Научная статья на тему 'Международные гарантии демократических основ организации и функционирования государственной власти в Российской Федерации'

Международные гарантии демократических основ организации и функционирования государственной власти в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
273
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кабышев Владимир Терентьевич, Комбарова Елена Валерьевна

Статья посвящена основам организации и функционирования органов государственной власти с точки зрения международных гарантий. Рассматриваются особенности развития демократических институтов в различных государствах. Особо уделяется внимание механизму реализации международных гарантий демократических начал организации власти в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международные гарантии демократических основ организации и функционирования государственной власти в Российской Федерации»

УДК 342.413

DOI 10.24411/2078-5356-2019-10103

Кабышев Владимир Терентьевич Vladimir T. Kabyshev

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного права, заслуженный деятель науки Российской Федерации

Саратовская государственная юридическая академия (410056, Саратов, ул. Вольская, 1)

doctor of sciences (law), professor, professor of the department of constitutional law, honored scientist of the Russian Federation

Saratov state law academy (1 Vol'skaya st., Saratov, Russian Federation, 410056)

E-mail: k_kmp@ssla.ru

Комбарова Елена Валерьевна Elena V. Kombarova

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного права

Саратовская государственная юридическая академия (410056, Саратов, ул. Вольская, 1)

candidate of sciences (law), associate professor of the department of constitutional law

Saratov state law academy (1 Vol'skaya st., Saratov, Russian Federation, 410056)

E-mail: len.kom@rambler.ru

Международные гарантии демократических основ организации и функционирования государственной власти в Российской Федерации

International guarantees of the democratic foundations of the organization and functioning of state power in Russian Federation

Статья посвящена основам организации и функцио- The article is devoted to the basics of the organi-

нирования органов государственной власти с точки zation and functioning of public authorities in terms of

зрения международных гарантий. Рассматриваются international guarantees. The features of the develop-

особенности развития демократических институтов в ment of democratic institutions in various states are

различных государствах. Особо уделяется внимание considered. Special attention is paid to the mechanism механизму реализации международных гарантий де- for implementing international guarantees of democra-

мократических начал организации власти в России. tic principles of the organization of power in Russia.

Ключевые слова: власть, государство, между- Keywords: power, state, international guarantees,

народные гарантии, демократия, функционирова- democracy, functioning, sanctions. ние, санкции.

Выступая ценностным ориентиром разви- сударственной системы, институтов граждан-

тия общества и государства, условием обес- ского общества. В качестве основ конститу-

печения стабильности и преемственности ционного строя первая глава Конституции РФ

власти, гарантией реализации прав и свобод 1993 года закрепляет приоритет прав и сво-

человека согласно общепризнанным принци- бод человека, верховенство права, демокра-

пам и нормам международного права, основы тию (народовластие), государственный суве-

конституционного строя содержат отправные ренитет, федерализм, принцип разделения

начала построения и функционирования го- властей и др.

© Кабышев В.Т., Комбарова Е.В., 2019

Говорить об эффективности деятельности органов государственной власти современной России можно только в тех случаях, когда функционирование институтов представительной демократии происходит во взаимосвязи как с принципами российского конституционного строя, так и с международными гарантиями демократических основ организации государственной власти. В Послании Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года Президент РФ отметил необходимость повышения эффективности работы российского чиновничества, а также цифровизации всей системы государственного управления в целях обеспечения его прозрачности [1]. Создание и эффективное функционирование институтов государственной власти как одного из фундаментальных принципов российского конституционного строя должно стать итогом всей работы по реформированию системы органов власти.

Очевидно, что особенности развития демократических институтов в различных государствах, включая и Россию, обусловлены влиянием внутренних социокультурных, экономических, национальных и иных факторов, однако нельзя отрицать и наличие у нее универсальных черт, без которых демократия будет провозглашена лишь номинально. Базовые принципы построения демократического государства не могут быть сформулированы лишь в доктрине или законодательстве отдельной страны, а должны отражаться в актах международного уровня. Благодаря глобализационным процессам и развитию информационно-коммуникационных технологий значение принципа демократизма за последнее время существенно возросло. Продолжающиеся административная, федеративная и иные реформы, санкции США и стран Запада как следствие возвращения Крыма в Россию, обсуждаемая возможность выхода России из Совета Европы, актуализируют вопросы о соотношении национального международного права, реализации принципа невмешательства во внутренние дела государств, сохранении суверенитета, международных гарантиях организации государственной власти и ряд других.

