УДК 159.9
ЭТАПНОСТЬ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ СЕМЕЙНОЙ ГРУППЫ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
© 2021 Я. А. Пашкова
аспирант кафедры общей и социальной психологии e-mail: [email protected]
Воронежский государственный университет
В статье рассматривается феномен групповой субъектности семьи. Впервые раскрывается проблема соотношения этапов жизненного цикла семьи с этапами развития ее субъектности. Развитие субъектности семьи анализируется как процесс, имеющий цикличный характер и включающий определенные этапы: становления, эволюции, зрелости, трансформации / регресса. Делается вывод о том, что выделенные этапы развития субъектности семьи характерны как для целостного жизненного цикла семьи, так и для отдельных этапов этого цикла. Однако содержательное наполнение этапов развития субъектности семьи зависит от конкретного этапа развития семьи как малой группы.
Ключевые слова: семья, семейная группа, семья как групповой субъект, субъектность семьи, жизненный цикл семьи, этапы развития субъектности семьи.
STAGES OF DEVELOPMENT OF SUBJECTIVITY OF THE FAMILY GROUPS: CONCEPTUAL APPROACH
© 2021 Y. A. Pashkova
Postgraduate student, Department of General and Social Psychology e-mail: [email protected]
Voronezh State University
The article deals with the phenomenon of group subjectivity of the family. For the first time, the problem of correlation between the stages of the family life cycle and the stages of development of its subjectivity is revealed. The development of family subjectivity is analyzed as a cyclical process that includes certain stages: formation, evolution, maturity, transformation / regression. It is concluded that the selected stages of the development of family subjectivity are characteristic of both the integral life cycle of the family and individual stages of this cycle. However, the content of the stages of development of family subjectivity depends on the specific stage of development of the family as a small group.
Keywords: family, family group, family as a group subject, family subjectivity, family life cycle, stages of development of family subjectivity.
Одно из общепризнанных положений психологии развития семьи как малой социальной группы состоит в том, что эволюция семьи заключается в прохождении ею ряда последовательных и взаимосвязанных этапов, которые в своей совокупности образуют жизненный цикл семьи [Васильева 2005; Воронович, Воронович 2010; Карабанова 2004; Навайтис 1999; Хейли 1995; The Changing Family... 1989]. В данном понятии слово «цикл» означает не только определенный набор и порядок следования
этапов, но и то, что в своем единстве они задают известную завершенность процесса жизнедеятельности семьи. Жизненным этот цикл называется потому, что охватывает всю семейную историю - от рождения семьи через этапы ее формирования, развития и до прекращения существования в связи с распадом или смертью ее членов. Понятие жизненного цикла семьи используется учеными для объяснения различных процессов, происходящих в семье с течением времени. Исследователи рассматривают каждый этап в жизни семьи как имеющий свою собственную структуру, отражающий различные ее проблемы и достижения, накопление которых способствует переходу семью на следующий этап развития. Например, проблемы и трудности, с которыми сталкивается семья на первом этапе своей жизнедеятельности как супружеская пара, не имеющая детей, существенно отличаются от тех, с которыми встречается семья, имеющая детей подросткового возраста. Успех семьи может быть измерен тем, насколько хорошо она адаптируется к новым вызовам и переходит на новый этап развития.
Этап развития семьи - определенный ограниченный во времени период ее жизнедеятельности как малой социальной группы, как целостного группового субъекта. На континууме жизнедеятельности семьи, который охватывает ее полный жизненный цикл, этап развития выступает неким хронологическим отрезком, имеющим две главные характеристики: а) качественная специфика семьи в этот момент времени (состояние / модальность присущих ей свойств и процессов, особенностей и функций, иерархического строения и ролевых позиций и т.п.); б) появление ближе к концу конкретного этапа его отличительного новообразования (новой структуры семьи, новых функций семьи, новых психологических свойств семьи и др.).
