Научная статья на тему 'Этапность осуществления регионального инвестиционного процесса'

Этапность осуществления регионального инвестиционного процесса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОНД / INVESTMENT PROCESS / INVESTMENT RESOURCES / INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF REGION / INVESTMENT FUND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Огоев Алан Урузмагович

В реализации всех этапов регионального инвестиционного процесса следует учитывать, что эффективная реализация комплексных функций требует дефрагментации, направленной на их представление в виде конкретизированных задач, которые являются неотъемлемыми элементами концепции финансирования регионального инвестиционного процесса и нуждаются в дальнейшем развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGING OF REALIZATION OF REGIONAL INVESTMENT PROCESS

In the realization of all stages of regional investment process we should take into the account the fact, that effective realization of complex functions demands defragging, which is aimed at their presentation in the form of concrete goals, which are imprescriptible elements of financing of regional investment process concept and required further development.

Текст научной работы на тему «Этапность осуществления регионального инвестиционного процесса»

УДК 332.146:330.322

А.У. ОГОЕВ

ЭТАПНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Ключевые слова: инвестиционный процесс, инвестиционные ресурсы, инвестиционная привлекательность региона, инвестиционный фонд.

В реализации всех этапов регионального инвестиционного процесса следует учитывать, что эффективная реализация комплексных функций требует дефрагментации, направленной на их представление в виде конкретизированных задач, которые являются неотъемлемыми элементами концепции финансирования регионального инвестиционного процесса и нуждаются в дальнейшем развитии.

A.U. OGOEV

STAGING OF REALIZATION OF REGIONAL INVESTMENT PROCESS

Key words: investment process, investment resources, investment attractiveness of region, investment fund.

In the realization of all stages of regional investment process we should take into the account the fact, that effective realization of complex functions demands defragging, which is aimed at their presentation in the form of concrete goals, which are imprescriptible elements of financing of regional investment process concept and required further development.

Схема регионального инвестиционного процесса (рисунок), на наш взгляд, может быть представлена тремя основными этапами, к которым отнесем: формирование регионального инвестиционного фонда, его рациональное распределение между реципиентами; создание благоприятных условий выполнения инвестиционных обязательств; комплексные функции, которые позволяют реализовать каждый из структурно сложных этапов (соответственно, мобилизация источников инвестиционных ресурсов, выбор и применение инструментов привлечения инвестиционных ресурсов на первом этапе и повышение инвестиционной привлекательности региона и ключевых объектов развития региона на втором).

В этапности реализации регионального инвестиционного процесса в соответствии с общесистемным принципом декомпозиции сложных объектов [1] следует учитывать, что эффективная реализация комплексных функций требует дефрагментации, направленной на их представление в виде конкретизированных задач (например, задачи мобилизации ресурсов прямых и портфельных инвесторов в рамках первой комплексной функции, информационное обеспечение потенциальных инвесторов в рамках второй, корректировка экономических условий хозяйственной деятельности в рамках третьей задачи). Конкретизированные задачи в нашем случае являются неотъемлемыми элементами концепции финансирования регионального инвестиционного процесса и в данном отношении нуждаются в конкретизации и дальнейшем развитии, что позволяет на начальной стадии исследования ограничиться анализом сущности этапов и комплексных функций.

Согласно предложенному определению регионального инвестиционного процесса, первым его этапом является формирование регионального инвестиционного фонда, который представляет собой совокупность инвестиционных ресурсов, вкладываемых, при условии выполнения требований инвесторов к доходности и риску инвестиций, в социально-экономическую сферу субъекта федерации по определенным направлениям, в конкретные отрасли (виды экономической деятельности), предприятия, объекты производственной и социальной инфраструктуры, программы и проекты.

На наш взгляд, целесообразно отметить, что фонд инвестиций региона на данном этапе инвестиционного процесса представляет собой достаточно жест-

ко структурированное образование, поскольку конкретные инвесторы, как правило, ориентированы на вложение средств в строго определенные объекты, однако в силу принципиальных содержательных отличий этих объектов спектр возможных инвестиционных решений может достаточно сильно варьироваться.

Формирование регионального инвестиционного фонда

Повышение

инвестиционной

привлекательности

региона

Рациональное распределение регионального инвестиционного фонда между реципиентами инвестиций

Корректировка экономических условий хозяйственной деятельности

Корректировка нормативноправовых регламентаций хозяйственной деятельности и инвестирования

Разработка и реализация региональной стратегии финансирования инвестиционного процесса

Повышение инвестиционной привлекательности ключевых объектов развития региона

Регулирование состояния окружающей среды объектов инвестирования

Регулирование состояния внутренней среды объекта инвестирования

Корректировка финансовых параметров объектов инвестирования

Создание благоприятных условий выполнения инвестиционных обязательств

Схема поэтапного осуществления регионального инвестиционного процесса

Так, например, если предпочтения инвестора носят региональный характер (что наиболее характерно для органов управления развитием субъекта федера-

ции), то конкретизация инвестиционных решений состоит в последовательном выборе отрасли как объекта инвестирования, и, далее, им может быть определенная целевая программа развития административно-территориального образования и конкретные предприятия, принимающие решения в процессе ее реализации.