В узком понимании принцип демократии предполагает установление власти народа и правовых форм участия населения в управлении государством, между тем, широкая трактовка демократии подразумевает «...состояние многообразных институтов функционирующего на началах конституционализма государства» [2, с. 11]. По мнению В.Т. Кабышева, «термин «демокра-

тия» употребляется для обозначения формы государства, политического режима, при характеристике прав и свобод как выражения сущности свободы человека, при анализе общественно-политического движения, мировоззрения и идеологии. Когда мы анализируем тот или иной конституционно-правовой институт, то безусловно касаемся всех этих проявлений, граней этого системообразующего явления» [3, с. 11]. В ряде исследований демократия рассматривается через сам процесс демократизации, то есть «...восприятия демократических ценностей и принципов как международным сообществом в целом, так и отдельными государствами» [4, с. 192]. В России народовластие составляет сердцевину конституционного строя. «Народовластие - власть народа, демократия - это верховенство и полновластие народа. Народ, выступая сувереном во всех областях жизни, сам определяет, как ему организовывать свою власть» [5, с. 298].

В международных документах демократия рассматривается как наиболее оптимальная форма организации и функционирования государственной власти. В преамбуле Устава Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры говорится, что «...закончившаяся ужасная мировая война стала возможной вследствие отказа от демократических принципов уважения достоинства человеческой личности, равноправия и взаимного уважения людей» [6]. Всеобщая декларация прав человека (ст. 29) [7] и Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 14, 21, 22) [8] содержат указание на демократическое общество, построение которого, как наиболее оптимального для реализации индивидуальных интересов, обеспечения провозглашенных прав и свобод, презюмирует-ся. В Декларации тысячелетия ООН содержится заявление о том, что принявшие ее государства не пожалеют сил «...для поощрения демократии и укрепления правопорядка, а также для обеспечения уважения всех международно признанных прав человека и основных свобод, включая право на развитие» [9]. Однако в приведенных актах акцент сделан не на организации государственной власти, а на свойствах демократического общества, необходимым условием которого выступает уважение прав и свобод человека.

В настоящее время Организация Объединенных Наций предпринимает значительные усилия для поддержки демократии и демократического управления. В частности, в Заключительном документе, выработанном главами государств и правительств 25-27 сентября 2015 года в рам-

ках консультаций по вопросам развития после 2015 года, подтверждается приверженность принципам демократии, эффективного управления и верховенства права и подчеркивается необходимость создания благоприятных условий на национальном и международном уровнях для достижения этих целей [10]. Ряд других международных документов также содержат положения о свойствах демократического правления, что представляет для нас больший интерес в связи с темой работы. В Парижской хартии для новой Европы 1990 года утверждалось, что принявшие государства обязуются «...строить, консолидировать и укреплять демократию как единственную систему правления» [11]. Признаками такого правления обозначались: выражаемая в ходе регулярных и свободных выборов воля народа, уважение человеческой личности и верховенство закона. В 2000 году Комиссия по правам человека ООН в резолюции 2000/47 акцентировала внимание на важные законодательные, институциональные и практические меры по упрочнению демократии, а в 2002 году сформулировала элементы демократии. Созданный после упразднения указанной Комиссии в 2006 году Совет по правам человека также принял ряд резолюций, подтвердивших ранее обозначенные свойства демократического правления (резолюции 19/36 и 28/14) [10].

Если проанализировать вышеприведенные положения, содержащиеся в документах ООН, основами организации и функционирования государственной власти выступают следующие: (1) осуществление власти в соответствии с принципом верховенства права; (2) формирование органов власти при проведении всеобщих, свободных и справедливых выборов на основе тайного голосования; (3) функционирование власти на основе разделения властей; (4) открытость, гласность и подотчетность в работе органов государственной власти. Остальные, как указывает С.А. Мосин, выступают по отношению к организации и функционированию государственной власти на демократических началах скорее в роли «субпринципов» [12, с. 33-34].