Этап развития семьи так или иначе обусловлен совокупностью событий, происходящих с нею и в ней в определенный временной промежуток, которые указывают на изменение членства в семье, трансформацию свойственных ей и ее членам психологических и социально-психологических характеристик, преобразование способа, с помощью которого семья прибегает к самоорганизации в пространственном, интерактивном, коммуникативном и иных планах. Например, взросление ребенка, переход его к юношескому возрасту, когда он проявляет значительную долю самостоятельности и автономности, не означает того, что родители прекращают выполнять собственно родительские роли, а демонстрирует как раз изменения в пространственной, интерактивной, функциональной организации семьи как группы.
Этапность развития семьи символизирует преемственность этой малой группы в течение всего периода ее существования, традиционно называемого в социальной психологии жизненным циклом семьи. Обобщая представленные в литературе классификации этапов жизненного цикла семьи, обозначим следующую их последовательность:
- этап формирования семьи (от момента регистрации брака и создания семьи до рождения первого ребенка);
- этап поступательного движения и совершенствования семьи (от появления детей до их взросления и социализации);
- этап расцвета семьи (от становления самостоятельности, независимости детей и до пика в профессиональной карьере супругов как ниши для новых форм самореализации и развития семейного потенциала);
- этап распада / завершения жизни семьи (от выхода мужа и жены на пенсию до смерти одного из супругов).
Считаем, что исследование развития семьи с позиции социально-психологической концепции группового субъекта [Гайдар 2013] позволяет получить новые научные данные об этом процессе, поскольку в этом случае традиционный взгляд на развитие семейной системы, представленный в социальной психологии
концепциями жизненного цикла семьи, дополняется ее рассмотрением как группового субъекта. В результате открывается возможность уточнить специфику развития такой разновидности группового субъекта, как семья.
Семья как групповой субъект представляет собой систему взаимозависимых и взаимодействующих личностей - членов семьи, включенных в нее не только и не столько формально, сколько прежде всего психологически, причем в основе этой психологической включенности лежат родовые (генетико-биологические) связи и связи социально-психологической природы. Семейный групповой субъект, как и любой другой субъект, в процессе своей жизнедеятельности формируется, развивается, совершенствуется, преобразуется, а в определенных ситуациях и исчезает. Субъектность семьи состоит в ее способности быть субъектом. Она выражается в субъектном потенциале семьи, который может проявиться в определенных видах активности семейной группы, но может так и остаться нереализованной возможностью.
Особо подчеркнем, что на каждом этапе жизненного цикла семьи в той или иной степени проявляется ее субъектность. При этом логично предположить, что развитие субъектности семьи имеет тот же цикличный характер, что и развитие семьи на всем протяжении ее существования как малой группы.
Семейная субъектность формируется на основе событий и промежутков времени между событиями, прожитыми семьей. Возьмемся утверждать, что по аналогии с этапами развития семьи, из которых складывается ее жизненный цикл, можно говорить об этапах развития семейной субъектности. Переходы от одного этапа семейной субъектности к другому также представляют собой определенные события истории семьи. Семейная группа не всегда продуктивно переживает переход от одного этапа развития ее субъектности к другому. Мы можем говорить о стабильных и кризисных этапах развития семейной субъектности [Выготский 2003; Пашкова, Гайдар 2020; Поливанова 2000]. Подчеркнем, что, говоря о кризисных этапах, мы имеем в виду прежде всего так называемые нормативные кризисы, то есть такие периоды в жизни семьи, которые являются вполне закономерными, ведут к более или менее успешному разрешению возникших противоречий и не сопряжены с какими-либо «патологиями» в функционировании семейной системы.
Для стабильных этапов развития субъектности семьи характерно постепенное и поступательное движение вперед, без каких-либо выраженных преобразований. В это время семья накапливает, совершенствует свои функции, качества, способности, в которых и выражается ее субъектность. Как целостный субъект семья демонстрирует стабильность, устойчивость к внешним и внутренним изменениям, сохраняет отношение к себе как к активному участнику / инициатору взаимодействия с социумом, проявляет осознанность и саморефлексию, готовность к совместным действиям с окружающей средой. В рамках стабильного этапа развития незначительное изменение какого-либо компонента в структуре и/или функциях семьи не приводит к потере ее субъектности. Семья преобразуется, но согласованно с меняющимися ее элементами, без ущерба для групповой субъектности.