В том случае, когда инвестор ориентирован на вложения в определенную отрасль (такая ориентация характерна для негосударственных портфельных инвесторов), его выбор состоит в установлении конкретных предприятий отрасли, соответствующих его представлениям о необходимом уровне финансовой результативности инвестиций. Данное положение, согласно нашим представлениям, позволяет в определенной степени управлять инвестиционным процессом, регулируя объектную структуру регионального инвестиционного фонда на уровне отраслей, программ, предприятий, соответствующем позиции инвестора. Более подробно проблема структуризации регионального инвестиционного фонда и подходы к ее решению должны рассматриваться в ходе раскрытия сущности этапа его рационального распределения, однако здесь следует подчеркнуть, что условием его эффективной реализации является разработка обоснованной стратегии финансирования регионального инвестиционного процесса [4].

Реализация комплексной функции формирования источников инвестиционных ресурсов предполагает, прежде всего, предварительное определение состава потенциальных инвесторов, в составе которых следует различать*:

- прямых, ориентированных на участие в капитале определенных субъектов хозяйствования с целью получения дохода от их операционной деятельности;

- портфельных, для которых характерна ориентация на получение доли собственности в капитале любых предприятий, если это обеспечивает их требования к доходности инвестиций за счет, в первую очередь, роста капитализации прав собственности;

- субъекта федерации в лице органов управления его исполнительной власти, которые ориентированы на использование средств регионального бюджета для создания и развития предприятий, обеспечивающих решение важнейших задач социально-экономического развития региона;

- муниципальные органы управления, которые в ходе инвестирования ориентируются на решение задач, стоящих перед субъектом федерации, аналогичных по сущности, но отличающихся их территориальной локализацией;

- население, которое, выступая в качестве инвестора, ориентировано на аккумулирование сбережений, приносящих доход на уровне компенсирующем инфляцию.

В составе инструментов привлечения инвестиционных ресурсов, выбор и применение которых составляют сущность соответствующей комплексной функции регионального инвестиционного процесса, представляющих собой способы влияния на инвесторов с целью включения принадлежащих им финансовых и материальных средств в региональный инвестиционный процесс, следует рассматривать: информационное обеспечение потенциальных инвесторов; определение состава стратегических инвесторов и их статуса; рациональное использование административного ресурса; развитие регионального фондового рынка, региональной системы банковского кредитования и региональной системы паевых инвестиционных фондов. Оценивая эффективность данных инстру-

* Предлагаемая классификация потенциальных инвесторов - участников регионального инвестиционного процесса - основана на признаке цели инвестирования, а не на особенностях формирования инвестиционного портфеля и, таким образом, не противопоставляет, например, прямых и портфельных инвесторов органам государственной и муниципальной власти, которые могут выступать и в той, и в другой роли.

ментов, необходимо учитывать, что каждый из них в большей или меньшей степени адекватен интересам определенной группе инвесторов [3].

Рациональное распределение регионального инвестиционного фонда между реципиентами инвестиций представляет собой второй этап инвестиционного процесса региона, успешная реализация которого, согласно представлениям автора, имеет принципиально важное значение для согласования интересов субъекта федерации в целом и отдельных инвесторов. Цель данного этапа следует охарактеризовать как решение проблемы структуризации фонда, обеспечивающей инвестирование в отрасли и объекты, развитие которых определяет решение региональных социально-экономических задач и в то же время создает необходимые условия для инвестирования, удовлетворяющие требования инвесторов к результативным финансовым параметрам их вложений.

Отметим, что данная проблема частично решается уже в ходе установления состава и реализации инструментов привлечения инвестиционных ресурсов, комплексное воздействие которых, при условии их рационального сочетания, во многом определяет предметную (пообъектную) структуру региональных инвестиций. Однако при этом, несмотря на активное использование мер государственного регулирования, распределение регионального инвестиционного фонда на первом этапе процесса в большой степени определяется текущей экономической ситуацией, чем перспективами развития региона. Данное положение позволяет обосновать необходимость целенаправленного воздействия на эту ситуацию, которое должно обеспечить повышение инвестиционной привлекательности административно-территориального образования в целом и тех объектов инвестирования, которые являются ключевыми элементами экономического и социального развития региона.