Конституция России в части 4 статьи 15 закрепляет, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Что же представляют собой международные гарантии? Как указывает А.Н. Талалаев: «Международными гарантиями являются акты, в которых государ-

ство или государства обязуются сделать все от них зависящее, чтобы выполнить заключенный между ними договор» [13, с. 113]. О.И. Тиунов придерживается мнения, более приближенного к концепции, согласно которой международные гарантии не просто формальный акт взятых на себя обязательств, но и совокупность отношений между рядом государств [14, с. 90-91]. Он указывает, что реализация международно-правовых гарантий происходит в конкретных исторических событиях и является неотделимой частью всех элементов международной системы, а также условий ее функционирования, что создает необходимые основания для действия норм международного права.

Можно ли говорить о том, что государства (или квазигосударственные образования, возникшие в условиях нестабильности и конфликтов), полностью отвергающие принципы демократии или явно препятствующие реализации норм международного права, могут быть включены в отношения по гарантированию демократических основ организации и функционирования государственной власти? Очевидно, что нет. Н.С. Симонова справедливо полагает, что международные гарантии представляют собой дополнительные международные обязательства государств-гарантов, принятые в соответствии с международным договором (основным или дополнительным). При этом наиболее методологически верным является рассмотрение международных гарантий в качестве международно-правового отношения со свойственным ему набором элементов (объект, субъекты и содержание), так как в этом случае не только объясняется природа международных гарантий как института международного права, но и подчеркивается регулятивное воздействие его норм на международные отношения [15, с. 4-5].

Можно резюмировать изложенное, обозначив международные гарантии демократических основ организации и функционирования государственной власти как совокупность отношений, складывающихся между государствами и (или) с участием международных организаций, содержанием которых является принятие на себя обязательств по построению такой формы правления, при которой власть осуществляет свое действие в соответствии с принципом верховенства права, органы власти формируются с помощью всеобщих, периодических, свободных и справедливых выборов на основе тайного голосования, реализовывается принцип разделения властей и обеспечена транспарентность и

подотчетность в работе органов государственного управления.

Ключевым элементом обозначенных отношений является добровольное принятие государствами на себя обязательств по формированию демократических форм правления. Следование общепризнанным принципам и нормам международного права при этом вытекает из их приоритета над национальным правом. Международные договоры и принципы определяют сферы, в которых ограничиваются действия государств, и каждая страна должна добросовестно выполнять действующий международный договор и обязана обеспечить соответствие национального законодательства их международным обязательствам. Данные основные положения содержатся, например, в Венской конвенции о праве международных договоров (ст. 27) [16] и Итоговом документе Венской встречи государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 15 января 1989 г. (п. 3).

В советский период утверждалось: «примат международного права приведет к превращению международных организаций в надгосу-дарственные монополии и государственный суверенитет будет утерян» [17, с. 116-117]. К исключительной внутренней компетенции любого государства относились все вопросы, связанные с внутренним строем, - общественно-политическая и социально-экономическая система, государственное устройство и т. п. Однако в настоящий момент нормы международного права, в том числе касающиеся регламентации основ общественно-политического строя, представляют собой не только часть национальной правовой системы многих государств, но и проявление их добровольной воли следовать определенному курсу, как наиболее оптимальному для соотношения коллективных и индивидуальных интересов.

Ключевой признак демократического государства состоит в том, что в таком государстве, по словам Ю.А. Нисневича, высшей социальной ценностью признается человек, его права, формально-юридически закрепленные во Всеобщей декларации прав человека [18, с. 43-44]. Наделение всех граждан равными правами, по мнению Н.С. Бондаря, создает предпосылки равного доступа к государственной службе, что «имеет важное значение в силу наличия исходных возможностей для занятия соответствующих должностей и недопустимость какой-либо дискриминации» [19, с. 403-405].

Также в основных законах демократических государств провозглашается положение, согласно которому источником власти выступает народ (нация), как единая общность. Например, как вытекает из статьи 3 Конституции РФ, многонациональный народ Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве. В сформулированной в постановлении Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 года [20] правовой позиции Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. «Суверенитет многонационального народа России - это не арифметическая сумма воли населения каждого его субъекта, а его сущностная характеристика, означающая, что воля народа универсальна, постоянна, она охватывает все без исключения сферы жизни общества» [21, с. 6]. Как справедливо отмечает В.Д. Зорькин, «участие России в различных международных конвенциях и соглашениях глобального и регионального уровня никак не означает делегирования на этот уровень той или иной части государственного суверенитета России» [22, с. 58].