Однако если происходят какие-то нарушения в функционировании того или иного компонента семьи или он исчезает совсем, возникает риск для сохранения ее субъектности на прежнем уровне. В таких случаях наступает кризисный этап в развития субъектности семьи. В этот период изменения в семейной системе наиболее заметны и отличаются негативной симптоматикой. Учитывая общую логику кризисного развития, подробно описанную в психологической литературе, можно ожидать, что в середине кризиса, когда он выражен наиболее ярко, семья может заметно снизить или вовсе потерять свою субъектность (приобрести статус несубъекта), а по его окончании либо вновь станет полноценным субъектом, обретя те
или иные психологические новообразования, либо останется с несформированной субъектностью, либо вовсе разрушится как система. Причины формирования / неформирования субъектности семьи по окончании кризисного этапа могут быть самыми разнообразными - от исходного невысокого уровня ее субъектности, достигнутого к началу кризисного этапа, специфики социальной ситуации жизнедеятельности семьи и до особенностей субъектных характеристик каждого члена семьи, влияющих на общую субъектность семейной группы.
Поскольку цикличность является одним из фундаментальных свойств развития любой системы (социальной, природной и др.) [Симанова 2018], семейная субъектность как системный феномен также наделена этой особенностью. Акцентируем идею о том, что в границах жизненного цикла семьи можно проследить следующие этапы развития семейной субъектности: становления, эволюции, зрелости, трансформации / регресса. Особо поясним, что последний из названных этапов, в зависимости от актуальных условий жизнедеятельности семьи как субъекта, может приобретать определенные вариации: трансформация может быть прогрессивной (ведет к повышению уровня субъектности семьи при переходе ее на новый этап развития) или регрессивной (обусловливает потерю накопленных субъектных потенциалов семьи, снижение уровня ее субъектного развития, и тогда момент перехода на новый этап сопровождается такими регрессивными проявлениями, как либо стагнация семьи, либо ее распад как целостного субъекта и как социальной системы). Цикличность указанной последовательности проявляется в том, что аналогичный ход развития субъектности семьи можно наблюдать и на каждом из этапов ее развития в рамках целостного жизненного цикла.
Так, например, на первом этапе жизненного цикла семьи - этапе ее формирования - можно выявить следующие этапы развития ее субъектности:
• становление - заключается в определении внешних и внутренних границ образовавшейся семьи, адаптации мужа и жены к новым - супружеским - ролям с одновременным снижением значимости ролей сына и дочери в своих родительских семьях, установлении норм и правил взаимодействия, общения, организации совместной деятельности, начальном формировании «Мы-концепции» семьи как группового субъекта (осознании единства семейной системы и взаимосвязанности ролей мужа и жены, осмыслении супружеских обязанностей, переживании эмоциональной близости и синтонности);
• эволюция - выражается в расширении спектра функций семейных ролей супругов, совершенствовании принципов поведения семьи как группового субъекта, внутрисемейных взаимодействия и коммуникации, дальнейшем развитии «Мы-концепции» семьи как группового субъекта (принятии и осознании согласованного характера партнерских отношений, укреплении взаимопонимания между супругами, образовании интеллектуального единства семейной группы, в том числе относительно отражения присущих ей особенностей);
• зрелость - отражается в единстве и самоорганизации совместной деятельности супругов, их взаимной эмоциональной привязанности, готовности совместно преодолевать возникающие трудности, накоплении ресурсов для перехода к следующему этапу развития, обретении «Мы-концепцией» семьи как группового субъекта содержательной и структурной определенности (осознании семейной структуры и иерархии, осмыслении возможностей семьи в улучшении своих функций, становлении контуров семейной идентичности);
• трансформация / регресс - состоит в изменениях субъектности семьи в связи с появлением первого ребенка. Это событие в жизни семьи знаменует ее переход на новый этап развития. Этот переход сам по себе может иметь кризисный характер,
что обусловлено освоением новой структуры семьи (расширившейся с рождением ребенка), новых обязанностей и ролей супругов, ставших родителями. Если семья демонстрирует способность продуктивно справляться с возникшей кризисной ситуацией, она, постепенно преодолевая ее, обретает новый опыт, наращивает свой субъектный потенциал. Иными словами, имеет место прогрессивная трансформация семейной субъектности (в смысле ее обогащения, углубления). Если семья проявляет неспособность преодолеть кризисную ситуацию, это означает, что она переходит к этапу регрессивной трансформации своей субъектности, что в зависимости от конкретной ситуации может выразиться в застое ее дальнейшего развития или в полной потере групповой субъектности.
