Конституционное право, конституционный судебный процесс, муниципальное право
33
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРИНЦИПА ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА
МОСИН Сергей Анатольевич
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопроса вариативности конституционного принципа демократического государства. В процессе исследования автором рассматриваются особенности структуры конституционного принципа демократического государства, дается характеристика вариативности принципа народовластия как его неотъемлемого элемента. Делается вывод о том, что рассматриваемый принцип демократического государства, как и другие основы конституционного строя, обладает определенной структурой, признаки элементов которой определяют вариативность указанного принципа.
Annotation. Article is devoted to consideration to a question of variability of the constitutional principle of democratic state. In the course of research by the author features of structure of the constitutional principle of the democratic state are considered, the characteristic of variability of the principle of democracy as its integral element is given. The conclusion that the considered principle of the democratic state, as well as other bases of the constitutional system, possesses a certain structure which signs of elements define variability of the specified principle is drawn.
Ключевые слова: основы конституционного строя, демократическое государство, конституционный принцип, принцип народовластия, специфические нормы, нетипичные правовые установления, вариативность конституционных установлений, реализация конституционно-правовых основ.
Key words: foundations of the constitutional system, democratic state, constitutional principle, principle of democracy, specific rules, uncharacteristic legal provisions, variability of the constitutional provisions, realization of constitutional and legal foundations.
Отметим, что под демократическим государством понимается организация публичной власти, при которой созданы эффективные механизмы участия населения в управлении делами государства, включая осуществление гражданского контроля над деятельностью органов публичной власти1 . Основное содержание элементов демократического государства закрепляется в ст. 1, 3, 31-33 Конституции Российской Федерации1 2. К принципам демократического государства, в том числе, относится: принцип народовластия - непосредственного политического волеизъявления народа на свободных демократических выборах и референдуме; принцип политического единства общеобязательной воли, формирующийся в процессе демократического соперничества за осуществление власти; принцип политического многообразия, свободы и гласности демократи-
ческого процесса; принцип верховенства права, прав и свобод человека и гражданина; принцип единого и равного гражданства; принцип законности в деятельности государственных органов и их должностных лиц; принцип самостоятельности и гарантированности местного самоуправления; приоритет основополагающих принципов и норм международного права как одной из основ конституционного строя Российской Феде-рации3. Таким образом, как и любое другое установление, лежащее в основах конституционного строя, принцип демократического государства состоит из целого ряда «субпринципов», каждый из которых играет важнейшую роль в формировании демократических основ государства.
Конституционный принцип демократического государства и, соответственно, составляющие его «субпринципы», как и другие ключевые конституционные установления, имеют
1 Васильева С.В., Виноградов В.А., Мазаев В.Д. Конституционное право России : учебник. М. : Эксмо, 2010. С. 151.
2 Конституция Российской Федерации. URL : http://www.
constitution.ru/index.htm (дата обращения: 10.02.2015).
3 Конституционное право Российской Федерации : учебное пособие в определениях, таблицах и структурно-логических схемах / под общ. ред. М.А. Миронова. М. : Известия, 2012. С. 94.
34
Юридическая наука. 2015. № 2
определенную структуру, которая, помимо непосредственно конституционно-правовых принципов, включает в себя такие элементы, как нетипичные правовые установления (например, конституционно-правовые презумпции, фикции, аксиомы) и специфические нормы права (например, нормы-декларации, нормы-цели, нормы-задачи и нормы символы) и которая определяет вариативность данного принципа. Вариативность следует охарактеризовать как наличие признаков правовых категорий, входящих в структуру элементов конституционных принципов, которые проявляются в правовом содержании таких принципов4.