Международные гарантии демократических основ организации и функционирования государственной власти нашли свое адекватное отражение не только в Конституции РФ 1993 года (ст. 1, 3, 10, 11 гл. 1 «Основы конституционного строя», ст. 81, 95-97 и др.), но и федеральном законодательстве.

Современное российское законодательство развивается на основе демократических начал, создает гарантии осуществления и защиты субъективных избирательных прав. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [23] определяет широкий перечень основных начал, в соответствии с которыми проводятся выборы в органы государственной власти (ч. 2, 3, 5 ст. 3, ст. 4, 5, 6, 7, 9). Указанные отправные положения включены и в другие законы о выборах в России.

Принципы разделения властей и гласности положены в основу деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти (например, ст. 3 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 77-ФЗ «О парламентском

контроле» [24], ст. 3 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [25], ст. 9 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» [26]). Гласность - один из ведущих принципов при подготовке и проведении выборов [27, ст. 8] и референдума [28, ст. 11] в Российской Федерации.

Ярким примером того, что многие государства участвуют в отношениях по реализации гарантий демократических основ организации и функционирования государственной власти, являются совместные разработка и внедрение принципов избирательного права, привлечение к непосредственному участию международных организаций в лице ООН в институтах прямой демократии на отдельных территориях. Эти и другие формы сотрудничества государств соответствуют утвержденному механизму взаимодействия конституций и международного права [29, с. 256].

Реализацией международных гарантий демократических начал организации власти в России можно считать привлечение иностранных (международных) наблюдателей на выборах Президента РФ 18 марта 2018 года. Российская Федерация в полном объеме выполнила свои обязательства по приглашению иностранных (международных) наблюдателей, предоставив им все необходимые организационно-технические и правовые условия для выполнения ими своих задач, организации профессионального, объективного и беспристрастного наблюдения. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в общей сложности аккредитовала 1513 иностранных (международных) наблюдателей из 115 государств Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. Наибольшее количество иностранных (международных) наблюдателей направили входящие в Содружество Независимых Государств Казахстан -226 наблюдателей и Белоруссия - 93 наблюдателя. Дополнительно ЦИК России аккредитовала в качестве наблюдателей 104 зарубежных дипломата из 51 дипломатического представительства в Москве, предоставив им возможность ознакомиться с ходом выборов 18 марта 2018 года на 24 московских избирательных участках [30].

Основы конституционного строя, закрепленные в главе 1 Конституции России, являются гарантией преобразования Российского государства и становления ее государством демократическим и правовым. Однако стоит сказать,

что доктрина конституционного строя и практика реализации основ конституционного строя имеют определенный разрыв.

В последнее время можно встретить высказывания о том, что референдум и свободные выборы все реже используются как институты прямой демократии.

Стоит согласиться со справедливым суждением В.Т. Кабышева и Т.В. Заметиной о том, что «если конституционный строй не базируется на доктрине конституционализма, то есть опасность его движения к «просвещенному авторитаризму», и такие признаки демонстрирует сегодняшнее правление. Путь к конституционной демократии в России труден и тернист. Происходило встраивание принципов разделения властей и парламентаризма в совершенно иную схему» [31, с. 134]. К сожалению, приходится констатировать, что реальность неадекватна конституционным ценностям и принципам.

В нашей стране демократия в ее современном понимании, весьма точно отмечает Б.С. Эбзеев, «явилась не результатом естественно-исторического развития, а следствием общественного выбора, не апробированного историческим развитием общества, а потому требует времени и усилий для адаптации к потребностям теперь уже постиндустриального общества» [32, с. 4]. Заслуживает внимания тот факт, что общественные структуры большей части стран постсоветского пространства оказались не вполне подготовленными к восприятию и обеспечению таких основных положений, как верховенство права, достоинство личности, конституционная демократия, принцип разделения властей, а также общественное согласие, равенство, плюрализм.

Неконституционная модель государственной власти и текст действующей Конституции являются основными причинами «конституционного дефицита». Корень проблемы в реальном соотношении социально-политических сил, несоответствии правотворческой и правоприменительной практики конституционным ценностям, нормам и принципам.

