1992. Климов П. Ю. 1999. Александр Третий и русские художники. Конференция, посвященная итогам научно-исследовательской работы за 1998 г. История коллекций и дворцов Русского музея. СПб.: СПбЦНТИ: 32-33.

Лазуко А. К. 2009. От именного указа императора до сегодняшнего дня. Просветительская деятельность в Русском музее. Музеология — музееведение в XXI веке. Проблемы изучения и преподавания: мат-лы междунар. науч. конф. (СПб., 14-16 мая 2008 г.). СПб.: 388-403. Туминская О. А. 2018. К юбилею Бюро просветительской службы: Материалы по истории отделов научно-художественной пропаганды Государственного Русского музея. СПб.: Дмитрий Буланин.

Статья поступила в редакцию 17 мая 2018 г.; рекомендована в печать 24 июня 2018 г.

Контактная информация:

Туминская Ольга Анатольевна — д-р искусствоведения; rums.2010@yandex.ru

Stages of excursion work of the Russian Museum

O. A. Tuminskaya The State Russian Museum,

Russian Federation, 195186, St. Petersburg, Ingenernaya ul., 4

For citation: Tuminskaya O. A. 2018. Stages of excursion work of the Russian Museum. The Problems of Museology, 9 (2), 162-171. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2018.203 (In Russian)

The historical development of educational services in the Russian Museum is a new topic for research. The Russian Museum (formerly the Russian Museum of Emperor Alexander III) opened in 1898 and immediately attracted the attention of the public. The museum had three departments: the Art Department, the Historical Department and the Ethnographic Department. The first employees of the museum were Albert Nikolaevich Benua, Pavel Aleksan-drovich Bryullov and Petr Ivanovich Neradovsky were the custodians of the Art Department of the Museum of Emperor Alexander III. They, along with the work on collecting, exhibiting, storing and restoring a variety of artistic values of the museum carried out educational work for the public coming in on preliminary requests to the museum, and immediately highlighted the problems of organizing educational work, which individual employees could do at the time indicated by the staff list, for the custodians of the Art Department clearly lacked the productive forces for this work. In 1928, the Bureau of Educational Services was founded in

the State Russian Museum, which marked the beginning of all subsequent extensive, diverse, multidisciplinary work with the audience. The text contains links to previously unpublished archival documents. The period in question covers several epochs: from the opening of the museum at the end of the 19th century until the first decades of the 21st century. During this time, the Russian Museum changed its name, becoming in 1925 called the State Russian Museum, and changed the focus of work with the public. Educational work at the museum in the 21st century conducted with the use of new technical possibilities of communication with the audience, but lecture, excursion and conversation are still in demand.

Keywords: bureau of educational services, excursion, lecture, conversation, Russian Museum, The State Hermitage.

References

Klimov P. Iu. 1999. Aleksandr Tretii i russkie khudozhniki [Alexander the Third and Russian artists]. Konfer-entsiia, posviashchennaia itogam nauchno-issledovatel'skoi raboty za 1998 g. Istoriia kollektsii i dvortsov Russkogo muzeia [Conference on the results of research work for 1998. History of collections and palaces by the Russian Museum]. Saint-Petersburg: SPbTsNTI: 32-33. (In Russian). Lazuko A. K. 2009. Ot imennogo ukaza imperatora do segodniashnego dnia. Prosvetitel'skaia deiatel'nost' v Russkom muzee [From the personal decree of the emperor to today. Educational activities in the Russian Museum]. Muzeologiia — muzeevedenie vXXI veke. Problemy izucheniia iprepodavaniia. Mater. Mezhd. nauchn. konf. SPb., 14-16 maia 2008 g. [Museology — museum studies in the 21st century. Learning and studying problems. Materials by Int. scientific conf. SPb., May 14-16, 2008]. Otv. red. Maiorov A. V. Saint-Petersburg: 388-403 (in Russian). Tuminskaia O. A. 2018. K iubileiu Biuro prosvetitel'skoi sluzhby: Materialy po istorii otdelov nauchno-khudozhestvennoi propagandy Gosudarstvennogo Russkogo muzeia [To the Anniversary of the Bureau of the Educational Service: Materials on the history of the departments of scientific and artistic propaganda of the State Russian Museum]. Saint-Petersburg: Dmitrii Bulanin: 144. (In Russian).

Received: May 10, 2018 Accepted: June 26, 2018

Author's information:

Olga A. Tuminskaya — Dr. of Art criticism, manager of the sector; rums.2010@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.