В качестве еще одного примера проследим эти же этапы развития субъектности семьи на таком этапе ее жизненного цикла, как поступательное движение и совершенствование:
• становление - согласование и адаптация к родительским позициям, зарождение новых форм совместного взаимодействия в качестве единого группового субъекта, основанного на функциональной реализации новых социальный ролей -матери и отца (перераспределение старых и создание новых правил, форм совместной активности и общения, направленных на воспитание ребенка / детей), развитие «Мы-концепции» семьи как группового субъекта (возникновение понимания деятельностной целостности, единонаправленности и согласованности при реализации воспитательной функции семьи), образование родительской идентичности;
• эволюция - расширение числа функций родительских ролей и укрепление позиций матери и отца как единой родительской пары, изменение видов и форм совместного взаимодействия относительно новых условий жизнедеятельности семьи -детско-родительских отношений, совершенствование «Мы-концепции» семьи как группового субъекта (принятие семьей себя как единого субъекта, реализующего воспитательную функцию), становление родительской идентичности в форме субъектной идентичности семьи (ощущение тождественности с семейной / родительской системой, развитие интегративных тенденций в психологии семейного субъекта, осуществляющего воспитательную функцию как первоочередную для него);
• зрелость - осознанность родительской значимости, принятие и совершенствование родительских ролей и позиций, реализация различных форм совместной активности родителей и ребенка, сформированность родительской идентичности (групповое самосознание и групповая саморефлексия в отношении воспитательной деятельности семьи как единого субъекта), эволюция «Мы-концепции» семьи как группового субъекта (формирование представлений о семейной структуре и иерархии во взаимоотношениях «ребенок - родитель», групповая осмысленность в перспективах развития родительского потенциала);
• трансформация / регресс - на данном этапе развития субъектности семейной группы возможно прохождение ею кризисного периода. При появлении вторых и последующих детей, их взрослении и столкновении в связи с этим с определенными сложностями субъектность семьи будет подвергаться изменению: возможна трансформация социальных ролей семьи (смена видов совместной активности семьи или полное ее отсутствие в силу приобретения новой или потери прежней социальной роли), в «Мы-концепции» семьи как группового субъекта ожидаема инверсия осознанности / неосознанности родительских функций, принятия / непринятия себя семьей в качестве разобщенного / единого группового субъекта).
В качестве результатов успешного перехода от одного этапа развития субъектности семьи к другому мы предлагаем рассматривать определенные
психологические новообразования, свидетельствующие о росте уровня ее субъектности. Так, новообразованием этапа становления субъектности семьи может выступать формирование взаимосвязанности и взаимозависимости супругов (на первом этапе жизненного цикла семьи - этапе формирования) или высокий уровень самоорганизованности семьи (на третьем этапе жизненного цикла семьи - этапе ее расцвета). Новообразованием этапа эволюции субъектности семьи может служить сформированное самосознание семьи как группового субъекта (на втором этапе жизненного цикла семьи - этапе ее поступательного движения и совершенствования) или превалирование индивидуальной субъектности над групповой (на четвертом этапе жизненного цикла семьи - этапе ее распада / завершения жизни). Новообразование этапа зрелости субъектности семьи может найти свое выражение в сформированности субъектной позиции семьи в отношениях с социальным окружением (на втором этапе жизненного цикла семьи - этапе ее поступательного движения и совершенствования) или в высоком уровне психологического единства семейной группы в совокупности его составляющих - интеллектуального, эмоционального, волевого единства (на третьем этапе жизненного цикла семьи - этапе ее расцвета). Наконец, в качестве новообразования этапа трансформации / регресса субъектности семьи можно рассматривать рост уровня рефлексивности семейной группы как вариант прогрессивной трансформации (на первом этапе жизненного цикла семьи - этапе формирования) или обретение статуса несубъекта как вариант регресса (на четвертом этапе жизненного цикла семьи - этапе ее распада / завершения жизни).