Свою лепту в конституционный дисбаланс вносит уровень правовой культуры общества и прежде всего властвующей элиты. Сохраняют свою актуальность вопросы реализации юридической Конституции в жизни. Процесс осуществления Конституции выступил правовой константой сложившегося конституционно-политического режима, занимающего доминирующую роль в политической системе России.

Но данные проблемы являются внутренним делом России. Международные гарантии демократических основ организации власти и якобы их несоблюдение не могут служить прикрытием для вмешательства во внутренние дела страны.

По мнению членов Временной комиссии Совета Федерации Федерального Собрания РФ по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации, зарубежные попытки вмешаться во внутренние дела России происходят непрерывно с момента образования ее в 1991 году, и в ближайшем будущем противоправная антироссийская политика будет продолжена и даже усилена [33]. Ситуация обострилась в 2014 году после вхождения в состав Российской Федерации Республики Крым и города Севастополя. Результаты референдума, проводимого на территории Республики Крым и города Севастополя, продемонстрировали стремление населения Крыма и Севастополя к самоопределению и вхождению в состав Российской Федерации, реализованное в рамках норм международного права. Демократия представляет собой режим, позволяющий принимать принципиальные государственные решения по воле большинства и при этом учитывать интересы меньшинства.

Таким образом, подводя итог, отметим, что под международными гарантиями демократических основ организации и функционирования государственной власти понимается совокупность отношений, складывающихся между государствами и (или) с участием международных организаций, содержанием которых является принятие на себя обязательств по построению такой формы правления, при которой власть осуществляет свое действие в соответствии с принципом верховенства права, органы власти формируются на основе тайного голосования, реализовывается принцип разделения властей и обеспечена транспарентность и подотчетность в работе органов государственного управления.

Международные гарантии демократических основ организации и функционирования государственной власти нашли свое отражение в действующей российской Конституции и законодательстве. В настоящий момент нормы международного права, в том числе касающиеся регламентации основ общественно-политического строя, представляют собой не только часть российской правовой системы, но и выступают в качестве ориентиров следования определенному курсу, как наиболее оптимальному для соот-

ношения коллективных и индивидуальных интересов. Проведение политики, направленной на сочетание международных гарантий демократических основ организации и функционирования государственной власти с социокультурными, экономическими, национальными и иными условиями призвано обеспечить стабильность государственной системы, высокую эффективность деятельности государственных и общественных институтов, всестороннюю реализацию прав и свобод человека.

Примечания

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 1 марта 2018 г. // Российская газета. 2018. 2 марта.

2. Вохмянин Д.В. Демократизм как конституционно-правовая универсалия // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2013. № 6. С. 11-17.

3. Кабышев В.Т. Конституционный суд защитил демократию (размышления к постановлению Конституционного суда РФ от 22 апреля 2013 г № 8-П) // Ленинградский юридический журнал. 2014. № 2 (36). С. 11-20.

4. Кожевников К.К. Демократия как международно-правовая ценность // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 7 (56). С. 191-196.

5. Кабышев В.Т. С Конституцией по жизни: Избранные научные труды. М.: Формула права, 2013. 320 с.

6. Устав Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры [Принят в Лондоне 16 ноября 1945 г] // Консорциум «Кодекс». Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/docu-ment/1900831 (дата обращения: 15.09.2018).

7. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. 5 апреля.

8. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

9. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций (принята резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года). Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

10. Демократическое управление // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http:// www.un.org/ru/sections/issues-depth/democracy/index. html (дата обращения: 15.09.2018).

11. Парижская Хартия для Новой Европы // Официальный сайт Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. URL: https://www.osce.org/ru/ mc/39520 (дата обращения: 15.09.2018).

12. Мосин С.А. Некоторые особенности исследования конституционного принципа демократического государства // Юридическая наука. 2015. № 2. С. 33-35.

13. Талалаев А.Н. Право международных договоров: действие и применение договоров. М.: Между-нар. отн., 1985. 296 с.

14. Тиунов О.И. Международно-правовые гарантии как средство обеспечения международных договоров // Журнал российского права. 2011. № 4. С. 85-95.

15. Симонова Н.С. Международные гарантии как средство обеспечения выполнения договорных обязательств: новый методологический подход // Международное публичное и частное право. 2015. № 4. С. 3-6.

16. Венская конвенция о праве международных договоров (принята 23 мая 1969 года) // Официальный сайт Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/law_treaties.shtml (дата обращения: 15.09.2018).

