ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Научная статья
УДК 34
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-252-255
NIION: 2003-0059-2/22-257
MOSURED: 77/27-003-2022-02-456
Эталон демократии и демократическая практика: оценка оптимальности
Сергей Олегович Харламов1, Сергей Леонидович Нечай2
1,2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
Аннотация. Рассматриваются аспекты демократических основ осуществления публичной власти в Российской Федерации, анализируются признаки демократического государства, формы осуществления народовластия. Кроме того, затронуты вопросы, связанные с реализацией демократических институтов в сочетании с институтами гражданского общества.
Ключевые слова: принципы демократии, государственный режим, публичная власть, признаки демократического государства, верховенство права
Для цитирования: Харламов С. О., Нечай С. Л. Эталон демократии и демократическая практика: оценка оптимальности // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 2. С. 252-255. https://doi. org/10.24412/2073-0454-2022-2-252-255.
Original article
The standard of democracy and democratic practice: an assessment of optimality
Sergey O. Kharlamov1, Sergey L. Nechay2
1,2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia
Abstract. The aspects of the democratic foundations of the exercise of public power in the Russian Federation are examined, the signs of democracy are analyzed. In addition, issues related to the implementation of democratic institutions in combination with civil society.
Keywords: principles of democracy, state regime, public authority, signs of a democratic state, rule of law
For citation: Kharlamov S. O., Nechay S. L. The standard of democracy and democratic practice: an assessment of optimality. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(2):252-255. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-252-255.
В публикациях многих лет научного и публицистического стиля ведущими демократическими государствами называют страны Западной Европы и США. Оценка эффективности осуществления государственной власти на демократических началах не совсем понятна. Скорее всего, это связано с примером принятия первых демократических Конституций, революционными движениями во Франции и других
западноевропейских стран, борьбой за равноправие мужчин и женщин, построением современной системы защиты прав и свобод, толерантностью и чувством справедливости. Однако все вышеперечисленные события и явления не всегда подкрепляются научно обоснованными теориями и практикой. Скорее всего, это дань традициям и мироустройству обращали внимание на ведущие передовые страны мира.
© Харламов С. О., 252 -
Нечай С. Л., 2022
- Вестник Московского университета МВД России
№ 2 / 2022
JURISPRUDENCE
Проводя некий социологический опрос среди обучающихся было выявлено, что они не могут аргументированно ответить, почему демократическими странами считаются одни, а не другие. Понятно, что речь «про другие» не связана с четко выраженным авторитарным или иным не демократическим режимом правления. В основном преобладает обыкновенная точка зрения простого обывателя: «Я так чувствую». Но вспоминая фильм «Холодное лето 53» для одних это тяжелое время репрессий и гонений, для других светлое время возрождения страны после Отечественной войны с фашисткой Германией. Все это оказывает противоречивое чувство. И в наше время все не однозначно. И поэтому думаем, что актуальность данной статьи вызовет несомненный интерес.
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, д.ю.н., профессор В. Д. Зорькинв в книге «Конституционно-правовое развитие России» отвечает на вопрос: «Нужна ли демократия в России» однозначно: «Несомненно». Но в целом он осторожно подходил к вопросу об идеалах демократии и практики построения правового, демократического государства в России [1].
Вопросы поиска эталона демократии занимали умы великих мыслителей на протяжении всей истории народовластия.
Так, ещё в античные времена, зарождались различные формы народного самоуправления, наиболее известной из которых стала афинская демократия. Такие мыслители и государственные деятели, как Пе-рикл, Платон и Аристотель высказывали свои мнения в пользу или, напротив, в противовес народовластия. По происшествии почти двух тысячелетий в Новое Время, ввиду усложнения социальных и экономических отношений вопросами народовластия были озабочены Дж. Локк, Д. Юм, Т. Гоббса, Ш. Монтескье и др. Демократические революции XVШ-XIX вв. соединили теорию и опыт претворения демократии в трудах Т. Джефферсона, Дж. Мэдисона, А. Токвиля. В новейшее время теоретические концепции эталона демократии находят отражение в трудах таких известных ученых, как Р. Даля, П. Сингера, Д. Белла, К. Поппера. Их труды посвящены, таким глобальным темам, как поискам идеальной демократической модели, критериям демократии, стандартам демократического общества. Например, американский политолог Р. Даль соотносит теорию демократии и практику современного демократического процесса. При сопоставлении особенностей демократического правления с типом экономической системы он указывает на многофакторность данного процесса, в том числе, анализ сложившейся исторической и политической ситуации в государстве [2].