Например, конституционное положение, определяющее, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (принцип народовластия), содержит в себе признаки правовой презумпции, которая предполагает, что данное положение неукоснительно соблюдается участниками правоотношений в рамках избирательной системы. Указанная презумпция может быть опровергнута, если, например, в процессе подготовки и проведения выборов допускаются нарушения, влияющие на объективность волеизъявления. Признаки правовой аксиомы проявляются в том, что наличие рассматриваемого принципа в правовой системе Российской Федерации не требует каких-либо обоснований в силу его неотъемлемости в структуре демократического государства. Признаки юридической фикции в данном принципе отражаются, например, в силу возможных нарушений, не зафиксированных и не установленных надлежащим образом. Вместе с тем, признаки юридической фикции, на наш взгляд, данный принцип содержит в минимальной степени в силу хорошо развитого избирательного законодательства, детально регламентирующего все аспекты избирательного процесса. Аналогичная ситуация складывается и в отношении проявления признаков специфических норм права. Так, в данном принципе в силу указанных причин также в минимальной степени проявляются признаки нормы-декларации, нормы-цели, нормы-задачи и др. При этом, несмотря на эф-
4 Мосин С.А. Вариативность как одна из характеристик основополагающих конституционных установлений // Теория и практика общественного развития. 2014. № 21.
фективную законодательную базу, необходимость совершенствования правоприменительной практики ставит соответствующие цели и задачи по ее дальнейшему развитию, что указывает на наличие признаков указанных специфических правовых норм в рассматриваемом принципе и свидетельствует о потенциале дальнейшего всестороннего развития принципа народовластия. Указанное справедливо в отношении всех остальных «субпринципов», составляющих основы демократического государства в Российской Федерации.
Двойственная природа вариативности, заключающаяся в постоянстве структуры конституционных принципов, с одной стороны, и проявлением признаков какой-либо одной или нескольких правовых категорий и, соответственно, отсутствием проявления признаков других правовых категорий, входящих в структуру, с другой стороны, является, на наш взгляд, одним из способов определения уровня фактической реализации рассматриваемого принципа. Все аспекты реализации принципа народовластия в совокупности (состояние нормативной правовой базы, необходимость устранения пробелов в правовом регулировании, наличие судебных решений, подтверждающих факты нарушения указанного принципа и пр.) в конечном итоге выражаются в наличии признаков тех или иных правовых категорий из числа элементов структуры принципа при оценке его реализации. Например, в случае наличия пробелов в правовом регулировании или правоприменении возникает необходимость их устранения, что свидетельствует о неполной реализации принципа. Это вносит в него в том или ином конкретном случае признаки некоторой декларативности и ставит определенные цели и задачи по исправлению ситуации в будущем.
Полноценная практическая реализация принципа демократического государства, на наш взгляд, является решающим фактором в воплощении основ конституционного строя. Вместе с тем, как и в случае с определением признаков правового государства, нет единых для всех государств, относящих себя к демократическим, критериев, определяющих данный принцип. Следует согласиться с тем, что мировая практика свидетельствует о том, что единого стандарта демократии не существует и не может быть в принципе в связи с широтой диапазонов критериев, по которым таковая
Конституционное право, конституционный судебный процесс, муниципальное право
35
может определяться. Решающим критерием демократии является не устройство политических институтов, а то, в состоянии ли они найти и применить адекватные национальным традициям и культуре способы аккумуляции и выражения интересов общества5.
Таким образом представляется, что конституционный принцип демократического государства, как и другие основы конституционного строя, обладает определенной структурой, признаки элементов которой определяют вариативность указанного принципа.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http ://www.constitution.ru/index.htm (дата обращения: 10.02.2015).
2. Конституционное право России : учебник / С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Маза-ев. - М. : Эксмо, 2010.
3. Конституционное право Российской Федерации : учебное пособие в определениях, таблицах и структурно-логических схемах / под общ. ред. М.А. Миронова. - М. : Известия, 2012.
4. Мосин, С.А. Вариативность как одна из характеристик основополагающих конституционных установлений // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 21.
5. Красин, Ю. Демократический проект в политической реальности России // Конституционное развитие России: задачи институционального проектирования : сб. / сост. Н.Ю. Беляева. - М., 2007.
5 Красин Ю. Демократический проект в политической реальности России // Конституционное развитие России: задачи институционального проектирования : сб. / сост. Н.Ю. Беляева. М., 2007. С. 11-12.