17. Ботвин А.И. О принципе невмешательства в современном международном праве // Правоведение. 1968. № 3. С. 116-122.

18. Нисневич Ю.А. Политико-правовой концепт современного демократического государства // Россия и современный мир. 2014. № 4 (85). С. 40-52.

19. Бондарь Н. С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М., 2005. 592 с.

20. Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 25, ст. 2728.

21. Кабышев В.Т. Конституционная система власти в современной России // Вестник СГАП. 1998. № 3.

22. Зорькин В.Д. Право против хаоса: монография. 2-е изд., испр. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. 368 с.

23. Собрание законодательства РФ. 2002. № 24, ст. 2253; 2018. № 28, ст. 4148.

24. Собрание законодательства РФ. 2013. № 19, ст. 2304; 2017. № 14, ст. 2006.

25. Собрание законодательства РФ. 1997. № 51, ст. 5712; 2017. № 1. Ч. I, ст. 3.

26. Собрание законодательства РФ. 1997. № 1, ст. 1; 2018, № 31, ст. 4811.

27. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ (ред. от 04.06.2018) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 8, ст. 740; 2018. № 24, ст. 3417.

28. О референдуме Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 27, ст. 2710.

29. Мингазов Л.Х. Взаимодействие национального права и международного права в конституционно-правовой сфере // Актуальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства. Выпуск 2. Казань, 2007. С. 249-257.

30. Иностранные (международные) наблюдатели на выборах Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года // Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. URL: http://cikrf.ru/analog/prezidentskiye-vybory-2018/ nablyudenie-za-vyborami/mezhdunarodnoe-nably-udenie/mejd_nablyudateli.php (дата обращения: 15.09.2018).

31. Кабышев В.Т., Заметина Т. В. Россия - Крым -Севастополь: размышления конституционалистов (часть I) // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 1 (102). С. 130-143.

32. Эбзеев Б.С. Конституция, власть и свобода в России: Опыт синтетического исследования. М., 2014. 336 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. Мисливская Г. Фабрики фейков. Сенаторы представили доклад о попытках вмешательства в дела России // Российская газета. 2018. 5 марта.

References

1. Message President of the Russian Federation to the Federal Assembly of March 1, 2018. Rossiyskaya gazeta, 2018, March 2. (In Russ.)

2. Vokhmyanin D.V. Democracy as a constitutional-legal universal. Gaps in the Russian legislation. Legal journal, 2013, no. 6, pp. 11-17. (In Russ.)

3. Kabyshev V.T. Constitutional court defended democracy (reflections to the decision of the constitutional court of the Russian Federation of April 22, 2013 no. 8-P). Leningrad law journal, 2014, no. 2 (36), pp. 11-20. (In Russ.)

4. Kozhevnikov K.K. Democracy as an international legal value. Actual problems of Russian law, 2015, no. 7 (56), pp. 191-196. (In Russ.)

5. Kabyshev V.T. With the Constitution on life: Selected scientific works. Moscow: Formula of law Pabl., 2013. 320 p. (In Russ.)

6. Charter of the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (Adopted in London on November 16, 1945). Codex Consortium. Electronic fund of legal and regulatory technical documentation. URL: http://docs.cntd.ru/document/1900831 (accessed 15.09.2018). (In Russ.)

7. Universal Declaration of Human Rights (adopted by the UN General Assembly on December 10, 1948). Rossiyskaya gazeta, 1995, April 5. (In Russ.)

8. International Covenant on Civil and Political Rights (Adopted 12/16/1966 by Resolution 2200 (XXI) at the 1496th plenary meeting of the UN General Assembly). Bulletin of the Supreme Court of the RF, 1994, no. 12. (In Russ.)

9. United Nations Millennium Declaration (adopted by General Assembly resolution 55/2 of September 8, 2000) // Official website of the United Nations. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ summitdecl.shtml (appeal date: 09/15/2018). (In Russ.)

10. Democratic Governance. United Nations official website. URL: http://www.un.org/ru/sections/issues-depth/ democracy/index.html (accessed 09/15/2018). (In Russ.)

11. The Paris Charter for New Europe. Official website of the Organization for Security and Cooperation in Europe. URL: https://www.osce.org/ru/mc/39520 (accessed 15.09.2018). (In Russ.)