Необходимо отметить, что усложнение социально-
экономического развития и глобализация, как на всем протяжении существования демократической мысли, та и до сих пор оказывают существенное влияние на мнения по поводу идеальных критериев демократии.
В современном мире продолжаются попытки поиска эталона демократии. В настоящее время существует ряд известных и авторитетных мировых индексов демократии: CNTS DataArchive (США), DemocracyBarometer (Швейцария), FreedomHouse (США), Polity IV (США), SGI (Германия), а также индекс журнала «TheEconomist» (Великобритания). Они при помощи различных методик выражают количественные показатели эталона демократии. Указанные индексы рассчитываются неправительственными организациями и изданиями, которые номинально объявляют свою независимость. При этом, следует предположить, что их территориальное расположение и государственная принадлежность (США, Великобритания, Германия, Швейцария) оказывают значительное влияние на аксиологические ориентиры эталона демократии.
В этой связи, Российская Федерация традиционно находится внизу рейтинга государств, соответствующих западным стандартам демократии. Так, по версии британской компания EconomistlntelligenceUnit Россия в ежегодно публикуемом индексе демократии по итогам 2020 года заняла 124-е место. В прошлом году наше государство занимало 134-е место. По версии западного исследования Российская Федерация находится в последней группе индекса «авторитарные режимы» и приравнивается к таким государствам, как Эфиопия (123-е место) и Нигер (125-е место) [3].
Геополитика, исторически сложившиеся западные ценности и субъективный фактор оказывают на рассматриваемые индексы демократии существенное воздействие и смещают вектор эталона в сторону Запада.
Однако, в других демократических государствах, в том числе, в нашей стране данные стандарты не приобретают настолько масштабной организации анализа индекса демократии во всех странах мира. Зачастую они применяются только в рамках теоретических исследований.
Между тем, учитывая специфику исторического развития нашего государства, ментальности и опыта демократического развития России создание масштабного отечественного индекса демократии, его популяризация и проведение сравнительного анализа с состоянием демократии в других странах позволило бы показать реальное положение российского народовластия.
Мы полностью не можем ответить на вопрос «Есть ли демократия в России или ее нет», но некоторые размышления мы представим исследователям, читателям.
Анализируя первоначальный текст Конституции
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Российской Федерации, за который мы проголосовали в 1993 году, можно еще раз сделать вывод, что в нем изложены все достижения в области права, циви-лизационных ценностей, норм гуманитарного права и сохранения преемственности поколений. Во многом принятие Конституции Российской Федерации повлияло на стабилизацию политической ситуации в России. Данное обстоятельство подтверждает, что в Конституции Российской Федерации учтен баланс интересов различных политических сил того времени. Сохранение баланса интересов является основой сохранения стабильности в развитии государства и ее политической системы. Мы не хотели бы вступать в дискуссию по вопросу сохранения баланса интересов различных политических сил, социальных групп и др. Наша задача другая. Считаем, что оценка эталона демократии дело тонкое и сложное и в принципе не поддается полному анализу, исходя из того что в мире нет ни одного похожего друг на друга государства. Переложить лекало эталона демократии на государственное (конституционное) устройствокакой-то страны невозможно сказать, что это то, к чему в своем развитии должны стремиться все государства мира.
На наш взгляд схематично основными началами демократического режима являются (в отличие от антидемократического):
Демократический режим Антидемократический режим
1. Верховенство права (верховенство закона). 2. Принцип разделения властей. 3. Многопартийность 4. Политический плюрализм, свобода слова, свобода СМИ. 5. Признание и защита прав и свобод человека и гражданина. 6. Наличие действительного местного самоуправления. Децентрализация публичной власти. 7. Свобода проведения выборов. Альтернативность кандидатур. 1. Политическая целесообразность выше правоустановлений. 2. Сращивание государственного аппарата с правящей партией, классом, группой. 3. Однопартийность, наличие подпольных партий (ячеек). 4. Преследование политических оппонентов, огосударствление СМИ, запрет (иногда тайный) на публичные высказывания. 5. Ущемление прав и свобод, введение чрезмерных обязанностей. 6. Соподчинение нижестоящих органов публичной власти вышестоящим. Жесткое подчинение. 7. Существенные ограничения на участке выборов, безальтернативность.