Отметим, что, поскольку регион, как субъект федерации, представляет собой экономическую систему макроуровня, а отдельные объекты инвестирования имеют очевидную микроэкономическую принадлежность, постольку сущность их инвестиционной привлекательности и подходы к ее регулированию существенно отличаются.

При определении методических подходов к реализации такой комплексной функции регионального инвестиционного процесса, как повышение инвестиционной привлекательности региона, следует ориентироваться на те возможности, которыми располагает субъект федерации в пределах его компетенции в части методов административного и экономического управления.

Разрабатывая комплекс мер, которые позволят обеспечить эффективную реализацию комплексной функции повышения инвестиционной привлекательности объектов, определяющих экономическое и социальное развитие региона, необходимо исходить, прежде всего, из того, что каждый из них является элементом региональной социально-экономической системы и, следовательно, к нему в большей или меньшей степени относятся действия по повышению инвестиционной привлекательности региона. Однако, являясь автономным субъектом хозяйствования, каждый из них располагает рядом специфических возможностей влияния на формирование таких важнейших базовых финансовых показателей, как доход и издержки, относимых к компетенции менеджмента хозяйствующего субъекта.

Необходимость выделения в качестве особой части регионального инвестиционного процесса третьего этапа, в основу которого положено создание благоприятных условий выполнения инвестиционных обязательств реципиентов инвестиций, определяется тем, что, несмотря на действия в рамках создания регионального фонда инвестиций в части определения и применения эффективных инструментов привлечения инвестиций и в ходе его рационального распределения посредством создания рациональной макро- и микросреды процес-

са, в конкретных случаях инвестирования, связанных с высоким риском, необходимо предусмотреть специальные меры по их демпфированию.

К таким мерам финансового характера следует отнести, например, формирование системы страхования и перестрахования инвестиционных рисков, предполагающее создание консолидированных страховых фондов за счет средств таких участников, как сами инвесторы, региональные органы государственной и муниципальной власти и средства институтов регионального страхового рынка.

Кроме того, важное значение для решения проблемы обеспечения стабильного положения инвесторов в административно-территориальном образовании имеет реализация ряда организационных мероприятий по формированию специализированных структур по оказанию этим участникам регионального инвестиционного процесса консультационных услуг и услуг по сопровождению локальных инвестиционных процессов. Такие специализированные структуры могут иметь статус государственных, коллективно-долевых или частно-государственных субъектов хозяйствования и специализироваться по отраслевому принципу, а также по принципу национальной принадлежности инвесторов либо совмещать эти подходы.

Располагая всей полнотой информации о социально-экономическом положении региона и тенденциях его изменения, инвестиционных потребностях субъекта федерации в отраслевом отношении, состоянии регионального, национального и международного рынка инвестиций, а также о специфических условиях инвестиционной деятельности в данном субъекте федерации, эти субъекты хозяйствования, по мнению автора, способны точно ориентировать инвестора на предоставлении его ресурсов региональным реципиентам, в наибольшей степени соответствующим его требованиям и, таким образом, существенно активизировать региональный инвестиционный процесс [2].

Эффективная реализация третьего этапа регионального инвестиционного процесса позволит сформировать его замкнутый характер - установить положительную обратную связь с источниками инвестиционных ресурсов, обеспечив стабильность их мобилизации и регулярное удовлетворение инвестиционных потребностей субъекта федерации в стратегической перспективе.

Литература

1. Гиг Дж. ван. Прикладная общая теория систем / Дж. Гиг ван. М.: Изд-во «Мир», 1981.

2. Голубев Г.М. Стратегическое управление инвестированием в основной капитал региона / Г.М. Голубев. СПб.: Изд. дом «Герда», 2005.

3. Копылова В.В. Финансирование инвестиционных проектов / В.В. Копылова. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001.

4. Космин Н.П. Управление развитием проектного инвестирования в регионе / Н.П. Космин. СПб.: Изд-во «Диалог», 2006.

5. Филимонов В.Ф. Основы формирования региональной инвестиционной программы /

В.Ф. Филимонов // Вестник Чувашского университета. 2009. № 4. С. 504-508.

ОГОЕВ АЛАН УРУЗМАГОВИЧ - кандидат экономических наук, соискатель ученой степени доктора экономических наук, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, Россия, Санкт-Петербург (philmari@mail.ru).

OGOEV ALAN URUZMAGOVICH - candidate of economics sciences, competitor of scientific degree of Economics Sciences doctor, St. Petersburg State University of Economics and Finances, Russia, Saint Petersburg.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.