12. Mosin S.A. Some features of the study of the constitutional principle of a democratic state. Juridical science, 2015, no. 2, pp. 33-35. (In Russ.)

13. Talalaev A.N. The law of international treaties: the operation and application of treaties. Moscow: Mezhdu-nar. rel., 1985. 296 p. (In Russ.)

14. Tiunov O.I. International legal guarantees as a means of securing international treaties. Journal of Russian law, 2011, no. 4, pp. 85-95. (In Russ.)

15. Simonova N.S. International guarantees as a means of enforcing contractual obligations: a new methodological approach. International public and private law, 2015, no. 4, pp. 3-6. (In Russ.)

16. Vienna Convention on the Law of International Treaties (Adopted May 23, 1969). Official website of the Organization for Security and Cooperation in Europe. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conven-tions/law_treaties.shtml (accessed 15.09.2018). (In Russ.)

17. Botvin A.I. On the principle of non-interference in modern international law. Jurisprudence, 1968, no. 3, pp. 116-122. (In Russ.)

18. Nisnevich, Yu.A. Political and legal concept of a modern democratic state. Russia and the modern world, 2014, no. 4 (85), pp. 40-52. (In Russ.)

19. Bondar N.S. Power and freedom on the scales of constitutional justice: protection of human rights by the Constitutional Court of the Russian Federation. Moscow, 2005. 592 p. (In Russ.)

20. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of June 7, 2000 on the case of checking the constitutionality of certain provisions of the Constitution of the Republic of Altai and the Federal Law "On the General Principles of Organization of Legislative (Representative) and Executive Bodies of the Government of the Subjects of the Russian Federation". Collection of legislative acts of the RF, 2000, no. 25, art. 2728. (In Russ.)

21. Kabyshev V.T. Constitutional system of government in modern Russia. Bulletin of the SGAP, 1998, no. 3. (In Russ.)

22. Zorkin V.D. Right against chaos: monograph. 2nd edition, revised and expanded. Moscow: Norm: INFRA-M Pabl., 2018. 368 p. (In Russ.)

23. Collection of legislative acts of the RF, 2002, no. 24, art. 2253; 2018, no. 28, art. 4148. (In Russ.)

24. Collection of legislative acts of the RF, 2013, no. 19, art. 2304; 2017, no. 14, art. 2006. (In Russ.)

25. Collection of legislative acts of the RF, 1997, no. 51, art. 5712; 2017, no. 1, part I, art. 3. (In Russ.)

26. Collection of legislative acts of the RF, 1997, no. 1, art. 1; 2018, no. 31, art. 4811. (In Russ.)

27. On the Election of Deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation: federal law of 22.02.2014 no. 20-FZ (as amended on 04.06.2018). Collection of legislative acts of the RF, 2014, no. 8, art. 740; 2018, no. 24, art. 3417. (In Russ.)

28. On the referendum of the Russian Federation: federal constitutional law of June 28, 2004 no. 5-FKZ (as amended on 06/18/2017). Collection of legislative acts of the RF, 2004, no. 27, art. 2710. (In Russ.)

29. Mingazov L.Kh. The interaction of national law and international law in the constitutional legal sphere. Actual problems of the theory and practice of constitutional legal proceedings. Issue 2. Kazan, 2007, pp. 249-257. (In Russ.)

30. Foreign (international) observers at the elections of the President of the Russian Federation on March 18, 2018. Official website of the Central Election Commission of the Russian Federation. URL: http://cikrf.ru/ana-log/prezidentskiye-vybory-2018/nablyudenie-za-vybora-mi/mezhdunarodnoe-nablyudenie/mejd_nablyudateli. php (accessed 15.09.2018). (In Russ.)

31. Kabyshev V.T., Zametina T.V. Russia - Crimea -Sevastopol: reflections of constitutionalists (part I). Bulletin of the Saratov state law academy, 2015, no. 1 (102), pp. 130-143. (In Russ.)

32. Ebzeev B.S. Constitution, power and freedom in Russia: The experience of synthetic research. Moscow, 2014. 336 p. (In Russ.)

33. Mislivskaya G. Factory fake. Senators presented a report on attempts to interfere in the affairs of Russia. Rossiyskaya gazeta, 2018, March 5. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.