Перечень конечно не исчерпывающий, мы указали только основные из них.
Погрузившись в действительность Российской государственности можно отметить, что демократические начала в осуществлении публичной власти не опровержимы. Нельзя с полной уверенностью сказать, что наш многонациональный народ достиг эталона, но
основополагающие начала демократии имеются и они развиваются.
В широком общественном обсуждении находится вопрос о верховенстве права и верховенстве закона. Особое внимание общественности вызывают процессы необходимости принятия так называемых антиконституционных законов и иных нормативных правовых актов. К сожалению, простой обыватель не интересуется научным обоснованием принятия законов и вступлением их в силу. Повторимся, все анализируется на чувствах и ощущениях. Запретили курение в общественных местах — ущемление прав и свобод трактует обыватель. Заставляют оформлять полис ОСАГО — оказывают давление и т. д. Широкой общественности, к сожалению, никто не объясняет причины и условия принятия данных законов, а та информация, которая доводилась в ходе обсуждения проекта закона, уже забылась. На наш взгляд, к разъяснительной работе надо широко применять знания студенчества, огромную армию волонтеров и общественные организации.
Несомненным достижением демократических преобразований в Российском государстве является свобода слова. Многие ученые государствоведы, политические деятели отмечают данное достижение как основу демократии [4, с. 109-115]. Но нельзя забывать про пределы реализации свободы слова. Несанкционированные митинги, шествия и другие формы якобы свободного волеизъявления выходят за пределы действия закона и являются правонарушениями.
Список источников
1. Зорькин В. Д. Конституционно-правовое развитие России. М. : Норма : ИНФРА-М, 2011. 720 с.
2. Даль Р. Введение в экономическую демократию. М. : Наука, 1991. 125 с.
3. Democracy Index 2020 : In sickness and in health? // https://www.eiu.com/n/campaigns/democracy-index-2020/ (дата обращения: 07.12.2021).
4. Конституционное право России : учеб. для студентов вузов / науч. ред. В. О. Лучин, Б. С. Эбзеев. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2021.
References
1. Zorkin V. D. Constitutional and legal development of Russia. M. : Norma: INFRA-M, 2011. 720 p.
2. Dal R. Introduction to economic democracy. Moscow : Nauka, 1991. 125 p.
3. Democracy Index 2020 : In sickness and in health? // https://www.eiu.com/n/campaigns/democracy-index-2020/ (date accessed: 12.07.2021).
4. Constitutional law of Russia : textbook for university students / ed. I. N. Luchin, B. S. Ebzeev. M. : UNITY-DANA, 2021.
254
Вестник Московского университета МВД России
№ 2 / 2022
JURISPRUDENCE
Информация об авторах
С. О. Харламов — начальник кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент;
С. Л. Нечай — старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат исторических наук.
Information about the authors
S. O. Kharlamov — Head of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;
S. L. Nechay — Senior Lecturer of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Historical Sciences.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 29.12.2021; одобрена после рецензирования 24.01.2022; принята к публикации 21.02.2022.
The article was submitted 29.12.2021; approved after reviewing 24.01.2022; accepted for publication 21.02.2022.
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МИГРАЦИИ и МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
/ \
Государственно-правовые основы миграции и миграционных процессов. 2-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Под ред. А.С. Прудникова. 535 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Учебное пособие подготовлено с учетом новых теоретических и научно-практических подходов к изучению миграции и ее правового регулирования, обеспечивающих положительную динамику развития миграционных процессов. В частности, в нем нашли отражение такие понятия, как «миграция и миграционная система», «международные стандарты в области регулирования миграции населения», «порядок приобретения гражданства», «правовые основы предоставления статуса беженца и временного убежища».
Дается общая характеристика деятельности государственных органов, участвующих в реализации национальной миграционной политики.
Для студентов, курсантов, слушателей образовательных учреждений МВД России, преподавателей юридических вузов, а также практических сотрудников подразделений органов внутренних дел по вопросам миграции.