Таким образом, исследование развития субъектности семьи как малой группы должно учитывать этапный и цикличный характер этого процесса. Другими словами, семья в ходе своей жизнедеятельности проходит определенные этапы развития групповой субъектности:
1) этап становления, на котором зарождается субъектность семьи как малой группы;
2) этап эволюции, на котором происходит расширение и укрепление субъектных свойств семьи, совершенствование структуры и функций ее групповой субъектности;
3) этап зрелости, на котором субъектность семьи достигает высокого (высшего) уровня развития;
4) этап трансформации / регресса, на котором в наибольшей степени выражена нестабильность субъектных характеристик семьи. Последствия этой нестабильности могут проявляться либо в прогрессивной трансформации, влекущей за собой рост уровня семейной субъектности, либо в регрессивной трансформации, приводящей к застою в развитии субъектности семьи, а в предельном варианте - к ее распаду.
Цикличность развития субъектности семьи заключается в том, что описанная последовательность этапов субъектогенеза характерна как для целостного жизненного цикла семьи, так и для каждого из его отдельных этапов.
Библиографический список
Васильева, Э. К. Семья и ее функции / Э. К. Васильева. - Москва : Статистика, 2005. - 187 с. - Текст : непосредственный.
Воронович, Д. В., Воронович Е.Д. Жизненный цикл семьи и удовлетворенности браком / Д. В. Воронович, Е. Д. Воронович. - Текст : непосредственный // Психологическая студия: сборник статей студентов, магистрантов и преподавателей кафедры психологии УО «ВГУ им. П.М. Машерова» / под редакцией С.Л. Богомаза, В.П. Волчок. - Витебск : УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2010. - Вып. 4. - С. 28-32.
Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - Москва : Смысл: Эксмо, 2003. - 1134 с. - Текст : непосредственный.
Гайдар, К. М. Социально-психологическая концепция группового субъекта / К. М. Гайдар. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2013. 396 с. - Текст : непосредственный.
Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова. - Москва : Гардарики, 2004. - 319 с. - Текст : непосредственный.
Навайтис, Г. А. Семья в психологической консультации / Г. А. Навайтис. -Москва - Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т: МОДЭК, 1999. - 223 с. - Текст : непосредственный.
Пашкова, Я. А. К вопросу о субъектности семьи в периоды стабильного и критического развития / Я. А. Пашкова, К. М, Гайдар. - Текст : непосредственный // Социальная психология: вопросы теории и практики: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием памяти М. Ю. Кондратьева (12-13 мая 2020 г.). - Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. - С. 430-433.
Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов: учебное пособие для студентов / К. Н. Поливанова. - Москва : Academia, 2000. - 180 с. - Текст : непосредственный.
Симанова, Н. А. Цикличность жизненного пути как норма в планировании семьи и воспитании детей / Н. А. Симанова. - Текст : непосредственный // Исторические, философские и политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2018. - № 4(90). - С. 90-94.
Хейли, Дж. Необычная психотерапия. Психотерапевтические техники Милтона Эриксона / Дж. Хейли. - Санкт-Петербург : Белый кролик, 1995. - 384 с. - Текст : непосредственный.
The Changing Family Life Cycle: A Framework for Family Therapy / eds. by B. Carter, M. McGoldrick. Boston: Allyn & Bacon, 1989. 593 p.